ИЗ ЦИКЛА «ЗЕМЛЯ И ЖЕЛЕЗО»
1
Есть горькая супесь, глухой чернозем,
Смиренная глина и щебень с песком,
Окунья земля, травяная медынь,
И пегая охра, жилица пустынь.
Меж тучных, глухих и скудельных земель
Есть матерь-земля, бытия колыбель,
Ей пестун судьба, вертоградарь же — Бог,
И в сумерках жизни к ней нету дорог.
Лишь дочь ее, Нива, в часы бороньбы,
Как свиток являет глаголы судьбы, —
Читает их пахарь, с ним некто Другой,
Кто правит огнем и мужицкой душой.
Мы внуки земли и огню родичи?,
Нам радостны зори и пламя свечи,
Язвит нас железо, одежд чернота,
И в памяти нашей лишь радуг цвета.
В кручине по крыльям, пригожих лицом
Мы «соколом ясным» и «павой» зовем.
Узнайте же ныне: на кровле конек
Есть знак молчаливый, что путь наш далек.
Изба — колесница, колеса — углы,
Слетят серафимы из облачной мглы,
И Русь избяная — несметный обоз! —
Вспарит на распутье взывающих гроз…
Сметутся народы, иссякнут моря,
Но будет шелками расшита заря, —
То девушки наши, в поминок векам,
Расстелют ширинки по райским лугам.
1916
610
О предчувствии смерти.
Сообщение Ирина Р » 16 сен 2008, 14:46
Сообщение grita » 16 сен 2008, 16:01
Сообщение Кризисный психолог » 16 сен 2008, 20:08
Сообщение grita » 10 окт 2008, 10:36
Притча о Кольце. Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли – пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках. Богатства Соломона были не меряны, еще одно кольцо – сильно ли увеличит их? Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении – и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках. Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки. Соломон знал этот забытый язык. “ВСЕ ПРОХОДИТ”, – прочел он.
Прошло много лет. Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов. Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить? Он взял кольцо: “Все проходит”? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось – и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: “ПРОЙДЕТ И ЭТО”.
Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца. Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить приемников и детей. “Все проходит”, “Пройдет и это”, – вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы? Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца – блеснули буквы на грани: “НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ” – прочел Соломон.
голоса
Рейтинг статьи
Статьи раздела литература
- E-mail: [email protected]
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Электронная почта проекта: [email protected]
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Анализ стихотворения Клюева «Осинушка»
Стихотворение «Осинушка» написано в 1913 году. К этому времени талантливый поэт-мистификатор стал завсегдатаем литературных салонов, давно и успешно разрабатывая ставшую модной крестьянскую тему. Религиозные убеждения и состояние здоровья не позволяли Николаю Алексеевичу служить в армии, но и не мешали распространять революционные идеи в крестьянской среде. Революцию поэт трактовал как приход Царства Божия, духовное обновление народа. «Осинушка» написана именно в этот период.
Образ осинушки – это собирательный образ России. Поэт оплакивает не просто судьбу гибнущего дерева, а грядущую гибель великой страны, теряющей управление. В стихотворении проявилась самобытность русского поэта. Оно сочетает реальность и сказку. Осина олицетворяет живую народную силу, которую подтачивает червоточина безвластия и коррупции. Произведение создает атмосферу трагической неизбежности.
Стихотворение содержит такие выразительные средства:
- эпитеты – «горькая (несчастная, обреченная) осинушка», «златоцветный лет (отсылка к полету листьев золотистого цвета)», «стожарные сны», «листья зарные (цвета зари)»;
- риторическое восклицание – «У тебя детинушка разума займет!»;
- метафоры – «гложет сердце», «полымем разубрана», «лист-руда (листья рудые, то есть ярко-красного цвета)», «разума займет»;
- инверсию – «подрублена топором она», «гложет сердце ей», «вянет деревцо»;
- олицетворения – «червоточина гложет», «судьбинушка ворожит (предсказывает) беду», «осинушка ронит (роняет)», «облака крутятся»;
- антонимы – «сны – явь».
Стилизуя стихотворение, поэт вводит в него устаревшие слова «полымя», «ронит», «судина» – старорусское название смерти. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «судьбинушка», «осинушка», «детинушка» – придают стихотворению фольклорный, песенный характер, характер народного плача. С их помощью поэт передает свое отношение к описываемым предметам. Текст изобилует отсылками к красному цвету – «лист-руда», «вся красным-красна», «листья зарные», «заря-осинушка».
Оборот «сны в явь оборотить» означает «осуществить вековые народные мечты о счастье, земле», «думы по ветру пустить» – значит, «распространить идеи освобождения». В определенном смысле Н. А. Клюева можно считать провозвестником революционных событий, имевших для страны фатальное значение.
Надо сказать, что в советское время своеобразие стихов Н. А. Клюева с мотивами однополой любви оценили не все. К тому же он, осуждая коллективизацию, отмежевался от советской действительности, которая разрушала традиционный мир русской деревни.
-
Откуда берутся стихи ахматова
-
Привет в стихах и картинках
-
Вероника тушнова у меня есть любимый стихи
-
Марина цветаева стихи на французском
- Картинки на 8 марта со стихами прикольные
ИЗ ЦИКЛА «ПОЭТУ СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ»
1
Изба — святилище земли,
С запечной тайною и раем;
По духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем.
На грядке веников ряды —
Душа берез зеленоустых…
От звезд до луковой гряды
Всё в вещем шёпоте и хрустах.
Земля, как старище-рыбак,
Сплетает облачные сети,
Чтоб уловить загробный мрак
Глухонемых тысячелетий.
Провижу я: как в верше сом,
Заплещет мгла в мужицкой длани, —
Золотобревный, Отчий дом
Засолнцевеет на поляне.
Пшеничный колос-исполин
Двор осенит целящей тенью…
Не ты ль, мой брат, жених и сын,
Укажешь путь к преображенью?
В твоих глазах дымок от хат,
Глубинный сон речного ила,
Рязанский маковый закат —
Твои певучие чернила.
Изба — питательница слов —
Тебя взрастила не напрасно:
Для русских сел и городов
Ты станешь Радуницей красной.
Так не забудь запечный рай,
Где хорошо любить и плакать!
Тебе на путь, на вечный май,
Сплетаю стих — матёрый лапоть.
<1916>
611
* * *
О, ели, родимые ели, —
Раздумий и ран колыбели,
Пир брачный и памятник мой,
На вашей коре отпечатки,
От губ моих жизней зачатки,
Стихов недомысленный рой.
Вы грели меня и питали,
И клятвой великой связали —
Любить Тишину-богомать.
Я верен лесному обету,
Баюкаю сердце: не сетуй,
Что жизнь как болотная гать,
Что умерли юность и мама,
И ветер расхлябанной рамой,
Как гроб забивают, стучит,
Что скуден заплаканный ужин,
И стих мой под бурей простужен,
Как осенью листья ракит, —
В нем сизо-багряные жилки,
Запекшейся крови, — подпилки
И критик ее не сотрут.
Пусть давят томов Гималаи —
Ракиты рыдают о рае,
Где вечен листвы изумруд.
Пусть стол мой и лавка-кривуша —
Умершего дерева души —
Не видят ни гостя, ни чаш, —
Об Индии в русской светелке,
Где все разноверья и толки,
Поет, как струна, карандаш.
Там юных вселенных зачатки —
Лобзаний моих отпечатки —
Предстанут, как сонмы богов.
И ели, пресвитеры-ели,
В волхвующей хвойной купели
Омоют громовых сынов.
<1916>
612
Курсы подготовки к ЕГЭ под ключ |
Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2023. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.
Анализ стихотворения Клюева «Мне сказали, что ты умерла…»
Стихотворение написано в 1913 году хорошо известным в литературных кругах поэтом. К этому времени творческая манера Н. А. Клюева вполне определена, его яркая индивидуальность, стилизованная под старообрядчество, открывает перед поэтом широкие перспективы. Талант поэта «от сохи» был признан даже рафинированными литературными авторитетами типа В. Я. Брюсова.
Стихотворение с интригующим названием «Мне сказали, что ты умерла…» не содержит ни единого лишнего слова, ни единой фольклорной ноты, которые так свойственны творчеству Н. А. Клюева – тем не менее, оно ясно указывает на большое дарование русского-поэта самородка.
Подтверждением этого выступают и средства художественной выразительности, использованные поэтом в рамках небольшого стихотворения:
- эпитеты – «золотой листопад», «горний (небесный), неведомый град»;
- авторский неологизм – «иссякаемы»;
- метафоры – «багрянец листов», «струи любви», «забыться нездешним»;
- синонимы – «ты умерла», «не стало тебя» – поэт использует, избегая пугающего слова «смерть»;
- инверсия – «любви … струи», «не стало тебя», «ласка твоя» – обусловлена необходимостью рифмовки;
- эллипсис – «лучи – (разве не) поцелуи?»;
- риторический вопрос – «… не твои поцелуи?» – подчеркивает тот факт, что стихотворение является посмертным обращением к любимой женщине;
- синтаксический параллелизм – «зори – не ласка, лучи – не поцелуи»;
- лексика высокого стиля – «град», «листы» – придает стихотворению торжественность и значение.
Кажется, что произведение наполнено светом и цветом – это впечатление создают обороты «золотой листопад», «лучезарно светла», «багрянец листов», «зори».
Потерю любимого человека автор ассоциирует с угасанием природы – «умерла заодно с … листопадом». Такой прием позволяет усилить производимое на читателя впечатление. Религиозные образы присутствуют во множестве стихотворений Н. А. Клюева, хотя христианское учение он трактовал своеобразно. В стихотворении, названном «Мне сказали, что ты умерла…», их наличие вполне объяснимо.
Поэт одухотворяет умершую любимую. Об этом говорит довольно редкий эпитет «баснословная», то есть такая, которую можно описать особенными словами, необычайная. Автор совершенно уверен, что она, получив посмертное воздаяние – «правишь градом» – удостоена небесного, нездешнего блаженства. Но свет былой любви озаряет лирического героя даже после ее смерти, отсюда оборот «лучезарно светла».
Николай КлюевРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
ИЗ ЦИКЛА «ИЗБЯНЫЕ ПЕСНИ»
1
Четыре вдовицы к усопшей пришли…
(Крича, бороздили лазурь журавли,
Сентябрь-скопидом в котловин сундуки
С сынком-листодером ссыпал медяки.)
Четыре вдовы в поминальных платках:
Та с гребнем, та с пеплом, с рядниной в руках;
Пришли, положили поклон до земли,
Опосле с ковригою печь обошли,
Чтоб печка-лебедка, бела и тепла,
Как допрежь, сытовые хлебы пекла.
Посыпали пеплом на куричий хвост,
Чтоб немочь ушла, как мертвец, на погост,
Хрущатой рядниной покрыли скамью,
На одр положили родитель мою.
Как ель под пилою, вздохнула изба,
В углу зашепталася теней гурьба,
В хлевушке замукал сохатый телок,
И вздулся, как парус, на грядке платок…
Дохнуло молчанье… Одни журавли,
Как витязь победу, трубили вдали:
«Мы матери душу несем за моря,
Где солнцеву зыбку качает заря,
Где в красном покое дубовы столы
От мис с киселем, словно кипень, белы, —
Там Митрий Солунский, с Миколою Влас
Святых обряжают в камлот и атлас,
Креститель Иван с ендовы расписной
Их поит живой иорданской водой!..»
609
Зарделось оконце… Закат-золотарь
Шасть в избу незваный: принес-де стихарь —
Умершей обнову, за песни в бору,
За думы в рассветки, за сказ ввечеру,
А вынос блюсти я с собой приведу
Сутемки, зарянку и внучку-звезду,
Скупцу ж листодеру чрез мокреть и гать
Велю золотые ширинки постлать.
1916
Русский космос
– Как считаете, Сергей Есенин тоже был православным человеком? Ведь он называл себя учеником Клюева…
– Есенин однажды написал: «Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь». Всё у них было искажено в тот Серебряный век. И это дало почву для всяких домыслов. Вольф Иосифович Эрлих (тот самый, кто считался другом Есенина и кто как раз заманил его в Ленинград) в воспоминаниях описал такой эпизод. Якобы за день до странной гибели Есенина они вдвоём пришли к Клюеву, который тогда на Морской жил. И Есенин якобы говорит: «Николай! Можно прикурить от лампадки?» А Клюев начал причитать: «Что ты! Сереженька! Как можно! На вот спички!…» И будто бы, когда Клюев вышел из комнаты, Есенин прикурил от лампады. Вот так человека, известного хулиганскими выходками, можно легко оговорить, и ведь поверят… Лично я сомневаюсь в правдивости Эрлиха. У Сергея Есенина были понятия о святости. Жизнь по церковным канонам он не вёл, всё заняла поэзия и богемное окружение. Но что питало его, давало силу его поэзии – это впитанный с молоком матери русский православный дух. После смерти, как и в духовном мире, в нашей земной жизни о поэте судят двояко: одни цепляются за тёмное, другие ищут и находят светлое. А светлого у Есенина очень много. Приведу для примера моё любимое есенинское стихотворение:Серебристая дорога,Ты зовёшь меня куда?Свечкой чисточетверговойНад тобой горит звезда.Грусть ты или радость теплишь?Иль к безумию правишь бег?Помоги мне сердцем вешнимДолюбить твой жесткий снег.Дай ты мне зарю на дровни,Ветку вербы на узду.Может быть, к вратам ГосподнимСам себя я приведу.
– Есенин до сих пор популярен. Удостоится ли Клюев когда-нибудь хотя бы кусочка такой славы?
– Поэзия Клюева сложна, в неё нужно вчитываться, и при этом совершенствоваться самому. Дело в том, что она творится на основе принципов поэтики различных эпох – как современной классической, так и древнейшей поэтики синкретизма. Почти за каждой поэтической строкой стоит глубокий культурный подтекст.
– Какое место, по-вашему, занимает Клюев в русской литературе?
– Думаю, что выдающееся и особое. Во-первых, поэзия Клюева возродила древнерусские культурные традиции: идеалы Святой Руси, её символы и образы. Во-вторых, мы должны благодарить его за Есенина. Не только потому, что он его открыл и ввёл в свет. Есенин у Клюева очень многое взял. Хотя буквально не подражал, а, наоборот, иногда смеялся над учителем: «И Клюев, ладожский дьячок, его стихи как телогрейка, но я их вслух вчера прочёл – и в клетке сдохла канарейка». Не только я, многие считают, что если бы не было Клюева, то не было бы и Есенина таким, каким его знаем. Также он повлиял на многих русских советских поэтов.
Есть ещё такой показатель – на стихи Клюева написано очень много песен, которые вошли в народ. Исполняют и романсы на его стихи – «Вы, деньки мои», «Пётрова баба», «Он придёт! И содрогнутся горы…», «Ты взойди, взойди, Невечерний Свет…», «Ноченька», «Вешние капели». На Клюевские чтения в Вытегру обязательно приезжают артисты и поют их. И новые песни продолжают появляться. У нас с мужем есть знакомые, с которыми в одну церковь ходим, – Александр и Татьяна Романовы. Он сочиняет песни на клюевские стихи, и они прекрасно эти песни исполняют. Также в Петербурге живёт композитор Панченко, песни которого на стихи Клюева постоянно поют на Клюевских чтениях в Вытегре и в Вологде.
Поэтический мир этого человека удивителен. «Таинственный, лесной Клюев» – писала о нём Анна Ахматова. Одно только очевидно: поэт знал и любил свой родной край. Его творчество – это поэтическая икона Русского Севера. «Станет радуга лампадой» – такое мог написать только тот, кто укоренён в русском православном космосе.
Михаил СИЗОВ
(Избранные стихи Н. Клюева – на слеюующей странице)
назад |
вперед |