Действующие персонажи
Главным героем произведения является Алексей Пешков. Писатель, рассказывая о юноше, повествовал о себе самом, то есть фактически книга написана в жанре автобиографии.
Алексей был сиротой. Его воспитывала бабушка. Ничего, кроме бедности, парень не видел. Поэтому Пешков так старался добиться чего-то в самостоятельной жизни. Анализ действий главного героя на протяжении все истории позволяет понять, что Алексей думающий и неравнодушный человек.
Помимо Пешкова, в повести встречаются и другие действующую персонажи. К ним относятся следующие герои:
- Николай Евреинов — девятнадцатилетний гимназист, друг Алексея, убедивший его не бросать университет;
- Гурий Плетнев — еще один друг Пешкова, гимназист, бедняк и революционер;
- Андрей Деренков — хозяин булочной, принимавший в своем магазине радикалов и сторонников революции;
- Никифорыч — городовой, который всегда очень тщательно следил за соблюдением порядка в городе;
- Хохол (Михаил Антонович Ромась) — один из близких друзей Алексея, его наставник в революционных идеях;
- Панков — местный богач, сдававший комнату Ромась и Алексею.
Покушение на Ромася
Спокойная и размеренная жизнь в селе закончилась, когда однажды утром на их кузне раздался взрыв. В это время кухарка растапливала печь. Выяснилось, что недоброжелатели Хохла начинили порохом одно из полен, подбросив его в поленницу. Ромась и после этого случая остался невозмутимым.
Алеша всегда поражался тому, что Хохол никогда и ни на кого не сердился. Если кто-то его раздражал или злил, он только прищуривал глаза и спокойно произносил какие-то простые, но беспощадные слова, после которых оппоненту делалось не по себе.
Изредка их навещала Мария Деренкова – та самая девушка, которая давно приглянулась Алеше. Но за ней ухаживал Ромась, поэтому главный герой лишь расстраивался и старался избегать с ней даже случайных встреч.
В июле неожиданно для всех исчез Изот. Оказалось, что его убили, проломив череп, а лодку утопили. Тело Изота обнаружили мальчишки под баржей.
Тяжелое положение
В кратком содержании «Моих университетов» Горького нельзя упустить эпизод, когда к главному герою приходит осознание острой необходимости самостоятельного поиска средств к существованию. Чтобы прокормиться, Алеша отправляется на пристань Волги: там ему практически всегда подворачивается какая-нибудь копеечная работа.
За последние несколько месяцев парень прочитал несколько десятков бульварных романов, в которых описывались невероятные приключения героев. Собственная жизнь порой ему казалась не менее увлекательной. К слову, Алеша действительно любил приключения. Может быть, поэтому его часто тянуло в подозрительные компании?
Краткое содержание «Моих университетов» включает в себя раздел о знакомстве Алеши с опытным вором по фамилии Башкин. Уголовник оказался умным, образованным человеком и настоящим почитателем женского пола.
Еще один его подозрительный знакомый – Трусов. Тот активно торговал краденым. Часто они проводили время вместе, выпивали, рассуждали о смысле жизни. Алеша провел в этой компании несколько ночей, которые практически предрекали его дальнейшую судьбу. Однако прочитанные главным героем книги смогли пробудить нем стремление к чему-то большему и возвышенному. В какой-то степени именно тяга к знаниям помогла Алеше определить для себя верное направление жизненного пути.
Ведение
Многие авторы в созданных произведениях рассказывают о той жизни, которую они сами прожили. Их повести, рассказы, романы могут многое сказать нам о своих создателях. Одним из таких писателей и был Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении — Алексей Максимович Пешков).
Автор многих известных произведений родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в Российской империи, а умер 18 июня 1936 года в Горках Московская область уже в СССР. Он был русским писателем, прозаиком, драматургом, одним из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившимся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автором произведений с революционной тенденцией, лично близким социал-демократам, находившимся в оппозиции царскому режиму. Горький быстро получил мировую известность.
Первое время Горький скептически относился к большевистской революции. После нескольких лет культурной работы в Советской России, г. Петрограде и жизни за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто) Горький вернулся в СССР, где последние годы жизни был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма.
Несвоевременные мысли и спецхран
Но куда как сильнее Софья Власьевна намудрила с литературным наследием писателя.
Одни тексты были засушены школьным каноном преподавания до плоскости цветов из гербария. Чего стоит любимейшая совковая антитеза, в которой два явно ницшеанских революционера-сверхчеловека — Ларра и Данко — противопоставлялись друг другу со знаками минус и плюс! А когда в романтизированных образах бывших людей (того же босяка, будто бы выбирающего свободу) видели неких предтеч пролетария, и всё сводилось к уровню схем из истории классовой борьбы в России?
Другие тексты не только в расчёт не брали, но попросту не печатали. Слишком уж «несвоевременными» казались политическому руководству Советского Союза горькие горьковские размышления о революции и о культуре, собранные в цикл «Несвоевременные мысли» (1918): «Если революция неспособна тотчас же развить в стране напряжённое культурное строительство, тогда, с моей точки зрения, революция бесплодна, не имеет смысла, а мы — народ, неспособный к жизни». А те же заметки «О русском крестьянстве» (1922) и вовсе были спрятаны в небытие библиотечных спецхранов, чтобы никто не прочёл блиц-портрета соотечественника: «Вокруг — бескрайняя равнина, а в центре её — ничтожный, маленький человечек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда. И человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать, помнить пережитое, вырабатывать из опыта своего идеи».
Вот и получилось, что русский писатель, который имел величайшую прижизненную славу, нынче отнюдь не в почёте у читателей. Притом что профессиональное филологическое сообщество, отбросив скоропалительные выводы о личности Горького, что прозвучали на волне так называемой перестройки, когда анализ текстов подменялся актуальными идеологемами, не видит истории литературы ХХ века без творчества этого художника слова.
Будет лишь благодарность…
Читая повесть «Детство» Максима Горького, трудно не уловить то чувство благодарности, которое испытывал автор к людям, окружавшим его в ранние годы. То, что он получил от них, обогатило его душу, которую он сам сравнивал с ульем, наполняемым медом. И ничего, что на вкус он порой был горек, а на вид грязен. Отправляясь из опостылевшего дедова дома «в люди», он был достаточно обогащен жизненным опытом, чтобы не пропасть, не сгинуть безвестно в сложном взрослом мире.
Повесть получилась вечной. Как показало время, отношения между людьми, часто даже связанными между собой кровными узами, характерны для всех времен и общественных формаций.
Алеша отправляется в Красновидово
В 1888 году, в июне, в один из приездов в Казань Ромась предложил Алеше поехать к нему в село для того, чтобы помогать в торговле. Также Михаил Антонович обещал помочь Пешкову учиться. Естественно, Максимыч, как частенько называли теперь Алексея, согласился на это. Он не бросил свои мечты об ученье. К тому же, ему нравился Ромась — его тихое упорство, спокойствие, молчаливость. Алексею было любопытно узнать, о чем же молчит этот богатырь.
Максимыч через несколько дней уже был в Красновидове. Он долго разговаривал с Ромасем в первый вечер по приезде. Беседа Алексею очень понравилась. Затем последовали и другие вечера, когда, закрыв плотно ставни, в комнате зажигали лампу. Михаил Антонович говорил, и крестьяне слушали его внимательно. Алеша устроился на чердаке, прилежно учился, много читал, ходил по селу, беседовал с местными крестьянами.
Очень краткий пересказ повести «Детство».
Отец и новорожденный братишка Алексея умирают. Мать увозит мальчика в Нижний Новгород к деду, который держит красильную мастерскую. Здесь вдова оставляет сына на воспитание, а сама пробует устроить свою жизнь заново.
Кроме Алёши в большом доме живут его дядья с семьями и приёмыш Иван. Дед хоть стар и на вид немощен, держит всех в ежовых рукавицах. Внуков нещадно наказывает за малейшие провинности. За Алёшу заступается только бабушка.
Маме некогда, она погружена в собственную личную жизнь, а дядьки только и мечтают поделить поскорее отцовское наследство.
Дед, наблюдая за их несознательностью, отдавать своё дело им не спешит. Алексей начинает посещать школу, но вскоре умирает его мать. Дед отказывается содержать осиротевшего внука и по его наказу мальчик в 11 лет идёт в люди.
Другие персонажи
- Саша — старший двоюродный брат Алёши, жестокий, высокомерный мальчик.
- Акулина Ивановна — бабушка Алексея, умная, ласковая, добрая.
- Василий Васильевич Каширин — дед Алёши. Бессердечен и очень скуп.
- Людмила — девочка, соседка Кашириных, с которой Алёша подружился.
- Матрёна — бабушкина сестра. Её главные черты — жадность, завистливость, сварливость.
- Василий — старший сын Матрёны, чертёжник, хозяин Алёши. Добр, снисходителен к людям.
- Виктор — младший сын Матрёны, которая избаловала его. Бездельничает, издевается над Алёшей.
- Смурый — повар на пароходе, хоть и пьяница, но доброжелательный и умный человек.
- Наталья — прачка, работящая, справедливая.
- «Королева Марго» — соседка семьи хозяина Алёши. Красивая образованная молодая женщина.
- Ермохин и Сидоров — денщики офицеров.
- Яков Шумов — кочегар на пароходе, картёжник, любитель рассказывать байки.
- Иван Ларионович — управляющий иконописной мастерской, тихий, спокойный, хорошо ладит с иконописцами.
- Павел Одинцов — друг Алёши, умный, честный, бойкий мальчик. Служит в иконописной мастерской подмастерьем.
- Осип — глава плотницкой артели, пожилой, умудрённый жизнью, разбирается в людях.
Проблематика и жанр
«Мои университеты» Горького — третья повесть трилогии. В двух первых рассказывается о детстве героя, а заключительная повествует о юности. Проблематика произведения строится вокруг взросления Алёши и революционного движения, набирающего обороты. В повести показан контраст между сытой мещанской жизнью и полуголодным существованием рабочих и крестьян.
Анализ произведения показывает: Алексей понимал важность образования, и не его вина, что не удалось поступить в университет. Чтобы бороться за лучшую долю для всего народа, нужны знания, которых у героя не было
Однако встречи и общение с интересными людьми, увлечёнными идеей всеобщего равенства, помогли Пешкову сформировать убеждения и стойкий характер. Жанр «Моих университетов» — автобиографическая повесть. На это указывают такие признаки:
- повествование ведётся от лица главного героя;
- автор рассказывает о своей жизни;
- имена писателя и основного персонажа совпадают;
- в произведении очень много действующих лиц.
Мои университеты
Расскажу немножко о своем Горьком. Мне странно слышать (читать), что он — пророк революции, чуть ли не самый главный революционер от литературы. Какой из него пророк? Тогда и всех писателей-поэтов-художников Серебряного века туда же, в революционеры. Мой Горький — восторженный певец. Такой акын: что вижу, о том пою. Или художник. Импрессионист. Его картины яркие, живые, неприглаженные, Писаны не для того, чтобы понравиться достопочтенной публике, а под впечатлением, быстрыми мазками, чтобы успеть, пока не взойдет солнце*
, пока не уйдет время… Итак, картина:Купчиха. При слове «купчиха» представляется рыхлая белокожая кустодиевская красавица, нарядная, важная, пышная. Ну и добрая, разумеется. Что такая еще может делать, как ни чай из блюдца пить, да на закат смотреть. Портрет купчихи работы Максима Горького другой. Васса Железнова (вот уж говорящая фамилия!) не то что коня на скаку остановит, она сама — конь. Локомотив, сметающий препятствия на своем пути. А какой еще должна быть мильенщица, владелица домов, пароходов? Деловая, жесткая, жестокая даже. Не баба. Не женщина. Машина, делающая деньги. Ух, какая мощная, волевая фигура! Горький, как мне показалось, даже любуется своей героиней. «Богатырь ты, Васса!» — говорит он устами одного из персонажей. Богатырь… Может быть потому, что все остальные — дети? А может быть, проявилась порода? Всего пару слов из ее биографии: Из старинного купеческого рода, влюбилась в красавца-капитана, побежала за ним замуж. Без оглядки. Он… в «лучших» традициях: пил, бил, ну и прочее. И вот пришлось становиться железной. Забыть о любви, почти забыть о детях. Они — как сорная трава, вечно для них не находится свободного времени. Но ведь всё, что делается — это для них. Да толку-то… В пьесе «Васса Железнова» Горький показывает гибель одной семьи. С уходом этой великой женщины разваливается всё. Обычная история. Трагедия, каких великое множество было и будет безо всяких там революций и государственных переворотов. Но, если пофантазировать, то можно найти здесь и революцию, конечно, и много всего, что ваша душа пожелает. Представим Горького художником-символистом: Допустим, Васса — это такая Россия. Муж ее, капитан — царь-батюшка. Вот уговаривает Россия своего капитана: прими таблеточку, уйди сам. Не позорь семью, а? (Отрекись, мол, от престола) Сын Вассы за границей, да женат на Рашели — еврейке-революционерке, которая готова пожертвовать ребенком ради революции. (Ну, тут уж велик простор для фантазии) Дочери Вассы — а им нет больше места в благополучной жизни
Вот и получается в итоге, что с нарушением традиционного семейного (государственного) уклада, с переходом к индустриализации и капитализму, некогда уделять внимание человеческому общению, нет времени для передачи детям традиционных ценностей. Все, что им приходится видеть — распутство, пьянство, нечистоплотность
То, что не видят, расскажут «добрые люди». И вот умираетРоссия . Наследнику она уже не нужна. За границей он. ДитяРеволюции слишком мало, не может оно управлять нажитым капиталом. Да и не факт, что таки несъест егоРеволюция (принесет в жертву, отдаст людям) Состояние достается пройдохам, оказавшимся в нужном месте в нужное время. Горький, как художник, прекрасен. Он не учит, не пророчествует, он всего лишь делится впечатлениями от увиденного.
*
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. (с)
Горький в эпоху угадайки ЕГЭ
Только мне сейчас вряд ли стоит говорить об идейно-художественном своеобразии каких-либо его произведений: кто я такой против угадайки ЕГЭ, которая отвращает школяров от чтения. К тому же и мемы для гаджетов («Свинцовые мерзости дикой русской жизни», «Человек — выше сытости!», «Чудаки украшают мир!», «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!», «Рождённый ползать — летать не может», «Если враг не сдаётся — его уничтожают!» и т. п.) «надёрганы» из Горького так давно, что впору процитировать из «Жизни Клима Самгина»: «А был ли мальчик?»
Я лучше коснусь самой роли чтения для писателя, который свидетельствовал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
…Есть у Максима Горького повесть «Мои университеты», заключительная часть автобиографической трилогии, где рассказывается, как он так и не смог поступить в университет. В итоге всему, что надо для жизни, его научила сама жизнь, тяжёлая и жестокая, горькая. Среди её «факультетов», которые в повести детально описаны (типа: «Очень памятен мне этот подвал, один из моих университетов»), в числе самых главных выступает чтение.
Популярные сегодня пересказы
- Гиперболоид инженера Гарина — краткое содержание романа Алексея Толстого Смутные годы двадцатого века отразились в повествовании о несомненно талантливом, но слишком амбициозном человеке. Следователь Шельга Василий Витальевич ведёт дело о найденном в подвале одной из дач на берегу реки Крестовка трупе.
- Краткое содержание романа Энергичные люди Шукшина Произведение по жанру является сатиристическим. В нем речь идет о супружеской паре Аристархе и Вере Кузькиных. Аристарх по профессии является заведующим магазина, а его супруга продавцом в магазине ювелирных изделий
- Краткое содержание книги В цирке Куприна Главный герой произведения атлет Никита Арбузов проходил плановый медицинский осмотр, где жаловался на некоторые недомогания. Герой даже не предполагал возможность
- Краткое содержание повести Студенты Гарин-Михайловский В произведении речь идет об одном студенте Теме Карташове, который мечтал стать серьезным, хорошо учиться и быть идеальным для своих родных. Он учится на юридическом факультете и оказывается совсем
Арест Плетнева
Вскоре Никифорыч рассказал Алеше, что Плетнев арестован. Его отправили в Петербург. В душе главного героя возник разлад. Книги, которые он читал, были пропитаны гуманизмом, но в окружающей жизни он его практически не встречал. Студенты всегда переживали всей душой за народ, который считали воплощением мудрости и добросердечия. Народ же, который встречал Алеша, был пьяный, жадный и воровитый.
Главного героя постоянно раздирали противоречия. Он дошел даже до того, что решил стреляться из пистолета, купленного на рынке. Целился в сердце, но не попал, только пробил легкое. Месяц провел в больнице, а затем снова вернулся в булочную.
Работа у Хохла
По весне в булочную заявился и Хохол, и предложил работать в его лавке. Алеша переехал в село Красновидово, где никто не знал о его позорной попытке самоубийства. Настоящее имя Хохла —
Михаил Ромась. Помещение для лавки и жилье он арендовал у богача Панькова. Сельчане не любили Ромася, он отдавал мужикам товары по заниженной цене, из-за этого те терпели убытки.
В Красновидове Алеша начал общаться с Изотом. Это был красивый и умный мужчина, от которого были без ума все женщины на селе. Ромась учил его читать, а теперь его образованием занялся Алеша.
Хохол считал, что мужика не стоит жалеть, как это делают народовольцы. Вместо этого его нужно учить, как правильно жить. Общение с Ромасем помогло Алеше правильно расставить приоритеты.
В этом же селе главный герой сошелся с еще двумя занятными персонажами —
Кукушкиным и Матвеем Бариновым. Последний был неисправимым выдумщиком и обижался, когда его обвиняли во вранье. Он постоянно выдумывал фантастические истории, в которых добро брало верх над злом. Не отставал от него в сочинительстве и Кукушкин. Причем он был очень искусным и универсальным работником. У себя в бане Кукушкин разводил кошек, стремясь вывести новую, охотничью породу. Но результат был явно не тот, которого он ожидал: кошки тащили цыплят у всех соседей.
Панков, на которого работали Алеша и Хохол, был сыном местного богача. Однако с отцом тот не общался, поскольку женился по любви, но против родительской воли. С Алешей у них сложились взаимно неприязненные отношения.
Сюжет произведения
В центре повествования молодой человек — Алексей Пешков. Он отправляет в Казань с целью поступить в университет. Однако юноша сталкивается с нищетой, которая не дает возможность обучаться дальше. Ему приходится устроиться на работу. Алексея не смущает даже самый тяжелый труд.
Борьба с трудностями самостоятельной жизни, необходимость поиска средств существования приводят парня к различным людям. Они дают ему не только работу, но и полезный опыт:
- Дом Евреиновых. Алексей работал на них, выполняю самую тяжелую работу, за что получал кров и деньги. Однако они не могли должным образом прокормить ни себя, ни Алексея.
- Типография Гурии Плетнева. Там его работа тоже не длится долго.
- Магазин Андрея Деренкова. Алексей устраивается туда благодаря своему товарищу из университета. В магазинчике Деренкова собирались умы, радикально настроенные в отношении политических устоев.
«Учитесь. Не верьте — исследуйте»
Однако есть и ещё один университет, о котором самое время вспомнить. Это Уральский (Свердловский) государственный университет (нынешний УрФУ), который с 1936-го по 2011 год носил имя Горького. И это было неслучайно, ведь Алексей Максимович, как мог, содействовал созданию вуза, учреждённого 19 октября 1920 года в столице Урала. В частности, когда сюда отправлялись вагоны с оборудованием и книгами (той же библиотекой Царскосельского лицея), Горький писал записочки с просьбами, чтобы университетские составы не застревали в тупиках, помогал раздобыть аппаратуру для научных исследований (например, прибор для Витольда Сырокомского, занимавшегося получением калийных солей из полевого шпата). От него Ленин узнавал о крупнейших учёных Уральского университета (например, о металлурге Владимире Грум-Гржимайло). Алексей Максимович был в курсе проблем высшей школы не хуже, чем руководители Народного комиссариата просвещения.
Давно стало общим местом замечание, что Горького интересовали решительно все научные проблемы ─ от древней литературы до метеорологии и авиатехники. Но это и впрямь обстояло так. Вот какой гимн науке он напишет по поводу открытия Уральского государственного университета:
«Наука — это реализация в идеях и фактах, в теории и практике воли человека к познанию явлений природы, наука — сокровищница драгоценнейших достижений общечеловеческого разума на пути его к изучению процессов физической и духовной жизни человека… Когда наука поработит интересам всего человечества неисчерпаемый запас энергии природы, ─ этого запаса с избытком хватит на то, чтобы освободить всех людей из каторги труда в шахтах под землёй и в грязи на земле…»
Это фрагмент статьи Горького, опубликованной 7 января 1921 года в газете «Уральский рабочий». А вот отрывок из письма, адресованного Горьким коллективу Уральского университета 18 января 1921 года:
«…Один за другим возникают в России очаги научной мысли, и, бесспорно, это самое ценное, самое существенное из всего, что творится у нас… Посылая мой самый сердечный привет университету Екатеринбурга, его профессорам и студентам, я уверен, что первые будут делиться сокровищами знаний своих так же задушевно и щедро, как жадно и внимательно студенты будут брать эти сокровища… Будьте бодры. Учитесь. Не верьте ─ исследуйте» («Уральский рабочий». 1921, 12 февраля).
Призыв не верить на слово, а проверять, исследовать – и сегодня злободневен. В этом, пожалуй, и состоит непреходящая значимость горьковских советов.
Ну и читайте самого Горького — не верьте пересказу!
Другие персонажи
Николай Евреинов – 19-летний молодой человек, гимназист, старший друг Алексея, который посоветовал ему не бросать учебу.
Гурий Плетнев – бедный гимназист, друг Алеши, революционно настроенный паренек.
Андрей Деренков – владелец булочной, «народник», принимавший у себя студентов и людей с революционными взглядами.
Никифорыч – городовой, тщательно следивший за порядком в городе.
Михаил Антонович Ромась (Хохол) – революционер, настоящий друг и наставник Алеши.
Панков – сельский богач, у которого Ромась и Алеша снимали избу.
А ещё у нас есть:
для самых крутых — Читать «Мои университеты» полностью
О произведении
Повесть «Мои университеты» Горького была написана в 1923 году. Это заключительная часть трилогии о взрослении и становлении личности юного Алексея Пешкова. Произведение носит автобиографический характер, и многие эпизоды взяты из жизни самого Максима Горького.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание повести «Мои университеты» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Самое трудное время
Нищенское существование и поиски работы осенью привели его в пекарню Василия Семёнова. Это был тяжелейший период его жизни. Он не мог продолжать учебу и ходить к Деренкову из-за тяжёлой работы, и это угнетало. Но героя поддерживало чувство, что работа среди людей была направлена на их просвещение, это придавало моральные силы, но коллеги считали его шутом, сочинявшим сказки. Вскоре пришла весть о смерти бабушки. Тяжесть работы и осознание бессмысленности своего существования вгоняли в депрессию.
Новый этап в судьбе свел с такими людьми:
- Старый ткач Никита Рубцов, беспокойный и умный человек.
- Его друг, чахоточный слесарь Яков Шапошников, яростный атеист.
- Пекарь Лутонин.
- Мария Деренкова.
- Городовой Никифорович.
Тяжелая жизнь вокруг и порочное общество толкали на суицид. Попытка закончилась неудачно, восстановившись, он вернулся к прежней жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=k5PpxVJ2Hxk