Анализ произведения «тошнота» (ж.п. сартр)

Восприятие мира вещей в романе ж.-п. сартра "тошнота"

Тошнота жан-поль сартр краткое содержание

Этот роман повествует о разных человеческих чувствах и эмоциях, который испытывает каждый человек, в определенный этап своего взросления. Главный герой все чаще замечает, что изменяется и духовно и физически. Жизнь кажется ему тусклой и нудной, герой испытывает тошноту к своем существованию.

Важной сюжетной линией произведения является любовь главного героя к женщине по имени Анни, с которой он расстался 6 лет назад. Женщина пишет письмо о ом, что хочет увидеть своего бывшего возлюбленного, что запускает определенные механизмы в жизни Рокантена. Женщина пишет письмо о ом, что хочет увидеть своего бывшего возлюбленного, что запускает определенные механизмы в жизни Рокантена

Женщина пишет письмо о ом, что хочет увидеть своего бывшего возлюбленного, что запускает определенные механизмы в жизни Рокантена.

Он едет в Париж, чтобы увидеть свое прошлое, но встречает совершенно изменившеюся женщину. Герой понимает, что их роман уже завершен, и отпускает Анни с другим мужчиной.

В жизни героя постоянно возникают разные люди, которые дают ему определенный опыт и знание. Но главное все эти люди заставляют его испытывать невероятное чувство обреченности. Только музыка помогает справляться с этой серой волной уныния.

Искусство часто спасает героя от страшных образов, которые его преследуют.

Искусство представляется истинным эталоном жизни, которое помогает справиться с жизнью, которая уничтожает все хорошее, что есть в человеке. В романе присутствует линия понимания, что такое жизнь.

Так о смысле жизни Рокантен спорит за обедом с Самоучкой (человек из библиотеки). Самоучка рассказывает, что смысл жизни – это любовь к людям.

Читать краткое содержание Сартр — Тошнота. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Проблематика

  1. Сначала Антуан вместе с читателем отчаянно пытается выяснить, что такое Тошнота и почему она его так мучает. В конце концов, он понимает, что это «бьющая в глаза очевидность» того, что смысла нет. Однако от долгожданного понимания тяжелого состояния легче ему не становится, напротив – теперь нужно как-то преодолеть «тошноту». Можно ли смириться с отсутствием смысла жизни – главная философская проблема романа. Герой ищет свое предназначение, свое место в мире, свой смысл, а читающая публика – вместе с ним.
  2. Не менее остро в романе стоит проблема одиночества. Бесспорно, Антуан одинок. Нам непонятно лишь, наслаждается ли он этим или же тяготится – да и ему самому это непонятно. Видно, что герой страдает от невозможности поговорить о своей болезни, но в то же время он избегает людей. Он свободен от общества и изолирован от мира, но это отчуждение не приносит ему радости. Сартр обрекает своего персонажа на свободу: у Антуана нет графика, следовательно, находится время думать о «тошноте», о которой не подозревают другие, вечно переживающие из-за работы. Герой отчужден, от чего мучается, но от чего не хочет избавляться.
  3. Заметив женское имя и тоску Антуана, читатель предвкушает романтическую историю, которая живет в прошлом героев. Так мы нащупываем проблему любви. Они похожи, но любовь не становится для них стимулом жизни, поэтому их отношения обречены еще в начале произведения. Встреча персонажей дает маленькую надежду на их спасение, однако после лишь усугубляет и без того затрудненное положение.

Тошнота (роман) — Цитаты

«Тошнота» (на французском: La Nausée, первое название «Меланхолия») — роман 1938 года Жан-Поля Сартра, самое известное его художественных произведение.

Вот этого как раз и надо остерегаться — изображать странным то, в чем ни малейшей странности нет. Думаю, что изменился я, — это самое простое решение. И самое неприятное. Но все же я должен признать, что мне свойственны такого рода внезапные превращения. Время слишком емкое, его не заполнишь. Что в него не опустишь, все размягчается и растягивается. Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья. На сотню мертвых историй приходятся одна-две живые. По-моему, понятие «приключение» можно определить так: событие, которое выходит за рамки привычного, хотя не обязательно должно быть необычным. Что-то начинается, чтобы прийти к концу: приключение не терпит длительности; его смысл в его гибели. Три часа. Три часа — это всегда слишком поздно или слишком рано для всего, что ты собираешься делать. Странное время дня. Я знаю, мне хватит четверти часа, чтобы дойти до крайней степени отвращения к самому себе. Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что! Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и всё. Но мне это безразлично. Странно, что всё мне настолько безразлично, меня это пугает. А пошло это с того злополучного дня, когда я хотел бросить в воду гальку. Я уже собрался швырнуть камень, поглядел на него, и тут-то всё и началось: я почувствовал, что он существует. После этого Тошнота повторилась ещё несколько раз: время от времени предметы начинают существовать в твоей руке. Вот ход моих рассуждений: для того, чтобы самое банальное происшествие превратилось в приключение, достаточно его РАССКАЗАТЬ. Это-то и морочит людей; каждый человек — всегда рассказчик историй, он живет в окружении историй, своих и чужих, и все, что с ним происходит, видит сквозь их призму. Вот он и старается подогнать свою жизнь под рассказ о ней. Но приходится выбирать: или жить, или рассказывать. Прошлое — это роскошь собственника. А где бы я стал хранить свое прошлое? Прошлое в карман не положишь, надо иметь дом, где его разместить. Когда ты хочешь что-то понять, ты оказываешься с этим «что-то» лицом к лицу, совсем один, без всякой помощи, и все прошлое мира ничем не может тебе помочь. А потом это «что-то» исчезает, и то, что ты понял, исчезает вместе с ним. По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень. Моя мысль — это я: вот почему я не могу перестать мыслить. я существую, потому что мыслю, и я не могу помешать себе мыслить. Существую. Это что-то мягкое, очень мягкое, очень медленное. И легкое — можно подумать, оно парит в воздухе. Оно подвижно. Это какие-то касания — они возникают то здесь, то там и пропадают. Мягкие, вкрадчивые. У меня во рту пенистая влага. Я проглатываю её, она соскальзывает в горло, ласкает меня, и вот уже снова появилась у меня во рту постоянная лужица беловатой жидкости, которая — ненавязчиво — обволакивает мой язык. Эта лужица — тоже я. И язык — тоже. И горло — это тоже я. Вторник. Ничего нового. Существовал. На мой взгляд людей так же невозможно ненавидеть, как невозможно их любить. Любая из грядущих минут может стать минутой вашей смерти, и, зная это вы способны улыбаться. Ну разве это не достойно восхищения? В дни объявления войны незнакомые люди обнимаются друг с другом, с наступлением очередной весны они расточают друг другу улыбки. Все сущее рождается беспричинно, продолжается по недостатку сил и умирает случайно. Сначала надо оказаться в каких-то исключительных обстоятельствах, а потом ощутить, что вносишь в них порядок. Если эти условия соблюдены, мгновенье становится совершенным. Глупо все время оставаться стоиком — растратишь себя по пустякам. Я свободен: в моей жизни нет больше никакого смысла — все то, ради чего я пробовал жить, рухнуло, а ничего другого придумать я не могу.

Две ипостаси экзистенциального человека.

Камю и Сартр считаются основателями экзистенциализма, хотя Альбер Камю себя экзистенциалистом не считал, но его единственное философское эссе «Миф о Сизифе» считают одним из трудов основополагающих это философское направление, на ряду с «Бытие и ничто» Сартра.

Если вы хотите понять «Постороннего» прочтите для начала «Миф о Сизифе», таким образом, поведение главного героя – Мерсо, не будет вызывать недоумения.

А вот «Тошноту» понять, не составит особого труда, уж там автор разглагольствует о переживаниях Антуана де Рокантена, на добрых трехста страницах, в то время как Мерсо, кажется, вовсе не имеет переживаний. Но это всё поверхностное.

Почему я объединяю эти два произведения в одной статье? Не по тому, что авторы экзистенциалисты (хоть это и отрицали) да и к тому-же какое-то время были друзьями. Всё дело в том, что насколько эти персонажи разные, настолько они и похожи.

Мерсо – француз, живущий в Алжире, работает мелким клерком, узнает, что умерла его мать в приюте для престарелых, едет туда, чтобы похоронить её, мучается жарой во время похорон, а до этого умудряется задремать на ночном бдении.

Читатель не увидит здесь скорби и переживаний и конечно-же возмутиться, «как так, это же мама», но позже мы выясним, что Мерсо и его мать давно стали чужими людьми, ещё до того как тот поместил её в приют, к тому-же персонаж не живет переживаниями, а лишь сиюминутными потребностями.

Далее он встречает девушку по имени Мари, они едут отдыхать к морю, и там Мерсо поддавшись сиюминутному порыву, застреливает одного араба.

Что это за порыв? Там есть длинный фрагмент о том, как влияет на него солнце. И многие берутся объяснять, что это жертва во имя бога солнца (ЧТО?!). Всё гораздо проще: ему было жарко, болела голова, солнце слепило глаза, а ещё явно враждебный араб маячил перед ним с не слишком понятными намерениями. (Ну вспомните себя на 40 градусной жаре. Ведь, хочется же убить и за меньшее, лишь бы не мешали.)

Затем его приговаривают к смерти, а до этого судят, при чем, явно за то, что не плакал на похоронах матери.

Перед днем казни, он вдруг осознает, что не боится равнодушия мира, пусть тот ненавидит его, он только рад. (Вот он, Сизиф, притерпевшийся со своей судьбой и почувствовавший себя, наконец, счастливым.)

Персонажа Сартра – Антуана де Рокантена мы застаем за историческим трудом во французском городе Бувилле. До этого он бывал еще в Центральной Европе и на Дальнем Востоке, где так-же занимался всяческими историческими изысканиями. Только, как следует из его собственного дневника, ни одно из них не было окончено. Его повсюду настигала Тошнота, от которой он бежал. Восемьдесят процентов книги главный герой будет изливать свои переживания насчет того, что жизнь его не имеет смысла, всё вокруг тоже лишено оного, и какое это горе – существовать, и какое у него отвращение вызывают предметы, потому что, те тоже существуют.

Книга заканчивает тем, что он бросает свой научный труд и решает отправиться в Париж, чтобы написать роман. (Который, я подозреваю, он тоже не окончил бы.)

Вот мы и пришли к нашим «чужим».
Мерсо – типаж человека смирившегося с абсурдом, он живет по своим правилам и не нуждается в навязанной морали или религии. Он никуда не бежит, он не знает, что ждет его завтра, но он этого не боится. Он принял Абсурд.
Рокантен – осознал Абсурдность бытия, но так и не смог её принять. Его защитная реакция – Тошнота, почувствовав её он бежит, меняет место и деятельность.

Таковы мы все, когда нас настигает озарение, либо бесстрастны, либо растерянны. Ну а счастливы только те, кого это ещё не настигло.

Как же жить, если нет ни надежды, ни бога, ни смысла?..

Хороших вам книг.

#camus #sartre #existentialism #посторонний #тошнота

Заключение

В этом произведении Сартр очень
тесно связывает проблему смысла жизни человека и дуалистический подход к бытию
и, собственно, к человеку. Человеческое тело есть, и это легко осознать. Настолько
легко, что это осознание становится главенствующим и сквозь это телесное
осознание очень сложно осознать себя как вторую, духовную, составляющую
человека. В результате этого смысл жизни, по «Тошноте», можно установить,
как осознание своей духовной составляющей и приведение её в некое равновесное
состояние с телесной. Ибо что есть тошнота как не пресыщение телесным
осознанием собственного существования и дефицитом духовного осознания? И
итоговая гармония — результат приведения этих осознаний в равновесие, желание
создать то — чего нет, желание созидать и есть духовное осознание, нашедшее
выход.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: