Краткий анализ стихотворения лермонтова «тучи» по плану

Презентация на тему м.ю.лермонтов. анализ стихотворения "тучи"

Тема и идея

В произведении автор поднимает тему одиночества и изгнания. Он часто описывал «лишних людей». В этот раз они для Лермонтова словно тучи, которым приходится жить без родины, не чувствуя ни к кому ни любви, ни привязанности.

Лирический герой стихотворения чувствует себя изгнанным из привычного окружения и это произошло без его воли. Эта мысль является главным конфликтом, что поднял Лермонтов. Учитывая, что произведение было написано в период, когда Михаил Юрьевич пытался преодолеть старый конфликт между собой и окружающими, оно кажется еще более личным.

Составляя литературный сборник, Лермонтов поместил этот стих в конец и поставил тем самым точку в борьбе с непониманием. Тучи олицетворяют самого автора: он не по своей воле уезжает с «милого севера». Поэт обречён во второй раз ехать в ссылку на Кавказ, и несмотря на молодые годы, ощущает приближающейся конец своей судьбы.

Основная мысль заключается в том, что человек, у которого отняли родину, больше не боится что-либо потерять. Теперь он свободен, но несчастен. Главная идея — человек будет жить полноценно, когда он абсолютно свободен и может сам собой управлять.

Лирический герой приходит в отчаяние от мысли, что его жизнь сродни жизни туч, ведь он так же повсюду мечется, не имея дома, и потому страдает.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первой строфе лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, это попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

Последняя строфа начинается восклицанием и отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

Жанр и композиция

Жанр «Тучи» — философская лирика. Лермонтов рассуждает о своем одиночестве, высказывает мнение, что человек и природа между собой связаны и духовно у них есть кое-что общее. Автор противопоставляет себя — поэта в изгнании, чья судьба в руках царя, тучам — части свободной природы.

В тексте присутствуют и другие неявные сравнения, что не имеют столь глубокого философского смысла: тучи холодные, а сердце лирического героя переживает и болит, они не могут ничего почувствовать, а он в это время страдает. Человек неспособен как тучи подняться над внешней суетой и мирно сосуществовать с окружающим миром. А потому он также не может достичь гармонии и ужиться с самими собой.

Стихотворная форма — четырехстопный дактиль. Строки рифмуются перекрестно. «Тучи» состоят из трех катренов. Композиция построена на сравнении:

  1. В первом четверостишии лирический герой сравнивается с тучами. Он ощущает свое родство с ними: они движутся не по своему желанию, их направляет ветер. Как они бредут по небу, так и человек все время странствует по дороге жизни в одиночестве, обреченный быть кем-то управляемым.
  2. В следующей строфе перечисляются человеческие пороки, что лирический герой ненавидит больше всего. Он продемонстрировал самые негативные стороны человека, что живет, не задумываясь о результатах своих поступков.
  3. В последней строфе к поэту приходит осознание, что даже тучи не понимают его мук и печали. Ведь им, в отличие от лирического героя, не свойственно что-либо чувствовать.

В конце Лермонтов говорит, как он одинок, и что невозможность принимать решения за себя ужасна. Столь горький финал делает стихотворение еще более печальным.

Художественные приемы

В стихотворении поэт использует прием метафоры – это также можно упомянуть в анализе «Туч» Лермонтова. «Небесные странники», которые по цвету напоминают жемчуг, плывут друг за другом. Так поэт стремится подчеркнуть единство человека и природы. Он обозначает тучи с помощью слова «изгнанники», будто бы сравнивая их путь со своим. Поэт также пишет о том, что этим странникам «чужды страдания», им «наскучили нивы». Эти выражения также являются метафорическими.

О художественных средствах необходимо рассказать даже в том случае, если нужен анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» кратко. 6 класс – это время, когда школьники уже знакомы со многими литературными методами, используемыми поэтами и писателями. В своем произведении Лермонтов использует и прием сравнения. Оно создается с помощью слова «как». Смысл данного приема заключается в том, что поэт нигде не может отыскать приюта. Но при этом лирический герой испытывает то чувство, которое не могут ощутить тучи – он страдает, его мучает ощущение горечи от чужой клеветы и зависти. Используется поэтом и прием риторического вопроса. Читатель найдет его во второй строфе произведения. На озвученные поэтом вопросы нет четкого ответа.

LiveInternetLiveInternet

Михаил Юрьевич Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой. Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое. На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.

Текст: pishi-stihi.ru

Немного об авторе

Михаил Юрьеевич Лермонтов (1814 — 1841) — знаменитый лирик, поэт и прозаик, переводчик, драматург. Культурное наследие писателя продолжает жить не только на страницах его томов, но и в других сферах искусства:

  • театральных постановках;
  • кинокартинах;
  • музыкальных произведениях.

Увы, лейтмотивом как творчества, так и самой судьбы литератора стало одиночество. Непонимание окружающего мира и ощущение рождения не в свое время пронизывает произведения талантливого поэта, рано покинувшего этот мир, трагично погибнувшего на дуэли в расцвете лет. В жизни Лермонтова была не одна кавказская ссылка. Накануне написания стиха наказание настигло писателя за его бурный нрав и склонность к дуэлям с недоброжелателями.

История создания

Лермонтов написал стихотворение, будучи в Петербурге. Именно тогда, в 1840 году, перед отъездом на Кавказ, в ссылку, ожидая отправления и рассматривая небо, поэт погрузился в мысли о том, что его судьба похожа на хаотическое движение туч. Только вот они сами выбирают себе дорогу.

Действительно, сила, которая, по догадке автора, приводит в движение облака – это символ государства, которое по своей прихоти гонит человека, куда ему заблагорассудится. Так царь поступил с Лермонтовым, наказывая его за дуэль с сыном французского посла. Но мало кто знает, что тогда Михаил Юрьевич проявил гуманизм и христианскую кротость. Его оппонент стрелял в него и промахнулся, а поэт в ответ только выстрелил в воздух, хотя мог легко убить своего противника, ведь славился умением стрелять.

Тучи и люди – странники

В первом катрене Лермонтов использует олицетворение, где сравнивает тучи с вечными странниками и задает печальный тон всему произведению.

Облака, как и люди, вечно гонимы, вечные изгнанники, которым не позволено оставаться на одном месте. Первых мчит по небу ветер, вторых злой рок и судьба, пусть она часто и вершится теми, кто сам должен быть судим.

Во втором четверостишии автор обращается к облакам, как к живому существу, и задается вопросом – кто и что их гонит по небу? Злоба ли это чья-то, зависть ли или рок небесной судьбы?

Ответ нас ждет в последней строфе – облака летят по небосводу, потому что хотят сбежать от страстей и страдания, им стали скучны, раскинутые под ними бесплодные нивы. Потому и нет у них родины, потому тучки небесные всегда свободны, но холодны…

Так и мыслящий человек – он не изгоняется в ссылку решением сильных мира сего, а сам улетает от духовной нищеты с презрением к чужим страстям. Потому-то и нельзя назвать его изгнанником, потому-то и не может такой человек обрести Родины, оставаясь холодным, но сохраняя свою внутреннюю чистоту.

Лермонтов не может принять своего изгнания в ссылку, как действие против его воли, и ставит себя в положение, когда это он сам бежит от черствости и невежества других.

На этом произведение заканчивается, оставляя нас под сумрачным небом на холодном ветру, который словно бы гонит нас прочь к возможной вечности и неминуемой смерти…

По интонации этот стих перекликается с есенинскими «Каплями», где автор сравнивает людей с капельками небесной влаги, но имеет реальную историю ссылки Лермонтова в качестве поэтического фундамента.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Ираклий Андроников писал: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова,

к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления

и горечи».Печалью, отчаянием, одиночеством, предчувствием будущей разлуки с родной землей проникнуто и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Что побудило поэта обратить свой взор к вечным небесным странникам – тучам? 

СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТУЧИ»

Слайд 3Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до

смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед

ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Эта невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

История создания

Слайд 5Тучи
Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как

я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную.Кто же вас

гонит: судьбы ли решение?Зависть ли тайная? злоба ль открытая?Или на вас тяготит преступление?Или друзей клевета ядовитая?Нет, вам наскучили нивы бесплодные…Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно холодные, вечно свободные,Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Слайд 7Анализ стихотворения
— Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?- Что

рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу, особенно

вторую и третью строчку?- Какие слова кажутся грустными?- С кем сравнивает поэт образ тучек?- Почему они странники? Кто же их гонит?- О чем 2 строфа: о поэте или о тучах?- Кто выступает его гонителями, что его гонит « в сторону южную»?

Слайд 9Средства выразительности
В стихотворении много ярких живых образов и выражений

за счёт использования автором эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый

север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт своё отношение и опыт в “темных вопросах” человеческого отношения. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы будто как я же, изгнанники”). Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 г. в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.

Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особенным трагизмом его последних стихотворений. «Тучи» могут считаться примером этому. Намеки на свою судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже было нечего терять или бояться в жизни, тем более он и так направлялся в ссылку.

«Тучки» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они являются только символом судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит достаточно странно. Север в поэзии – мрачная и неприветливая обитель холода, а Юг – счастливое царство тепла и света. «Тучки» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». В этом явно видна Кавказская ссылка Лермонтова.

Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен. Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.

Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.

Поэтому заключительная строфа проникнута огромным пессимизмом. Лермонтов устал от жизни, он ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значимости своего творчества. Ему стали «чужды… страсти и… страдания». Вечное одиночество наскучило поэту. Будучи горячим патриотом, он делает страшное признание: «Нет у вас родины». Если поэта уже второй раз изгоняют из России, которой он хотел посвятить свою жизнь, то ему трудно остаться оптимистом. Без ощущения России не может быть и изгнания, поэтому Лермонтовым овладевает полное равнодушие к своей судьбе.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Анализ №3

Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».

Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.

За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же изгнанники С милого севера в сторону южную.

По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».

Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.

Главная тема стихотворения

В основе данного произведения, написанного в период стремления Лермонтова снизить напряжение и отчужденность между собой и окружающим его миром, лежит тема, являющаяся центральной для всего его творчества – чувство одиночества, свободы и отстраненности от всех происходящих вокруг него событий. Мотив одиночества и обездоленности пересекается с мотивами тоски и пылкой любви к родной земле, которая совсем не готова отвечать поэту взаимностью, она подобно ветреной женщине непостоянна и изменчива, а любовь её зыбка и призрачна.

В стихотворении изображены страдания и душевные переживания лирического героя, которого вынудили стать изгнанником и покинуть родные для него края.

В основе стихотворения, имеющего вид диалога поэта с «тучками, небесными странниками», лежат три строфы и две основные части, существующие на базе использованного автором сравнительного метода. Поэт сравнивает тучи, которые гонит бездушный ветер, со своей судьбой, такой же изменчивой и непредсказуемой, закидывающей его в такие места и дали, что он и не может себе представить. Душа лирического героя полна умиротворения и спокойствия, он отстранен и абстрагирован от всего происходящего, покоряется судьбе предначертанной ему свыше и воспринимает окружающей его мир как нечто чуждое и враждебное. Сейчас он абсолютно свободен, наполнен чувством спокойствия и гордого одиночества, однако все может измениться в любой момент и он подобно тучам, будет отнесен безжалостным ветром судьбы «с милого севера в сторону южную (из Петербурга на Кавказ).

Мастерски изображенные образы туч «вечных странников» создают особое пронзительное звучание основного мотива изгнанничества и бесприютности: не существует на свете такой силы, которая могла бы прекратить вечный и беспрерывный бег одиноких туч по небосклону. Лирический герой ощущает себя таким же бездомным изгнанником, вынужденным постоянно одиноко брести по свой жизненной дороге в поисках счастья.

Краткая история создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»

1840 год — время создания стихотворения «Тучи». М.Ю. Лермонтов остановился у своих товарищей в Петербурге. Перед очередной ссылкой на Кавказ автор решил навестить своих друзей. Встреча приятелей проходила на квартире Карамзиных. Собралось много близких друзей. М.Ю. Лермонтов, как и А.С. Пушкин был ярым сторонником справедливости

Ему крайне важно было, чтобы в стране царила свобода слова, свобода творчества. Но власти не приминали позицию поэта

Они считали поведение Михаила Юрьевича неприемлемым. Из-за этого даже ссылали. Такая участь постигла и великого мастера.

Автор находился в ожидании предстоящего нелегкого пути. М.Ю

Лермонтов обратил внимание на сгустившиеся над Петербургом. Они словно нависли над городом, были мрачными и отталкивающими

Именно это сумрачное небо подтолкнуло автора к созданию своего произведения. Поиск своего пути. Именно эта тема пронизывает все стихотворение. В работе можно уловить мотив изгнания, определение смысла своего существования. Невеселые мысли часто посещали автора. Нередко Михаил Юрьевич пребывал в одиночестве. Своими переживаниями он старался не делиться даже с близкими друзьями. Тоска прочно поселилась в его душе.

Собравшаяся на квартире Карамзиных компания окружила поэта вниманием. Он был удивлен, находился в смятении

М.Ю. Лермонтов был тронут таким отношением. Автор смотрел на Петербург через окно. Сумрачное небо приковало к себе взгляд поэта. Тучи неспешно ползли над Летним садом. Именно эта увиденная автором картина положила начало стихотворению «Тучи».

Из произведения ясно, что лирический герой спокоен и умиротворен. Однако в его душе живет тревога. Она заставляет его сомневаться в правильности выбранного пути. Тучи на небе подгоняются ветром. Они не знают своего конечного пункта назначения. Тучи словно плывут по течению. Так и главный герой не понимает, куда занесет его судьба. Дальнейший путь самого Михаила Юрьевича также неизвестен. Ему чужда обстановка, в которой он находится. Автор словно хочет вырваться на волю. Но сейчас он находится в спокойствии. Но в глубине души поэт осознает, что это временное явление. Несмотря на присутствие друзей, М.Ю. Лермонтов ощущает себя одиноким.

В центре стихотворения «Тучи» находится герой, который заблудился в своей жизни. Он тоскует по своей Родине, говорит от любви к ней. Однако она не отвечает ему взаимностью. Из-за этого в произведении прослеживается мотив бесприютности, необъяснимого страха. В своем стихотворении автор раскрыл два мира. Михаил Юрьевич показал чистоту, гармонию и красоту мира природы

Также он акцентирует внимание читателей и на мире людей. Он разительно отличается от природного

В нем есть место несовершенствам и страстям. Персонаж больше не хочет быть частью мира людей. Его привлекает, завораживает природа. Но он осознает, что сможет попасть в идеальный для себя мир только после смерти.

М.Ю. Лермонтов сравнивает тучи с вечными изгнанниками. Автор наводит читателя на мысль, что между ними есть много общего. Тучи также олицетворяют людские искания, поиск смысла жизни, символизируют неприкаянность. Каждый человек желает отыскать свой путь. Однако не всегда этот поиск приносит желаемый результат. Для Михаила Юрьевича тучи — не абстрактный объект. Он относится к ним как к живым существам. Автор задает тучам риторические вопросы. Но они адресованы не совсем к явлениям природы. М.Ю. Лермонтов словно обращается сам к себе. Однако он не требует ответа

С помощью этого приема поэт пытается заострить внимание на самом важном

Популярные сегодня пересказы

  • Поездка в Полесье — краткое содержание рассказа Тургенева Повесть написана от имени автора, который посетил Полесье и описал эту красоту. Автор поехал на речку Ресеты и оттуда впервые увидел Полесье. Он познакомился с одним человеком семидесяти лет, который ездил на ярмарку продавать
  • Краткое содержание повести Мои университеты Горького Алексей Пешков был способным и с юных лет тянулся к знаниям. Это заметил гимназист Евреинов и посоветовал ехать в Казань, чтобы поступать в университет. Предлагал приютить его в своём доме.
  • Капустное чудо — краткое содержание рассказа Улицкой Трогательное, доброе и немножечко волшебное произведение под названием «Капустное чудо» написано русской писательницей Людмилой Евгеньевной Улицкой. Краткое содержание данного рассказа представлено в этой статье.
  • Судьба Шарля Лонсевиля — краткое содержание повести Паустовского Произведение повествует о событиях, произошедших после окончания войны с французами 1812 года. Главным героем повести является Шарль Лонсевиль, представленный в образе французского офицера

Риторические вопросы

Автор использует в обращении к тучам риторические вопросы. То есть, адресуя вопросы им, по сути, обращается к самому себе в произведении «Тучи» Лермонтов. Анализ особенностей этого приема помогает понять, для чего Михаил Юрьевич применяет его. Риторические вопросы, как известно, ответа не требуют

Они употребляются в речи для того, чтобы привлечь внимание, заострить тему. Символом одиночества становится емкий и точный образ небесных туч

Они символизируют неприкаянность, а также вечный поиск смысла жизни. Поэту благодаря данному образу удается точно передать в стихотворении мир собственных переживаний, страстей и сомнений.

На этом завершаем анализ стиха Лермонтова «Тучи». Михаил Юрьевич хотел нам сказать о том, что пороков у природы нет, в отличие от людей, у которых их множество. Тучи плывут над всей мирской суетой. Человеку, к сожалению, не дано стать столь же возвышенным, как они.

Жанр, рифма, тропы и композиция

Стихотворение написано четырехстопным дактилем в жанре лирического размышления над судьбой и близко по настроению к элегии, где композиция состоит из трех катренов и имеет линейную структуру.

Рифмовка перекрестная (странники – жемчужною – изгнанники – южною), где все рифмы имеют открытое окончание.

Художественные выразительные средства:

  1. Эпитеты (тучки небесные, милый север, сторона южная, нивы бесплодные).
  2. Сравнения (цепью жемчужною, степью лазурною, будто изгнанники).
  3. Олицетворение (тучки – странники).
  4. Анафора (Или на вас… – Или друзья…).
  5. Метафора (цепь жемчужная).

Отметим также череду риторических вопросов в середине стиха, что показывает сомнения автора, так до конца и не осознавшего, за что он страдает и вынужден скитаться по земле русской.

Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов («Тучи»)

Следует отметить, что множество разнообразных средств выразительности было использовано автором в этом стихотворении. Это в первую очередь эпитеты: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая». В тексте, кроме того, употребляются инверсии. Это придает стихотворению особую образность («цепью жемчужную», «степью лазурную»). Словосочетание «степью лазурною» было употреблено автором в переносном значении. Ведь если вдуматься, это синоним простора неба. Это метафора, поскольку есть сходство между обозначаемыми понятиями — бескрайность степи и просторов неба. «Цепью жемчужною» — еще одна метафора. Нам представляются светлые небольшие облака, светящиеся матово изнутри. Вереницей своей тучки напоминают нитку жемчуга.

Чудесная, практически идиллическая картина нарисована в первой строфе. Лишь одно слово ее нарушает — «изгнанники». Так поэт сопоставляет судьбу туч с собственной незавидной участью. Философский смысл произведения подчеркивается использованием Михаилом Юрьевичем анафор, то есть повторов в начале каждого ряда слова «или» («Или на вас… / Или друзей…»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: