Существуют также три экранизации романа «Мать»
Максима Горького. Наибольшей известностью, безусловно, обладает постановка Всеволода Пудовкина ещё эпохи немого кино – эта картина принесла Пудовкину мировую известность. Сюжет «Матери» Пудовкина весьма относительно следует за историей горьковского произведения, и это в некоторой степени идёт ему на пользу, т.к. трудно представить, чтобы в немом кинематографе можно было передать всю сложность общения героев из литературного первоисточника.
Последующие экранные версии появились уже в эпоху звукового кино (в 1955-м году и в 1989-м), но, с нашей субъективной точки зрения, к художественной выразительности оригинала не удалось приблизиться ни одному из указанных проектов. Что лишь подтверждает гипотезу о том, что великие книги чрезвычайно трудно поддаются экранизации – они изначально обладают высоким уровнем внутренней гармонии, химией всех содержащихся элементов.
Этот роман Горького разворачивается в поселке, жизнь которого построена вокруг фабрики. Главный герой (Власов Павел) работает там, но он не пьет вечерами, а читает книги — запрещенные книги о правде социализма. Вокруг Павла формируется кружок единомышленников, которые начинают распространять листовки на фабрике. История с «болотной копейкой» вызывает стихийный митинг, который и возглавил Власов. За этим следует обыск и арест, снова арест, суд… Огромную роль во всем играет мать героя Пелагея Ниловна, которая, несмотря на страх, гордится сыном, поддерживает его, сама становится революционеркой.
Роман учит понимать своих близких, защищать их, несмотря на их убеждения, учит доверять родным людям. Конечно, Пелагеи было очень сложно, но ее поддержка стала, действительно, неоценимой для Павла.
Танька дома
Деревенская девочка Танька проснулась от холода.
- Танька
- — деревенская девочка, с белыми волосами, живёт с матерью и братом, отец ушёл в заработки.
Мать встала рано, обегала соседей в поисках еды, почти ничего не нашла и теперь гремела ухватами. Странник, ночевавший у них в избе, тоже не спал. Он спросил у матери Таньки, почему та не готовит завтрак, и мать рассказала, как сейчас голодно живётся, и что им пришлось продать и корову и лошадь, остался один телёнок.
Продажа лошади особенно врезалась в Танькину память. Она вспомнила, как отец долго торговался с мрачными лошадниками-мещанами, продал лошадь за бесценок, а мать долго голосила.
Потом пришёл октябрь, ударили морозы, и «Таньке каждый день пришлось удивляться на мать». Прошлую зиму Танька и даже её младший брат Васька ложились спать поздно, грелись на печке.
- Васька
- — младший брат Таньки, толстенький, здоровый, с большими глазами.
Отец около стола шил полушубки, мать чинила рубахи или вязала варежки. Тихим голосом она пела «старинные» песни, от которых Таньке хотелось плакать.
В ту зиму детей не часто выпускали из избы. Когда они просились на пруд, мать задабривала их чашкой с горячими «картошками» и ломтём «круто посоленного хлеба», а на ужин у них всегда была густая похлёбка с кусочками сала.
Теперь же мать совсем не даёт по утрам ни хлеба, ни картошек, одевает детей и сама отпускает их на пруд. Вечером она рано укладывает Таньку и Ваську спать, а когда те начинают просить есть, говорит, что ужинать нечем.
Отец давно ушёл на заработки, был дома только раз, говорил, что везде «беда» — полушубков не шьют, и он только чинит их кое-где у богатых мужиков. Только однажды отец принёс селёдок и даже кусок солёного судака. Когда отец снова ушёл, есть почти совсем перестали.
Танька притворилась спящей и слышала, как мать рассказывала страннику о голоде, охватившем всю округу, и плакала оттого, что детям нечего есть. Чтобы не просить еды и не расстраивать мать, Танька тихонько оделась и ушла на пруд, собираясь вернуться только вечером.
Тема
Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.
«Танька», анализ рассказа Бунина, сочинение
Рассказ «Танька» был опубликован впервые в 1893 году в журнале «Русское богатство». Его автором был тогда еще малоизвестный Иван Алексеевич Бунин. Если провести анализ этого произведения, то мы увидим следующее. По жанру — это рассказ. История поведана нам в прозе. Рассказ выстроен на антитезе, здесь противопоставляется жизнь крестьян и помещиков. Образы действующих лиц выписаны ярко и понятно. Стиль произведения — повествовательный.
В этом рассказе поднимается проблема русского крестьянства. Этот вопрос остро волновал интеллигенцию России того времени. Недавняя реформа сделала положение крестьян еще хуже, и это не могло не волновать и Бунина. В рассказе бедные, изможденные, изнуренные нуждой и голодом люди мечтают только об одном – краюхе хлеба, луковице или картошке с солью. Но крестьяне проявляют терпение, стоицизм, покорность судьбе. Удивляет в их поступках вера в бога, нравственная чистота, а также их высказывания-сожаления о прошлой жизни.
В рассказе «Танька» говорится об одной крестьянской семье, в которой живут двое детей – Васька и Танька. Семья в нужде, кушать ребятишкам нечего. Даже несмотря на то, что родители продали корову, а потом и лошадь, положение от этого не исправилось. Поэтому Марья — мать ребятишек отправляет их с раннего утра на улицу, а рано вечером укладывает спать. Это она делает для того, чтобы дети не просили есть. Сердце у нее разрывается, когда она видит как ее дети голодают. Танька, например, удивляется, когда мать ей говорит, что «кусок в горло не лезет». Как такое может быть, девочке не ясно. Когда пучит живот от голода, кажется готов съесть все что угодно. Но мать это говорит совсем по иной причине.
Сюжет основан на том, что в рассказе появляется барин, который везет девочку в свой дом, водит по его комнатам, угощает черносливом и сахаром, показывает как играют часы и даже поет ей песни под гитару. Образ помещика Павла Антоновича выписан лаконично, объясняется его поведение. Барин одинок, это вызывает сочувствие. И помещик был рад искренне, когда в его доме появилась Танька. В то же время помещик строг, раз направляет возницу идти пешком по зимней дороге искать потерянное по дороге кнутовище.
Но он не злой человек. Да, он скупой, но таким он стал, когда ему пришлось одному, после реформы, поднимать хозяйство, ведь его крепостные ушли. Также он остался и одинок. Его жена умерла, а сына отправили в ссылку, в Сибирь. Павел Антонович стал затворником. Его жизнь тоже не сладкая, видимо поэтому, когда он увидел Таньку стоящую на улице, то что-то в груди у него сжалось и он взял ее с собой. И он был рад, когда видел как она улыбалась у него дома.
Но самое главное, что и Танька в тот вечер тоже была счастлива. Среди убогой, тяжелой жизни это событие было для нее словно лучик света. Видимо поэтому, когда помещик вез ее обратно домой, ей снился удивительный сон. В нем все было хорошо и все были счастливы. Рассказ вроде бы простой, но заставляет взглянуть на жизнь по-другому и задуматься о ней.
На GoldLit.ru есть также другие сочинения по Бунину:
- Анализ рассказа «Легкое дыхание»
- «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
- Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
- «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
- «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
- «Вечер», анализ стихотворения Бунина
- «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
- «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
- «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
- «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
- «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина
- «Деревня», анализ повести Бунина
- «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение
- «Листопад», анализ стихотворения Бунина
- «Сверчок», анализ рассказа Бунина
По писателю: Бунин Иван
Добрый барин
По дороге из города скользили лёгкие сани. В санях сидел седой старик, барин Павел Антоныч.
- Павел Антоныч
- — обедневший барин, одинокий и угрюмый седой старик, с нависшими бровями, вдовец, есть взрослый сын,.
По этой дороге он ездил давно. После Крымской кампании он проиграл в карты почти всё состояние и навсегда поселился в деревне. Но и здесь ему не повезло: умерла жена, пришлось отпустить крепостных, проводить в Сибирь сына-студента. Затем Павел Антоныч привык к одиночеству, занялся своим скупым хозяйством и прослыл человеком жадным и угрюмым.
Заметив, что кучер потерял по дороге кожаный кнут, Павел Антоныч отправил его пешком назад к городу на поиски и домой поехал один. Проезжая через деревню, он заметил Таньку, которая стояла в сторонке и грела во рту посиневшую руку. Павел Антоныч остановился, заманил девочку в сани и повёз к себе в усадьбу. Он укутал «в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка», и в его старческом сердце стало теплее. Будь рядом кучер, Павел Антоныч на это не решился бы.
Павел Антоныч показал Таньке все комнаты в доме, угостил черносливом, дал несколько кусков сахара, которые девочка спрятала для матери, «заставлял для неё играть часы» и сам сыграл на гитаре. Потом они долго пили чай с молоком и крендельками.
Танька заснула, а Павел Антоныч вспомнил соседние деревушки, их голодающих обитателей, задумался о том, что ждёт Таньку, будущую деревенскую красавицу.
Мягко ступая валенками, он подошёл к ней, поцеловал спящую девочку и долго смотрел на портрет сына.
А Таньке снился сад, окружающий поместье, и бегущие между деревьями сани. Снился Васька, музыка часов и голос матери, которая не то плакала, не то пела грустные старинные песни.
Рассказы 1890-1900-х годов
Проза И.А. Бунина 1890-х годов основана на богатом бытовом материале. Но за пластом конкретно явственно проступает обращение в целом к миру. В творчестве писателя происходит укрупнение изображаемого. Часто Бунин использует традиционные средства, такие, как предыстория героев и открытые авторские суждения. Но еще чаще голос автора включается «незаметно», акцентируя природу, воспринимаемую героем. Так, после небольшого сообщения о «тоске осенних дней» Турбина идет символическая картина хмурого неба, косматого от туч, «черной ночи», занимающегося «нового скучного дня». От таких мрачных образов веет всеобщей безысходностью.
Эту же роль выполняют экспрессивно окрашенные детали интерьера: «молчаливые» комнаты, «стонущие» двери.
Для многих рассказов устойчивыми являются образы-символы: мертва тишина, море снегов. Писатель отражает не только внутреннее состояние героя, но и в целом всю печальную атмосферу человеческого существования.
В сюжетной прозе Бунину было тесно. В произведениях 1900-х годов повествование подчиняется авторским раздумьям, напряженным и часто незавершенным. Именно они определяют разные жанровые структуры.
Рассказы «Антоновские яблоки», «На Донце», «Эпитафия», «Перевал», «Новая дорога» — это развернутое авторское размышление о жизни. В некоторых произведениях, например, «Над городом», «Надежда», «Туман», «У истоков дней» исходным элементом оказывается факт прошлого, который проясняет мысль о том или ином явлении бытия. «Мелитон», «Сосны», «Поздней ночью», «Сны», «Осенью», «В августе», «Золотое дно» и т.д. – эти произведения имеют все признаки рассказа от перового лица, но главным и здесь тоже является постижение философско-нравственного смысла явления или события.
Бунин преодолевает конкретный материал и проникает в глубинные, сущностные процессы жизни. Писателя особенно сильно волновали вопросы развития мира. И моменты такого поиска открываются в рассказах «Эпитафия», «Антоновские яблоки», «На Донце», «Новая дорога».
Писатель стремится уяснить образ будущего и создается вопросом: «Чем освятят новые люди новую жизнь?» На этот вопрос Бунин отвечает предчувствием, что в будущем люди будут счастливы («Надежда»), а жажда красоты возвысит жизнь, наполнит ее настоящими радостями («Тишина»).
Раздумьями о судьбе нравственных ценностей в изменяющейся реальности вызван рассказ «Антоновские яблоки». Произведению предписывали практически поэтизацию крепостнического прошлого. Писатель выражает теплые чувства к прошлому, мечту о возвращении атмосферы старинного дворянского гнезда. Но Бунин в своем рассказе выражает и другое желание – «быть мужиком». Но, конечно, речь шла о богатом мужике. При этом в рассказе есть еще одно признание о том, как хороша «нищенская мелкопоместная жизнь». Разумные устои совместного труда, естественный быт, близость к природе писатель изобразил в сельской жизни, богатой или нищенской.
В своих ранних рассказах писатель ищет и не находит в современности начала, которое могло бы обогатить жизнь.
Тема
Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки», следует рассмотреть основные темы и проблемы произведения.
В нём преобладает осенняя тема. Автор раскрывает красоту природы в пору её увядания и тех изменений, которые осень приносит в человеческую жизнь. Затем И.А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды стали символом детства, старины, упоения природой и безмятежности. В этом и кроется смысл названия рассказа.
Особенность произведения в том, что ведущую роль в нём играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях Бунина.
Сначала рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой приём помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начале рассказа уже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.
Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, намекая на то, что его поколение гораздо слабее прошлого. В этой же части читатель может узнать, как жили состоятельные крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.
Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тётка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Её усадьба была окружена яблоневым садом
Герой детально описывает интерьер дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых – аромат яблок
Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» – рассказ об охоте – единственном, что «поддерживало угасающий дух помещиков». Рассказчик описывает сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется ещё один герой – помещик Арсений Семёнович, который приятно удивляет внешностью и весёлым нравом.
В заключительной части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семёныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Остались только воспоминания о «мелкопоместной жизни». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, подтверждая это описанием мелкопоместного быта.
Проблематика произведения сконцентрирована вокруг угасания помещичьей культуры и гибели старины.
Идея рассказа – показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь её хотя бы в памяти.
Основная мысль – человеку дороги воспоминания, которые остались в его сердце с детства и юности.
Плодотворная работа
В это время жизнь и творчество Бунина уже не столь похожи. Писатель решает поступиться личным счастьем, весь отдается работе. В этот период все ярче проступает трагическая любовь в творчестве Бунина.
Практически в то же время, спасаясь от одиночества, он перебирается к своему брату Юлию в Полтаву. На литературном поприще происходит подъем. Его рассказы печатают в ведущих журналах, в писательской деятельности он приобретает популярность. Темы творчества Бунина в основном посвящены человеку, тайнам славянской души, величественной русской природе и самоотверженной любви.
После того как в 1895 году Бунин побывал в Петербурге и в Москве, он постепенно начал входить в большую литературную среду, в которою он очень органично вписался. Здесь он познакомился с Брюсовым, Сологубом, Куприным, Чеховым, Бальмонтом, Григоровичем.
Позже Иван начинает вести переписку с Чеховым. Именно Антон Павлович предсказывал Бунину, что из него выйдет «большой писатель». Позже, увлекшись нравственными проповедями Толстого, Иван делает из него своего кумира и даже определенное время пытается жить по его советам. Бунин просил у Толстого аудиенции и удостоился того, чтобы встретиться с великим писателем лично.
Анализ урока на тему И. Бунин «Первый снег», 3 класс
При словарной работе использовала презентацию слов. Новое слово прочитывает учитель и ученик воспринимает его на слух; далее разбирает его значение с использованием наглядных и словесных средств при участии ученика.
Обратную связь осуществляла через наблюдение за косвенными внешними показателями в поведении ученика: (реакции, реплики, выражения его лица, позы).
Использовала творческие задания во время урока, что способствовало развитию мыслительных операций и одновременно отдыху ученика.
Использовала музыку, как средство релаксации ученика на уроке (во время зрительной гимнастики, релаксации).
Применяла различные методы и формы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный (чтение художественного произведения артистом, музыкальное произведение как фон и иллюстрация стихотворения – в презентации), самостоятельную работу (выкладывание текста используя слоги, приклеивание снежинок, изображение снежинок).
Развивала зрительную и кинестетическую память.
Что бы избежать монотонности на уроке, использовала задания различных видов: тестовые задания (на листике) с выбором ответа, с открытым ответом; на поиск и распознавание ошибок (найти в выложенных предложениях ошибки (пропуск союза), исправить их).
Через игровое общение у ученика проявляет и формирует мировоззрение, адекватно воспринимать происходящее.
Смена рабочей позы — перевод ученика из статистической закрепощенной позы «сидя» в активную свободную позу «стоя» и обратно несколько раз в течение урока. Работа у магнитной, интерактивной доски обеспечивает преимущественно работу мышц спины.
Сохранению зрения способствует расширение зрительно-пространственной активности во время урока (парта, магнитная доска, интерактивная доска).
Выполнение в процессе урока нескольких физкультурных упражнений предупреждает резкое снижение работоспособности, повышало эффективность работы. Рациональная плотность урока.
Применялись различные виды учебной деятельности опрос, письмо (на интерактивной доске), чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий (на магнитной доске), ответы на вопросы, решение примеров (счет елочек, снежинок на дереве и на интерактивной доске).
Были включены вопросы, связанные со здоровьем учащегося, способствующие формированию у него ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем. Включены виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления. Формировала внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности ученика.
Соблюдены правила проветривания и температурного режима в классе.
Антоновские яблоки — анализ
Иван Бунин великий автор, который смог покорить своими произведениями сердца не одного поколения читателей. Каждый школьник знает произведение «Белый пудель», а его рассказы о любви предпочитают читать подростки и взрослые люди. «Антоновские яблоки» стали конечным произведением раннего творчества Бунина и этим оно ничуть не утратило свою глубину и ценность.
Впервые рассказ вышел в свет в 1900 году. Как рассказывал сам Бунин, что толчком на написание произведения стал сад его брата, где всегда пахло антоновскими яблоками. При редактировании автор опустил много страниц с описанием быта дворян. Делал он это для значительного сокращения рассказа.
Произведение относится к жанру рассказа, состоит из четырех законченных по смыслу, глав. Автор с великим мастерством создал в каждой главе особенный и интересный читателю мир. Таким образом первая часть раскрывает смысл единства с природой, благоухания в саду. Вторая – Деревенские хлопоты в осенний период. Третья – вместе с приходом зимы и угасанием осеннего цвета угасает и души помещиков, которые покидают прекрасные места.
В произведении идет время, сменяются времена года, но одно остается прежним и неизменным – это запах антоновских яблок. Как в других произведениях Бунина или других авторов здесь нет сложного сюжета. Автор изображает цикл жизни природы и человека, которые имеют между собой связь. По мере того, как меняется состояние природы меняется состояние души людей. Мир в рассказе сужен до одной усадьбы, и кажется, кроме нее ничего не существует на белом свете.
В произведении заложена глубокая мысль о России, как и в других произведениях Ивана Бунина. Существует метафора природы, как родины, которая в свое время пахла и цвела, а вместе с увяданием запаха антоновских яблок пропадает былая красота усадьбы, дворянского рода и всего сада в целом. Так и Россия перестала благоухать и вместе с тем пропала величественность людей, живущих в ней и красота страны, созданная человеческой рукой.
Главный герой рассказа не имеет имени, данный прием используется для того, чтобы не акцентировать внимание на данном человеке, а лишь на его образе, которой свойственен любому жителю России, который вместе со временем года меняет свой возраст. Когда было лето герой был мальчиком, далее юношей, взрослым человеком и стариком
Подобно саду он рос, расцвел и увял.
Произведение «Антоновские яблоки» имеет глубочайший смысл, который можно раскрывать для себя снова и снова, подобно герою рассказа.
11 класс
Иван Бунин
Анализ «Антоновских яблок», как и любое подобное задание, следует начинать с краткой информации об авторе. В литературу Иван Бунин вошел не как прозаик, а как поэт. Однако дебютный сборник стихов, который был опубликован в Орле, не вызвал особой реакции критиков. Признание Бунин получил после издания книги «Листопад», в которую тоже вошли исключительно стихотворения.
Иван Бунин оставил глубокий и яркий след в русской литературе. В своих лирических произведениях продолжил классические традиции А. Фета, Я. Полонского, А. Толстого. В рассказах и повестях показал, нередко с ностальгическим настроением, и оскудение дворянских усадеб, и жестокий лик деревни, и гибельное забвение нравственных основ жизни. Классиком русской литературы Бунин стал, благодаря таким прозаическим произведениям, как «Жизнь Арсеньева», «Лёгкое дыхание», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки».
Анализ художественного произведения не может обойтись и без краткой истории создания произведения. Как возник замысел рассказа?
Характеристика кухарки Авдотьи
главный герой
Красов прекрасно понимал, что делает, ведь в любом случае эта женщина оказалась бы опозоренной. Даже если бы она родила, её репутации был бы нанесён непоправимый вред. Но расчётливого и богатого человека такие доводы не смогли остановить. Когда же он попытался искупить свои ошибки, в итоге сделал еще хуже – добавил горя девушке вслед за позором, который она ранее перенесла.
Особенности характера героини и покорность своему хозяину превратили Авдотью в рабу, а также жертву обстоятельств. В данном случае сопротивляться уже было бесполезно. Придерживаясь сложившихся традиций, несчастная, забитая кухарка соглашается со всеми решениями, принятыми сторонними людьми. Она готова воспринимать беду во всех ее проявлениях и принимает их, как неизбежные удары судьбоносного рога.
Образ Авдотьи закрыт от окружающего мира, она прекращает общаться, становится молчаливой и равнодушной ко всем окружающим. Она не знает, что такое любовь и ласка, так как привыкла к плохому обращению со стороны окружающих.
Даже в Кузьме, госте усадьбы, она видит очередного господина, волю которого она обязана безоговорочно исполнять. Кухарка совершенно не замечает, что главный гость их дома сам нуждается в помощи. Причем не меньше, чем она сама.
Все главные герои повести «Деревня» несчастны. Это не случайное совпадение. Бунин показывает, что несмотря на различные жизненные ценности, в целом русский народ глубоко несчастен.
Темы
Тематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» многообразна, несмотря на малый объем произведения.
Жизненные ценности — основная тема произведения. Главный герой ставил на первое место в своей жизни деньги и успех, в то время как семья, родина, творчество, мир в целом остались «за бортом» его корабля. Когда он решил наверстать упущенное, было поздно, и в итоге вся его жизнь прошла напрасно, и погоня за материальными благами так и не завершилась триумфом.
Семья – Бунин с явной неприязнью описывает семью богатого американца. Семейные отношения между господином из Сан-Франциско и его близкими держатся, как правило, на финансовом аспекте. До тех пор, пока всё вокруг идёт идеально, их можно принять за хороших людей, но как только в путешествие вмешивается неприятность, на поверхность тут же всплывают семейные дрязги и взаимное отчуждение. Бунин показывает, что в обществе, одержимом деньгами, нет места настоящим семейным ценностям.
Счастье – господин из Сан-Франциско всю свою жизнь считал, что настоящее счастье заключается в деньгах и возможности тратить их в своё удовольствие. Именно такой подход к жизни и осуждает Бунин, показывая пустоту и ничтожность существования, завязанного только на деньгах.
Мечта – писатель вырисовывает нам портрет насквозь прогнившего человека, в душе которого не осталось ничего высокого. Всё, о чём может мечтать пожилой американец, так это о том, чтобы в своё удовольствие нежится в европейских отелях
Очень важно, по мнению Бунина, уметь мечтать о высоком, а не только лишь о мирских радостях.
Любовь – в потребительском обществе, изображённом в рассказе, не места настоящей любви. Всё в нём насквозь поддельно и лживо
За масками радушия и услужливости скрываются зависть и равнодушие.
Судьба – Бунин очень иронично обходится со своим героем. Показывая вначале живого и уважаемого всеми богача на круизном лайнере, в финале на том же самом лайнере всеми забытый мёртвый старик плывёт обратно тем же маршрутом, каким и приехал. Горькая ирония призвана показать всю тщетность бытия, которое не значит ничего перед роком.
Замысел повести «Деревня»
Замысел повести «Деревня» возник у Бунина в результате раздумываний о событиях 1905 года и то, как это отобразилось на жизни в русской деревне. Это привело к тому, что лиричному и мастеру тонкой и нежной поэзии Бунину пришлось изображать происходящее в деревне в строгом стиле и сугубо объективной манере.
Только так он смог бы достучаться до черствых и уже, казалось бы, небьющихся сердец людей, которые игнорировали то, что переживают тысячи обездоленных людей. При этом Бунин не просто рисует суровую картину действительности, он раскрывает личности людей, которые были ключевыми фигурами этой картины.
Поэтому повесть «Деревня» считается, прежде всего, психологическим романом, так как Бунин уделяет много внимания глубинным портретам людей, их чувствам, переживаниям, мыслям.
Темы и проблематика
Автор рассказа ставит перед героями сложные жизненные вопросы. При анализе «Кавказ» Бунина можно вспомнить о моральных нормах и поразмышлять, укладываются ли в них поступки персонажей
При этом важно учесть психологическое состояние любовников. С одной стороны, они пребывают в гармонии, испытывают блаженство
С другой — встревожены ситуацией, и чувствуют опасность, которая исходит от их необдуманных действий.
- Любовь. Как и в других произведениях цикла «Темные аллеи» Бунин раскрывает грани этого чувства. В рассказе он показывает, что любовь — основной смысл существования каждого. Однако она не всегда приносит радость и воспринимается людьми по-своему.
- Счастье. У каждого оно свое. Вероятно, для мужа героини, счастьем была стабильность, верная служба отечеству, благополучная семья, постоянство в достижении целей. Для любовников счастье заключалось в обретении гармонии друг с другом. Они возносили это на пьедестал.
- Ревность. Бунин изображает, как пагубно ревность и эгоизм влияют на отношения в семье. Супруг главной героини хочет подчинить ее себе и прозревает только тогда, когда произошло непоправимое.
- Историзм. Времена, которые автор описывает в романе, диктуют его героям правила жизни и необходимость блокирования любых чувственных проявлений в обществе. В рассказе правдиво отображены обстоятельства эпохи начала XX в.
- Природа. От нее во многом зависит душевное состояние персонажей. Серые московские будни тяготят, и они с радостью вырываются на Кавказ. Окунувшись в непривычную обстановку, почувствовав роскошь южной природы, любовники ощущают блаженство. Подробное описание Кавказа в рассказе не случайно. Автор показывает, что счастье героев быстротечно. Они знают это и наслаждаются моментом.
Композиция
Композиционно рассказ можно разделить на три части.
Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном, состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.
Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она – живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь, бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 28.06.2023 23:17 0 Белявский Илья.
Общество традиционно делится на определенные группы, касты, в соответствии с той ролью, которую выпо
Ответов: 1
Литература 28.06.2023 23:02 0 Алексеев Саша.
Чему учат жизненные ситуации повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?
Ответов: 1
Литература 28.06.2023 23:00 0 Истякова Милана.
Для чего в 1-ой главе дано описание Украинской ночи? Тарас Бульбамне надо срочно помогите!!!
Ответов: 1
Литература 28.06.2023 23:00 0 Вашкевич Семён.
Что было главным педагогическим методом Харлампия Диогеновича, героя рассказа Ф. А. Искандера «Три
Ответов: 1
Литература 28.06.2023 23:52 0 Марчук Ульна.
Ким був Іван за національністю із «альпійська балада» срочноооа) українецьб)білорусв)росіянинг)авс
Ответов: 1
Литература 28.06.2023 23:19 0 Невидимова Лера.
Определите вид рифмовки в стихотворении «Зимний вечер» (смежная, перекрестная, кольцевая) . Составьт
Ответов: 1
Литература 28.06.2023 23:42 0 Кислицына Лера.
Помогите пожалуйста написать минисочинение по творчеству М.Ю. Лермантова25 баллов!
Ответов: 1
Литература 28.06.2023 23:26 0 Карелина Ксения.
Описать харакер Алеши до получения зернышка и после получения зернышка. Оформить можно в виде таблиц
Ответов: 1
Литература 28.06.2023 23:09 0 Шеина Вика.
2 часть по литре пж
Ответов: 2
Литература 28.06.2023 23:01 0 Иванова Полина.
Какие чувства испытывают царица когда вновь видят живую царевну в дворе зависть и злоба любовь и рад
Ответов: 2