Изображение событий гражданской войны в книге рассказов Конармия И.Э. Бабеля кратко

Русская литература 1920-1930гг. / 32. конармия и.бабеля. проблематика, герой, стиль. место в литературе о гражданской войне

Анализ рассказа И.Бабеля «Письмо»

Размышляя о влиянии революции на душу и сознание человека, мы обращаемся к творчеству писателей, стоящих на разных, порой резко противоположных друг другу позициях: от И.Бунина до В.Маяковского. Исаак Бабель занимает среди них своё, особое, место.

От других авторов его отличает не только своеобразная писательская манера, но именно Бабелю свойственное восприятие мира. Воспитанный на литературе французских гуманистов, писатель стремится не рассказывать о человеке, а п о к а з ы в а т ь его, раскрывая перед читателем отдельные страницы жизни своих героев, обнажающих их сущность. Среди таких персонажей “мальчик Курдюков” из новеллы «Письмо» («Конармия»).

Содержание рассказа почти целиком составляет письмо, продиктованное Лютову, работнику Политотдела Первой конной армии, подростком Василием Курдюковым и переданное читателю “дословно, в согласии с истиной”.

Перед нами наивное и одновременно жестокое послание сына к матери, раскрывающее как семейную трагедию Курдюковых, так и характер мальчика, ещё почти ребёнка, причудливо сочетающего в себе привязанность к близким, по-крестьянски основательную заботу об оставленном хозяйстве и равнодушно-безжалостное отношение к отцу, замученному до смерти собственными сыновьями.

А какой трогательной выглядит забота мальчика об оставленном дома коне, беспокойство о том, не страдает ли его Стёпа чесоткой, подковали ли его, обмывают ли передние ноги с мылом.

Однако автор, надо полагать, далёк от умиления, воспроизводя эту часть письма своего героя, потому что следом за вопросами о хозяйстве и рассказом о бедной жизни здешних мужиков, которые, по словам Василия, “со своими конями хоронятся от. красных орлов по лесам” (вот она, свойственная Бабелю манера п о к а з ы в а т ь жизнь такой, какая есть, и предоставлять читателю возможность самому делать выводы), идёт описание гибели старшего брата Фёдора и отца семейства Курдюковых. Рассказывает мальчик об этом подробно, неспешно, с крестьянской обстоятельностью, “во вторых строках письма”. Почему же во вторых, а не в первых? Видимо, забота о хлебе насущном (в буквальном смысле этого слова) и о коне, так необходимом в будущем хозяйстве, перевешивает родственные чувства к человеку, давшему Василию жизнь.

Достаточно подробно излагая, как “папаша порубали брата Фёдора Тимофеича Курдюкова тому назад с год времени”, потому что сын воевал в “красной бригаде товарища Павличенки”, а отец был “в тое время у Деникина за командира роты”, мальчик не выражает своего отношения к злодейскому поступку родителя, а только сообщает матери, что “папаша начали Федю резать. и резали до темноты, пока брат Фёдор Тимофеич не кончился”.

Последнее обстоятельство, похоже, несколько огорчает мальчика, с сожалением сообщающего матери о том, что описать, “как кончали папашу”, он не может, так как “был усланный со двора”. И хотя сам герой рассказа “резать” пока не готов, ему, несомненно, нравится “отчаянность” брата Семёна, с которой тот рубит головы направо и налево. Нравится это качество красного бойца и всему полку, желающему Семёна Тимофеича “иметь за командира”.

Значительность брата-головореза в глазах подростка и в том, что если какой-либо сосед мать “начнёт забижать, то Семён Тимофеич может его вполне зарезать”. Вот так просто, без суда и следствия, без соблюдения “революционной законности”, руководствуясь лишь собственными желаниями и стремлениями, как это делает, например, герой новеллы «Прищепа», “молодой кубанец, неутомимый хам, будущий барахольщик”, который за разграбленное соседями имущество его убитых “белыми” родителей ходит от одного соседа к другому, оставляя “подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные помётом”, и за которым “тянется следом кровавая печать его подошв”.

Может быть, и сегодня, читая рассказы Бабеля, нам следует задуматься над горькой мудростью этого вопроса, вечного, как сама жизнь?

Источник

«Конармия»: герои

Кирилл Васильевич Лютов – центральный персонаж всего сборника. Он выступает как рассказчик и как невольный участник некоторых описанных событий. Более того, он двойник Бабеля из «Конармии». Кирилл Лютов — таким был литературный псевдоним самого автора, когда он работал военным корреспондентом.

Лютов – еврей, которого бросила жена, он окончил петербургский университет, его интеллигентность мешает породниться с казаками. Для бойцов он чужой и вызывает только снисходительность с их стороны. По сути он интеллигент, который пытается примирить гуманистические принципы с реалиями революционной эпохи.

Пан Аполек – художник-иконописец и старый монах. Он безбожник и грешник, который кощунственно обошелся с росписью костела в Новгороде. Кроме того, он носитель огромного запаса перевранных библейских сюжетов, где святые изображаются подверженными человеческим порокам.

Гедали – хозяин лавки древностей в Житомире, слепой еврей с философским складом характера. Он вроде и готов принять революцию, но ему не нравится, что она сопровождается насилием и кровью. Поэтому для него нет разницы между контрреволюцией и революцией – обе несут только смерть.

«Конармия» — очень откровенная и беспощадная книга. Читатель попадает в обычную суровую военную действительность, в которой сплетены духовная слепота и правдоискательство, трагичное и смешное, жестокость и героизм.

Другие сочинения по этому произведению

В гражданских войнах нарушается извечный закон бытия — «Не пролей крови ближнего своего» (по рассказам И. Бабеля)Величие и ужас гражданской войны в рассказах И. Бабеля.Герои гражданской войны к книге «Конармия»Изображение ужасов войны в книге И. Э. Бабеля «Конармия»Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 векаРецензия на рассказ Бабеля «Соль»Рецензия на рассказ И. Бабеля «Соль»Человек в огне революции (по романам А. Фадеева «Разгром» и И. Бабеля «Конармия»)«Я не хочу и не могу верить чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (По книге Бабеля «Конармия»)Характеристика образа ДьяковаСочинение о всех рассказах «Конармии» БабеляО романе И. Бабеля «Конармия»Гуманизм и жестокость в «Конармии» И.Э. Бабеля (на примере рассказа «Соль»)Изложение новеллы «Измена» из произведения Бабеля «Конармия»Характеристика образа ЛютоваИнтеллигенция и революция в произведении И. Бабеля «Конармия»Революция и ее герои в советской литературе (по произведениям И. Бабеля «Конармия» и А. Фадеева «Разгром»)Характеристика образа Акинфиева ИванаХарактеристика образа ГалинХарактеристика образа ГедалиХарактеристика образа Лёвки»Конармия» И.БабеляПроблема взаимоотношений интеллигенции и народа в «Конармии» И. Э БбеляАНАЛИЗ НОВЕЛЛЫ «У СВЯТОГО ВАЛЕНТА» ИЗ РОМАНА БАБЕЛЯ «КОНАРМИЯ»Конармия»Конармия» как мозаика гражданской войныАвторская позиция в романе И. Бабеля “Конармия” и способы ее выраженияАвторская позиция в романе И. Бабеля “Конармия”Что такое личность? («Конармия»)Характеристика образа Афоньки БидыХарактеристика образа СавицкогоАнализ новеллы «Измена» из произведения Бабеля «Конармия»Поэзия прозы«Письмо» из прошлого – предостережение настоящему? (Рецензия на рассказ И.Бабеля «Письмо»)Рассказы Бабеля из цикла «Конармии»Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа в «Конармии» И. Э БабеляХарактеристика образа Балмашива НикитыХарактеристика образа КонкинаХарактеристика образа Курдюкова ВасилияХарактеристика образа Павличенко Матвея РодионовичаХарактеристика образа РомульдаХарактеристика образа СашкиХарактеристика образа Сашки Христоса (Коняева)Образ рассказчика в книге И. Э. «Бабеля Конармия»Описания событий в цикле рассказов Бабеля «Конармия»«Просвещенный — тот кто понимает смысл своей жизни» (По книге Бабеля «Конармия»)Рождение человека нового типа в огне гражданской войны по произведению Бабеля «Конармия»Образ Лютова в творчестве БабеляХарактеристика образа Аполлинария (Аполек)Характеристика образа Брацлавского ИльиХарактеристика образа Прищепы

«Письмо»

Не только взрослых бойцов, но и детей изображает Исаак Бабель. «Конармия» — сборник, в котором есть произведение, посвященное мальчику Василию Курдюкову, который пишет письмо матери. В послании он просит прислать какой-нибудь еды и рассказать, как поживают братья, сражающиеся за красных. Тут же выясняется, что Федор, одни из братьев, попал в плен и его убил собственный отец, воюющий на стороне белых. Он командовал у Деникина ротой, а своего сына убивал долго, по куску отрезая кожу. Спустя какое-то время сам белогвардеец был вынужден скрываться, перекрасив для этого бороду. Однако другой его сын Степан разыскал отца и прикончил.

Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча

Лютов завидует твердости и решительности бойцов, не испытывающих, подобно ему, ложной, как ему кажется, сентимен­тальности. Он хочет быть своим. Он пытается понять «правду» конармейцев, в том числе и «правду» их жестокости. Вот красный генерал рассказывает о том, как он рассчитался со своим бывшим барином Никитинским, у которого до революции пас свиней. Барин приставал к его жене Насте, и вот Матвей, став красным командиром, явился к нему в имение, чтобы отомстить за обиду. Он не стреляет в него сразу, хоть тот и просит об этом, а на глазах сумасшедшей жены Никитинского топчет его час или больше и таким образом, по его словам, сполна узнает жизнь. Он говорит: «Стрельбой от человека… только отделаться можно: стрельба — это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается».

«Мой первый гусь»

Сборник «Конармия» открывается именно этим рассказом. Главный лирический герой и рассказчик Лютов, работающий в газете «Красный кавалерист», попадает в ряды 1-й Конной армии под командованием Буденного. 1-я Конная воюет с поляками, поэтому проходит по Галиции и Западной Украине. Далее идет изображение военной жизни, где только кровь, смерть и слезы. Здесь живут одним днем.

Казаки насмехаются и издеваются над интеллигентишкой Лютовым. А хозяйка отказывается его кормить. Когда он изголодался до невозможности, то пришел к ней и потребовал себя накормить. А потом вышел во двор, взял саблю и зарубил гуся. После чего приказал хозяйке его приготовить. Только после этого казаки стали считать Лютова почти своим и прекратили насмешки.

Конармия

О том, как менялось отношение Бабеля к конармейцам, можно судить по его дневнику. Поначалу он пытался найти в них черты нового, духовно возродившегося народа, но постепенно разочаровался, назвал бойцов «зверьём с принципами» и наградил их целым облаком нелестных ассоциаций: «барахольство, удальство, звериная жестокость, бархатные фуражки, изнасилования, чубы, бои, революция и сифилис». Казаки, присоединившиеся к Будённому, отличались особой жестокостью, а кроме того, должны были сами добывать себе лошадей, оружие и пропитание. Попадая в мирные поселения, они грабили, жгли дома и убивали любого, кто пытался оказать им сопротивление. При этом конармейцы у Бабеля — одновременно разбойники и герои, не лишённые своеобразных представлений о чести, которые отчасти компенсируют беспричинную жестокость. Михаил Вайскопф даже утверждает, что «под давлением цензуры и самоцензуры он неимоверно облагородил конармейцев»

6 Вайскопф М. Между огненных стен. Книга об Исааке Бабеле. М.: Книжники, 2021. C. 427. ⁠ .

Лучшей иллюстрацией к тому, кто такой бабелевский персонаж, служит рассказ «Соль», написанный в форме письма конармейца в газету («Дорогой товарищ редактор. Хочу описать вам за несознательность женщин, которые нам вредные»). Он рассказывает о том, как бойцы пускают в поезд женщину с грудным ребёнком и относятся к ней с непривычным уважением, как к собирательной фигуре матери, которая есть у каждого большевика. Однако выясняется, что женщина везёт не ребёнка, а контрабанду — мешок соли. Раскрыв обман, бойцы сбрасывают женщину с поезда и убивают из винтовки. Главный принцип конармейцев — революционная справедливость, понимаемая, конечно, по-своему. Всё, что несёт пользу революции, заслуживает жизни, но за пределами этой полезности человеческая личность и жизнь, в том числе и их собственная, ничего не стоит. Другая яркая иллюстрация представлений конармейцев о ценности человеческой жизни — «Письмо», в котором мальчик вперемешку с бытовыми подробностями и беспокойством о чесотке у коня рассказывает об убийстве своего отца-белогвардейца («…и Семён Тимофеич услали меня со двора, так что я не могу, любезная мама Евдокия Фёдоровна, описать вам за то, как кончали папашу, потому я был усланный со двора. <…> Остаюсь ваш любезный сын Василий Тимофеич Курдюков. Мамка, доглядайте до Стёпки, и бог вас не оставит»). Ещё один важный рассказ — «Смерть Долгушова», в котором Лютов не решается добить смертельно раненого бойца, хотя это необходимо, чтобы не оставить его на растерзание полякам: «Афонька… выстрелил Долгушову в рот. — Афоня, — сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к казаку, — а я вот не смог. — Уйди, — ответил он, бледнея, — убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…» Здесь Бабель явно противопоставляет гуманизм своего альтер эго конармейцам так, что становится ясно: разрушение системы ценностей, которое несёт революция, требует более глубокого анализа; ценности больше не универсальны — принципы оказываются важнее. «Экономическая справедливость» конармейцев отражена в рассказах о том, как они добывают себе коней: «На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей. Взамен приставших кляч кавалеристы забирают рабочую скотину. Бранить тут некого. Без лошади нет армии» («Начальник конзапаса»). В рассказе «История одной лошади» заодно можно увидеть и то, как бойцы понимают коммунизм: «Коммунистическая партия… основана, полагаю для радости и твёрдой правды без предела». Их представления о чести по-своему отражены в рассказе «Прищепа», в котором бежавший от белых боец вырезает всю деревню за то, что разграбили имущество в его доме, а потом сжигает и дом.

Трагедия гражданской войны в «Конармии» И.Э. Бабеля (на примере рассказа «Смерть Долгушова»)

Сборник
рассказов Исаака Бабеля «Конармия» рисует нам картину гражданской войны,
далекую от пропагандистского стереотипа о плохих белых и хороших красных.
Конармейцы изображены совсем не ангелами, а белые — отнюдь не только злодеями.
Однако главное для писателя — не доказательство правоты или неправоты белых или
красных, а показ читателям трагичности гражданской войны, трагичности всякого
насилия, даже применяемого как будто в благих целях. Это хорошо видно на
примере рассказа «Смерть Долгушова». Здесь автор, Кирилл Лютов, — интеллигент,
вследствие осознанного выбора оказавшийся на стороне красных, попадает в
сложное моральное положение. Смертельно раненный конармеец, телефонист
Долгушов, просит, чтобы его добили, избавив от мучений и возможного
надругательства со стороны поляков: «— Патрон на меня надо стра-тить, — сказал
Долгушов. Он сидел, прислонившись к дереву. Сапоги его торчали врозь. Не
спуская с меня глаз, он бережно отвернул рубаху. Живот у него был вырван, кишки
ползли на колени и удары сердца были  видны.


Наскочит шляхта — насмешку сделает. Вот документ, матери отпишешь, как и что…


Нет, — ответил я и дал коню шпоры.

Долгушов
разложил по земле синие ладони и осмотрел их недоверчиво…


Бежишь? — пробормотал он, сползая. — Бежишь, гад…» Бабель демонстрирует нам
страшные подробности войны, натуралистические детали умирания человека. Жуть
берет, когда удары сердца не слышно, а видно. Бабелевский интеллигент не в
состоянии выполнить просьбу умирающего солдата. У него не хватает решимости
убить человека, пусть и без того обреченного на мучительную смерть. Лютов не
может преодолеть сидящего в глубине его души отвращения к убийству, морального
запрета на лишение жизни себе подобного. Хотя по сути выстрел для Долгушова —
это благо, избавляющее от нестерпимой боли и пр^бли-жающее желанную смерть.
Долгушова добивает друг Лютова Афонька Вида — простой казак, не отягощенный
интеллигентской рефлексией. Он спрятал в сапог красноармейскую книжку и
спокойно выстрелил умирающему прямо в рот. Тут между Бидой и автором происходит
очень выразительный диалог: « — Афоня, — сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к
казаку, — а я вот не смог.


Уйди, — ответил он, бледнея, — убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как
кошка мышку…

И
взвел курок».

От
гибели Лютова спасает другой красноармеец, Грищук, схватив Виду за руку. Однако
тот продолжает выкрикивать угрозы в адрес Кирилла: «Холуйская кровь!.. Он от
моей руки не уйдет…» И Лютов понимает, что потерял Афонькину дружбу. Грищук
же Лютова не осуждает за проявленную слабость и угощает яблоком, говоря
ласково: «Кушай… кушай, пожалуйста…» Этими словами рассказ заканчивается.

Сам
факт выбора, который приходится делать Лютову, глубоко трагичен. Убить человека
— нарушить внутренний нравственный закон. Не убить — значит обречь его на более
медленную и мучительную смерть. Как будто Афонька Вида совершает акт милосердия,
добивая Долгушова и тем самым творя добро. Однако казака уже заразила страсть к
убийству. Он готов убить своего друга Лютова только потому, что ему видится в
словах Кирилла невысказанный укор. Сам Бабель сознавал, что не правы тут оба.
Лютов из-за чувства жалости не может прекратить мучения Долгушова. Вида же
готов расправиться с другом только за то, что неспособность Лютова к убийству
вынудила Афоню взять грех на себя. Писателю ближе всего позиция Грищука,
способного предотвратить бессмысленное убийство и пожалеть «очкастого»,
перенесшего, наверное, самое сильное потрясение в своей жизни.

Жестокость
гражданской войны показана Бабелем через столкновение необходимости убивать
хорошо знакомого человека, чтобы облегчить его страдания, и невозможности такое
убийство совершить без тяжелого ущерба для собственной души. Страдает не только
Долгушов, страдают и Лютов и Бида. И как решить нравственную дилемму, вставшую
не только перед Кириллом Лютовым, но и перед десятками тысяч других бойцов и
командиров противоборствующих армий, не знали ни они, ни сам писатель. И тот же
Афонька Бида предстает у него то почти как святой, «обведенный нимбом заката»,
то почти как дьявол, несущий «холод и смерть»

Мой первый гусь

Корреспондент газеты «Красный кавалерист» Лютов (рассказчик и лирический герой) оказывается в рядах Первой Конной армии, возглавляемой С. Буденным. Первая Конная, воюя с поляками, совершает поход по Западной Украине и Галиции. Среди конармейцев Лютов — чужак. Очкарик, интеллигент, еврей, он чувствует к себе снисходительно-насмешливое, а то и неприязненное отношение со стороны бойцов. «Ты из киндербальзамов… и очки на носу. Какой паршивенький! Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки», — говорит ему начдив шесть Савицкий, когда он является к нему с бумагой о прикоман­ди­ровании к штабу дивизии. Здесь, на фронте, лошади, страсти, кровь, слезы и смерть. Здесь не привыкли церемониться и живут одним днем. Потешаясь над прибывшим грамотеем, казаки вышвыривают его сундучок, и Лютов жалко ползает по земле, собирая разлетевшиеся рукописи. В конце концов, он, изголодавшись, требует, чтобы хозяйка его накормила. Не дождавшись отклика, он толкает ее в грудь, берет чужую саблю и убивает шатающегося по двору гуся, а затем приказывает хозяйке изжарить его. Теперь казаки больше не насмехаются над ним, они приглашают его поесть вместе с ними. Теперь он почти как свой, и только сердце его, обагренное убийством, во сне «скрипело и текло».

«Гедали»

Лютов сталкивается с группой старых евреев, которые у пожелтевших стен синагоги чем-то торгуют. Герой с печалью начинает вспоминать еврейский быт, который ныне разрушила война. Припоминает он и детство, своего деда, который поглаживал многочисленные тома мудреца евреев Ибн-Эзры. Лютов идет на базар и видит закрытые на замки лотки, что ассоциируется у него со смертью.

Затем герою попадается на глаза лавка древнего еврея Гедали. Здесь можно найти все что угодно: начиная от золоченых туфлей и заканчивая сломанными кастрюлями. Сам хозяин потирает белые руки, расхаживает вдоль прилавков и жалуется на ужасы революции: везде страдают, убивают и грабят. Гедали хотел бы другой революции, которую он называет «интернационалом добрых людей». Однако Лютов не согласен с ним, он утверждает, что интернационал неразрывен с реками крови и пороховыми выстрелами.

Затем герой спрашивает, где можно найти еврейскую еду. Гедали сообщает, что раньше это можно было сделать по соседству, однако теперь там только плачут, а не кушают.

Сейчас читают

Данный рассказ поведает нам о трагической истории деревенской девушки. Автор в рассказе описывает главную героиню рассказа, Людочку, как скромную, трудолюбивую, но замкнутую в себе девушку, и тем самым Людочке становиться трудно войти в обычное общество.

Словно мгновенно пролетающая огненная птица, проходит ярко бронзовая, то хмурая, то тёплая осень. А холодная зима, кажется, никогда не кончится. Три месяца, характеризующие лето, тоже быстро заканчиваются.

В одном селе жил воевода Всеслав, и была у него дочка единственная, Крупеничка. Русоволосая девочка выросла редкой красавицей. Родители задумались, за кого бы выдать замуж дочь. Матери Варваре не нравилось

В начале июня помещик Ивлев появляется в своем уезде. Сначала его сопровождает хорошая погода, затем небо заволакивают тучи. В связи с этим Ивлев решает заехать в имение к знакомому графу.

Шел 3 век до нашей эры великий полководец, как и положено, разбил войска, посмевшие восстать против Карфаген. Войска решились на восстание потому, что им не смогли заплатить вовремя. Не потому, что жалко стало денег

Источник

Несколько интересных сочинений

Лето самое прекрасное время года. Вся природа в это время цветет, растет и дает плоды. Насекомые, птицы и животные весь день заняты своими делами. Многие делают запасы на зиму, чтобы с комфортом пережить холода.

В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать

Комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя имеет очень смешной сюжет: чиновники города приняли за ревизора Хлестакова, заехавшего к ним, и не на шутку перепугались.

Это произведение увидело свет в начале 1964 года. Еще вначале можно заметить сходство с рассказами Древней Греции. В самом заголовке автор намекает на то, что произведение будет

Меня очень вдохновила эта картина, она пропитана верой в будущее, верой в человека и жизнелюбием. Радуга возвышается над железным подвесным мостом

Источник

«Гедали»

Лютов сталкивается с группой старых евреев, которые у пожелтевших стен синагоги чем-то торгуют. Герой с печалью начинает вспоминать еврейский быт, который ныне разрушила война. Припоминает он и детство, своего деда, который поглаживал многочисленные тома мудреца евреев Ибн-Эзры. Лютов идет на базар и видит закрытые на замки лотки, что ассоциируется у него со смертью.

Затем герою попадается на глаза лавка древнего еврея Гедали. Здесь можно найти все что угодно: начиная от золоченых туфлей и заканчивая сломанными кастрюлями. Сам хозяин потирает белые руки, расхаживает вдоль прилавков и жалуется на ужасы революции: везде страдают, убивают и грабят. Гедали хотел бы другой революции, которую он называет «интернационалом добрых людей». Однако Лютов не согласен с ним, он утверждает, что интернационал неразрывен с реками крови и пороховыми выстрелами.

Затем герой спрашивает, где можно найти еврейскую еду. Гедали сообщает, что раньше это можно было сделать по соседству, однако теперь там только плачут, а не кушают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: