Анализ стихотворения александра блока «зайчик»

Блок зайчик анализ. анализ стихотворения александра блока «зайчик

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг -другу. Я желаю вам хорошего настроения на занятии и новых знаний.

2. Сюрпризный момент (в игровой зоне) :

Ребята, посмотрите, кого я встретила сегодня по пути в детский сад! Кто это это пришел к нам в гости? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик)

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Зайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите, какой он?

Дети: Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель: А где живет зайчик?

Дети: В лесу.

Зайчик : Ребята, а вы любите осень? За что?

Дети отвечают: «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть».

Воспитатель: Посмотрите, этот зайчик очень грустит, хотите узнать почему?

Дети: Да.

Воспитатель: Я расскажу вам какая беда приключилась с зайкой.

Осень – грустное время года, и многие животные скучают по лету. Ведь осенью моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику. Давайте послушаем стихотворение.

3. Первичное чтение стихотворения А. Блока “ Зайчик”.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

4. Беседа по содержанию :

Воспитатель: О ком мы читали стихотворение?

Дети: О зайчике.

Воспитатель: На что у зайчика осенью лапки наступают?

Дети: Лапки у зайчика наступают на желтые листочки.

Воспитатель: Ребята, какое время года описывается в стихотворении?

Дети: В стихотворении описывается время года – осень.

Воспитатель: А какая погода осенью?

Дети: Погода хмурая, дождливая.

Воспитатель: Где прыгает наш зайчик?

Дети: Возле мокрых сосен.

Воспитатель: С каким настроением я читала вам стихотворение?

Дети: С печалью, грустью.

Воспитатель: Почему же наш зайчик такой грустный?

Дети: Потому что наступила осень, зайка замерзает.

Воспитатель: Все верно. На улице стало холодно.

Скажите, а почему у Зайки промокли ножки?

Дети: Он наступил в лужу.

Воспитатель: Правильно, осенью идут дожди, и на дорожках появляются лужи. А как вы думаете, нравится ли осень зайчику и почему?

Дети: Нет, не нравится. Потому что зайка еще остался голодным. Раньше он ел капусту, а теперь ему есть нечего.

Воспитатель: Да, правильно. Весь урожай собрали с грядок.

5. После беседы разбираем фразы. Объясняю детям, что “на сырой ложбинке” – означает ямка в земле; “глазки тешили” – значит радовали; “ тонкие былинки” это травинка, которая осенью выглядит высохшей и пожелтевшей; “хмурая осень” — мрачное и неприветливое время года; “мокрых сосен” – так называют деревья после дождя; “косится” — значит смотрит сбоку на небо; “моросит дождь” — такие слабые и маленькие капельки дождя.

— Жалко вам маленького зайчишку?

Дети: Да, очень жалко нам маленького зайчика.

Воспитатель: Давайте развеселим нашего зайчика.

6. Физкультминутка: «Веселые зайчата».

Ну-ка дружно все присели,

Друг на друга посмотрели.

И похлопали в ладошки:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

Что у зайцев на макушке?

Пляшут весело там ушки.

Раз подскок, два подскок — поскакали все в лесок.

7. Рефлексия (поощрение).

Анализ жанра и композиции

Стих «Зайчик» написан в жанре лирического стихотворения образного типа и имеет свободную рифмовку и шесть строф. Композицию можно разделить на две части – в первой серый с нежностью вспоминает лето, во второй грустит о наступившей осени.

Поэт использует в словах много уменьшительно-ласкательных суффиксов (капустку, глазки, лапки и т д), что адаптирует строки для детского восприятия. Растерянность зайчика в осеннюю сырость подчёркнута многоточием, а восклицание в финале:

Является апофеозом стихотворения и очевидно показывает главное желание героя строк – скорей бы лето с его тёплым солнышком и зеленью в лесу.

Из средств выразительности выделим эпитеты:

  • Сырая ложбинка.
  • Хмурая осень.
  • Мокрые сосны.

Последняя связка оказывает отсутствие уюта и комфорта в осенней жизни зайчика.

Анализ стихотворения Александра Блока «Зайчик»

Александр Блок – выдающийся поэт, творивший на рубеже эпох. Трудно представить, что среди глубокого лиризма и тонкой философии его стихов, встречаются добрые, наивные произведения для детей. Первым из них стала «Колыбельная песня». Были также миниатюры для взрослых, стилизованные и адаптированные для детей.

Позднее появляется целый цикл – «Круглый год». Цикл разбит на четыре части по сезонам года. Направлен он на знакомство малышей с явлениями природы. Но пейзажу Блок уделяет мало внимания. Он не описывает погоду, а передает свое чувство природы. Особенности времени года переданы через ощущения, переживания животных. Одним из таких произведений является «Зайчик».

Стихотворение появилось в 1906 году, войдя в осенний раздел сборника. Это не только пейзажная зарисовка, но и размышления, эмоции лирического героя. Которым стал маленький пушистый зверек. Образ зайчика антропоморфен. Читатель осень видит его глазами. Картина довольно печальна.

Стихотворение наполнено грустью. Мы видим маленького зайчика, которому грустно, холодно, одиноко, голодно. Текст построен на антитезе. Рассказчик вспоминает, что еще недавно взгляд зайчонка «тешили белые цветочки». А теперь все тускло, серо, уныло. Кругом слякоть, лапкам мокро, неприятно, холодно.

Наступила хмурая и дождливая осень. Зверек вспоминает о лете с тоской. Небо было ясное, стояли теплые, солнечные деньки. Пищи было достаточно в лесу. А теперь даже с огородов «нечего украсть», ведь сняли уже весь урожай, в том числе и капусту, любимую зайцами. Пушистый малыш голодает.

Межсезонье – самый сложный период для лесных жителей, не впадающих в спячку. Еды не достать. Шубка еще не поменяла цвет. Травы уже нет, а снег еще не выпал. В такой период можно легко стать добычей хищника. Чего и опасается наш герой: «Страшно в лапы волку серому попасть…» Опасения зайца приносят оттенок тревоги в середину стихотворения.

Жалость к герою усиливают, намеренно использованные автором, уменьшительно-ласкательные слова: зайчик, лапки, цветочки, былинки, листочки, капустка и другие. Антитеза пронизывает все стихотворение. Идет постоянное сравнение жизни зайца летом и осенью.

Любой лирический герой, особенно в поэзии, всегда является олицетворением определенных черт личности автора. «Зайчик» Блока – не исключение. В образе обездоленного непогодой маленького зверька, можно узнать самого А. Блока. В душе он был всегда одинок, не понятый миром и близким окружением. Несчастен в любви. Он так и не стал отцом, поэтому его стихи «детского» цикла возвращают нас к моменту, когда Александр сам был ребенком. К его чувствам и переживаниям.

Повествователь подчеркивает свое родство с героем. Любопытен также тот факт, что супруга поэта в кругу близких людей звалась ласково «заяц», что может принести новую интерпретацию тексту.

Заканчивается стихотворение жалостливыми мыслями зайчика, только было бы посуше и потеплее. Ему холодно, мокро, ступать по воде. Строки оставляют смешанные эмоции. Вызывают улыбку и легкую грусть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
.

Публикация «Конспект занятия по детской литературе в младшей группе „Чтение стихотворения А, Блока „Зайчик“» размещена в разделах

  • Заяц, зайчики. Конспекты занятий
  • Заяц, зайчики. Сказки, стихи, детская литература
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Литература, чтение. Конспекты занятий
  • Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
  • Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
  • Темочки

Развивающие:

Развивать внимание, память. Развивать сообразительность, активность

Развивать сообразительность, активность.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание к герою.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Коррекционная: Обратить внимание на развитие связной речи. Словарная работа: ложбинке, тешили, тонкие былинки, хмурая осень, мокрые сосны, косится, моросит

Словарная работа: ложбинке, тешили, тонкие былинки, хмурая осень, мокрые сосны, косится, моросит.

Предварительная работа: На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли, кусты с облетевшей листвой (голые кусты).

Методы и приё мы: Наглядный (Сюрпризный момент, создание мотивации, показ иллюстраций осени).

Словесный (Беседа с детьми, вопросы по содержанию. стихотворения).

Физ. минутка.

Материалы и оборудование: Текст стихотворения, иллюстрации осени, игрушка зайчика.

Вышел зайчик погулять. История самой маленькой драмы в русской литературе

Всем с детства известно стихотворение «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять…», однако не все знают, что написано оно в 1851 году, и уж точно мало кто слышал про автора — Федора Миллера.

Федор Богданович Миллер, поэт и переводчик, родился в Москве в 1818 году, сменил много профессий — от фармацевта до преподавателя.

В 1859 году начинает издавать юмористический журнал «Развлечение», где пишет под псевдонимами Гиацинт Тюльпанов и Заноза. О популярности издания можно судить по авторам, где среди прочих — Владимир Даль, Антон Чехов, Борис Алмазов.

Являясь достаточно плодовитым поэтом, — только при жизни выходит 6 томов его произведений в виде стихов, былин, басен и переводов от Гейне до Шекспира — Федор Миллер вошел в историю русской литературы как автор произведения «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять…».

Неизвестен год первого издания трагедии про зайчика, но в шестом томе антологии автора, вышедшем за год до смерти поэта, в 1880 году, в разделе детских стихов, на последних страницах печатается серия «Подписи к картинкам. Для детей первого возраста». Вот как выглядела вся серия стихотворений:

Широкую известность стихотворение получает при жизни автора, после публикации в школьных хрестоматиях.

А вот еще несколько произведений автора разных лет.

Пять томов произведений Федора Миллера, изданных при жизни поэта, можно прочитать в электронной библиотеке Некрасовки. Также рекомендуем познакомиться с большой коллекцией журнала «Развлечение».

Сюжет и тема стиха

По сюжету стихотворения зайчик вспоминает летнюю пору и недоволен приходом осени, ведь за ней его ждёт холодная зима.

Сейчас цветочки пропали и под лапками шуршат желтые листочки, вечные спутники хмурой и дождливой осени. Не только похолодание беспокоит зверька, но и опустевшие огороды, с которых уже убрали всю капусту – излюбленное лакомство зайчат.

Время летней сытости прошло, солнышко больше не греет, а под мокрыми соснами в скупом осеннем лесу проще попасть в лапы к волку.

Чтобы легче пережить осень серый вспоминает о лете, но одними воспоминаниями сыт не будешь и приходится снова возвращаться к реальности, думая о безопасности и пропитании.

В финале стихотворения зайчишка продолжает мечтать о лете, желает, чтобы скорее в лесу стало суше и лапки не мокли от холодных луж.

Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование

Валентина Воскресенская Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование

Осень! Удивительное время года!

Оно радует нас своей щедростью, незабываемой красотой окружающей природы, вдохновляет и вдохновляло художников и поэтов на создание произведений искусства.

Мы много выучили наизусть стихотворений про осень

Ведь заучивание наизусть — это эффективное средство умственного и эстетического воспитания, это важное средство овладения выразительной речью,. а поэтичность обеспечивает эмоциональное познание действительности, учит сопереживанию

а поэтичность обеспечивает эмоциональное познание действительности, учит сопереживанию.

Осень бывает разная по своей красоте. Она – то «рыжая лисица». а то хмурая, дождливая, как у А. Блока в стихотворении«Зайчик » .

Всю капустку сняли,

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

На небо косится –

Только б потеплее,

Только бы посуше…

По воде ступать!

Мы выучили наизусть. С этим стихотворением один наш мальчик стал лауреатом конкурса чтецов «Живая поэзия и живая проза». занявшим 1- место в школе, в которую он скоро пойдёт учиться.

А потом решили нарисовать картины по данному стихотворению. Мы использовали восковые мелки, краски гуашь, пластилин. Все увлечённо работали. Рисуя, все тихонечко, очень выразительно читали про зайчика. сопереживая ему.

Вот что у нас получилось.

Публикации по теме:

«Травка-муравка» (заучивание потешки)» Технологическая карта организованной учебной деятельности № 13 Провела: Проскурякова В. Г. Дата проведения: 16.02.2015г. Возрастная группа.

Материал для аттестации. Пункт №2 «Блок здоровья» (анализ работы) Блок здоровья МДОУ «Детский сад №22» За 2014 – 2015 учебный год Основными задачами нашей работы являются: — охрана и укрепление здоровья.

Стихи «Ниточка», «Угощает осень солнышком» Жизнь- она, как ниточка,тонкая струна. Разная у каждого нити той длина. При рождении каждому Бог клубочек дал. И в него он важную.

Заучивание стихотворения Л. Разумовой «Мой папа» Цель: формирование интереса и потребности в чтении Задачи: воспитывать умение слушать новое стихотворение, договаривать слова и фразы.

А.БЛОК — ДЕТЯМ

Н.С.АВИЛОВА

Блока не надо и нельзя объяснять и стараться понять логически. Ему надо внимать, внимать музыке его стиха, и сквозь эту музыку понимание само придет, интуитивно. Блок никогда не был отцом, и психология его детских стихов – это его собственные воспоминания о детстве, точнее, его перевоплощение в детское состояние души. Таково его самое яркое детское стихотворение «Сны» (1912).

И пора уснуть, да жалко, Не хочу уснуть! Конь качается качалка, На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане, Раз-два, раз-два, раз. Идет конница. а няня Тянет свой рассказ.

Внемлю сказке древней, древней О богатырях, О заморской, о царевне, О царевне. ах.

Раз-два, раз-два! конник в латах Трогает коня И манит и мчит куда-то За собой меня.

За моря, за океаны Он манит и мчит, В дымно-синие туманы, Где царевна спит.

Спит в хрустальной, спит в кроватке Долгих сто ночей, И зеленый луч лампадки Светит в очи ей.

Под парчами, под лучами Слышно ей сквозь сны, Как звенят и бьют мечами О хрусталь стены.

С кем там бьется всадник гневный, Бьется семь ночей? На седьмую — над царевной Светлый круг лучей.

И сквозь дремные покровы Стелются лучи, О тюремные засовы Звякают ключи.

Сладко дремлется в кроватке. Дремлешь? – Внемлю. Сплю. Луч зеленый, луч лампадки, Я тебя люблю!

Ребенок засыпает под нянину сказку, его воображение в полусне мешается с тем, что рассказывает няня, явь борется со сном, в кроватке так уютно, так сладко: «Сладко дремлется в кроватке». И, засыпая, он слушает сказку и вглядывается в луч лампадки – его в сказке нет, – и этот луч проходит по всему стихотворению: «луч лампадки, как в тумане». И «зеленый луч лампадки светит в очи ей » (царевне). А в сказке то ли богатыри, то ли рыцари – «конники в латах » спешат на помощь царевне, и один из них «манит и мчит куда-то за собой » героя и включает ребенка в сказку! Куда? «За моря, за океаны он манит и мчит, / В дымно-синие туманы, / Где царевна спит». Эти дымно-синие туманы тоже не из сказки, а из детского воображения, ребенок их видит в полусне. А в сказке конники бьются за царевну и на «седьмую (ночь) над царевной / Светлый круг лучей». Сказка благополучно завершается, «О тюремные засовы / Звякают ключи». А мальчик засыпает: «И сквозь дремные покровы / Стелятся лучи. / Дремлешь? – Внемлю. Сплю. ». И последнее движение его души перед сном: «Луч зеленый, луч лампадки, / Я тебя люблю!». Любовь к лучу лампадки, ко всему на свете. Счастье детской души.

Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой.

Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной.

Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное Завтра встану первая Для Святого дня.

В этом стихотворении сплав разных состояний – радости от прихода весны, от ожидания праздника, Вербного воскресенья, и детской веры в Бога и в церковные обряды, впитанные с молоком матери. Ребенок несет свечу из церкви домой, надо во что бы то ни стало донести ее до дому горящей, и он заклинает и дождь, и ветер не загасить ее: «Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький, не задуй огня. ». Именно для детей огромная привлекательность этого образа. И все стихотворение выдержано в умилительном детском уменьшительно-ласкательном тоне: свечечки и вербочки понесли домой; огонечки светятся; ветерок удаленький, дождик, дождик маленький. Да и мальчики и девочки – тоже ведь уменьшительно-ласкательные. Именно эта детская ласкательность, умиленность хорошо вписываются в этот весенний великопостный канун Вербного воскресенья.

Стихотворение пронизано весной, верой в Бога и желанием соблюсти этот любимый весенний обряд.

Зайчик – это одна из любимых детских игрушек. Мягкий, уютный, длинноухий. Недаром Степашка – любимый персонаж «Вечерней сказки для малышей». И во времена Блока – в начале прошедшего века – так было. И зайчика так жалко, когда осенью его одолевают разные беды!

Маленькому зайчику На сырой ложбинке Прежде глазки тешили Белые цветочки.

Осенью расплакались Тонкие былинки, Лапки наступают На желтые листочки.

Хмурая, дождливая Наступила осень, Всю капусту сняли, Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть.

Думает о лете, Прижимает уши, На небо косится – Неба не видать.

Только б потеплее, Только бы посуше. Очень неприятно По воде ступать!

Зайчик голодный («Всю капусту сняли, нечего украсть»). ему холодно и мокро («Очень неприятно по воде ступать»; «Только б потеплее, только бы посуше»). ему «страшно в лапы волку серому попасть». Сплошные неприятности! И здесь все полно ласки и сочувствия зайчику, такому теплому, пушистому, беспомощному.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: