Элегия некрасов идея. анализ стихотворения некрасова «элегия»

Анализ стихотворения «памяти добролюбова» некрасова

Краткое содержание

Лирический герой описывает положительные качества Добролюбова. Критик в молодые годы отличался суровостью, рассудительностью и сдержанностью. Публицист учил жить людей и рассказывал, как существовать в славе и свободе.

Критик сознательно отвергал страсть и плотские удовольствия. Он отказывался от любви, хранил чистоту. Ему больше нравилось работать, писать статьи, служить родине. Все Добролюбов отдал стране. В то же время критик не мог наблюдать за негативными сторонами жизни в России. Он считал, что революция способна изменить все к лучшему.

Но надеждам Добролюбова не удалось сбыться. Смерть лишила его способность творить и взывать к народу. Прошли года, но память о критике осталась. Лирический герой призвал всех гордиться тем, что в России родился такой человек. Без таких людей страна бы давно разрушилась.

Тропы и образы

В стихотворении мало эпитетов: светлый рай, вещее перо, душевная красота. Качества Добролюбова не статичны, проявляются в подвиге его жизни.

Добролюбов описывается как христианский святой, последний подвиг которого – праведная смерть. Если не знать возраст смерти Добролюбова, можно подумать, что описан старец, который смолоду был праведником. Добродетели Добролюбова – суровость, подчинение страстей рассудку, отказ от мирских наслаждений, душевная чистота. Но если христианский подвижник соблюдает целомудрие ради Бога, то Добролюбов отказывается от женской любви ради родины. Для неё он готовит светлый рай и перлы для венца (метафоры лучшей жизни).

Любовь к родине сравнивается с любовью к женщине, а потом превращается в метафору (любовница суровая).

Добролюбов несёт в мир разумное отношение к жизни и литературе (это работа литературного критика), становится светильником разума (символ просвещения).

При описании нравственного подвига Добролюбова Некрасов использует старославянизмы: мирские наслажденья, жажда, перлы, вещий, небеса, недра.

Смерть Добролюбова, как и смерть христианского святого, преждевременна, но не напрасна. Спустя время Добролюбов «высоко вознёсся» над людьми. Так атеист Некрасов создаёт своих «святых», которые оцениваются уже не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения совести и чести человека, своеобразных природных нравственных людей. Поэтому в конце возникает образ природы-матери, олицетворение самой жизни, изредка рождающей на своих нивах (метафора) таких людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная

Последние три строчки не рифмуются, поэтому вывод похож на заклинание, на котором акцентирует внимание поэт. К тому же последняя строчка вдвое короче остальных, так что возникает ощущение недосказанности

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
  • «Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Памяти Добролюбова»

По писателю: Некрасов Николай

Новый «святой» тип

В русской культуре вполне определенный, конечно, существовал давно. Он разрабатывался веками христианской (православной — в России) церковью и воплощен был в сонме святых. Однако для интеллигенции 1860-х годов, атеистически настроенной, давно утратила христианская святость свой путеводный смысл, свою притягательность. Перед Николаем Алексеевичем стояла задача описать новый «святой» тип, жизненный образец, который мог бы стать ориентиром для людей, принадлежащих к новой формации. Этот образец — основная тема стихотворения «Памяти Добролюбова».

Некрасов при формировании своей новой поэтической системы использовал многие элементы, присущие старой. Он обратился, выражая в произведении «идеал общественного деятеля», к образам, в русской культуре уже существующим. Заговорил поэт на языке, хорошо знакомом читателям.

История создания

Некрасов, будучи одним из редакторов журнала «Современник», познакомился с литературным критиком и публицистом Николаем Добролюбовым, когда тот устроился на работу в популярный журнал.

Молодой литератор, несмотря на юный возраст, имел удивительный дар распознавать настоящие литературные бриллианты среди сонма служителей искусства.

К сожалению, многогранный талант Добролюбова не смог раскрыться в полной мере – литератор умер от чахотки в возрасте 25 лет. С его уходом читатели потеряли человека, умевшего в доступной и очень увлекательной форме объяснять, почему те или иные произведения достойны внимания.

В 1864 году Николай Алексеевич написал стихотворение, ставшее посвящением Николаю Добролюбову.

Краткий анализ стиха «Мужичок с ноготок» Н.А. Некрасов

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков.

В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым – теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.

Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.

Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно

Детям в его творчестве отведено особое и важное место

Личность Добролюбова в стихотворении

Поэт развивает мысль о том, что Добролюбов совершил подвиг, отдав свою жизнь на служение высоким идеалам. Некрасов показывает читателям молодого писателя как мудрого и зрелого человека. Конечно, сложно представить, что столь молодой критик стал грозой литературных деятелей, к которым он относился строго, но объективно.

Некрасов упоминает, что Добролюбов отдал свою жизнь родной земле, предпочитая ее любовь женской любви. Но Россия слишком поздно сумела оценить все дары, которые были преподнесены ей молодым публицистом. В анализе стихотворения Николая Некрасова «Памяти Добролюбова» говорится, что, если бы не болезнь, так рано унесшая юный талант, ему удалось бы изменить своей деятельностью общественное мнение, заложив прочный фундамент для нового общества, способное свободно мыслить. Но этого не случилось. Хотя автор предполагает, что творчество Добролюбова послужило мощным толчком к тому, что в Российской империи отменили крепостное право.

Поэт подчеркивает, что за все свое существование земля русская не рождала такого выдающегося сына. При этом Некрасов убеждает читателей, что Добролюбов жил и занимался литературным творчеством и общественной деятельностью не для личной выгоды, а для славы России, которую мечтал изменить в лучшую сторону. Если бы в Российской империи хотя бы иногда рождались патриотично настроенные самоотверженные люди, подобные Добролюбову, судьба государства была бы совсем иной.

Из анализа стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» узнаешь, что главные добродетели Николая — это суровое подчинение рассудку всех страстей, сознательный отказ от наслаждений и молодости, духовная чистота. Вызывает некоторое удивление, что Добролюбов отказался от любви женщин ради любви к Родине. Возможно, он считал, что сосредоточение на собственной высокой цели невозможно, обретя личное счастье.

Сделав по плану анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», становится очевидным, что молодой критик нес в массы отношение к жизни и литературе, основанное на разумном начале.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная

Последние три строчки не рифмуются, поэтому вывод похож на заклинание, на котором акцентирует внимание поэт. К тому же последняя строчка вдвое короче остальных, так что возникает ощущение недосказанности

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
  • «Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Памяти Добролюбова»

По писателю: Некрасов Николай

Н. А. Некрасов «Блажен незлобивый поэт». Анализ

Автор очень четко подмечает, что поэт — это не профессия и даже не призвание. Если и дается человеку этот истинный поэтический дар от Бога, то он его никак не утаит и уже не сможет молчать. Но настоящими поэтами могут быть лишь те немногие, которые не трудились ради похвалы и славы. Другим же, работавшим исключительно ради выгоды, их современники уже при жизни воздвигали памятники и, что любопытно, всячески их поддерживали, так как они ничем не досаждали и не говорили о насущных проблемах. Такие поэты купались в лучах своей собственной славы, и им даже, в некоторой степени, разрешали управлять толпой, заставляя ее думать и переживать о том, о чем будет велено свыше.

Воистину блажен незлобивый поэт. Анализ стихотворения подытоживает, что со смертью одного из таких легкомысленных поэтов все его творения очень скоро забудутся современниками и не вспомнятся потомками из-за пустоты и неинтересности, так как в них не будет чувствоваться никакого отражения и борьбы за те самые человеческие ценности и приориты, на которых основывается жизнь общества.

Обличители толпы

Но тип поэтов, который не так покладист и силен духом, никогда не умолкает и, следовательно, становится очень неудобен для сильных мира сего. Они как совесть народа всегда подметят существующую несправедливость, обман и лицемерие, всякого рода общественные злодеяния и прямо скажут о назревших проблемах, выступят с критикой в резкой и обличительной форме.

Именно об этом буквально кричит в своем произведении «Блажен незлобивый поэт» Некрасов.

Истинные поэты не будут никому угождать, и от их сарказма будет невозможно укрыться. Те, кто увидит свое отражение в этих произведениях, будут осуждать и ругать их. Именно такая реакция и будет указывать на то, что автор смог тронуть человеческую душу за больное и вскрыть истинные причины болезни. И вот проявление таких негативных эмоций, живых и настоящих, будет всяко лучше, чем льстивые дифирамбы, поющиеся поэтам первого типа.

«Чистое искусство» и демократическая линия

50-60-е гг. 19-го века – время, крайне напряжённое для России. Несмотря на реакцию, полицейский гнёт и самодержавную цензуру, в стране ширится недовольство политическим климатом, растёт самосознание прогрессивных слоёв населения.


Крепостничество трещит по всем швам, идеи народного освобождения, гнева и отмщения витают в воздухе. В это время среди представителей творческой интеллигенции ведутся напряжённые дебаты. «Поэт и гражданин» — стих Некрасова – ярко отражает их суть. Представители так называемого «чистого искусства» (от их лица спор в произведении ведёт Поэт) считают, что поэзия, литература, равно, как и музыка, живопись должны говорить о «вечном». Что настоящее искусство выше социально-политических проблем и хлеба насущного. Как пример подобной позиции приводит Некрасов цитату из произведения Пушкина («Поэт и гражданин», стих «Мы рождены для вдохновенья/ Для звуков сладких и молитв…»). Ярым противником такой точки зрения и защитником активной жизненной позиции в искусстве выступает в стихотворении Гражданин. Именно он отражает взгляды и идеи самого автора, демократические тенденции и устремления.

История создания

Стихотворение «Пророк» Некрасова было напечатано в «Отечественных записках» № 1 за 1977 г. без последней строфы с подзаголовком «Из Барбье» (романтический сатирический французский поэт). Были и другие подзаголовки («Из Байрона», «Из Ларры»), необходимые для цензурной маскировки. Полностью было напечатано в «Общем деле» в августе 1882 г. за границей с заголовком «Н.Г.Чернышевскому». В прижизненные издания не входило.

Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом автографе указан 1974 г., но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского, а потом доработано. Оно могло быть посвящено другой личности, а затем переадресовано Чернышевскому. Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщённый характер.

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова

(0)

Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракону. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народа Некрасовым исчерпано».

Жанр произведения указан в его названии — элегия. В переводе с древнегреческого языка элегия — жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию — написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть — зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть — развитие темы; автор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть — концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом — автор говорит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой. Лирический герой стихотворения считает, что для поэта нет предмета достойнее и значительнее, чем «Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поёт, / К народу возбуждать вниманье сильных мира … » , Эти строки звучат взволнованно и даже торжественно. Поэт определяет тему своего творчества в целом и этого произведения в частности — «страдания на- рода». Есть в «Элегии» строки, которые явно перекликаются со стихотворением Пушкина «Деревня». Некрасов: … Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза! .

Пушкин: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам … Этой реминисценцией Некрасов хочет обратить внимание читателя на то, что со времён Пушкина в жизни народа ничего не изменилось, хотя уже 13 лет прошло после отмены крепостного права. Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть

Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он восхищается и природой, и трудом крестьян. Но заканчивается строфа риторическими вопросами: Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев … Но размышления эти слышит лишь окружающий его пейзаж: «И песнь моя громка! .. / Ей вторят долы, нивы, / и эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, / и лес откликнулся … Природа внемлет мне … ». А как же народ, о чьей судьбе так беспокоится поэт? « Увы! не внемлет он — и не даёт ответа … » .

Автор использует умолчание не только после риторических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения. Народ не слышит его вопросов. Поэта поражает долготерпение крестьян. Они так привыкли быть зависимыми, что продолжают по привычке нести трудовую повинность. Освобождение от крепостного права не принесло ожидаемых перемен в судьбе русского народа. В этом и заключается идея «Элегии» Некрасова. Оглядывая свой жизненный путь, лирический герой восклицает: «Я лиру посвятил народу своему … » — эта строчка стала лейтмотивом, девизом, сущностью всего творчества Некрасова. Поэт использует самые разнообразные средства художественной выразительности. В стихотворении много ярких эпитетов (сладкие слёзы; красный день; золотая жатва; довольное дитя, тайные вопросы), использовано олицетворение (и лес откликнулся), метафора (служить им будет Муза), сравнение (как тощие стада по скошенным лугам), анафора (И эхо дальних гор … И лес откликнулся).

Поэт включает в произведение высокую лексику (лира, внемлет, внимаю, влачатся, рок, девы). Он использует восклицательные предложения (каждый в бой иди!), риторические вопросы (Чему достойнее служить могла бы лира?), фразеологические обороты (сильные мира) и умолчания — это приближает стиль произведения к публицистическому. Стихотворение написано шестистопным ямбом с пропусками ударений (традиционной для элегий строкой), рифмовка — перекрестная.

0 / 5. 0

Тропы и образы

В стихотворении мало эпитетов: светлый рай, вещее перо, душевная красота. Качества Добролюбова не статичны, проявляются в подвиге его жизни.

Добролюбов описывается как христианский святой, последний подвиг которого – праведная смерть. Если не знать возраст смерти Добролюбова, можно подумать, что описан старец, который смолоду был праведником. Добродетели Добролюбова – суровость, подчинение страстей рассудку, отказ от мирских наслаждений, душевная чистота. Но если христианский подвижник соблюдает целомудрие ради Бога, то Добролюбов отказывается от женской любви ради родины. Для неё он готовит светлый рай и перлы для венца (метафоры лучшей жизни).

Любовь к родине сравнивается с любовью к женщине, а потом превращается в метафору (любовница суровая).

Добролюбов несёт в мир разумное отношение к жизни и литературе (это работа литературного критика), становится светильником разума (символ просвещения).

При описании нравственного подвига Добролюбова Некрасов использует старославянизмы: мирские наслажденья, жажда, перлы, вещий, небеса, недра.

Смерть Добролюбова, как и смерть христианского святого, преждевременна, но не напрасна. Спустя время Добролюбов «высоко вознёсся» над людьми. Так атеист Некрасов создаёт своих «святых», которые оцениваются уже не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения совести и чести человека, своеобразных природных нравственных людей. Поэтому в конце возникает образ природы-матери, олицетворение самой жизни, изредка рождающей на своих нивах (метафора) таких людей.

Женщины Некрасова

На протяжении всей жизни у Николая Алексеевича было три продолжительных романа. Первый, оставивший в душе поэта неизгладимый след, с Панаевой. Несмотря на тяжелый разрыв, писатель всю жизнь хранил в душе ее образ и даже упомянул в завещании.

В 1864 году Некрасов совершает трехмесячную поездку за границу. Компанию ему составили родная сестра поэта, Анна Алексеевна, и француженка Селина Лефрен. Актриса Михайловского театра имела спокойный и легкий характер, чем очень привлекала писателя. Их взаимоотношения можно назвать скорее прохладными, но Некрасов остался доволен редкими встречами. В 1867 году они снова едут за границу, однако, Селина из нее уже не вернулась. Летом 1869 года Некрасов в течение месяца поправлял здоровье на французском побережье. Но прежде заехал в Париж, где снова встречался с актрисой.

Единственной официальной женой писателя стала простая крестьянская девушка Фекла Анисимовна Викторова. В момент их первой встречи ей было 23 года. Некрасов же был почти в два раза ее старше. Искреннее восхищение талантом писателя, заучивание его произведений наизусть льстили автору. Для того чтобы дополнить скудное воспитание и заполнить пробелы культурной жизни, Николай Алексеевич водил девушку на выставки, театральные представления, обучал ее грамоте, языкам. Единственное, что не давало покоя писателю — имя избранницы. Некрасов считал его слишком простым и заменил на более привлекательное для себя, Зинаида Николаевна.

Знакомство Некрасова с будущей женой произошло в 1870 году, а в 1875-м врачи диагностировали у него смертельное заболевание, рак кишечника. Будучи в состоянии сильного эмоционального угнетения, автор пишет «Последние песни». Возможно, известие о скорой смерти, а, может быть, искренность и душевность произведения позволили критикам отнести его к лучшим, вышедшим из-под пера Некрасова.

Венчание с Зинаидой состоялось за несколько месяцев до кончины писателя, в 1877 году. Уже после похорон, семья Некрасовых обвинила девушку в корыстных побуждениях и отняла все имущество, включая и результаты предсмертного творчества.

Анализ стихотворения Элегия Некрасова

Элегия (1874)

Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе сти­хи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народи Некрасовым исчерпано».

Жанр произведения указан в его названии — эле­гия. В переводе с древнегреческого языка элегия — жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию — написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть — зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть — развитие темы; ав­тор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть — концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом — автор го­ворит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой.

Лирический герой стихотворения считает, что для поэта нет предмета достойнее и значительнее, чем «Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поёт, / К народу возбуж­дать вниманье сильных мира…». Эти строки звучат взволнованно и даже торжественно.

Поэт определяет тему своего творчества в целом и этого произведения в частности — «страдания на­рода». Есть в «Элегии» строки, которые явно пере­кликаются со стихотворением Пушкина «Деревня».

Некрасов:

…Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Пушкин:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Этой реминисценцией Некрасов хочет обратить внимание читателя на то, что со времён Пушкина в жизни народа ничего не изменилось, хотя уже 13 лет прошло после отмены крепостного права. Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть

Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он вос­хищается и природой, и трудом крестьян. Но закан­чивается строфа риторическими вопросами:

Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть. Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он вос­хищается и природой, и трудом крестьян. Но закан­чивается строфа риторическими вопросами:

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев…

Но размышления эти слышит лишь окружающий его пейзаж: «И песнь моя громка!.. / Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, / И лес откликнулся… Природа внемлет мне…». А как же народ, о чьей судьбе так беспокоится поэт? «Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…».

Автор использует умолчание не только после ри­торических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения. Народ не слышит его вопросов. Поэта поражает долготерпение крестьян. Они так привык­ли быть зависимыми, что продолжают по привычке нести трудовую повинность. Освобождение от кре­постного права не принесло ожидаемых перемен в судьбе русского народа. В этом и заключается идея «Элегии» Некрасова.

Оглядывая свой жизненный путь, лирический герой восклицает: «Я лиру посвятил народу свое­му…» — эта строчка стала лейтмотивом, девизом, сущностью всего творчества Некрасова.

Поэт использует самые разнообразные средства художественной выразительности. В стихотворении много ярких эпитетов (сладкие слёзы; красный день; золотая жатва; довольное дитя, тайные вопросы), использовано олицетворение (и лес откликнулся), метафора (служить им будет Муза), сравнение (как тощие стада по скошенным лугам), анафора (И эхо дальних гор… И лес откликнулся).

Поэт включает в произведение высокую лексику {лира, внемлет, внимаю, влачатся, рок, девы). Он ис­пользует восклицательные предложения (Но каждый в бой иди!), риторические вопросы (Чему достойнее служить могла бы лира?), фразеологические обороты (iсильные мира) и умолчания — это приближает стиль произведения к публицистическому.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с пропусками ударений (традиционной для элегий строкой), рифмовка — перекрёстная.

Особенности композиции

Следующий пункт в анализе стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» — это построение произведения. Его можно поделить на три части. В первой описывается природа в лучших традициях пейзажной лирики. Описание поздней осени настраивает читателя на умиротворенный, но в то же время печальный лад.

Во второй части колосья показаны как живое существо, которое жалуется, что о нем позабыли и оставили одного. Они задаются вопросом, что, может, они недостойны того, чтобы их убрал пахарь? Но потом колосья сами отвечают, что не хуже других, в них вложено столько же любви и заботы, как и в других.

В анализе стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» следует отметить, почему именно через поле поэт решил рассказать о проблеме крепостных. Потому что крестьяне — это земледельцы, для них самое ценное — это земля, которая дает им пропитание. И только серьезные обстоятельства могли заставить пахаря не выйти на поле. Но кроме него некому было позаботиться о сборе урожая.

Именно об этом и говорит ветер колосьям, когда дает им ответ на их вопрос. Он пытается объяснить им, что это не вина пахаря, что он оставил их несжатыми. И о самом крестьянине не позаботится никто, потому что у всех было столько забот, что просто не оставалось времени на помощь другим. И крепостные оказались брошенными и бесправными, и это угнетало поэта и находило отражение в его стихах.

Вариант 2

Это стихотворение по размеру (шесть строф по четыре строки) среднее, но по своему содержанию обширное. Оно показывает приход весны просто со всех сторон, рисует картину, создаёт ощущение. Очень радостное, оптимистичное произведение. Название его очень полно отражает содержание.

Здесь много простых почти разговорных слов: утренник, скворешня, угретый… Есть и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые передают нежное отношение автора к родной природе, например, «журавушки». По интонации всё ровно, описательно, без троеточий и восклицаний или вопросов. Нет тут явного образа рассказчика. Чаще всего здесь повторяется слово «радость» и производные от него.

Начинается всё с утренней дороги, как символа пути весны. Солнце (тут одушевленное) не торопится, но встаёт над возвышением – бугром.

Во второй строфе развивается образ солнца. Оно уже выросло над землёй, как будто молодой орешник. Цвет его тёплый, почти драгоценный – медный. И от весенней радости скворечник, который автор логично сравнивает с домиком, заговорил. Имеется в виду, конечно, что птицы стали в нём весело чирикать.

Далее проталины желтые сбились, будто животные, в стаю. И они тоже проснулись к жизни, как из спячки вышли… Тут есть единоначалие с глагола «радуются».

Хутор опять же очеловечен, теперь он оттаял, счастлив, у него даже прослезились на солнце глаза – окна, которые были покрыты морозными узорами, оттаяли. И опять дорога прокладывает по грязи (через трудности) путь весне. Процесс прихода весны показан в энергичном развитии утра.

Теперь о звуках. Птички чирикают, как мы знаем, но в остальном – тишина. Автор подчеркивает, что лишь сани образно прорезают тишь. И днём немного шумно, но это просто приближается большая настоящая весна. Точней, её тянет само солнце через поле.

И вот возвращаются журавли. Они из далёкой синевы именно чужого края летят к тишине, царящей на родных болотах. (Понятно, что за долгую зиму жизнь там замерла.) Птицы перекликаются, спешат.

Вот, собственно, и приход весны! Все ждут её, немного суетятся, сбрасывают сонность, радуются. Ощущение, что сам автор рад. Думаю, так и было!

Анализ стихотворения Весенние строчки по плану

Композиция

Произведение из пяти строф делится на две смысловые части. Первая часть – три истории о крепостных крестьянах, живущих в позабытой помещиком деревне. Это бабушка Ненила, которая не может взять лесу для починки избы, крестьяне, у которых жадный сосед отобрал землю, и Наташа, которую немец-управитель не пускает замуж за любимого. Все они заканчиваются рефреном – “вот приедет барин” – эти слова повторяют несправедливо обиженные в надежде, что барин решит их проблемы, ведь его власть над ними безгранична.

Вторая часть отделена от первой значительным промежутком времени. В результате бездействия барина хлебопашца Игната несправедливо забрили в солдаты, бабушка Ненила так и умерла в своей развалюхе избушке, а сосед-плут собрал с крестьянской земли хороший урожай.

Кульминация – последняя строфа, в которой барин наконец-то появляется, но… в гробу. А новый, едва прошли похороны, уезжает в Питер, оставляя крестьян с их нерешёнными проблемами.

Общественный деятель — пророк

Поэт намекает на пророческое дарование Николая Александровича — «вещее перо» у него. Мифологема «пророк — идеал общественного деятеля» позднее подробно будет развернута в некрасовском стихотворении «Н.Г. Чернышевский (Пророк)», написанном в 1874 году.

Хорошо был известен уже в то время образ пророка русской поэзии, однако функциями его наделялся поэт. Времена теперь изменились. Некрасов пишет в конце своего стихотворения знаменитые строчки о том, что поэтом можно и не быть, но обязательно являться гражданином.

Николай Алексеевич, продолжая житийную традицию, касается также посмертной участи, памяти Добролюбова. Стих, посвященный ему, восхваляет описанный автором идеал. Некрасов пишет, что Добролюбов «высоко вознесся» через годы, когда «страсти улеглись». Автора приводит инерция христианских образов к вере в бессмертие этого человека — парадоксальному итогу.

Две последние строки этого произведения стали крылатыми. Их часто повторял В.И. Ленин. Этот вождь сделал их эпиграфом к статье, которая посвящена памяти Ф. Энгельса. И в наши дни их можно слышать, когда выражается скорбь о смерти великого человека. Со свойственным этому поэту лаконизмом Некрасову удалось выразить и гордость за патриота, который отдал родине жизнь, и чувство боли.

Таково вкратце описание произведения, которое создал Некрасов («Памяти Добролюбова»). Стих этот сегодня включен в школьную программу по литературе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: