Анализ стихотворения Игоря Северянина “Не завидуй другу”
Игорь Северянин в русской литературе занял достойное место, как основатель эгофутуризма, в его творчестве непременно звучали эгоистические мотивы о своей собственной персоне. Поэтому сложилось искаженное восприятие стихотворений и самого автора, на самом деле поэт обладал тонким умом, артистическими данными, и мог точно подметить, как и свои недостатки, так и порочные действия других людей. Хотя в творчестве Северянина подобных критико-носящих произведений не много, но стихотворение “Не завидуй другу” (написанное в 1909 году) очень ярко выражает достоинства и недостатки людей. До сегодняшних дней остается неизвестным к кому обращался поэт, и кому были посвящены эти прекрасные строки. Не исключено, что автор обращался сам к себе, как будто остерегал себя от низких поступков, от которых в жизни можно сильно жалеть. Был у Северянина близкий друг и товарищ, авторитет и учитель для поэта – это Фофанов Константин который, безусловно, имеет больше достижений в литературном пространстве, имеет более весомое положение в обществе, стабильное устойчивое финансовое положение. С одной стороны Фофанов – это образец успешного литератора, к которому нужно стремиться, он вдохновляет и дает силы для достижения поставленных целей, с другой стороны – Фофанов может вызывать человеческую зависть. Первые строки звучат как девиз, как общеизвестные истины человеческого общения. Северянин просит Не завидовать друзьям, так как большое испытание дано, когда имеешь друга, который богаче, красивей и успешней тебя. Самое главное, не впустить в сердце и душу неблагородное чувство зависти, чувство которое паразитирует человека изнутри, и превращает друга в завистливого недруга. Далее Игорь Северянин призывает более настойчиво и активно двигаться по жизненной тропе, самому выбирать дорогу и прилагать все усилия для достижения своих целей. Автор наполняет строки свежестью, бодростью и оптимизмом, заряжает энергией, призывает радоваться удачам друга, как своими личными. Говорит о том, что жизнь непредсказуема и изменчива, и все радости друга могут превратиться в нужду и плач. Невероятно, но эти строки несли пророческую силу, Фофанов спустя немного лет спустил все свои сбережения, семья и близкие ему люди его бросили и сам умер от алкоголизма. И лишь Северянин остался с другом до последних его дней, он не мог его бросить, так как был благодарен ему за многие достижения в литературном обществе. Очень сожалел поэт, что чувствует к другу только сочувствие и сострадание, а ведь как прекрасно делить с другом радость и счастье. А зависть – это преступление и большой порок!!!
Игорь Северянин: биография в годы эмиграции
В годы Гражданской войны Игорь Северянин уехал в эстонскую деревушку Тойла, где у поэта была дача. В связи с тем, что в 20-м году Эстония получила независимость, Северянин не смог вернуться на родину, так как граница была закрыта на долгие годы, вплоть до включения прибалтийских стран в состав СССР.
Стихи, написанные поэтом в этот период, отражают тоску, которую Северянин испытывал вдали от России. Он не клеймит родину, не чернит ее, как некоторые опальные поэты, мигрировавшие в Европу. Напротив, он пишет о своих нежных чувствах к России, о ее красоте и величии.
Первые годы в эмиграции поэт активно писал стихи, гастролировал с лекциями и чтениями по европейским столицам, но уже к середине 30-х годов интерес публики к нему упал, и поэт остался практически лишенным возможности издавать свои произведения. Находясь в эмиграции, поэт выпустил всего 2 сборника — «Вервена» и «Менестрель», а также роман в стихах и цикл стихотворений, воспевающих власть Советов.
Северянин, биография которого полна не только ярких творческих событий, но и печальных моментов, провел последние годы жизни в жуткой нищете и голоде. Со второй женой, Верой Коренди, он вынужден был прозябать в сараях и амбарах, совершенно непригодных для жизни.
Так как поэт перестал печататься и получать гонорары, ему практически нечего было есть. В теплое время года он целые дни проводил на озере в лодке, пытаясь поймать рыбу. Из-за постоянной водной ряби поэт начал терять зрение.
Проживание в непригодных условиях и скудное питание подкосили здоровье поэта — постоянный кашель и хрипы в легких мучили Игоря, и возможно, именно туберкулез послужил причиной смерти поэта.
Анализ стихотворения Игоря Северянина «Я гений»
Игорь Северянин оставил свой след в литературе «серебряного века». Он сделал неоценимый вклад в русскую поэзию. Судьба Северянина сложилась непросто. Он достигал вершину славы, однако умер в нищете, забытый всеми. В его стихах присутствовала лирика и ирония. В качестве примера можно привести стихотворение «Я гений». Оно вызвало в общество бурю негативных эмоций.
Одной из особенностей этого произведения является сложность его восприятия. Это связано с тем, что в нем много измененных слов. Чтобы понять его, необходимы определенные знания. Автор написал его таким, чтобы добиться особого звучания. Он дробил слова и заимствовал их из устаревшей речи.
Другой отличительной чертой стихотворения является сочетание лирики и иронии. Мы видим понятные образы, за которыми что-то скрывается. Что-то большее и истинное. Автор хвалит себя и возвышает свой талант. Но за этими выражениями скрывается что-то пустое.
Скорее всего, автор хотел показать, что за всеми хвалебными речами, за славой скрыта пустота. Северянин высмеивает свои же речи. Основную суть этого стиха можно объяснить, как то, что возвышение самого себя будет высмеяно. Рано или поздно это приведет к забвению.
Это произведение оказывает сильное влияние на читателя. Его можно назвать гениальным, несмотря на сложную восприимчивость.
Сочинения по картинам | Сочинения по литературе и на тему
Личная жизнь
До эмиграции Игорь Северянин состоял в незарегистрированных отношениях с артисткой М. Волнянской. Обладательница красивого богатого голоса, она исполняла цыганские романсы.
В 1921 г. поэт расстался со своей “гражданской” супругой и женился на Ф. Круут. Ради Северянина она, ревностная лютеранка, обратилась в православие. Вплоть до 1935 г. супруга была не только музой, но и настоящим ангелом-хранителем Игоря Васильевича. Благодаря ей его талант не зачах в эмиграции. Стихи стали более ясными, приобрели классическую простоту.
Литературных муз у Северянина было достаточно много. Он посвящал свои произведения Е. Гуцан, А. Воробьевой, Е. Новиковой, знаменитому писателю-беллетристу Т. Краснопольской.
Отношения любвеобильного поэта с женщинами были не только платоническими. Уже будучи женатым на Ф. Круут, он во время гастролей по Европе дважды вступал в романтические отношения. Наиболее мучительным для обоих супругов стал роман Северянина с Е. Штранделл. Она была супругой владельца продуктовой лавки, и от нее зависела выдача провизии в кредит.
В этом браке родилось двое детей. Дочь, В. И. Семенова, родилась в Петербурге, но позже уехала в Эстонию, где и скончалась в 1976 г. Сын, Вакх Игоревич, жил в Швеции до 1944 г.
«Классические розы», анализ стихотворения Северянина
В 1918 году после Октябрьской революции поэт-литератор Игорь Северянин переезжает жить из Петербурга в Эстонию, в Эст-Тойлу, где он всегда проводил весну и лето. Исторические перевороты изменили жизнь не только всей страны, но и каждого конкретного человека в ней. Поэт оказался в чужой для него атмосфере. Все, что было для него дорого и мило, осталось в прошлом. А жизнь предлагала новые варианты политической розни, ожесточенной борьбы. Под сомнение ставились ценности, которые до этого признавались человечеством. Время мало способствовало поэзии, но все же поэт выпустил 9 книг, сделал много переводов.
Поиски истинной тропы, пути к себе, к прошлому поэт выразил в своем стихотворении «Классические розы», написанном в 1925 году. Тоска по родине — основной фон этого произведения, а тема неоправдавшихся патриотических надежд — главный элемент его содержания. Минорный пафос стихотворения передает трагизм событий того времени и переживаний автора.
Стихотворение разделено на три смысловые части. Первая рассказывает о прошлом, подчеркивая его фразой «Как хороши, как свежи были розы». В то время мечты людей были «прозрачны и ясны», а сам поэт имел и любовь, и славу. Во второй автор описывает настоящее: «Как хороши, как свежи ныне розы». Несмотря на то, что «всюду льются слезы», и перестала существовать целая страна, нет тех людей, которые в ней жили. А третья часть рассказывает о том, что будет: грозы стихают, Россия ищет свои тропы. Розы все также прекрасны, но когда-то они должны будут упасть на гроб поэта. Между всеми тремя частями существует явный контраст, кроме одного сходства – как хороши розы в прошедшем, настоящем и будущем.
Поэты всегда отзывались с болью на драматические события в политической жизни родины. Истинные патриоты мечтали видеть ее счастливой, а, значит, свободной. Свое предназначение художники слова несут в служении своему народу, Отчизне.
В произведении «Классические розы» звучит тревога за Россию, за ее людей. Автор выражает надежду на то, что его родина все-таки найдет выход.
Понимая и принимая неизбежное, мысленным взором лирический герой проследил за своим уходом из жизни.
Понятие «роза», которое автор вынес в заглавие произведения, выражает символ красоты, торжественности, но в то же время и опасности, заключенной в шипах цветка. Так принято, что цветы символизируют радость жизнь, ее победу над смертью. Однако на могилу тоже кладут цветы, высаживают их, отсюда ассоциация с трауром. Так и в стихотворении «Классические розы» этот величественный цветок используется в двойном значении: сначала это символ любви и позитивных воспоминаний, а затем символ траура – розы, брошенные в гроб.
Лирическое произведение «Классические розы» — это стихотворение, жанр которого сам автор определил как «стихотворение без рифмы и размера». Три временных пласта — прошлое, настоящее и будущее, четко распределены по строфам. Каждая строфа оканчивается восклицательным знаком, что подчеркивает эмоциональную окраску речи.
Половину строк стиха составляют метафоры и эпитеты — «Как свежи розы», «роились грезы», розы любви, лета прошли, «Россия ищет троп».
Важную роль играет интертекст: строка из элегии И. Мятлева «Розы» повторяется в стихотворении трижды в неизменном виде.
После ознакомления со стихотворением «Классические розы» становится понятно — за маской лирика и мечтателя Игоря Северянина скрывалось страдающее лицо поэта. Его соотечественникам не дано было бросить розы в гроб поэта, но их потомкам суждено прочесть и осмыслить произведения человека, который слишком долго ждал понимания.
- «Весенний день», анализ стихотворения Северянина
- «Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина
- «Град», анализ стихотворения Северянина
- «Это было у моря», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- «Вернуть любовь», анализ стихотворения Северянина
- «Родник», анализ стихотворения Северянина
- «Русская», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- Игорь Северянин, краткая биография
По произведению: «Классические розы»
По писателю: Северянин Игорь
Анализ двух частей
Стихотворение состоит из двух связанных между собой частей, первая из них – это подтверждение собственной гениальности, вторая есть поэтическая прорисовка образа усталости после покорения Олимпа поэтов.
Начинается стих банально просто, зато понятна цель строф:
Лирический герой, который и есть Северянин, показывает себя не на пути к славе, а на её вершине, оставив скромность для обывателей с картофельным носом. Автор считает себя покорителем Литературы, вторым Пушкиным и Толстым. Сложно сказать, где в строках Эпилога стеб, где искренность победителя, но год назад поэт поставил задачу быть лучшим и вот он им стал.
По пути к вершине поэт оставлял за спиной Иуд и месть, провозглашая одиночество гения и взращивая в себе самодержавную и гордую гениальность.
Вторая часть продолжает тему новорожденного гения, который оставил задачу достижения Олимпа позади и сейчас вправе бросать сильным мира сего порыв завоевателя творческой вершины.
Далее лирический герой описывает чувства гения, достигшего предела высоты, мозг которого прояснен дурманом, а душа стремиться к примитиву.
В финале стихотворения автор пророчит восход своей души в ненастный день, что можно понимать, как возможная роль мессианства его творчества.
И. Северянин. Не завидуй другу…
Какой совет дает автор своим читателям? Игорь Северянин дает своим читателям добрый совет — не завидовать удачам друга, а радоваться им.
Какие художественные приемы делают особенно убедительным совет поэта? В этом небольшом стихотворении активно используются эпитеты и сравнения, метафоры и гиперболы: двигайся бодрее, улыбайся шире, шумный смех, полное сердце, сверхпорок. Практически каждое из слов стихотворения — это художественный прием, который помогает понять смысл произведения.
Какие слова и выражения кажутся вам отступлением от привычной структуры построения предложений? Практически все фразы этого небольшого стихотворения отступают от привычной структуры нашей обыденной разговорной речи. Фразы-призывы стремятся активно вмешаться в ход размышлений читателя, они декларируют убеждения автора и звучат как ораторская речь, как лозунг, который должен прочно сохраниться в памяти.
Какую роль играет повелительная форма в строках стихотворения? Найдите наиболее точное определение.
Повелительная форма в строках этого стихотворения определяет его характер. В стихотворении звучит призыв, обращенный к читателю, о соблюдении нравственных норм, призыв, очень четко оформленный и целенаправленный. Стихотворение направлено против зависти, оно поддерживает честность и благородство. Оно — своеобразный приказ автора и самому себе, и всем читателям.
Какие элементы формы стихотворения показались вам непривычными для поэтической речи?
Более всего бросается в глаза категоричный и повелительный тон обращения к читателю. Автор, очевидно, убежден, что он прав, и это диктует ему категоричность тона. Но именно тон приказа кажется странным в лирическом произведении.
Как вы могли бы определить жанр этого стихотворения: призыв, приказ, декларация, послание? Найдите свое определение жанру и попробуйте доказать свою правоту.
Наверное, правильно будет отнести это стихотворение к жанру посланий. Можно принять такое решение потому, что каждое слово стихотворения обращено к читателю, наполнено желанием повлиять на его поведение и даже на направленность мыслей и чувств.
На этой странице искали :
- анализ стихотворения северянина не завидуй другу
- какой совет дает автор своим читателям
- Анализ стихотворения Не завидуй другу
- анализ стихотворения игоря северянина не завидуй другу
- северянин анализ стихотворения не завидуй другу
Творчество Северянина
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) в феврале 1918 года на выборах «Короля поэтов», состоявшемся в московском Политехническом музее, оказался вне конкуренции. Чем же привлек Северянин читателей? В чем его талант? Дебютировал поэт двумя сборниками стихов 1912 года – «Качалка грёзэрки» и «Очам твоей души». Но следующий сборник (1913) «Громокипящий кубок» делает его известным. Позже (1914 – 1918) появились «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт», «Тост безответный», «За струнной изгородью лиры», «Собрание поэз». Критики причисляли его к декадентам. Северянин не соглашался с такой позицией, и поэтому на страницах своего автобиографического романа «Падучая стремнина» он категорически заявляет, что на его творчество влияли классические поэты (Михаил Лермонтов, Алексей Толстой), а декаданс всегда был чужд его простой и здоровой натуре. Об этом же – стихотворение 1921 года «Поэза о старых размерах». Но ради объективности надо сказать, что декаданс все же повлиял на творчество Северянина, по крайней мере – на его ранний период.
Стиль его стихов – «поэз» — отличают манерность, декоративность, вычурность образного ряда. Об этом можно судить даже по названиям сборников. И в любом из его стихотворений на этом этапе очень отчетливо видится декадентская стилистика: В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом,по аллее олуненной Вы проходите морево… («Кензель», 1911г.). Позже Игорь Северянин постепенно отойдет от тех принципов, которые руководили им в начале творческого пути, и реалистические тенденции возьмут верх, появится пушкинская простота и ясность стиха. Когда после революции поэт уехал в эстонский рыбачий поселок Тойла, начинается новый период в его творческой жизни. В Эстонии вышли его новые книги – (1919 – 1932): «Эстляндские поэзы», «Вервэна», «Миррелия», «Соловей», «Роса оранжевого часа», стихотворный автобиографический роман «Колокола собора чувств», «Поэты Эстонии», «Адриатика». Эти книги – свидетельства рождения нового Северянина, который уже ушел от воспевания «шумных платьев муаровых» и «ананасов в шампанском». Теперь его занимают размышления о России, о своей судьбе, он пересматривает свои общественные приоритеты и эстетические взгляды.
Северянину трудно было мириться со своим положением беженца. До последнего часа он мечтал увидеть родину. Ностальгия по России нашла отражение во многих стихотворениях 30-ых годов («Без нас», «За Днепр обидно», «Наболевшее…» и др.) Вдали от родины Северянин занимается переводами, создает антологию эстонской поэзии, в частности Герника Виснапуу, Марие Ундер, Алексиса Раннита и др. Кроме всего, Северянин в 1934 году написал уникальную книгу «Медальоны. Сюжеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах», в которой представлена галерея творческих портретов литераторов и музыкантов. Именно в ней обозначены истинные эстетические вкусы поэта, его отношение к классикам и современникам. Северянину не довелось больше встретиться с родиной: жизнь его оборвалась в оккупированной столице Эстонии – Таллинне – в конце 1941 года. Его могила находится на старом Александро-Невском кладбище. Эпитафией послужили горькие строки из стихотворения поэта «Классические розы»: Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! В п. Тойла есть домик-музей Игоря Северянина. Булат Окуджава, однажды побывав там, был потрясен тем, что, оказывается, всю жизнь имел неверное представление об этом поэте, что невежество и навешанные ярлыки мешали ему по-настоящему взглянуть на большого и яркого поэта Игоря Северянина. Нужно читать, заново открывать, понять и прочувствовать глубину и изысканную красоту его поэзии.
Текст (2 части)
I
Я, гений Игорь-Северянин,Своей победой упоён:Я повсеградно оэкранен!Я повсесердно утверждён!
От Баязета к Порт-АртуруЧерту упорную провёл.Я покорил Литературу!Взорлил, гремящий, на престол!
Я, – год назад, – сказал: «Я буду!»Год отсверкал, и вот – я есть!Среди друзей я зрил Иуду,Но не его отверг, а – месть.
– Я одинок в своей задаче! –Презренно я провозгласил.Они пришли ко мне, кто зрячи,И, дав восторг, не дали сил.
Нас стало четверо, но силаМоя, единая, росла.Она поддержки не просилаИ не мужала от числа.
Она росла, в своём единствеСамодержавна и горда, –И, в чаровом самоубийстве,Шатнулась в мой шатёр орда…
От снегоскалого гипнозаБежали двое в тлень болот;У каждого в плече заноза, –Зане болезнен беглых взлёт.
Я их приветил: я умеюПриветить всё, – божи, Привет!Лети, голубка, смело к змею!Змея! обвей орла в ответ!
II
Я выполнил свою задачу,Литературу покорив.Бросаю сильным на удачуЗавоевателя порыв.
Но даровав толпе холоповЗначенье собственного «я»,От пыли отряхаю обувь,И вновь в простор – стезя моя.
Схожу насмешливо с престолаИ ныне, светлый пилигрим,Иду в застенчивые долы,Презрев ошеломленный Рим.
Я изнемог от льстивой свиты,И по природе я взалкал.Мечты с цветами перевиты,Росой накаплен мой бокал.
Мой мозг прояснили дурманы,Душа влечется в Примитив.Я вижу росные туманы!Я слышу липовый мотив!
Не ученик и не учитель,Великих друг, ничтожных брат,Иду туда, где вдохновительМоих исканий – говор хат.
До долгой встречи! В беззаконцеВеротерпимость хороша.В ненастный день взойдёт, как солнце,Моя вселенская душа!
1912 год.
Стихотворение «Я гений» или «Эпилог», кому как нравится, написано 25-летним Игорем Северяниным в 1912 году и сочетает в себе горсть иронии и жменю пафоса. Стих пишется по пути на поэтический Олимп, когда до его вершины основателю жанра эгофутуризм остается совсем чуть-чуть, но автор уверен, что он уже на Олимпе (или стебется).
Новое в блогах
Дорогие пиквикцы! Сегодня в нашем клубе творчество поэта Серебряного века Игоря Северянина. Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился в Санкт-Петербурге в 1887 году, а ушёл из жизни в Таллине в 1941, и было ему всего 54 года… Я влюбилась в его стихи за их мудрость, за чувственность и высокую поэтичность.
Свое первое стихотворение Игорь Северянин написал в восьмилетнем возрасте. В начале ХХ века он стал первым эстрадным поэтом, выступал со своими «поэзоконцертами» в разных городах России. В 1918 году на поэтическом вечере в петербургском Политехническом музее Северянина объявили «Королем поэтов» — он обошел всех участников, включая Владимира Маяковского.
Любовная лирика Игоря Северянина – одного из самых ярких и самобытных поэтов серебряного века – наполнена яркими красками и ароматами. Северянин напевно твердит о нежно-грустной любви, о томлении неразделённой страсти и жестокости разлуки.
Северянин умел покорить воображение небывалыми соцветьями образов. Упоенные переживания, «чувства без названия» доносит поэт до своего читателя и слушателя. Лирический герой в его стихах «упоенно молится», его «сердце крылит к раздолью».
Народная
Солнце Землю целовало — Сладко жмурилась Земля. Солнце Землю баловало, Сыпля злато на поля.
Солнце ласково играло В простодушной похвальбе. И Земля его избрала В полюбовники себе.
И доколе будет длиться Их немудрая любовь, Будет мир в цветы рядиться, В зелень вешнюю лугов!
На необитаемом острове
Ни в жены, ни в любовницы, ни в сестры: Нет верности, нет страстности, нет дружбы. Я не хотел бы с ней попасть на остров Необитаемый: убила глушь бы.
Когда любим и любишь, счастьем рая Глушь может стать. Но как любить такую? Как быть с ней вечно вместе, созерцая Не добрую и вместе с тем не злую?
Вечерние меня пугали б тени, Не радовал бы и восход румяный. Предаст. Расстроит. Омрачит. Изменит. Раз нет мужчин, хотя бы с обезьяной.
Не завидуй другу…
Не завидуй другу, если друг богаче, Если он красивей, если он умней. Пусть его достатки, пусть его удачи У твоих сандалий не сотрут ремней… Двигайся бодрее по своей дороге, Улыбайся шире от его удач: Может быть, блаженство — на твоем пороге, А его, быть может, ждут нужда и плач. Плачь его слезою! Смейся шумным смехом! Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек! Не препятствуй другу ликовать успехом: Это — преступленье! Это — сверхпорок!Стихотворение «Эпилог» появилось, когда Игорь Северянин вошёл в моду, его и хвалили, и поругивали критикииЭпилог 1 Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! От Баязета к Порт-Артуру Черту упорную провел. Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол! Я — год назад — сказал: «Я буду!» Год отсверкал, и вот — я есть! Среди друзей я зрил Иуду, Но не его отверг, а — месть. «Я одинок в своей задаче!»- Прозренно я провозгласил. Они пришли ко мне, кто зрячи, И, дав восторг, не дали сил. Нас стало четверо, но сила Моя, единая, росла. Она поддержки не просила И не мужала от числа. Она росла в своем единстве, Самодержавна и горда,- И, в чаровом самоубийстве, Шатнулась в мой шатер орда… От снегоскалого гипноза Бежали двое в тлен болот; У каждого в плече заноза,- Зане болезнен беглых взлет. Я их приветил: я умею Приветить все,- божи, Привет! Лети, голубка, смело к змию! Змея, обвей орла в ответ! 2 Я выполнил свою задачу, Литературу покорив. Бросаю сильным наудачу Завоевателя порыв. Но, даровав толпе холопов Значенье собственного «я», От пыли отряхаю обувь, И вновь в простор — стезя моя. Схожу насмешливо с престола И, ныне светлый пилигрим, Иду в застенчивые долы, Презрев ошеломленный Рим. Я изнемог от льстивой свиты, И по природе я взалкал. Мечты с цветами перевиты, Росой накаплен мой бокал. Мой мозг прояснили дурманы, Душа влечется в примитив. Я вижу росные туманы! Я слышу липовый мотив! Не ученик и не учитель, Великих друг, ничтожных брат, Иду туда, где вдохновитель Моих исканий — говор хат. До долгой встречи! В беззаконце Веротерпимость хороша. В ненастный день взойдет, как солнце, Моя вселенская душа!Найдите стихи Игоря Северянина, я уверена, что они вам понравятся.