Дмитрий мережковский 📜 одиночество

Поняли ли вы анализ стихотворения мережковского родное

Анализ 2

Мережковский в стихотворении «Родное» раскрыл неподражаемую грусть по родным краям.

Что выразил в стихотворении поэт?

В описании пейзажа он выразил состояние глубокой души, выделяя эпитеты и сравнения, метафоры и риторические обращения.

Автор грустит о родине и родных краях, ведь именно здесь он родился.  Здесь он любил размышлять и творчески мечтать. Стихотворение посвящено родному дому под Петербургом, где он провел свое детство, где ждала его любящая мама. Мамы давно нет. Автор гуляет на даче, вспоминает как он был счастлив тут, со своими родными. Успокоительный «протяжной гул однообразных сосен», который созвучен переживаниям и ощущениям Мережковского. Он грустит.  На улице весна, но он не замечает, что наступил май, автор ощущает дыхание осенней поры.

Грусть выражается прямыми строками: «Родимые, печальные места!»

Мережковский не обращает внимание, что наступила весна, а в душе осенняя пора. Есть повод погрустить

Лишь душистый запах молодых берез говорит о том, что наступил месяц май. Весенний дождик сравнивается с «беспомощными слезами». Душа плачет, как этот дождик.

Поэт признает, что здесь он нашёл упокоение, боль со временем притупляется, о чем подтверждают строки из стихотворения: «Здесь – тише радость и спокойней горе».  Загородная жизнь для него кажется «безгрешным сном». К какой-то степени он счастлив, не признаваясь себе.  Он находится у себя на родине, в своем любимом загородном домике. Мережковский понимает, что его грусть подобна капле в море.

Автор открывает для себя два ощущения: и грусть, и радость. Грусть выражается в том, что нет рядом любимого близкого человека, радость – он находится на родине, в любимом доме. Здесь происходили радостные события. Постепенно привыкает к мысли, что родного близкого человека уже нет и утрата неизбежна.

Для выразительности автор использует эпитеты: «унылое молчанье, постоянный гул» и другие, подобным образом описывая природу и пейзаж своей родины. Описывает её в своих тонах. Кроме эпитетов, в стихах присутствуют метафоры, такие как: «мир теряется».

В стихах содержится перекрёстная рифма, которая сперва не заметна в стихах, и благодаря этому они написаны в стиле прозаического текста. В стихотворении ощущается глубокая душевность и простота, чем делает понятными для читателя.

Стихи состоят из 4 четверостишия, всего 16 строк.

Анализ стихотворения Родное по плану

Рубрикатор по авторам

Аверченко А. Т.

Аксаков С. Т.

Алигьери Данте

Андерсен Г. Х

Андреев Л. Н.

Анненский И. Ф.

Апухтин А. Н.

Арсеньев В. К.

Бабель И. Э.

Багрицкий В. Э.

Багрицкий Э. Г.

Бажов П. П.

Балтрушайтис Ю. К.

Бальмонт К. Д.

Баратынский Е. А.

Батюшков К. Н.

Бедный Д.

Белинский В. Г.

Белый А.

Бестужев А. А.

Бирс Амброз

Бичер-Стоу Гарриет

Блок А. А.

Братья Гримм

Брюсов В. Я.

Булгаков М. А.

Бунин И. А.

Введенский А. И.

Веневитинов Д. В.

Волошин М. А.

Вяземский П. А.

Гайдар А. П.

Галина Галина

Гарин-Михайловский Н. Г.

Гаршин В. М.

Гауф Вильгельм

Генри О.

Герасимов М. П.

Геродот

Гёте И. В.

Гиляровский В. А.

Гиппиус З. Н.

Глинка Ф. Н.

Гоголь Н. В.

Гомер

Гончаров И. А.

Горький М.

Гофман

Гребенка Е. П.

Грибоедов А. С.

Григорович Д. В.

Григорьев А. А.

Грин А. С.

Гумилев Н. С.

Гюго Виктор

Давыдов Д. В.

Даль В. И.

Дельвиг А. А.

Деникин А. И.

Державин Г. Р.

Дефо Даниэль

Джалиль Муса

Джером К. Джером

Диккенс Чарльз

Добролюбов Н. А.

Дойл Артур Конан

Достоевский Ф. М.

Дюма Александр

Ершов П. П.

Есенин С. А.

Жемчужников А. М.

Житков Б. С.

Жуковский В. А.

Замятин Е. И.

Иванов В. И.

Ильф и Петров

Ишимова А. О.

К. Р.

Капнист В. В.

Карамзин Н. М.

Кедрин Д. Б.

Киплинг Редьярд

Клычков С. А.

Клюев Н. А.

Коган П. Д.

Козлов И. И.

Кольцов А. В.

Короленко В. Г.

Крылов И. А.

Кузмин М. А.

Кульчицкий М. В.

Кун Н. А.

Купер Фенимор

Куприн А. И.

Кэрролл Льюис

Кюхельбекер В. К.

Лафонтен Жан де

Лебедев-Кумач В. И.

Лермонтов М. Ю.

Лесков Н. С.

Ломоносов М. В.

Лондон Джек

Лорка Ф. Гарсиа

Лохвицкая М. А.

Майков А. Н.

Мамин-Сибиряк Д. Н.

Мандельштам О. Э.

Маяковский В. В.

Мей Л. А.

Мережковский Д. С.

Мольер Жан-Батист

Мятлев И. П.

Надсон С. Я.

Некрасов Н. А.

Нестор Летописец

Никитин И. С.

Огарев Н. П.

Одоевский А. И.

Одоевский В. Ф.

Олейников Н. М.

Островский А. Н.

Островский Н. А.

Отрада Н. К.

Павлова К. К.

Парнок С. Я.

Перро Шарль

Писарев Д. И.

Платонов А. П.

Плещеев А. Н.

По Эдгар Аллан

Погорельский А.

Полежаев А. И.

Полонский Я. П.

Поплавский Б. Ю.

Пришвин М. М.

Прутков Козьма

Пушкин А. С.

Пущин И. И.

Радищев А. Н.

Раевский В. Ф.

Распе Р. Э.

Рерих Н. К.

Ржевский А. А.

Рид Майн

Ростопчина Е. П.

Руставели Шота

Рылеев К. Ф.

Салтыков-Щедрин М. Е.

Свифт Джонатан

Северянин И.

Сент-Экзюпери Антуан де

Сервантес Мигель де

Сетон-Томпсон Э.

Случевский К. К.

Смоленский Б. М.

Соловьев В. С.

Сологуб Ф. К.

Станюкович К. М.

Стивенсон Р. Л.

Сумароков А. П.

Тагор Р.

Твен Марк

Толстой А. К.

Толстой А. К.

Толстой Л. Н.

Тредиаковский В.К.

Тургенев И. С.

Тынянов Ю. Н.

Тютчев Ф. И.

Уайльд Оскар

Уткин И. П.

Ушинский К. Д.

Уэллс Герберт

Фет А. А.

Фонвизин Д. И.

Фофанов К. М.

Хармс Д. И.

Хетагуров К. Л.

Хлебников В.

Ходасевич В. Ф.

Цветаева М. И.

Чарская Л. А.

Черный С.

Чернышевский Н. Г.

Черубина де Габриак

Чехов А. П.

Шекспир Уильям

Шершеневич В. Г.

Шиллер Ф.

Шоу Бернард

Эзоп

Языков Н. М.

Былины

Русские народные сказки

ClassicLibr.ru — онлайн библиотека русской классической литературы

Обратная связь

Анализ стихотворения «Кроткий вечер тихо угасает» Мережковского

Меланхолическое произведение «Кроткий вечер тихо угасает» Дмитрия Сергеевича Мережковского вошло в его дебютный сборник.

Стихотворение датируется концом августа 1887 года. Начинающий писатель создал его в период интереса к народническому движению, посконной, глубинной, потаенной и даже сектантской Руси. Его духовному поиску немало поспособствовала и недавно перенесенная тяжелая болезнь, и смерть горячо любимого поэта С. Надсона. Юноша даже намеревался бросить якорь в каком-нибудь селе и стать самоотверженным учителем бедноты. Известно и место создания стихотворения: в окрестностях реки Камы, притока Волги. В жанровом отношении – пейзажная лирика с философским подтекстом, рифмовка перекрестная, 3 строфы. Настроение стиха самое упадническое, разочарованное. Автор чувствует великую разобщенность с молчаливым миром, собственную слабость и ничтожество. Произведение метафорично, а в первом четверостишии вечер еще и одушевлен, очеловечен. Мир «небес с землей» для поэта маловероятен, лишь «ласка» умирающего вечера на «одно мгновенье» может его установить. Лирический герой находится на перепутье, испытывает мировоззренческий кризис, еще только предчувствует свою судьбу – человеческую и творческую. Поэт особенно остро ощущал свое одиночество в эту пору, позади несостоявшаяся любовь, и даже в большой семье, где он вырос, привязанность его адресована лишь матери. Он будто находится в центре обезлюдевшего мира, наедине с природой и космосом. Рефреном через все строфы проходит тема смерти и немоты, безмолвия. Пейзаж здесь – лишь предлог для выражения собственных чувств. В стихотворении использовано множество средств художественной выразительности. Эпитеты: кроткий вечер, просветленной дали, безграничной пустоты. Лексика возвышенная, есть и устаревшая («пред»). Стих музыкален и завершается на тревожной ноте умолчания. Сравнения (как мечты, как из гроба), повторы (след), перечислительные градации, инверсия (веет дыханье). Помимо прямых отрицаний («не»), уныние подчеркнуто и отрицанием, скрытым в приставках слов: безжизненном, неясна. В сущности, в стихотворении имеются все основные приметы уже наступающей эпохи символизма Серебряного века русской литературы.

В стихотворении «Кроткий вечер тихо угасает» Д. Мережковский пытается передать свое смятение перед жизнью, утрату ориентиров, почвы под ногами и страх безрадостного будущего.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Средства выразительности

Мережковский не скуп на тропы и синтаксические средства художественной выразительности. В основном здесь можно выделить эпитеты:

  • крепкий запах;

  • глубокое молчание;

  • тоскливое затишье;

  • беспомощные и робкие слезы;

  • задумчивый май (можно отнести к олицетворению);

  • бесстрашная тишина;

  • унылое мычанье;

  • бледный май;

  • печальные места.

Есть сравнение «миг подобно капле в море», а также инверсия (нарушение порядка слов с целью увеличения выразительности слога) «струится дождь, тьма ночная».

Таким образом, стихотворение является отражением душевного состояния автора. В нём он нашёл способ рассказать и передать свои эмоции. Мережковский – настоящий патриот своей страны, его стихи могут помочь изменить взгляд на Родину и полюбить её ещё больше.

Одиночество

Уже в 19 лет Иосиф Бродский пишет стихотворение «Одиночество», которое впору писать старику, пошедшему все этапы жизненного горнила. Это произведение является для молодого поэта некой попыткой переосмысления своего пути, поиска точки опоры, ведь уже в неполные 20 лет он предчувствует все трудности своего поэтического пути.

История создания стихотворения

В 1959 году, когда написано стихотворение, ещё нет и проблеска славы и только близкие друзья знают о творчестве, которое в будущем принесёт Бродскому Нобелевскую премию.

В этом году Иосиф близко сходится с Окуджавой, Найманом и Довлатовым, последний после напишет много интересного о Бродском в своих воспоминаниях.

Группа молодых поэтов в 1959 году входит в так называемую «промку» или выражаясь более корректно в литературное сообщество при Дворце Культуры местной Промкооперации.

Молодых талантов тогда особо не баловали, Бродский не исключение. Первая известность придёт через год и то ей придётся быть благодарным скандалам (пример, стихотворение «Еврейское кладбище», прочитанное во Дворце Культуры имени Горького). Именно «Одиночество» помогло Бродскому сделать первый шаг к пьедесталу, именно в нём он задал себе вопросы и ответил на них.

Разбор строк

Фирменный стиль поэта просматривается в 1959 года на отлично, длина строк, сложность переплетения рифмы и мысль, идущая как-бы между строками сверху вниз, не теряясь в ухабах причастий и сложных речевых оборотов. Из строк:

Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног,

как палуба…

Понятно, что в этот момент сознание поэта потеряло равновесие и автор пытается найти точку опоры. Это не та потеря душевного равновесия, когда сходят с ума, скорее наоборот, этот тот момент, когда пытаются избежать падения.

Равновесие для сознания

Представьте. Ночь, одиночество, тишина питерских улиц и только шелест бумаги под ручкой поэта доказывает, что этот мир жив, не умер до утра. Это самое время размышлять о вечности и искать себя внутри своего разума. В это время под сомнение ставится всё, и чтобы не стать полным нигилистом Бродский предлагает искать опору в данности.

  • Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе
  • широкими…

Что такое данность? Это то, что нас окружает здесь и сейчас, это мир вокруг нас, мир не всегда живой, но всегда существующий физический. Дороги данности коротки, но если по ним идти, то они станут широкими. Мерила данности убоги, но если ими пользоваться, то потом они послужат перилами и не дадут свалиться с моста жизни.

Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности,

послужат для тебя перилами…

По мнению поэта, данность и позволяет удерживать себя в равновесии. Она не идеально чиста, да и не должна такой быть – это не ряса священника, задача данности – это:

Удерживать в равновесии хромающие истины.

Для 19-летнего парня написание такого глубокого стихотворения – это явный признак большого таланта, которому не страшны ссылки и запреты на печать. «Одиночество» – это трезвый взгляд молодого человека на самого себя в поисках истины в жизни в целом и духовного равновесия в частности.

Полный текст стихотворения

  1. Когда теряет равновесиетвоё сознание усталое,когда ступеньки этой лестницыуходят из под ног,как палуба,когда плюёт на человечествотвоё ночное одиночество, —ты можешьразмышлять о вечностии сомневаться в непорочностиидей, гипотез, восприятияпроизведения искусства,и — кстати — самого зачатияМадонной сына Иисуса.Но лучше поклоняться данностис глубокими её могилами,которые потом,за давностью,
  2. покажутся такими милыми.
  3. Да.Лучше поклоняться данностис короткими её дорогами,которые потомдо странностипокажутся тебеширокими,покажутся большими,пыльными,усеянными компромиссами,покажутся большими крыльями,
  4. покажутся большими птицами.
  5. Да. Лучше поклонятся данностис убогими её мерилами,которые потом до крайности,послужат для тебя перилами(хотя и не особо чистыми),удерживающими в равновесиитвои хромающие истины
  6. на этой выщербленной лестнице.

1959 год

История создания стихотворения

В 1959 году, когда написано стихотворение, ещё нет и проблеска славы и только близкие друзья знают о творчестве, которое в будущем принесёт Бродскому Нобелевскую премию. В этом году Иосиф близко сходится с Окуджавой, Найманом и Довлатовым, последний после напишет много интересного о Бродском в своих воспоминаниях. Группа молодых поэтов в 1959 году входит в так называемую «промку» или выражаясь более корректно в литературное сообщество при Дворце Культуры местной Промкооперации.

Молодых талантов тогда особо не баловали, Бродский не исключение. Первая известность придёт через год и то ей придётся быть благодарным скандалам (пример, стихотворение «Еврейское кладбище», прочитанное во Дворце Культуры имени Горького). Именно «Одиночество» помогло Бродскому сделать первый шаг к пьедесталу, именно в нём он задал себе вопросы и ответил на них.

Тема стихотворения

Сочинение рассказывает о прошлом лирического героя, светлых воспоминаниях. Они счастливые и приносят положительные эмоции. Многое с тех пор изменилось, а укромный уголок продолжает существовать, радовать глаз, побуждать мечтания.

Однако рядом со светлыми чувствами стоит грусть. Это тоска по когда-то запавшим в душу полям, травам, лесам – по всем предметам природы. Здесь стоит дом, где царил уют. В нём счастлива была вся семья. На улице давно стоит весна, на подходе стоит лето, но ощущается веяние холодной осени.

Родные стены притупляют боль, в них легче перенести беды и страдания. Они будто чувствуют то, что испытывает лирический герой, и готовы помочь ему справиться с трудностями.

Грусть и радость смешиваются друг с другом, стоят рядом. Вместе они образуют уникальное настроение произведения.

Любовь к Родине, единство патриота с дорогими сердцу местами – это то, о чём говорит Мережковский.

Равновесие для сознания

Представьте. Ночь, одиночество, тишина питерских улиц и только шелест бумаги под ручкой поэта доказывает, что этот мир жив, не умер до утра. Это самое время размышлять о вечности и искать себя внутри своего разума. В это время под сомнение ставится всё, и чтобы не стать полным нигилистом Бродский предлагает искать опору в данности.

Что такое данность? Это то, что нас окружает здесь и сейчас, это мир вокруг нас, мир не всегда живой, но всегда существующий физический. Дороги данности коротки, но если по ним идти, то они станут широкими. Мерила данности убоги, но если ими пользоваться, то потом они послужат перилами и не дадут свалиться с моста жизни.

По мнению поэта, данность и позволяет удерживать себя в равновесии. Она не идеально чиста, да и не должна такой быть – это не ряса священника, задача данности – это:

Для 19-летнего парня написание такого глубокого стихотворения – это явный признак большого таланта, которому не страшны ссылки и запреты на печать. «Одиночество» – это трезвый взгляд молодого человека на самого себя в поисках истины в жизни в целом и духовного равновесия в частности.

Анализ стихотворения Д. С. Мережковского «Одиночество»

Стихотворение «Одиночество» написано в жанре интимной лирики в 1890 году, когда после духовного странничества по югу России Мережковский возобновляет сотрудничество с «Северным вестником». Очень показательно, что произведение о тотальном и неизбежном одиночестве пишет успешный поэт, известный литературный критик и молодой супруг красавицы жены, вдобавок, по мнению современников, переживающий «поворот к вере». Правда, в этом браке Дмитрий Сергеевич в полной мере вкусил многолетнего одиночества вдвоем.

Основной поэтический образ и ключевое слово – душа. Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • сравнения – «(душа) полна, как полон сосуд», «далеко, – как звезды»;
  • олицетворения – «не поймут … души до дна», «душа полна тоской», «что (нечто) дремлет в тишине, горит в глазах», «больная душа», «любящая душа»;
  • инверсию – «души твоей», «не можем мы войти», «сумеешь … через край … перелить», обусловленную требованиями стихотворного размера;
  • риторические восклицания – «… не поймут твоей души …!», «нет … пути!», «один навек!..» – отражают накал эмоций, искренность автора;
  • кольцо – «чужое сердце – мир чужой» – усиливает мотив безысходности и пустоты – в мире много только тоски;
  • лексику высокого стиля – «влага (читай – слезы)», «чаша», «небеса», придающую тексту патетические ноты;
  • метафоры – «полна тоской», «войти душой»;
  • лексические повторы – «на дне, на самом дне» – то есть настолько глубоко, что и не разглядеть, «один, один навек» – авторский способ повысить убедительность речи;
  • контекстуальные синонимы – «душа, сердце» – оба вместилища чувств, всего нерационального;
  • перифраз – «тюрьма» – подразумевается индивидуальное сознание конкретного человека;
  • эпитет – «бедный человек» – многозначное слово употребляется в значении «несчастный, возбуждающий жалость, сострадание»;
  • ряд однородных членов предложения – «любовь, дружба, все».

Стихотворение пронизано глубочайшим пессимизмом. Его символический подтекст – взаимопонимание и взаимопомощь невозможны в принципе; человеческий удел – тоска, плач и болезни; все вокруг чужое, далекое (это подчеркивают даже особенности авторской пунктуации: слова разделены тире) – и сочувствия ждать бесполезно.

Художественный текст иносказателен: талантливый молодой человек энциклопедических знаний, ассоциированный с лирическим героем, фатально несчастлив в браке. При всей условности текста очевидно, что Мережковский описывает личный опыт.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: