227,анализ стихотворения «благодарность» м, лермонтова

Михаил лермонтов 📜 благодарю

История создания

Стихотворение «Поэт» было написано в продолжение «Смерти поэта», уже в новом, следующем за годом смерти Пушкина, 1838 году. Читатели познакомились с произведением в 1839 году, в журнале «Отечественные записки». Лермонтов побывал в кавказской ссылке, но не сломался, а, скорее, закалился духом, окончательно утвердился в своих убеждениях относительно особого предназначения поэта.

Образ кинжала, вынесенный из воинственной культуры Кавказа и личного опыта, полученного во время службы, явился для Лермонтова яркой метафорой силы и власти. Он считал слово мощным оружием и хорошо знал ему сцену.

Анализ стихотворения Лермонтова «Благодарю!» 1 вариант

В 16 лет Михаил Лермонтов влюбился в Екатерину Сушкову – барышню кокетливую и не воспринимавшую всерьез своего кавалера. Тем не менее, она была прекрасно осведомлена о чувствах юного поэта и иногда даже подыгрывала ему, проявляя благосклонность. Лермонтов прекрасно понимал это, и в 1830 году посвятил своей избраннице стихотворение «Благодарю!».

Это произведение в полной мере показывает, насколько глубинным и серьезным было увлечение автора, которые радовался даже тому, что его стихи не вызывают улыбки со стороны возлюбленной. Именно за это он благодарит Екатерину Сушкову, хотя и понимает, что был выслушан из вежливости. Однако «притворное вниманье» для молодого поэта является тем живительным глотком надежды, которого он так жаждет. Именно это стихотворение показывает, что Лермонтов обладает не по годам зрелым разумом, но при этом не может справиться со своими чувствами. Из-за этого возникает внутренний дисбаланс, который тяготит поэта и заставляет его совершать опрометчивые поступки, о которых он потом часто жалеет. К ним, в частности, относятся стихотворные признания в любви, адресованные Сушковой, которые он с завидным упорством вручал девушке при каждом удобном случае. Из тщеславия она их бережно хранила, что впоследствии сослужило прекрасную службу всей русской литературе. Ведь благодаря Сушковой значительная часть произведений любовной лирики поэта была опубликована после его смерти, пролив свет на личную жизнь Лермонтова.

Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ)

Описывая свою избранницу, Лермонтов отмечает ее «чудный взор» и подчеркивает, что «острота речей останутся навек в душе»

Однако автор больше всего на свете боится быть отвергнутым поэтому даже малейшее внимание к своей особе со стороны Сушковой воспринимает, как дар небес. Вместе с тем, Лермонтов не желает «умножить в цвете жизни печальную толпу твоих рабов», то есть пополнить многочисленную армию поклонников, чьи чувства остаются без ответа

Он готов терпеть насмешки избранницы и ее равнодушие, лишь бы не услышать слова «благодарю», которое при определенном контексте можно рассматривать как отказ от общения.

Это для юного поэта равносильно смерти, поэтому он готов прощать своей возлюбленной равнодушие и пренебрежение, лишь бы не лишиться ее общества. И за эту малость он готов благодарить судьбу, считая, что возможность хоть изредка видеть Екатерину Сушкову является для него щедрой наградой.

Композиция и жанр

В первой части стихотворения отмечено тяжёлое душевное состояние главного героя. Эти чувства знакомы каждому человеку — тревога, скорбь, отчаяние, непонимание. Во второй строфе раскрывается смысл слов, с которыми главный герой обращается к Творцу — молится. В произведении не сообщается, что за молитву имел в виду автор

Но это и неважно. Ведь с какой бы просьбой человек ни обратился к богу, после неё наступит состояние душевной чистоты, умиротворения и покоя

Именно эти ощущения возникают при прочтении заключительной части: «И верится, и плачется, и так легко, легко…».

Стих Лермонтова «Молитва» — произведение лирическое. Здесь по-прежнему находятся черты романтизма, которые присутствуют в лермонтовской лирике. Однако автор уже изменил свой взгляд на религию, которая теперь выступает для него островком спасения и успокоения. В первой строфе можно заметить великолепную звуковую организацию на основе звука «у». Это придаёт звучанию тягучесть церковного песнопения. Необходимо отметить эпитеты, которые присутствуют в работе:

  • «минуту трудной»;
  • «молитву чудной»;
  • «силу благодатной»;
  • «прелесть святой и непонятной».

Популярные темы анализов

Слияние человека и природы — тема, которая просматривается в лирике Афанасия Афанасьевича Фета во всем многообразии и многоголосии. Природа становится средством выражения наслаждения, радости, эстетического потрясения поэта.

Стихотворение Аполлоном Николаевичем Майковым было написано в 1857 году. Майков являлся русским писателем, жившим в 19 веке. Писатель походил из древнего рода, где было множество знаменитых писателей, живописцев.

Стихотворения русского поэта Константина Николаевича Батюшкова, всегда отличались своей индивидуальностью и непохожестью. И все потому, что его стихотворения были, одними из первых в отечественной литературе.

  • 16 школа батайск педагогический состав

      

  • Какую роль играла в новгороде княжеская власть почему новгородская земля избежала дальнейшего кратко

      

  • Что делает фермер кратко для детей

      

  • Как украсить новогодний стол детям в школе

      

  • Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни к наземному кратко

История создания

По словам исследователей, эти строки стихотворения — обращение к Богу, хотя написаны, как обращение к женщине.

Строки завуалированы для цензуры, чтобы был пропуск в печать, поскольку в его страданиях отчасти виноваты сильные мира сего: гонение за вольнодумство, ссылка на Кавказ.

Поэту дано не мало, но он не может, да и не хочет найти золотую середину, между любовными чувствами и происходящими событиями в общественной жизни, его отношением к политике, не желает компромиссных решений проблем.

Тема страданий, мучений, несбывшихся надежд, разочаровании, апатии. Усталости от депрессивного состояния, неверие в своё счастье, желание ухода из жизни.

Философская лирика. Молитва.

Читайте по теме:

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в наш век изнеженный»; «в немом благоговенье», «струя светлей лазури», «ветхий мир», «осмеянный пророк»;
  • олицетворения: «наезднику служил», «забавы он делил» (о кинжале), «нас тешат блёстки и обманы», «мир привык морщины прятать под румяны»»;
  • сравнения: «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, // Как фимиам в часы молитвы», «как божий дух, носился над толпой», «Как ветхая краса, наш ветхий мир привык // Морщины прятать под румяны…»;
  • метафоры: «…была б ему богатая резьба // Нарядом чуждым и постыдным…», «Игрушкой золотой он блещет на стене…»;
  • антитезы: «прежде — теперь», «оружие – игрушка».

С помощью аллитераций на «с», «ж», «ч», «ш» поэт прорисовывает мужественный образ кинжала. Это холодное оружие, со свистом рассекающее воздух, словно блестит и переливается, когда его достают из ножен, чтобы полюбоваться.

Когда же Лермонтов обращается к поэту, на смену шипящим приходят соноры, речь звучит более плавно, лениво. Этот контраст подчёркивает изменившееся положение поэта: прежде он действовал, теперь – спит.

Ассонансы с «о», «и», «у» усиливают напряжённость звучания, передают драматизм действия.

Основная идея

Главная мысль и идея стихотворения «Молитва» – сила молитвы, ее способность дать человеку успокоение, защиту от жизненных тревог и душевных метаний.

К моменту написания текста Лермонтов был уже зрелым, сформировавшимся поэтом со своей духовной и философской позицией. Взгляд поэта на христианские ценности трансформировался на протяжении его творческого пути, и смысл его «Молитвы» — это попытка оценить внутреннюю веру человека как инструмент борьбы с унынием и печалью. Сам акт обращения к высшим силам и вера в силу искренних, идущих от самого сердца слов становится первым шагом к поиску выхода из мрака одиночества и отчаяния. Образно можно представить это как выход из темной пещеры к дневному свету, именно «светло» становится главным описанием состояния обновленного после молитвы лирического героя.

Анализ, план, история написания стиха «Тучи» Лермонтова

Идея и основная мысль стиха

Михаил Лермонтов написал стихотворение «Тучи» незадолго до трагической смерти. Некоторые современники поэта утверждали, что это случилось весной 1840 г., точнее в апреле, когда Лермонтов выехал в очередную ссылку на Кавказ.

Многие считают, что Михаил Лермонтов чувствовал свою скорую кончину и смерть. Его последние стихи полны трагизма, и стих «Тучи» не исключение. Читая текст стихотворения, вы можете уловить тонкие намеки на судьбу поэта и скорую смерть. Кажется, что Лермонтову уже нечего бояться в этой жизни, особенно по дороге в ссылку.

В первых 2-х строках слово «Тучки» воспринимается как природное явление. Далее, в стихе, «тучи» — это символ судьбы поэта. Давайте рассмотрим подробнее. Изгнание «с милого севера» звучит и выглядит непривычно, ну как север может быть милым? Ведь обычно, север в поэзии – холод и мрак, а Юг, напротив, царство тепла и света.

Поэтому «Тучки» вроде бы должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». Через эти строки мы видим, что Лермонтов имеет ввиду ссылку на Кавказ.

Михаил считал себя правым и как бы перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. Однако, Лермонтов уже давно был не мил ни только царю, но и большей части высшего общества. Он был не любим  за скрытность и молчаливость, за свои произведения. Лермонтов понимал, что он раздражает многих. Перед своей последней поездкой он говорил, что едет на Кавказ в поисках смерти.

Заключительная строфа стиха грустная… Лермонтов устал от жизни, он ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значимости своего творчества. Ему стали «чужды… страсти и… страдания». Поэт одинок. Он был патриотом, однако признался: «Нет у вас родины». Его уже 2й раз изгоняют из России, которой он хотел посвятить свою жизнь.

Михаил Лермонтов «Молитва»: анализ стихотворения

Михаил Лермонтов «Молитва» — это не просто стихотворение, а лирический монолог автора, написанный ямбом с пиррихием. Лермонтов пишет о том, что в жизни наступила трудная минута, он ищет утешения и сразу дает ответ на вопрос, где его найти — в молитве. Интересно, что автор не называет название молитвы и ничего не говорит о словах, которые мысленно произносит, но описывает свои ощущения, а в конце стихотворения мы видим и результат молитвы — облегчение, освобождение от тяжелых мыслей.

Тоска в «Молитве» — это символ невозможности поверить, тяжких сомнений, поэт рассказывает о том, что есть способ победить их. В то время, когда Лермонтов писал «Молитву», у него был творческий кризис и трудный период в жизни, но мы видим, что он нашел выход из него.

В стихотворении употребляются эпитеты, Лермонтов называет:

  • минуту трудной,
  • молитву чудной,
  • силу благодатной,
  • прелесть святой и непонятной.

И олицетворение «Грусть теснится и прелесть дышит», а также сравнение «сомнение – как бремя».

Художественные приемы и тонкая лирика стихотворения «Молитва» позволили ему войти в историю Русской литературы.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Анализ стихотворения «Благодарю» Лермонтова 2 вариант

Ранняя любовная лирика Михаила Юрьевича Лермонтова вызвана чувством к Екатерине Александровне Сушковой.

Стихотворение написано в августе 1830 года. Его автору в эту пору почти исполнилось 16 лет, он проводит лето в имении бабушкиного брата, где знакомится с обворожительной Е. Сушковой. Именно ей посвящено стихотворение. Следует отметить, что этот период их отношений самый мучительный для юноши: его чувство уже обнаружено, но по-прежнему безответно. Более того, близится осень, которая разведет их жизненные пути еще на несколько лет. По жанру – любовная лирика, по размеру – ямб с опоясывающей рифмовкой, 4 строфы. Рифмы и открытые, и закрытые. Лирический герой – сам жестоко влюбленный поэт. В композиции произведения выделяется хлесткий многозначный рефрен «благодарю». В каком-то смысле, можно сказать, что меньше всего в нем чувствуется как раз благодарности. Итак, стих с признаньем ты «без смеха приняла»: герой с горькой иронией выражает девушке свою признательность. Измученный насмешками, колкостями и обидным безразличием, он садится писать стихи, приободренный столь ничтожным знаком внимания. «В другом краю»: герой чувствует, что эта страница жизни будет перевернута, его страдания закончатся. Похоже, словом, вынесенным в название стихотворение, она ответила на вручение стихов. Поэту в нем слышится почти оскорбление, слишком светский тон. В 3 строфе он справедливо замечает, что не хотел бы лучшие годы жизни потратить на обожание кокетки, присоединиться к «печальной толпе рабов» (толпа печальна, потому что, как знал поэт, счастливого соперника у него не было, все воздыхатели были в более-менее одинаковом положении). И все же он задет глубоко. Не такой юноша ждет реакции на признание в любви. В финальной строфе он внутренне готовится быть уничтоженным неумолимой красавицей, однако не может отрицать, что сердце его дрогнуло, впервые столкнувшись с «благодарю!» вместо града «язвительной укоризны». В заключительных строках он сообщает героине, что этот опыт был бесценен для него, как для поэта. Поэтому ему не на что жаловаться в преддверии разлуки, на пути в самостоятельную жизнь, на пути в жизнь литературную. Эпитеты: чудный взор, притворное вниманье, жестокой укоризны. Метафора: взор убьет. Инверсия: возродила ты.

Впервые «Благодарю» Михаила Лермонтова было напечатано в «Библиотеке для чтения» уже после смерти поэта.

История создания

В лирике Лермонтова отдельное место занимает тема молитвы. Воспитанный в христианской традиции, поэт часто обращался в своих текстах к Богу, это могла быть просьба о помощи и защите или некий спор со Всевышним, но всегда – определенное таинство, где поэт имел возможность говорить о самом сокровенном.

«Молитва» была написана в 1839 году. В этот период Лермонтов часто посещал салон Карамзиных, где познакомился с молодой княгиней Марией Алексеевной Щербатовой. По свидетельствам друзей, умная и красивая княгиня восхищалась творчеством молодого поэта. Молодые люди были увлечены друг другом.

В беседах с княгиней Лермонтов рассказывал о тоске, которая часто настигает его в одиночестве, и Мария Алексеевна однажды посоветовала ему свой проверенный способ борьбы с этим недугом: искренняя молитва, разгоняющая любое уныние. Серьезно относившийся к ее словам и дороживший дружбой с ней, поэт прислушался и вскоре создал свою «Молитву».

Стихотворение было издано в 1842 году, уже после гибели поэта.

Тема произведения

Работа Лермонтова «Молитва» — это стихотворение, где душевные метания героя переданы в рамках христианской тематики. Автор пишет о вере, силе молитвы, приводящей к спокойствию в душе.

Важно понимать, что это стихотворение поэт написал в том возрасте, когда у человека сформировались его основные постулаты и отношение к жизни, поэтому принято считать, что Лермонтов ассоциирует себя с главным героем стихотворения. Тогда становится ясно, что автор к концу жизни примирился с богом и с самим собой

Ведь так проникновенно описать состояние блаженства может только глубоко верующий человек.

Идея стихотворения состоит в том, что молитва обладает силой, которая даёт успокоение каждому в трудную минуту. Это сообщение всем — без веры человек жить не может. Именно простая молитва помогает справиться с тоской, отчаянием, хандрой, метаниями мыслей; своеобразное универсальное лекарство от всех душевных болезней человека. Поэт передаёт эти чувства через метафоры:

  • сила слов;
  • теснится грусть;
  • святая прелесть дышит… в них.

Средства выразительности

Эпитеты

Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

  • Михаил Лермонтов ~ Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести…) (+ Анализ) — 08.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Кто в утро зимнее, когда валит… — 01.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ) — 21.11.2021

За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был… Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.

Дата создания: 1840 г.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

p, blockquote 3,0,1,0,0 —>

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

p, blockquote 6,1,0,0,0 —>

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

p, blockquote 9,0,0,1,0 —>

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Незадолго до своей трагической гибели, в 1840 году, Лермонтов пишет стихотворение “Благодарность”, воспроизводя в стихах субъективно личное чувство, обращенное к Богу. Поэт подводит итоги всей жизни, как будто предчувствуя свою учесть на нашей земле.

Стихотворение воспринимается как молитва, что было распространено среди великих поэтов, занесших свои имена в историю. Именно молитва помогает в трудные минуты жизни, и человек такого масштаба создает ее для себя. Повторяя в трудные минуты жизни молитвы, дает спасенье с безвыходных ситуаций, когда чувствуешь, что все силы покинули тебя.

Первые шесть строк и являются молитвой, начинающиеся с предлога “за”. Заканчивается молитва многоточием. Последние две строки являются просьбой о смерти. Герой стиха демонстрирует нежелание больше жить и идет прямиком навстречу к смерти.

В первую очередь автор благодарит судьбу за опыт и испытания, которые она ему уготовила на своем нелегком пути. Лишь только колоссальный труд, упорство, вера в свои силы делает человека сильнее и мудрее. Радость жизни, победа, удача в избытке делают наше существование ничтожным. Человек перестает ценить малейшие радости жизни, которые на самом деле доставляют больше всего удовольствия.

Вторая строчка стихотворения говорит о Лермонтове, что автор многого не выносил на показ, был очень скрытным человеком. Возможно, ему было легче многие темы сдержать в себе, чем выставить на показ. У читателя формируется чувство замкнутости, возможно негативного мышления, это прослеживается во многих стихотворениях автора. Строки этого произведения вызывают чувство сострадания.

Автор наконец то решается выплеснуть все что у него накопилось в душе, ему хочется кричать об этом. В нем борется несовместимость своего Эго с окружающей действительностью и даже более того, вообще со всем миром и даже с самим устройством мира, человечества в целом. Это свойственно людям, но у такого гения, как Лермонтов проявилось в особой форме. Ощущение своей ненужности, непонимания окружения. Все это привело мятущуюся душу поэта к гибели. Очень тяжело это понимать и воспринимать. Дар напрасный, дар случайный, жизнь! Зачем она дана! Что может быть трагичнее?!

Лермонтов приходит к выводу, что за свой безграничный дар, одного из лучших, в своей не легкой профессии литератора, он вынужден постоянно ощущать лишения и страдания. Самая тяжелая ноша, которые может испытать на пути к своей цели человек.

Кратко по плану

Анализ стихотворения «Благодарю» Лермонтова

Ранняя любовная лирика Михаила Юрьевича Лермонтова вызвана чувством к Екатерине Александровне Сушковой.

Стихотворение написано в августе 1830 года. Его автору в эту пору почти исполнилось 16 лет, он проводит лето в имении бабушкиного брата, где знакомится с обворожительной Е. Сушковой. Именно ей посвящено стихотворение. Следует отметить, что этот период их отношений самый мучительный для юноши: его чувство уже обнаружено, но по-прежнему безответно. Более того, близится осень, которая разведет их жизненные пути еще на несколько лет. По жанру – любовная лирика, по размеру – ямб с опоясывающей рифмовкой, 4 строфы. Рифмы и открытые, и закрытые. Лирический герой – сам жестоко влюбленный поэт. В композиции произведения выделяется хлесткий многозначный рефрен «благодарю». В каком-то смысле, можно сказать, что меньше всего в нем чувствуется как раз благодарности. Итак, стих с признаньем ты «без смеха приняла»: герой с горькой иронией выражает девушке свою признательность. Измученный насмешками, колкостями и обидным безразличием, он садится писать стихи, приободренный столь ничтожным знаком внимания. «В другом краю»: герой чувствует, что эта страница жизни будет перевернута, его страдания закончатся. Похоже, словом, вынесенным в название стихотворение, она ответила на вручение стихов. Поэту в нем слышится почти оскорбление, слишком светский тон. В 3 строфе он справедливо замечает, что не хотел бы лучшие годы жизни потратить на обожание кокетки, присоединиться к «печальной толпе рабов» (толпа печальна, потому что, как знал поэт, счастливого соперника у него не было, все воздыхатели были в более-менее одинаковом положении). И все же он задет глубоко. Не такой юноша ждет реакции на признание в любви. В финальной строфе он внутренне готовится быть уничтоженным неумолимой красавицей, однако не может отрицать, что сердце его дрогнуло, впервые столкнувшись с «благодарю!» вместо града «язвительной укоризны». В заключительных строках он сообщает героине, что этот опыт был бесценен для него, как для поэта. Поэтому ему не на что жаловаться в преддверии разлуки, на пути в самостоятельную жизнь, на пути в жизнь литературную. Эпитеты: чудный взор, притворное вниманье, жестокой укоризны. Метафора: взор убьет. Инверсия: возродила ты.

Впервые «Благодарю» М. Лермонтова было напечатано в «Библиотеке для чтения» уже после смерти поэта.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Средства выразительности

Стихотворение совсем небольшое по объему, но содержит много тропов, помогающих поэту более образно и точно выразить заключенную в тексте идею.

  • Активно используются эпитеты, одновременно простые и возвышенные, как будто из текста молитвы: «трудная минута», «чудная молитва», «благодатная сила», «святая прелесть».
  • Картина зримых и живых душевных изменений героя рисуется с помощью метафор: «теснится грусть», «дышит непонятная, святая прелесть в них».
  • Очень уместным становится вольное использование поэтом фразеологизма «камень с души упал»: «с души как бремя скатится», описывает состояние после чтения молитвы Лермонтов. Этот образ позволяет наглядно изобразить, как душевная тяжесть героя сменяется ощущением необыкновенной внутренней легкости.
  • Очень красивый ассонанс «у» в первой строфе делает текст созвучным церковному песнопению, добавляет ему певучести и тягучести.
  • Из синтаксических средств выразительности стоит отметить инверсию («одну молитву чудную твержу я наизусть»), стилистически приближающую стихотворение к религиозному тексту.

Среди религиозной и философской лирики М. Ю. Лермонтова значимое место занимает стихотворение «Молитва». В нем нашли выражение мучительные душевные искания поэта, попытка исцелиться от печали, сомнений и одиночества с помощью искренних слов молитвы. Простые и, одновременно, возвышенные слова и конструкции, композиция, мелодика и средства выразительности делают лирический текст Лермонтова похожим на молитву, наделяют его чудесной силой дарить спокойствие и свет.

Анализ стихотворения Лермонтова «Благодарю!» 1 вариант

В 16 лет Михаил Лермонтов влюбился в Екатерину Сушкову – барышню кокетливую и не воспринимавшую всерьез своего кавалера. Тем не менее, она была прекрасно осведомлена о чувствах юного поэта и иногда даже подыгрывала ему, проявляя благосклонность. Лермонтов прекрасно понимал это, и в 1830 году посвятил своей избраннице стихотворение «Благодарю!».

Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ)

Описывая свою избранницу, Лермонтов отмечает ее «чудный взор» и подчеркивает, что «острота речей останутся навек в душе»

Однако автор больше всего на свете боится быть отвергнутым поэтому даже малейшее внимание к своей особе со стороны Сушковой воспринимает, как дар небес. Вместе с тем, Лермонтов не желает «умножить в цвете жизни печальную толпу твоих рабов», то есть пополнить многочисленную армию поклонников, чьи чувства остаются без ответа

Он готов терпеть насмешки избранницы и ее равнодушие, лишь бы не услышать слова «благодарю», которое при определенном контексте можно рассматривать как отказ от общения.

Это для юного поэта равносильно смерти, поэтому он готов прощать своей возлюбленной равнодушие и пренебрежение, лишь бы не лишиться ее общества. И за эту малость он готов благодарить судьбу, считая, что возможность хоть изредка видеть Екатерину Сушкову является для него щедрой наградой.

Популярные темы анализов

Красоты зимы, в разные этапы жизни, человек воспринимает с разным эмоциональным окрасом. Наиболее ярки и наивны эмоции в подростковом возрасте. В 15 лет у Есенина еще не было всеобщего признания и «имени», но был великий талант и чувство прекрасного.

Произведение «Береза» Есенин пишет в 1913 году, автору тогда только стал совершеннолетним. В это время поэт проживает в столице, но в своем творчестве всегда будет верным родным краям. Стихотворение словно посвящается березе,

Есенин был любим женщинами, но сам любил немногих. Тёплые чувства были у него к Зинаиде Райх, она была его первой женой. У них родились двое детей, но они не смогли удержать Есенина в семье, и он ушёл к другой.

Есенин в стихотворении пишет о том, что приехал в отчий дом больше чем через десять лет. Он не узнал родную деревню и был удивлен изменениям в ней. В деревни все стало чуждо и незнакомо Есенину, кроме большой горы с камнем у подножия.

Игорю Северянину открылся дар поэта, когда ему было восемнадцать лет. В этом возрасте он влюбился в девушку, которую звали Евгенией, вскоре она стала музой для него, и молодой литератор стал называть её Златой. Именно в этом возрасте он

«Благодарность», анализ стихотворения Лермонтова

В XIX веке было принято за все благодарить Всевышнего, выражая слова благодарности в молитве. Молитва была широко распространена и как жанр поэзии. Известны «Молитвы» в творчестве поэтов XIX века: Федора Глинки, Николая Языкова, Александра Пушкина. В ХХ веке, в эпоху воинствующего атеизма, не побоялись создать свою «Молитву» Анна Ахматова. Осип Мандельштам, Николай Гумилев.

Были свои молитвы и у Михаила Юрьевича Лермонтова. Очевидно, что мальчик, росший без отца и без матери, все свое детство проведший в военной казарме, должен был просить у Бога помощи и благодарить его за помощь. Самым первым признанием поэта в своих грехах стало стихотворение, написанное в 15 лет. Герой со всей юношеской горячностью признается в своих страстях, ведь в христианском понимании страсть – высшая степень греха. Уже тогда юный поэт вступает в скрытую полемику с известной Нагорной проповедью, призывающей христиан «входить тесными вратами», потому что «широкие врата» ведут к погибели, а многие идут именно через них. Но герой Лермонтова умоляет «Всесильного» не карать его за то, что он больше любит «мрак земли могильной» с ее страстями, и обещает, что выйдет на «тесный путь спасенья», когда сможет освободиться «от страшной жажды песнопенья».

В возрасте 24 лет, в 1838 году, уже став известным поэтом, Лермонтов пишет еще одну «Молитву». начинавшуюся знаменитыми словами: «В минуту жизни трудную…» Стихотворение отличается особым восприятием. Очень много произведений поэта содержит мотив одиночества. Возможно, именно молитва, которую герой «твердил», помогала ему в трудные минуты жизни. Вера в Бога, в благодатную силу молитвы, не только избавляла героя от душевных мук, но и оставляла все сомненья далеко. Утраченная, но вновь обретенная вера оставляла у героя ощущение, от которого на душе «легко, легко».

Однако незадолго до своей трагической гибели, в 1840 году, Лермонтов пишет еще одно стихотворение, обращенное к Богу. Оно называется «Благодарность». но слова, звучащие в нем, воспринимаются так иронично, что каждому понятно: поэт подводит безрадостный итог всей жизни. Это стихотворение есть не что иное, как лирическая демонстрация жизненной позиции Лермонтова.

Современники усматривали в нем полемику с известным тогда произведением Василия Красова «Хвала тебе, Творец». Сын протоирея, он обладал даром красноречия, а стихи начал писать еще в семинарии. Стихотворение «Хвала Тебе» было написано в 1839 году и заканчивалось такими словами: «Благодарю, Творец, за все благодарю». У него адресат обозначен точно – это Бог. Читая стихотворение Лермонтова, не сразу понимаешь, кому выражена благодарность. Были и те, кто считал это любовным посланием. Поскольку герой упоминает и «горечь слез», и «отраву поцелуя», то читатели склонны воспринимать это как лирическое обращение к возлюбленной.

Однако последние строчки убеждают, что это дерзко-иронический вызов Богу, который, по мысли героя, создал слишком парадоксальный и несовершенный мир. В таком мире человек испытывает только чувство одиночества и разлад с действительностью, враждебной ему. Особенно горько звучат слова благодарности за то, что герой пережил не только «месть врагов» (что вполне допустимо), но и «клевету друзей». не только «горечь слез». но и «отраву поцелуя». За то, что его жизнь теперь больше напоминает пустыню, где он напрасно растратил «жар души» .

Шесть строчек, начинающихся одинаково, — поводом для благодарности, обрываются многоточием, а заканчиваются парадоксальной просьбой – устроить так, чтобы герой недолго благодарил Создателя. По сути, это почти не прикрытая просьба о смерти. Конечно, стихотворение свидетельствует о духовном кризисе поэта. Герой – alter ego самого поэта – открыто демонстрирует свое нежелание жить, он как будто идет навстречу смерти.

Однако исследователи творчества Лермонтова отмечали, что вызов Богу, содержащийся в последних двух строчках, свидетельствует о чрезмерной гордости героя. Ведь он даже не называет того, к кому обращена его «Благодарность», можно только догадываться, что речь идет о том, кого Красов с благоговением назвал Творцом. Причину своих несчастий герой видит в окружающей действительности, себя же ни в чем не укоряет. Гордость, граничащая с гордыней, не позволяет ему увидеть свои недостатки, ведь на его долю выпало слишком много разочарований.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф. По краткости, смысловому наполнению и простоте выражения оно сравнимо с той самой молитвой, о которой повествует.

  1. Первая строфа изображает тяжелый период, который может случиться в жизни любого человека, когда в сердце «теснится грусть». Уныние, подавленность обстоятельствами и беспричинная грусть – это то, что заставляет лирического героя искать успокоения и отрады в чтении молитвы.
  2. Далее поэт описывает молитву и заключенную в ней «благодатную силу». Лермонтов очарован ее загадкой, любуется «непонятной святой прелестью», которая рождается в простых словах искренней и светлой молитвы.
  3. В заключительной строфе описывается сам исцеляющий эффект молитвы. Вместе с важными словами и пролитыми слезами из души человека уходит тяжелое бремя печали, уступая место вере в будущее и новым светлым надеждам.

Литературный анализ стиха Тучи

Композиция: состоит из двух частей. Первая часть – 2 строфы, в первой поэт задает вопрос, во второй отвечает на него.Поэт сравнивает себя с тучами. Однако, тучи свободны, а поэт нет. Он покинул дорогих людей и уехал на чужой Кавказ, чтобы укрощать народы, живущие своей вольной жизнью. В отличие от туч, он не свободен.Стихотворение написано дактилем, трехсложным стихотворным размером, в котором ударение падает на первый слог. И потому рифмы получаются безударные, женские. Рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности

  • Эпитеты – небесные, вечные, милого южную, тайная, открытая, бесплодные
  • Метафоры – лазурною (степью). Здесь под метафорой лазурной степи скрывается небо. Цепью жемчужною. Поэт сравнивает беловатые тучи с жемчугом. Следующие метафоры – клевета ядовитая. Краткая форма прилагательных «чужды» и «вечно» тоже служит метафорами.
  • Олицетворения – странники, изгнанники.

В произведении встречаются следующие фигуры речи: антитезы: тайная – открытая, с милого севера – в сторону южную. Часто повторяются некоторые слова:

  • поэт применил частицу «или» во всех формах 5 раз;
  • по два раза использованы слова чужды и вечно;
  • трижды встречается частица нет. (lermontovm.ru)

История и предпосылки создания стихотворения

В России в ряде центральных губерний вспыхнула эпидемия холеры, которая повлекла за собой растерянность, страх, и недовольство крестьян. Недовольство оборачивалось против собственных помещиков, уездных и губернских чиновников.

Европу тоже лихорадило. В июле 1830 года во Франции вспыхнула очередная революция, в результате которой Карл Х был вынужден отречься от престола в пользу Луи Филиппа Орлеанского. В августе 1830 года вспыхнуло восстание в Брюсселе. В Греции война за независимость от османской империи длилась с 1821 по 1832 год. Обо всех этих событиях Лермонтов, свободно читавший по-французски, не мог не знать. Российские дворяне читали заграничную прессу. Некоторые сообщения о событиях, происходящих за пределами Российской империи, несмотря на цензуру, все же просачивались в российские журналы, обсуждались в салонах.

Молодой человек, помнивший о восстании декабристов, понимал, что недалек тот час, когда народ поймет: так жить, как живут российские крестьяне, нельзя. Человек имеет право жениться и выходить замуж по своей воле, не спрашивая у барина разрешения. Человек имеет право работать для себя, или получать достойную оплату за свой труд.

«Предсказание» – это не мистическое озарение, это плод логических рассуждений и размышлений над будущим России, это предупреждение властям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: