А. с. пушкин. восемь смыслов одного стихотворения. александр пушкин

Стихотворение «эхо» пушкин александр сергеевич

Литературные тропы

В анализе стихотворения Пушкина «Эхо» по плану следующий пункт — это литературные приемы, которые использовал автор при написании произведения. В основе этого творения — метафора, которая сделала стихотворение похожим на загадку. Важную роль в этом произведении играет олицетворение: эхо кажется живым существом, потому что оно откликается на любой звук. Но при первой же попытке заговорить с ним эта иллюзия рушится, потому что оно не может ответить — эхо лишь повторяет.

Использование устаревших слов придает стихотворению возвышенности. Качественные прилагательные в этом произведении не являются эпитетами. Они характеризуют предмет с конкретной стороны — проводимости звука.

Стихотворение «Эхо» Пушкина написано четырехстопным и двустопным ямбом. А мужские рифмы придают ему особый ритм. Данное стихотворение насыщено звуковыми образами. В понимании Пушкина поэт старался отразить действительность, но он, подобно эху, не мог сказать что-нибудь новое. Творец, как и данное природное явление, не стремился общаться с миром и раскрывать свою личность. Потому что люди все равно остались бы глухи к его призывам. Это касается не только поэтов, но и всех творцов, которые стремятся донести свои мысли до окружающих.

Анализ «Эхо» Пушкин

Анализ «Эхо» Пушкин

«Эхо» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.История создания

Стихотворение «Эхо» написано в 1831 г. и напечатано в альманахе «Северные цветы» за 1832 год. Пушкин осенью 1831 г. жил с женой в Царском Селе, где они пережидали холерный карантин. Это было счастливое время в жизни поэта, занятое работой и общением с семьёй и с друзьями.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Эхо» — образец реалистической поэзии. Оно раскрывает сущность поэта, сопоставляя его деятельность с физическим явлением эха. Реалисты-прозаики описывали труд писателя как воспроизведение всего того, что он видит в зеркале, которое несут по дороге. Реалист Пушкин описывает дело поэта, используя образ звука, а не света, но суть остаётся той же: писатель отражает жизнь.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – сущность поэта, роль поэта в обществе. Основная мысль: поэт открывает все прелести и несовершенства жизни, но судьба поэта всегда трагична. Он подобен эху, природному явлению. Он отражает мир так, как умеет, как ему дано. Невозможно судить поэта, как нельзя судить природное явление. Кто внимает эху, кто слушает его? Общество глухо к поэзии.

Всё стихотворение, кроме последнего предложения, отделённого многоточием – это обращение к эху. Но синтаксически обращение в стихотворении отсутствует. Читатель понимает, к кому обращается лирический герой, только по заголовку. Стихотворение похоже на загадку, если оставить его без названия.

В последнем предложении, выводе из всего стихотворения, который начинается указательным словом таков – суть стихотворения.

Композиционную основу стихотворения составляет психологический параллелизм. Природное явление – эхо – сопоставляется с поэтом. В первой строфе перечисляются обычные, не очень громкие звуки: рёв зверя, звук рога, гром, пение девы. Во второй строфе речь идёт о громких звуках: грохот громов, глас бури и валов и, для контраста – крик сельских пастухов. Как эхо отзывается на каждый звук, так поэт отражает все жизненные явления, с которыми соприкасается, даже если они обычны и малозначительны, а тем более если они величественны и значимы.

Размер и рифмовка

Сложная философская мысль потребовала непростой формы. Стихотворение написано секстинами – строфами из шести стихов на две рифмы. Рифмовка редкая для секстин: ааабаб, все рифмы мужские, что создаёт рубленый ритм. В стихотворении две строфы.

Тропы и образы

Стихотворение построено как загадка, в которой не называется то, что описывается. То есть в основе его – метафора. Особую роль в стихотворении играет разновидность метафоры – олицетворение. Эхо рождает отклик на любой звук и шлёт ответ. Оно кажется живым, но это только видимость. Обман раскрывается, если пробуешь поговорить с эхом: «Тебе ж нет отзыва».

Два качественных прилагательных, которые могли бы быть эпитетами, таковыми не являются. Они характеризуют существительные с точки зрения возможности проводить звук. Лес глухой, потому что в нём тихо, воздух пустой, потому что не наполнен звуками.

Высокий стиль речи обеспечивают старославянизмы дева, внемлешь, глас.

Стихотворение наполнено разнообразными звуками. Реализм стремился к отражению действительности, то есть поэт мыслился скорее как зеркало. У Пушкина поэт оглашает действительность и, как эхо (как зеркало), не может выразить ничего иного. Он только отражает те звуковые волны (то есть настроения и состояния), которые слышит и чувствует в обществе. Но нельзя отвечать эху, говорить с ним, критиковать. Так и поэт не вступает в диалог с миром, а только повторяет увиденное, услышанное и угаданное, сам оставаясь непонятым и не раскрывая своей личности.

Как истинный гений, Пушкин отразил и предугадал неизбежное одиночество поэта прошлых и будущих эпох, его отторжение обществом. Если трактовать стихотворение шире, речь идёт о судьбе любого творца. Post Views: 0

Разбор текста песни «Эхо любви» Анны Герман

Песней, текст которой передает все тонкости настоящей любви, безусловно можно считать «Эхо Любви» Анны Герман. В ней она передала все переживания и радости этого удивительного чувства своим хрупким и нежным голосом. Именно его искал режиссер Евгений Матвеев еще до написания сценария к фильму «Судьба», который был снят по роману Петра Проскурина.

Песню Анна Герман записала в 1977 году. Она спела ее с симфоническим оркестром в Москве.

Прошло уже 34 года с того момента, как не стало Анны Герман, но ее завораживающий голос многие помнят до сих пор.

В настоящее время философия выработала сотни определений слову «любовь», но консенсуса так и нет. Каждый определяет этот термин по-своему. Кажется, Анне Герман удалось выразить в песне любовь так, что философам только остается поднять шляпу в знак уважения.

Первый куплет

Первый куплет исполняется тихо и спокойно. Голос — уверенный и крепкий, несмотря на то, что нужно петь тихо.

Ярко выражен вокальный зевок. Песня наполнена нежностью и чувственностью.

Второй и третий куплеты

Второй куплет (в котором немного увеличивается громкость) передает еще больше чувств

Исполняя эту песню, очень важно понимать ее смысл, чувствовать ее

Есть смена динамики в конце каждого куплета.

Третий куплет — это кульминация. Поем громко и уверенно. В конце куплета уходим в тихий и нежный голос.

Текст песни Анны Герман «Эхо любви» исполняется в манере, приближенной к академической. Вокальная «маска» и «зевок» в этом помогут.

Читайте статью «Ноктюрн» Муслима Магомаева – текст песни, минус и разбор» >>>

Литературный анализ: стихотворение Пушкина «Эхо»

О роли поэтов в обществе было написано немало стихотворений, и, конечно же, этой теме были посвящены произведения и в творчестве А. С. Пушкина.

Предисловие

Стоит упомянуть, что те стихи, которые появлялись до 19 века, в основном носили развлекательный характер и прославляли какие-то события и героев, прежде чем начать анализ. Стихотворение Пушкина «Эхо» — не исключение. Такие произведения зачитывались на светских мероприятиях, потому что это было модно и престижно.

Но все изменилось, когда поэты в своих произведениях стали поднимать проблемы общества, обращаться к властям и бросать им вызов, вносить в общество раздор и смуту.

Первым поэтом, который нарушил светские правила и задумался о том, какую роль он занимает в обществе и как может повлиять на него, был Александр Сергеевич Пушкин.

Роль поэта в обществе

Давайте проведем анализ. Стихотворение Пушкина «Эхо» было написано в 1831 году. Автор поднял в нем вопрос о роли поэта. Но рассматривал он роль немного с другой точки зрения, учитывая свои личные чувства. Пушкин мечтал о славе и признании, но не мог догадаться о том, что его стихи опережают время и будут оценены по достоинству гораздо позже.

Кто-то считал его еще незрелым и воспринимал стихи как развлечение, а кто-то считал его творчество дерзким и смелым, восхищался им и осуждал. Он не мог найти поддержки ни у кого, постоянно сталкивался с цензурой, и решил написать стихотворение, рассказав о том, какое место занимает поэт в обществе.

Анализ стихотворения «Эхо» Пушкина по плану

Схема анализа любого произведения помимо истории создания включает также определение жанра (литературного направления).

Данное стихотворение относится к реалистической поэзии, но в то же время и к философской лирике. Автор пытается раскрыть значение поэта и сравнивает его с эхом, используя образ звука. Такой вывод позволяет нам сделать анализ.

Стихотворение Пушкина «Эхо» раскрывает главную мысль: если поэт — это эхо, значит его роль в жизни общества трагична, он показывает и отражает мир так, как может, а не так, как диктует общество и власть, и нельзя его судить за такие действия, как нельзя судить и природное явление. Эхо мимолетное, его мало кто слышит, как мало слушают и поэта.

В стихотворении автор использует композицию параллелизма, где сравнивает себя с эхом, которое сначала звучит громко, а потом все тише и тише.

Нами был сделан лишь беглый анализ. Стихотворение Пушкина «Эхо» стоит изучить и попробовать истолковать каждому, кто интересуется поэзией.

Комментарии

Похожие материалы

Основными темами творчества Ф.И. Тютчева стали человеческие чувства и переживания, раздумья над смыслом жизни, изображение красоты русской природы. Стих «Она сидела на полу…» являет собой образец романтической лирик…

Стихотворения о России занимают довольно обширную нишу в творчестве А. С. Пушкина

Особое внимание поэт уделял деревне, быту крестьян, красоте русской природы. Произведение Пушкина «Деревня» является образцом подобног..

Стихотворение «Пророк» Пушкин посвятил своим друзьям-декабристам, жестоко наказанным правительством. Произведение было написано в 1826 году сразу после трагических событий, последовавших после декабристско…

Александр Сергеевич Пушкин по праву занимает главенствующее место в русс…

Поэт Александр Сергеевич Пушкин был человеком с аналитическим складом ума, но при этом восторженным и увлекающимся. Обо всех его многочисленных увлечениях рано или поздно становилось известно в Петербурге и Москве, од…

Наслаждаясь творчеством Пушкина, читатель неизменно очаровывается его изумительным поэтическим даром и открывает для себя одну из граней таланта и личности этого поэта. Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву позволяе…

Тема этой статьи – анализ стихотворения «Слово». Гумилев – яркая фигура в русской литературе, без которой невозможно представить поэзию Серебряного века. Его произведения отличаются необычайной…

Ранняя и поздняя поэзия А. С. Пушкина наполнена философскими размышлениями. В 24 года поэт раздумывал о превратностях судьбы. Он с молодым оптимизмом смотрел на мир и писал в альбом юной 15-летней девушке с

Сегодня мы разберем произведение «Адмиралтейская Игла» — стих Пушкина Александра Сергеевича. Однако для начала скажем пару слов об авторе. Пушкин создал превосходные стихотворения, мудрые поэмы, чудесные с…

А.С. Пушкин пытался донести до своей многочисленной читательской публики все свои волнения за будущее народа и своей страны. Ничего не проходило мимо его души и его пера бесследно. Вот и восстание декабристов в Петерб…

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Эхо»

Размышление о роли поэта в судьбе общества лежит в основе поэтической работы А.С. Пушкина «Эхо». Предположительно творение было написано осенью 1831 года. Примечательно, что главное слово стихотворения – его название, не встречается в самом содержании. Случайность ли это? Анализ семантической составляющей стиха позволяет ответить на этот вопрос. Эхо – вполне приземленное физическое явление, колебание звуковых волн, – приобретает у Пушкина иное значение. Для поэта эхо – ассоциация с ним самим.

В двух шестистишиях автор ведет перечисление явлений природы, порождающих звуковой отголосок, объектов, которые вторят услышанному. Это и голоса диких животных где-то в глуши леса, и пронзительный созывающий гул музыкального инструмента – рога, и девичье пение за холмами. Раскаты грома, сильные волнения ветра и воды на море, перекрикивание пастухов, – все находит себе отзвук… Кроме речей поэта. Так считает лирический герой: драматичный, но с готовностью и смелостью принимающий свою роль.

Поэт как эхо восприимчив ко всему в мире, любое незначительное изменение ощущается его чувствительной душой, он рождает отклик – пишет для людей. Но «отзыва» себе не находит. Горькое одиночество, непонимание, насмешки – вот удел стихотворца. Но плата за такую печаль более чем достойная – возможность видеть, слышать и жить сильнее других, интенсивно, полно, взахлеб; оставлять строки, которые в будущем обязательно найдут понимание и вызовут искреннее восхищение, – безвременные, вечные.

Простота и торжественность сплетены в стихотворении. Лаконичность выражений дает возможность быстро и четко осознать поэтический замысел. Последние две строчки оснащены эмоционально насыщенными знаками препинания. Многоточие наводит на глубокие размышления, предоставляет время на формирование собственной точки зрения и сопоставление ее с мыслями Александра Пушкина.

Анализ стихотворения Пушкина «Эхо»

Литература нравится многим благодаря своей развлекательной функции. Потакая желаниям общества, русские поэты изначально старались писать о чем-то забавном или романтичном. Но XIX век принес новые веяния в литературе. Поэзия становится социальной, политичной, отзывается на важные события. Реакция публики на откровенные произведения не всегда была однозначной. Поэты часто превращались в изгоев и бунтарей. Высший свет не хотел знать правду, а стихи, обличающие социальные проблемы, вносили в их размеренную жизнь смуту. Александр Пушкин входил в число вольнодумных поэтов. Он много строчек посвятил любви, но не мог ограничиваться только этим. Пушкин задумывался о роли поэта в обществе и все больше убеждался, что она не оценивается по достоинству

То, что люди радо принимают его развлекательные произведения, но с осторожностью, а иногда и с открытой ненавистью относятся к смелым стихам, терзало душу Пушкина

Поэт не находил необходимой поддержки у читателей, сталкивался с необоснованной цензурой. В результате у него родилась идея написать стихотворение о предназначении поэта. В 1831 году он воплотил ее в жизнь, опубликовав произведение «Эхо». В нем очень детально описывается особенность эха — оно является откликом на все земные звуки

Не важно, рев ли это зверя или грохот грома, или песня девы, — эхо всегда отзовется. Но суть стихотворения не в описании, а в последней строчке – «Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!»

Итак, для Александра Пушкина положение многих поэтов подобно эху. Творческие смелые люди живо откликаются на все общественные события, но не находят такого же отклика на свои произведения. Одни люди не могут понять смысл таких стихотворений, другие видят в них угрозу. И лишь немногие способны принять их. Поэтому и выходит, что «эхо» поэта остается почти бесполезным отзвуком на происходящие события. Такая роль не устраивала Пушкина, ведь он мечтал быть не эхом, а чем-то большим.

Александр Сергеевич Пушкин не имел иллюзий относительно того, как настроено к его правдивым стихам царское семейство. Одно то, что он часто становился опальным поэтом, знавал ссылки, оказывался перед «закрытыми дверьми» светского общества, говорило о многом. Но стоило лишь Пушкину вновь изобразить наивного сладкоречивого романтика – и его вновь звали на светские приемы.

Анализ стихотворения Пушкина «Я помню море пред грозою» Анализ стихотворения Пушкина «Я пережил свои желанья» Анализ стихотворения Пушкина «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)» Анализ стихотворения Пушкина «Олегов щит»

Анализ стихотворения «Эхо» Пушкина

А. С. Пушкин очень остро чувствовал огромное значение поэта в обществе. Большое количество произведений он посвятил важнейшим проблемам своего времени. При этом поэт видел, что его призывы к добру и справедливости не находят отклика в современниках. Свое горькое разочарование он описал в стихотворении «Эхо» (1831 г.).

Пушкин размышляет над самой природой эха, которое неизбежно отзывается на любые громкие звуки («ревет ли зверь», «трубит ли рог»). При этом у эха нет выбора, оно просто обязано раздастся в ответ. Этот феномен автор сравнивает с творчеством поэта. Громкие звуки символизируют крупнейшие общественно значимые события. А эхом становится душа поэта, которая чутко реагирует на это. По мнению Пушкина, настоящий поэт никогда не должен оставаться в стороне. Если он проповедует высшие идеалы, то любое проявление зла и несправедливости вызовет в нем чувство протеста и желание заявить о нем. Автор косвенным образом упрекает поэтов «чистого» искусства, которые закрывали глаза на проблемы ради материального благополучия и признания в обществе. Их творчество никак не связано с жизнью народа и подчинено желаниям невежественной толпы.

Еще больше сближает поэта с эхом то, что оба не получают достойного отзыва. Эхо громко раздастся в ответ, но после многократного повторения постепенно смолкнет. В природе вновь воцарится тишина, как будто ничего и не произошло. Революционное заявление поэта также сначала произведет большой эффект. Но оно не увеличит числа его сторонников и не приведет к распространению идей о справедливости. Равнодушная толпа не обратит внимания на безумную выходку поэта и постарается поскорее забыть о ней. Обществу гораздо спокойнее живется без бунтарей и революционеров. Оно будет до конца цепляться за свое мнимое спокойствие и умиротворение.

В стихотворении «Эхо» ощущается огромная горечь Пушкина. Мотив разочарования в его творчестве появляется со времени подавления восстания декабристов. Мятежники считали, что если даже потерпят поражение, то своим примером пробудят народные массы. Этого не произошло. В лучшем случае к декабристам испытывали жалость. Их попытка переворота никого не воодушевила и вызвала только презрение. Пушкин был горячим сторонником идей декабристов. Их провал он считал своим личным поражением. После сибирской ссылки многих друзей поэт почувствовал одиночество, которое и описал в стихотворении.

Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения Пушкина «Эхо»

Вплоть до 19 века русская поэзия носила развлекательный характер. Литераторы того времени сочиняли оды по случаю знаменательных событий и представляли свои стихи на светских раутах, что считалось достаточно модным и престижным событием. Однако очень скоро поэзия приобрела социальные черты и стала затрагивать те аспекты жизни, которые не принято было открыто обсуждать в высшем свете. Поэты стали превращаться в бунтарей и изгоев, а их стихи сносили в общество смуту и раздор.

Александр Пушкин стал одним из первых русских литераторов, который не только нарушил светские правила, но и задался вопросом о роли поэта в современном обществе. В своем творчестве он неоднократно поднимал эту важную для себя тему, и каждый раз отмечал, что современный поэт в состоянии изменить мировоззрения людей и открыть перед ними правду, какой бы нелицеприятной и жестокой она ни была.

Однако Пушкина волновал не только вопрос значимости поэта и его общественной роли. Будучи человеком достаточно самолюбивым и очень болезненно воспринимающим критику в свой адрес, классик русской литературы понимал, что высший свет еще не готов к подобным стихотворным откровениям. Несмотря на свой поэтический дар, Пушкин постоянно становился объектом насмешек со стороны более богатых и титулованных соотечественников, которые по-прежнему считали поэзию развлечением и не хотели признать тот очевидный факт, что она уже давно является мощным рычагом для управления общественным сознанием. Конечно, часть передовых и просвещенных людей того времени это осознавала, хотя и воспринимала творчество Пушкина двояко. Кто-то открыто восхищался его смелыми и дерзкими стихами, другие же, наоборот, их осуждали. Поэта не удовлетворял ни тот, ни другой вариант, так как он мечтал о славе, до конца еще не осознавая, что его стихи опережают время и будут оценены по достоинству намного позже. Не находя должной общественной поддержки и постоянно сталкиваясь с цензурой, в 1831 году Пушкин написал стихотворение «Эхо», в котором поднял вопрос о роли поэта в обществе в несколько ином ракурсе.

Русских литераторов и себя, в частности, автор сравнил с эхом, которое рождает «на всякий звук свой отклик в воздухе пустом»
. Эта фраза, в частности, свидетельствует о том, что современные поэты, остро чувствующие общественные перемены, выражают свои мысли и чувства по поводу происходящего в стихах. Они чутко реагируют на любые события, трансформируя их в своем сознании в поэтические строки и давая оценку, пусть и не всегда объективную, но достаточно искреннюю

Однако смысл этих стихов понятен далеко не всем, а их важность и необходимость в обществе ставится под сомнение. Рассказывая об особенностях эха, автор отмечает, что оно откликается на любой звук, однако это явление остается совершенно незамеченным и игнорируется теми, кому адресованы подобные послания

«Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!», — резюмирует Пушкин, подчеркивая тем самым, что рассчитывать на достойное к себе отношение со стороны общества ему не приходится.

Автор, не понаслышке знакомый с тем, как легко и быстро царская власть расправляется с инакомыслящими людьми, не боится очередной ссылки или же государева гнева. Гораздо больше Пушкина волнует то, что сливки русского общества, которые в состоянии изменить государственный строй и, в частности, повлиять на отмену крепостного права, предпочитают закрывать глаза на очевидные факты и не откликаться на призывы поэта
. Более того, именно светское общество является той своеобразной лакмусовой бумажкой, по которой Пушкин безошибочно определяет, как именно к его творчеству относится царская семья. Поэтому поэт с завидной регулярностью попадает в опалу, и перед ним закрываются двери аристократических домов Москвы и Петербурга. Но стоит опубликовать что-либо из любовной лирики, как Пушкина засыпают приглашениями на балы и в светские салоны. Эта тенденция раздражает поэта, которые понимает, что ему отведения роль эха, которое слышит общество, но предпочитает не воспринимать всерьез.

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!

Анализ стихотворения «Эхо» Пушкина

Одна из функций литературы – развлекательная. Читатель должен получать от прочтения наслаждение, проводить за книгой свободное время. До девятнадцатого столетия эта функция была главной. Поэты того периода создавали оды в честь особых дат и зачитывали работы на собраниях знати. Но вскоре поэзия обрела социальные черты и начала описывать те стороны жизни, что обычно прилюдно не обсуждали в высших кругах. Поэтов стали воспринимать как неких бунтарей, а их строки разделяли читателей на несколько лагерей.

Александр Сергеевич Пушкин явился одним из первых русских поэтов, который не стал нарушать правил высшего света, но поставил вопрос о роли поэта в обществе. В своих работах он много раз касался этой темы. И всякий раз делал вывод, что поэт его времени вполне может поменять мировоззрение общества и явить перед ним правду, какой бы она ни являлась.

Но его тревожил не только вопрос об роли поэта в обществе. Пушкин был человеком, любящим себя, довольно тяжело переносящим критику, адресованную ему. Он осознавал, что современные представители знати пока не подготовлены к такому типу стихотворений.

Создавая строки, заставляющие думать, поэт неоднократно подвергался морю насмешек от тех, кто считал, что литература существует только для развлечения. Они не желали понять, что литература постепенно превратилась в рычаг, с помощью которого можно управлять общественным сознанием. Пушкин же грезил о славе. Он не представлял, что она придет к нему после смерти, хотя и высоко ценил свои работы. А в 1831 году, за шесть лет до кончины, автор создает стихотворение «Эхо», где поднимает вопрос о значении творчества поэта для общества в другом свете.

Себя и других поэтов Пушкин сравнивает с эхом, что вторит всему в округе. Эта фраза понимается как замеченная способность поэтов отвечать своими работами на события происходящие в государстве и мире. Говоря об особенностях эха, автор замечает, что оно может быть проигнорировано многими, часто специальными адресатами послания эхо.

Пушкин отмечает, что он не может похвастать добродетельным и понимающим отношением, адресованным к нему. Он сравнивает себя с эхом. Причем он не боится очередной ссылки или гнева государя, обрушенного на него. Сие он вынесет, высоко подняв голову, как делал это уже не раз. Его волнует другое, что те, что стоят у власти не хотят слышать его слов, закрывают глаза и уши, намеренно становясь слепыми и глухими, когда поэт поднимает в своих работах важную тему. А ведь, прислушавшись к его словам, они могли бы сделать мир лучше. Так называемые сливки общества не хотели воспринимать его всерьёз.

Сложное по содержанию стихотворение имеет и сложную форму. Произведение написано секстинами с разной рифмовкой.

Ко всему прочему произведение выстроено как загадка: в тексте не называется то, что описывает автор – читатель должен догадаться об объекте описания сам. А раз это загадка, то в основе ее заложена, конечно же, метафора.

Эхо в стихотворении предстает живым благодаря олицетворениям: оно «шлет ответ» и «рождает отклик». Прилагательные, использованные в стихотворении, не создают эпитетов, так как они передают прямые характеристики предмета. «Глухой звук» в данном случае понимается как тихий, едва различимый.

Использует Пушкин и старославянизмы, дабы создать высокий стиль: «глас», «дева».Будучи истинным гением, Пушкину удалось отразить одиночество поэтов прошлого и будущего, его неприятие обществом. Если понимать произведение шире, здесь идет речь о неблагодарной судьбе каждого поэта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: