Федор тютчев 📜 накануне годовщины 4 августа 1864 г

Тютчев накануне годовщины 4 августа 1864

Система образов

Образы стихотворения концентрируются вокруг идеи жизненного пути.

Если жизнь – это путь, то проходящий его – странник. У странника нет семьи, дома, места работы. Он живёт мыслью о Боге и следует всегда вперёд, за светом ещё неведомой, но уже приоткрывшейся ему Истины.

На его стороне находится юноша с книгой, который подсказывает герою, куда идти. Возможно, это один из ангелов, посланный Богом на помощь заблудшему.

Подобный персонаж божественного происхождения (шестикрылый серафим) является герою стихотворения «Пророк», написанного Пушкиным 9-ю годами ранее.

Страннику и юноше противопоставлены образы родных поэта (его жены и детей), весь уклад домашней жизни с обязательным ночным сном, приличием поведения и благоразумием суждений, а также врач, о котором они вспоминают.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись произведения соответствует настроению каждого фрагмента.

Уныние и тревогу странника в начале пути подчёркивают ассонансы с «о», «у», «ы». Смятение его близких передают аллитерации с «г», «х», «щ», «р».

Создаётся эффект какофонии, где все мысли и чувства, явленные через звук, вступают в противоборство.

Лексика стихотворения насыщена церковно-славянскими словами и оборотами. Она придаёт произведению иносказательности, отсылая читателя к библейским первоисточникам сюжета.

Текст изобилует восклицательными и вопросительными предложениями. Герой многократно повторяет «Горе! Горе!», его речь отрывиста, эмоциональна.

Там же, где он рассказывает о себе как бы со стороны, предложения сложны по структуре, полны инверсий. Это свидетельствует о сложности переворота, который совершается во внутреннем мире странника.

Федор Тютчев — Не в первый раз кричит петух ( Рассвет )

Ne v pervy raz krichit petukh; Krichit on zhivo, bodro, smelo; Uzh mesyats na nebe potukh, Struya v Bosfore zaalela.

Yeshche molchat kolokola, A uzh vostok zarya rumyanit; Noch beskonechnaya proshla, I skoro svetly den nastanet.

Vstavay zhe, Rus! Uzh blizok chas! Vstavay Khristovoy sluzhby radi! Uzh ne pora l, perekrestyas, Udarit v kolokol v Tsargrade?

Razdaysya blagovestny zvon, I ves Vostok im oglasisya! Tebya zovet i budit on, — Vstavay, muzhaysya, opolchisya!

V dospekhi very grud oden, I s bogom, ispolin derzhavny. O Rus, velik gryadushchy den, Vselensky den i pravoslavny!

Yt d gthdsq hfp rhbxbn gtne[; Rhbxbn jy ;bdj. jlhj, cvtkj; E; vtczw yf yt,t gjne[, Cnhez d ,jcajht pffktkf/

Tot vjkxfn rjkjrjkf, F e; djcnjr pfhz hevzybn; Yjxm ,tcrjytxyfz ghjikf, B crjhj cdtnksq ltym yfcnfytn/

Dcnfdfq ;t, Hecm! E; ,kbpjr xfc! Dcnfdfq [hbcnjdjq cke;,s hflb! E; yt gjhf km, gthtrhtcnzcm, Elfhbnm d rjkjrjk d Wfhmuhflt?

Hfplfqcz ,kfujdtcnysq pdjy, B dtcm Djcnjr bv jukfcbcz! Nt,z pjdtn b ,elbn jy, — Dcnfdfq, ve;fqcz, jgjkxbcz!

D ljcgt[b dths uhelm jltym, B c ,jujv, bcgjkby lth;fdysq!// J Hecm, dtkbr uhzleobq ltym, Dctktycrbq ltym b ghfdjckfdysq!

Темы, проблематика, настроение

Тема, поднятая Тютчевым в стихотворении «Листья» актуальна на все времена — мимолетность человеческой жизни. На эту тему можно рассуждать вечно, и мысли каждого об этом будут сугубо индивидуальны.

Из тематики плавно вытекает проблематика стихотворения – она представлена кругом вопросов относительно нашего места в этой жизни. То, как мы проживем отведенное нам время, что хорошего сделаем для окружающих, и какую пользу принесем этому миру – все это составляет проблематику данного стиха.

Несмотря на серьезную тему, затронутую автором, настроение, которое создают «Листья», довольно легкое и позитивное. Именно этот момент отличает необычайную лирику Тютчева от произведений других поэтов: через образы природы он объясняет серьезные, глубокие вещи, совершенно меняя у читателя взгляд на них.

Композиция

Произведение состоит из двух частей, двух четверостиший.

В первом катрене поэт оправдывается перед любимой женщиной: ему кажется, что она его укоряет. На самом деле, как свидетельствуют источники, вовсе не Денисьева в этот период времени укоряла его за что-то. Укоряет его лишь собственная совесть за то, что он позволил себе развитие этих незаконных отношений, которые покрыли лишь Елену Александровну (а не его) общественным позором, изгнали из света.

Как известно, когда вскоре после снятия их совместной квартиры открылись их отношения, то для самого Тютчева никаких последствий не было ни в обществе, ни даже в семье (верная и глубоко любящая Эрнестина нашла в себе силы безмолвно пережить измену…).

Но что касается самой Елены, то, напротив, ей пришлось потерять все, что она имела, ради своей любви.… Вся ее семья пережила непоправимое горе от этого скандала. Ее тетю, директрису Смольного института, обругали и лишили должности, а родной отец отрекся от нее и проклял, запретив даже членам семьи видеться с ней. Естественно, для самой девушки отныне невозможно стать фрейлиной, к чему ее готовило обучение в Смольном. Вот почему поэту все время грезится «укора справедливая»…

Если первая часть стихотворения представляет собой обращение с прямым смыслом слов, то вторая – образную картину, где смысл слов переносный:

И, жалкий чародей, перед волшебным миром, Мной созданным самим, без веры я стою – И самого себя, краснея, сознаю Живой души твоей безжизненным кумиром.

Во второй части стихотоврения углубляется разговор о том, что вдвойне тяжелее чувствовать укоры совести, когда еще и не любишь достаточно сильно ту, ради которой изменил жене.

Этот образ передает горькое чувство ответственности, которое несет автор за «созданный» им «волшебный мир» любви. Антитеза довольно неожиданная: «жалкий чародей» противопоставлен «волшебному миру», который сам создал…

Чувство вины довольно сильно передано в это стихотворении. Тютчев будет стараться сделать все возможное, чтобы не оставить Денисьеву одну в ее беде: он живет с ней как с гражданской женой и официально запишет на свою фамилию всех их общих детей. Этим он несколько облегчает ее положение и даже временами создает в ее глазах иллюзию того, что является ее настоящим мужем.

Не последнюю роль в возможности такой иллюзии здесь сыграла необыкновенно самоотверженная его законная супруга, немецкая баронесса родом из Мюнхена, Эрнестина, которая молчаливо дала согласие на официальное признание незаконнорожденных детей и на его совместную жизнь с Еленой — жизнь на два дома.

Возможно, потому ее поведение так загадочно смиренно, что много лет назад она сама явилась такой же роковой разлучницей, ведь из-за нее первая жена Тютчева, немецкая графиня Элеонора, совершила попытку самоубийства, а немногим позже угасла от чахотки… Да, союз с Эрнестиной в свое время тоже был построен на чужих слезах. И теперь, глядя на новую пассию своего мужа, Эрнестина вспоминает и возможно, видит свое прошлое как в зеркале…

https://youtube.com/watch?v=g0tiLUfuI3A

Фильм про личную жизнь Тютчева

слушать стихотворение

«Странник» Ф.Тютчев

«Странник» Фёдор Тютчев

Угоден Зевсу бедный странник, Над ним святой его покров. Домашних очагов изгнанник, Он гостем стал благих богов.

Сей дивный мир, их рук созданье, С разнообразием своим, Лежит развитый перед ним В утеху, пользу, назиданье…

Чрез веси, грады и поля, Светлея, стелется дорога, — Ему отверста вся Земля — Он видит все и славит Бога.

Анализ стихотворения Тютчева «Странник»

Произведение, созданное в 1829—30 гг. посвящено теме странничества, одной из знаковых в русской художественной словесности. Каким предстает многогранный лик Божьего человека в версии Тютчева? «Бедный странник» бесприютен, отлучен от тепла «домашних очагов», но его нельзя назвать покинутым и обездоленным. Скиталец, отверженный дольним миром, угоден божествам и оберегаем «святым покровом». Он подобен герою «Цицерона», ставшему «собеседником на пиру» у всемогущих обитателей Олимпа.

Страннику, свободному от земных забот, открывается разнообразие «дивного мира», созданного богами. Лирический субъект декларирует и многогранность целей, доступных нищему пилигриму: достижение духовного умиротворения, практическая польза, обретение знаний или опыта.

Финальный катрен начинается с изображения бескрайней панорамы пути. Предстоящая дорога получает положительные характеристики, выраженные деепричастием «светлея» и глаголом «стелется». В завершающем двустишии наступает кульминационный момент. Обобщающая формула «Отверста вся земля» моделирует открытую, дружелюбную и радостную модель мироздания, восходящую к библейской символике книги. Вдохновенный избранник, обладающий чудесным даром всевидения, добросовестно исполняет свою главную миссию, восславляя Бога.

Интересно, что с развитием лирического сюжета претерпевает изменения вера персонажа. Сначала путник близок античным богам, но дорога, подвластная воле провидения, обращает его к христианским ценностям. В завершающем эпизоде облик наивного странника преображается. Поскольку ему открыты и понятны все земные дали, фигура персонажа избавляется от первоначальной характеристики парии и сближается с образом библейского пророка. Книжная лексика, количество которой возрастает к финалу, подтверждает духовную трансформацию странника на стилистическом уровне.

Интонации приятия мира и глубинный смысл категории бедности объединяют стихотворение с поздним тютчевским творением «Эти бедные селенья… », где говорится о «смиренной наготе» и великом терпении русского крестьянства. Внешний убогий вид утаивает высокий сокровенный смысл, указывающий на искренность веры и чистоту духа. Поэтическое произведение завершает образ Христа, благословившего землю — скудную и бедную, но одухотворенную, родную и дорогую сердцу.

Федор Тютчев — Как неожиданно и ярко

Стихотворение Ф. Тютчева «Как неожиданно и ярко. » является одним из самых любимых моих стихотворений. Написанное 5 августа 1865 года, оно окрашено в яркие, светлые тона. И эта яркость, мажорность подчёркнута преобладанием в нём звонких сонорных согласных «н», «л» и «м», которые придают произведению необыкновенную плавность и величавость:Один конец в леса вонзила,Другим за облака ушла –Она полнеба обхватилаИ в высоте изнемогла.Эпитеты «влажная» (синева), «воздушная» (арка), «радужное» (виденье) усиливают яркость и красочность нарисованной картины. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого стиля: «воздвиглась», «вонзила», «изнемогла», что придаёт звучанию стихотворения особую тожественность и возвышенность и благодаря чему я как читатель ярко представляю себе охватившую полнеба радугу-арку. Усиливается эта тожественность наличием восклицательных предложений в начале второй строфы:О, в этом радужном виденьеКакая нега для очей!Оно дано нам на мгновенье,Лови его – лови скорей!Удивительно, что Л. Н. Толстой, читая стихотворение «Как неожиданно и ярко. », подчеркнул строку «И в высоте изнемогла», а И. С. Аксаков, отмечая эту же строку, восклицает: «Изнемогла! Выражение не только глубоко верное, но и смелое. Едва ли не впервые употреблено оно в нашей литературе в таком именно смысле. А между тем нельзя лучше выразить этот внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги».Вот это изображение «внешнего процесса постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги», на мой взгляд, и является причиной того, что в конце второй строфы тональность стихотворения иная: на смену звонким сонорным приходят шипящие, заключённые в глаголах «ушло», «дышишь», «живешь». Всё мимолётно: былой яркости уже нет, глагол «побледнело» характеризует новое настроение. Теперь оно уже не возвышенно-радостное, а, скорее, трагическое. Думаю, что автор хотел показать мимолётность, эфемерность бытия, подчеркнуть, что нет ничего вечного в природе и что в то же время она бессмертна. И этот мой вывод подчёркивает русский славист Р. Ф. Брандт, отметивший, что это стихотворение, «очевидно, изображает мимолетность наших восторгов и увлечений».Стихотворение «Как неожиданно и ярко. » относится к знаменитому Денисьевскому циклу и является ярким свидетельством того, что глубокая любовь поэта привнесла в его творчество новое мироощущение, необычайную глубину, «какую-то исступленную стыдливость чувства и какую-то новая суеверную страсть, похожую на страдание и предчувствие смерти». Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

самое лучшее стихотворение

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Kak neozhidanno i yarko,Na vlazhnoy neba sineve,Vozdushnaya vozdviglas arkaV svoyem minutnom torzhestve!Odin konets v lesa vonzila,Drugim za oblaka ushla —Ona polneba obkhvatilaI v vysote iznemogla.

O, v etom raduzhnom videnyeKakaya nega dlya ochey!Ono dano nam na mgnovenye,Lovi yego — lovi skorey!Smotri — ono uzh poblednelo,Yeshche minuta, dve — i chto zh?Ushlo, kak to uydet vsetselo,Chem ty i dyshish i zhivesh.

Rfr ytj;blfyyj b zhrj,Yf dkf;yjq yt,f cbytdt,Djpleiyfz djpldbukfcm fhrfD cdjtv vbyenyjv njh;tcndt!Jlby rjytw d ktcf djypbkf,Lheubv pf j,kfrf eikf —Jyf gjkyt,f j,[dfnbkfB d dscjnt bpytvjukf/

J, d njv hfle;yjv dbltymtRfrfz ytuf lkz jxtq!Jyj lfyj yfv yf vuyjdtymt,Kjdb tuj — kjdb crjhtq!Cvjnhb — jyj e; gj,ktlytkj,Tot vbyenf, ldt — b xnj ;?Eikj, rfr nj eqltn dctwtkj,Xtv ns b lsibim b ;bdtim/

Анализ стихотворения Тютчева «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»

О трагической любви, неожиданно пришедшей к поэту в зрелом возрасте, считает необходимым сообщить каждый тютчевский биограф. Тому есть весомые причины: мощное чувство, расцененное окружением поэта как шокирующее, «беззаконное», стало источником вдохновения. Оно вызвало к жизни знаменитый стихотворный цикл, одну из вершин русского художественного слова. В центре образной системы произведений – пара, охваченная мучительной любовью-страданием.

Анализируемый текст появился в 1865 г., накануне скорбной даты – первой годовщины со дня смерти возлюбленной автора. Эмоциональная речь, обращенная к лирической героине, свидетельствует о том, что время не смогло притупить боль душевных страданий, терзающих тютчевского героя.

В зачине стихотворения субъект речи сообщает об обстоятельствах лирической ситуации: он идет по загородной дороге в свете заходящего солнца. Для характеристики движения используется глагол «брести». Пешеход идет медленно, прилагая видимые усилия, – такова семантика лексической единицы. Ее значение взаимодействует с упоминанием о тяжести и трудности пути. Перед читателем возникает портрет героя – немолодого, уставшего, изнуренного душевно и физически.

Первое четверостишие завершается обращением к милой, которое повторяется в двух других строфах с некоторыми изменениями. Сначала любимая именуется другом, затем – ангелом. Последняя из лексем весьма информативна: она сообщает об огромной дистанции между разлученной парой, а также определяет позицию лирического адресата, наблюдающего за происходящим сверху, из небесной «бездны голубой». Лиричность, эмоциональность и напевность рефрена поддерживаются пятистопной хореической строкой – размером, почти не встречающимся в произведениях Тютчева.

Картина окружающего мира, представленная во втором катрене, теряет конкретность. Очертания внешних деталей пропадают в сгущающихся сумерках. На первый план выходит мотив воспоминания, который развивается в финальном эпизоде. Прошлое диктует планы, охватывающие не только день грядущий, но и остаток жизни героя: удел безутешного возлюбленного – печаль, скорбь, безразличие к настоящему. Все мысли несчастного наполнены мольбами к ангельской душе лирического «ты». К робкой надежде на мимолетную встречу примешиваются отчаяние и горькое осознание невозможности былого счастья.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Лирический герой

Стихотворение написано от первого лица. Пушкин берёт на себя роль странника, проговаривая вслух желание последних лет своей жизни: «Давно, усталый раб, замыслил я побег…».

Но его герой мучим не простым желанием социальной свободы. Его тяготит неотвратимость Страшного Суда. Бог касается его души и вызывает в ней муки раскаяния за годы, прожитые в духовной слепоте.

После встречи с юношей герой говорит: «Я вижу некий Свет». Ради этого света он готов оставить дом и жену, потому что для желающих спастись нужные не широкие (открытые для большинства), а тесные врата. Об этих тесных вратах говорится в Евангелии. И эти тесные врата – жизнь с Богом.

Жанр, направление, размер

«Листья» Тютчева по жанровой принадлежности относятся к философской лирике. Отличительной особенностью данного жанра является наличие в произведении аллегорий, когда объяснение одних предметов или явлений происходит при помощи других.

В лирике Тютчева зачастую используется одухотворение природы, так называемый пантеизм. Поэтому часто произведения поэта принимают за природную лирику, ведь Федор Иванович выражает себя, свои чувства через природные явления. Исходя из этих суждений, логично будет определить стихотворение как «природно-философское».

Определяя направление стихотворения «Листья», справедливо будет отнести его к романтизму. Здесь имеются все присущие данному направлению черты: следование природе, яркая индивидуальность и таинственность лирического героя, гармонично соединенная с его «внутренней открытостью» и некой уязвимостью.

В литературе, а именно в поэзии, существует так называемое «чистое искусство» — это направление, отличающееся отсутствием в произведениях остросоциальной тематики. Поэты, причисляющие себя к этому направлению, писали лишь о прекрасном: о любви, красоте и природе. Тютчева вполне закономерно отнести сюда же.

Размер стихотворения «Листья» – двустопный амфибрахий. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифм.

Анализ стихотворения Тютчева «Silentium!»

Произведение необычно и непривычно по содержанию и отличается от иных по форме написания. В этом стихотворении поэт раскрывает свои переживания, из-за невозможности выразить свое состояние словами. Ведь как одним словом описать красоту неба или боль души от утраты. Слова людские — несовершенны. В стихотворении слова: “мысль, изреченная есть ложь”, понимаются как то, что поэт отделяет мысль от слова, выражает неверие в силу слова, верит лишь в созидательную мощь мысли. «Ложь», потому, что подобранное слово не всегда выражает то, что человек хочет выразить и сообщить окружающим.

Философская лирика поэта перекликается с восточными культурами, такими как буддизм, в своей манере преподнести важные мысли в тонком описании. В творчестве Тютчева, мы находим смысл бытия и предназначение человека в жизни и вселенной. Его творения разноплановы, метафоричны и одиозны. Философия Федора Тютчева, мастера по донесению глубокого смысла бытия строками своих произведений.

В Мюнхене Тютчев познакомился с философом Шеллингом. Учитывая время, проведенное там, возможно это повлияло на написание произведений Тютчевым с философским корнем. Также стихотворения Г. Гейне Тютчев стал переводить на русский язык.

По мнению Тютчева, невидимый, тонкий мир настолько сложен и многообразен, непостижим для человеческого ума в целом, что для выражения чего-либо общепринятый язык слишком скуден. Это и является причиной ложности нашей речи: “Как сердцу высказать себя?… Мысль изречённая есть ложь”.

Федор Тютчев — Не в первый раз кричит петух ( Рассвет )

Ne v pervy raz krichit petukh; Krichit on zhivo, bodro, smelo; Uzh mesyats na nebe potukh, Struya v Bosfore zaalela.

Yeshche molchat kolokola, A uzh vostok zarya rumyanit; Noch beskonechnaya proshla, I skoro svetly den nastanet.

Vstavay zhe, Rus! Uzh blizok chas! Vstavay Khristovoy sluzhby radi! Uzh ne pora l, perekrestyas, Udarit v kolokol v Tsargrade?

Razdaysya blagovestny zvon, I ves Vostok im oglasisya! Tebya zovet i budit on, — Vstavay, muzhaysya, opolchisya!

V dospekhi very grud oden, I s bogom, ispolin derzhavny. O Rus, velik gryadushchy den, Vselensky den i pravoslavny!

Yt d gthdsq hfp rhbxbn gtne[; Rhbxbn jy ;bdj. jlhj, cvtkj; E; vtczw yf yt,t gjne[, Cnhez d ,jcajht pffktkf/

Tot vjkxfn rjkjrjkf, F e; djcnjr pfhz hevzybn; Yjxm ,tcrjytxyfz ghjikf, B crjhj cdtnksq ltym yfcnfytn/

Dcnfdfq ;t, Hecm! E; ,kbpjr xfc! Dcnfdfq [hbcnjdjq cke;,s hflb! E; yt gjhf km, gthtrhtcnzcm, Elfhbnm d rjkjrjk d Wfhmuhflt?

Hfplfqcz ,kfujdtcnysq pdjy, B dtcm Djcnjr bv jukfcbcz! Nt,z pjdtn b ,elbn jy, — Dcnfdfq, ve;fqcz, jgjkxbcz!

D ljcgt[b dths uhelm jltym, B c ,jujv, bcgjkby lth;fdysq!// J Hecm, dtkbr uhzleobq ltym, Dctktycrbq ltym b ghfdjckfdysq!

Жанр, направление и композиция

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики и представляет собой зарисовку природы где-то на южных берегах Адриатики. Автор умело вплетает мифологию Древней Греции в картину русской первозданной природы.

Используя прием олицетворения, поэт добивается максимальной живости образов, которые возникают в воображении читателя. Автор воспевает красоту летнего дня, сладкую дрему всего живого и краткий миг умиротворения перед пробуждением.

Композиционно стихотворение изображает знойный полуденный пейзаж как олицетворение спокойствия и вечности природы. Ее воплощение упоминается в двух последних строчках в роли Пана — мифического покровителя лесов и зеленых долин, дремлющего в окружении прекрасных нимф. В представлении народа Древней Греции середина дня — время, когда все живое замирает и предается волшебному сну.

При помощи лексемы«лениво»автор передает безмятежность и покой пейзажа. Дрема и умиротворение накрывают всю природу и олицетворение ее божественного начала — Пана и нимф. Поэт использует персонажей древнегреческой мифологии, чтобы подчеркнуть единство и гармоничность природы любой точки мира.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Рассвет»

Стихотворение, написанное в конце 1849 года, современники расценили в качестве предсказания событий Крымской войны. Позже исследователи говорили о богатейшем символическом контексте этого произведения, улавливая связь с концепцией возрождения и укрепления славянского мира.

Иносказательная картина того, как зарождается новый день, наполнена жизнерадостным настроением. Тишину нарушает пронзительный крик петуха, для описания которого автор использует три однородных обстоятельства образа действия, которые выражены наречиями.

Этот

образ поддержан красивыми деталями: поблекший месяц уходит, его место занимает красочная заря, и лучи солнца окрашивают воду в ярко-красный цвет. Топоним, который включен в пейзажную зарисовку, говорит о ее символизме. Цель, будоражащая воображение, расположена за проливом, к востоку от позиции субъекта речи.

Грядущий день должен разбудить спящую Русь. Как раз к ней, могучей позитивной силе, обращены призывы, которые размещены в трех последних четверостишиях. На Русь возложена ответственная миссия — возродить православие. Сигналом к борьбе служит звон царьградского колокола. Он

такой сильный и могущественный, что охватывает даже восточные земли и пробуждает православное воинство.

Интонации призыва определяют характер лексических средств, которые задействовал поэт. В числе семи глаголов в повелительном наклонении находится и анафора «вставай». Похожие функции возложены на разговорное выражение «не пора ли» и напутствие «с Богом».

В заключительном катрене возникает обобщенный образ Отечества, где Русь предстает как ратник, богатырь, к которому упорно взывает лирический герой. Интересен тот факт, что могучий воин защищен «доспехами веры». Герой преследует высокие цели, проявляет готовность биться за великое будущее православия — вот что означает метафора.

Произведение четко разделено на смысловые части. Сначала пейзаж, затем обращение к Родине, призывы к восстанию. Немаловажная роль отводится восклицательным предложениям. Формально стихотворение состоит из пяти четверостиший, имеющих относительную смысловую завершенность. Использована перекрестная рифма. Размер — четырехстопный ямб.

Идея избранности русской нации получает развитие в «Пророчестве», которое было написано через четыре месяца после «Рассвета». Могучая сила, которую выражает глас свыше, способствует перемене в образе российского императора: он превращается в защитника славянского народа.

Особенности стиха

Стихотворение «Silentium!» состоит из трех куплетов по шесть строк. Всего их восемнадцать. Каждая из трёх частей заканчивается словом «молчи». Но в то же время они несут разную смысловую нагрузку, развивая следующую и подкрепляя предыдущую по смыслу. Они музыкально созвучны. В этом произведении отсутствует полемика. Настойчивое повторение звучит как призыв, убеждение, желание объяснить. В нем можно увидеть утешение, смирение в отчаянии. Обращение к нуждающемуся и растерянному человеку, возможно даже к себе самому.

“Молчи, скрывайся и таи…”. Звучит успокоение: не переживай, чувства от этого не погибнут, будут жить в душевной глубине, “как звезды в ночи”, “любуйся ими”. Как будто кто то, более мудрый, заботится о младшем или неопытном и, даже, можно сказать – родном человеке. “Мысль изречённая есть ложь”. По мнению В. Брюсова эта фраза говорит о невозможности выразить свою душу, о непостижимости огромного мира и осознании того, что раскрыть свои мысли «…есть ложь». Это только личное познание каждого. Поэтому нужно ценить и оберегать все безрассудные формы постижения мира: мечту, фантазию, сновидения.

“Мысль изречённая” – это антоним слову “неизречённая”. А значит – необыкновенная, неописуемая, нереальная. Следовательно, «изречённая» – это просто «обыкновенная».


«Таинственно-волшебные думы» – это романтические мечтания. Переход в реальную жизнь — они не выдерживают, погибают. Философская лирика Тютчева выдержана в очень изысканном и тонком стиле.

Вариантов о размере, которым написано “Silentium!” несколько. Н. Королёва, придерживается мнения, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Многие его не разделяют и даже возмущены таким определением.

Ритмичность Тютчевского стиха и порядок ударений строки свободны от принятого размера. Здесь и возникли теории, что оно написано ямбом с включением трёх строк aмфибрахия. Возможно к «Silentium» нужен совершенно другой «ключ». Если рассмотреть ритмику с другой точки зрения, то можно увидеть в написании трёхударную строку.

Анализ стихотворения «Странник»

Cочинение «Анализ стихотворения «Странник»»

Так, в стихотворении «Странник» странник бежит из «долины дикой» не в деревню, но за черту города. Что же в данном образном контексте означает «город»? Довольно ясный ответ дает описание городского кладбища в «Когда за городом задумчив я брожу. «. Оно раскрывается через оппозицию город — деревня, отраженную в этом стихотворении, в котором противопоставляются два кладбища — городское и деревенское. На городском кладбище показано завершение такой дороги жизни, которая кончается смертью, не связывающей человека с Вечностью, смертью-тлением.

Этот образ смерти по своему внутреннему содержанию близок к неожиданной смерти в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, смерти, обрывающей жизнь.

В «Когда за городом задумчив я брожу. » на кладбище «гниют все мертвецы столицы», и образ смерти-тления неразрывно связан с жизнью, подчиненной только тленному. Ее приметы даны через надписи на могилах «о добродетелях, о службе и чинах, По старом рогаче вдовицы плач амурный». Здесь изображается такое пространство, которое ограничено только земным, отсюда в первой части стихотворения возникает мотив стесненности, ограниченности, несвободы, композиционно соседствующий с мотивом тления:

Под коими гниют все мертвецы столицы В болоте кое-как стесненные рядком Как гости жадные за нищенским столом.

В третьей строке вышеприведенного фрагмента намечен образ стола, который «соседствует» с темой смерти, что далеко не случайно: такая композиционная близость смерти и стола у Пушкина повторяется в «Евгении Онегине» в I и II главах, что было отмечено еще В. С. Непомнящим. Жизнь, построенная только по законам потребления, законам «стола», чревата не смертью как формой жизни бесконечной, но тлением и распадом. Поэтому два стола в I главе «Евгения Онегина», наполненные разнообразными предметами услаждений, имеют свое логическое завершение в образе третьего стола с телом дяди — «дани, готовой земле».

Далеко не случайно и то, что во II главе Дмитрий Ларин умирает «в час перед обедом». Его смерть также «соседствует» со столом. Это «странное сближение» указует на такую жизнь, в которой обыденное не получает духовного содержания и обречено быть только обыденным. Вследствие этого дорога жизни в семье Лариных «пролегает» между сменой блюд, и жизнь главы семьи закономерно кончается «в час перед обедом».

Таким образом, в «Когда за городом задумчив я брожу. » Пушкин рисует такую жизнь и такую смерть, которая замыкает человека в земном, материальном пространстве, что неестественно для его души. Отсюда и возникает мотив тесноты, связанный с мотивом несвободы.

В деревне, на «кладбище родовом», наоборот, «неукрашенным могилам есть простор»

В этой характеристике деревенских могил важно каждое слово. Неукрашенная могила деревенского кладбища связана в восприятии поэта с простором: на ней нет следов той нелепой жизни, которой соответствуют и нелепые украшения на городских могилах («дешевого резца нелепые затеи»)

«Нелепая» жизнь города в этимологическом смысле эпитета «нелепый» есть жизнь некрасивая, деформированная, тесная для духовной жизни человека. Во второй части стихотворения образ простора получает свое углубление и объяснение

Обратим внимание на строки, предшествующие его описанию:

Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбища родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое.

Торжественный покой дремлющих мертвых. Этот образ — центральный во всем стихотворении. Так же, как и в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, феномен Дома связывается в сознании поэта с состоянием покоя и простора (ср. «покой и воля»). Его истоки — в обретении того пространства жизни, где конечное, смертное преображено бессмертным. Такое место найдено. Поэтому мертвецы здесь не «гниют», а «дремлют в торжественном покое». ‘Дремать — уснуть — усыпать — успение’ — данное лексико-семантическое поле, в котором через этимологический смысл явственна связь двух состояний, выраженных отглагольными существительными сон — успение.

К-во Просмотров: 2809

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения «Странник», то Вам точно к нам!

Общая характеристика поэзии

Проникнутая напряженной страстной мыслью и одновременно острым ощущением трагизма жизни, поэзия Тютчева выразила в художественном слове всю противоречивость и сложность действительности. Его философские взгляды формировались под влиянием натурфилософских воззрений Ф. Шеллинга. Лирика Федора Ивановича пропитана тревогой. Природа, человек, мир предстают в его творениях в вечном столкновении различных противоборствующих сил. Человек по своей природе обречен на «неравный», «безнадежный» бой, «отчаянную» борьбу с роком, жизнью и самим собой. В особенности поэт тяготел к изображению гроз и бурь в человеческой душе и мире. Пейзажные образы в его поздних стихах окрашиваются русским национальным колоритом, в отличие от ранних творений.

Образы и символы

Образ лирического героя «Листьев» не совсем обычен. Здесь им выступает отнюдь не человек, а простой маленький листочек, каких миллионы. Он прост, но жизнерадостен и даже немного авантюрен.

Произведение пресыщено образами. Так, автор, описывая многообразие листьев, каждым их видом олицетворяет определенные группы людей. Например, хвойные иголки – это люди — консерваторы, в их жизни нет места переменам и желаниям, их путь ровен и гладок, они лишены огня, искры.

Листья, напротив, олицетворяют собой людей ярких, ищущих перемен и не боящихся рисковать. Их жизнь подобна вспышке.

Символика также присуща данному тексту. Так, красный цвет здесь символизирует сразу несколько важных категорий человеческого бытия: мудрость, власть, любовь, красоту, огонь, радость, целостность жизни.

Ветер в стихотворении символизирует время, пространство и скорость, а также — возрождение. Лирический герой желает быть сорванным с опостылевших ветвей ветром, что хорошо показывает его готовность принести себя в жертву на благо лучшего будущего.

Влияние происхождения и окружения на лирику Тютчева

Федор Иванович родился в имении Овстуг, расположенном в Брянском уезде, в семье небогатых родителей. В родительском доме говорили по-французски. Мать поэта была очень набожна, поэтому он рано усвоил архаическую речь. Обучение будущего поэта проходило под руководством С. Е. Раича в Москве. Этот человек был профессором и посредственным поэтом, входившим в Московскую поэтическую группу: Буринский, Мерзляков, Милонов. У них считался идеалом поэт-ученый, а лирика в их представлении — это всего лишь плод упорного труда.

Федор Иванович писать стихи начал очень рано. Ранние творения поэт создавал в Мюнхене. Он присылал их в Россию, печатал в альманахах, издаваемых Раичем. Имя Тютчева в то время мелькает среди второстепенных поэтов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: