«снег» анализ стихотворения анненского по плану кратко

Анализ стихотворения «снег» (и. ф. анненский)

Иннокентий Анненский — Раззолоченные, но чахлые сады ( Сентябрь )

Razzolochennye, no chakhlye sadyS soblaznom purpura na medlennykh nedugakh,I solntsa pozdny pyl v yego korotkikh dugakh,Nevlastny vylitsya v dushistye plody.

I zhelty shelk kovrov, i grubye sledy,I ponyataya lozh poslednego svidanya,I parkov chernye, bezdonnye prudy,Dano gotovye dlya spelogo stradanya.

No serdtsu chuditsya lish krasota utrat,Lish upoyeniye v zavorozhennoy sile;I tekh, kotorye uzh lotosa vkusili,Volnuyet vkradchivy osenny aromat.

Hfppjkjxtyyst, yj xf[kst cflsC cj,kfpyjv gehgehf yf vtlktyys[ ytleuf[,B cjkywf gjplybq gsk d tuj rjhjnrb[ leuf[,Ytdkfcnysq dskbnmcz d leibcnst gkjls/

B ;tknsq itkr rjdhjd, b uhe,st cktls,B gjyznfz kj;m gjcktlytuj cdblfymz,B gfhrjd xthyst. tpljyyst ghels,Lfyj ujnjdst lkz cgtkjuj cnhflfymz///

Yj cthlwe xelbncz kbim rhfcjnf enhfn,Kbim egjtybt d pfdjhj;tyyjq cbkt;B nt[, rjnjhst e; kjnjcf drecbkb,Djkyetn drhflxbdsq jctyybq fhjvfn/

Анализ стихотворения Анненского «Снег»

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.

Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одного из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями

О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации

О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.

Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования.

В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

Тематика, жанр и композиция

Тема стихотворения И. Ф. Анненского «Снег» завязана на окончании жизненного пути и зиме, напоминающей автору о скором приходе смерти. Поэт пишет, что ему пришлось многое повидать за всю свою жизнь, а теперь она приходит к своему логичному закату. Ему надоело радоваться зимнему времени года, его утомило нести свой крест и кататься на жизненных виражах, словно на горке. Преклонение перед природными явлениями и временами года — это лишь иллюзия и нереальная радость, переносящая людей в выдуманный мир.

Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.

Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:

  • Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
  • Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.

Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.

LiveInternetLiveInternet

Иннокентий Фёдорович Анненский

Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка… От нее даже дыму Не уйти в облака.

Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед!

Но люблю ослабелый От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег…

И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.

Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одному из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями

О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации

О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.

Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования.

В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

pishi-stihi.ru

Тропы и образы

Среди таких сквозных образов и мотивов прежде всего отметим враждебное человеку Время, механическому течению которого всеми силами противится лирический герой («Не часы ж, не умеем мы тикать»). Даже и в данном, «политическом» стихотворении поэт не пытается осмыслить и воссоздать «объективную действительность» – он создаёт свою собственную реальность, реальность сна, в котором люди и вещи существуют по особенным внутренним законам художественного мира лирики Анненского.

Особенно многослоен и многозначен центральный, заглавный образ. Старые эстонки – и «печальные куклы», и одновременно (хоть об этом прямо не сказано) – древнегреческие Парки. Правда, они не ткут нить жизни, а «вяжут Свой чулок бесконечный и серый», но на поверку это выходит одно и то же, жизнь и совесть лирического героя всецело в их руках:

Особую роль в создании необычной, за душу хватающей образности как всегда у Анненского играют эпитеты: ночи тюремны и гулки, сны паутинны и тонки, их одежда темна и убога, чулок бесконечный и серый и т.д. Кроме ряда эпитетов, характеризующих эстонок, дана целая россыпь эпитетов, характеризующих русскую либеральную интеллигенцию: сердобольные газеты; пальцы руки твоей тонки; ты ж, о нежный, ты кроткий, ты тихий – и вдруг:

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Снег» написано в жанре элегия, что полностью оправдывает задумчивое, печальное настроение, присущее данному жанру.

Может показаться, что И. Ф. Анненский принадлежит к такому течению, как символизм. Да, от части, это так. Но у автора свой, особый, преломлённый символизм, основанный на романтизме, которому больше подойдет определение «психологический символизм».

Описание природы, пейзажей, мотив некой печали и философичность, тайный смысл, переданный через символы и образы – это группа особых признаков, характерных для пейзажной лирики Анненского.

Размер стихотворения «Снег» – двустопный анапест. Рифмовка – перекрёстная, с чередованием женкой и мужской рифмы.

«Снег» И.Анненский

От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег…

И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.

Анализ стихотворения Анненского «Снег»

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.

Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одно из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями

О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации

О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.

Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования .

В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

Анненский И.Ф. — стихи про осень.

Сентябрь

Иннокентий Анненский

Раззолочённые, но чахлые сады С соблазном пурпура на медленных недугах, И солнца поздний пыл в его коротких дугах, Невластный вылиться в душистые плоды.

И желтый шелк ковров, и грубые следы, И понятая ложь последнего свиданья, И парков черные, бездонные пруды, Давно готовые для спелого страданья.

Но сердцу чудится лишь красота утрат, Лишь упоение в завороженной силе; И тех, которые уж лотоса вкусили, Волнует вкрадчивый осенний аромат.

* По автографу под загл. «Осень». И тех, которые уж лотоса вкусили — по верованиям древних греков, цветок лотоса заставлял забыть о прошлом и даровал блаженство.

Осень (Не било четырех.

Иннокентий Анненский

Не било четырех. Но бледное светило Едва лишь купола над нами золотило,

И, в выцветшей степи туманная река, Так плавно двигались над нами облака,

И столько мягкости таило их движенье, Забывших яд измен и муку расторженья,

Что сердцу музыки хотелось для него. Но снег лежал в горах, и было так мертво,

И оборвали в ночь свистевшие буруны Меж небом и землей протянутые струны.

А к утру кто-то нам, развеяв молча сны, Напомнил шепотом, что мы осуждены.

Гряда не двигалась и точно застывала, Ночь надвигалась ощущением провала.

Применённые художественные приёмы

Анализируемое произведение написано литературным языком, богатым на выразительные средства. Ритмика и интонация меняются на протяжении стиха: чёткий строгий такт первых строк нарастает к концу второй строфы за счёт анафоры и обрывается при помощи восклицательного знака, меняясь на более мягкий и распевный рисунок второй части «Снега».

В этом стихотворении Анненский использует следующие литературно-художественные приёмы:

  1. Размер — анапест, трёхсложный с ударением на третий слог, причём в нечётных строках по семь слогов, а чётные короче — по шесть;
  2. Рифма — перекрёстная, из четырёх строчек строфы первая рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой;
  3. Олицетворение — снег описан как живое существо, он «ложится усталый» и «ослабелый от нег»;
  4. Анафора — во второй строфе три строчки начинаются с одного местоимения «этот»;
  5. Эпитеты — много разнообразных оригинальных ярких определений, например, лёд «нищенский» и «заплаканный»;
  6. Сравнение — сны «словно стада в тумане».

Интерес к необычайно тонкой, изящной и образной лирике Иннокентия Анненского неуклонно растёт с годами. Загадочная недосказанность его поэзии, как и малочисленность достоверных сведений о его биографии, привлекают современных исследователей и ставят перед ними серьёзную задачу — оценить наследие творческого, талантливого и высоконравственного человека, выделить для него достойное место в истории великой русской словесности.

Тема, жанр и литературное направление

Размещение «Трилистника ледяного» после «Трилистника призрачного» намечает в цикле «Трилистники» как бы контуры сквозного сюжета. Ведь сквозной темой «Трилистника призрачного» является неудовлетворённость «тревожной пустотой» бытия и – конкретно – в последнем, третьем стихотворении этого «Трилистника» («Мучительный сонет») душевной суетой и мучительной пустотой обычного летнего дня, там же противопоставленного времени первоначального таянья зимнего снега и весенней мечты. Но в первом же стихотворении «Трилистника ледяного» («Ледяная тюрьма») «мечта весны, когда-то голубая», уже поставлена лирическим героем под сомнение. А второе – «Снег» – также с некоторым сомнением обращено к зиме, начинаясь в сослагательном наклонении: «Полюбил бы я зиму…».

Таким образом, на поверхности эти два «Трилистника» объединяет простая пейзажно-музыкальная тема «времён года», глубокое её переживание современным человеком, излишне нервным, некстати сентиментальным (ср. популярный музыкальный цикл П.И. Чайковского). Однако мотив природы легко оборачивается у Анненского мотивом судьбы со всеми его атрибутами недобровольного «нахождения здесь», скрытого предназначения и неминуемой жертвы.

При этом даже в контексте первой публикации в журнале «Аполлон» данное стихотворение и «Ледяной трилистник» в целом трудно было бы причислить к символизму, господствовавшему в журнале на момент его открытия и лишь после смерти Анненского и здесь уступившему место акмеизму. Автор даже этого отдельно взятого «трилистника» ярко обнаруживает черты предшественника акмеизма (каковым его считали и сами акмеисты). Во всяком случае, выход на философскую тематику, как всегда у Анненского, совершается через быт, без претензию на расширенно символическую трактовку образов и переживаний лирического героя.

«Смычок и струны» И.Анненский

«Смычок и струны» Иннокентий Анненский

Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег Два желтых лика, два унылых… И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно. » И скрипка отвечала да, Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось… И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил До утра свеч… И струны пели… Лишь солнце их нашло без сил На черном бархате постели.

Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»

Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который оставил довольно скромное литературное наследие. Однако при этом его поэтические произведения безупречны с точки зрения стилистики символизма, они настолько образны и изящны, что и спустя 100 лет воспринимаются так, будто бы были написаны только вчера. Заслуга в этом не только самого Анненского, но и французских поэтов, которые автор с удовольствием переводил на русский язык, впитывая в себя хрупкость их слога и черпая вдохновение в витиеватых фразах. Что же касается творчества Анненского, то одним из христоматийных произведений, опубликованных при жизни поэта, стало стихотворение «Смычок и скрипка», созданное в 1908 году.

Не секрет, что музыка является одним из способов выражения человеческих чувств. Однако Анненский воспринимал ее как источник вдохновения и один из символов жизни. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «Смычок и скрипка» автор провел параллель между людьми и неодушевленными предметами, наделив последних умением ощущать боль и радость, любовь и безразличие.

Героями этого произведения являются скрипка и смычок, которые людьми всегда воспринимаются, как единое целое. Однако это не так, потому что они воссоединяются лишь тогда, когда звучит музыка. Точнее, по воле исполнителя музыка может возникнуть тогда, когда смычок нежно касается струн скрипки. В этом Анненский увидел высший символ взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые, встретившись после разлуки, словно скрипка и смычок, не смогли поначалу даже узнать друг друга. Но некто невидимый вновь толкнул их в объятия и «вдруг почувствовал смычок, что кто-то взял и кто-то слил их».

Для всех, кто был очевидцем того, что происходило, не было в увиденном ничего удивительного. Ведь скрипка и смычок рождены для того, чтобы звучала музыка. Но Анненский увидел в этом не просто набор нот и музыкальных фраз, а диалог двух живых душ, которые встретились для того, чтобы вновь расстаться. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось», — отмечает поэт. Он видит гораздо больше, чем другие, поэтому может понять, что на самом деле означает союз скрипки и смычка. Проводя параллель с миром людей, автор делает одно удивительное открытие, убеждаясь, что и в союзе между мужчиной и женщиной всегда присутствует чья-то воля. Когда влюбленные встречаются или же расстаются, мы привыкли считать это судьбой. Но мало кто задумывается о том, что изменить ее не под силу даже тем, кто готов горы свернуть ради своей «половинки». В итоге чувство любви нередко сопровождается ощущением собственного бессилия, ведь нам не дано знать, что произойдет в следующий момент. Смычку и скрипке в этом отношении повезло, так как «человек не погасил до утра свеч… И струны пели». Земная же любовь не может похвастаться таким постоянством и жертвенностью. Ведь каждый человек, в первую очередь, ощущает собственную боль, а уж потом пытается представить, что чувствует в этот момент тот, кого он любит. Плюс ко всему, у скрипки и смычка есть еще одно преимущество: они всегда будут рядом, сложенные в одном футляре. Люди же, расставаясь, уходят друга от друга навсегда, и никакая музыка в мире не может заставить их вновь воссоединиться, забыв взаимные обиды. В этом, по мнению поэта, состоит отличие между одушевленными и неодушевленными предметами. Но при этом любой союз, даже речь идет о скрипке и смычке, является весьма символичным и в нем не может быть ничего случайного.

Сентябрь Стихотворение Иннокентия Анненского

Раззолочённые, но чахлые сады С соблазном пурпура на медленных недугах, И солнца поздний пыл в его коротких дугах, Невластный вылиться в душистые плоды. И желтый шелк ковров, и грубые следы, И понятая ложь последнего свиданья, И парков черные, бездонные пруды, Давно готовые для спелого страданья. Но сердцу чудится лишь красота утрат, Лишь упоение в завороженной силе; И тех, которые уж лотоса вкусили, Волнует вкрадчивый осенний аромат. * По автографу под загл. «Осень». И тех, которые уж лотоса вкусили

— по верованиям древних греков, цветок лотоса заставлял забыть о прошлом и даровал блаженство.

Тематика, жанр и композиция

Тема стихотворения И. Ф. Анненского «Снег» завязана на окончании жизненного пути и зиме, напоминающей автору о скором приходе смерти. Поэт пишет, что ему пришлось многое повидать за всю свою жизнь, а теперь она приходит к своему логичному закату. Ему надоело радоваться зимнему времени года, его утомило нести свой крест и кататься на жизненных виражах, словно на горке. Преклонение перед природными явлениями и временами года — это лишь иллюзия и нереальная радость, переносящая людей в выдуманный мир.

Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.

Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:

  • Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
  • Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.

Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Снег» написано в жанре элегия, что полностью оправдывает задумчивое, печальное настроение, присущее данному жанру.

Может показаться, что И. Ф. Анненский принадлежит к такому течению, как символизм. Да, от части, это так. Но у автора свой, особый, преломлённый символизм, основанный на романтизме, которому больше подойдет определение «психологический символизм».

Описание природы, пейзажей, мотив некой печали и философичность, тайный смысл, переданный через символы и образы – это группа особых признаков, характерных для пейзажной лирики Анненского.

Размер стихотворения «Снег» – двустопный анапест. Рифмовка – перекрёстная, с чередованием женкой и мужской рифмы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.

Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.

Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.

Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.

Основная идея

Смысл произведения «Снег» — это сопоставление жизни природы и жизни человека. Автор воспринимает все события, «движения», изменения в природе как возможность лучше узнать себя, человека.

По ходу стихотворения мы видим, как меняются мысли лирического героя, как меняется его восприятие происходящего, видим итог его размышлений. Все эти метаморфозы происходят последовательно, плавно, вытекают одно из другого, так же гармонично и естественно, как у природы.

Наверно, автор хотел, чтобы читатель понял это. И, по возможности, пользовался этим ценным знанием, умением в своей жизни. Такова главная мысль стихотворения «Снег».

Анненский И.Ф. — стихи про осень.

Сентябрь

Иннокентий Анненский

Раззолочённые, но чахлые сады С соблазном пурпура на медленных недугах, И солнца поздний пыл в его коротких дугах, Невластный вылиться в душистые плоды.

И желтый шелк ковров, и грубые следы, И понятая ложь последнего свиданья, И парков черные, бездонные пруды, Давно готовые для спелого страданья.

Но сердцу чудится лишь красота утрат, Лишь упоение в завороженной силе; И тех, которые уж лотоса вкусили, Волнует вкрадчивый осенний аромат.

* По автографу под загл. «Осень». И тех, которые уж лотоса вкусили — по верованиям древних греков, цветок лотоса заставлял забыть о прошлом и даровал блаженство.

Осень (Не било четырех.

Иннокентий Анненский

Не било четырех. Но бледное светило Едва лишь купола над нами золотило,

И, в выцветшей степи туманная река, Так плавно двигались над нами облака,

И столько мягкости таило их движенье, Забывших яд измен и муку расторженья,

Что сердцу музыки хотелось для него. Но снег лежал в горах, и было так мертво,

И оборвали в ночь свистевшие буруны Меж небом и землей протянутые струны.

А к утру кто-то нам, развеяв молча сны, Напомнил шепотом, что мы осуждены.

Гряда не двигалась и точно застывала, Ночь надвигалась ощущением провала.

Тема, жанр и литературное направление

Размещение «Трилистника ледяного» после «Трилистника призрачного» намечает в цикле «Трилистники» как бы контуры сквозного сюжета. Ведь сквозной темой «Трилистника призрачного» является неудовлетворённость «тревожной пустотой» бытия и – конкретно – в последнем, третьем стихотворении этого «Трилистника» («Мучительный сонет») душевной суетой и мучительной пустотой обычного летнего дня, там же противопоставленного времени первоначального таянья зимнего снега и весенней мечты. Но в первом же стихотворении «Трилистника ледяного» («Ледяная тюрьма») «мечта весны, когда-то голубая», уже поставлена лирическим героем под сомнение. А второе – «Снег» – также с некоторым сомнением обращено к зиме, начинаясь в сослагательном наклонении: «Полюбил бы я зиму…».

Таким образом, на поверхности эти два «Трилистника» объединяет простая пейзажно-музыкальная тема «времён года», глубокое её переживание современным человеком, излишне нервным, некстати сентиментальным (ср. популярный музыкальный цикл П.И. Чайковского). Однако мотив природы легко оборачивается у Анненского мотивом судьбы со всеми его атрибутами недобровольного «нахождения здесь», скрытого предназначения и неминуемой жертвы.

При этом даже в контексте первой публикации в журнале «Аполлон» данное стихотворение и «Ледяной трилистник» в целом трудно было бы причислить к символизму, господствовавшему в журнале на момент его открытия и лишь после смерти Анненского и здесь уступившему место акмеизму. Автор даже этого отдельно взятого «трилистника» ярко обнаруживает черты предшественника акмеизма (каковым его считали и сами акмеисты). Во всяком случае, выход на философскую тематику, как всегда у Анненского, совершается через быт, без претензию на расширенно символическую трактовку образов и переживаний лирического героя.

Наша группа

С соблазном пурпура на медленных недугах,

И солнца поздний пыл в его коротких дугах,

Невластный вылиться в душистые плоды.

И желтый шелк ковров, и грубые следы,

И понятая ложь последнего свиданья,

И парков черные, бездонные пруды,

Давно готовые для спелого страданья.

Но сердцу чудится лишь красота утрат,

Лишь упоение в завороженной силе;

И тех, которые уж лотоса вкусили,

Волнует вкрадчивый осенний аромат.

Порекомендуй это стихотворение друзьям.

Раззолочённые, но чахлые сады

С соблазном пурпура на медленных недугах,

И солнца поздний пыл в его коротких дугах,

Невластный вылиться в душистые плоды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: