Время создания
Стихотворение было написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в январе 1839-го. К его созданию Лермонтова подтолкнуло общение с декабристами (с одним из них он сошелся довольно близко) во время ссылки на Кавказ. Поэта поразили стойкость несломленного духа и верность идеям. Это были те качества, которых он не находил в своих сверстниках.
После расправы над декабристами в стране наступило время реакции, и любая деятельность стала невозможной. В результате большая часть молодых образованных дворян, на которых возлагались надежды по переустройству общества и страны, пыталась замкнуться в себе и отойти от проблем. Однако способность мыслить оставалась, и запретить думать не мог никто. Это произведение — результат постоянных размышлений поэта о необходимости возвращения к плодотворной деятельности и борьбе.
История создания
Стихотворение А. С. Пушкина «Элегия» было опубликовано 8 сентября 1830 года. Поэт пишет данное произведение будучи уже немолодым, опытным творцом
Стихотворение относится к Болдинской осени, важному периоду в творчестве Пушкина
В «Элегии» прослеживаются автобиографические черты. Поэт подводит некий итог уже прошедшим годам жизни, делает первые выводы и заглядывает в будущее.
Пушкин пишет данное стихотворение, находясь в Болдино, куда уезжает решить дела с наследством перед женитьбой на Наталье Гончаровой. Незадолго до отъезда женщина дала поэту долгожданное согласие. Пребывание в имении отца затянулось из-за эпидемии холеры. В течение трех месяцев Пушкин творит и переосмысляет жизнь перед судьбоносным шагом — свадьбой. Поэтому можно сделать вывод, что «Элегия» посвящена Наталье Гончаровой.
«Безумных лет угасшее веселье. », анализ стихотворения Пушкина
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье. » было написано Пушкиным 8 сентября 1830 года в Болдино. Александр Сергеевич дал ему жанровое название «Элегия». В это время поэт вторично предложил руку и сердце Наталье Гончаровой и получил согласие. Чтобы привести перед женитьбой в порядок дела, он отправился в имение отца. Там Пушкин вынужден был задержаться на целых три месяца в связи с эпидемией холеры. Это был очень плодотворный период в жизни поэта, вошедший в историю как Болдинская осень.
Основу произведения «Безумных лет угасшее веселье. » составляют философские размышления Пушкина о конце холостяцкой вольницы и новом этапе жизненного пути. «Элегия» состоит из двух частей, контрастных по смыслу. В первой строфе поэт жалеет о минувших днях бурной юности и осознает, что теперь «грядущего волнуемое море» не сулит ему ничего хорошего. Дело в том, что финансовые дела Пушкиных и Гончаровых оставляли желать лучшего. Поэт понимал: ему придется много трудиться, чтобы обеспечить семью.
Промелькнувшая юность вызывает грусть не только потому, что миновала. Чем старше становится поэт, тем больше осознает свои ошибки и потраченное зря время. Печаль об этом становится все сильнее.
Но вторая строфа неожиданно звучит оптимистично. Несмотря на предстоящую жизнь «меж горестей, забот и треволненья». лирический герой верит, что его еще ждут наслаждения, гармония и любовь. Две последние строки стихотворения соединяют грусть первой части и оптимизм второй в красивый заключительный аккорд: «блеснет любовь улыбкою прощальной» .
Позитивный финал не характерен для романтической элегии, но традиционен для Пушкина, который принимал жизнь со всеми бедами и радостями. Источником вдохновения для поэта могло стать любое событие. Чтобы творить, ему нужны перемены в жизни, даже страдания. Поэтому герой провозглашает: «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» .
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» – это монолог лирического героя, который полностью отождествляется с автором. Написано оно самым удобным для философской лирики размером – «медленным» пятистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм. Традиционно в подобных стихотворениях поэты применяют высокопарную книжную лексику. Пушкин не нарушил традицию, использовав в тексте следующие слова: «сулит», «минувших», «други», «грядущего», «ведаю», «треволненья». Тем не менее, читается и воспринимается стихотворение легко.
Пушкин весьма оригинально использовал символы романтической поэзии: бурное море, вино, похмелье, закат. Здесь как бы все перепутано. Напрашивается сравнение веселья с вином, а у Пушкина – «смутное похмелье». да еще «угасшее». хотя молодость обычно ассоциируется с рассветом, утром или днем. В то же время с вином сравнивается печаль. Слово «волнуемое» больше подходит к молодости, прошлому героя. А у поэта оно соотносится с «грядущим морем». Но эти несоответствия перекликаются с образами второй строфы и создают цельное впечатление. В будущем поэт станет упиваться не безумствами молодости, а гармонией. Закат жизни будет окрашен любовью.
В произведении «Безумных лет угасшее веселье…» Пушкин не обошелся без своего любимого приема – антитезы. Печаль здесь противопоставлена веселью, смерть – жизни, наслаждения – заботам. Образы первой строфы имеют в основном негативную окраску, а во второй строфе они наполнены позитивом.
Первая часть «Элегии» посвящена прошлому и статична. Поэтому в ней только один глагол – «сулит». Зато есть много эпитетов: «безумных лет», «смутное похмелье», «угасшее веселье», «волнуемое море». Во второй строфе множество глаголов придают размышлениям автора живость и оптимизм: «не хочу умирать», «мыслить», «страдать», «ведаю», «будут», «блеснет». Почти все существительные в стихотворении абстрактны: печаль, труд, горе, любовь, веселье, заботы, вымысел. Это обусловлено глубиной философского обобщения в размышлениях поэта.
Как и большинство стихотворений Пушкина, «Безумных лет угасшее веселье. » удивительно музыкально. Гласные «о», «у», «е» преобладают над глухими и шипящими согласными, а их последовательное чередование создает красивый, задумчивый ритм.
Как известно, в молодые годы Пушкин написал немало романтических элегий. «Безумных лет угасшее веселье. » по праву считается вершиной среди произведений этого жанра.
Основная мысль
Главная мысль, которую поэт заложил в анализируемое стихотворение, это то, что все в жизни имеет свою закономерность и быстротечность. Природа, как и люди, стареет и умирает. Но в то же время появляется новая жизнь, которая продолжит свое земное существование.
Всегда останется жива память наших потомков, благодаря которой ничего не будет забыто. На примере рощи, которая только лишь начала свой жизненный путь, автор показывает то, что все поколения сменяются один за другим. Да, сам он не увидит эти деревья большими, но наши дети будут жить, и наблюдать за ними.
Несмотря ни на что, жизнь продолжается, поэтому не стоит огорчаться. Все это и является основной мыслью стихотворения «Вновь я посетил».
Анализ стихотворения Элегия Пушкина
Так называемая Болдинская осень, осень 1830 года. Время, которое стало одним из ключевых в творчестве знаменитого, узнаваемого и любимого многими поэта Пушкина Александра Сергеевича. Именно в это время появилось много очень красивых, запоминающихся и уникальных произведений. Безусловно, к числу данных произведений можно отнести и «Элегию». Первое, что хочется отметить, так это то, что данное произведение написано в философском ключе.
Более того, так же следует и указать то, что данным произведением Александр Сергеевич подводит своеобразные итоги своей беззаботной юности, как бы прощаясь с ней, оказавшись на пороге новой взрослой и осознанной жизни.
Поездка в Болдино, в которой он был вынужден из-за страшной болезни и карантина задержаться на долгие и показавшиеся ему вечными 3 месяца, была вынужденной из-за решения вопросов о вступлении в наследство. Это было необходимо для того, чтобы навести порядок во всех делах, ведь в это время Александр Сергеевич уже получил положительный ответ от Натальи и стал готовится к свадьбе.
Очень важным фактом является то, что поэт подверг тщательной обработке не только все дела, но и свою душу. Написанные в это время произведения, как нельзя лучше подтверждают этот факт. Строчки, рожденные в эти моменты, говорят о годах безудержного веселья и беззаботности, оставшиеся в прошлом.
Если говорить о данном произведении с точки зрения литературы, то оно написано, скорее всего, в классическом стиле, который очень любил поэт. Все чувства, которые испытывает поэт, поместились в 14 строчек, которые соединены между собой парной рифмой. Кстати, нужно отметить, что именно парная рифма как нельзя лучше подходи для данного произведения.
Для того, чтобы более насыщенно показать все свои чувства и переживания, автор использует различные художественные приемы. Так в данном произведении можно отметить присутствие эпитетов, метафор, красочных прилагательных и так далее.
В заключении хотелось бы сказать, что подводя итоги своего юношества и вступая во взрослую жизнь, Пушкин Александр Сергеевич даже не подозревал, какую учесть ему приготовила судьба. Он не задумывался об этом, так как был искренне уверен, что всё будет, так как должно быть.
Кратко по плану 9, 10 класс
Темы, проблемы
Главная тема произведения – это переосмысливание автором быстротечности жизни. Приехав в родное имение, с которым его связывало очень многое, автор замечает все те изменения, которые произошли. Многие вещи состарились и обветшали. Но так же поэт подмечает новые ростки зелени, которые символизируют новую жизнь. Этим самым автор показывает читателю, что на смену одной жизни всегда приходит другая.
Так же очень хорошо прослеживается мысль автора о том, насколько человек связан с природой. Понаблюдав какое-то время за природными явлениями, Александр Сергеевич и приходит к подобным умозаключениям.
Если с самого начала его размышления пронизаны печалью и тоской, то к концу произведения мы видим торжественные мысли.
План
- История создания
- Структура стихотворения
- Анализ содержания
Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.
Композиция
Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт пишет, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.
В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдёт он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет”. В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.
Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.
История создания
Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе. Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов. Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор. Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы».
Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова .
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вновь я посетил.История создания – стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.
Тема – лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает своё прошлое и настоящее, строит планы на будущее.
Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, её ходе и неизбежной смене поколений.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется – белый стих.
Метафоры – “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого её дозора”, “озеро… синея, стелется широко“, “По брегам отлогим рассеяны деревни”, “…уголок земли”..
Эпитеты – “опальный домик”, , “неведомые воды”“шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”.
Сравнения – “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…”.
Аллитерация – “Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.
Безумных лет…
Вероятно, самое популярное из этих стихотворений «Безумных лет…». Произведение понятно каждому. Здесь речь о жизни со всеми её волнениями, трудностями. Поэт ощущает как похмелье безумные года юности, а в будущем видит горе и труд. Печальные мысли не излечит время, они будут одолевать всё сильней. Но во второй строфе противопоставление этой печальной картине. Нет, не более радостной фантазией, а просто позитивным настроем. Несмотря на все беды, хочется жить. Хоть не избежать страданий, всё-таки поэт понимает, что не будет полоса вечно черной, появятся и просветы – радости. Для поэта, признается он, счастье во вдохновении и вымысле. И есть всегда возможность любви… Это произведение написано знаменитой Болдинской осенью.
Композиция
Композиционно стихотворение «Элегия» можно поделить на две части, у него довольно интересная структура. Особенность композиции заключается в антитезе смерти и жизни, первой и второй строфы:
- Первая наполнена грустным настроением и рассуждениями и прошлом. Поэт вспоминает безумные годы веселья — юность. Воспоминания с каждым годом становятся все тяжелее, как вино, «чем старе, тем сильней». Жизненный путь Пушкин называет унылым. Лирический герой пытается заглянуть в будущее. Но оно приносит лишь тоску. Герой чувствует отчаяние из-за приближающегося горя. Он видит смерть, и эта мысль тяготит его.
- Вторая часть построена на контрасте с первой. Антитеза: умирать- жить. Лирический герой не хочет умирать, он выбирает жизнь: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Под страданиями герой понимает тяжелый труд поэта, самоотверженность и критику общества. Но мир многообразен, поэтому на смену страданиям приходит наслаждение. Счастье для поэта — порыв гармонии, который спасает от отчаяния. В последних строках настроение лирического героя улучшается. Он надеется на взаимную любовь и счастье.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»)
«Элегия» создана сразу же вслед за «Бесами», осенью 1830 года. При публикации Пушкин дал этому стихотворению жанровый подзаголовок «Элегия». Как известно, в молодые годы поэт отдавал предпочтение этому жанру. Однако именно анализируемое стихотворение стало в нем вершинным.
Композиция
. Стихотворение состоит из двух строф, которые составляют смысловой контраст: в первой речь идет о драме жизненного пути, во второй звучит пафос жизненной активности, личной воли.
В «Элегии» подхватывается и получает развитие та же тематика
. что и в «Бесах» — сосредоточенный поиск пути. Начинается стихотворение с переоценки прошлого, которое оставило неизгладимый след печали в душе героя. Мысли о будущем, казалось бы, не оставляют места надежде:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но во второй строфе такое пессимистическое и пассивное мировосприятие сменяется противоположным. После довольно мрачных строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг следует легкий взлет:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Душу лирического героя переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную жизнь, в которой «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». Они даруют новые творческие плоды и — «может быть» — любовь:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Композиционные особенности
Произведение не имеет каких-либо особенностей композиции. Однако его можно разделить на три смысловые части, каждая из которых связана с последующей:
- В первой части стихотворения повествуется о возвращении поэта в родное село Михайловское. На тот момент изменениям подверглись не только пейзажи родного края, но и сам Пушкин. Он стал намного мудрее, старше и опытнее. Воспоминания о былых временах невольно нагоняют тоску на лирического героя.
- Во второй части представлены картины пейзажей родной земли поэта. Кажется, что ничего особо не изменилось. Однако Пушкин замечает, что настроение села стало намного печальнее, чем 10 лет назад. Мельница уже не так резво разрывает воздух, рыбак сидит уныло возле озера и иногда проверяет удочку.
- В третьей части поэт, идя по тропинке, замечает молодые деревья, которые окружили уже старые, но до боли знакомые сосны. Именно в этот момент лирический герой решил задуматься о смене поколений и о том, как оно повлияет на общую картину жизни.
Стиль написания
В произведении выдержана мелодия поэтической речи и сохранена разговорная интонация, подчеркивающая отсутствие рифмосочетания. Это говорит о том, что поэт решительно отошел от романсного, песенного стиха и стремился создать смысловое стихотворение, более точно воспроизводящее мысль. Читателям не удастся найти сложных образов или обилия тропов в произведении «Вновь я посетил…». Анализ позволяет понять, что хотя в нем превалируют литературные слова, но присутствуют и разговорные (сиживал, вечор), и книжные (сенью, объемлет), и славянизмы (брегам, младая, златых). Вся эта лексика соединена в единое целое.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Элегия (Опять я ваш)…»
Стихотворение написано 1 января 1817 года, после возвращения в Лицей с рождественских каникул, на которые воспитанников отпустили к родным впервые после пяти лет безвыездной жизни. Александр Сергеевич предстает перед читателем молодым, но уже вполне сложившимся поэтом, испытывающим сильное влияние В. А. Жуковского.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «сокрылись дни», «резвости счастливой», «вяну я», «умер глас», вносящую оттенок безысходности;
- эпитеты – «трезвый (в значении рассудительный) круг», «тяжкий сон», «мертвый мрак», «сердечное мученье (внутренний разлад)» – ярко характеризуют и состояние лирического героя, и его окружение;
- лексику высокого стиля – «стезя», «покров», отражающую торжественность переживаемого момента;
- устаревшие формы слов – «глава», «глас», «погаснули»;
- умолчание – «печали … покров лежит …»;
- многочисленные лексические повторы – «ушла пора …, ушла…», «мне страшен …, мне скучен», «Умчались вы …! Умчались вы …», «оставь мученью, оставь … слезам» – создают акценты на ключевых словах;
- перифразы – «утренний луч жизни бледнеет» – то есть наступает неотвратимо, подобно дню, пора зрелости, ответственности, «нести лиру» – в широком смысле – побуждать к творчеству, питать читательские ожидания;
- олицетворения – «ревнивая судьбина», «красноречивая душа», «угрюмые страданья», «мечтанья погаснули», «глас умер» – делают речь живой и образной;
- ряд однородных членов предложения – «улыбку, смех, резвость, покой»;
- метафоры – «покров печали», «печать резвости», «луч жизни»;
- риторические восклицания – «одну печаль я вижу!», «Опали вы, листы розы!», «Умчались вы…!», «О Дружество!» – отражают эмоциональное состояние героя;
- антонимы – «резвость – покой», «веселие – печаль», «мрак – свет» – подчеркивают двойственность человеческого бытия;
- обращение – «о юные друзья».
Очевидно, что в душе юноши назревает мировоззренческий кризис, происходит напряженная внутренняя работа. Лирический герой осознает, что период взросления закончился: наступает новый этап жизни. Он чувствует произошедшую с ним перемену, но не понимает ее природы и впадает в меланхолию. В основе метафорической фразеологии, изображающей внутренний мир героя, лежат символы мрака, угасания, тумана, увядания, холода, темные краски грусти. Произведение проникнуто настроением тоски и томления, глубоких переживаний.
Лирический герой упивается своим состоянием даже в дружеском кругу, который его тяготит.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Элегии ✑
Элегии
Любовь погасла
«Любовь погасла» ещё одна из элегий Александра Сергеевича. Здесь любовь называет он злой страстью, грустным пленом, обманчивой мечтой, отравой и неволею. Пушкин надеется, что она в его сердце навеки погасла. Он гонит от себя крылатого Амура, требует вернуть свой покой… Теперь поэт предпочитая надёжность дружбы. А сам (без влюбленности), оказывается, не может играть на поэтической лире. Без любви человек не чувствует себя молодым, в нём нет вдохновения. Вывод парадоксален: в любви тяжело, но без неё хуже. Лучше мечтать в её оковах о свободе, чем быть свободным без любви.
Грусть, которая выражена в этих разнообразных элегиях Пушкина, очень светлое чувство, вдохновляющее. Не нужно стремиться к постоянной радости, ведь грусть возвышает, позволяет осмыслить… и оттеняет счастье.
10 класс
Анализ стихотворения Элегия по плану
Пушкин. Анализ стихотворения «Элегия» — лучшее сочинение
Стихотворение А.С.Пушкина «Элегия» написано в 1830 году. По форме написания произведение — это монолог. Лирический герой, которого можно отождествлять с самим автором, обращается к своим «другам», то есть людям, способным его понять. Стихотворение относится к философской лирике поэта.
С первых строк лирический герой, оглядываясь на свою жизнь, признает, что не всегда она была правильной. Его жизненный путь не был безупречен и сейчас уже не молодой человек с тревогой и опаской смотрит в будущее. В будущем поэт видит лишь труд и горе.
Однако для обычного человека — это повод опечалится, для поэта же и жизненные неудачи — это источник вдохновения. Сам лирический герой говорит, что не пришло его время умирать, он хочет жить, мыслить, страдать. При этом для поэта жизнь без поэзии — хуже смерти, поэт лишь тогда живет, когда творит, когда его посещает Муза, именно поэтому у Пушкина «жить» и «мыслить» в одно строчке и практически одно и то же.
Несмотря на тягостное прошлое, лирический герой верит в то, что жизнь преподнесет ему еще и горести, и заботы, и наслаждения. Интересно, что герой не просит у жизни одних лишь счастливых моментов и не надеется испытать только их. Он хочет жить полной жизнью и наслаждаться всем ее многообразием, ведь без печалей и радость не имеет смысла.
Лирический герой желает и гармонии, и слез, и как вершину всех возможных чувств он жаждет любви. Пушкин надеется хоть на заре своих лет почувствовать, что такое любить и быть любимым.
Стихотворение Пушкина «Элегия» глубоко личное, как и присуще произведениям этого жанра в нем присутствуют высокопарные слова и старославянизмы, однако от этого стих не потерял легкости, мелодичности, он льется, как песня.
«Элегия» далеко не первое произведение, в котором Пушкин пытается осмыслить свою жизнь, здраво и объективно посмотреть на прошлое и предугадать будущее. Однако все его произведения полны оптимизма и веры в светлое будущее, не смотря на того, что писал он их, испытывая боль, грусть, ссылку.
И произведения «Элегия» является прекрасным пример того, что никакие жизненные испытания не должны повергать человека в уныние и депрессию.
Некрасов. Анализ стихотворения «Элегия»
Основополагающую, если не центральную тему, в поэзии Н.А. Некрасова.
Пушкин. Анализ стихотворения «Осень»
Стихотворение А.С.Пушкина «Осень» написано в 1833 году в самую плодотворную.
Пушкин. Анализ стихотворения «Сожженное письмо»
Поэт в своих произведениях всегда обращается к волнующим его темам.
Пушкин. Анализ стихотворения «Что в имени тебе моем?»
Любовная поэзия Пушкина прекрасна. С какой дерзостью и свободолюбием.
Пушкин. Анализ стихотворения «Узник»
Для того, чтобы лучше понять смысл произведения, следует узнать какие.
Главная мысль
А.С. Пушкин вложил в «Элегию» особый смысл. При поиске истины жизни следует быть искренним перед самим собой, принимать проступки и самосовершенствоваться. В момент ощущения бесполезности своего существования стоит помнить, что данный момент переходный. Грусть сменится радостью и появится желание развиваться, нужно только любить жизнь и принимать ее во всем многообразии.
Основная идея «Элегии» Пушкина заключается в том, что, даже несмотря на прошлые обиды и утраты, нужно надеяться на лучшее и ждать от будущего не только страдания, но и наслаждения. Чему учит Пушкин? Конечно же, оптимизму и любви к жизни, которые помогают преодолевать любые препятствия.
Тема и идея стихотворения
А. С. Пушкин пишет о том, что его герой добровольно бежит в южные земли («волшебные края»
), однако сам поэт был изгнанником, высланным за свободомыслие, и он тяжело переносил свое положение: неизвестность страшила его.
Лирический герой стремится к новому, но в то же время тоскует по родине. Так проявляется характерное для романтиков двоемирие.
Символом устремленности к новым берегам является корабль, «угрюмый океан»
же передает внутреннее состояние героя-романтика: жизненные невзгоды, которые испытал лирический герой, а также его страхи и сомнения. Он хотел бы распрощаться с«брегами печальными» .
Повтор строк (анафора) «Я вас бежал …»
,«И вы забыты мной…» должен убедить читателя в том, что к прошлому возврата нет.
Однако главная мысль элегии выражена в последнем предложении, которое противопоставлено всему сказанному:
«…Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…».
Таким образом, лирический герой принимает свою судьбу: он не отказывается от прошлого, хотя его помыслы, надежды связаны уже с новыми жизненными обстоятельствами. Нельзя вычеркнуть из памяти «безумную любовь»
, даже если она принесла боль. При этом герой не желает вспоминать обиды и измены.
Идея стихотворения звучит жизнеутверждающе: нужно жить, не помня плохое и веря в будущее.
Пушкин, «Элегия»: год написания
История создания весьма занимательна. К знаменитому периоду Болдинской осени относится стихотворение «Элегия». Пушкин в ту пору много времени предавался размышлениям о жизни. Лирическое произведение написано в философском ключе и затрагивает сокровенные вопросы бытия, которые, должно быть, поэт задавал сам себе. Он ищет правду вовне и внутри себя, его поиск обозначен как тревожная мелодия проходящей мимо жизни. Поэт переоценивает ее значимость, распознает новые пути возвращения к радостям и надежде. Не нужно забывать и о том, что данное стихотворение было создано уже после знаменитого декабрьского восстания, произошедшего в 1825 году. Год написания «Элегии» — 1830-й. Александр Сергеевич к этому моменту уже распрощался с возвышенными юношескими мечтами и порывами, стал способен трезво оценивать окружающую реальность.
Средства выразительности
Важной частью создания поэтического текста является употребление тропов. Пушкин использует художественные средства в стихотворении «Элегия», а именно:
эпитеты (безумных лет, волнуемое море, закат печальный);
антитезу — противопоставляет смерть и желание жить, печаль и радость;
сравнения (как смутное похмелье).
звукопись
«Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море» — например, в этом предложение автор сгущает твердые и резкие звуки и сочетания звуков («гр», «мор», «тр», «гор»), чтобы на уровне звука отразить тяжесть пути и мрачные предчувствия.
поэт обращается к читателю: «О други», призывая обратить внимание на поднимаемую проблему бытия и быстротечности времени.. Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать
Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью
Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать. Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью.
Тема
В стихотворении поднимаются актуальные для того времени и литературы проблемы – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.
В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа».
Здесь он говорит не только от своего имени, поэтому рассказ ведется от первого лица множественного числа. Они считают, что эта тема устарела и поэты не должны тратить на нее время. Лирический герой не пытается угнаться за модой. Он смотрит в глаза реальности и видит, что народ требует помощи поэтов и Музы. Муза, по мнению Некрасова – союзница народа. Она умеет не только оплакивать народ, но и бороться за его судьбу, взывая к вниманию «сильных мира» к простым людям. Уже первая строфа подсказывает читателю, что под образом лирического героя подразумевается поэт.
Постепенно лирический герой переходит к рассказу от своего имени. Он пишет, что посвятил свое творчество народу, поэтому его сердце спокойно. Ему посчастливилось наблюдать за освобождением народа, но радость освобождения была недолгой. Герой скоро заметил, что свобода только формальная, она не изменила жизнь крестьян к лучшему. Он сомневается в том, что видит, поэтому задается вопросом: «Свобода наконец внесла ли перемену в народную судьбу?».
Раздумья над «новой жизнью» народа становятся источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщётны.
В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не означает наступление счастья и конец борьбы.
Образы и символы
Основные образы в стихотворении «Элегия» раскрывают внутренний мир автора:
- «Смутное похмелье» выражает состояние тупика, в котором пребывает лирический герой. Он находится в неком переходном состоянии — переосмыслении смысла жизни.
- Вино символизирует печаль героя. Она пьянит и заволакивает сознание туманом.
- Образ моря — неизвестность, страх перед будущим.
- Образ лирического героя весьма интересен и динамичен: сначала он вспоминает о бурной, но безотрадной юности, сожалеет и грустит о прошлом, но и в будущем не видит отрады. Это меланхолик, обуреваемый приступом хандры. Но затем он преображается и принимает свой крест. Не зря он хочет «мыслить и страдать», ведь одно неразрывно связано с другим. Герой, видимо, не раз испытывал горе от ума, но теперь он надеется познать не только муки пророка, но и наслаждение от любви. Заканчивается стихотворение почти оптимистично.
Образы и символы
Главным действующим лицом является лирический герой, в образе которого отчетливо видно Александра Сергеевича. Ему довелось вновь побывать в тех родных местах, с которыми его связывают многие воспоминания. Он придается воспоминаниям своей беззаботной юности, которая прошла именно в этом месте. Но время многое изменило. Видоизменился пейзаж Михайловского, да и сам автор прошел через многое, что не могло не оставить на нем своего отпечатка. Перед нами уже не легкомысленный юноша, а взрослый, опытный мужчина.
Поэт подмечает все то, что изменилось со временем в родном ему пейзаже. От этого его становится немного грустно.
Но на глаза автору попадается зарождение новой жизни, что дает ему надежду и умиротворение. Он задумывается о своих потомках. Которые спустя много лет будут вспоминать автора.
Еще один образ нельзя обойти стороной – это старые сосны и молодая поросль. Это все напоминает ему смену поколений у людей, где рядом со стариками находятся их дети и внуки, которые непременно продолжат их дело. Ведь все, что мы успеем им передать, останется навсегда в их памяти. Одно поколение сменяется непременно другим, но так и должно быть. Таковы законы жизни и природы.
Темы, проблемы и настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:
Основная тема стихотворения «Элегия» — подведение жизненных итогов
Герой оценивает прошлое и будущее, но приходит к мысли, что грядущий день дает основания для надежды на лучшее.
Тема прошлого и будущего тоже занимает важное место в тексте, ведь все стихотворение построено на контрасте между смертью (тоской, унынием) и жизнью (надеждой, любовью).
Еще одна тема — одиночество лирического героя. Он ощущает себя незначительной каплей в огромном море событий, но все же он верит в возможность любви и наслаждения, и эта вера подпитывает его любовь к жизни.
Пушкин поднимает проблему быстротечности времени
Юность сменяется зрелым периодом, когда человек начинает анализировать свои поступки, в чем-то огорчается, но это помогает избежать ошибок в будущем.
Проблема любви к жизни также отражена в «Элегии» Пушкина. Несмотря на страдания и потери, человек должен любить жизнь, в том числе и за то зло, которое она причиняет.
Проблема поиска смысла жизни — основная в «Элегии». Жить нужно, чтобы «мыслить и страдать», а в пучине горестей находить наслаждение и тихую гавань любви. Словом, смысл бытие — борьба с судьбой и собой.
Настроение представляет собой переход от грустного к радостному: после тоскливых размышлений о прошлом автор выражает надежду на изменение жизни в будущем.