Анализ стихотворения есенина русь советская

Анализ стихотворения есенина русь советская

Анализ стиха Русь Советская

Середина 1920-х — время подведения итогов революции, гражданской войны, время коренных перемен в российском обществе. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение и в поэзии Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина» и других. Одним из таких произведений стала «Русь Советская» (1924).

По жанру это небольшая поэма. Здесь можно выделить эпическую основу и лирическую канву, систему образов, в центре которой — лирический герой, и четыре смысловые части. Сюжет произведения (эпическая основа) описывает возвращение лирического героя, известного поэта, в родную деревню, где он понимает, что стал чужим.

В первой части (1—9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Он задается вопросом:

Но в итоге лирический герой понимает, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».

Вторая часть (10-14 строфы) посвящена описанию «новой» жизни: рассказ красноармейца, собрание у волости, агитки Демьяна Бедного и т. д. При этом герой чувствует себя здесь чужим, он принадлежит другому миру, почти исчезнувшему. В третьей части (15-19 строфы) выражается авторское отношение к революции и тем переменам, которые она принесла:

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю.

Поэт здесь показан как истинный гражданин — счастье родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением — приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил. — и тем уже доволен. ». Единственное, чем он не готов пожертвовать — поэзия:

Я не отдам ее в чужие руки, —

Ни матери, ни другу, ни жене.

Лишь только мне она свои вверяла звуки

И песни нежные лишь только пела мне.

Надо сказать, что такое восприятие поэзии как высшего и бесденного дара очень характерно для русской лирики и неоднократно звучало в стихотворениях о поэте и поэзии Пушкина, Лермонтова и других.

В четвертой части (19—21 строфы) подводится итог размышлений героя. Поэт решает воспевать как старую, ушедшую Русь, так и новую, советскую Россию:

Когда на всей планете,

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Вариант №2

Большое внимание литературоведы уделяют как в биографии, так и творчестве любого поэта, серебряного века, к вопросу: как он относился к социалистической революции? Есенин отвечает на этот вопрос довольно размыто, не так чётко, как Маяковский, который пришёл в Кремль и стал работать на революцию. Приспосабливаться к социальной действительности ему не хотелось

Изменять своему творчеству он считал – стыдно, поэтому, он начал создавать себе «поэтический имидж» человека, который аполитичен, равнодушен ко всему, что происходит

Приспосабливаться к социальной действительности ему не хотелось. Изменять своему творчеству он считал – стыдно, поэтому, он начал создавать себе «поэтический имидж» человека, который аполитичен, равнодушен ко всему, что происходит.

Многие стихи грешат мотивом лирического героя, являющимся развратником, пьяницей. Он не хочет смотреть на ту бурю и гущу событий, происходящими за окном, где мчится корабль, под названием «Русь».  Это была попытка остаться в своём творческом мире, не вникая в социальную действительность. Такие действия присущие стихам позднего периода.

В школьную программу, на эту тему, обычно высвечивают и раскрывают стихотворение «Русь советская».

Очевидно, что это совершенно крамольное произведение для постреволюционной России

Стоит обратить внимание на момент, который очень сильно задевает лирического героя этого стихотворения, как деревенского поэта

Он знаменитый, он совершенно правильно и откровенно, без ложной скромности говорит, что его село будет знаменито через 100 лет только потому, что он здесь родился. Сейчас люди-современники не знают этого, не хотят понимать — это естественно. Поэты при жизни не бывают знаменитыми, но вот, что задело Есенина. В этой деревне, его, местного поэта, не поют. Это сейчас поют Есенина: «…всё теперь решено без возврата, я покинул родные поля». Это сейчас поют: «…я московский озорной гуляка по всему тверскому околотку», а тогда, его сложные стихи не мытому, христианскому языку были недоступны. И задело его то, что комсомольца с гармоникой поют, советские агит-частушки, и автора называют Демьян Бедный.

Просто, когда слышится в потоке стихотворения, можно подумать, что речь идёт о какой-то христианской бедноте. Нет, Бедный – это фамилия-псевдоним нового революционного поэта Демьяна Бедного.

Вот его – простого агитатора за советскою власть поют, а человека, воспевшего этот край – не поют и не понимают. Действительно, как же вот такой сложный поэт, психологический пейзажист, как Есенин, мог быть понятен этому молодому комсомолу деревни.

Но, Есенин говорит, что за ним будущее. Пройдёт вражда племён, пройдут войны, пройдут революции, пройдёт другая, третья, десятая война — наступит мир и покой. Только после этого, люди, для которых он жил, и его соотечественники будут его стихами, вместе с ним, прославлять шестую часть земли, с названьем кратким — Русь.

В этом стихотворении, как раз и заключается программа Есенина-поэта, его поэтическое кредо.

Русь советская
Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Левитана Ранняя весна 2 класс

    Иссак Левитан писал картину под названием «Ранняя весна» практически каждый год потому, что он любил это время года. На своих полотнах он рисовал таянье снега, разливы полноводных русских рек. В этом непостоянстве природы он сумел увидеть

  • Сочинение Новосибирск — мой город

    Мои бабушка и дедушка приехали сюда ещё в 50-х годах прошлого века после окончания Ленинградского политехнического института. Город занимает третье место по численности населения. Он один из крупнейших в Сибири. У него есть город-спутник – Академгородок,

  • Сочинение Большая маленькая радость 6 класс

    В наше время к большему сожалению, много людей попросту перестали замечать радости, которые окружают нас ежедневно. Независимо от того маленькая — это радость или наоборот большая необходимо научиться принимать и замечать их

  • Сочинение по картине Юона Новая планета 8 класс

    Константин Федорович Юон – русский художник, который еще при жизни получил большую известность и признание. Рожденный в российской империи, он сумел приспособиться к жизни в советском союзе и продолжил заниматься

  • Сочинение-рассуждение Роль знаний в жизни человека 9 класс

    Современное общество прогрессирует и развивается. Теперь каждый его член должен обладать определенными, немалыми познаниями в разных областях науки и жизни. Наши знания должны быть не только глубокими,

  • Сочинение Новороссийск — мой город

    Конечно, не каждому человеку суждено сказать: — мой город Новороссийск! Но, как же много людей мечтали би, если не считать его своей родиной, то хотя бы стать его гостями. Ведь ласковый морской бриз так чувственно и нежно ласкает локоны,

Образы

Начнём с образа лирического субъекта в стихотворении «Русь советская». Герой — чуткий человек, одарённый необычайным талантом стихотворца

Для него очень важно, чтобы рядом находились люди со схожими убеждениями, те, с кем можно будет легко поделиться своими мыслями и переживаниями. Как мы видим из анализируемого текста, родное село всегда было местом, куда персонаж любил возвращаться, ведь там его ждали близкие и друзья

Образ России в стихотворении «Русь советская» неразрывно связан с людьми, ее населяющими. В советской России деревенские жители, наивные и чистосердечные, добрые и простые, стали другими: они озлоблены агитацией, а не своим прошлым, которое до поры их устраивало. Одиночество среди этой агрессивной толпы доставляет поэту боль, ему тяжело всё время находиться одному.

Лирический субъект не способен идти против собственных убеждений. Герой готов смериться с непониманием и холодностью со стороны окружающих, но не в состоянии изменить своей вере. Персонаж любит старину, ему тяжело принять то, что происходит с государством, в котором он живёт. Поэт продолжает считать себя «гражданином села».

Герой есенинского стихотворения — человек, умеющий философски смотреть на мир. Он размышляет о быстротечности жизни, смене одного поколения другим

Кроме того, лирический субъект хорошо подмечает детали, обращает внимание на речь людей, которые его окружают. Поэт высоко оценивает творчество, дорожит своими произведениями

Он не готов расстаться с любимой лирой ни при каких обстоятельствах.

Теперь заострим своё внимание на образах жителей села. Сразу стоит сказать, что новое поколение показано не с самой лучшей стороны

Молодые парни и девушки, поддерживающие советский режим, являются полными противоположностями поэта. Автор имитирует речь простых людей, упрощая предложения и меняя правописание некоторых слов. Сельчане лирического героя обсуждают не «жизнь», а «жись», при чём их речи «корявые» и «немытые».

Читатели видят портрет хромого красноармейца, который не может чётко выразить свои мысли. Рассказывая о Буденном, он запинается, использует слова-паразиты. Увидев, как сельчане из крестьянского комсомола поют агитки, поэт понимает, что его произведения больше не нужны народу. Теперь люди предпочитают громкие слова о значимости революции и силе пролетариата. Им больше не нужны стихотворения о красоте родных краёв.

«Русь советская», анализ стихотворения Есенина

Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского. а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.

Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.

Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение «Русь советская». написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.

Само название – «Русь советская» — звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения – человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и – сломалась». Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина — «В хате». «С добрым утром!». «Берёза» .

Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни». «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись»

«хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп». Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны

Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна». а его «поэзия здесь больше не нужна». и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:

Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?

Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».

Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .

А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита». Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом». а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю». но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.

Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать Всем существом в поэте

Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».

Особенности четвертой части поэмы

Главная мысль, которую желает передать автор в данной главе — это тяжесть скорби природы о погибших защитниках

Он уделяет внимание и тому моменту, что некоторые все-таки живы и время от времени отправляют весточки домой родным. Письма, пришедшие с войны, люди читают вместе

В этом отслеживается сплоченность народа при наступлении беды. Именно война способна личное горе или радость сделать общими. Ведь все они живут надеждой, надеждой на скорую победу и возвращение домой родных и близких людей. Главная цель данного повествования – это единение, которое в православной религии именуется как соборность.

Система образов

Образы стихотворения тесно связаны с мотивами утраты родины, ущербности происходящего.

«Мельница с крылом единственным» символизирует птицу, которая не может взлететь, — погибающую старую деревню, обескрыленную социальными переменами.

«Зола и слой дорожной пыли» на том месте, где стоял отчий дом – тоже символ невозвратимой потери.

Не узнаёт лирический герой и жителей деревни: «Вокруг меня снуют // И старый, и молодые лица, // Но некому мне шляпой поклониться, // Ни в чьих глазах не нахожу приют». Он давно не бывал в родных краях, стал совсем чужим, городским, а его стихи, известные всей России, здесь, наверное, ещё не читали.

Изменился родной язык. Он стал «корявым, немытым». Поэт специально употребляет просторечия, диалектизмы, искажает привычное звучание слов: «они свою обсуживают жись».

Передавая речь «красноармейца с ликом сонным», автор использует ничего не значащие междометия: «Уж мы его и энтак и разэнтак, // Буржуя энтого, которого, в Крыму…» Это не речь, а какое-то животное бормотание, полная деградация. Даже «клёны морщатся», слыша такое.

Наконец, в конце стихотворения возникает образ лиры – атрибута поэтического ремесла. Автор признаётся, что не отдаст её никому.

Если в пушкинских строках из стихотворений «Вновь я посетил… », «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» присутствует идея преемственности, то в произведении Есенина всё ограничивается текущим моментом.

«Цветите, юные, и здоровейте телом…» — в этом призыве слышится неверие в то, что душа юных может быть здоровой после всего, что произошло в стране. «А я пойду один», — заключает поэт. Он останется наедине со своей главной задачей – песней о «шестой части земли», заповедном и вечном русском пространстве.

Сочинение Тема родины в лирике Есенина (в поэзии, стихах)

Безусловно, можно сказать, что каждый поэт видит и изображает тему родины по-разному. Заключается все в том, в каких исторических и социальных условиях жил поет. Что можно сказать о Есенине, то он сам родом из-под Рязани. Рожденный поэт был в старинном селе Константинове, где прошли главные годы его жизни и появились первые произведения. Поэтому у Сергея Есенина с образом родины на первом плане становиться сельская и крестьянская Россия.

Уже в раннем творчестве Есенина можно увидеть произведения о родине. В его стихотворениях полностью отсутствует противоречие, а преобладает гармония. В них поэт пишет о человеческом мировосприятии. У Сергея Есенина насчитывается не мало сборников стихов как в юном возрастете, так и уже когда достигает зрелого возраста жизни, продолжает развивать свои мотивы ранней лирики. Для Есенина родина была как некое духовное отечество, это отражает это поэт во многих своих стихотворениях, в которых у Есенина буквально вся Русь приобретает образ храма. Из его лирических стихотворений можно понять, как происходит уединение героя произведения с самой великой и могущей Родиной.

У Сергея Есенина очень много стихотворений, которые написаны и посвящены именно Родине, в них автор раскрывает и показывает ее со всех сторон. Но это не как не влияет на любовь поэта к России, он любит и воспринимает ее такой, какая она есть.

Автор надеться, что грядущие перемены пойдут на пользу Руси. И происходит революция, которую ждали многие поэты и писатели. Что касается Есенина, то он ее принял с большим воодушевлением, она для него стала религиозной идеей для изменения. Именно этот период и повлиял на создание новых и немало интересных произведений Есениным.

Уже к финальному этапу творческой жизни Есенина, стихотворения становятся похожи на трагедию. При сравнение с первыми его изданиями, то можно увидеть происшедшее изменения в его творчестве. Его перестает радоваться красота природы своей деревни, и уже в последнем своем стихотворении о Родине автор описывает явные произведшие изменения из-за революции, которая не чего хорошего не принесла, и что даже до боли родная деревня изменилась в плохую сторону.

Поэтому на всем этапе жизненного пути Сергей Есенин пишет в своих душевных стихотворениях о Родине, только то, что чувствует и видит своими глазами.

Таким образом, тема Родины является одной из важнейших в творчестве Есенина. Поэт выражал свою любовь и заботу о России, несмотря на все ее проблемы, и восхищался красотой родной природы и культуры.

«О Русь! Взмахни крылами. » (По лирике С.А. Есе-нина.)

Эта тема, пожалуй, подходит С.Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и преданностью человека, выросшего среди русской природы. Все свое детство и юность провел он в крестьянской среде, среди деревенских песен, сказаний. Все то, что для других является фольклором, этносом, для Есенина — простой человеческий быт. Язык народа, крестьян для Есенина — его родной язык. Конечно же, любовь его к России, к родному селу выразилась во всех написанных стихах, которые часто называют песнями. Певучесть — это характерная черта поэзии Есенина. Это опять же отголосок его детства, наполненного колыбельными, частушками, сочиненными народом. Часто темы его произведений тоже перекликаются с народными мотивами:

Ты поила коня из горстей в поводу, Отражаясь, березы ломались в пруду. Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейно трепал ветерок. Но главной темой всегда остается сама Русь. Говорит ли поэт о любви, о грусти или предается воспоминаниям, всегда его образы отображают все исконно русское, потому что и сам Есенин — частичка Руси. Он целиком и полностью принадлежит ей:

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» — Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

В основном в своей поэзии Есенин воспевает красоту Руси, ее величие. Но не забывает и о тяготах народных, в которых жил сам. Тяжелый крестьянский труд, неурожаи, разбойники, затаившиеся в лесах, постоянная бедность и многое другое доставляло немало тягот и лишений крестьянам.

Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.

Наступившая революция увлекла поэта. Всей своей русской душой поверил он в светлое будущее и в справедливость, которая обязательно наступит. Под впечатлением революции в его поэзии появляются новые решительные оттенки. Стихотворение «Иония» своим слогом чем-то перекликается с поэзией Маяковского, который также был вдохновлен революцией. И так же недолго, как и Есенин. Но вначале это была сильная вера в то, что Русь «взмахнет крылами», надежда на избавление крестьян от их тяжкой доли. Мощно и уверенно утверждает Есенин свою веру в победу народной власти:

Я сегодня рукой упругою Готов повернуть весь мир. Грозовой расплескались вьюгою От плечей моих восемь крыл.

Но Русь Есенина — прежде всего ее душа, ее удивительная сущность, которая отражается в полях, дорогах, тройках лошадей, колокольчиках и всем том, что неподвластно политике, войнам, революциям. Сердце России хранится в вечности. Еще Л. Андреев раскрывал это сложное понятие «Небесная Россия», которое интуитивно чувствует Есенин. Для него она — родная, любимая сторона, воспоминание о матери, о доме. И в то же время, понимая величие своей родины, своего родного дома, Есенин сравнивает Русь с огромным храмом, в котором он — один из прихожан:

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа. Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.

И как гимн, как главная суть его мировоззрения звучат строчки, которые уже цитировались, — рай не так прельщает поэта, как Родина — Святая Русь.

2552

человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»

Русь советская

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело. На перекличке дружбы многих нет. Я вновь вернулся в край осиротелый, В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? Здесь даже мельница — бревенчатая птица С крылом единственным — стоит, глаза смежив.

Я никому здесь не знаком, А те, что помнили, давно забыли. И там, где был когда-то отчий дом, Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит. Вокруг меня снуют И старые и молодые лица. Но некому мне шляпой поклониться, Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят роем думы: Что родина? Ужели это сны? Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый Бог весть с какой далекой стороны.

И это я! Я, гражданин села, Которое лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского скандального пиита.

Но голос мысли сердцу говорит: «Опомнись! Чем же ты обижен? Ведь это только новый свет горит Другого поколения у хижин.

Уже ты стал немного отцветать, Другие юноши поют другие песни. Они, пожалуй, будут интересней — Уж не село, а вся земля им мать».

Ах, родина, какой я стал смешной! На щеки впалые летит сухой румянец. Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я: Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались. Корявыми немытыми речами Они свою обсуживают «жись».

Уж вечер. Жидкой позолотой Закат обрызгал серые поля. И ноги босые, как телки под ворота, Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным, В воспоминаниях морщиня лоб, Рассказывает важно о Буденном, О том, как красные отбили Перекоп. «Уж мы его — и этак и раз-этак,— Буржуя энтого… которого… в Крыму…» И клены морщатся ушами длинных веток, И бабы охают в немую полутьму

«Уж мы его — и этак и раз-этак,— Буржуя энтого… которого… в Крыму…» И клены морщатся ушами длинных веток, И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол, И под гармонику, наяривая рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол.

Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Ну что ж! Прости, родной приют. Чем сослужил тебе — и тем уж я доволен. Пускай меня сегодня не поют — Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все, Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам, Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,— Ни матери, ни другу, ни жене. Лишь только мне она свои вверяла звуки И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные, и здоровейте телом! У вас иная жизнь. У вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда, Когда на всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть,— Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь советская»

Середина 20-х — время подведения итогов революции, гражданской войны, восстановления народного хозяйства, усиления влияния вводимых порядков.

Со свержением царизма жизнь повсюду изменилась, установленное общественно-политическое устройство открыло ранее недоступные возможности гражданам новой страны — Советского Союза. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии С.А.

Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот период, стала «Русь советская» (1924 год).

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.

В первой части (1 — 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:

Что родина?

Ужели это сны?

Но «голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».

Вторая часть (10 — 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни.

И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного — признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне.

В третьей части (15 — 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан истинным гражданином — цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением — приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… — и тем уже доволен…»

В четвертой части (19 — 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения — квинтэссенция смысла всего произведения.

Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию.

Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель — служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.

Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального — образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине».

Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом.

Внутренний мир лирического героя — основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» — это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др.

Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?»)

и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»).

Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А.

Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные.

С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору.

Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.

«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…»

Дать оценку происходящему, переосмыслить всё то, что видел, с чем столкнулся в окружающем его «яростном» мире, поэт старается в таких произведениях, как «Небесный барабанщик», «Сорокоуст», «Русь уходящая», в эпической поэме «Анна Снегина»

А в 1924 году пишет очень важное, по сути, программное стихотворение Есенин. «Русь Советская» — так оно называется

Это своего рода итог размышлений, попытка примирить и примерить себя к новой действительности, новому строю и мировоззрению. И горькое осознание невозможности этого. А ещё – глубинное, всем нутром понимаемое свое родство с родиной, с дорогой и бесконечно любимой Россией. В ней, в изначальной связи этой – весь Есенин. «Русь Советская», каждый образ стихотворения, каждая его строка – яркое тому подтверждение.

«Русь советская», анализ стихотворения Есенина

Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского. а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.

Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.

Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение «Русь советская». написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.

Само название – «Русь советская» — звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения – человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и – сломалась». Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина — «В хате». «С добрым утром!». «Берёза» .

Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни». «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись»

«хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп». Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны. Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна»

а его «поэзия здесь больше не нужна». и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:

Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна». а его «поэзия здесь больше не нужна». и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:

Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?

Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».

Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .

А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита». Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом». а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю». но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.

Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспеватьВсем существом в поэте

Шестую часть землиС названьем кратким «Русь».

Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: