Революция и судьба поэта
Однако Мережковский не щадит и себя самого. Он понимает, что неотделим от своего поколения и считает себя одним из детей ночи, прекрасно осознавая, что ему не удастся избежать общей с ними участи. Поэт совершенно уверен в том, что судьба уже уготовила каждому его собственную Голгофу, взойдя на которую человек окончательно погибнет или, напротив, сможет очиститься перед вступлением в новую жизнь. Для самого Мережковского такой Голгофой станет эмиграция. Революцию 1917 года он воспринял как приход к власти «грядущего хама» и воцарение «надмирного зла». В 1919 году, через 24 года после создания стихотворения, он, вместе с женой Зинаидой Гиппиус, будет вынужден навсегда покинуть родной Петербург, превратившийся в «царство Зверя». Последние годы жизни поэт проведет в Париже, тоскуя по оставленной родине, но считая разлуку с ней заслуженным наказанием за то, что он слишком мало сделал для того, чтобы остановить силы мрака и зла. Мережковскому казалось, что силой своего пророческого дара он смог бы спасти страну от грядущей революции, тем более что он предвидел, какая ужасная участь ожидает ее в скором будущем.
Краткий анализ
История создания – Точная дата написания стихотворения неизвестна. Оно посвящено родной деревне поэта Глотовка Смоленской губернии, в которой прошли его детство и юность.Тема стихотворения – Любовь к малой родине.
Композиция – Композиция простая, произведение можно разделить на три условные части. В первой части автор любуется лесным пейзажем и рекой, во второй – описывает деревенский уклад, в третьей – выражает свою любовь к малой родине.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Хорей, с использованием перекрестной рифмы.
Метафоры – «облачные щелки», «пальцы ивняка».
Эпитеты – «гусь степенный», спелые орехи», «рябиновые вехи», «желтолистая река».
Олицетворения – «танцуют белки», «стонет безголосая метель».
Сравнения – «словно сельский агроном»,
Анализ стихотворения «Кроткий вечер тихо угасает» Мережковского
Меланхолическое произведение «Кроткий вечер тихо угасает» Дмитрия Сергеевича Мережковского вошло в его дебютный сборник.
Стихотворение датируется концом августа 1887 года. Начинающий писатель создал его в период интереса к народническому движению, посконной, глубинной, потаенной и даже сектантской Руси. Его духовному поиску немало поспособствовала и недавно перенесенная тяжелая болезнь, и смерть горячо любимого поэта С. Надсона. Юноша даже намеревался бросить якорь в каком-нибудь селе и стать самоотверженным учителем бедноты. Известно и место создания стихотворения: в окрестностях реки Камы, притока Волги. В жанровом отношении – пейзажная лирика с философским подтекстом, рифмовка перекрестная, 3 строфы. Настроение стиха самое упадническое, разочарованное. Автор чувствует великую разобщенность с молчаливым миром, собственную слабость и ничтожество. Произведение метафорично, а в первом четверостишии вечер еще и одушевлен, очеловечен. Мир «небес с землей» для поэта маловероятен, лишь «ласка» умирающего вечера на «одно мгновенье» может его установить. Лирический герой находится на перепутье, испытывает мировоззренческий кризис, еще только предчувствует свою судьбу – человеческую и творческую. Поэт особенно остро ощущал свое одиночество в эту пору, позади несостоявшаяся любовь, и даже в большой семье, где он вырос, привязанность его адресована лишь матери. Он будто находится в центре обезлюдевшего мира, наедине с природой и космосом. Рефреном через все строфы проходит тема смерти и немоты, безмолвия. Пейзаж здесь – лишь предлог для выражения собственных чувств. В стихотворении использовано множество средств художественной выразительности. Эпитеты: кроткий вечер, просветленной дали, безграничной пустоты. Лексика возвышенная, есть и устаревшая («пред»). Стих музыкален и завершается на тревожной ноте умолчания. Сравнения (как мечты, как из гроба), повторы (след), перечислительные градации, инверсия (веет дыханье). Помимо прямых отрицаний («не»), уныние подчеркнуто и отрицанием, скрытым в приставках слов: безжизненном, неясна. В сущности, в стихотворении имеются все основные приметы уже наступающей эпохи символизма Серебряного века русской литературы.
В стихотворении «Кроткий вечер тихо угасает» Д. Мережковский пытается передать свое смятение перед жизнью, утрату ориентиров, почвы под ногами и страх безрадостного будущего.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Дети ночи»
Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Дети ночи» Стихотворения Дмитрия Сергеевича Мережковского – это классический образчик поэзии эпохи символизма. Но в то же время, его творчество можно отнести и к декадансу, с его эстетизмом, академичностью и намеками на упадок и культурный регресс отображенных в стихах поэта. Ярким тому примером можно назвать одно из известнейших стихотворений Мережковского – «Дети ночи». Дмитрий Сергеевич был не только гениальным поэтом и литератором, он также был и философом, который находил и отображал в своем творчестве закономерности человеческого бытия. Неудивительно, что стихотворение «Дети ночи» оказалось пророческим. Написанное автором еще в 1895 году оно предвосхитило события революции, падения царской России и прихода новой «кровожадной» власти в 1917. Но Мережковский не видел будущего, не был он ни пророком, ни предсказателем. Образованный и эрудированный, он тонко чувствовал связь прошлого с настоящим. Из мировой истории прошлых веков Дмитрий Сергеевич почерпнул знания о необходимости великих перемен, которые должны произойти на стыке веков. Поэт считал, что на закате столетия все человечество становится детьми ночи, которые с надеждой устремляют свои очи на бледнеющий восток и ждут изменений, лучшей жизни и своего пророка. Первая мировая война, а затем революция забрали сотни тысяч жизней – это, тоскующие о несозданных мирах дети ночи. Уставшие от прежних режимов и порядков люди избрали для себя новую идеологию в надежде на «утро» — на новое будущее. Но современники Мережковского стали лишь предтечами грядущих событий. Но несмотря, на дерзновенные их речи дети ночи не могут жить при свете. Общество, меняющее ход истории создает новый мир для потомков, в то время как сами они существовать в нем не в силах. При восходе новой эпохи, они обязательно умирают в лучах ее света, как тени. Дмитрий Сергеевич стал свидетелем всех «напророченных» им событий. Лишь в 1919 году он покидает родину и навсегда уезжает в Париж. Свою эмиграцию он отождествляет с Голгофой, считает ее наказанием и до конца жизни жалеет, что никак не смог предотвратить тех ужасных событий и так мало сделал для России.
Читать все произведения Дмитрия Сергеевича Мережковского:
De ProfundisMorituri (Мы бесконечно одиноки…)Stabat mater (На Голгофе, Матерь Божья…)Амалии (Ты — горящий, устремленный…)Ариванза (Милый друг, я тебе рассказать не могу…)Бог (О Боже мой, благодарю…)Будущий Рим (Рим — это мира единство: в республике древней — свободы…)В небе, зеленом, как ледВ сумерки (Был зимний день; давно уже стемнело…)Веселые думы (Без веры давно, без надежд, без любви…)Весеннее чувство (С улыбкою бесстрастия…)ВечерВозвращение (Глядим, глядим все в ту же сторону…)Волны (О если б жить, как вы живете, волны…)Голубка моя, умчимся в краяГолубое небо (Я людям чужд и мало верю…)Да не будет (Надежды нет и нет боязни…)Давно ль желанный мир я звал к себе, тоскуяДве песни шутаДвойная бездна (Не плачь о неземной отчизне…)Дети ночи (Устремляя наши очи…)Детское сердце (Я помню, как в детстве нежданную сладость…)Доброе, злое, ничтожное, славноеЕсли розы тихо осыпаютсяЕсть радость в том, чтоб люди ненавиделиЗатихших волн сиянье бесконечноИ снилось мне: заря туманнаяИ хочу, но не в силах любить я людейИщи во мне не радости мгновеннойКак наполняет храм благоуханьеКассандра (Испепелил, Святая Дева…)Кроткий вечер тихо угасаетКто ты, он или онаЛедаЛеонардо да Винчи (О, Винчи, ты во всем — единый…)Люблю иль нет,- легка мне безнадежностьЛюблю мой камень драгоценныйЛюбовь-вражда (Мы любим и любви не ценим…)Март (Больной, усталый лед…)Мать (С еще бессильными крылами…)Молитва о крыльях (Ниц простертые, унылые…)Молчание (Как часто выразить любовь мою хочу…)На озере Комо (Кому страдание знакомо…)На распутье (Жить ли мне, забыв свои страданья…)На те холмы, в леса сосновыеНе думала ли ты, что, бледный и безмолвныйНе надо звуковНе-Джиоконде (И я пленялся ложью сладкою…)Нирвана (И вновь, как в первый день созданья…)Ночная песня странника (Der du von Himmel bist…)Ноябрь (Бледный месяц — на ущербе…)О дитя, живое сердцеОдиночество (Поверь мне:- люди не поймут…)Одиночество в любви (Темнеет. В городе чужом…)Октябрьский снег первоначальныйОпять весна (И опять слепой надежде…)Осеннее-весеннееОсенние листья (Падайте, падайте, листья осенние…)ОсеньОсенью в летнем саду (В аллее нежной и туманной…)Ослепительная снежностьПантеон (Путник с печального Севера к вам, Олимпийские боги…)Парки (Будь что будет — все равно…)Парфенон (Мне будет вечно дорог день…)По дебрям усталый брожу я в тоскеПомпея (Над городом века неслышно протекли…)Потух мой гнев, безумный, детский гневПоэтуПризнание (Не утешай, оставь мою печаль…)Природа (Ни злом, ни враждою кровавой…)Проклятие любви (С усильем тяжким и бесплодным…)Пустая чаша (Отцы и дети, в играх шумных…)ПушкинРим (Кто тебя создал, о, Рим? Гений народной свободы!..)РодноеСкука (Страшней, чем горе, эта скука…)Смех богов (Легок, светел, как блаженный…)Сталь (Гляжу с улыбкой на обломок…)Старость (Чем больше я живу — тем глубже тайна жизни…)Так жизнь ничтожеством страшнаТемный ангел (О темный ангел одиночества…)ТитаныТрубный глас (Под землею слышен ропот…)Ты ушла, но поздноТы, бледная звезда, вечернее светилоУжель мою святынюУсни (Уснуть бы мне навек, в траве, как в колыбели…)УспокоенныеФранческа Римини (Порой чета голубок над полями…)Что ты можешь? В безумной борьбеЧужбина-родина (Нам и родина — чужбина…)Эрот (Молнию в тучах Эрот захватил, пролетая…)Я всех любил, и всех забылиЯ никогда так не был одинок
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь
Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского Д.С.
Дмитрий Сергеевич Мережковский является ярким представителем символизма в русской культуре. У этого течения в будущем появилось очень много талантливых последователей. Многие поклонники творчества Мережковского называют его пророком своего времени и предписывают ему умение угадывать дальнейшие события. На самом деле, поэт был умным, образованным человеком, умеющим чувствовать окружающую атмосферу и предугадывать, откуда подует ветер перемен.
Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, насколько точно автор прочувствовал будущие изменения в обществе. В произведении Дмитрий Сергеевич описал события, которые произойдут через два десятилетия, ведь стих был написан в 1895 году, а революция произошла в 1917. На момент написания стихотворения никто и не догадывался о скором перевороте, а вот поэт уже тогда понимал, что народу нужна встряска. Он уловил общее настроение толпы, понял, что люди потеряли все чистые и светлые чувства, которые могли защитить их от мирской суеты и грязи.
Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского указывает на то, что автор не знал абсолютно точно о будущем своего народа. Он понимал, что людям надоело ползать на коленях, не видя дальнейших перспектив на лучшую жизнь. Свое поколение Дмитрий Сергеевич называет «детьми ночи», потому что они блуждают в потемках в поиске выхода и ждут «пророка». Только вот даже поэт не догадывался, что к власти придет безжалостный и коварный мессия. Дмитрий Мережковский стихи писал с пониманием того, что общество находится на пороге ХХ века, и оно настолько погрязло в грязи и грехах, что нуждается в сильной встряске.
Писатель не догадывается, что пройдет совсем немного времени, и люди будут убивать друг друга за убеждения, а революция унесет десятки тысяч жизней. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского позволяет понять, что автор исключает божественное происхождение человека и намекает на необходимость очищения. При этом поэт предполагает, что свет может оказаться губительным для людей. Дмитрий Сергеевич себя тоже причисляет к «детям ночи» и понимает, что ему не удастся избежать их участи. Как именно народ будет очищаться от грехов, автор не знает.
Когда писал Дмитрий Мережковский «Дети ночи», он не знал, что пройдет совсем немного времени, и он сам пострадает от долгожданной встряски. Поэт твердо убежден в том, что каждому человеку необходимо взойти на собственную Голгофу, чтобы очиститься от грязи и начать новую жизнь или погибнуть. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, что автор желал революции, потому что мечтал о лучшей жизни для своего народа.
На деле все оказалось гораздо прозаичнее. В 1919 году Дмитрию Сергеевичу пришлось навсегда покинуть Санкт-Петербург, в котором поселился «Зверь». До самой смерти поэт жил в Париже и считал, что в полной мере заслуживает такой участи. До конца своих дней Мережковский корил себя за нерешительность и за то, что в нужный момент не попробовал вырвать свою страну из революционной пучины, хотя и предугадывал будущие битвы светлых и темных сил.
Тема стихотворения
Сочинение рассказывает о прошлом лирического героя, светлых воспоминаниях. Они счастливые и приносят положительные эмоции. Многое с тех пор изменилось, а укромный уголок продолжает существовать, радовать глаз, побуждать мечтания.
Однако рядом со светлыми чувствами стоит грусть. Это тоска по когда-то запавшим в душу полям, травам, лесам – по всем предметам природы. Здесь стоит дом, где царил уют. В нём счастлива была вся семья. На улице давно стоит весна, на подходе стоит лето, но ощущается веяние холодной осени.
Родные стены притупляют боль, в них легче перенести беды и страдания. Они будто чувствуют то, что испытывает лирический герой, и готовы помочь ему справиться с трудностями.
Грусть и радость смешиваются друг с другом, стоят рядом. Вместе они образуют уникальное настроение произведения.
Любовь к Родине, единство патриота с дорогими сердцу местами – это то, о чём говорит Мережковский.
Предчувствие грядущих перемен
«Дети ночи» были написаны в 1895 году. В то время никто, в том числе и сам Мережковский, даже подумать не мог, какие страшные и кровавые события произойдут в России в октябре 1917 года. Однако поэту удалось почувствовать настроение людей, понять, что они утратили светлое начало в своей душе и, в результате, стали совершенно беззащитны перед всепроникающими силами зла. Потому-то он и называет свое поколение «дети ночи», которые блуждают в темноте, с тревогой и надеждой ожидая появления неведомого пророка. Правда, тогда Мережковский еще не осознавал, что вместо пророка в Россию придет кровавая и безжалостная революция, которая унесет жизни тысяч и тысяч людей, заставляя их жестоко и бессмысленно истреблять друг друга. Поэт видел, что человечество, хоть и замерло в тревожном ожидании рассвета, на самом деле, давно погрязло в страшной бездне греха. Остается лишь ждать, когда наступит неизбежная пора очищения. Он пока не осознает, каким образом оно произойдет, но предвидит, что солнечный свет для тех, кто привык к ночной темноте, скорее всего, обернется неминуемой и страшной гибелью. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», — утверждает поэт.
Тема
Стихотворение относится к пейзажной лирике. Центральная тема произведения – любовь к малой родине, которая имеет большое значение для каждого человека. Для кого-то это шумная городская улица и знакомая дорога в школу, для кого-то – бескрайние степные просторы, раскинувшиеся сразу за родительским домом.
Для лирического героя это сосновый лес и небольшая извилистая речушка. Это родная деревенька, где знаком каждый двор, каждый куст. Автор с большой любовью описывает дорогие сердцу пейзажи. В его словах остро чувствуется ностальгия по давно ушедшим дням, когда он был беззаботным мальчиком, который бегал по лесным тропинкам, собирал спелые орехи и весело гонял гусей во дворе.
Старшее поколение автор ненавязчиво призывает вспомнить о своей малой родине, а молодому – дает понять, что нужно с большой бережностью относиться к своим родным местам, ценить и любить их. Куда бы ни закинула судьба, даже в самых дальних краях в воспоминаниях будет храниться тот маленький островок родной земли, где прошли лучшие детские и юношеские годы.
Предчувствие грядущих перемен
«Дети ночи» были написаны в 1895 году. В то время никто, в том числе и сам Мережковский, даже подумать не мог, какие страшные и кровавые события произойдут в России в октябре 1917 года. Однако поэту удалось почувствовать настроение людей, понять, что они утратили светлое начало в своей душе и, в результате, стали совершенно беззащитны перед всепроникающими силами зла. Потому-то он и называет свое поколение «дети ночи», которые блуждают в темноте, с тревогой и надеждой ожидая появления неведомого пророка.
Правда, тогда Мережковский еще не осознавал, что вместо пророка в Россию придет кровавая и безжалостная революция, которая унесет жизни тысяч и тысяч людей, заставляя их жестоко и бессмысленно истреблять друг друга. Поэт видел, что человечество, хоть и замерло в тревожном ожидании рассвета, на самом деле, давно погрязло в страшной бездне греха. Остается лишь ждать, когда наступит неизбежная пора очищения. Он пока не осознает, каким образом оно произойдет, но предвидит, что солнечный свет для тех, кто привык к ночной темноте, скорее всего, обернется неминуемой и страшной гибелью. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», — утверждает поэт.
История создания
Судьба редко баловала Михаила Васильевича, и всем, чего он достиг в жизни, он обязан исключительно своему таланту и целеустремленности. Родиной поэта стала небольшая деревушка Глотовка Смоленской губернии, где он появился на свет в бедной крестьянской семье.
Денег на образование детей у родителей не было, однако природа щедро наградила Михаила, который самостоятельно выучился грамоте, научился писать и читать. В возрасте 11 лет у него появилась возможность посещать школу, которую он окончил спустя два года, получив по всем предметам отличные отметки.
Стихотворение «Родное» как раз посвящено родной деревне Глотовке, в которой прошли детские и юношеские годы Исаковского. Пусть они не были легки и безоблачны, однако для каждого детство является счастливой порой, которую так приятно вспоминать.
Точная дата написания стихотворения «Родное» неизвестна.
Анализ стихотворения Мережковского «Парки»
В своей лирике Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941) часто обращался к прошлому в поисках новых смыслов и образов. Часто предметом его интереса становилась эпоха античности с ее мифологией. В древних легендах поэт не только черпал вдохновение, но и находил параллели с суетным настоящим. Примером такого синтеза мифического и реального является стихотворение «Парки» 1892 года.
Это произведение состоит из восьми строф. Все четверостишия имеют кольцевую форму: рифмуются первая-четвертая и вторая-третья строки. Размер стихотворения – четырехстопных хорей. Первая половина строф посвящена непосредственно паркам, существам из древнегреческой и древнеримской мифологии, а вторая часть содержит рассуждения автора о человеческой сущности.
В начальных строфах поэт знакомит читателя с этими необыкновенными богинями. Не зря выбраны именно эти существа. Парки (в Древней Греции – Мойры) – это дочери верховного бога Зевса и богини Фемиды. Но в отличие от божественных родителей, подверженных страстям и чувствам, богини судьбы не подвержены эмоциям. Поэт описывает их как старых женщин, многое повидавших и утративших склонность к сочувствию:
Не склоняют их мольбы…
Не пленяет красота…
Эти древние существа держат в руках нити человеческих судеб. Поэт несколько раз упоминает, что это «спутанные нити», потому что натура людей такова, что они сами создают сложности в своих жизнях. Но парки бесстрастно орудуют над этими нитями, разрезая и связывая их по собственному разумению.
Автор очень спокойно говорит об этом, используя будничные образы: нитки, ножницы, кудель. Дважды поэт повторяет «Ты шуми, веретено», благодаря чему повествование обретает какие-то знакомые очертания и звуки. Даже парафраз знаменитой фразы из Библии «Все произошло из праха и возвратится во прах» теряет пафос и звучит не так внушительно.
Именно это спокойствие отличает парок от людей, которых поэт противопоставляет этим божественным созданиям. Когда поэт начинает размышлять о людях, к коим он причисляет и себя, ритм произведения заметно меняется. В тексте появляются громкие выражения, например, «роковой узел», «цепи рабства», «петля роковая». Звучат взрывные резкие согласные «р», «д», «с»: «покориться», «рассечь», «страхом».
Автор признается, что обладает теми же человеческими слабостями: он лжет, любит, тоскует, боится, страдает:
Мы же лгать обречены:
Роковым узлом от века
В слабом сердце человека
Правда с ложью сплетены.
Но он не желает примириться с этим, поэтому согласен, чтобы кто-то другой судил его и прекратил его страдания взмахом божественных ножниц.
Вывод в стихотворении заключен, вопреки логике, не в последней строфе, а в первой. «Будь, что будет – все равно», – говорит поэт, готовый покориться высшим существам.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Революция и судьба поэта
Однако Мережковский не щадит и себя самого. Он понимает, что неотделим от своего поколения и считает себя одним из детей ночи, прекрасно осознавая, что ему не удастся избежать общей с ними участи. Поэт совершенно уверен в том, что судьба уже уготовила каждому его собственную Голгофу, взойдя на которую человек окончательно погибнет или, напротив, сможет очиститься перед вступлением в новую жизнь. Для самого Мережковского такой Голгофой станет эмиграция. Революцию 1917 года он воспринял как приход к власти «грядущего хама» и воцарение «надмирного зла». В 1919 году, через 24 года после создания стихотворения, он, вместе с женой Зинаидой Гиппиус, будет вынужден навсегда покинуть родной Петербург, превратившийся в «царство Зверя». Последние годы жизни поэт проведет в Париже, тоскуя по оставленной родине, но считая разлуку с ней заслуженным наказанием за то, что он слишком мало сделал для того, чтобы остановить силы мрака и зла. Мережковскому казалось, что силой своего пророческого дара он смог бы спасти страну от грядущей революции, тем более что он предвидел, какая ужасная участь ожидает ее в скором будущем.
Краткий анализ
История создания – Точная дата написания стихотворения неизвестна. Оно посвящено родной деревне поэта Глотовка Смоленской губернии, в которой прошли его детство и юность.
Тема стихотворения – Любовь к малой родине.
Композиция – Композиция простая, произведение можно разделить на три условные части. В первой части автор любуется лесным пейзажем и рекой, во второй – описывает деревенский уклад, в третьей – выражает свою любовь к малой родине.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Хорей, с использованием перекрестной рифмы.
Метафоры – «облачные щелки», «пальцы ивняка».
Эпитеты – «гусь степенный», спелые орехи», «рябиновые вехи», «желтолистая река».
Олицетворения – «танцуют белки», «стонет безголосая метель».
Предчувствие грядущих перемен
«Дети ночи» были написаны в 1895 году. В то время никто, в том числе и сам Мережковский, даже подумать не мог, какие страшные и кровавые события произойдут в России в октябре 1917 года. Однако поэту удалось почувствовать настроение людей, понять, что они утратили светлое начало в своей душе и, в результате, стали совершенно беззащитны перед всепроникающими силами зла. Потому-то он и называет свое поколение «дети ночи», которые блуждают в темноте, с тревогой и надеждой ожидая появления неведомого пророка. Правда, тогда Мережковский еще не осознавал, что вместо пророка в Россию придет кровавая и безжалостная революция, которая унесет жизни тысяч и тысяч людей, заставляя их жестоко и бессмысленно истреблять друг друга. Поэт видел, что человечество, хоть и замерло в тревожном ожидании рассвета, на самом деле, давно погрязло в страшной бездне греха. Остается лишь ждать, когда наступит неизбежная пора очищения. Он пока не осознает, каким образом оно произойдет, но предвидит, что солнечный свет для тех, кто привык к ночной темноте, скорее всего, обернется неминуемой и страшной гибелью. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», — утверждает поэт.
История создания
Судьба редко баловала Михаила Васильевича, и всем, чего он достиг в жизни, он обязан исключительно своему таланту и целеустремленности. Родиной поэта стала небольшая деревушка Глотовка Смоленской губернии, где он появился на свет в бедной крестьянской семье.
Денег на образование детей у родителей не было, однако природа щедро наградила Михаила, который самостоятельно выучился грамоте, научился писать и читать. В возрасте 11 лет у него появилась возможность посещать школу, которую он окончил спустя два года, получив по всем предметам отличные отметки.
Стихотворение «Родное» как раз посвящено родной деревне Глотовке, в которой прошли детские и юношеские годы Исаковского. Пусть они не были легки и безоблачны, однако для каждого детство является счастливой порой, которую так приятно вспоминать.
Точная дата написания стихотворения «Родное» неизвестна.