Изображение национального характера в рассказах в. шукшина (по рассказам «мастер», «микроскоп», «дядя ермолай»)

«мастер», анализ рассказа шукшина

Краткое содержание В окопах Сталинграда В. П. Некрасов

1942 год. Война немецких войск с Советскими в самом разгаре. В этом всём кровопролитье затерялся отличный архитектор, а теперь и военный инженер, Юрий Керженцев. Только вчера они готовились к контратаке, теперь отступают. Надо привыкать – это фронт, здесь если выспаться получилось, считай повезло. Первый батальон, в котором как раз и служит вышеупомянутый герой, стремительно отступает и наталкивается на старого друга Юрия – химика Свидерского. Он с запалом объясняет батальону, что полк разбит и идти теперь нельзя. Пройдя всего один день, Керженцев в составе остальных солдат останавливается у сараев. Там они дают бой немцам. Ширяев, командир батальона, вынужден уйти с ещё 14 бойцами, а Керженцев остается с химиком, Седых, и связным из штаба. Связного убили, но остальные добрались до главного полка. Удовольствия наблюдать отступление мало: много бредущих тел, в головах которых пульсирует лишь одна мысль – «Вперед, за Дон».

Тут хорошо, спокойно. Можно поговорить за жизнь и смотаться к Ширяеву, Карнаухову и Чумаку – однослуживцы тонко поймут его печаль. Под свои именины, Керженцев получает приказ вернуться в свой батальон. Там они с Ширяевым придумывают хитрость, но Абросимов – главнокомандующий, настаивает на жёсткой прямой атаке. Ширяев ранен, половина бойцов не вернулась, и в итоге над Абрасимовым производят суд. Обвиняя, что он превысил свои полномочия распоряжаться жизнью. Бывший главнокомандующий идёт в штрафной батальон, а Керженцев возвращается в свой город. Сталинград – ночной сон героя. Не успев обосноваться, Юрий опять получил приказ выступать. Началась атака.

Смысл рассказа «Мастер»

Образ мастера с золотыми руками, не нашедшего себе дела и оставшегося один на один со своим несбыточным желанием, оттого и ушедшим в алкогольное забытье, является отражением определенной безысходности, которая присутствовала в СССР и присутствует сейчас. Шукшин постарался показать государство, эту систему, которая действует во благо всех, но в то же время оставляет человека наедине с собой и не дает отдельному человеку счастья.

Кажется, что вокруг Семена все не на своих местах, но в то же время можем ли мы сказать, что сам Семен нашел себя и свое дело? Его сравнение церкви с красивой девкой, о которой он поначалу складывает свое высокое мнение, но после узнает много нелицеприятного, опускает проблему культурного наследия и его сохранения до банального и низкого бытового уровня и, по мнению Семена, оправдывает его пьянство, но можно ли оправдать слабость характера тем, что герой остался непонятым, а его желания из-за решения высокопоставленных чиновников не были удовлетворены?

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит на рубеже 60-х и 70-х гг. (рассказ написан в 1969-1971 гг.). В это время церкви не только не разрушали, как в 30-е гг., но даже реставрировали. Несостоявшейся реставрации церкви и посвящён рассказ.

Истории правдоискательства мастера по имени Сёмка Рысь предшествует экспозиция – рассказ о самом мастере, о его внешности и характере, его золотых руках и удивительных работах. Одна из таких работ – оформление в стиле деревенской избы 16 века кабинета писателя – пробудила в Сёмке интерес к церкви в соседней деревне Талице.

Завязка – поход Сёмки к церкви, изучение им приёмов, которыми пользовался мастер при строительстве. После этого Сёмка утвердился в мысли, что церковь необходимо реставрировать.

Дальнейшие похождения Сёмки выдержаны в древнерусском жанре хожений за правдой. За один день Сёмка объезжает три инстанции и получает ответ из самой высокой, из Москвы. Всё равно как от царя-батюшки. Сёмка посещает священника в районе, митрополита в области, писателя (безуспешно), председателя облисполкома и читает ответ о церкви из Москвы. Никто не остаётся равнодушным к проблеме Сёмки, все стараются помочь. Всё Сёмке удаётся, ведь дело его правое. Даже председатель облисполкома принимает его сразу же, потому что секретарша перепутала Сёмку с каким-то приглашённым скандалистом. Эту деталь Шукшин тщательно объясняет счастливым стечением обстоятельств. Читателю не верилось, что на приём можно попасть запросто.

Кульминация рассказа – разговор со специалистом «по этой части», то есть по части памятников искусства, Игорем Александровичем Завадским, который уже однажды проделал весь тот путь, что сейчас проделывает Сёмка, чтобы реставрировать талицкую церковь. Сёмка почувствовал себя обескураженным. Хоть он и получил все доказательства того, что церковь не представляет исторической ценности, он не верит этому. Для мастера не имеет значения, что церковь – не 12, а 17 века. Он не обманулся, как считает Завадский.

Сёмка сравнивает церковь с невиданной красоты девкой, за которую он вступился, а люди ему разъяснили, что она «такая-то растакая». Развязка – дальнейшее отношение Сёмки к церкви как к девке, за которую и заступаться нельзя.

А.С. Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом»

А.С. Пушкин в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» выразил своё отвращение от необходимости продавать свои творения. В этом произведении поэт представляет две противоположные точки зрения. Книгопродавец – человек деловой, на всё у него есть своя цена, выраженная в денежном эквиваленте. Ему кажется, что писать «стишки» — это обычная профессия, ничем не отличающаяся от работы любого ремесленника. По мнению книгопродавца, главное тут- подогнать свой товар под вкусы нужных людей, чтобы выгодно сбыть товар. Поэт в начале стихотворения горячо спорит с книгопродавцем, рассказывая ему о вдохновении, о свободе творчества. Но книготорговец парирует: «Наш век – торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет». Поэт сдаётся, и на смену возвышенных строк приходит пошлая проза: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся».

Демоническое начало

Одиночество в душе героини порождало ее неудовлетворение жизнью. После встречи с Мастером она признавалась, что если бы этой встречи не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста. Маргарита Булгакова демонстрирует читателю приверженность к темной силе, которой руководит Воланд. Ведь не случайно же Маргариту Николаевну приглашают на бал к Сатане, именно ей доверив эту роль?

По каким признакам это видно? Во-первых, Маргарита продолжительно страдала, а значит, растратила в себе душевные силы, необходимые для того, чтобы сохранить умение радоваться. Во-вторых, женщина ограничила свой круг общения, практически ни с кем не встречалась, часто предавалась грусти, тосковала. В-третьих, Маргарита готова была любую цену заплатить, только чтобы узнать что-нибудь о Мастере, и это, пожалуй, самое главное. Она мысленно согласилась продать душу Дьяволу задолго до того, как ей поступило это предложение. И обо всем этом можно прочитать в романе «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты неоднозначен, включает в себя множество граней и оттенков. Ее невозможно осуждать — героиня восхищает своей самоотверженностью, с какой она любит.

Популярные сегодня темы

Осень – великолепная пора, которая потрясает до глубины души. В ней есть что-то волшебное и загадочное, что можно понять лишь полюбив её. Осенью можно вечно любоваться.

В начале поэмы автор даёт общее описание русской крестьянки, судьба которой во все времена была очень тяжёлой, и лирический герой рассказать миру о её страданиях.

И. С. Тургеневу удавалось удивительно тонко понимать людей и передавать их переживания и чувства с поразительной точностью. В своих произведениях он знакомит читателей с людьми, способными на высокие чувства

В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.

Люди мечтают о разном. Одни мечтают о материальном – съездить на море, купить машину, смартфон. Они долго копят, думают о своей мечте. Продвигаются к ней маленькими шажочками.

  • Отличаются ли стили родительского отношения к детям в семьях различных типов докажите почему кратко

      

  • План работы родительского лектория в школе

      

  • Как развивались отношения между обществом и природой на протяжении существования человечества кратко

      

  • Классификация информационных технологий в юридической деятельности кратко

      

  • Как определяется объем памяти диска кратко

Шукшин. Все произведения

  • Алёша Бесконвойный
  • Боря
  • В профиль и анфас
  • Ванька Тепляшин
  • Верую
  • Волки!
  • Выбираю деревню на жительство
  • Гринька Малюгин
  • Даёшь сердце
  • До третьих петухов
  • Дядя Ермолай
  • Жатва
  • Жена мужа в Париж провожала
  • Живёт такой парень
  • Забуксовал
  • Земляки
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Крепкий мужик
  • Критики
  • Любавины
  • Мастер
  • Материнское сердце
  • Микроскоп
  • Миль пардон, мадам!
  • Обида
  • Одни
  • Осенью
  • Охота жить
  • Постскриптум
  • Правда
  • Сапожки
  • Светлые души
  • Сельские жители
  • Слово о малой Родине
  • Солнце, старик и девушка
  • Срезал
  • Стенька Разин
  • Стёпка
  • Странные люди
  • Чередниченко и цирк
  • Чудик
  • Экзамен
  • Энергичные люди
  • Я пришел дать вам волю

Любовь в жизни Маргариты Николаевны

По книге любовь охватила героев внезапно, ослепила и одновременно раскрыла им глаза на правду. С момента первой встречи с Мастером, когда героиня вышла на улицу с желтыми цветами, многое в ее жизни изменилось. Она перестала быть одинокой, потому как если есть на свете человек, которому нужна ваша помощь и поддержка, то нельзя оставаться одиноким. Маргарита Булгакова и приняла на себя такую роль. Она заботится, переживает, любит всецело, с полной самоотдачей, совершенно не мыслит о том, что с ней будет потом. Героиня думает большей частью не о себе, а о нем, своем возлюбленном. Ради него она готова принести себя в жертву, пойти на любые испытания. Даже смерть не страшна.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Net

Жил-был в селе Чебровка Семка Рысь, забулдыга, но непревзойденный столяр. Длинный, худой, носатый — совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она — в руках… Руки у Семки не комкастые, не бугристые, они ровные от плеча до кисти, толстые, словно литые. Красивые руки. Топорик в них — игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости, и Семка так, для куража, орет:

— Что мы тебе, машины? Тогда иди заведи меня — я заглох. Но подходи осторожней — лягаюсь!

Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, «остолбенело все на свете», и он транжирит свои «лошадиные силы» на что угодно: поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь, — милое дело. Временами он крепко пьет. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать.

— Зачем же, Семка? — спрашивали.

— Затем, что так — хоть какой-то смысл есть, Я вот нарежусь, так? И неделю хожу — вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как-нибудь насолить вам, я тогда лучше про вас про всех думаю. Думаю, что вы лучше меня. А вот не пил полтора года, так насмотрелся на вас… Тьфу! И потом: я же не валяюсь каждый день под бочкой.

Пьяным он безобразен не бывал, не оскорблял жену — просто не замечал ее.

— Погоди, Семка, на запой наладишься, — стращали его. — Они все так, запойники-то: месяц не пьют, два, три, а потом все до нитки с себя спускают. Дождешься.

— Ну так, ладно, — рассуждал Семка, — я пью, вы — нет. Что вы такого особенного сделали, что вам честь и хвала? Работаю я наравне с вами, дети у меня обуты-одеты, я не ворую, как некоторые…

— У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Ты бы как сыр в масле катался, если бы не пил-то.

— А я не хочу как сыр в масле. Склизко.

Он, правда, из дома ничего не пропивал, всю зарплату отдавал семье. Пил на то, что зарабатывал слева. Он мог такой шкаф «изладить», что у людей глаза разбегались. Приезжали издалека, просили сделать, платили большие деньги. Его даже писатель один, который отдыхал летом в Чебровке, возил с собой в областной центр, и он ему там оборудовал кабинет… Кабинет они оба додумались «подогнать» под деревенскую избу (писатель был из деревни, тосковал по родному).

— Во, дурные деньги-то! — изумлялись односельчане, когда Семка рассказывал, какую они избу уделали в современном городском доме. — Шешнадцатый век!

— На паркет настелили плах, обстругали их, и все — даже не покрасили. Стол — тоже из досок сколотили, вдоль стен — лавки, в углу — лежак. На лежаке никаких матрасов, никаких одеял… Лежит кошма и тулуп, и все. Потолок паяльной лампой закоптили — вроде по-черному топится. Стены горбылем обшили… Шешнадцатый век, — задумчиво говорил Семка. — Он мне рисунки показывал, я все по рисункам делал.

Когда Семка жил у писателя в городе, он не пил, читал разные книги про старину, рассматривал старые иконы, прялки… Этого добра у писателя было навалом.

В то же лето, как побывал Семка в городе, он стал приглядываться к церковке, которая стояла в деревне Талице, что в трех верстах от Чебровки. Церковка была эакрыта давно. Каменная, небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышении, как принято, а поставили внизу, под откосом. Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора, вздрогнешь — внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую среди тяжкой зелени тополей.

В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней. Она тоже давно была закрыта и дала в стене трещину. Казалось бы — две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором, — какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно… Чебровскую видно было за пять километров кругом — на то и рассчитывали строители. Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу.

Как-то в выходной день Семка пошел опять к талицкой церкви.

Сюжет рассказа «Мастер»

«Мастер» — рассказ о человеке с золотыми руками. Рассказ написан в 1969 – 1971 годах, и его действие разворачивается именно в это время. Особенность этого времени в том, что, хотя СССР и был атеистическим государством, к шестидесятым годам двадцатого века разрушенные во время революции церкви начали реставрировать, как памятники культуры и искусства. Именно о такой, несостоявшейся, правда, реставрации, и идет речь в рассказе.

Главным героем рассказа является Семка Рысь, которому автор дает характеристику как человеку с золотыми руками, но при этом забулдыге и пьянице. И сам короткий рассказ начинается с того, что Семка хочет восстановить церковь. Изучив приемы, которыми работал строивший церковь архитектор, Семка начинает пытаться получить разрешение на реставрацию. Он обращается и к священнослужителям, и к правительству. Для него попытки получить разрешение – примерно то же самое, что для его предков – хождение за правдой, и текст стилистически выдержан Шукшиным в схожем стиле.

Кульминацией рассказа и одновременно с этим наиболее напряженным и тяжелым моментом становится разговор Семки с Завадским, который разбирается в архитектуре и убеждает мастера в бессмысленности и бесполезности его затеи. Эта церковь, которую он хочет восстановить, не несет исторической ценности: она построена в семнадцатом веке, таких церквей по всей России – полным-полно, а значит, восстанавливать ее нет необходимости.

Чувства к Мастеру

Характер Маргариты раскрывается совершенно по-иному после встречи с возлюбленным. В ней появляются новые черты. Такие, например, как:

  • заботливость;
  • хозяйственность;
  • ответственность;
  • бескорыстность;
  • самопожертвование.

В эти минуты женщина предстает перед читателем любящей и вдохновленной. Светлые чувства буквально окрыляют ее. Героиню совершенно не заботит, что Мастер живёт в небольшом подвальчике, из окна которого можно увидеть только ноги идущих мимо людей. Она совершенно бескорыстна. В скромной комнатушке проходят лучшие минуты ее жизни: «…ей нужен был он, Мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги…».

Она убирает, готовит, шьет для мужчины черную шапочку с буквой «М». И, конечно, вдохновляет возлюбленного на то, чтобы он дописал свое великое произведения — роман о Понтии Пилате. Стоит отметить, что Маргарита в этом случае не являлась музой. Если говорить кратко, она просто не даёт Мастеру права сомневаться в нужности его работы

Даже в большей степени, чем он, девушка понимает уникальность и важность его произведения, поэтому настаивает, чтоб работа над романом продолжалась

Маргарита — очень чуткая и проницательная женщина. Когда в жизни Мастера появляется Алоизий Могарыч, она сразу понимает, что этот человек имеет корыстные побуждения, поэтому просит любимого быть осторожным. После того как Мастер исчезает из ее жизни, героиня не находит себе места от горя. Азазелло, встретивший женщину в этот период, отмечает, что она очень постарела за последние полгода.

2 вариант

Василий Макарович Шукшин – уникальный самобытный советский автор. В центре его произведений, как правило, очень простые люди из деревни. Их характеры прописаны в типичным для Шукшина народным юмором и немного шутливо. Автор любит рассказ в форме «деревенской байки» или анекдота. Герой рассказа «Срезал» тоже деревенский «чудик», только завистливый, заносчивый и даже злой мужик

Уже в самом слове «срезать» заложен смысл и умение посмеяться и желание опустить в глазах деревенских городского хвастуна. А деревенским мужикам нравится этот поединок – спектакль, они смотрят его с удовольствием и радуются победам односельчанина.

Действующие лица

Капустин Глеб, начитанный и ехидный деревенский эрудит. Шукшин описывает его как «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». Одной строки достаточно, для понимания отношения автора к герою. Он ему не симпатичен. Даже фамилия выбрана не случайно – Капустин. Недалеко ушел со своего огорода.

Константин Иванович Журавлев – кандидат наук, преподаватель. Он уважителен и культурен. Не любит хамства и оскорблений. В споре не переходит на личности. Константин Иванович с женой и дочерью приехали навестить мать в родную деревню. Автор немного иронизирует и над ними, описывая привезенные матери подарки: электрический самовар, халат и деревянные ложки. Последние скорее являются предметом украшения городской кухни, а не деревенского дома.

Как всегда, у Василия Макаровича раскрыта проблема отношения города и деревни. Не обладая глубокими знаниями, деревенские жители не понимают, что их Глеб обычный «балабол», начитавшийся газет и запомнивший умные слова, значения которых он сам до конца не понимает.

За нагромождением умных фраз скрывается обычное деревенское невежество, помноженное на зависть к городскому образу жизни. Глеб считает себя умнее и образованнее многих городских. В начале рассказа описан случай, когда он уже срезал одного полковника, который не знал, кто отдал приказ на сожжение Москвы в 1812 году. Полковник ошибается, назвав фамилию Распутин. По мнению некоторых литературных критиков, автор хотел немного «уколоть» своего коллегу по цеху, «деревенского писателя» В. Распутина.

Изобразив в шуточном ключе главного героя Глеба Капустина, Шукшин откровенно осуждает продемонстрированную им зависть и злобу по отношению к более образованным людям. Хорошо «подвешенный язык» и умение манипулировать словами на самом деле не дают возможности Капустину возвышаться над столичным гостем. Последний, просто не вступает с ним в открытый спор и конфронтацию. Константин Иванович и его супруга, тоже кандидат наук, оказываются выше этого «жонглирования словами», продемонстрировав как раз и воспитанность и образованность. У них нет стремления «срезать» или «щелкнуть по носу». Они уже все доказали своим трудом.

Огромное число «пустословов», появившихся во время написания рассказа, результат информационного бума того периода. При современных технологиях и обилии новостной информации сейчас проблемы поднятые автором в рассказе становятся еще более актуальными. Подобные Глебы Капустины, пробежавшие пару абзацев по любой теме в интернете, готовые вступать в спор на любую тему, не редкость.

Шукшин. Все произведения

  • Алёша Бесконвойный
  • Боря
  • В профиль и анфас
  • Ванька Тепляшин
  • Верую
  • Волки!
  • Выбираю деревню на жительство
  • Гринька Малюгин
  • Даёшь сердце
  • До третьих петухов
  • Дядя Ермолай
  • Жатва
  • Жена мужа в Париж провожала
  • Живёт такой парень
  • Забуксовал
  • Земляки
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Крепкий мужик
  • Критики
  • Любавины
  • Мастер
  • Материнское сердце
  • Микроскоп
  • Миль пардон, мадам!
  • Обида
  • Одни
  • Осенью
  • Охота жить
  • Постскриптум
  • Правда
  • Сапожки
  • Светлые души
  • Сельские жители
  • Слово о малой Родине
  • Солнце, старик и девушка
  • Срезал
  • Стенька Разин
  • Стёпка
  • Странные люди
  • Чередниченко и цирк
  • Чудик
  • Экзамен
  • Энергичные люди
  • Я пришел дать вам волю

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Net

Жил-был в селе Чебровка Семка Рысь, забулдыга, но непревзойденный столяр. Длинный, худой, носатый — совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она — в руках… Руки у Семки не комкастые, не бугристые, они ровные от плеча до кисти, толстые, словно литые. Красивые руки. Топорик в них — игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости, и Семка так, для куража, орет:

— Что мы тебе, машины? Тогда иди заведи меня — я заглох. Но подходи осторожней — лягаюсь!

Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, «остолбенело все на свете», и он транжирит свои «лошадиные силы» на что угодно: поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь, — милое дело. Временами он крепко пьет. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать.

— Зачем же, Семка? — спрашивали.

— Затем, что так — хоть какой-то смысл есть, Я вот нарежусь, так? И неделю хожу — вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как-нибудь насолить вам, я тогда лучше про вас про всех думаю. Думаю, что вы лучше меня. А вот не пил полтора года, так насмотрелся на вас… Тьфу! И потом: я же не валяюсь каждый день под бочкой.

Пьяным он безобразен не бывал, не оскорблял жену — просто не замечал ее.

— Погоди, Семка, на запой наладишься, — стращали его. — Они все так, запойники-то: месяц не пьют, два, три, а потом все до нитки с себя спускают. Дождешься.

— Ну так, ладно, — рассуждал Семка, — я пью, вы — нет. Что вы такого особенного сделали, что вам честь и хвала? Работаю я наравне с вами, дети у меня обуты-одеты, я не ворую, как некоторые…

— У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Ты бы как сыр в масле катался, если бы не пил-то.

— А я не хочу как сыр в масле. Склизко.

Он, правда, из дома ничего не пропивал, всю зарплату отдавал семье. Пил на то, что зарабатывал слева. Он мог такой шкаф «изладить», что у людей глаза разбегались. Приезжали издалека, просили сделать, платили большие деньги. Его даже писатель один, который отдыхал летом в Чебровке, возил с собой в областной центр, и он ему там оборудовал кабинет… Кабинет они оба додумались «подогнать» под деревенскую избу (писатель был из деревни, тосковал по родному).

— Во, дурные деньги-то! — изумлялись односельчане, когда Семка рассказывал, какую они избу уделали в современном городском доме. — Шешнадцатый век!

— На паркет настелили плах, обстругали их, и все — даже не покрасили. Стол — тоже из досок сколотили, вдоль стен — лавки, в углу — лежак. На лежаке никаких матрасов, никаких одеял… Лежит кошма и тулуп, и все. Потолок паяльной лампой закоптили — вроде по-черному топится. Стены горбылем обшили… Шешнадцатый век, — задумчиво говорил Семка. — Он мне рисунки показывал, я все по рисункам делал.

Когда Семка жил у писателя в городе, он не пил, читал разные книги про старину, рассматривал старые иконы, прялки… Этого добра у писателя было навалом.

В то же лето, как побывал Семка в городе, он стал приглядываться к церковке, которая стояла в деревне Талице, что в трех верстах от Чебровки. Церковка была эакрыта давно. Каменная, небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышении, как принято, а поставили внизу, под откосом. Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора, вздрогнешь — внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую среди тяжкой зелени тополей.

В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней. Она тоже давно была закрыта и дала в стене трещину. Казалось бы — две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором, — какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно… Чебровскую видно было за пять километров кругом — на то и рассчитывали строители. Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу.

Как-то в выходной день Семка пошел опять к талицкой церкви.

“Мастер”, анализ рассказа Шукшина

Анализ рассказа Мастер Анализ рассказа Шукшина Мастер Ценность земли определяется людьми, которые эту землю населяют и нередко мы можем видеть скептическое отношение к простому человеку. Шукшин сам был выходцем из деревни, который многого достиг, получил образование. Поэтому он мог довольно ясно представлять себе разницу этих миров города и деревни. Скептическое отношение, которое указано ранее, обуславливается во многом отсутствием полного понимания суть человека.

К примеру, при поверхностном взгляде главный герой рассказа Мастер Семка Рысь является типичным забулдыгой. Может быть он и довольно ценный работник, но помимо работы он с удовольствием прикладывается к бутылке, довольно много шкодит, дебоширит, в общем, практически полностью нивелирует приносимую пользу своим отрицательным поведением.

Тем не менее, следует посмотреть немного глубже и понять кем именно является этот человек. Его поведение обуславливается неизрасходованной энергией, которую следовало бы пустить в более приемлемое русло.

Семка Рысь получает возможность заняться продуктивным делом, он хочет восстановить храм. Более того, он не просто решает заняться восстановлением этого храма, но и проникает в суть мыслей прежнего строителя, который специальным образом выбирал определенную форму, для того чтобы создать оптимальное здание на относительно небольшом пространстве.

Таким образом главный герой рассказа становиться частью этой красоты, традиции. Казалось бы, такая деятельность может вызвать только одобрение других людей и в действительности одобрение появляется, оно возникает у читателей рассказа, которые искренне сочувствуют главному герою. Только вот, если говорить о героях самого рассказа, то там ситуация обстоит полностью иным образом. Семке не дают возможности заняться делом, так как храм является копией. Отсюда возникает снова разочарование, которое выливается в весьма деструктивное поведение.

Несмотря на высокие нравственные порывы, главный герой не просто не может выполнить полезное дело, но и существенным образом разочаровывается в целесообразности таких порывов, он перестает ездить к храму, когда проезжает, то отворачивается и старается всячески избегать мыслей об этом.

Шукшин вкладывает весьма глубокий смысл в этот рассказ, если присмотреться, внешне не особенно приятные люди могут оказаться носителями красоты. Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа Мастер Популярные сегодня темы.

Г. Снегирёв «Морская свинка»

За нашим садом — забор. Кто там живёт, не знал я раньше.

Ловил я в траве кузнечиков, смотрю — глаз из дырки в заборе на меня смотрит.

А глаз молчит и всё смотрит, за мной подглядывает.

Смотрел, смотрел, а потом говорит:

— А у меня морская свинка есть!

Интересно мне стало: простую свинку я знаю, а морскую никогда не видел.

— У меня, — говорю, — ёжик был живой. А почему свинка морская?

— Не знаю, — говорит. — Наверное, она в море раньше жила. Я её в корыто сажал, а она воды боится, вырвалась и убежала под стол!

Захотелось мне морскую свинку посмотреть.

— А как, — говорю, — тебя зовут?

Побежал Серёжа за морской свинкой, я в дырку за ним смотрю. Долго его не было. Вышел Серёжа из дома, в руках несёт какую-то рыжую крысу.

— Вот, — говорит, — она не хотела идти, у неё дети скоро будут: не любит, чтобы её за живот трогали, рычит!

— Как какой! У всех свиней на носу пятачок есть!

— Нет, когда мы её покупали, у неё пятачка не было.

Стал я Серёжу расспрашивать, чем он кормит свинку.

— Она, — говорит, — любит морковку, но молоко тоже пьёт.

Не успел мне Серёжа всё это рассказать, его позвали домой.

На другой день я гулял возле забора и смотрел в дырку: думал, Серёжа выйдет, свинку вынесет.

А он так и не вышел. Дождь капал, и, наверное, мама его не пустила. Стал я гулять по саду, смотрю — под деревом что-то рыжее лежит в траве.

Подошёл я поближе, а это Серёжина морская свинка. Обрадовался я, только не пойму, как она к нам в сад попала. Стал я забор осматривать, а там внизу дырка. Свинка, наверное, через эту дырку пролезла. Взял я её в руки, она не кусается, только нюхает и вздыхает. Промокла вся.

Принёс я свинку домой. Искал, искал морковку, так и не нашёл. Кочерыжку от капусты ей дал, она кочерыжку съела и под кроватью на коврике уснула.

Я сижу на полу, смотрю на неё и думаю: «А что, если Серёжа узнает, у кого свинка живёт? Нет, не узнает: я её на улицу выносить не буду!»

Вышел я на крыльцо, слышу — где-то близко тарахтит машина.

Подошёл к забору, в дырку заглянул, а это у Серёжи во дворе стоит грузовая машина, на неё грузят вещи. Серёжа под крыльцом шарит палкой — наверное, ищет морскую свинку. Серёжина мама в машину подушки положила и говорит:

— Серёжа! Скорей надевай пальто, сейчас поедем!

— Нет, не поеду, пока не найду свинку! У неё дети скоро будут, она, наверное, под домом спряталась!

Жалко мне Серёжу стало, позвал я его к забору.

— Серёжа, — говорю, — кого ты ищешь?

Подошёл Серёжа, а сам всё плачет:

— Свинка моя пропала, а тут ещё уезжать надо!

— Свинка твоя у меня, она к нам в сад забежала. Я тебе её сейчас вынесу.

— Ой, — говорит, — как хорошо! А я-то думал: куда она делась?

Принёс я ему свинку и подсунул под забор. Серёжу мама зовёт, машина уже гудит. Схватил Серёжа свинку и говорит мне:

— Знаешь что? Я тебе обязательно, когда она детей родит, маленькую свинку дам. До свиданья!

Сел Серёжа в машину, мама его плащом укрыла, потому что дождь начал капать. Свинку Серёжа тоже плащом укрыл. Когда машина уезжала, Серёжа мне рукой махал и кричал что-то, я не разобрал — наверное, про свинку.

Вопросы для закрепления

• Тебе понравился рассказ Г. Снегирёва «Морская свинка»? О ком говорится в рассказе? Какое животное было у Серёжи? На какое животное походила морская свинка, какого она была цвета? Был ли у неё пятачок? Чем Серёжа кормил свою морскую свинку? Что случилось на другой день? Почему плакал Серёжа? Почему ему было жалко морскую свинку? Как ты думаешь, Серёжа смог бы уехать без своей морской свинки?

Источник

Сейчас читают

Жил один помещик. Богат он был и садами, и хлебом, и скотом, и крестьянами. Попросил он как-то у Бога, чтобы забрал мужиков из земель, очень уж их расплодилось во владениях. Боялся помещик, как бы люди все его добро не растаскали, весь хлеб не съели.

Телешов Николай Дмитриевич родился в 1867 году. Его родители были зажиточными, влиятельными купцами. В возрасте 17 лет он получил коммерческое образование, и в этом же году опубликовал свои первые стихи.

Военные годы. Солдат Андрей Долгушин едет в поезде, который направляется на фронт. Командир отпускает бойцов на суточную побывку, чтобы они повидали родных.

В поэме Некрасова Железная дорога участвуют три лица. Рассказчик, генерал и сын генерала Ваня. События происходят в вагоне поезда.

Это очень забавный и ироничный рассказ А.П.Чехова. Действие рассказа разворачивается в доме, где все уже готовятся ко сну, но внезапно в сонное жилище своих родителей врывается возбужденный каким-то известием сын

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: