Alib.ru > автор книги: горький. название: детство людях мои университеты

«мои университеты» — краткое содержание повести максима горького

Краткое содержание

Повествование краткого содержания «Мои университеты» Горького начинается с того, что Алексей Пешков, повзрослевший и определившийся с планами на жизнь, отправляется в Казань, чтобы поступить в университет. Эту идею в голову герою вложил Николай Евреинов, который видел у парня стремление к знаниям. Он посоветовал Пешкову пройти курс гимназии и пожить пока в их семье. Однако жизнь в доме друга не задалась.

Евреиновы жили втроем — мать и два сына. Денег не хватало. Алексей, чтобы не объедать вдову обитал в подвале, понимая, что университет — несбыточная мечта. В этот момент Пешков и понял, что человека формирует его сопротивление окружающей среде.

В гимназии юноша познакомился с Гурием Плетневым. Парень подрабатывал по ночам в типографии, а Пешков днями на пристани. Они вместе готовились к обучению, под этим предлогом Гурий и предложил своему новому другу поселиться у него. Дом оказался полуразрушенным, но очень населенным. Там обитало много бедных студентов, проституток.

Спустя некоторое время Алексей знакомится с Андреем Деренковым. Он владел бакалейной лавкой. Андрей привлекал много людей, которые увлекались запрещенной литературой и имели революционные настроения. Деренков все свои деньги, которые получал от магазинчика, отдавал людям в качестве помощи за «народное счастье».

Алексей устроился на работу в булочную Андрея. Там он месил тесто, пек хлеб, разносил его по квартирам. Заразившись настроением радикалов, Пешков вместе с булочками доставлял людям пропагандистские листовки о революции и свободе. Через некоторое время действия юноши начали вызывать подозрения городового, который хотел узнать, что задумал Деревенков. Алексей стал частым объектом допросов Никифорыча. В итоге городовой арестовал Плетнева, выследив его, и продолжал наблюдать за Алексеем. Парню пришлось быть осторожнее.

Пешков пытался понять, как жить, в чем смысл его существования. Он изучал запрещенные книги, все больше заражаясь революционными идеями. Однако парень понимал, все бессмысленно. Пешков принял решение покончить жизнь самоубийством.

https://youtube.com/watch?v=k5PpxVJ2Hxk

Пешков продолжал наблюдать за людьми, приходившими в булочную. Среди них особенно выделялся Михаил Ромась, которого все называли Хохол. Он вернулся из Якутии, где находился в ссылке. Ромась также был сторонником революции. Чтобы повлиять на умы людей, он открыл рыболовецкую артель, а главного героя пригласил в качестве помощника. Пешков узнал много о жизни Хохла, и сам воспрянул духом, ведь именно Ромась помог ему оправиться после неудачной попытки самоубийства.

Спустя время Ромась вместе с Пешковым арендовал у местного богача Панкова избу. Пешков смог увидеть, как живут люди в селе, и осознание не принесло удовлетворение. Мужики работали «как лошади», женщины из-за усталости жаловались на здоровье, парни грубо относились к девушкам, но те были рады даже такому общению.

Хохла люди не жаловали, особенно староста и местные богачи. Его пытались убить, поджечь его и лавку с товаром. Это был последней каплей. Пешков старался спасти книги, но из-за взрыва бочки с керосином путь к отступлению оказался перекрыт. Ему ничего не оставалось, как обмотаться тулупом и выпрыгнуть в окно. Юноша остался цел, лишь слегка подвернул ногу. Ромась же решил уехать, поскольку спокойной жизни ему бы никто не дал. Алексею Хохол посоветовал никого не осуждать, сделав ударение на том, что все изменится к лучшему, рано или поздно. Встретились старые друзья только через пятнадцать лет.

Завершается история Пешкова его отъездом на Каспийское море. Из села парень сбежал, лишившись друга и почувствовав себя потерянным. Крестьяне не принимали его, относились враждебно. Алексей пережил много приключений в дороге, но все-таки добрался до Каспия, где начал работать в рыболовецкой артели.

https://youtube.com/watch?v=n3m__FMWHno

«Детство» и «В людях»

В повести «Детство» весьма значительное место отведено Акулине Ивановне и Хорошему Делу, а в повести «В людях» — повару Смурому и кочегару Якову. Эти люди оказали огромное влияние на формирование чувств и мыслей главного героя трилогии — Алеши Пешкова. В повестях они выделены как фигуры, значительные своей индивидуальностью, и в них в определенной мере олицетворены добрые и талантливые начала русского характера.

Духовный мир Алеши Пешкова населяли родственники и чужие люди, с которыми его столкнула тяжелая судьба. В формировании его сознания участвовали две силы, которые, казалось, были далеко не равны. Это силы зла и добра. В этих условиях возможность выбора в огромной мере зависела от ума Алексея, его характера, прирожденного умения наблюдать и воспринимать факты, явления жизни.

Отзыв

Биография писателя — это всегда интересно. Но данная книга просто поразила меня тяжестью и трагичностью пути будущего литератора. Удивительно, что человек, переживший такое тяжелое детство, смог проявить свой талант и исполнить свои мечты. Я восхищен стойкостью и мужеством Пешкова.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 9-11 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

  • Что такое рассуждение кратко

      

  • Для чего нужен миксер кратко

      

  • Что такое благовест кратко

      

  • Проект семейная мастерская в доу

      

  • Как снять ребенка с детского сада

«Мои университеты»

Если в первых частях трилогии Горький показывал характер героя главным образом в сопротивлении уродствам жизни, то в III части – «Мои университеты» — дальнейшее развитие характера раскрывается в процессе духовного и идейного формирования. Характер Алеши Пешкова складывался не только в сопротивлениях окружающей среде; сопротивление это было связано и с переоценкой ценностей, почерпнутых из книг и рассказов людей, имевших на него влияние. При этом он хотел и стремился самостоятельно осмыслить сложные явления и факты жизни. Действительность, которую «осваивал» юноша Пешков, раскрывалась перед ним в противоречиях, и нередко враждебных. Но она же и хранила в себе истину, а до этой истины он добирался, составляя мнения о разных «учителях жизни». И изображение героя в этих трудных идейных исканиях Горький как раз и связывает с судьбой народной, в то же время отодвигает на второй план собственное «я». Идейный нерв автобиографических повестей — стремление писателя шаг за шагом показать крепнущее сознание ребенка, а позднее Алеши Пешкова, его человеческое самоутверждение в противоборстве с окружающей средой.

В «Моих университетах» описано самоубийство Пешкова. Причиной такого поступка была собственная несостоятельность перед «свинцовыми мерзостями» и еще его импульсивный, эмоциональный характер, бурно реагировавший на творящуюся несправедливость. Горький до конца дней заливался кирпичной краской и страшно сердился, если кто-нибудь упоминал об этом. Он стыдился своей слабости, но сильным он тоже не был, так как не смог противостоять государственному злу и насилию, творя которые, государство прикрывалось его именем во времена диктатуры Сталина. Он о многом догадывался, иногда чувствовал страх перед некоторыми чересчур нечеловечными формами активности, но в общем он принимал жестокий ход истории, даже если она несла смерть его близким (сын Максим был отравлен).

Детство. В людях. Мои университеты

Не прошло и трех лет с тех пор, как я прочитала быковскую книгу «Был ли Горький» — и вот я выполнила намеченное, заново познакомилась с творчеством нашего классика, буревестника революции. Честно скажу, рассказы и пьесы оставили меня равнодушной, а вот автобиографическая трилогия «Детство. В людях. Мои университеты» поразила до глубины души. Об этом и напишу.

«В людях» и особенно «Мои университеты» (которые были написаны в 1923 году, когда надо было думать, что пишешь) кажутся менее непосредственными и более схематичными, чем «Детство». Видно, как автор подбирается к политкорректному и революционно настроенному стилю. Но все же и там пробивается жизнь во всех ее разнообразных видах, бьет ключом и играет в солнечных лучах.

Очень много писать не буду, хотя мысли ходят-бродят, и это, в общем-то, основной признак хорошей книги — что их разбудили, заставили побегать. Но главное. Ладно, интеллигенты идеализировали народ, не знали его, творили революцию с закрытыми глазами. Потом, так сказать, поплатились за свою наивность. Но Горький-то! Горький, который этот народ видел, слышал, осязал и прекрасно понимал, не питая никаких иллюзий! Который так описал этот народ в упомянутой трилогии, что мурашки по коже. Он же знал, что эти мужики дремучие бьют друг друга при первом удобном случае, что они злые и жадные, обманывают и угнетают любого, кто слабее! Как он мог надеяться, что они смогут нормально и разумно воспользоваться предоставленной свободой? На что он рассчитывал, призывая бурю революции? Неужели так сильно захотелось покататься на тройке с бубенцами — и даже зная, что лошади понесут и перевернут повозку, от соблазна уклониться не удалось? Печально мне об этом думать. Также печально, как и о том, что все рассказы о золотых временах при царе, которые так приятно слушать (и огорчаться, что вот мол, пришли большевики и все испортили) рассыпаются в прах при таком вот пристальном рассматривании, как у Горького. Какие золотые времена, когда мужик мужика бил, обманывал и давил? Верхние слои нижних — это само собой, но и нижние друг друга — постоянно! Так вот, получается, что не было тех золотых времен, и хотелось бы только узнать, насколько за сто с лишним лет жители российской деревни очеловечились и цивилизовались. Не знаю — мне отсюда не видно.

Автобиографическая трилогия М. Горького

В годы реакции Горький начал писать Автобиографическую трилогию. Первая часть — Повесть «Детство» — появилась в 1913—1914 годах.

Вторая часть—«В людях» — была напечатана в 1916 году, и третья — «Мои университеты» — уже после революции, в 1923 году.

Автобиографическая трилогия Горького — одно из лучших, интереснейших произведений писателя. Первая часть ее посвящена описанию жизни Алеши Пешкова в семье деда до того времени, когда мальчика отдали в услужение в магазин обуви. Вторая часть рассказывает о жизни героя трилогии «в людях» — с 1878 по 1884 год. Третья часть посвящена казанскому периоду — с 1884 по 1888 год.

Автобиографический жанр в русской литературе XIX века был представлен такими выдающимися произведениями, как «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Былое и думы» Герцена, «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» Аксакова, «Очерки бурсы» Помяловского, «Пошехонская старина» Салтыкова-Щедрина. Творческий опыт классиков русской литературы был унаследован Горьким.

Трилогия Горького представляет огромную ценность для изучения его жизненного пути, для понимания процесса его духовного становления. Горький рассказывает о детских годах своих в семье Кашириных, о всех унижениях и горестях, которые довелось ему испытать, о тяжкой и безрадостной жизни «в людях», о своих мытарствах и напряженных идейных исканиях.

Но в трилогии Горького изображены не только темные и жестокие нравы. Писатель воспел замечательную нравственную силу русского народа, его страстное стремление к справедливости, его душевную красоту и стойкость.

В Повести «Детство» он писал: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

Перед читателем проходит галерея простых и хороших русских людей. Среди них: приемыш в доме Кашириных — Цыганок, отважный, веселый человек с большим и добрым сердцем; мастер Григорий с его душевной теплотой и влюбленностью в свое дело; человек, которому дали странное прозвище «Хорошее дело»; пароходный повар Смурый, приохотивший Алешу к чтению; Ромась и Деренков, сблизившие его о революционной интеллигенцией, и многие другие.

Особая роль отведена в трилогии Акулине Ивановне Кашириной — бабушке Горького. Первоначально Повесть «Детство» Горький, даже был намерен назвать «Бабушка». Акулина Ивановна — человек большого ума, яркого художественного дарования и чуткой сердечной отзывчивости.

Главный герой книги — Алеша Пешков. Горький с исключительной глубиной раскрывает процесс его нравственного возмужания, нарастание в нем решительного протеста против пошлой, бессмысленной и жестокой жизни мещанства, жажду иной жизни, разумной, прекрасной и справедливой.

Протест против диких нравов окружающей среды постепенно перерастает у героя трилогии в осознанную борьбу против устоев самодержавной власти, против эксплуататорского строя в целом. Впечатления суровой действительности, книги, революционеры, «музыка трудовой жизни», воспетая писателем в Повести «Мои университеты», вплотную подводят Алешу Пешкова к революционным выводам. Трилогия в этом смысле становится повествованием о талантливом русском человеке из народных низов, который побеждает все препятствия на своем пути к высотам культуры, приобщаясь к революционной борьбе за социализм.

Таким образом, Горький и в предреволюционное десятилетие энергично и страстно боролся за победу революции, утверждая традиции и идеи передовой литературы.

Скачать критическую статью «Автобиографическая трилогия М. Горького»

Горький

Направление и жанр

«Детство» относится к реалистическому литературному направлению. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Детства» можно определить как автобиографическую повесть. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.

Деренков и его лавочка

Опишем дальнейшие события, составляющие краткое содержание. «Мои университеты» продолжаются тем, что в 1884 году, осенью, один из студентов, с которым был знаком рассказчик, привел его к Деренкову Андрею Степановичу. Это был владелец бакалейной лавочки. Даже жандармы не догадывались о том, что в квартире Андрея Степановича собирается молодежь, настроенная революционно, запрещенные книги хранятся в его чулане.

Алеша быстро подружился с владельцем лавочки. Он много читал, помогал ему в работе. Вечерами часто сходились гимназисты, студенты. Сборище их было шумным. Эти люди сильно отличались от тех, с кем Алексей жил в Нижнем. Они, как и он, ненавидели сытую тупую жизнь мещан, хотели изменить существующий порядок. Были среди них и революционеры, оставшиеся жить в Казани после возвращения из сибирской ссылки.

Покушение на Ромася

Спокойная и размеренная жизнь в селе закончилась, когда однажды утром на их кузне раздался взрыв. В это время кухарка растапливала печь. Выяснилось, что недоброжелатели Хохла начинили порохом одно из полен, подбросив его в поленницу. Ромась и после этого случая остался невозмутимым.

Алеша всегда поражался тому, что Хохол никогда и ни на кого не сердился. Если кто-то его раздражал или злил, он только прищуривал глаза и спокойно произносил какие-то простые, но беспощадные слова, после которых оппоненту делалось не по себе.

Изредка их навещала Мария Деренкова – та самая девушка, которая давно приглянулась Алеше. Но за ней ухаживал Ромась, поэтому главный герой лишь расстраивался и старался избегать с ней даже случайных встреч.

В июле неожиданно для всех исчез Изот. Оказалось, что его убили, проломив череп, а лодку утопили. Тело Изота обнаружили мальчишки под баржей.

Композиция и конфликт

Композиция «Детства» Горького довольно проста и линейна. В рамках единой сюжетной линии Горький показывает нам ряд расставленных в хронологическом порядке эпизодов из жизни главного героя и окружающих его людей. Повествование идёт от первого лица, чтобы подчеркнуть то, что описанные в повести события являются не просто плодом фантазии автора, а его реальными детскими воспоминаниями.

Конфликт всего произведения заключается в том противостоянии героя с реальным миром. Горький показывает, как реальный мир со своей суровостью и жестокостью ломает главного героя – ребёнка, лишая его детства и заставляя резко повзрослеть раньше времени.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, как недавно овдовевшая мать Горького, которого тогда ещё звали Алексем Пешковым, везёт его к своему отцу в Нижний Новгород.

С первых же минут пребывания в доме красильщика Василия Каширина, в котором живут также два дяди главного героя со своими семьями, а также подмастерье Иван Цыганок, чувствуется атмосфера строгости и враждебности. Дед Василий недоволен своей дочерью, которая вышла замуж против его воли, но всё-таки разрешает ей вернуться.

Далее следуют многочисленные эпизоды из тяжёлой жизни мальчика. В семье постоянно вспыхивают ссоры, дяди постоянно требуют у деда Василия свою часть наследства, Алексей впервые в жизни подвергается телесному наказанию, переживает пожар, растёт на улице, терпит нужду и ругань.

Однако наряду с плохими моментами в жизни героя происходят и хорошие события. Настоящей отрадой для него становится его бабушка – Акулина Ивановна, души не чающая во внуке. Строгий дед Василий учит его читать и рассказывает о своей непростой жизни, когда он работал бурлаком.

Мать писателя выходит замуж во второй раз и увозит Алексея с собой, но брак этот несчастливый, когда отчим начинает избивать мать героя, он бросается на него с ножом и ранит. Мальчик возвращается в дом деда, который к этому моменту становится настолько скупым, что жалеет деньги даже для Акулины Ивановны и производит раздел имущества. Алексей живёт вместе с бабушкой, зарабатывая себе на жизнь. Так мальчик доучивается до третьего класса, и в этот момент его мать умирает.

Через несколько дней после похорон дед Василий выгоняет Алексея из своего дома, говоря ему, чтобы он шёл «в люди».

Сочинение Характеристика и образ Алёши Пешкова

Повесть «Детство» А.М. Горького, изданная в 1913 году, открывает трилогию автобиографического повествования.

Автор рассказывает о том, как рано он остался без отца, умершего от холеры. Ему, маленькому мальчику, пришлось переехать с мамой и бабушкой в Нижний Новгород. Там, в семье его деда, Василия Каширина, ему предстояло жить и взрослеть. Мальчик был оставлен матерью на попечение бабушки Акулины Ивановны. Его мать вторично вышла замуж, но замужество было неудачным. Её муж был жестоким человеком. Вскоре мать Алёши умерла от чахотки. Маленький Пешков остался круглым сиротой.

В доме деда господствовали свирепые нравы. Семья была большой, но ни любви, ни уважения друг другу никто не испытывал. Пьяные дядья могли обидеть кого угодно ради развлечения. Дед бил нещадно Алёшу и его двоюродных братьев. Доставалось и бабушке, когда та вступалась за внука. Только бабушка была самым родным и близким человеком для Алёши Пешкова. Только она любила и жалела мальчика. Акулина Ивановна научила внука грамоте. Рассказывала ему много сказок и былин. Преподавала ему уроки простой житейской мудрости.

За пределами дома Алексею тоже трудно было найти взаимопонимание. Герой частенько дрался с соседскими мальчишками, которые использовали любой повод, чтобы поиздеваться над сиротой. Их насмешки досаждали Пешкову. Из-за этого он редко выходил гулять на улицу. Когда пришло время и Алёша поступил в школу, то он не нашёл себе друзей и за партой.

Но вместе с обучением в школе, жизнь преподносила свои уроки. Алексей интуитивно чувствовал хороших, добрых людей. И его непременно тянуло к ним. Он был очень привязан к Цыганку, считал его необыкновенным человеком. Среди друзей вне дома Пешкову был очень близок Хорошее Дело. Это был человек, которому Алёша мог доверить всё самое сокровенное.

Так или иначе, несмотря на свою нелёгкую жизнь круглого сироты, Алексей Пешков не очерствел душой, не стал жестоким человеком. Человечность стала главной чертой его характера.

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной . Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Проблематика и жанр

«Мои университеты» Горького — третья повесть трилогии. В двух первых рассказывается о детстве героя, а заключительная повествует о юности. Проблематика произведения строится вокруг взросления Алёши и революционного движения, набирающего обороты. В повести показан контраст между сытой мещанской жизнью и полуголодным существованием рабочих и крестьян.

Анализ произведения показывает: Алексей понимал важность образования, и не его вина, что не удалось поступить в университет. Чтобы бороться за лучшую долю для всего народа, нужны знания, которых у героя не было

Однако встречи и общение с интересными людьми, увлечёнными идеей всеобщего равенства, помогли Пешкову сформировать убеждения и стойкий характер. Жанр «Моих университетов» — автобиографическая повесть. На это указывают такие признаки:

  • повествование ведётся от лица главного героя;
  • автор рассказывает о своей жизни;
  • имена писателя и основного персонажа совпадают;
  • в произведении очень много действующих лиц.

Популярные сегодня темы

  • Природа нашей страны удивительна, допуская, что по территории, наша страна, самая большая, и по всему ее обширному пространству раскинулись реки, леса, горы со своей индивидуальной красотой.

  • Кирила Петрович Троекуров – богатый владелец поместья. Он дружил с Андреем Гавриловичем Дубровским. У Троекурова была дочь Маша, она проживала в доме своего отца. Сын Дубровского Владимир жил в Петербурге.

    2 стр., 808 слов

    Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом …

    … взгляд, нужно жить так, чтобы после тебя остался хоть какой — то маленький след, что бы о тебе могли сказать потомки, что ты была личностью. Ещё А. Эйнштейн сказал: « Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, …

  • Наверное, нет такого человека, который бы не умел разговаривать. Вот только правильно умеют разговаривать всего лишь некоторые из них. Речь используется для передачи информации от одного человека другому

  • Повествование автор начинает с мыслей, что каждый предмет имеет свою собственную жизнь и имеет страсть к путешествиям. Например, всем любителям чтения в постели знакома ситуация, когда карандаш пропадает

  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» запоминается на всю жизнь. В этом произведении много героев. Почти все они являются главными.

Знакомство с Гурием Плетневым

Часто на пустыре собиралась играть в городки учащаяся молодежь. Здесь Алеша подружился с Гурием Плетневым, типографским служащим. Узнав, как трудно живется Алеше, он предложил переехать к нему и начать готовиться к работе сельского учителя. Однако ничего не вышло из этой затеи. Алеша нашел себе пристанище в полуразрушенном доме, населенном городской беднотой и голодными студентами. Плетнев по ночам работал и зарабатывал в ночь 11 копеек. Алеша спал на его койке, когда тот отправлялся на работу.

Рассказчик, Алексей Пешков, по утрам бегал за кипятком в соседний трактир. Плетнев во время чая читал забавные стихи, рассказывал новости из газет. Затем он укладывался спать, а Алеша отправлялся на пристань Волги на заработки. Он таскал грузы, пилил дрова. Так Алеша прожил с зимы до конца лета.

Тяжелое положение

В кратком содержании «Моих университетов» Горького нельзя упустить эпизод, когда к главному герою приходит осознание острой необходимости самостоятельного поиска средств к существованию. Чтобы прокормиться, Алеша отправляется на пристань Волги: там ему практически всегда подворачивается какая-нибудь копеечная работа.

За последние несколько месяцев парень прочитал несколько десятков бульварных романов, в которых описывались невероятные приключения героев. Собственная жизнь порой ему казалась не менее увлекательной. К слову, Алеша действительно любил приключения. Может быть, поэтому его часто тянуло в подозрительные компании?

Краткое содержание «Моих университетов» включает в себя раздел о знакомстве Алеши с опытным вором по фамилии Башкин. Уголовник оказался умным, образованным человеком и настоящим почитателем женского пола.

Еще один его подозрительный знакомый – Трусов. Тот активно торговал краденым. Часто они проводили время вместе, выпивали, рассуждали о смысле жизни. Алеша провел в этой компании несколько ночей, которые практически предрекали его дальнейшую судьбу. Однако прочитанные главным героем книги смогли пробудить нем стремление к чему-то большему и возвышенному. В какой-то степени именно тяга к знаниям помогла Алеше определить для себя верное направление жизненного пути.

Основные герои повести

Главные герои произведения:

  • Алексей Пешков – главный герой произведения, от его имени ведется повествование. Алексей имеет хорошие физические и умственные данные. Жизнь в доме деда кажется ему невыносимой, он видит всю ненависть и жестокость обитателей дома, из-за чего его сердце становится очень чутким и ранимым к своей и чужой боли.
  • Дед Василий Васильевич Каширин – старичок небольшого роста с рыжей бородой, его возраст примерно 80 лет, он работал цеховым старшиной, в молодости был бурлаком. Он был своенравным человеком, умным, упрямым, суровым. Алексей считал его злым и злопамятным, в повести он показан как человек состоятельный, однако в конце повести он разоряется.
  • Бабушка Акулина Ивановна – ей примерно за 60 лет, ее лицо было добрым, у нее были темные глаза и темные волосы. Он добродушная, трудолюбивая и верующая женщина, происходит от крестьян, не обучена грамоте. С детства она зарабатывала тем, что плела кружево. С Алексеем у нее сложились теплые отношения.
  • Мать Варвара – молодая женщина с серыми глазами, светлыми волосы, она была достаточно крупной, с сильными руками. По характеру Варвара была неразговорчивой и строгой, гордой, спокойной, была обучена грамоте. Она тяжело переносит смерть мужа. В доме деда ей жить очень тяжко. Вскоре она выходит замуж за дворянина Евгения Максимова. Он приносит ей много горя: проигрывает все деньги в карты, избивает ее. От второго брака у нее рождается два сына, которые впоследствии умирают. Сама Варвара тоже умирает от чахотки на глазах у Алексея.
  • Отец Максим Пешков – добрый, честный человек, был умен и силен, хорошо пел и танцевал, никогда не обижал сына. Дядья Алексея и дед не любили его, но бабушка, Григорий и нянька Евгения отзывались о нем очень хорошо.
  • Михаил – старший из братьев, злой, глупый и завистливый человек, он женат, у него двое детей мальчик Саша и девочка Катерина, жену он периодически бьет.
  • Яков — младший из двух братьев, постоянно дерется со своим братом из-за наследства деда, однажды он забил на смерть свою жену, по характеру Яков глупый, злой, завистливый и ленивый человек, братья виновны в смерти Ивана Цыганка. От покойной жены у Якова есть сын Саша.
  • Евгений Максимов – «вотчим» Алексея, проигрывает последние деньги в карты, грубо обращается со своей женой Варварой, Алексей был свидетелем случая, когда Максимов ударил его мать ногой в грудь.
  • Иван Цыганок — парень 19 лет, приемный сын в семье Кашириных, он служит подмастерьем в их мастерской. Он ловкий, веселый, простой, но немного жуликоват. Он хороший работник, поэтому дед и дядья ценят его и редко с ним ругаются. Всех Кашириных, кроме бабушки он не любит. С Алексеем у него сложились теплые дружеские отношения.
  • Григорий Иванович — добрый, умный старик, верный помощник деда Василия в его мастерской. В конце концов Григорий слепнет и становится нищим.
  • Хорошее Дело – один их квартирантов Кашириных, такое прозвище он получил так как имел привычку часто употреблять фразу «Хорошее дело», настоящее имя этого персонажа в повести не упоминается, Он добрый, молчаливый, незаметный человек, он становится хорошим другом Алеши. Однако в доме Кашириных его не любят и вскоре его выживают.

Несколько интересных сочинений

Григорий Печорин является ключевым персонажем произведения, представленный в образе молодого двадцати пятилетнего гвардейского офицера, богатого питерского дворянина, проходящего службу в звании прапорщика.

Сегодня хочется поделиться своими мыслями относительно того, как я хочу провести лето. Здесь я поделюсь своими мыслями и желаниями на этот счет.

Особенностью композиции поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является включение вне сюжетного элемента — сказа «Про холопа примерного, Якова Верного».

Никогда ранее не задумывался о том, почему все взрослы нас заставляют трудиться. Буквально с малых лет, едва я стал хорошо стоять на ногах, меня стали брать на копку картофеля, давали маленькое ведерко и в шутливой форме предлагали помочь

Источник

Детство: жизнь у Кашириных

Когда Пешков, герой произведения «Мои университеты» (Горький), краткое содержание которого нас интересует, был маленьким мальчиком, веселый молодой работник Кашириных, Цыганок (приемыш бабушки), однажды сказал ему, что Алеша «мал, а сердитый». И это было действительно так. Пешков сердился на своего деда, когда тот обижал бабушку, на своих товарищей, если они плохо обращались с теми, кто был слабее, на своих хозяев за жадность, за их серую, скучную жизнь. Он готов был всегда на бой и спор, протестовал против того, что унижало человеческое достоинство, мешало жить.

Постепенно Алексей начинал осознавать, что мудрость его бабушки правильна не всегда. Эта женщина говорила, что нужно крепко помнить хорошее, а плохое забывать. Однако Алеша чувствовал, что нельзя забывать его, нужно бороться с ним, если плохое губит человека, портит ему жизнь

Постепенно в его душе росло внимание к человеку, любовь к нему, уважение к труду. Он искал повсюду хороших людей и крепко к ним привязывался, когда находил

Так, Алеша был привязан к бабушке, к веселому и умному Цыганку, к Смурому, к Вяхирю. Встречал хороших людей и тогда, когда работал на ярмарке, и у Ромася, и у Деренкова, и у Семенова, Горький («Мои университеты»). Краткое содержание по главам знакомит лишь с основными героями, поэтому мы описали не всех. Алеша дал себе торжественное обещание служить этим людям.

Как всегда, книги помогали ему понять многое в жизни, объясняли, и Алексей начал относиться к литературе все серьезнее, требовательнее. Он на всю жизнь с детства унес в своей душе радость первого знакомства с творчеством Лермонтова, Пушкина, с особенной нежностью всегда вспоминал бабушкины песни, сказки…

Читая книги, Алексей Пешков мечтал стать похожим на их героев, хотел встретить и в своей жизни такого «простого, мудрого человека», чтобы он вывел его на ясный широкий путь, на котором будет правда, прямая и твердая, как шпага.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: