Анализ стихотворений «кавказ» а.с. пушкина и м.ю. лермонтова

Анализ стихотворения пушкина кавказ

Анализ стихотворения


Совсем маленьким мальчиком Лермонтов трижды бывал на Кавказе с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Мишель часто болел, а сестра бабушки, Елизавета, проживала в местности, богатой лечебными минеральными водами. Там мальчик, рано потерявший мать, почувствовал себя свободным и счастливым. Особое место в памяти Михаила Юрьевича занимала поездка на Кавказ, совершенная им в 1825 году. Понимая, что обучение в пансионе надолго разлучит ее с любимым внуком, бабушка приняла решение провести все лето в горах. Здесь он познакомился с «Кавказским пленником» Пушкина, много читал, начал рисовать акварелью любимые пейзажи.

Через пять лет Лермонтов пишет стихотворение «Кавказ», имеющее три строфы. В первой он с грустью описывает расставание с «южными горами», с которыми его разлучила судьба. Однако, побывав там всего единожды, по мнению автора, забыть Кавказ невозможно. Более того, автор считает край своей второй отчизной.

Вторая часть стихотворения посвящена матери, чей нежный голос слышал мальчик в шорохе ветра. Тихими вечерами, в час заката, степь будто разговаривала материнским голосом с ребенком, который был лишен родительского тепла.

В третьей части автор тоскует о первой пылкой юношеской влюбленности. В его сердце воспоминания о Кавказе всегда находят самый трепетный отклик. Использование рефрена, усиленного восклицанием, помогает подчеркнуть искренность и неподдельное восхищение красотой Кавказа.

Анализ стихотворения «Кавказ» (А.С. Пушкин)

Анализ стихотворения «Кавказ» (А.С. Пушкин) раскрывает главную тему творчества поэта – тему свободы. Она сквозит между словами стихотворения, традиционно считающегося пейзажной лирикой.

1829 год – знаковый в жизни Пушкина. Он уже давно не свободен в своем творчестве и передвижении, позади несколько ссылок, в том числе и на Кавказ. И вот поэт получает отказ стать его женой от Натальи Гончаровой.

Пушкин, так жаждущий свободы, уезжает на Кавказ самовольно, чтобы хоть на короткий миг глотнуть свежего вольного воздуха, повидаться с друзьями. Но долго там ему не пришлось пробыть и вскоре поэта вернули в Москву. Но надолго остались впечатления от природы Кавказа в памяти поэта.

Стихотворение состоит из четырех строф и написано четырехстопным амфибрахием, благодаря чему строки читаются нараспев, и тем сильнее ощущается тоска по свободе лирического героя. А вот его присутствие четко прослеживается только в первой строфе, во всех остальных на первый план выходит природа с ее неповторимой красотой. Так, лирический герой, который, как мы узнаем из первого шестистишия, находится на вершине скалы, в следующих строфах как будто парит над землей, подмечая все, что видит под собой.

То, что автор стоит очень высоко, говорят строки:

Ему подвластно в этот миг видеть то, что, возможно, доводится увидеть единицам: истоки горных рек, первые движения обвалов, тучи проплывают прямо перед глазами, полет орла на уровне глаз героя. Он даже видит мелкий мох и животных, скрытыми под кронами деревьев. Все вокруг дышит свободой и восхищает этим лирического героя. Ужу само по себе стихотворение прекрасно захватывающим дух картинами природы Кавказа. Но вот последние строки звучат совершенно иначе. В них появляется тревога, мятеж. Это о реке Терек пишет так поэт. Терек оживает под пером Пушкина, превращаясь в пленника, запертого между скал:

С ним сравнивает себя автор стихотворения. Он также несвободен, также жаждет вырваться из плена. Только плен Терека – скалы, а поэта заковали в оковы цензуры. В создании образа реки применяет сравнение:

Как голодный зверь, бьется река между скал, так же и поэт не может жить без музы.

Пушкин щедро наделяет стихотворение средствами художественной выразительности. В нем много эпитетов, создающих неповторимые картины природы: «тощий мох», «нагие громады», «веселые долины», «свирепое веселье», «голодные волны», «грозные обвалы».

Метафоры и олицетворения «потоков рожденье», «тучи смиренно идут», «шумят водопады», «нагие громады», «мох тощий», «зеленые сени», «люди гнездятся», «мчится Арагва», «в вражде бесполезной», «из клетки железной», «лижет утесы голодной волной», «немые громады» одушевляют, реки, горы и леса Кавказа.

Пушкин использует и устаревшую лексику, чтобы придать стихотворению возвышенное настроение, лучше передать свои чувства.

С темой свободы тесно переплетается и тема предназначения поэта. Она читается исподволь, но об этом нам говорит местоположение автора. Он не просто вырвался из неволи на лоно природы, он находится на вершине самой высокой горы. Ему видно все, что не видит человек у подножья. Мне кажется, здесь есть связь с темой стихотворения «Пророк». Ведь если представить, что автор таким образом говорит о своем призвании видеть и слышать то, что другим не видно и не слышно, то становится понятным, почему подчеркивает то, что видит он орла, парящего рядом с ним и истоки горных рек и обвалов. Тогда и основная мысль стихотворения – это невозможность поэта творить, когда он окружен и скован цепями власти и цензуры.

Кавказ восхищал и манил Пушкина. Здесь он находил вдохновение для стихов и такую вожделенную свободу. Его последнее пребывание там было всего лишь коротким мгновением, подарившем литературе известное уже каждому стихотворение «Кавказ».

У стихотворения существует и неофициальная версия, в которой оно больше на целую строфу. Но эта строфа полностью меняет идею произведения, перенося его из жанра пейзажной лирики в гражданскую. Но и в дошедшем до нас варианте невозможно не заметить тоски автора по свободе творчества.

«Кавказ» А.Пушкин

«Кавказ» Александр Пушкин

Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; Там ниже мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы по злачным стремнинам, И пастырь нисходит к веселым долинам, Где мчится Арагва в тенистых брегах, И нищий наездник таится в ущелье, Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой, Завидевший пищу из клетки железной; И бьется о берег в вражде бесполезной И лижет утесы голодной водной… Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады: Теснят его грозно немые громады.

Анализ стихотворения Пушкина «Кавказ»

Летом 1829 года Александр Пушкин побывал на Кавказе, в результате чего появился на свет цикл стихов, которые условно можно отнести е поэтическим заметкам путешественника. Одним из таких произведений является «Кавказ», который был написан под впечатление от прогулки в горах. Пушкина по праву можно отнести к числу выдающихся мастеров пейзажной лирики, однако произведения более позднего периода творчества этого поэта включают в себя и философские размышления. Именно к такой категории относится и стихотворение «Кавказ», в котором автор высказывает свое стремление к внутренней свободе, отмечая при этом, что достичь этого практически невозможно.

Красота южной природы действительно пленила Пушкина, который умел находить прекрасное даже в таких мелочах, как парящий в облаках орел, «утесов нагие громады» и «рощи, зеленые сени, где птицы щебечу, где скачут олени». Однако поэт подмечает не только изысканность и величие окружающего мира, так как знает, что есть и обратная сторона медали. Ведь жизнь течет по своим законам, которые лишены романтики и наполнены повседневной прозой. Поэтому он знает, что где-то «там уж и люди гнездятся в горах», которым приходится трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. Несмотря на то, что южный край весьма обилен и щедр на дары природы, плодородную землю часто приходится отвоевывать у гор. И на это у местных жителей уходит все свободное время, а также силы. Поэт мастерски создает образы людей, не акцентируя внимания на их внешности и роде деятельности. Он не развивает тему, почему «нищий наездник таится в ущелье», но и без этого понятно, что один из героев произведения занят тем, что добывает себе пропитание. И этот незначительный штрих удачно дополняет ту идиллическую картину, которую так виртуозно создает поэт и привносит в нее элементы реализма.

Гораздо больше внимания автор уделяет различным природным стихиям, которые наделяет чертами живых людей. Знаменитые кавказские реки Арагва и Терек вызывают у Пушкина целую гамму противоречивых чувств. Их сила, напористость и способность прокладывать себе путь сквозь толщу горных пород действительно достойны уважения. Так, Терек у поэта «играет в свирепом веселье» и «воет, как зверь молодой». Поэт втайне завидует мощи водного потока, но при этом отмечает, что герой его стихотворения, которого автор отождествляет с самим собой, «бьется о берег в вражде бесполезной». Точно также и поэт постоянно пытается пробить те невидимые стены, которые с завидным упорством возводит перед ним общество. Именно по этой причине, наблюдая за тем, как Терек «лижет утесы голодной волной», Пушкин отождествляет себя с водным потоком, который закован в каменные берега. И точно так же у поэта, как и у реки, нет возможности вырваться из этого плена, чтобы проявить себя в полной мере. Однако если водный поток обладает мощной разрушительной силой, то себя поэт позиционирует как силу созидательную. Он убежден, что с помощью стихов можно изменить мировоззрения людей. Для этого нужно лишь освободиться от внутренних и внешних оков, научиться не просто правдиво высказывать то, что чувствуешь, но и доносить свои мысли до читателя .

К сожалению, наблюдая за горной рекой, автор понимает, что его мечтам не суждено сбыться. Этому препятствует сама природа, мудрая и беспощадная. Обращаясь к водному потоку, поэт о. Увиденное полностью соответствует внутренним ощущениям Пушкина, который не прекращает войны с окружающим миром, но с каждым мгновением все отчетливее понимает, что вряд ли сможет выйти из нее победителем.

Анализ стихотворения «Кавказ» М. Лермонтова

Анализ произведения «Кавказ» Лермонтова.

Лермонтов является одним из самых известных писателей и поэтов, которые так впечатлили в свое время Россию. Михаил Лермонтов к сожалению родился не слишком здоровым ребенком. С самого рождения он был болезненным и слабым человеком. А именно потому он достаточно долгое время пробыл в горах Кавказа. Он так и не смог забыть эти горы, которые так прекрасны своим красноватым отсветом вечером, в то время, когда солнце заходит. Он не смог забыть те первые впечатления о том крае, которые навсегда остались в его памяти, как самые прекрасные воспоминания в его жизни, и особенно – детства. Ведь именно там Лермонтов, будучи еще ребенком, испытал впервые прекрасные эмоции любви. Такой нежной, красивой и романтичной. Именно потому неудивительно, что Лермонтов написал вскоре после этого первое свое произведение. Оно было названо в честь Кавказа, а именно «Кавказ». Это был1829 год, когда юному поэту исполнилось едва ли пятнадцать лет. Тогда он был полон надежд, радости и счастья, которое клокотало в его смелой юношеской груди. И тогда он еще не знал, что ему придется вернуться в те прекрасные места, но уже не в качестве ребенка, отправившегося поправить здоровье, и без того шаткое. Он не знал в тот момент, когда писал строки о том, что к сожалению никогда больше не увидит этих прекрасных и красивых мест, что ему суждено туда вернуться. Но уже в качестве взрослого мужчины, военного. Что ему придется защищать свою Родину от врагов. И именно в тех романтичных местах он будет, но уже не как наивный ребенок, мечтающий о первой любви. Так или иначе, но первое произведение может считаться шедевром, так как у Лермонтова был истинный талант, который он развивал с годами все больше и больше. И в этом отчасти стоит благодарить его бабушку, которая отправила его на лечение в Кавказ. Ведь именно те места заставили его творить, испытать такие яркие незабываемые эмоции. Возможно, если бы тогда ребенком он не побывал в тех местах, его талант проснулся бы намного позже. И не факт, что именно такие яркие и детские эмоции руководили бы поэтом. В произведении «Кавказ» описаны детские воспоминания, которые ни с чьими не спутаешь. Ведь так может мыслить только ребенок, который впервые увидел такую красоту. Кроме того, он написал тогда, что он будет помнить все те моменты в тех местах всегда, но для этого там нужно побывать обязательно один раз, и только. Ведь иначе, с Кавказом у него могут появиться и другие воспоминания, и не факт, что они будут такими же приятными и радужными. Также, можно заметить, что особенностью стилистики этого произведения может служить фраза «Люблю я Кавказ!». Ведь эта фраза повторяется после каждого четверостишья. Как будто бы тогда еще юный и неопытный в жизни поэт не мог выразить на всю мощь свои эмоции. Настолько сильно он полюбил Кавказ, что настолько сильно это было невыразимо словами. Слова не всегда могут передать то, что чувствует человек. И тем более, не всегда это подвластно обычному пареньку, который только начинал писать, даже будучи уже талантливым человеком с рождения. Кроме того, у Лермонтова горы Кавказа всегда ассоциировались с матерью, которую он толком-то и не знал. Ведь он потерял ее, будучи еще маленьким. А потому, побывав на Кавказе, он только-только ощутил, что он любит свою мать и даже помнит ее в какой-то степени, несмотря на то, что не знает ее до конца, как ему бы хотелось того. Лермонтов уважал и обожал даже великого Наполеона, считая его великим человеком и полководцем. А именно потому, неудивительно, что даже в своем стихотворение, которое писал впервые, он также упомянул о Наполеоне Бонапарте.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Возвращение на Кавказ

Долгое время Михаил Юрьевич вынужден был жить в Москве и в родовом поместье, у бабушки. Юноша тосковал о Востоке, мечтал снова туда вернуться. Мечты его сбылись, однако не совсем так, как хотелось бы. На Кавказ Лермонтов вернулся в ссылку, а потом для прохождения службы.


Стихотворение «Смерть поэта», написанное в 1837 году, являлось для поэта своеобразным криком души, вызванном неоднозначным отношением общества к великому Пушкину. Строки быстро распространились среди читателей, вызывая самые противоречивые отзывы. Наконец стихотворение попало в руки царя. Последовал арест, а затем, согласно закону, ссылка.

По дороге на Кавказ Лермонтов простудился, попал на лечение в ставропольский военный госпиталь. По прошествии некоторого времени был отправлен для продолжения лечения в Пятигорск. Во время ссылки Михаилу Юрьевичу случилось завести несколько знакомств, которые играли вследствие большую роль в его жизни. Так, например, судьба свела его с доктором Н.В. Майером, который стал прообразом доктора Вернера в «Княжне Мери». Проводя много времени с товарищем по пансиону, поэт знакомится с Виссарионом Григорьевичем Белинским. Отношения Лермонтова и критика изначально не сложились, однако, встреча через три года в Петербурге имела продолжение в виде крепкой дружбы.

Особое внимание биографы уделяют общению поэта с двоюродным братом. В компании Акима Акимовича Хастатова Лермонтов много времени проводил на восточных свадьбах и пирах

Именно здесь поэт тщательно изучил особенности национальных обычаев, которыми позднее наполнил свои произведения.

Во время ссылки Михаил Юрьевич отдохнул и душой и телом, полностью восстановится после психологических потрясений. Именно за это лечебное действие Кавказа Лермонтов искренне считал его своей второй Родиной. Поэт часто сравнивал свободный Восток с душным Петербургом. И всегда предпочтение отдавал Кавказу.

«Кавказ» М.Лермонтов

Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!…

Анализ стихотворения Лермонтова «Кавказ»

Судьба Михаила Лермонтова тесно связана с Кавказом. Будущий поэт рос очень слабым и болезненным ребенком, он рано потерял мать и, оставшись на попечении бабушки, каждое лето ездил на лечение в Кисловодск.

В 1829 году, когда юному поэту едва исполнилось 15 лет, он написал свое знаменитое стихотворение «Кавказ», посвященное детским воспоминаниям. Тогда Лермонтов еще не знал о том, что пройдет совсем немного времени, и ему вновь предстоит вернуться в эти края. Но уже не в качестве беззаботного туриста, который восхищается кавказской природой, утопающими в снегу горными вершинами и чистым воздухом, а в роли военного, которому предстоит отстаивать интересы своей родины.

Однако пока молодой поэт полон самых радужных надежд и воспоминаний, пишет о том, что горы произвели на него неизгладимое впечатление, и «чтоб вечно их помнить, там надо быть раз». Именно горы и кавказские степи ассоциируются у Лермонтова с матерью. ему кажется, что среди их бескрайних просторов он слышит голос самого близкого для себя человека, который запомнил с детства. «Я счастлив был с вами, ущелия гор», — отмечает автор. И, как рефрен, после каждого четверостишья повторяет заветную и наполненную неподдельной искренностью фразу: «Люблю я Кавказ!».

Именно в этих чужих краях маленький Лермонтов впервые ощутил себя свободным и по-настоящему счастливым. И среди убеленных снегом гор он впервые испытал чувство юношеской влюбленности. «Там видел я пару божественных глаз; и сердце лепечет, воспомня тот взор», — делится впечатлениями автор.

Уже в 15 лет Лермонтов мечтает о подвигах, его привлекает слава Наполеона, которого, несмотря на громкое поражение, будущих поэт считает великим полководцем. И он гордится тем, что именно Россия смогла остановить триумфальное шествие этого военного гения по всему миру, заставив его признать мощь и силу духа русских солдат, которых французский военачальник считал дикарями. При этом Лермонтов отдает себе отчет, что «великое земное различно с мыслями людей. И если бы наполеону удалось завоевать весь мир, он бы навсегда остался в истории одним из самых гениальных полководцев. Но, увы, в сознании людей он – злодей и безумец, который потерпел свое самое сокрушительное поражение именно в горах. Мысли о Наполеоне на юного поэта навевают кавказские горы, грозные и безмятежные одновременно.

Затронув в стихотворении военную тематику, Лермонтов интуитивно чувствует, что этот плодородный край скоро превратится в огромное поле битвы. Поэт лишь не может предположить, что и ему самому придется в ней участвовать, отстаивая честь России. Уже позже Лермонтов разочаруется в военной карьере, считая, что в его время повторить подвиги великих полководцев попросту невозможно. Поэтому незадолго до гибели он будет ходатайствовать об отставке, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Но все это произойдет гораздо позже, когда Лермонтов поймет, что отнюдь не только честолюбивыми мечтами он «на земле воспламенен». Это осознание принесет автору глубокое разочарование, он будет чувствовать себя несчастным и никому не нужным, так как не может реализовать себя как поэта и гражданина в современном обществе.

Но пока юный автор стихотворения «Кавказ» витает в облаках и мечтает о славе Наполеона, отмечая, что «конец его мятежный не отуманил наших глаз». Последняя фраза стихотворения означает, что французский полководец окончил свой путь бесславно, и это ни у кого не вызвало сожаления. Поэтому себя Лермонтов видит более успешным военачальником, который сможет если и не покорить мир, то добыть в бою славу для своей страны, возвеличив Россию и оставив свое имя в истории.

Средства художественной выразительности

Три строфы, в каждой из которых содержится по пять строчек, написаны четырехстопным амфибрахием, что подчеркивает лиричность произведения, а усиленная мужская рифма придает ощущение определенной упругости. В качестве средств художественной выразительности Лермонтов использовал:

метафоры «на заре моих дней», «пять лет пронеслось»; олицетворение «Та степь повторяла…», «И сердце лепечет..»;

характерное для поэта использование инверсии «отчизны моей», «в розовый вечера час»;

обращения акцентируют внимание читателя на особом отношении Лермонтова к Кавказу, он считает их близкими и родными («О южные горы…», «Я счастлив был с вами, ущелия гор…»)

История создания

После возвращения А. С. Пушкина из южной ссылки наблюдение за ним не прекратилось. Несмотря на шестилетнее изгнание из родного края, тема свободы для него все так же оставалась актуальной. В 1828 году поэт подал прошение на перевод в действующие войска Кавказа, но царь ему отказал.

Несмотря на запреты со стороны действующей власти, Александр Сергеевич самовольно направился на юг в 1829 году. Ему хотелось встретиться с друзьями, которые находились в ссылке в Арзруме. Увидеть приятелей-декабристов автору все же удалось, однако вскоре был издан приказ о его немедленной отправке в родной край. Вернувшись из самовольного путешествия, Пушкин написал стих «Кавказ».

Пребывая среди дикой и вольной природы Кавказа, Александр Сергеевич остро чувствует человеческую потребность в свободе. Она свойственна и самому поэту, и притесненным правящим слоем черкесам. Несмотря на то что у произведения печальный исход, в повествовании ощущается сила стремления к заветной свободе. После прочтения этого стихотворения остается ощущение, что у лирического героя все получится: он противостоит всем препятствиям и вырвется из плена гнетущего строя.

Легенды и байронизм

Почти сразу по прибытии на Кавказ Пушкин заболел и его отправили лечится на Кавказские воды. Там поэт заинтересовался местными легендами, центральные персонажи которых представляли собой сильные и волевые личности. В это же время Александр Сергеевич увлеченно знакомится с творчеством английского поэта Джорджа Байрона. Под впечатлением от поэм и стихотворений Байрона Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник». Следует отметить, что неверно будет называть «Кавказского пленника» исключительно «подражанием Байрону», так как Александр Сергеевич вовсе не делал кальку с произведений англичанина. Скорее, он соревновался со своим британским коллегой, поэмами которого был восхищен. И во многих смыслах творения Пушкина не только не уступали творчеству Байрона, но и превосходили их. 

«Кавказский пленник». Заглавный лист первоначальной редакции поэмы. 1820.

Создание поэмы заняло у Александра Пушкина около шести месяцев. Он писал ее в Гурзуфе, Кишиневе, Каменке и Киеве. В черновиках поэта произведение изначально носило название «Кавказ». Привычный нам заголовок появился уже ближе к публикации поэмы. Точку в своих записях Пушкин поставил в феврале 1822 года, когда находился в Каменке. И в августе того же года «Кавказский пленник» был опубликован в Санкт-Петербурге. 

Анализ стихотворения Лермонтова «Кавказ»

Судьба Михаила Лермонтова тесно связана с Кавказом. Будущий поэт рос очень слабым и болезненным ребенком, он рано потерял мать и, оставшись на попечении бабушки, каждое лето ездил на лечение в Кисловодск.

В 1829 году, когда юному поэту едва исполнилось 15 лет, он написал свое знаменитое стихотворение «Кавказ», посвященное детским воспоминаниям. Тогда Лермонтов еще не знал о том, что пройдет совсем немного времени, и ему вновь предстоит вернуться в эти края. Но уже не в качестве беззаботного туриста, который восхищается кавказской природой,

утопающими в снегу горными вершинами и чистым воздухом, а в роли военного, которому предстоит отстаивать интересы своей родины.

Однако пока молодой поэт полон самых радужных надежд и воспоминаний, пишет о том, что горы произвели на него неизгладимое впечатление, и «чтоб вечно их помнить, там надо быть раз». Именно горы и кавказские степи ассоциируются у Лермонтова с матерью, ему кажется, что среди их бескрайних просторов он слышит голос самого близкого для себя человека, который запомнил с детства. «Я счастлив был с вами, ущелия гор», — отмечает автор. И, как рефрен, после каждого четверостишья повторяет

заветную и наполненную неподдельной искренностью фразу: «Люблю я Кавказ!».

Именно в этих чужих краях маленький Лермонтов впервые ощутил себя свободным и по-настоящему счастливым. И среди убеленных снегом гор он впервые испытал чувство юношеской влюбленности. «Там видел я пару божественных глаз; и сердце лепечет, воспомня тот взор», — делится впечатлениями автор.

Уже в 15 лет Лермонтов мечтает о подвигах, его привлекает слава Наполеона, которого, несмотря на громкое поражение, будущих поэт считает великим полководцем. И он гордится тем, что именно Россия смогла остановить триумфальное шествие этого военного гения по всему миру, заставив его признать мощь и силу духа русских солдат, которых французский военачальник считал дикарями. При этом Лермонтов отдает себе отчет, что «великое земное различно с мыслями людей. И если бы наполеону удалось завоевать весь мир, он бы навсегда остался в истории одним из самых гениальных полководцев. Но, увы, в сознании людей он — злодей и безумец, который потерпел свое самое сокрушительное поражение именно в горах. Мысли о Наполеоне на юного поэта навевают кавказские горы, грозные и безмятежные одновременно.

Затронув в стихотворении военную тематику, Лермонтов интуитивно чувствует, что этот плодородный край скоро превратится в огромное поле битвы. Поэт лишь не может предположить, что и ему самому придется в ней участвовать, отстаивая честь России. Уже позже Лермонтов разочаруется в военной карьере, считая, что в его время повторить подвиги великих полководцев попросту невозможно. Поэтому незадолго до гибели он будет ходатайствовать об отставке, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Но все это произойдет гораздо позже, когда Лермонтов поймет, что отнюдь не только честолюбивыми мечтами он «на земле воспламенен». Это осознание принесет автору глубокое разочарование, он будет чувствовать себя несчастным и никому не нужным, так как не может реализовать себя как поэта и гражданина в современном обществе.

Но пока юный автор стихотворения «Кавказ» витает в облаках и мечтает о славе Наполеона, о. Последняя фраза стихотворения означает, что французский полководец окончил свой путь бесславно, и это ни у кого не вызвало сожаления. Поэтому себя Лермонтов видит более успешным военачальником, который сможет если и не покорить мир, то добыть в бою славу для своей страны, возвеличив Россию и оставив свое имя в истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: