Как нас ни угнетай разлука…

Тема и проблематика

В своём произведении Тютчев поднимает тему, которая касается большинства творческих людей. Одиночество помогало писателю сохранить свой внутренний мир и оставить его неприкосновенным. Причём последняя мысль выражена автором не как констатация факта, а как приказ.

Кроме главной темы, писатель также затрагивает тему лжи, которую считает чем-то непотребным. Зачастую люди используют ложь для того, чтобы изменить мнение окружающих о себе, понравиться другим. Это касается не только повседневной жизни, но и произведений многих писателей. Они стараются получить похвалу от читателей и критиков путём приукрашивания реальности. Тютчев повествует о том, что только молчание способно избавить человека от порочных мыслей.

Проблематика стихотворения заключается в том, что общество любит «примерять» на себя чужие проблемы. Оно пытается добиться невозможного от человека, от чего тот становится способен на ложь. В произведение поднимаются такие проблемы, как:

  • Влияние общественного мнения на личность. Люди часто любят искажать сказанное другим человеком. Порой, когда тот пытается донести до своего собеседника что-то серьёзное, последний просто не воспринимает это и переводит в повседневную болтовню.
  • Несоответствие внутреннего и внешнего мира. Тютчев говорит о том, что всегда лучше держать все переживания в себе. Когда человек пытается сформулировать свою проблему, то уже закладывает в неё ложь. Никто и никогда не может до конца понять то, что его гложет изнутри. Объясняя свою проблему собеседнику, человек не может подобрать нужные слова для её описания, начинает приукрашивать и тем самым опошляет своё душевное состояние.

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Silentium.История создания – точная дата его написания неизвестна, но приблизительно оно датируется 1830 годом. Впервые в печатном виде оно вышло спустя три года в газете “Молва”.

Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ.

Композиция – трехчастная, причем сам Тютчев разделяет его, завершая каждую часть словами “и молчи!”. Все они

Жанр – это философская лирика, которая, со свойственной Тютчеву неоднозначностью, раскрывает тему взаимопонимания людей или его отсутствия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями.

Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.

Эпитеты – “в душевной глубине”

Сравнение – “как звезды в ночи”, “мысль изреченная”, “целый мир”, “таинственно-волшебные думы”, “дневные лучи”.

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов. Двухсложные стопы состоят из двух слогов: хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии. Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов: дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий). Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее. Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти. Больше о стопах

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк)Размер: четырёхстопный ямб Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге (

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: миновала-нас-покрывало-глаз.Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: дымкой-болит-невидимкой-молчит.Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: искушений-смущена-недоумений-она.Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. Рифмы: миновала-час-покрывало-нас.Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

О, как убийственно мы любим

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Всё опалили, выжгли слезы

Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебны взоры, речи

И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль злую, боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

1851 год

*****

Тема

В стихотворении развивается тема человеческих снов. Автор оригинально интерпретирует распространённый в мировой литературе мотив, создавая яркие метафорические образы. В центре произведения лирическое «Я», которое в последней строфе плавно переходит в «Мы».

Лирический герой почти незаметен, куда важнее его размышления и фантазия. В первой строфе он сравнивает сны с океаном. Жизнь же воспринимается как нечто неотрывное от сна. Сны – мощная стихия со «звучными волнами».

Сонная стихия взывает к человеку и быстро уносит его лодку в даль своих волн. В третьей строфе оказывается, что океан на самом деле – небо, манящее нас своими звёздами и тайной. По пылающей бездне и плывут люди во время своих сновидений. Таким образом, Ф. Тютчев развивает мысль о том, что, уснув, человек попадает на небосвод и может многое постичь в этом волшебном состоянии.

«Странник» Ф.Тютчев

«Странник» Фёдор Тютчев

Угоден Зевсу бедный странник, Над ним святой его покров. Домашних очагов изгнанник, Он гостем стал благих богов.

Сей дивный мир, их рук созданье, С разнообразием своим, Лежит развитый перед ним В утеху, пользу, назиданье…

Чрез веси, грады и поля, Светлея, стелется дорога, — Ему отверста вся Земля — Он видит все и славит Бога.

Анализ стихотворения Тютчева «Странник»

Произведение, созданное в 1829—30 гг. посвящено теме странничества, одной из знаковых в русской художественной словесности. Каким предстает многогранный лик Божьего человека в версии Тютчева? «Бедный странник» бесприютен, отлучен от тепла «домашних очагов», но его нельзя назвать покинутым и обездоленным. Скиталец, отверженный дольним миром, угоден божествам и оберегаем «святым покровом». Он подобен герою «Цицерона», ставшему «собеседником на пиру» у всемогущих обитателей Олимпа.

Страннику, свободному от земных забот, открывается разнообразие «дивного мира», созданного богами. Лирический субъект декларирует и многогранность целей, доступных нищему пилигриму: достижение духовного умиротворения, практическая польза, обретение знаний или опыта.

Финальный катрен начинается с изображения бескрайней панорамы пути. Предстоящая дорога получает положительные характеристики, выраженные деепричастием «светлея» и глаголом «стелется». В завершающем двустишии наступает кульминационный момент. Обобщающая формула «Отверста вся земля» моделирует открытую, дружелюбную и радостную модель мироздания, восходящую к библейской символике книги. Вдохновенный избранник, обладающий чудесным даром всевидения, добросовестно исполняет свою главную миссию, восславляя Бога.

Интересно, что с развитием лирического сюжета претерпевает изменения вера персонажа. Сначала путник близок античным богам, но дорога, подвластная воле провидения, обращает его к христианским ценностям. В завершающем эпизоде облик наивного странника преображается. Поскольку ему открыты и понятны все земные дали, фигура персонажа избавляется от первоначальной характеристики парии и сближается с образом библейского пророка. Книжная лексика, количество которой возрастает к финалу, подтверждает духовную трансформацию странника на стилистическом уровне.

Интонации приятия мира и глубинный смысл категории бедности объединяют стихотворение с поздним тютчевским творением «Эти бедные селенья… », где говорится о «смиренной наготе» и великом терпении русского крестьянства. Внешний убогий вид утаивает высокий сокровенный смысл, указывающий на искренность веры и чистоту духа. Поэтическое произведение завершает образ Христа, благословившего землю — скудную и бедную, но одухотворенную, родную и дорогую сердцу.

Анализ стихотворения «Странник»

Cочинение «Анализ стихотворения «Странник»»

Так, в стихотворении «Странник» странник бежит из «долины дикой» не в деревню, но за черту города. Что же в данном образном контексте означает «город»? Довольно ясный ответ дает описание городского кладбища в «Когда за городом задумчив я брожу. «. Оно раскрывается через оппозицию город — деревня, отраженную в этом стихотворении, в котором противопоставляются два кладбища — городское и деревенское. На городском кладбище показано завершение такой дороги жизни, которая кончается смертью, не связывающей человека с Вечностью, смертью-тлением.

Этот образ смерти по своему внутреннему содержанию близок к неожиданной смерти в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, смерти, обрывающей жизнь.

В «Когда за городом задумчив я брожу. » на кладбище «гниют все мертвецы столицы», и образ смерти-тления неразрывно связан с жизнью, подчиненной только тленному. Ее приметы даны через надписи на могилах «о добродетелях, о службе и чинах, По старом рогаче вдовицы плач амурный». Здесь изображается такое пространство, которое ограничено только земным, отсюда в первой части стихотворения возникает мотив стесненности, ограниченности, несвободы, композиционно соседствующий с мотивом тления:

Под коими гниют все мертвецы столицы В болоте кое-как стесненные рядком Как гости жадные за нищенским столом.

В третьей строке вышеприведенного фрагмента намечен образ стола, который «соседствует» с темой смерти, что далеко не случайно: такая композиционная близость смерти и стола у Пушкина повторяется в «Евгении Онегине» в I и II главах, что было отмечено еще В. С. Непомнящим. Жизнь, построенная только по законам потребления, законам «стола», чревата не смертью как формой жизни бесконечной, но тлением и распадом. Поэтому два стола в I главе «Евгения Онегина», наполненные разнообразными предметами услаждений, имеют свое логическое завершение в образе третьего стола с телом дяди — «дани, готовой земле».

Далеко не случайно и то, что во II главе Дмитрий Ларин умирает «в час перед обедом». Его смерть также «соседствует» со столом. Это «странное сближение» указует на такую жизнь, в которой обыденное не получает духовного содержания и обречено быть только обыденным. Вследствие этого дорога жизни в семье Лариных «пролегает» между сменой блюд, и жизнь главы семьи закономерно кончается «в час перед обедом».

Таким образом, в «Когда за городом задумчив я брожу. » Пушкин рисует такую жизнь и такую смерть, которая замыкает человека в земном, материальном пространстве, что неестественно для его души. Отсюда и возникает мотив тесноты, связанный с мотивом несвободы.

В деревне, на «кладбище родовом», наоборот, «неукрашенным могилам есть простор»

В этой характеристике деревенских могил важно каждое слово. Неукрашенная могила деревенского кладбища связана в восприятии поэта с простором: на ней нет следов той нелепой жизни, которой соответствуют и нелепые украшения на городских могилах («дешевого резца нелепые затеи»)

«Нелепая» жизнь города в этимологическом смысле эпитета «нелепый» есть жизнь некрасивая, деформированная, тесная для духовной жизни человека. Во второй части стихотворения образ простора получает свое углубление и объяснение

Обратим внимание на строки, предшествующие его описанию:

Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбища родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое.

Торжественный покой дремлющих мертвых. Этот образ — центральный во всем стихотворении. Так же, как и в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, феномен Дома связывается в сознании поэта с состоянием покоя и простора (ср. «покой и воля»). Его истоки — в обретении того пространства жизни, где конечное, смертное преображено бессмертным. Такое место найдено. Поэтому мертвецы здесь не «гниют», а «дремлют в торжественном покое». ‘Дремать — уснуть — усыпать — успение’ — данное лексико-семантическое поле, в котором через этимологический смысл явственна связь двух состояний, выраженных отглагольными существительными сон — успение.

К-во Просмотров: 2809

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения «Странник», то Вам точно к нам!

История создания

Исследователи творчества поэта предполагают, что это произведение (его первоначальное название — «Сумерки») было написано под влиянием любовной драмы, происходившей в жизни Фёдора Ивановича в период его первого брака. В 1826 году Тютчев, будучи в баварском посольстве, познакомился со своей первой женой — Элеонорой Петерсон (урождённой графине Ботмер). Они тайно обвенчались в марте 1826 года.

По воспоминаниям родственников поэта, Элеонора боготворила мужа и заботливо оберегала семейный очаг, однако в духовном плане они были абсолютно разными людьми. Уже в 1833 году Тютчев знакомится с Эрнестиной Дёрнберг и влюбляется в нее. Это первая мюнхенская красавица, в которой, помимо блестящего ума и образованности, поэт нашёл родственную душу. Элеонора всячески пыталась спасти отношения, однако Тютчев всё более увлекался новой пассией.

Отчаяние доводит жену поэта до попытки самоубийства в 1836 году, сильно подломившей её психическое состояние. А в мае 1838 года Элеонора с дочерьми отправилась в морское путешествие до Турина. Пароход вследствие вспыхнувшего пожара потерпел крушение. Произошедшее событие сильно подкосило здоровье супруги; несколько месяцев спустя Элеонора умерла. Потрясение от утраты было столь сильным, что голова поэта, проведшего всю ночь у гроба жены, поседела от горя.

Разрываясь между новой страстью и искренней любовью к своей жене, Тютчев часто проводил вечера в одиночестве, терзаемый совестью и мучительными мыслями.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»

Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» написано в 1830 году, когда Тютчев жил в Мюнхене, где встречался с известными немецкими литераторами и философами, поэтому его стихи изобилуют философскими размышлениями. С первых строк герой погружается в ночной сон, который захватывает его. Заявленная тема ночной жизни души человека характеризует все творчество Тютчева. Композиционно стихотворенье четко разделено на три части строфами, определяющими мысль текста. Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека. Сон — состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон — граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, «днем и ночью». Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая — над его мыслями. Герои увлечены волшебством ночи, которая «нудит и просит». В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их. Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. «Глубокое небо» и «Пылающая бездна» — полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания — гармоничного, но неизвестного мира. Челн — спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.

Центральные персонажи

Как уже было сказано, главный герой произведения, становящийся странником, а также юноша, указующий ему путь, находятся на одной ступени.

На другой помещаются их антагонисты: жена, дети, врач, которые олицетворяют общество и мирскую жизнь в целом.

И те, и другие по-своему правы, просто они расположены на разных уровнях познания мира.

Для лирического героя очевидна ограниченность простого житейского «счастья» и покоя, ему требуется свобода и полная переоценка ценностей.

Окружающие не могут понять причину его беспокойства и считают его умалишённым. В конце стихотворения появляются приятели героя, которые разными способами хотят остановить его и вернуть к прежней жизни. Одни смеются, другие бранят его, третьи хотят вернуть силой.

Эта картина усиливает одиночество странника среди людей.

История создания

О точной дате написание стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”. Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Любопытно, что при второй публикации в “Современнике” в 16-й строфе была допущена ошибка.

Интересно, что его названию, которое переводится как “Молчание” придается еще один оттенок смысла – именно этим латинским словом студентов немецких классических университетов призывали к порядку. Таким образом, его можно истолковать не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Такая трактовка основана на том, что Тютчев в свое время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.

Весна

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Весна… она о вас не знает,

О вас, о горе и о зле;

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

Цветами сыплет над землею,

Свежа, как первая весна;

Была ль другая перед нею —

О том не ведает она:

По небу много облак бродит,

Но эти облака — ея;

Она ни следу не находит

Отцветших весен бытия.

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет,-

И страх кончины неизбежной

Не свеет с древа ни листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан!

Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь —

И жизни божеско-всемирной

Хотя на миг причастен будь!

1838 год

*****

История создания

Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел дружбу со многими интересными талантливыми личностями.

Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».

Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.

Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.

Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но « святое братство », нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.

Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит ещё встречу со столь близкими по духу людьми.

Анализ стихотворения Пастернака «Музыка»

Тема его не случайна для Пастернака: он вырос в музыкальной семье, учился музыке и мог бы стать пианистом. Но и став поэтом, он никогда не расставался с музыкой – ни в жизни, ни в поэзии. «Музыка» – одно из тех стихотворений, которые вполне раскрываются только вдумчивому и знающему читателю. Конечно, просто взять словарь и посмотреть, что значат слова «хорал» (музыкальная пьеса в форме религиозного многоголосного песнопения) , «месса» ( хоровое произведение на текст католического богослужения, обычно с сопровождением органа) , «импровизация» (создание музыки в момент исполнения, без предварительной подготовки).

Подробнее…

Анализ стихотворения Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…»

Многие люди на заре своей жизни теряют интерес к тому, что происходит вокруг, сосредоточившись на внутренних переживаниях. Однако существует и другая категория мужчин и женщин, которые до самого последнего момента получают удовольствие от каждой прожитой минуты и благодаря Всевышнего за то, что у них есть возможность наслаждаться бесценным даром любить и ненавидеть, радоваться и огорчаться, дарить людям любовь и рассчитывать на взаимность. К таким людям, бесспорно, относился и Федор Тютчев, который даже за несколько месяцев до смерти продолжал строить планы на будущее и мечтал о том, что, возможно, судьба подарит ему еще один шанс испытать подлинное счастье.

В 1870 году Тютчев написал стихотворение «Чему бы жизнь нас ни учила…», которое имеет глубокий философский подтекст и, вместе с тем, отражает духовное состояние поэта, который, несмотря на преклонный возраст, мечтает любить и быть любимым. В его жизни было довольно много бурных романов, два из которых закончились весьма трагически. Тем не менее, поэт не терял надежды, что ему удастся встретить женщину, с которой он сможет разделить последние годы своей жизни, проведя их в мире, согласии и любви. Тютчев понимает, что так не бывает, и судьба без того была к нему слишком щедра. Однако отмечает, что его «сердце верит в чудеса» и надеется на то, что они все же произойдут. Разменяв седьмой десяток, поэт учится отделять духовное от материального, понимая, что его «увядание земное цветов не тронет неземных». Это означает, что физическая немощь не в состоянии укротить страстную натуру автора, который в душе ощущает себя молодым и полным сил. Это состояние он считает своеобразным подарком, пытаясь определить для себя, за что же удостоился подобной милости. Долгие размышления приводят Тютчева к весьма простому выводу, подсказывая единственно верный в подобной ситуации ответ.

Всю свою жизнь поэт жил не столько для себя, сколько ради других, щедро расходуя свою душевную теплоту на близких и друзей, любимых и даже врагов. Взамен он ничего не требовал, понимая, что «лишь тем доступна благодать, кто в искушеньях жизни строгих, как вы, умел, любя, страдать». Пройдя через тяжкие жизненные испытания, Тютчев сумел сохранить в себе искренность и душевную чистоту. «Чужие врачевать недуги своим страданием умел», – эта строчка как нельзя лучше характеризует натуру поэта. В награду он получил возможность не утратить остроту чувств и желаний даже на смертном одре, получая наслаждение от жизни во всех ее проявлениях.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скрепленное общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трехчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет все-то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом композиция своеобразно закольцовывается.

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

голоса

Рейтинг статьи

Жанр и размер

Федор Иванович Тютчев в зрелые годы увлекался трудами древнегреческих мыслителей, поэтому его лирика приобрела философское направление. Жанр «Silentium» так и называется «лирическое стихотворение» (еще его называют фрагментом). Его характеризует краткость, ясность, отсутствие героев и сюжета. Главным объектом внимания художника слова являются его же мысли и чувства. Дидактическая, убеждающая интонация берет свое начало из оды. Она «унаследовала» от этого жанра пафос и напор, которые необходимы для реализации авторского замысла. «Молчи, скрывайся и таи», — властное приказание, что повторяется трижды, надолго оседая в памяти.

Написано произведение секстинами, размер стихотворения «Силентиум» — четырехстопный ямб. Такая форма упрощает восприятие, делает посыл ясным и доходчивым. Предельный аскетизм оформления лишь дополняет авторскую задумку: не нужно производить внешний эффект, главное – иметь богатое внутреннее содержание. Так и «Молчание» не блещет лоском изощренной стилистики, зато пленяет глубиной идеи.

Полный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи!..»

Я очи знал, — о, эти очи!

Как я любил их, — знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,

Жизнь обнажающем до дна,

Такое слышалося горе,

Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный

В тени ресниц ее густой,

Как наслажденье, утомленный

И, как страданье, роковой.

И в эти чудные мгновенья

Ни разу мне не довелось

С ним повстречаться без волненья

И любоваться им без слез.

Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет.

Их роман развивался бурно и закончился громким скандалом, года выяснилось, что девушка из дворянской семьи, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет от поэта ребенка. Но даже позор и разрыв с родственниками, которые лишили Елену Денисьеву наследства, не смогли заставить молодую женщину разорвать порочную связь с Тютчевым. И поэт был ей за это очень благодарен, хотя и понимал, что фактически сломал жизнь своей возлюбленной.

Одно из первых стихотворений “Я очи знал, – о, эти очи!” , которое Федор Тютчев посвятил Елене Денисьевой, было написано примерно в 1851 году, как раз в разгар их романа. Понимая, что обрекает свою избранницу на позор, поэт, тем не менее, не мог совладать со своими чувствами. И не переставал восхищаться

Еленой Денисьевой, которая стала его музой и самым близким другом. “Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог!”, – восклицает поэт, в этих простых и коротких фразах выражая всю глубину своих чувств по отношению к избраннице. Однажды Тютчев упомянул о том, что одного лишь взгляда Елены Денисьевой достаточно для того, чтобы он мог забыть обо всем на свете. При этом взор своей возлюбленной он мог читать, как открытую книгу, в которой “такое слышалося горе, такая страсти глубина!”.

Действительно, Елена Денисьева, по воспоминаниям очевидцев, была безумно влюблена в Тютчева. Настолько, что даже смирилась с тем, что ей придется довольствоваться лишь ролью любовницы. Именно поэтому в ее взгляде поэт нередко видел грусть и отчаянье, которые являлись обратной стороной медали этого романа. Понимая, что от Елены Денисьевой отвернулись практически все, Тютчев посчитал своим долгом взять на себя все заботы, связанные с обеспечением молодой женщины и даже дал свою фамилию детям, которые родились у его возлюбленной вне брака. И это была лишь малая доля того, что он мог сделать для той, которая в прямом смысле слова бросила к его ногам всю свою жизнь.

Восхищаясь мужеством своей избранницы, Тютчев буквально боготворил Елену Денисьеву, считая ее эталоном женской красоты. Ее образ, овеянный легкой грустью и роковой страстью, можно встретить во многих стихах, которые впоследствии вошли в “Денисьевский цикл”. Однако лишь в произведении “Я очи знал, – о, эти очи!” автор позволяет себе в полной мере проявить свои чувства и признаться в том, что он испытывает к этой удивительной женщине. В частности, Тютчев отмечает, что ему ни разу не довелось со взглядом возлюбленной “повстречаться без волненья и любоваться им без слез”.

Такое признание, которое под силу сделать далеко не каждому мужчине, наиболее полно отражает отношение поэта к Елене Денисьевой. Ради этой женщины он поставил под угрозу свой вполне благополучный брак и не менее успешную карьеру общественного деятеля. И нисколько об этом не пожалел, так как именно Елена Денисьева смогла окрасить стихи поэта нежностью и страстью, научила его не стесняться своих чувств на собственном примере. Но главное, что осознал Тютчев, заключалось в том, что вопреки законам общества никогда не стоит отказываться от своего счастья. Иначе впоследствии об этом придется сожалеть до конца жизни и казнить себя за то, что она могла сложиться совсем иначе и быть наполненной одним из самых восхитительных чувств, которое зовется любовью.

Не то, что мните вы, природа

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • ФОТО (2819)
  • КУЛИНАРИЯ (1123)
  • ЗДОРОВЬЕ (1076)
  • ИНТЕРЕСНОЕ (956)
  • ПОЭЗИЯ (782)
  • МОДА И КРАСОТА (772)
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ (643)
  • ЖИВОТНЫЕ (557)
  • РАЗНОЕ (314)
  • ЗНАМЕНИТОСТИ (246)
  • ПРИРОДА (229)
  • ДЛЯ ЖЕНЩИН (225)
  • ФИТНЕС И СПОРТ (211)
  • ИСКУССТВО (204)
  • КРАСИВО (197)
  • ВИДЕО (186)
  • МУДРОСТЬ (164)
  • CАД И ОГОРОД (159)
  • ПСИХОЛОГИЯ (153)
  • ЮМОР (144)
  • КИНО (131)
  • ДОМОВОДСТВО (130)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (110)
  • ИСТОРИЯ (98)
  • ДИЗАЙН (93)
  • РУКОДЕЛИЕ (57)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (52)
  • СВОИМИ РУКАМИ (44)
  • АРХИТЕКТУРА (30)
  • РОМАНТИЧНО И КРАСИВО (22)
  • МУЗЫКА (22)
  • НАУКА (19)
  • КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ (14)
  • ФИЛОСОФИЯ (9)
  • АРХИТЕКТУРА (7)
  • ПОЗИТИВ (3)
  • ОБОИ НА РАБОЧИЙ СТОЛ (2)
  • КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ (0)

Вывод филолога

Композиция развивается последовательно – от сердечной веры в чудеса, через сравнение души с неземными цветами до финала – ответа на вопрос, кому снизойдет благодать и сколько за неё надо заплатить в земной жизни.

Средства выразительности:

  1. Эпитеты (нетленная краса, неземные цветы, полуденный зной).
  2. Олицетворения (сердце верит, жизнь учила, вера не обманет).
  3. Метафоры (в искушениях жизни, нескудеющая сила, врачевать страданием).

Стих имеет задумчивую интонацию, в нём нет ярких эмоциональных всплесков, но чувствуется глубина, свойственная и ряду других стихотворений поздней лирики Тютчева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: