10 лучших стихотворений о царском селе, новости пушкин спб

Анализ стихотворения «царское село» (а.с. пушкин)

Содержание

Стихотворение несёт черты как элегии, так и оды. Лирический герой созерцает памятники Царского Села: Чесменскую колонну в память о победе русского флота над турками в 1770 году, обелиск в честь победы армии Румянцева над турками при Кагуле в 1770 году — и вспоминает славных полководцев екатерининской эпохи, их победы и поэтов, которые их воспевали.

Затем герой думает о новом веке, новой военной грозе, потрясшей Россию: вторжение Наполеона в Россию, неотвратимое движение всесокрушающей французской армии, на пути которой встаёт русская, битва при Бородино, сгоревшая Москва, изгнание французов и покорение Парижа, причём вместо мщенья за Москву Россия несёт Франции и всей Европе мир. Стихотворение заканчивается обращением к поэту нового времени — «скальду России» Жуковскому — с призывом воспеть новые победы.

В стихотворении отчётливо заявлена высокая роль поэта в обществе: каждой эпохе нужны не только полководцы и ратники, но и поэты, которые вдохновляют героев на подвиги.

Экзамен

И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Холст, масло. 123.7 × 195.5 см. Царскосельский Лицей (Всероссийский музей А. С. Пушкина), Санкт-Петербург.

Экзамен состоялся 8 января (21 января) 1815 года. Державин был уже очень стар. Экзамены шли долго, и поэт утомился. Он оживился, когда начался экзамен по русской словесности. Все лицеисты читали, разбирали и хвалили державинские стихотворения. Старик внимательно и с удовольствием слушал. Затем вышел Пушкин. Позднее он вспоминал:

«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит меня».

На последовавшем за экзаменом парадном обеде Разумовский, довольный впечатлением произведенным на гостей молодым поэтом, сказал отцу Пушкина: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».

Анализ стихотворения Пушкина Царское село

Известный стих Александра Пушкина «Царское село» написан 1819 года, но считается незаконченным. В столице Молдовы, Кишинёве поэт снова вернулся к этому стихотворению, но произведение так и не было дописано. Причиной написания стали воспоминания о годах учебы в Царском лицее, которые автор считает лучшими годами в своей жизни.

Соответственно, тема произведения – воспоминания автора о годах в Царском селе, обучении в Царском лицее. Также другой, более аллегоричной, является тема, которая лично касается Александра Пушкина: писатель не войны, а мира.

В произведении много метафор: «поет героев и войну», «певец дубрав», «давно знакомый гений». Эти тропы являются тоже одновременно перифразом. Также стих богат на эпитеты: «липовые сени», «злачные берега», «мирные песни», «волшебные места». Автор использует литературную лексику.

Композиция стиха имеет две части. Первая рассказывает об годах в Царском лицее, а вторая рассказывает об взгляде Пушкина на себя в качестве поэта. Также стих написан ямбом с парной рифмой.

Поэтическая лексика выражена в олицетворении: «Воспоминание, рисуй перед мной». Также можно найти сравнение в первом столбце и во втором: сначала автор вспоминает свое прошлое, а потом раскрывает тему поэта в обществе, как будто противоставляет свое беззаботную юность и обязанность поэта.

Фигуры поэтической речи представлены инверсией, но ее не так много. Также присутствует риторическое обращение к воспоминаниям и давно знакомому гению.

В произведении есть стилистическая фигура как анафора, представленная единим началом «и» во втором столбце. Это же стилистический прием одновременно является и ассонансом, потому что это повторение гласное.

Образ лирического героя представлен самим автором, поскольку этот стих рассказывает об его юношестве. Соответственно ко второй теме, второй лирический образ – Пушкин как поэт. Также рассказ ведется от первого лица, от лица Александра Сергеевича. Соответственно лирический герой призывает дорожить воспоминаниями, но и обращать внимания, возвышать победы страны.

Стихотворение относится к такому литературному направлению как реализм, потому что в произведении есть объективное отражение прошлого.

Стих относится к жанру элегия. В молодом возрасте Александр Пушкин часто писал в этом жанре. Элегии присуща светлость, но с ноткой грусти, то ли ностальгии.

Царское село
Сейчас читают:

  • Сочинение Наступила зима 4 класс

    Когда наступает зима? Я считаю, что не с первого декабря, а тогда, когда выпадает пушистый снег. Недавно блестящий снежок покрыл все вокруг. Уже танцуют в белых шубках деревья,

  • Сочинение на тему Летние радости 5 класс по русскому языку

    Когда луч солнца пробирается в комнату, заполняя её теплом, а солнечный зайчик весело скачет по стенам, мы безудержно радуемся замечательному началу нового летнего дня! Он пахнет морем и песком, рекой и лесом, свежим молоком у бабушки в деревне, фруктовым

  • Противопоставление Обломова и Штольца в романе Гончарова сочинение

    Илья Обломов и Андрей Штольц – близкие приятели с детства. Они очень разные внешне и по характеру, но колоссальные различия между ними не мешают их дружбе. С раннего детства они получали разное воспитание и образование.

  • Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 класс

    Картина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника . Картина была создана в 1882 году .

  • Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза Островского сочинение

    Одним из центральных персонажей в пьесе Островского А.Н. считается Кабанова Марфа Игнатьевна – богатая купчиха, живет без мужа, упрямая и черствая, жестокая и боевая, имеет двоих детей Тихона и Варвару. Эта героиня полна земных дел, она,

  • Сочинение 100-летие со дня рождения А.И. Солженицына

    Имя Александра Исаакиевича Солженицына знает каждый еще со школы. В декабре 2018 года в связи с указанием президента будет празднование ста лет со дня рождения великого российского писателя и общественного деятеля. В этот день в библиотеках,

Анализ стихотворения «Царское село» Пушкина

Стихотворение написано в 1819 году, когда молодой Пушкин еще учился в Царскосельском лицее. В нем поэт рассказывает о годах, проведенных им в Царском селе, а также выражает свой авторский взгляд на мир и самого себя.

Основной темой стихотворения являются лирические воспоминания Александра Сергеевича о его жизни в Царском селе и учебе в лицее.

Произведение можно условно поделить на две составляющие. Первая описывает памятные моменты из жизни молодого поэта. Показывает всю теплоту, которую оставило в сердце место, где прошла его юность, случилась первая настоящая влюбленность, где он гулял и любовался красотой природы. Вспоминает о прошедших днях тихой и беззаботной жизни, когда он веселился, писал стихи, бродил по просторам села и наслаждался покоем. Строчки окутаны светлой грустью по событиям, которые уже не повторятся, но навсегда сохранятся в душе. И именно память в стихотворении наделяется особой силой, которая может помочь вернуться в ушедшее, счастливое время.

Во второй части Пушкин характеризует себя как поэта, определяет для себя цели своего таланта к стихам. Говорит о том, что ему близка тема мира: тишины и покоя. Воспевать войну – для поэта чуждо, ведь он не стремится к «призрачной» славе, оставляя этот путь кому-либо еще.

«Другой пускай поет героев и войну, Я скромно возлюбил живую тишину, И, чуждый призраку блистательному славы…»

Поэт называет себя «безвестным другом музы» и подчеркивает, что хочет посвящать себя и свое творчество только «мирным песням».

Примененный в стихотворении ямб со смежной рифмовкой позволяет с легкостью воспринимать его текст и современному читателю.

Многочисленные эпитеты показывают особую любовь Александра Сергеевича к Царскому селу и его красивейшим пейзажам: «волшебные места, липовые сени, тихий скат, ковры густых лугов, тихое озеро». А также теплоту воспоминаний о своей жизни: «сладостный досуг, первая юность, свободная лень».

Глубину и яркость повествования подчеркивают использованные метафоры: «певец дубрав, поет героев и войну, давно знакомый гений, безвестный музы друг».

В юности Пушкин часто обращается в своих произведениях к жанру элегия. В «Царском селе» он также применяет его. Стихотворение пропитано грустными, но светлыми чувствами, трепетными лирическими воспоминаниями о близком сердцу месте и самом себе, живущем тогда еще беззаботной и спокойной жизнью.

>

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»

«Воспоминания в Царском Селе» — самое известное стихотворение Пушкина из тех, что написаны во время обучения в Лицее. Оно создавалось в период с октября по ноябрь 1814 года и предназначалось для чтения на публичном экзамене, состоявшемся в начале января 1815-го. На нем присутствовал Гавриила Романович Державин, которому на тот момент было более семидесяти лет. Один из величайших русских поэтов восемнадцатого столетия от «Воспоминаний в Царском Селе» пришел в восторг. После экзамена он сказал, что Пушкин – тот стихотворец, который заменит его. Положительная реакция Гавриила Романовича произвела на Александр Сергеевича сильнейшее впечатление. О ставшей хрестоматийной истории говорится в «Евгении Онегине»: Старик Державин нас заметил, И, в гроб сходя, благословил.

В стихотворении соединяются черты оды и элегии. Лирический герой рассказывает читателям о знаменитых памятниках Царского Села, которыми ему посчастливилось любоваться на протяжении нескольких лет. В их числе – Чесменская колонна, символизирующая могущество русского флота и возведенная в честь победы в сражении в бухте Чесма. Оно произошло в 1770 году и определило исход русско-турецкой войны. От славных лет правления Екатерины Великой герой переходит к недавнему прошлому. Он повествует об основных этапах Отечественной войны, среди которых сожжение Москвы и Бородинская битва, и победоносном шествии русской армии по просторам Европы до Парижа. Освобождение Старого света от Наполеона подается как избавление от «бича вселенной». Завершается стихотворение обращением к Жуковскому, названному «скальдом России». Его лирический герой призывает воспеть новые победы родной страны.

Произведение «Воспоминания в Царском Селе» несет в себе признаки классицизма. Оно написано торжественным слогом. При этом Пушкин часто употребляет архаизмы. Рассказывая об Отечественной войне, поэт упоминает звон мечей и кольчуг. Ни того, ни другого в девятнадцатом столетии не использовали. Музыка битв того времени – это грохот артиллерии. Не только на классицистические образцы ориентируется Александр Сергеевич. Просматриваются в стихотворении и сентиментально-романтические черты. Наиболее яркий пример – пейзаж в начале «Воспоминаний в Царском Селе». Конечно, рассматриваемый текст носит во многом подражательный характер. Пушкин старался брать лучшее у поэтов старшего поколения и на основе их произведений вырабатывать индивидуальный стиль.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Любовь мертвеца»
  • Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Я и Вы»
  • Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Я в лес бежал из городов…»
  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Чудо»
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер»

Воспоминание в Царском Селе

Исполнен сладкою тоской,

Сады прекрасные, под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшею главой.

Так отрок библии, безумный расточитель,

До капли истощив раскаянья фиал,

Увидев наконец родимую обитель,

Главой поник и зарыдал.

В пылу восторгов скоротечных,

В бесплодном вихре суеты,

О, много расточил сокровищ я сердечных

За недоступные мечты,

И долго я блуждал, и часто, утомленный,

Раскаяньем горя, предчувствуя беды,

Я думал о тебе, предел благословенный,

Воображал сии сады.

Воображаю день счастливый,

Когда средь вас возник лицей,

И слышу наших игр я снова шум игривый

И вижу вновь семью друзей.

Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,

Мечтанья смутные в груди моей тая,

Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,

Поэтом забываюсь я.

И въявь я вижу пред собою

Дней прошлых гордые следы.

Еще исполнены великою женою,

Ее любимые сады

Стоят населены чертогами, вратами,

Столпами, башнями, кумирами богов

И славой мраморной, и медными хвалами

Садятся призраки героев

У посвященных им столпов,

Глядите; вот герой, стеснитель ратных строев,

Перун кагульских берегов.

Вот, вот могучий вождь полунощного флага,

Пред кем морей пожар и плавал и летал.

Вот верный брат его, герой Архипелага,

Вот наваринский Ганнибал.

Среди святых воспоминаний

Я с детских лет здесь возрастал,

А глухо между тем поток народной брани

Уж бесновался и роптал.

Отчизну обняла кровавая забота,

Россия двинулась и мимо нас летят

И тучи конные, брадатая пехота,

И пушек медных светлый ряд.

На юных ратников взирали,

Ловили брани дальний звук

И детские лета и …. проклинали

И узы строгие наук.

И многих не пришло. При звуке песней новых

Почили славные в полях Бородина,

На кульмских высотах, в лесах Литвы суровых,

Вблизи Монмартра ……

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения соответствует его композиции.

В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».

Когда же речь заходит о ратных победах, встречается множество шипящих, твёрдых и звонких согласных, передающих настроение решительного натиска.

В стихотворении преобладают сложные предложения с рядами однородных членов. Действие приобретает динамичность за счёт использования глагольных рядов. Имеются предложения с побудительной интонацией и развёрнутыми обращениями.

Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом. Лексика и стилистика текста как будто позаимствованы из словаря Державина и Сумарокова.

Всего через несколько лет из-под пера Пушкина выйдут легчайшие для слуха и произнесения, ювелирно обработанные стихи. Этот контраст покажет масштаб языковой работы, проделанной поэтом, ставшим реформатором русского литературного языка.

Основная тема и идея

Основная тема произведения — величие Российской Империи и воспевание ее воинских подвигов. Столь патриотичные идеи, скорее всего, появились в голове юного поэта из-за недавнего окончания Отечественной войны 1812 года.

Другая тема, которую поднимает в своем произведении автор — роль поэта в мире и обществе. По мнению Александра, именно поэзия способна вдохновить человека на свершение героических поступков.

Идеей произведения является утверждение величия Российской Империи. Проблема стиха — это место человека в истории. Лирический герой произведения понимает всю глубину и трагизм судьбы России, восхищается победами своих предков.

Литературное направление

Произведение написано в традициях классицизма.

Его темой Пушкин избирает величие России, большая часть произведения отведена прославлению славных дел Екатерины Великой и Александра I. Также упоминаются имена знаменитых литераторов, благодаря чему Пушкин как бы вписывает себя в современный ему литературный контекст.

Помимо классицистических черт (одическая приподнятость, обращение к гражданским темам, античная символика), в произведении присутствуют романтические и сентиментальные черты.

Они проявляются в поэтике пейзажей, описании героики (вместо конкретных образов современных воинов, как, например, в стихотворении Лермонтова «Бородино», у юного Пушкина упоминаются архаические кольчуги).

В 1814 году поэт находится в поиске собственного языка и стиля. Титаническая работа по созданию моста между старой и новой литературой только начата.

Анализ стихотворения Пушкина «Царское Село»

Стихотворение «Царское село» Пушкин набросал в 1817-1819 годах, но оно так и осталось недоработанным. Поэт вернулся к нему, будучи в Кишиневе, и начал перерабатывать. Он, в частности, хотел закончить строфу словами, являющимися отсылкой к его положению ссыльного: «Печали тихий друг и глаз очарованье, // Явись, тебя зову я в мрачное изгнанье». Но и тогда работа закончена не была.

Темой стихотворения являются ностальгические воспоминания о Царском Селе, лицейских годах, которые поэт считал лучшими в своей жизни.

Стихотворение написано ямбом с парной рифмовкой в жанре элегии. В финале стихотворения в той же неспешной манере представлена новая («отныне») авторская позиция, которая рисует миролюбивые настроения автора как грядущего певца мира и сладостного досуга. Но, думается, Пушкин тут лукавит – призрак «блистательныя славы» ему явно не чужд, а пацифистские нотки объясняются трогательностью момента и нахлынувшей на поэта светлой грустью. Учитывая страстность мятущейся натуры Пушкина, трудно поверить, что поэт дает обещание, которое в состоянии выполнить.

Произведение изобилует средствами художественной выразительности и особенно эпитетами, столь часто используемыми Пушкиным: «милые чувства», «волшебные места», «тихий скат», «дряхлый пук», «злачные (в значении плодородные) берега», «блещущие зыби», «гордая станица (в значении большое количество) лебедей», «знакомый гений (в значении дух-покровитель)».

Яркость и глубину мысли помогают выразить метафора – «живу душой», метонимия и одновременно перифраз (поэт имеет виду себя) – «певец дубрав», «ковры лугов», синекдоха – «знал поэзию, веселость и покой», «поет героев и войну», апокопа (отсечение слова «пучок») – «пук дерев».

Пример олицетворения можно найти и во второй строфе – «любезные сени (кроны деревьев)». Лексический повтор – «веди, веди» – помогает подчеркнуть эмоции (нетерпение) автора.

Воспоминание – ключевое слово произведения

Ему уделено в произведении особое внимание и особые выразительные средства, как-то: перифраза – замещение слова «воспоминание» описательным выражением: «знакомый гений», «хранитель чувств и наслаждений» – и олицетворение – «воспоминание, рисуй, … веди». В первой строфе говорится о том, что, несмотря на молодость, поэту есть что вспомнить – и чувства, и наслаждения

Именно волшебная сила воспоминаний вдохновила поэта на создание удивительного по красоте произведения.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

История создания

Александр Пушкин написал это стихотворение в октябре-ноябре 1814 года. Оно было создано специально для прочтения на публичном экзамене, на котором решался бы вопрос перехода поэта с младшего курса лицея на старший.

Незадолго до проведения экзамена руководство лицея узнало, что к ним приедет Гавриил Державин — известный поэт и чиновник Российской империи. К тому моменту в учебном заведении уже знали о поэтическом таланте Пушкина.

И тогда преподаватель словесности предложил пятнадцатилетнему юноше написать стихотворение, которое было бы достойно такого события. Впервые это произведение Пушкин прочитал за несколько дней до предстоящего экзамена по просьбе министра просвещения империи Разумовского. Он потребовал, чтобы для него провели репетицию решающего дня.

Решающий день

Экзамены проходили 21 января 1915 года (по старому календарю). К тому моменту Державину уже было за семьдесят. Он очень устал, проверка лицеистов шла довольно долго. Однако поэт оживился, когда пришло время экзамена по русской словесности. Большинство учеников решили прочитать и сделать разбор стихотворений Державина. Поэт слушал юношей внимательно и с удовольствием. В конце вышел Пушкин.

После, вспоминая о своем чтении, Александр признался, что он очень боялся, ведь стоял всего в двух шагах от Державина. В момент, когда он дошел до строк, в которых вспоминался деятель, его сердце начало биться в усиленном темпе, а голос сменился. Пушкин настолько переживал, что забыл, как он закончил декларацию стиха и куда потом убежал.

Значение события

Даже для современников очень много значил тот факт, что сам патриарх литературы назвал пятнадцатилетнего лицеиста своим преемником. Они были удивленны такому факту, но считали Пушкина талантом. Когда же слава поэта достигла своего эпопея, то это событие стало символичным. Это была словно передача творческой эстафеты от лучшего поэта XVIII столетия лучшему поэту XIX столетия.

Похвала Гавриила Романовича произвела огромное впечатление на самого Пушкина и нашла отражение в его творчестве. Поэт несколько раз вспоминал этот факт в своих произведениях. Особенно известными стали строки в «Евгении Онегине»: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Это выражение стало крылатым, ведь оно символизировало передачу полномочий от одного великого поэта другому.

Судьба стихотворения

После Пушкин отправил Гавриилу Романовичу по его личной просьбе список «Воспоминаний в Царском Селе». Второй экземпляр он отправил своему дядюшке, через которого о стихотворении и его авторе узнали многие известные литературные деятели тех времен.

Первая публикация стихотворения состоялась в 1815 году в журнале «Российский музеум». Это было первое произведение Пушкина, при издании которого он подписался своим полным именем. Во время подготовки к печати своего первого сборника поэзий в 1819 году Пушкин изменил текст стихотворения, исключив из него упоминание Александра Первого как спасителя Европы.

Александр Сергеевич включил стих в рукописный вариант своего сборника, который отправил в цензуру в 1825 году. Однако, оказаться в конечном варианте книги ему не удалось, и в печать произведение не попало. Вероятно, цензоры заметили отсутствие стихов об Александре Первом: работа была хорошо известна в Российской империи в первичном виде, поэтому подобная публикация могла бы вызвать подозрения.

Лирический герой

Лирический герой выглядит «взрослее» автора стихотворения, тем не менее, поэт говорит от первого лица. Это его глазами описаны великие события русской истории, вдохновляющие его победы русского оружия.

Повествование эмоционально окрашено, оценочно. Поэт всем сердцем отзывается на эхо событий 12-го года, быть участникам которых ему не довелось:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал!..

Направление и жанр

Стихотворение Пушкин написал в традициях классицизма. Произведение можно считать лиро-эпическим. В тот период поэт только искал себя и особенный стиль, поэтому стих написал в подражательной манере. Чувствуется, что он был написан под влиянием творчества Жуковского и Батюшкова.

По жанру стихотворение одновременно похоже на оду и элегию. Пейзажно-философское настроение напоминает элегию, а отрывки с раскрытием гражданской темы больше похожи на оду. Александр Сергеевич умело совмещает два жанра, в этом проявляется его новаторство.

Произведению присущи не только черты классицизма, но и романтизма и сентиментализма. Они выражаются в описаниях природы и героических достижений.

Стихотворный размер — четырех- и шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная. В произведении чередуются мужские и женские рифмы. В тот период творчества Александр Сергеевич находился в творческом поиске и пробовал почти все размеры, за исключением разве что анапеста.

Композиция

У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учебы стало для него по-настоящему родным местом.

Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет

Особенно его влечет Чесменская колонна, посвященная одной из самых значимых побед за всю русско–турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящен другому важному событию – победе при Кагуле

Наконец, третья часть стиха – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и все произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.

Композиция и сюжет

Стихотворение состоит из двенадцати четверостиший. У него линейная композиция. По смыслу произведение поделено на три части:

  1. Вначале лирический герой рассказывает о том, какие чувства и эмоции он испытывает во время прогулки по Царскому Селу. Это место стало для него настоящим домом за годы учебы.
  2. Далее, автор рассказывает об известных памятниках, которые он видел в своей жизни. Его восхищала Чесменская колона и обелиск. Оба эти творения были посвящены двум наиболее значимым победам во время русско-турецкой войны.
  3. В конце Пушкин рассказывает об Отечественной войне, которую только недавно пережила Россия. Он вспоминает не только Бородинскую битву и пожары в Москве, но и то, что армия Империи смогла подойти к Парижу. В завершение юный стихотворец обращается к Жуковскому и говорит о том, в чем, по его мнению, заключается предназначение поэта.

Стиль, жанр и особенности

В этом стихотворении еще прослеживается подражательство Державину и Карамзину. Стихотворение написано в жанре оды, но в нем заметны интонации, характерные для элегии. Это произведение создано в стиле классицизма, подчеркиваемом архаизмами: нощи, златые, брега. Архаистика отражена и в грамматике.

Стихотворение довольно крупное для пятнадцатилетнего подростка. Оно состоит из 20 восьмистрочных строф. Рифмы перекрестные. Нечетные строфы – с безударными женскими рифмами, четные строфы – с мужскими. Размер стиха смешанный, сочетающий четырех-шестистопный ямб.

Композиция

Произведение состоит из трех частей. В первой части поэт говорит о Царскосельском лицее, описывает ночную природу, окружающую Царское село, свои ощущения в ней и постепенно переходит ко второй части, отразившей историю царской семьи, начиная от Петра, который

Затем в истории России наступает передышка, которую дала супруга Петра Екатерина I

Пушкин обращает внимание на памятники, возведенные во дворе лицея, И вспоминает Елизавету Петровну. При ней был дан толчок к развитию науки и искусств

Несколько строф посвящено эпохе Екатерины Великой, к которой собственно принадлежал Гаврила Романович. Он воспевает храбрость русского оружия.

Вторая часть также плавно перетекает в третью часть, посвященную Отечественной войне, сожжению Москвы французом.

В этом стихотворении Пушкин применяет следующие средства выразительности:

  • метафоры – навис покров, дремлющих небес, в седом тумане, сребристых облаках, бисерной рекой, угрюмых сосен;
  • эпитеты – прекрасный (сад), в безмолвной (нощи), твердой, мшистою (скалой) младой (орел);
  • сравнения – луна, как лебедь величавый, исчез, как утром страшный сон.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: