Анализ стихотворения «надежда» константина батюшкова

Анализ стихотворения к.батюшкова «элегия» («как счастье медленно приходит»)

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа любимой женщины и передачи чувств лирического героя. Главную роль в произведении играют эпитеты: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон». Они придают описываемым картинам выразительности. Метафоры – основной инструмент для воспроизведения внутреннего состояния влюбленного мужчины: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».

Важную роль в тексте играет интонация. При помощи риторических вопросов и восклицаний К. Батюшков делает эмоциональный фон стихотворения более выразительным. В некоторых строках поэт использовал аллитерацию. Например, слова с согласными «с», «ч» выражают грусть: «ты сильней рассудка памяти печальной».

История создания

Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами. Девушка признавалась, что брак для нее – лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он признался родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи. Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.

Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила К. Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.

Жанр, направление и размер

Данное стихотворение следует выделить из массы лирических произведений Константина Николаевича, ведь «Мои пенаты» — своеобразное воплощение идеала традиции русского послания. Батюшков, можно сказать, показал всему русскому литературному миру, как должно строиться послание, поэтому жанр стихотворения определятся сам собой.

Говоря о направлении лирики Константина Батюшкова, стоит отметить, что поэт чаще всего обращался к философской лирике, ставил перед собой те вопросы, на которые ответ найти просто невозможно — смысл жизни, ее скоротечность, природа эмоций и чувств. Кроме того, это произведение анакреонтическое. То есть, в нем изобилуют отсылки к древнегреческой культуре, философские мотивы и типичные для древнегреческой мифологии образы.

Также стоит отдельно упомянуть, что Батюшков практически всегда писал в стихотворном размере ямб. Сам автор говорил, что размер выбирает поэта, что только один стихотворный размер способен передать голос литератора.

Отличительной чертой Батюшкова является правдивость повествования: «Живи, как пишешь и пиши, как живёшь. .. ».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мой гений.

История создания – произведение было написано в 1813 г. после того, как поэт расстался с Анной Фурман. Оно вошло в поэтический цикл, посвященный этой женщине.

Тема стихотворения – искренняя любовь к женщине, светлый образ милого сердцу человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет его возлюбленной. Большинство строк произведения раскрывает портрет возлюбленной лирического героя. На строфы оно не делится.

Жанр – любовная лирика.

Метафоры – «память сердца», «часто сладостью твоей меня в стране пленяешь дальной», «я помню голос милых слов», «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».

Эпитеты – «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».

История создания

В 1817 году свет увидело собрание сочинений Константина Николаевича, получившее название «Опыты в стихах и прозе». В него вошла и элегия «К другу», написанная в 1815-ом. Именно в это время автор сближается с величайшей поэтической фигурой того времени, с Вяземским, именно ему Батюшков и посвящает работу «К другу». В стихотворении очень явны некоторые отсылки и аллюзии на произведения Вяземского, поэтому нет никаких сомнений, к какому «другу» пишет Константин Николаевич.

Говоря о состоянии автора в этот период, стоит отметить, что начало 10-ых годов 19 столетия характеризуется началом Отечественной войны с французами. С одной стороны, Батюшков преисполнен чувствами патриотизма и желанием воспевать силу и мощь русского солдата. С другой стороны, поэт сожалеет о последствиях военных действий, о разорении богатств природы и многовековой культуры России.

Стоит так же отметить, что еще в самом начале своего творческого пути Константин Николаевич выявил некоторые проблемы литературы начала 19 века, конечно же, русской. Первой проблемой он считал закостенелость поэтического русского языка, отсутствие динамики, как в лексическом плане, так и в фонетическом. Именно Батюшков предложил так называемую «беглую поэтическую» рифму. Его стихотворения стали более мелодичными, хоть иногда отдельные лексические единицы и противоречили фонетическим нормам. Второй проблемой автор считал чрезмерную помпезность языка. «Писать, как живешь», — говорил великий поэт. Он старался избегать всего натянутого и надуманного.

Тропы и образы

Мандельштам, знавший и ценивший поэзию Батюшкова, упоминает в стихотворении мотивы, имевшие значение именно для него.

Образ Батюшкова в первой строфе Мандельштам рисует с помощью эпитетов (нежный, гуляка). Волшебная трость (эпитет) – это и создание образа элегантного молодого человека (дальше появляются светлые перчатки на холодных руках), и некая волшебная палочка, позволяющая Батюшкову ожить для лирического героя, прогуляться во времени и пространстве.

В первой строфе возникают поэтические мотивы розы и Дафны (романтическое имя, встречающееся у Батюшкова). Исследователи отмечают, что эти мотивы вместе возникают в стихотворении Батюшкова «Источник»: лирический герой у источника в пустыне, возле которого растёт роза, целует девственную Зафну (возможно, Мандельштам перепутал имена), чьи губы тоже подобны розе. В первой же строфе Батюшков показан как человек, наслаждающийся жизнью.

Во второй строфе с помощью эпитетов противопоставляются состояния поэтов 19 и 20 веков. У Батюшкова холодная рука в светлой перчатке, а у лирического героя рукопожатие с лихорадочной завистью. Мандельштам ревниво относился к своим стихам, поэтому лирический герой завидует Батюшкову, который уже обрёл славу, проверенную временем.

В третьей строфе лирический герой характеризует поэзию Батюшкова как изгибы звуков и говор валов (метафора и олицетворение). Олицетворение «говор валов» — образ Батюшкова из стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов».

Четвёртая строфа полна абстрактных образов, которые, с точки зрения Мандельштама, характеризуют стихи Батюшкова: мученье, богатство, стихотворство, братство. Всё это заключено в стихах поэта 19 в. и стало приобретением лирического героя в веке 20. Метафоры шум стихотворства и колокол братства указывают на деятельную природу стихов, их звучание и воздействие. Неологизм гармонический проливень слёз – это метафора того, какой эффект производят стихи Батюшкова.

В пятой строфе – ответ истинного поэта. Он не привык к величаньям. Метафора стихов виноградное мясо — характеристика поэзии как таковой – парадоксальной, сочной, насыщающей, освежающей. Перифраз «оплакавший Тасса» напоминает о стихотворении Батюшкова, вы котором он пытается понять чувства человека, умершего в день, когда его должны были почтить лавровым венком.

Перифраз в четвёртой строфе, косноязычный, — намёк на безумие Батюшкова, в результате которого он утратил способность логично изъясняться, в том числе и в стихах.

Метафору и сравнение последней строфы трудно понять. Возможно, кровь — это квинтэссенция поэзии, которая как будто приходит из вечных снов, из каких-то первообразов, а потом переливается из стакана в стакан (из сосуда в сосуд, от человека к человеку). Так с помощью ясных материальных образов Мандельштам рассуждает о сути поэзии. К тому же Мандельштам разрушает здесь фразеологизм «переливать из пустого в порожнее», наполняя его новым смыслом: наполнение может быть и нематериальным, но от этого не менее важным. Этот приём часто встречается у акмеистов.

Образ переливаемой крови, как отмечают исследователи, может быть связан с тем, что у Батюшкова, как говорили в начале 18 века, «бурлила кровь» (поднималось артериальное давление). В те времена гипертонию лечили кровопусканием.

Анализ стихотворения «Надежда» Батюшкова (2 вариант)

Творчество Константина Николаевича Батюшкова можно условно разделить на несколько этапов. Стихотворение «Надежда» — плод зрелой лирики еще молодого поэта.

Стихотворение написано в 1815 году, его автору исполнилось 28 лет, он участвовал в нескольких военных кампаниях против армии Наполеона, и в этот период он переживает болезненный кризис, приведший вскоре к полной переоценке ценностей. Война, смерть друга, затянувшийся разлад с отцом, промедление с переводом его в гвардию, согласие на брак от любимой девушки, полученное не по любви, а по воле ее опекунов. К. Батюшков словно становится другим человеком, отошли суета, погоня за удовольствиями и стремление делать карьеру.

По жанру — религиозная лирика, элегия, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Лирический герой — сам автор. Интонация исповедальная. Надежда как христианская добродетель — вот тема этого произведения. «Доверенность Творцу!» — доверие Богу. Раньше поэт был в иллюзии, что он сам творец своей судьбы, что все будет так, как он захочет, что он в силах достичь желаемого. Стихотворение полно восклицаниями и риторическими вопросами: мой дух! Его все дар благой! Страну желанную отчизны? Поэт гонит прочь отчаянье: мужайся; будь в терпеньи камень. Он перечисляет множество опасностей, через которые прошел в своей жизни невредимым: чья рука меня спасала, град свинцовый отражала?

Надежда неразрывно связана с верой и любовью. Он больше не думает об устройстве своей жизни на земле, не требует любви от людей, он ждет возвращения в небесное Отечество. Смерть не страшит его: он знает, что для христианина это только переход в иную жизнь, для которой, собственно, и предназначен человек.

В первой строфе поэт фиксирует внимание на военных походах, в которых он был задействован, во второй — на творчестве, вдохновении. Повторы усиливают горячую благодарность поэта: кто, кто мне силу дал? Кто вел к добру? Он! Он! Эпитеты: чувств высоких, мыслей чистых и глубоких, пламенных страстей, спокойный брег, бранный пламень

Олицетворения: жадный меч. Метафора: поле смерти, земная риза. Лишь несколько слов требуют пояснений: стезя (путь), бранный (военный), глад (голод), риза (одежда), узрю (увижу).

Лирика Константина Батюшкова готовила почву для появления в русской поэзии феномена Александра Пушкина. Сборник «Опыты в стихах и прозе» включает в себя произведение «Надежда».

Константин Батюшков — Как счастье медленно приходит ( Элегия )

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Kak schastye medlenno prikhodit, Kak skoro proch ot nas letit! Blazhen, za nim kto ne bezhit, No sam v sebe yego nakhodit! V pechalnoy yunosti moyey Ya byl schastliv — odnu minutu, Za to, uvy! i gorest lyutu Terpel ot roka i lyudey! Obman nadezhdy nam priaten, Priaten nam khot i na chas! Blazhen, komu nadezhdy glas V samom neschastyi serdtsu vnyaten! No proch uzhe teper bezhit Mechta, chto prezhde serdtsu lstila; Nadezhda serdtsu izmenila I vzdokh za neyu vsled letit! Khochu ya chasto zabluzhdatsya, Zabyt nevernuyu. no net! Nesnosnoy pravdy vizhu svet, I dolzhno mne s mechtoy rasstatsya! Na svete vse ya poteryal, Tsvet yunosti moyey uvyal: Lyubov, chto schastyem mne mechtalas, Lyubov odna vo mne ostalas!

Rfr cxfcnmt vtlktyyj ghb[jlbn, Rfr crjhj ghjxm jn yfc ktnbn! ,kf;ty, pf ybv rnj yt ,t;bn, Yj cfv d ct,t tuj yf[jlbn! D gtxfkmyjq /yjcnb vjtq Z ,sk cxfcnkbd — jlye vbyene, Pf nj, eds! b ujhtcnm k/ne Nthgtk jn hjrf b k/ltq! J,vfy yflt;ls yfv ghbznty, Ghbznty yfv [jnm b yf xfc! ,kf;ty, rjve yflt;ls ukfc D cfvjv ytcxfcnmb cthlwe dyznty! Yj ghjxm e;t ntgthm ,t;bn Vtxnf, xnj ght;lt cthlwe kmcnbkf; Yflt;lf cthlwe bpvtybkf B dplj[ pf yt/ dcktl ktnbn! [jxe z xfcnj pf,ke;lfnmcz, Pf,snm ytdthye//// yj ytn! Ytcyjcyjq ghfdls db;e cdtn, B ljk;yj vyt c vtxnjq hfccnfnmcz! Yf cdtnt dct z gjnthzk, Wdtn /yjcnb vjtq edzk: K/,jdm, xnj cxfcnmtv vyt vtxnfkfcm, K/,jdm jlyf dj vyt jcnfkfcm!

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова

«Мой гений»- прекрасное стихотворное творение великого русского поэта Константина Николаевича Батюшкова.

Элегия «Мой гений», написанная в 1813 г, посвящена неразделенной любви поэта к очаровательной девушке Анне Фурман. Несмотря на то, что чувства Константина Батюшкова остались без ответа, образ возлюбленной сохранился у него на всю дальнейшую жизнь, вдохновив поэта на написание цикла стихотворений, в который и входит эта элегия.

Тема

Тема стихотворения — неразделенная любовь поэта.

В начале произведения автор описывает противоборство сердца и разума, в котором победа остается за чувствами. Воспоминания, хранящиеся в сердце героя, пленяют его даже в самых далеких краях. Эти признания дают нам понять, что в вопросах, касающихся любви, разум не властен над влюбленным.

Идея

В свое стихотворение автор заложил идею о том, что искренней любви не страшны ни время, ни расстояние. Батюшков показал, что «образ милый, незабвенный» является для него ангелом- хранителем, который всегда сможет утешить печальную душу героя.

Размер и рифмовка

Рассматриваемое произведение К. Батюшкова написано четырехстопным ямбом. В стихотворении автор использует перекрестную рифмовку АВАВ, а также мужские и женские рифмы.

Композиция

«Мой гений» условно можно разделить на две смысловые части: в первой герой обращается к своему сердцу, а в следующей части представлен портрет возлюбленной героя. Стоит выделить, что визуального деления на строфы в произведении нет.

Жанр

Жанр стихотворения- элегия, в нем переданы глубокие душевные переживания автора, проникнутые печалью. В произведении чувствуется любовь и ноты грусти, вызванные разлукой.

Средства выразительности

К. Н. Батюшков использует различные средства художественной выразительности. Описывая память сердца, автор обращается к синтаксическому параллелизму, а создавая образ возлюбленной, использует выразительные эпитеты, усиливающие экспрессивную окраску произведения («очи голубые», «образ милый», «память печальная» и т.д.).

Для передачи читателю внутреннего состояния героя, поэт использует метафоры, например, «вьющиеся власы», «страна дальняя», «локоны златые».

Стихотворение «Мой гений» К. Н. Батюшкова — одно из самых прекрасных произведений поэта. Оно отражает то, насколько глубокими и искренними могут быть чувства человека. В русской поэзии лирика Константина Батюшкова занимает особое место.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Темы и проблемы

  • Философская тема. Лирический герой ведёт некий спор с «толпой» эпикурейцев, пытаясь доказать то, что истинные ценности жизни не в комфорте и лоске, а в любви, дружбе, творчестве.
  • Тема творчества. Лирический герой — поэт, живущий в бедности и аскетизме. Именно такой герой и отображает авторское сознание. Необходимо жить умеренно и скромно, только тогда муза придет в дом и покажет путь достижения самых смелых целей. Никто не должен отвлекать творца, он обязан думать о высоком своем предназначении, а не смаковать роскошь.
  • Тема дружбы. Только поддержка близких по духу людей может обеспечить творческий подъем, вырвать поэта из тяжелых дум, направить его на правильный путь.

Автор делит 2 мира «гостей» своеобразные 3 ступени.

  1. На первой ступени стоят боги и музы. Они — символ аргументированной праздной жизни, к которым нет возражений, ведь они выше обычного человека, они покровители и владыки.
  2. 2 ступень — античные поэты, представители ничем необъяснимого роскошного и шикарного образа жизни. Лирический герой не пытается говорить о каких-либо пороках Горация и Пиндара, он лишь рассуждает о том, что ему такая судьба попросту не нужна.
  3. 3 ступень – русские литераторы и главные герои одновременно — Жуковский, Дмитриев, Карамзин, Вяземский. Для лирического героя мир русского литературного общества более близок, чем мир античности. Если в прошлом он видит много комичного — «тупой меч» для боя, рваные одежды, то в обществе друзей, кому и посвящено стихотворение, ноты комизма отсутствуют.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мой гений.История создания – произведение было написано в 1813 г. после того, как поэт расстался с Анной Фурман. Оно вошло в поэтический цикл, посвященный этой женщине.

Тема стихотворения – искренняя любовь к женщине, светлый образ милого сердцу человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет его возлюбленной. Большинство строк произведения раскрывает портрет возлюбленной лирического героя. На строфы оно не делится.

Жанр – любовная лирика.

ЭЛЕГИЯ (от греч. жалобная песня) – жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали.

Батюшков мой гений — анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков — 3 ответа



Автор Ѝдик Лакисов задал вопрос в разделе Домашние задания

анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков и получил лучший ответ

Ответ от Liudmila SharukhiaСтихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г. ) по праву считается одним из лучших произведений поэта. В «Опытах в стихах и прозе» Батюшков поместил стихотворение «Мой гений» в раздел элегий, тем самым определив его жанровую принадлежность.

И уже на уровне жанра можно оценить новаторство и самобытность Батюшкова, его отличие от многих предшественников и современников.Элегия «Мой гений» написана в ином эмоциональном ключе.связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман.

Действительно, тема воспоминаний о любви присутствует в тексте и выражена с помощью лексических единиц (память сердца, любовью, образ милый и др.) , дан и портрет возлюбленной.О память сердца! ты сильнейРассудка памяти печальной,И часто сладостью своейМеня в стране пленяешь дальной.

В стихотворении используется традиционная для любовной темы поэтическая лексика и фразеология. Однако при удивительной прозрачности и ясности стихотворение Батюшкова завораживает каким-то ускользающим смыслом, в нем ощущается нечто, что выводит его содержание за рамки только любовной темы.

В мифологических словарях указывается, что Гений первоначально понимался как «олицетворение внутренних сил и способностей» .

В словаре стихотворения преобладают лексемы и словосочетания, относящиеся к внутреннему миру лирического субъекта и выражающие его состояние или его оценки и восприятие: память сердца, сильней, рассудка памяти печальной, сладостью, пленяешь, несравненной, образ милый, незабвенный, любовью, засну ль, усладит и др.

Элегия имеет стройную ритмическую структуру: она написана четырехстопным ямбом с точной рифмой, рифменная цепь оформляется чередованием мужской и женской рифм, текст строится на перекрестности рифменного звучания (кроме второго четверостишия с кольцевой рифмой) . Ритмическая стройность определяет смысловую цельность текста.

Можно сказать, что «Мой гений» в высшей степени соответствует требованию, предъявляемому Батюшковым к поэтическому тексту: текст должен быть ясен, а его композиция стройной.Стихотворение не разбито на строфы, но тематически (и ритмико-синтаксически) отчетливо делится на три части: 4 + (4 + 4) + 4.

Первая часть посвящена «памяти сердца» , вторая — портрету «пастушки» , третья — «хранителю гению» .Первые две строки, задающие противопоставление «сердце — рассудок» , строятся по принципу параллелизма, однако это неполный параллелизм, и грамматические различия оказываются значимыми: асимметричность приводит к появлению добавочных смыслов.Центральная часть элегии — портрет «пастушки» — занимает два четверостишия, скрепленных четырехкратным анафорическим повтором я помню, усиливающим возрастание эмоционального напряжения (звучит как заклинание) . «Идеальный» портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем. При этом героиня наделяется божественными признаками, и ее образ сливается с олицетворением гения-хранителя: несмотря на «зримость» , это почти бесплотное видение.Концовка стихотворения возвращает к его началу («память сердца пленяет сладостью» — «хранитель гений усладит печальный сон» ) и свидетельствует о том, что лирическое волнение успокаивается.

Если учесть сильные позиции текста, то выстраивается ряд: мой гений (заглавие) — память сердца (начало текста) — моя пастушка (начало третьего четверостишия) — хранитель гений (начало последнего четверостишия) — любовь (помимо позиции конца строки и рифмы, это единственное слово, которое акцентировано с помощью стихового переноса) — печальный сон (конец текста) . Все компоненты этого ряда можно считать контекстуальными синонимами, относящимися к одному денотату. Мой гений, таким образом, предстает синкретичным образом, многозначным и многоплановым.

Ответ от Евгений ПустыльникрррркОтвет от Елена ШипероваОтсюда:

ссылка

ссылкассылкаОтвет от 3 ответа
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. БатюшковОтвет от 3 ответа Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

«Мой гений». Анализ стихотворения Батюшкова

5

(1)

О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью твоей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенный, Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой — любовью В утеху дан разлуке он; Засну ль?- приникнет к изголовью И усладит печальный сон. 1815

Молодой Батюшков говорил про себя: «У меня сердце почти такое, какое Гёте, человек сумасшедший, дал сумасшедшему Вертеру» (письмо к П.А. Вяземскому, март 1815 г.). Стихотворение «Мой гений» посвящено А.Ф. Фурман — девушке, на которой двадцативосьмилетний поэт не смог жениться из-за своей бедности. После разрыва с ней у него случилось нервное расстройство, которое привело спустя шесть лет к неизлечимой душевной болезни.

Итак, тема стихотворения Батюшкова «Мой гений» — вечная тема лирики: любовь и разлука. Название же может ввести неопытного читателя в заблуждение. Под «гением» здесь подразумевается не поэтический дар автора, а воссоздаваемый его памятью образ возлюбленной.

Исходя из текста, реальную ситуацию, лёгшую в основу стихотворения, трудно восстановить как-то однозначно. О лирическом герое сказано только то, что он находится в дальнем странствии, о его возлюбленной — то, что она хороша собой.

Мало помогают читателю представить её облик употребляемые автором банальные эпитеты: «голубые очи», «златые локоны» (почти то же самое, что в сказках «серый волк», «красна девица», «добрый молодец»)

Обратите внимание, что слово «пастушка» вовсе не указывает на род занятий девушки. Просто любовный роман героя проходил на лоне природы, и образ любимой запечатлелся в его сознании вместе с окружавшим их обоих пейзажем

Как видим, реальные подробности взаимоотношений двух лирических персонажей остаются за кадром. Гораздо важнее для Батюшкова то, каким образом пережитое преломляется в сознании его лирического героя. Интонация и мелодика текста свидетельствуют: герой не надеется на будущую встречу с возлюбленной, о невозможности этой встречи говорит ему «печальная память рассудка». Горькую сладость находит поэт в воспоминаниях: только «память сердца» окрашивает его дни («странствия») и ночи («печальные сны»). Кстати, «сладость» в третьей строке перекликается с однокоренным глаголом «усладит» в последней строчке, создавая почти незаметное, но прочное семантическое кольцо.

Стихотворение построено как беседа героя с самим собой, что привносит в текст особую доверительно-интимную интонацию. Однако здесь нет той простоты выражения, которая придёт в русскую поэзию позднее. Употребление не свойственных разговорной речи церковнославянизмов («златые», «очи» и пр.), синтаксических инверсий, риторических вопросов и восклицаний предписывалось поэтической традицией начала ХIХ века, и Батюшков следует этой традиции. Он не был новатором в области поэтической формы, но неподдельная искренность и сердечность его творчества принесли ему славу блестящего лирика.

Недаром две первые строчки прочитанного нами стихотворения стали хрестоматийными. Интересно, что в своей статье «О лучших свойствах сердца» Батюшков указывает: слова «память сердца» принадлежат французскому педагогу Массье и взяты поэтом из его научного труда. Пожалуй, это одно из первых употреблений переосмысленного научного термина в лирическом стихотворении!

Элегия «Мой гений» положена на музыку М.И. Глинкой, и неудивительно: фонетическая и ритмическая структура четырёхстопного ямба как нельзя более мелодична

Хрестоматийность первых двух строк обусловлена не только их афористичностью; обратите внимание на повторы сонорных Р и Л и двойное употребление слова «память». В сущности, афористичность и музыкальность этих строчек разделить невозможно; недаром ещё одна строка Батюшкова — «Я берег покидал туманный Альбиона…» — эхом отдается в русской поэзии

Одно из стихотворений Марины Цветаевой (с соответствующим эпиграфом) так и начинается:

И не случайно после батюшковской строки стоят два анафорических восклицания, ещё раз подтверждая и утверждая высокий, чистый и печальный настрой души замечательного русского поэта. Именно эти черты сквозят в его автопортрете 1810-х годов.

5 / 5. 1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: