Анализ стихотворения мне снились веселые думы блок

"блок и символизм"(доклад+анализ произведений)

Содержание

Книга Мандельштама «Камень» является, по сути своей, уникальным сборником, представляющим читателю все грани личности автора и различные стороны его поэтического мировоззрения. В сборник входят лирические произведения поэта, прозаические миниатюры и путевые наброски в стихотворной форме, сделанные Мандельштамом во время его путешествий по Европе.

Также поэт одним из первых в русской литературе начинает активно использовать монологическую форму изложения мысли, пользуясь формой изложения от первого лица. Это придает его работам оттенок искренности, делая произведения Мандельштама невероятно притягательными для читателя.

Пейзажная лирика занимает довольно большое место в сборнике, так как именно через описание величия природы поэт обычно показывает человеческую натуру, пытаясь понять предназначение человека, смысл его существования.

Анализ сборника «Камень» Мандельштама показывает, что для поэта не было запретных тем, свое вдохновение он находил в абсолютно любых темах. В сборнике присутствуют стихотворения о любви, войне, музыке, литературе и даже спорте.

Часть вторая

Вторая часть стихов Мандельштама в «Камне» получилась более серьезной и философски ориентированной, нежели первая. Именно здесь поэт твердо показывает свою зрелость как творческой личности, свое видение мира.

Современники поэта полагали, что вторая часть «Камня», несмотря на более классическую структуру стихосложения, более драматична и сурова. Именно здесь поэт впервые приходит к осмыслению перемен в своей жизни, пытаясь адаптироваться к новым обстоятельствам своего существования.

Анализ сборника Мандельштама «Камень» показывает, что для второй его части характерны интеллектуальные настроения и творческий цинизм. Поэт предстает уже не восторженным подростком, а серьезным мужчиной, многое пережившим в своей короткой, но тяжелой жизни.

Публикация

Сборник «Камень» Осипа Мандельштама стал первой официально выпущенной книгой автора, включившей в себя всего 23 произведения, написанные в период с 1908 по 1913 год.

Спустя несколько лет поэт переработал сборник и подготовил к изданию исправленный и дополненный вариант, включивший в себя несколько стихотворений, написанных в 1914-1915 годах.

В конце двадцатых годов поэт предпринял попытку издать третью редакцию сборника, однако по весомым причинам решил отказаться от этой идеи, предпочтя посвятить свободное время деятельности переводчика.

«Камень» выдержал несколько переизданий при жизни поэта, обеспечив Мандельштаму бессмертие в литературных кругах.

Анализ стихотворения Александра Блока «Запевающий сон, зацветающий цвет»

В 1905 году была издана дебютная книга Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». Она рождалась под влиянием философских идей Соловьева и эстетики символизма. Посвящен сборник Менделеевой – возлюбленной поэта, которая в 1903-м сочеталась с ним законным браком. Именно Любовь Дмитриевна – прототип Прекрасной Дамы, символа Вечной Женственности. Первая книга Александра Александровича представляет собой своеобразный поэтический дневник. Читая ее, можно понять, как развивались отношения Блока и Менделеевой. Сборник включает в себя несколько разделов. Первая часть называется «Неподвижность». В нее вошли произведения, обращенные непосредственно к Прекрасной Даме. Имя раздела выбрано не случайно. Александр Александрович с помощью понятия «неподвижность» выражал идею рыцарского служения любимой женщине, верности, постоянства. В первую часть книги попали стихотворения самые лирически сильные, наиболее резко звучащие. Среди них – «Запевающий сон, зацветающий цвет…». Перед читателями предстает картина свидания героя с возлюбленной. Встреча эта озарена восторженно-благоговейным светом. При этом чувствуется небольшое напряжение, словно разлитое в воздухе. Тоску и тревогу поглощает лучистый аромат весны, который расцветает вместе с появлением Прекрасной Дамы.

Рассматриваемый текст изобилует причастиями и деепричастиями. Некоторые глагольные формы (зацветающий, запевающий) обозначают начало действия, другие (улетающий, погасающий) – передают постепенное его завершение. При помощи симметричных повторов причастий и деепричастий Блок добивается повышенной музыкальности стихотворения «Запевающий сон, зацветающий цвет…». Недаром произведение стало литературной основой романса «Сирень» композитора Вадима Бибергана. Прозвучала композиция в художественном фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», релиз которого состоялся в 2000 году. Упомянутые выше симметричные повторы также позволяют выразить многозначный, неопределенный смысл, складывающийся из двух составляющих – начала и конца.

В стихотворении Блока тема природы органично переплетена с любовной темой. С одной стороны – пейзаж, явно вдохновленный красотами Шахматова, родовой усадьбы поэта. С другой – прелесть свидания с той, которая явилась будто из другого мира, чтобы навсегда изменить жизнь лирического героя.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Сон»
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут. »
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Как здесь свежо под липою густою»
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами»

Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день.

Раздышались цветы – и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз.

Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока

Александр Блок — один из ярких представителей «се­ребряного века» русской поэзии. Он начал свой творчес­кий путь в среде символистов, а вскоре оказался не толь­ко самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-об­щественной позицией. Символизм — одно из самых слож­ных и противоречивых направлений в русской литерату­ре. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, по­рою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют сим­волы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символис­тами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «бо­жественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соло­вьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрас­ная Дама — это символ любви, это символ самой жиз­ни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего бо­жества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отража­ют окружающую действительность, противоречия капи­талистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчали­во, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незна­комка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Веч­ной Женственности, символ красоты и любви. Незнаком­ка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышен­ного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняю­щей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена револю­ции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, про­ходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Об­раз Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечнос­ти, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Пре­одоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.

Анализ стихотворения Блока «Сны»

А. А. Блок — один из величайших русских поэтов эпохи серебряного века. Творческое наследие Блока достаточно велико. Является автором нескольких сборников стихов, поэм и произведений в прозе. Стихотворение «Сны» было написано в 1912 году. Это одно из самых ярких детских произведений Блока.

В стихотворение автор вложил свои собственные воспоминания о детстве. Произведение будто бы пропитано ощущением теплоты. Автор словно переносит нас в детское состояние души. В стихотворении рассказывается о том, как маленький мальчик засыпает под нянину сказку. В произведении явно просматривается, что няня читает «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Мальчику тепло и уютно «Сладко дремлется в кроватке». Ребенок хочет как можно дольше слушать интересную сказку:

«И пора уснуть, да жалко,

Реальность борется со сном, сказочные мотивы переплетаться с действительностью. Засыпая, ребенок смотрит на зеленую лампадку, которую зажгла няня. Этот образ несколько раз повторяется «луч лампадки, как в тумане». И «зеленый луч лампадки светит в очи ей». А в сюжете сказки «конники в латах» спешат на помощь царевне, и один из них «манит и мчит куда-то за собой» героя и включает ребенка в сказку. Он зовет мальчика:

«За моря, за океаны Он манит и мчит,

В дымно-синие туманы,

Где царевна спит. ».

Эти дымно-синие туманы рисует детское воображение, ребенок их видит в полусне. А в сказке всадник сражается за царевну семь дней и спасает ее.

«На седьмую — над царевной Светлый круг лучей».

Сказка завершается благополучно, царевну освобождают.

« И сквозь дремные покровы Стелются лучи,

О тюремные засовы Звякают ключи».

А ребенок засыпает: «Дремлешь? — Внемлю. Сплю. ». И последнее что он видит, перед тем как окончательно уснуть — это снова:

«Луч зеленый, луч лампадки,

Мальчик засыпает в состоянии полного умиротворения.

Тропы в стихе

В стихотворении Блок использует тропы – эпитеты и метафоры, которые помогают раскрыть свойства предметов и явлений, а также придают строкам художественную выразительность.

Отметим эпитеты:

  • Дымно-синие туманы.
  • Дремные покровы.
  • Светлый круг.
  • Зеленый луч
  • Сказке древней (это еще и инверсия).
  • Заморской царевне.

Использует Блок в стихе и метафоры (стелются лучи, хрусталь стены). С помощью их мы, словно бы, видим, как лучи начинают стелиться сквозь дрёму царевны, а стена стала хрустальной и вот-вот должна рухнуть под ударами мечей всадника.

Имеется в стихотворении сравнение (как в тумане) и несколько анафор (о царевне, о заморской). Звякают ключи – это классическая инверсия.

Стих написан перекрёстной рифмовкой с открытыми и закрытыми рифмами (жалко – уснуть – качалка – скакнуть) и состоит из 10 строф. Жанр стихотворения – фантазия, а для придания строкам правдоподобия Блок использует несколько числительных (семь ночей, сто морей).

Ante Lucem

Первые «серьёзные» стихи Александр Блок написал в 18 лет; они вошли в поэтический сборник с замысловатым названием Ante Lucem (в переводе с латыни — «До света», или, согласно авторскому переводу Блока, «Предрассветное»). В этих произведениях уже угадывается символистский настрой поэта: лирический герой здесь рассуждает о любви, о смерти, о Божественной воле

Злободневным событиям внимание не уделяется, зато постоянно встречаются сюжеты из славянского фольклора и европейской литературы. Названия стихотворений говорят сами за себя:

  • «Офелия в цветах, в уборе…»;
  • «Песня Офелии»;
  • «Гамаюн, птица вещая»;
  • «Сирин и Алконост»;
  • «Накануне Иванова дня…»

Офелия — главная героиня пьесы У. Шекспира «Гамлет», той самой, которую ставили в домашнем театре Менделеевых; Гамаюн, Сирин и Алконост — мифические птицы, частые персонажи русских народных сказок; Иванов день (также день Ивана Купалы) — важный славянский праздник: согласно преданиям, в этот день можно найти мифический цветок папоротника и, сорвав его, обрести сверхъестественные способности, в том числе — видеть будущее. Уже в 18—19 лет Блок умело работает с классическими образами, пытаясь переосмыслить их. Так, в стихотворении «Офелия в цветах, в уборе…» появляется лирический герой, который наблюдает за Офелией и Гамлетом со стороны, не смея вмешаться в происходящее. А в произведении «Накануне Иванова дня» юноша, собирая цветы, получает дар ясновидения, но узнаёт не о судьбах мира, а о том, что ему суждено вскоре расстаться с любимой.

Раннее творчество Блока, безусловно, заслуживает внимания. И всё же стихи, вошедшие в Ante Lucem, запомнились читателю куда меньше, чем произведения следующего сборника — «Стихи о Прекрасной Даме».

Символизм в творчестве А.А. Блока

Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва — религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.

Белый цвет — знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак её приближения. Утро, весна — надежда на встречу Зима, ночь — разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет — пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.

Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать… Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» — характерные в этом смысле строки стихов Блока.

Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы «просвечивает» иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, «несказанным» (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной а,— писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов)

Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.

LiveInternetLiveInternet

Осип Эмильевич Мандельштам

Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы — О солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. B ком сердце есть — тот должен слышать, время, Как твой корабль ко дну идет.

Мы в легионы боевые Связали ласточек — и вот Не видно солнца, вся стихия Щебечет, движется, живет; Сквозь сети — сумерки густые — Не видно солнца и земля плывет.

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужи, Как плугом, океан деля. Мы будем помнить и в летейской стуже, Что десяти небес нам стоила земля.

Изначально Мандельштам встретил приход к власти большевиков радостно. В революции он видел возможность для кардинальных перемен, тотального обновления всех жизненных сфер. При этом уже в книге «Tristia», изданной в 1922 году, появились мотивы разлуки, увядания, скорби, расставания. Поэт понял, что Великая Октябрьская революция в первую очередь принесла разруху, что построение нового мира началось с полного разрушения старого. Впрочем, вернемся в год 1918. В мае Мандельштам находился в Москве и опубликовал в газете левых эсеров «Знамя труда» стихотворение «Сумерки свободы». Читателю крайне сложно догадаться, какие именно сумерки имел в виду Осип Эмильевич — утренние или вечерние. Восходящее солнце говорит в пользу рассвета. Одновременно упоминается «сумрачное бремя власти», плохо сочетающееся с появлением на небе светила. В совместной статье Михаила Гаспарова и Омри Ронена верно замечено, что произведение «Сумерки свободы» отличается использованием неоднозначных образов, поэтому всякую его реконструкцию стоит считать спорной.

Корабль времени в стихотворении идет ко дну. Здесь есть отсылки к нескольким источникам. Первый — Откровение Иоанна Богослова. В Апокалипсисе сказано, что «времени уже не будет». Второй — сборник «Сумерки» Евгения Баратынского, его последняя и самая сильная книга, изданная в 1842 году. Время тонет и в итоге может исчезнуть совсем. Впрочем, Мандельштам оставляет место для надежды. Наступило время новое — грозное, неизведанное. Народ, ранее молчавший и покорявшийся власть имущим, заговорил и стал творить. Третий — «Слово о полку Игореве», входившее в число любимых произведений Осипа Эмильевича. Оно начинается с обращения к современникам: «Не прилично ли будет нам, братия…». У Мандельштама слово «прославим» употребляется не в значении «восхвалим». Поэт собирается создать песнь, достойную произошедших событий, похожую на ту, что сочинил автор «Слова о полку Игореве».

Важнейшая загадка стихотворения «Сумерки свободы» — кто подразумевается под «народным вождем». Существует версия, что поэт имел в виду Николая II, но вряд ли это действительно так. Произведение Мандельштама проникнуто пафосом будущего и изменением жизни, оно не вяжется с образом монарха, отрекшегося от престола. Также среди претендентов на звание «народного вождя» — Керенский, Ленин, патриарх Тихон. Скорей всего, Осип Эмильевич не вдохновлялся каким-то конкретным человеком. Его «народный вождь» — образ собирательный.

pishi-stihi.ru

Анализ стихотворения Блока «Мне снилась снова ты…»

Стихотворение «Мне снова снилась ты…» Александр Блок написал в 1898 г. Оно вошло в цикл «Ante Lucem (1898-1900)». Произведение автобиографическое. В нем поэт рассказывает о своей возлюбленной – Любви Менделеевой. С ней Александр Александрович был знаком с детства. В юношеские годы, когда Блоку было 17 лет, а Менделеевой – 16. Они играли роли Гамлета и Офелии в любительском домашнем театре. Во время прогулки после одной из репетиций молодые люди поняли, что испытывают друг к другу нежные чувства. Но увлечение юных сердец длилось недолго. Любовь Дмитриевна поняла, что Блок не достойный её, поэтому стала отдаляться. На какое-то время влюбленные потеряли друг друга. В период разлуки и было создано анализируемое произведение.

Любовь Менделеева — любимая жена Александра Блока

Стихотворение А.А. Блока «Мне снова снилась ты…» – образец интимной лирики. Относится оно к жанру элегии. Тема – воспоминания о девушке, которая когда-то играла Офелию; обращение к ней. Автор показывает, что время не может стереть воспоминания, которые хранит само сердце. Он восхищается чистой, юной красотой девушки.

Ключевые образы стихотворения – лирический герой и актриса, игравшая Офелию. В содержании анализируемых строк переплетаются сновидение лирического героя и его воспоминания. Причем не всегда между ними можно провести четкую грань. В начале произведения мужчина обращается к девушке, говоря, что она снова ему снилась. Видимо, образ её так крепко засел в памяти, что в сновидениях она появлялась не раз. В этом сне героиня была на сцене в цветах. Такой антураж подчеркивает красоту и нежность девушки.

Лирический герой дает ей лаконичную характеристику: «безумная, как страсть, спокойная, как сон». Известно, что Любовь Дмитриевна отличалась строгим, спокойным характером, который иногда «взрывался» бурными эмоциями. Мужчина говорит о том, что чувствовал рядом с прекрасной девушкой: «Счастье там, я снова покорен». Наконец, мы узнаем, что героиня играла в спектакле Офелию. Лирический герой – Гамлет. Он вспоминает, что Офелия смотрела на него без любви. А он был поражен её красотой. В произведении есть деталь: «розы сыпались на бедного поэта» Она тоже касается лирического героя. Розы – символ красоты девушки, её невинности.

Заканчивается произведение описанием последних минут Офелии. Она умерла в цветах, лирическому герою казалось, что это не они благоухали, а девушка. Офелия умерла на сцене, но навсегда осталась в памяти поэта.

Стихотворение не делится на строфы. Строки его объединены перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – шестистопный ямб.

Для создания идеализированного образа девушки-Офелии А.А. Блок в стихотворении «Мне снова снилась ты…») использовал художественные средства. В тексте есть сравнения («безумная, как страсть, спокойная, как сон»), метафоры («смотрела … без счастья», «с розами лились, лились его мечты», «ты умерла вся в розовом сияньи», «я стоял в твоем благоухании»), эпитеты («шумная сцена», девушка «безумная», «спокойная», «розовое сиянье»). Для того чтобы показать непрерывный поток грёз лирического героя автор использовал тавтологию: «лились, лились его мечты».

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока

— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)

— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.

— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?

— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство

(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)

— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)

— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.

— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?

— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?

— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)

— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?

— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость

(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)

— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср

– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)

— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?

— В чем символика этого образа?

Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».

Текст

И пора уснуть, да жалко,Не хочу уснуть!Конь качается качалка,На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане,Раз-два, раз-два, раз!..Идет конница… а няняТянет свой рассказ…

Внемлю сказке древней, древнейО богатырях,О заморской, о царевне,О царевне… ах…

Раз-два, раз-два! Конник в латахТрогает коняИ мани’т и мчит куда-тоЗа собой меня…

За моря, за океаныОн мани’т и мчит,В дымно-синие туманы,Где царевна спит…

Спит в хрустальной, спит в кроваткеДолгих сто ночей,И зеленый свет лампадкиСветит в очи ей…

Под парчами, под лучамиСлышно ей сквозь сны,Как звенят и бьют мечамиО хрусталь стены…

С кем там бьется конник гневный,Бьется семь ночей?На седьмую — над царевнойСветлый круг лучей…

И сквозь дремные покровыСтелятся лучи,О тюремные засовыЗвякают ключи…

Сладко дремлется в кроватке.Дремлешь? — Внемлю… сплю.Луч зеленый, луч лампадки,Я тебя люблю!

1912 год

В стихотворении «Сны» Александр Блок с помощью 10 строф пытается передать читателю внутренний мир ребёнка, который пытается заснуть и находится на границе между царством Морфея и реальностью.

Часть первая

Анализ «Камня» Мандельштама показывает, что сборник содержит стихотворения в порядке их написания. В первую часть своей книги поэт включил ранние, лицейские и университетские работы. В то время Мандельштам разделял литературные взгляды сообщества символистов, поэтому его ранее творчество почти целиком состояло из образов-символов. Творческая вселенная поэта представлена уникальным видением обычных вещей, которым даются необычные определения. Поэт разделяет «мир земной» и «мир небесный», отдавая предпочтение второму.

Мандельштам очень серьезно размышляет о своей поэтической природе и возможной уникальности, относясь к литературному дару скептически.

Тема и сюжет

С помощью элементов фольклора автор пытается нарисовать картину момента перехода ребенка из реальности ко сну, предлагая себя в роли главного героя. Начинается стихотворение с противоречия:

Герой понимает, что наступает время сна, но неподалёку от кроватки стоит конь-качалка и это стимулирует к активности мальчика. Ему хочется вместо скучного в его годы сна вскочить на коника и погрузить в скорость бега по полю боя.

В противовес желанию няня рассказывает сказку о богатырях, и она становится ступенькой к царствию Морфея. Мальчик внемлет рассказу и начинает медленно отрываться от границы реальности. Он уже на коне и скачет за моря-океаны, где в хрустальном гробу под свет лампадки спит царевна.

Ранние годы

В 1907 году юный Мандельштам стал слушателем лекций при физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, однако, проучившись некоторое время, не ощутил в себе тяги к естественным и точным наукам, поэтому принял решение забрать документы.

В 1908 году будущее светило русской литературы поступает в университет Сорбонны, попутно слушая курсы в университете Гейдельберга. За годы обучения Осип проявил себя как талантливый литератор и весьма эрудированный человек, что позволило ему войти в элитный круг общения будущих русских литераторов.

Среди друзей и знакомых поэта того времени были Николай Гумилев, Вячеслав Иванов, с которыми он часто собирался, и друзья обсуждали классику французской и английской поэзии.

В 1911 году семья поэта стала испытывать большие финансовые трудности, и Осипу пришлось вернуться на родину и продолжить обучение в университете Санкт-Петербурга.

Сборник стихотворений

Первые стихотворения Мандельштам начал писать еще в юношеском возрасте, до поступления в университет. Университетские годы, давшие поэту огромное количество знаний об истории искусства и теории литературы, сделали из Осипа зрелого поэта. К моменту вынужденного завершения обучения в Европе Мандельштам уже практически закончил работу над своим первым поэтическим сборником, получившим название «Камень». Название оказалось пророческим – «Камень» Мандельштама действительно стал гранитной плитой в истории русской литературы, на долгие годы оставшись памятником свободного стихотворного творчества, ставшего примером для последующих поколений поэтов.

Критика

Критическому анализу поэзия Мандельштама подверглась в годы правления Советской власти. Тогда некоторые произведения поэта были признаны «антисоветскими», а сам автор попал в список запрещенных к печати и любому виду издания литераторов. В работах Осипа Мандельштама советские критики видели излишнюю чувственность и совершенно ненужную советскому человеку мечтательность, отвлекающую пролетариат от трудовых будней и светлого будущего.

В советское время «Камень» Мандельштама практически не издавался, и особую популярность среди широких читательских масс работы поэта получили лишь в конце восьмидесятых годов, когда наряду с известными произведениями других запрещенных авторов были переизданы и работы Осипа Мандельштама.

Анализ

Даже при поверхностном анализе сборника «Камень» Мандельштама в глаза бросается его уникальность и литературное своеобразие. Поэт, будучи представителем движения акмеизма, умело сочетает в своих произведениях как традиционные положения акмеизма, так и элементы символизма, футуризма и даже реализма.

Основной идеологией «Камня» Осипа Мандельштама являются ключевые слова, на основании которых литератор создает текстовый материал. Эти ключевые слова сам поэт называл «сигналами» и отмечал, что именно они и являются импульсом вдохновения, посещающим творческую личность и побуждающим ее к написанию какого-либо произведения.

В связи с этим в «Камне» Мандельштам исследует темы космоса и вдохновения в совокупности с теорией реализма и рационального мышления.

Немаловажным для поэта остается и религиозный аспект творчества: несколько стихотворений сборника посвящены христианскому отношению к смерти и вечной жизни.

Философская концепция Мандельштама признана уникальной из-за невероятно органичного сочетания в ней различных литературных стилей и направлений, а также благодаря совокупности материалистических и теологических воззрений автора, сосуществующих в гармонии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: