Анализ стихотворения в прозе «Нищий» Тургенева
Ежемесячник «Вестник Европы» предоставил свои страницы для публикации сборника стихотворений в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.
Стихотворение написано зимой 1878 года. Шестидесятилетний автор подводит итоги своей жизни, предается воспоминаниям и немножко хандрит. Цикл из нескольких десятков миниатюр он сперва даже не собирался публиковать. Его уговорил издатель М. Стасюлевич. По жанру – стихотворение в прозе, маленькая новелла. Интонация задумчивая. Вся миниатюра пронизана невидимым ритмом, музыкой, эмоциональными подъемами. Лирический герой – автор, рассказчик. Он появляется в каждой зарисовке цикла. Завязка банальна: рассказчика на улице останавливает нищий старик. Далее идет его красноречивый словесный портрет, усиленный градацией: воспаленные глаза, посинелые губы, нечистые раны. Лирический герой даже умолкает, не в силах передать свою жалость, чуть смешанную с брезгливостью хорошо одетого человека. Междометие «О» увеличивает степень лирического высказывания, тому же способствует восклицание. Ведь старик тянет к нему «грязную руку». Просторечное слово «шарить» подчеркивает растерянность героя. Опять перечисление: ни кошелька, ни часов, ни платка. «А нищий ждал». Смущенный рассказчик принимает единственно верное решение: показать, что он видит в «несчастном существе» человека, сострадает ему, стыдится, что не может помочь, ставит его с собой на одну доску. И он крепко пожимает «эту грязную, трепетную руку». Два эпитета, внешне противостоящие друг другу, подчеркивающие экспрессию. Затем идет обмен репликами. Герой извиняется и дважды называет нищего братом. Тот, привыкший не присматриваться к лицам, обычно жадно следящий за движением руки, достающей монетку, вдруг смотрит рассказчику в глаза. С полным доверием к искренности его порыва старик ответно жмет ему руку, называя – опять дважды – и его своим братом. Как говорится, все люди – братья и сестры по Адаму, первому человеку. «Прошамкал»: видимо, беззубый. В эпилоге одаренным чувствует себя как раз лирический герой, передающий читателю эту нехитрую сценку. Нота исповедальности проходит через эту зарисовку. Нищий – универсальный образ в мировой литературе, а тема бедности – одна из самых злободневных. В этом произведении писатель усилил ее жуткой метафорой: обглодала бедность.
Короткая, но выразительная уличная встреча легла в основу взволнованного повествования И. Тургенева в стихотворении «Нищий».
—————
—————
—————
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Нищий»
Русский поэт и прозаик Иван Тургенев оставил не просто творческое наследие, а кладезь добра и любви. Его небольшие стихотворения в прозе способны смягчить даже черствое сердце. Миниатюра «Нищий» повествует о том, как важна любая помощь, не только материальная, но и моральная. Главный герой рассказа – простой прохожий, который встретил на пути нищего несчастного старика.
Описание нищего очень детально прописано автором: воспаленные глаза и посиневшие губы указывали на возможную болезнь от грязных ран, одежда была ветхой. Он протянул главному герою свою руку в надежде на подаяние. При этом нищий не просто просил, а уже мычал, словно раненое животное.
Рассказчик механически стал искать мелочь в карманах, но ничего не мог найти, даже платка или часов. Он с ужасом осознал, что ничем не может помочь этому изглоданному бедностью старику. И ему стало безумно стыдно и больно.
Не сумев помочь материально, наш герой крепко пожимает грязную руку нищего – руку, которую большинство бы побрезговало пожать. Он делает это искренне и просит прощение у нищего, как у своего брата.
Как ни странно, старик улыбнулся и поблагодарил главного героя за такой искренний жест.
Возможно, герой и не помог материально, но проявил к нищему человеческое уважение и доброту, что важно и порой ценнее денег, которые подаются обычно бездумно. Рассказчик в свою очередь тоже получил своеобразное «подаяние» от своего «брата» — далеко не все измеряется деньгами, и что нищими иногда бывают и богачи, бедные душевно
Когда герой хотел проявить простую щедрость и подать нищему мелочь, — то называл его несчастным существом. Но когда понял, что сам на данный момент нищ, — назвал старика своим братом
Рассказчик в свою очередь тоже получил своеобразное «подаяние» от своего «брата» — далеко не все измеряется деньгами, и что нищими иногда бывают и богачи, бедные душевно. Когда герой хотел проявить простую щедрость и подать нищему мелочь, — то называл его несчастным существом. Но когда понял, что сам на данный момент нищ, — назвал старика своим братом.
Тургенев мастерски использует богатство лексики русского языка, подбирая удачные эпитеты для нищего. Но больше всего запоминается читателю метонимическая конструкция, что бедного старика «безобразно обглодала бедность». Эти слова очень точно характеризируют состояние нищего.
В коротеньких стихотворениях в прозе Иван Сергеевич Тургенев делился с людьми своими самыми сокровенными переживаниями и чувствами, приобретенным жизненным опытом, писательской мудростью. Выбранная ним форма повествования полностью оправдана – для передачи эмоций совсем не обязательна рифма. Лирическая проза дает больше возможностей автору раскрыть основную идею произведения.
Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей»
«Два богача»
Произведение «Два богача» входит в цикл «Стихотворения в прозе». Это, пожалуй, одна из самых маленьких миниатюр, по своему объему, но при таком небольшом размере она обладает интересным смыслом. «Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить… — А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика!»
Писатель в данном произведении сравнивает людей, разных по статусу и социальному положению. Ротшильд – богатый человек, у которого, кажется, все есть и он просто делится тем, что имеет, но прекрасно понимает, что разумная трата средств не сделает с ним ничего плохого. Поступок богача действительно восхваляется и не говорится, что он плохой, наоборот. Но сразу же на «сцене» появляется крестьянская семья. Они не могут вкладывать собственные средства в помощь кому-либо, но несмотря на это, они берут на себя тяжелую ношу – сиротку, которую планируют в дальнейшем воспитывать. Возникает вполне резонный вопрос – почему миниатюра называется «Два богача», если писатель рассматривает богатых и бедных людей? Тут нужно раскрыть свои глаза шире и посмотреть не столько на финансовые возможности обоих людей, сколько на их душевное состояние. Об этом нам и говорит писатель, что один человек, конечно, богат, так как у него есть деньги, которыми он делится, а другой человек несколько иной, но даже при своих возможностях он пытается помочь кому-то. Крестьянская семья отдает все ради ребенка, у них даже не будет соли, чтобы посолить похлебку, а это значит, что они жертвуют намного большим, нежели Ротшильд, который отдает лишь часть из того, что у него есть, но он не способен отдать даже того, что может крестьянская семья.
Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Нищий»
Русский поэт и прозаик Иван Тургенев оставил не просто творческое наследие, а кладезь добра и любви. Его небольшие стихотворения в прозе способны смягчить даже черствое сердце. Миниатюра «Нищий» повествует о том, как важна любая помощь, не только материальная, но и моральная. Главный герой рассказа – простой прохожий, который встретил на пути нищего несчастного старика.
Описание нищего очень детально прописано автором: воспаленные глаза и посиневшие губы указывали на возможную болезнь от грязных ран, одежда была ветхой. Он протянул главному герою свою руку в надежде на подаяние. При этом нищий не просто просил, а уже мычал, словно раненое животное.
Рассказчик механически стал искать мелочь в карманах, но ничего не мог найти, даже платка или часов. Он с ужасом осознал, что ничем не может помочь этому изглоданному бедностью старику. И ему стало безумно стыдно и больно.
Не сумев помочь материально, наш герой крепко пожимает грязную руку нищего – руку, которую большинство бы побрезговало пожать. Он делает это искренне и просит прощение у нищего, как у своего брата.
Как ни странно, старик улыбнулся и поблагодарил главного героя за такой искренний жест.
Возможно, герой и не помог материально, но проявил к нищему человеческое уважение и доброту, что важно и порой ценнее денег, которые подаются обычно бездумно. Рассказчик в свою очередь тоже получил своеобразное «подаяние» от своего «брата» — далеко не все измеряется деньгами, и что нищими иногда бывают и богачи, бедные душевно. Когда герой хотел проявить простую щедрость и подать нищему мелочь, — то называл его несчастным существом
Но когда понял, что сам на данный момент нищ, — назвал старика своим братом
Когда герой хотел проявить простую щедрость и подать нищему мелочь, — то называл его несчастным существом. Но когда понял, что сам на данный момент нищ, — назвал старика своим братом
Рассказчик в свою очередь тоже получил своеобразное «подаяние» от своего «брата» — далеко не все измеряется деньгами, и что нищими иногда бывают и богачи, бедные душевно. Когда герой хотел проявить простую щедрость и подать нищему мелочь, — то называл его несчастным существом. Но когда понял, что сам на данный момент нищ, — назвал старика своим братом.
Тургенев мастерски использует богатство лексики русского языка, подбирая удачные эпитеты для нищего. Но больше всего запоминается читателю метонимическая конструкция, что бедного старика «безобразно обглодала бедность». Эти слова очень точно характеризируют состояние нищего.
В коротеньких стихотворениях в прозе Иван Сергеевич Тургенев делился с людьми своими самыми сокровенными переживаниями и чувствами, приобретенным жизненным опытом, писательской мудростью. Выбранная ним форма повествования полностью оправдана – для передачи эмоций совсем не обязательна рифма. Лирическая проза дает больше возможностей автору раскрыть основную идею произведения.
Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей»
«Нищий», анализ произведения Ивана Тургенева
Лирические миниатюры Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Стихотворения в прозе» были созданы незадолго до смерти писателя. Всего их 85. Часть произведений была опубликована еще при жизни автора, а некоторые гораздо позже – в 1929 году.
В своих маленьких историях Тургенев поднимает общечеловеческие темы. Это своеобразные притчи, которые по силе изображения, многогранности и философской глубине сложно сопоставить с другими творениями. Написаны они простым, но емким и образным языком в форме воспоминаний, снов, видений, житейских историй.
Одна из жемчужин сборника – миниатюра «Нищий». Во время прогулки рассказчик встречает старика и хочет подать ему милостыню. Но карманы, как назло, оказались пустыми. Внешность нищего, его бедственное положение Тургенев изображает предельно эмоционально, стараясь всеми средствами вызвать жалость к этому человеку. Руки у старика «грязные, опухшие, красные». глаза – «слезящиеся, воспаленные». а губы – «синие». Перед читателем предстает «несчастное существо» в грубых лохмотьях.
Автор не говорит о погоде, но по состоянию нищего ясно, что он замерз. Дрожание протянутой руки старика, его стоны и мычание создают яркий образ. который никого не может оставить равнодушным. Для завершения картины Тургенев нашел предельно точное выражение: «безобразно обглодала его бедность» .
Старого человека писатель выбрал намеренно. Для усиления эффекта оба героя должны быть хоть в чем-то равны. Они не могут иметь одинаковое социальное и материальное положение, поэтому их объединяют возраст и пустые карманы. И пусть для рассказчика так вышло случайно, но в данный момент героев уравнивает и это обстоятельство.
О чувствах рассказчика Тургенев сообщает скупо. Тот потерян и смущен, но неожиданно крепко пожимает руку нищего и называет его братом. Этим жестом он признает их родство в духовном смысле. Нищий пожимает руку героя в ответ и также называет братом.
В миниатюрах Тургенева главную смысловую нагрузку несут последние фразы, которые раскрывают замысел писателя. Часто заключительный акцент показывает нам сюжет с неожиданной стороны. Благородный жест рассказчика нищий старик принимает не с изумлением, не с затаенным разочарованием, а с пониманием и мягкой иронией. Он тоже, можно сказать, подает милостыню герою, соглашаясь понять и простить его как равного.
Анализ стихотворения в прозе «Нищий» Тургенева
Ежемесячник «Вестник Европы» предоставил свои страницы для публикации сборника стихотворений в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.
Стихотворение написано зимой 1878 года. Шестидесятилетний автор подводит итоги своей жизни, предается воспоминаниям и немножко хандрит. Цикл из нескольких десятков миниатюр он сперва даже не собирался публиковать. Его уговорил издатель М. Стасюлевич. По жанру – стихотворение в прозе, маленькая новелла. Интонация задумчивая. Вся миниатюра пронизана невидимым ритмом, музыкой, эмоциональными подъемами. Лирический герой – автор, рассказчик. Он появляется в каждой зарисовке цикла. Завязка банальна: рассказчика на улице останавливает нищий старик. Далее идет его красноречивый словесный портрет, усиленный градацией: воспаленные глаза, посинелые губы, нечистые раны. Лирический герой даже умолкает, не в силах передать свою жалость, чуть смешанную с брезгливостью хорошо одетого человека. Междометие «О» увеличивает степень лирического высказывания, тому же способствует восклицание. Ведь старик тянет к нему «грязную руку». Просторечное слово «шарить» подчеркивает растерянность героя. Опять перечисление: ни кошелька, ни часов, ни платка. «А нищий ждал». Смущенный рассказчик принимает единственно верное решение: показать, что он видит в «несчастном существе» человека, сострадает ему, стыдится, что не может помочь, ставит его с собой на одну доску. И он крепко пожимает «эту грязную, трепетную руку». Два эпитета, внешне противостоящие друг другу, подчеркивающие экспрессию. Затем идет обмен репликами. Герой извиняется и дважды называет нищего братом. Тот, привыкший не присматриваться к лицам, обычно жадно следящий за движением руки, достающей монетку, вдруг смотрит рассказчику в глаза. С полным доверием к искренности его порыва старик ответно жмет ему руку, называя – опять дважды – и его своим братом. Как говорится, все люди – братья и сестры по Адаму, первому человеку. «Прошамкал»: видимо, беззубый. В эпилоге одаренным чувствует себя как раз лирический герой, передающий читателю эту нехитрую сценку. Нота исповедальности проходит через эту зарисовку. Нищий – универсальный образ в мировой литературе, а тема бедности – одна из самых злободневных. В этом произведении писатель усилил ее жуткой метафорой: обглодала бедность.
Короткая, но выразительная уличная встреча легла в основу взволнованного повествования И. Тургенева в стихотворении «Нищий».
История создания
Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.
Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.
«Стихотворения в прозе»
Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе — не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.
И хотя мотив старости, смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение «Воробей» оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме.
Здесь слабо выражен сюжет, эмоциональное переживание подменяет эпическое повествование, звучит тема вечно возрождающейся жизни, молодости, торжествующей любви. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет «огромное чудовище», собаку, отступить.
Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Разговор» — одно из первых его произведений в этом жанре — можно отнести к философским творениям писателя.
Главная идея произведения — вечность природы и смертность человечества. Тургенев представляет нам происходящие события как диалог двух неприступных гор-великанов — Юнгфрау и Финстерааргона. Воображение писателя увидело их души, но они очень отличаются от людей. Для гор одна минута — тысяча человеческих лет. И что же происходит? Между Юнгфрау и Финстерааргоном ведется незамысловатый диалог о том, что творится под ними. Таким образом Тургенев описывает эволюцию человечества.
Первоначально его не было и вовсе, но прошла минута-тысячелетие — и среди чернеющих лесов, камней и морей появились люди. Через «некоторое» время мы видим уже не такую радужную картину: «сузились воды; «поредели леса». Да и «козявок» — людей стало меньше. И вот последние реплики диалога. Что же осталось? По словам Финстерааргона, «опрятно стало везде, бело совсем…». А человечество исчезло так же неожиданно, как и появилось, будто и не было его вовсе. Только горы стоят, как и тысячи лет назад.
Вот в такой образной, метафорической форме Тургенев раскрывает нам главную мысль произведения, заключающуюся в том, что все, даже человечество, может исчезнуть в любой момент, что его существование, как и жизнь одного человека, совсем не вечно и рано или поздно оно закончится.
Очень большое впечатление произвело на меня стихотворение «Нищий», в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы», «шершавые лохмотья», «нечистые раны». Глаголы «стонал», «мычал», «вздрагивал» дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика «безобразно обглодала бедность».
Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его «брат».
Идейно-художественный анализ стихотворения в прозе Ивана Тургенева «Нищий»
Стихотворения в прозе – это жанр, к которому шел их автор, И.С.Тургенев, всю жизнь. И вот его задумка легла на бумагу, объединив вечно конкурирующие прозу и поэзию. Поэт в прозе, наверное, истинное призвание Тургенева, в котором он нашел себя.
Единение философского взгляда и художественных требований писателя свершилось незадолго до смерти. Всего в наследии И.С.Тургенева около 85 стихотворений в прозе, которые разнятся по тематике, форме, героям. Но идеальная формула единства стихотворения в прозе – искренность автора и любовь к тому, о чем он пишет.
О бедности, к которой приговорила нищего судьба, и о богатстве души, которое он не растерял, написал Тургенев в произведении «Нищий». Стихотворение начинается подробным описанием внешнего вида Нищего:
«Нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы,
шершавые лохмотья, нечистые раны…
О, как безобразно обглодала бедность
это несчастное существо!».
И возможно, многие проходили мимо него, делая вид, что не заметили. Но сердешный рассказчик хотел помочь, а нечем было. Однако, иногда словом можно поддержать лучше, чем материально, и пользы больше, и на душе легче, и жить проще.
В форме диалога, который произошел между рассказчиком и Нищим, построена значимая часть произведения. Вначале повествования Нищий мычит, стонет о помощи. Но после того, как он услышал неловкость и виноватость в голосе собеседника, он изменился. И эти изменения видны в его речи. По вербальным портретам героев также можно судить об их внутреннем мире.
Ключевым словом, которым обменялись рассказчик и Нищий, было слово «брат». Это значит, что они находятся на одном уровне, как духовном, так и социальном, никто не ставит себя выше или ниже другого
Также важной деталью, которая подтверждает данное утверждение, является рукопожатие: «Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…»
Какое необычный эпитет – «трепетная рука», и как точно передано им состояние души Нищего. Трепет, робость, стеснение заступают первоначальную замкнутость, когда тот не мог вымолвить ни слова. Это стихотворение в прозе призвано развенчать стереотип о том, что встречают по одежке, ведь по сути – это самая незначительная деталь в восприятии человека. Только бы разглядеть человека в себе и помочь другому хоть чем-нибудь. Это такая малость, способная изменить чью-то жизнь.
Велика сила слова! Важны искренность, гуманность, понимание и великодушие! Вот то, о чем хотел сказать читателям И.С.Тургенев. У него это превосходно получилось. Трогательное перевоплощение грязного и бедного старика в понимающего брата способно вызвать слезу. Такие произведения запечатываются в сердце надолго, заставляя вспоминать и раздумывать о самой непростой вещи в бренном мире – о человеческих взаимоотношениях.