Анализ стихотворения «Кинжал» Лермонтова
Лермонтов считал Пушкина своим непосредственным предшественником и учителем. Во многих стихотворениях он обращается к темам и образам, созданным великим поэтом. Стихотворение «Кинжал» (1837 г.) также отсылает читателя к одноименному произведению Пушкина. Но лермонтовский вариант гораздо более «земной», он не содержит горячего гражданского призыва. Поводом для написания послужил реальный случай: во время кавказской ссылки поэт получил кинжал в подарок от одной из дочерей князя Чавчавадзе. Эта история и описана в произведении.
Стихотворение напоминает только по форме. Это также монолог лирического героя, обращенный к грозному оружию. Для Лермонтова кинжал не является символом сопротивления и непримиримой борьбы за свободу. Он был создан для того, чтобы стать орудием убийства. Причем поэт подчеркивает, что начальный процесс ковки был связан с обычной местью «задумчивого грузина». Лишь окончательная заточка должна была привести его «на грозный бой».
Лермонтов лишь косвенно упоминает о том, что когда-то кинжал выполнял свою непосредственную функцию («кровь… по тебе текла»). Для поэта это прежде всего дорогой подарок на память от прекрасной девушки. Расставание, по-видимому, было нелегким, так как первый раз в жизни по кинжалу прокатилась слеза. Лермонтов использует очень поэтичное сравнение слезы с «жемчужиной страданья». Поэт продолжает цепочку сравнений. Стальной блеск кинжала напоминает ему глаза девушки, которые от волнения «то… тускнели, то сверкали».
Подарок из рук любимой девушки приобретает для Лермонтова символическое значение. Он перестает быть просто орудием для убийства. Он словно становится одушевленным спутником поэта, к которому можно обратиться в трудную минуту за поддержкой. Кинжал – «залог любви», его единственный недостаток заключается в том, что он не может разговаривать
Но это не так важно. Кинжал будет постоянным напоминанием автору о той девушке, которая с любовью провожала его
Он станет невидимым звеном, связывающим воедино две души.
В финальных строках Лермонтов заявляет, что сам уподобится кинжалу в твердости духа. Можно предположить, что поэт также имеет в виду свою верность любимой, которая подобна преданности кинжала своему хозяину.
Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал». Яркий пример русского классицизма
Несмотря на то что Валерий Брюсов имел прямое отношение к символизму, все же одно из его гениальных творений относится к русскому классицизму. Стихотворение «Кинжал» было написано в 1903 году, оно посвящено Михаилу Юрьевичу Лермонтову и Александру Сергеевичу Пушкину – двум великим писателям, отдавшим свою жизнь борьбе с самодержавием, поднимавшим в своих произведениях вопросы свободы, а также роли поэта в обществе.
Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал» позволяет провести некую параллель с одноименной работой Лермонтова. Валерий Яковлевич употребил в своем произведении всего лишь одну метафору, сравнив клинок с поэтическим даром. По его мнению, все должны в совершенстве владеть острым орудием возмездия. Брюсов считает, что слово имеет очень большое влияние, вопрос лишь в том, желает ли сам поэт оттачивать свое мастерство и доносить до общества скрытый смысл стихов, чтобы они были понятны и ясны.
Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал» позволяет увидеть различия между мировоззрением автора и его предшественников – Пушкина и Лермонтова. Александр Сергеевич и Михаил Юрьевич считали, что поэт должен писать стихи для людей, не обращая внимания на преграды и недопонимание. А вот Валерий Яковлевич думает, что бессмысленно разговаривать о высоких материях, если народ находится в неволе. Поэт не может что-либо изменить, пока люди сами не попытаются избавиться от груза. Писатель должен подчиниться мнению общественности, а не наоборот.
Валерий Яковлевич понимает, что в одиночку он ничего не может сделать. Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал» показывает, что автор отводит поэту роль стороннего наблюдателя и сводит к нулю какое-либо значение литературы. Писатель должен включаться в борьбу, когда начинаются народные волнения. Валерий Брюсов «Кинжал» написал с верой в изменение политической ситуации в стране. Многие считают, что он обладал даром предвиденья, поскольку через два года после сочинения стихотворения произошла революция.
Валерий Яковлевич предсказывал смену общественной информации, он для себя четко решил, на какой стороне будет выступать. Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал» позволяет понять, что автор восхищается творчеством Лермонтова и Пушкина, понимая, что их произведения были более значимыми для общества, чем его работы. Валерий Яковлевич выбирает сторону народа, но сам не может объяснить, почему он это делает. Михаил Юрьевич и Александр Сергеевич в свое время были связующим звеном между разными слоями общества, а вот сам Брюсов таким не является. Поэт не гордится своим творчеством, потому что он не в силах что-либо изменить. В произведениях не слышится призыва к действию, царский режим не обращает на них никакого внимания. Стих Брюсова «Кинжал» еще раз подчеркивает, что он «песенник борьбы», при этом поэт осознает, что ему не хватает вольнодумства Лермонтова и дерзости Пушкина. Валерий Яковлевич не в состоянии руководить толпой, стать ее идейным лидером, его участь – принять волю общественности и раствориться в серой массе.
Кратко об авторе
Дата рождения Валерия Яковлевича Брюсова — 1 (13) декабря 1873 года. Он появился на свет в Москве. Родители с детства воспитывали в будущем поэте принципиальные черты:
- материализм;
- атеизм;
- практичность;
- любознательность.
Несмотря на то, что родители Валерием практически не занимались, мальчик вырос любознательным и очень образованным молодым человеком. Литературный талант он унаследовал от своего отца. Тот тоже писал стихи и даже публиковался в некоторых популярных изданиях того времени. Однако славы и популярности он так и не достиг, чего нельзя сказать о сыне.
Валерий Яковлевич написал своё первое стихотворение в 13 лет. Пробовал писать рассказы, но поэзия его привлекала больше. В юности его кумиром был Некрасов, а также юноша с увлечением изучал творчество Бодлера и Верлена. Эти увлечения хоть и дали толчок, но всё же не сильно повлияли на оригинальный стиль поэта.
Поэзия — не единственный вклад Брюсова в русскую литературу. Он также хорошо известен как талантливый прозаик, критик и драматург. Среди своих современников он выделялся яркими написаниями очерков, а также углублёнными знаниями истории. Безусловно, Брюсов был и остаётся одним из самых ярких основоположников русского символизма.
Анализ стихотворения «Кинжал» Михаила Юрьевича Лермонтова
Александр Сергеевич Пушкин всегда являлся примером для подражания и наставником Михаила Юрьевича. Очень часто Лермонтов обращался к написанным Пушкиным произведениям, после чего сочинял свою интерпретацию образов или продолжал высказанную самим Александром Сергеевичем тему – подобное произошло со стихотворением «Пророк». «Кинжал» Лермонтова также является отсылкой к пушкинскому «Кинжалу» 1821
года. Оба произведения имеют одинаковую форму написания: монолог лирического героя с холодным орудием. Сам же «Кинжал» был написан в1837 году, под впечатлениями от поездки поэта в Грузию. Лермонтов часто посещал могилу своего единомышленника — Александра Сергеевича Грибоедова, и один из таких визитов закончился последующей встречей с женой Грибоедова – Ниной Чавчавадзе. Михаил Юрьевич поддерживал вдову, также он восхищался её стойкостью. Некоторые считают, что Лермонтов испытывал к ней более глубокие чувства. В один день, собравшийся обратно на родину поэт получил из рук Нины памятный подарок – кинжал, являвшийся собственностью самого Грибоедова. Растроганный до глубины души, драматург сразу же принимается за написание стихотворения. Главный литературный прием, к которому обратился Лермонтов при создании стихотворения – это олицетворение: на протяжение всего произведения герой беседует с кинжалом, приписывает ему человеческие качества. В первой строфе описывается отношение лирического героя и его кинжала. Оружие является своего рода товарищем для него. В конце строфы повествуется об истории кинжала: его выковал грузин для мести и сражения. Во второй строфе поэт описывает, как он получил своего «друга». Как раз в этих строках Лермонтов пишет про то, как и по какой причине Нина Чавчавадзе дарит ему кинжал. Далее указывается, что это первый для кинжала раз, когда по нему текла слеза, а не кровь, то есть ныне оружие не служит по своему прямому назначению, теперь оно является сувениром, хранящим в себе светлые воспоминания. В начале третьей строфы упоминается хозяйка кинжала. Её печальные темные глаза останавливаются на герое. Зная историю написания, несложно догадаться, почему у неё возникает грусть: вдова общается с другом мужа, вспоминает счастливые моменты семейной жизни. С поэтом тоска и одиночество отступали от нее, но в момент расставания она осознает, что вновь остается наедине с самой собой. Отныне кинжал становится жизненным спутником лирического героя. Ему герой готов открыться, выговориться, зная, что получит поддержку в трудные жизненные периоды
Память, заключенная в кинжале – самое важное, ведь благодаря ей связь поддерживается даже на расстоянии. В финальных строках ЛГ решает стать таким же «твердым душой», как и его «друг железный»
Под описываемой твердостью духа, которой автор наделяет кинжал, опять же стоит понимать ту силу и стойкость, которой обладала вдова. Возможно, Лермонтов имел ввиду, что ее духовные силы передались ворудие, а уже через него их получил сам поэт. Лирический герой обещает и дальше держаться своих идеалов и жизненных принципов. Стихотворение относится к жанру философской лирики. Лермонтов задействовал очень много литературных приемов, в частности олицетворение и эпитеты. Присутствует сравнение: «Светлая слеза – жемчужина страданья». Примерами эпитетов являются «трепетный огонь», «таинственная печаль», «свободный черкес» и другие. «Кинжал» был написан разностопным ямбом. Также в нем использовалась перекрестная рифмовка – ею Михаил Юрьевич воспользовался для эмоционального усиления.
Образец сочинения
Дружба — одна из ключевых ценностей в жизни каждого, прощание с тем, кого принято называть товарищем, может угнетать. Но наиболее ярко переживания по поводу разлуки находят отражение в поэзии. Тематика расставания с другом рассматривалась и до Пушкина, например, в творчестве Державина, но именно Александр Сергеевич в строках «Разлуки» был более искренен и проникновенен.
Он привык к тому, что родные люди, лицеисты, окружали его и были рядом — на шумных застольях и в минуты печали. Вот почему скорое расставание с ними действительно поразило и лирического героя, и автора. «Разорван он, наш верный круг», — пишет поэт, ему очень горько от мысли, что те, с кем он был близок еще вчера, уже завтра покинут его. И состоится ли встреча с ними в дальнейшем, неизвестно.
Стих, который поэт посвятил своему лучшему другу, дышит поэтической грустью и тоской, Пушкин желает ему обрести те блага, о которых сам мечтать не смеет. Это любовь, счастье, свободное от ограничений творчество. Основное значение поэтического текста в осмыслении лирики автора состоит в том, что он действительно искренне любил своих друзей и верил в то, что их союз сохраниться навсегда, что они смогут поддерживать друг друга пусть не каждый день, но по мере необходимости. Тему вечной привязанности он будет повторять на протяжении всего творческого пути.
Пушкин с грустью пишет о том, что стихи его звучат в стенах лицея, ставшего родным, в последний раз, что он делит «последние мгновения» с Вильгельмом, который стал для него за годы учебы по-настоящему близким и родным. Однако последний час пробил, очень скоро им придется расстаться, жизненные пути пойдут по разным руслам. Но поэт уверен в том, что любые сложности, проблемы, невзгоды и даже настоящие крушения, обвалы они смогут преодолеть, ведь протянуть руку помощи будет готов каждый из его друзей.
Анализ стихотворения Кинжал Брюсова
Валерий Яковлевич Брюсов с большой заслугой и гордостью пополняет ряды классиков русской поэзии. За свой творческий путь писатель попробовал поработать в разных поэтических жанрах. И можно сказать, что он освоил их с большим удовольствием. Его стихотворения продолжают затрагивать за душу и новые поколения. Уже став более зрелым и опытным человеком и писателем, Брюсов начинает искать свое предназначение в гражданской лирике. Это совсем не удивительно, ведь на тот момент у поэта за плечами был уже огромный опыт в литературе. Валерий Яковлевич написал много стихотворений на данную тематику. Самым более известным его произведением того времени считается стихотворение «Кинжал».
Основная идея произведения отводится поэту. Роль главного героя, поэта в целом слишком велика. Он полностью посвящает себя служению обществу. У героя складывается свой взгляд на все происходящее в жизни, своя гражданская позиция. Брюсов был вдохновлен работами Пушкина и Лермонтова, которые в свою очередь писали о свободе, поднимали тему самодержавия и борьбы с ней. Можно сказать что «Кинжал» Брюсова посвящен именно этим двум великим писателям. В своем стихотворении Валерий Яковлевич описывает кинжал не как предмет. Кинжал — это словно главный герой поэт, его труды и работы, в некотором роде, воспевание его самого.
Прочитав стихотворение «Кинжал» можно сделать вывод, что Брюсов хоть и был впечатлен работами своих предшественников, все же имел немного другое восприятие и мировоззрение. Писатель знал, пока народ подневольный, трудно вести беседы о высокой материи, у людей совсем другие проблемы. Стихотворение наталкивает на мысли, что пока народ сам не захочет снять оковы и избавится от гнета, поэт не может ничем помочь. Он всего лишь подчиняется общественности и ее мнению, следуя за ним. Герой Брюсова не видит главного смысла в героизме, он даже выбирает путь, в котором лучше отсидеться в стороне от проблем. Это и отличает его от многих писателей ХIХ века, которые думали немного иначе.
Рисуя образ главного героя, поэт олицетворяет его с собой. Он даже пытается написать все предельно просто и понятно. В стихотворении ощущаются грядущие перемены в истории, ведь возникшая революция набирала оборотов. Благодаря произведению Брюсова можно задуматься о надвигающихся проблемах. Главный герой свято верит в то, что его мысли будут услышаны людьми. Именно он должен вдохновлять и поддерживать народ в их целях и начинаниях.
11 класс кратко по плану. Выразительные средства
Размер и рифма
В анализе «Кинжала» Лермонтова по плану следующий пункт — это определение стихотворного размера и способа рифмования. Творение написано разностопным ямбом, который часто использовался для написания стихотворений на гражданскую тему. Перекрестный способ рифмования придает еще больше лиричности произведению, а строкам — эмоционально-приподнятую окраску.
В стихотворении отсутствует пафосность образов, высокопарность слога. Все строки органично соединены между собой, что придает композиции целостность. Последние написаны возвышенным слогом, потому что поэт в них восхваляет высшее достоинство человека — его стойкость и нравственность духа.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда в творчестве писателя наступил переломный период. Стало частью поэтического сборника, названного “Венок”. Однако впервые было опубликовано не в нём, а в журнале “Новый путь” в 1904 году.Тема стихотворения – место поэта в современном обществе.
Композиция – последовательная, Брюсов от первой строфы до последней развивает мысль о том, что поэт должен быть с народом и выступать за революцию. Но при этом вечная жертва – это не то, что от него требуется.
Жанр – ода.
Стихотворный размер – четырёх- и шестистопный ямб.
Эпитеты – “былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена”.
Метафоры – “шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали”.
История создания
Стихотворение написано в 1903 году, когда предчувствие революции уже ощущалось, однако народ был ещё инертен. Валерий Брюсов в этот период постепенно отходит от принципов символизма и всё чаще демонстрирует свою гражданскую позицию. Её выражением и стал “Кинжал”. Он впервые был представлен читателю в издании “Новый путь” в 1904 году, а впоследствии стал частью известного брюсовского сборника “Венок”.
Его не зря сравнивают со стихами Пушкина и Лермонтова: история создания произведения действительно с ними связана. Однако, опираясь на классиков прошлого, поэт высказывает собственную идею. Если и Пушкин, и Лермонтов писали о том, что поэт во все времена должен быть светочем для толпы, то Брюсов возражает: по его мнению, бесполезные жертвы ни к чему. Творец действительно должен вынимать из ножен “кинжал поэзии”, но только тогда, когда народ выскажет готовность к переменам.
Тропы и образы
В первой строфе описан кинжал лирического героя. У него золотая
отделка,надёжный клиноктаинственного закала (эпитеты). Кинжал – наследьебранного востока (эпитет от существительного брань, то есть борьба).
Во второй и третьей строфах описан характер кинжала, который предстаёт перед читателем как живое существо (развёрнутое олицетворение). Он служил хозяину, как раб (сравнение): не требовал платы за услуги, делил с хозяином забавы, оставлял страшный
след на груди врага (эпитет) и даже по-своему «разговаривал»: звенел, отвечая на обиды, как будто готовясь дать отпор.
Последние две строки третьей строфы противопоставлены остальным шести. Богатая
резьба (эпитет) подобначуждому и постыдному наряду (сравнение, эпитет) в дни службы кинжала. В этом неприятии богатства яркая характеристика кинжала: когда он выполняет своё предназначение, украшения ему мешают.
Следующие две строфы описывают историю кинжала. Его настоящий владелец – наездник в горах, герой, мусульманин. Кинжал снял с мёртвого хозяина отважный
казак (эпитет) за Тереком. Так началось путешествие кинжала. Он двигался вместе с походной лавкой армянина. Последнее пристанище кинжала – стена в комнате лирического героя. Кинжал подобен золотой игрушке (сравнение), бесславной и безвредной (эпитет). Повторение приставкибез (бес) – тоже художественный приём.
Лермонтов подчёркивает одиночество кинжала, его оторванность от привычной обстановки. Его родные
ножны (эпитет) избиты на войне (олицетворение). Сам кинжал называетсябедным спутником героя (эпитет и олицетворение). Быть игрушкой на стене – несчастье кинжала и, в сущности, смерть.
Истинный хозяин кинжала в стихотворении уходит в тень. Его образ важен для Лермонтова не сам по себе, а в связи с кинжалом. Рука хозяина заботлива
по отношению к кинжалу (эпитет). Словачистит иласкает стоят рядом. Кинжал – и орудие, и друг.
Особое место в жизни кинжала занимают надписи на нём. Это не украшения, они имеют прагматическое значение. Эти надписи нужно читать с усердием, обращаясь к Богу. Таким образом, кинжал становится проводником к Богу. В последней строфе дважды повторённое никто не
перечёркивает будущность кинжала. Его судьба обрывается в этой строфе, в конце которой стоит многоточие.
Во второй части сопоставляются кинжал и поэт. Образ кинжала конкретен, у него есть жизнь и история. Поэт в стихотворении – абстрактная фигура. Причём Лермонтов соотносит себя не с поэтом, а с толпой, употребляя местоимение мы
в предпоследней строфе.
Своё время лирический герой характеризует как век изнеженный
,ветхий мир (эпитеты), который морщины прячет под румяна (метафора), сравнивается с ветхой красой.
Воздействие поэзии на общество описано Лермонтовым во всех сферах жизни. Свет внимает ей в немом благоговенье (метонимия и эпитет), поэзия воспламеняет бойца для битвы (синекдоха и метафора), благородные мысли, заложенные в ней, нужны толпе и в бедах, и в радостях.
Поэзия сравнивается с чашей для пиров, фимиамом среди молитвы, божьим духом и колоколом на вечевой башне. Слова поэта некогда воплощали власть, они были могучими (эпитет), их звук мерным (эпитет).
Лермонтов наделяет поэзию божественными возможностями: как дух Божий, носясь над землёй, творил жизнь, так и слово поэта, носясь над толпой, преображает людей, внушая им благородные мысли.
Но всё это в прошлом. Разнообразные функции поэзии исчезли в современном обществе. Лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его.
Простой и гордый
язык истинного поэта (эпитеты) противопоставлен блёсткам и обманам, которые тешат современников лирического героя (метафора). К толпе современников Лермонтов причисляет и себя, откуда в предпоследней строфе появляется местоимениенам, нас . Последняя строфа – это, прежде всего, обращение к самому себе. В ней кинжал не просто остаётся орудием войны, отзывающимся на голос мщенья.
Он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. Поэтому клинок поэта покрыт ржавчиной презренья к блеску света. В последней строчке Лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их.
Центральные персонажи
Главными действующими персонажами стихотворения являются лирический герой и кинжал.
Образ лирического героя вырисовывается из его монолога. Читатель понимает, что перед ним человек с честной и благородной душой, который с болью говорит о расставании с любимой женщиной, но тактично не называет имени, боясь оскорбить ее своими чувствами.
Он клянется быть твердым и непреклонным, не изменять своим принципам и убеждениям. Булатный кинжал для него не только друг, но и «пример не бесполезный».
Образ кинжала символичен. Поэт олицетворяет холодное оружие, наделяя его человеческими чертами. Именно с кинжалом лирический герой ведет задушевную беседу, называет «товарищем светлым и холодным», признается ему в любви.
Кинжал отождествляется поэтом с личностью его бывшего хозяина, А. С. Грибоедова.
Анализ содержания
Четыре строфы стихотворения наполнены особым смыслом. В первых четырех строках автор признается в бесконечной любви кинжалу, называя его своим «светлым и холодным» товарищем, Лермонтов понимает, что этот подарок станет его вечным спутником
Особое внимание уделяется происхождению и предназначению кинжала: — грузин ковал его для кровной мести; — черкес — для освободительного сражения
Во второй строфе автор рассказывает, что кинжал подарила ему женщина. Это становится понятно из слов «лилейная рука». При этом подарок сделан не для применения его во время боевых действий, не для защиты или убийства. Женщина подарила его на память, в знак глубокого уважения.
О самой дарительнице автор говорит, что она твердого характера. Ее черные глаза печальны, они то тускнеют под тяжестью воспоминаний, то загораются яростным пламенем. Натуру женщины Лермонтов сравнивает со сталью клинка, которую невозможно сломить. В четвертой строфе автор приносит торжественную клятву вечно хранить кинжал, оставаться верным своим непреклонным принципам, долгу поэта.
Текст «Кинжал» М.Лермонтов
Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза — жемчужина страданья.
И черные глаза, остановясь на мне, Исполнены таинственной печали, Как сталь твоя при трепетном огне, То вдруг тускнели, то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный.
Анализ стихотворения Лермонтова «Кинжал»
Известны обстоятельства, побудившие поэта к созданию «Кинжала», позже опубликованного в редакции 1838 г. Во время первой кавказской ссылки автор познакомился с семьей князя Чавчавадзе — военного, чиновника и поэта. Корнета Лермонтова очаровали радушные, благожелательные и образованные хозяева богатой усадьбы. Одной из дочерей князя, Екатерине, молодой поэт посвятил два стихотворения. Хотя точных свидетельств не сохранилось, распространено мнение, что старинный клинок автор получил из рук старшей сестры Екатерины — Нины, вдовы Грибоедова. Грузинская красавица-аристократка с трагической историей любви произвела впечатление на Лермонтова.
Пушкинские мотивы «Кинжала», заданные идентичным названием, поддерживаются в первом четверостишии. Аналогична и форма: избран вариант монолога лирического героя, обращенного к беспощадному орудию возмездия.
Развивая тему, Лермонтов действует самостоятельно: он не вносит в произведение революционный пафос, пронизывающий пламенное творение Пушкина. Здесь интонации менее возвышенны и отвлеченны: характерно, что пушкинский кинжал создан богом Гефестом, а лермонтовский «экземпляр» сковал простой смертный, безымянный грузинский мастер. Тема романтической любви и расставания, возникающая с началом второго катрена, также оригинальна и не имеет совпадений с текстом Пушкина.
В изображении кинжала выделяются два определения — «светлый» и «холодный». При помощи этих лексем формируется композиционная структура стихотворения: к ним, как к маякам, постоянно возвращается лирический герой. «Светлая слеза» возлюбленной, мерцание ее черных глаз, напоминающее блеск стали, — система сравнений придает поэтическому тексту стройность, отточенность и красоту. Интересно, что картина расставания с возлюбленной полностью организована через призму «кинжальной» лексики. Подарок получает новую ассоциацию: он символизирует не только месть и честную битву, но преданность в любви.
В финальных строках актуализируется еще одно качество неодушевленного «товарища», «спутника» и «друга» — его прочность. Приемы однотипных олицетворений, разбросанных по тексту, подготавливают читателя к сравнению другого порядка. Оно сосредоточено не на внешних характеристиках — слезах или блеске глаз. Душевные качества лирического героя — верность любви и долгу, мужество и крепость духа — уподобляются кинжальной стали по признаку твердости.
Анализ стихотворения В.Я. Брюсова «Кинжал»
Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика. К последнему жанру автор обращается в период зрелого творчества, став уже известным поэтом, имея за плечами большой литературный опыт. Наиболее известным из гражданской лирики Брюсова является стихотворение «Кинжал», написанное им в 1903 г
и привлекшее к себе большое внимание критики. Основной идеей произведения становится роль поэта, его служение обществу, его гражданская позиция
Стихотворение Брюсова начинается не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о нем: Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, Как и в былые дни, отточенный и острый… И лишь потом появляется фигура поэта, решившего отречься от внешнего мира: Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые… Далее идет противопоставление поэта толпе, герой отказывается от служения людям: Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы… А когда приближается голос бури, он чувствует, что должен быть во главе начинающего движения: Я отзыв вам кричу, я – песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона… К людям обращено основное литературное оружие автора — его поэтический дар. Основная проблема, которую поднимает Брюсов в стихотворении, – историческая своевременность борьбы, предчувствие надвигающихся перемен. Лирический герой появляется уже в первой строфе стихотворения. Но если сначала это фигура отвлеченная, то далее автор говорит, что поэт – он сам: Поэт всегда с люди, когда шумит гроза… И снова я с людьми, — затем, что я поэт… Стихотворение пронизано настроениями грядущих исторических перемен, нарастающей революции, патриотических идей. Образы поэта, кинжала, народа, надвигающейся бури гармонично сочетаются и раскрывают гражданскую тему стихотворения. Брюсовский «Кинжал» создан с применением многочисленных эпитетов («позорно-мелочный строй», «огнистые знамена», «робкие призывы»); ярких метафор («кинжал поэзии», «пробежал кровавый молний свет»). Поэт, изображенный Брюсовым в стихотворении, верит, что его песнь будет услышана и созвучна грядущим переменам. Он поэт, и он должен быть с людьми, он «песенник борьбы» и вдохновитель революционных перемен.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Александр Пушкин — Лемносский бог тебя сковал ( Кинжал )
Лемносский бог тебя сковал Для рук бессмертной Немезиды, Свободы тайный страж, карающий кинжал, № 4 Последний судия позора и обиды. Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона, Свершитель ты проклятий и надежд, Ты кроешься под сенью трона, № 8 Под блеском праздничных одежд.
Как адский луч, как молния богов, Немое лезвие злодею в очи блещет, И, озираясь, он трепещет, № 12 Среди своих пиров.
Везде его найдет удар нежданный твой: На суше, на морях, во храме, под шатрами, За потаенными замками, № 16 На ложе сна, в семье родной.
Шумит под Кесарем заветный Рубикон, Державный Рим упал, главой поник закон; Но Брут восстал вольнолюбивый: № 20 Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он Помпея мрамор горделивый.
Исчадье мятежей подъемлет злобный крик: Презренный, мрачный и кровавый, № 24 Над трупом вольности безглавой Палач уродливый возник.
Апостол гибели, усталому Аиду Перстом он жертвы назначал, № 28 Но вышний суд ему послал Тебя и деву Эвмениду.
О юный праведник, избранник роковой, О Занд, твой век угас на плахе; № 32 Но добродетели святой Остался глас в казненном прахе.
В твоей Германии ты вечной тенью стал, Грозя бедой преступной силе — № 36 И на торжественной могиле Горит без надписи кинжал.
Lemnossky bog tebya skoval Dlya ruk bessmertnoy Nemezidy, Svobody tayny strazh, karayushchy kinzhal, Posledny sudia pozora i obidy.
Gde Zevsa grom molchit, gde dremlet mech zakona, Svershitel ty proklyaty i nadezhd, Ty kroyeshsya pod senyu trona, Pod bleskom prazdnichnykh odezhd.
Kak adsky luch, kak molnia bogov, Nemoye lezviye zlodeyu v ochi bleshchet, I, ozirayas, on trepeshchet, Sredi svoikh pirov.
Vezde yego naydet udar nezhdanny tvoy: Na sushe, na moryakh, vo khrame, pod shatrami, Za potayennymi zamkami, Na lozhe sna, v semye rodnoy.
Shumit pod Kesarem zavetny Rubikon, Derzhavny Rim upal, glavoy ponik zakon; No Brut vosstal volnolyubivy: Ty Kesarya srazil — i, mertv, obyemlet on Pompeya mramor gordelivy.
Ischadye myatezhey podyemlet zlobny krik: Prezrenny, mrachny i krovavy, Nad trupom volnosti bezglavoy Palach urodlivy voznik.
Apostol gibeli, ustalomu Aidu Perstom on zhertvy naznachal, No vyshny sud yemu poslal Tebya i devu Evmenidu.
O yuny pravednik, izbrannik rokovoy, O Zand, tvoy vek ugas na plakhe; No dobrodeteli svyatoy Ostalsya glas v kaznennom prakhe.
V tvoyey Germanii ty vechnoy tenyu stal, Grozya bedoy prestupnoy sile — I na torzhestvennoy mogile Gorit bez nadpisi kinzhal.
Ktvyjccrbq ,ju nt,z crjdfk Lkz her ,tccvthnyjq Ytvtpbls, Cdj,jls nfqysq cnhf;, rfhf/obq rby;fk, Gjcktlybq celbz gjpjhf b j,bls/
Ult Ptdcf uhjv vjkxbn, ult lhtvktn vtx pfrjyf, Cdthibntkm ns ghjrkznbq b yflt;l, Ns rhjtimcz gjl ctym/ nhjyf, Gjl ,ktcrjv ghfplybxys[ jlt;l/
Rfr flcrbq kex, rfr vjkybz ,jujd, Ytvjt ktpdbt pkjlt/ d jxb ,ktotn, B, jpbhfzcm, jy nhtgtotn, Chtlb cdjb[ gbhjd/
Dtplt tuj yfqltn elfh yt;lfyysq ndjq: Yf ceit, yf vjhz[, dj [hfvt, gjl ifnhfvb, Pf gjnftyysvb pfvrfvb, Yf kj;t cyf, d ctvmt hjlyjq/
Ievbn gjl Rtcfhtv pfdtnysq He,brjy, Lth;fdysq Hbv egfk, ukfdjq gjybr pfrjy; Yj ,hen djccnfk djkmyjk/,bdsq: Ns Rtcfhz chfpbk — b, vthnd, j,]tvktn jy Gjvgtz vhfvjh ujhltkbdsq/
Bcxflmt vznt;tq gjl]tvktn pkj,ysq rhbr: Ghtphtyysq, vhfxysq b rhjdfdsq, Yfl nhegjv djkmyjcnb ,tpukfdjq Gfkfx ehjlkbdsq djpybr/
Fgjcnjk ub,tkb, ecnfkjve Fble Gthcnjv jy ;thnds yfpyfxfk, Yj dsiybq cel tve gjckfk Nt,z b ltde dvtyble/
J /ysq ghfdtlybr, bp,hfyybr hjrjdjq, J Pfyl, ndjq dtr eufc yf gkf[t; Yj lj,hjltntkb cdznjq Jcnfkcz ukfc d rfpytyyjv ghf[t/
D ndjtq Uthvfybb ns dtxyjq ntym/ cnfk, Uhjpz ,tljq ghtcnegyjq cbkt — B yf njh;tcndtyyjq vjubkt Ujhbn ,tp yflgbcb rby;fk/