Анализ стихотворения а. с. пушкина «погасло дневное светило»

Анализ стихотворения «погасло дневное светило» (а. с. пушкин)

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Образы и символы

Главным образом, который использует Александр Сергеевич в данном стихотворении, это образ океана. Он проводит параллель водной стихии с быстротечностью нашей жизни, себя же он сравнивает с куда-то бегущим «ветрилом».

Океан автор показывает весьма мрачным и угрюмым. Он сравнивает его с судьбой, которая всегда пугает человека своей неизвестностью. Главное то, что ни на судьбу, ни на океан мы не имеем никакого влияния. Это и пытается донести автор в своем произведении.

Образ мечты поэт передает при помощи упоминания отдаленного берега. Автор хочет туда попасть всей душой, поэтому призывает в помощь судьбу, чтобы та помогла ему туда перенестись.

Есть мнение, что таким образом поэт показывал желание эмигрировать.

Свою Родину поэт показывает в образе печальной и туманной земли. Александр Сергеевич не мог знать наверняка, чем ему обернется его творчество. Из-за царского гнева он мог оказаться как в ссылке, так и в тюрьме.

Вспоминая столицу, у автора невольно возникают ассоциации с красивой женщиной, которая полностью покорила его сердце.

В образе лирического героя не сложно увидеть самого Александра Сергеевича Пушкина. Все мысли, которыми был награжден лирический герой произведения, это мысли самого поэта.

Образ моря как нельзя лучше создает настроение произведения – печального и грустного.

Анализ стихотворения

Существует версия, что, когда Пушкин готовил стихотворение «Погасло дневное светило» к печати в 1825 году, он хотел предпослать ему эпиграф из Байрона: «Good night my native land», что переводится, как «Прощай, родная земля». Конечно, произведение написано в романтическом байроновском духе. Молодой Пушкин был поглощен идеями и настроением английского поэта, как и большинство его современников.

История создания

История создания стихотворения «Погасло дневное светило» сохранилась и стала известной читателям, благодаря письму Пушкина к его брату, когда он отправил стихотворение для публикации. Он сообщил брату, что написал, это произведение в ночь, когда плыл из Феодосии в Гурзуф. Это произошло во время его поездки на Кавказ вместе с семейством Раевских. Это путешествие проходило на военном бриге, и Пушкин впервые увидел море. Поэтому не удивительно, что поэт превратил его в своем произведении в океан.  Увиденное настолько вдохновило и впечатлило его, что он не ложился спать. Это стихотворение он сочинил ночью.

Стихотворение было опубликовано в «Сыне Отечества» в 1820 году с пометкой: «Черное море. 1820 сентябрь». В первой публикации подписи опального поэта под стихотворением не было. Так издатель решил «не будить спящую собаку», не раздражать власть имущих. Месяц, указанный под стихотворением, свидетельствовал не о времени написания, а скорее, о времени получения этого произведения издателем.

Композиция и построение стиха

Стихотворение не маленькое – 40 строк, написанные разностопным ямбом. Стихотворение не разделено на строфы. Рифмовка перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Композиция стихотворения трехчастная:

Повторяются 2 раза. Третий раз эти строки прозвучат в конце произведения.

  • 2 часть. Поэт обращается к родине, изгнавшей его. Правда, в стихотворении он говорит, что сам бежал из родного края.
  • 3-я часть небольшая, посвящена женщинам, с которыми его сводила судьба в период его юношеского взросления.

Две завершающие строки связывают все произведение воедино, возвращают читателя в первую часть.

Тема и идея

Тема стихотворения «Погасло дневное светило» – путешествие по морю, которое в поэтическом воображении Пушкина превратилось в океан. Идея произведения – прощание с Родиной и тоска по ней. В стихотворении Пушкин говорит о том, что сам покинул Родину. Это тоже дань романтизму. На самом деле он был сослан за стихи, содержащие критику монархической власти.

Средства художественной выразительности

В этом произведении Пушкин активно использует анахронизмы, чтобы усилить романтическую направленность и этого произведения:

  • дневное светило – солнце;
  • ветрило – парус;
  • в очах – в глазах;
  • к пределам дальным – к дальным границам, в дальние края;
  • к брегам – берегам;
  • младость – молодость;
  • хладное – холодное.

Здесь активно используются тропы:

  • Эпитеты – синее (море) вечерний (туман), отдаленный (берег);
  • Метафоры – послушное (ветрило);
  • Олицетворения – кипит и замирает (душа); мечта летает, летает корабль, младость отцвела.уув

Кроме рефрена, встречающегося 3 раза, в стихотворении есть еще две повторяющиеся фразы:

  • Я вас бежал – встречается 2 раза;
  • И вы забыты мной – тоже упоминается 2 раза.

С целью придания романтического настроения этому произведению, Пушкин применил гиперболизм. Черное море он называет океаном, край, куда он плыл, называет волшебным.

Основная идея

Смысл стихотворения выражается в последних строках перед рефреном. Лирический герой понимает, что его жизнь необратимо изменилась, но он готов принять и неизвестность будущего, и свое прошлое. При этом его любовь, которую он оставил позади, не может быть забыта, так как она не подвластна времени и обстоятельствам.

Главная мысль стихотворения указывает на необходимость принятия своей судьбы. Поэт повидал на своем веку много несправедливости, бед и разочарований, но это не мешает ему с улыбкой смотреть в будущее, с норовом препираться с бушующей стихией. Он еще готов побороться за свое счастье. При этом он отдает себе отчет в том, что с ним произошло, принимает это, извлекает необходимые уроки и идет дальше, не зацикливаясь на зле. Да, раны не излечены, но и измен с обидами он не припоминает.

Система образов

Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы. «Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус

Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном

«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.

А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.

Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.

Стихотворение А.С.Пушкина “Погасло дневное светило. ” (Восприятие, истолкование, оценка.)

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском “пустынном уголке”, приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика.

В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для поэта осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором Пушкин дал точную и емкую характеристику всех времен года и выразил свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно.

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Понять и ощутить это помогает Пушкину встреча с морем “Свободная стихия” поражает его своей мощью и беспредельностью, она созвучна его мыслям и чувствам. И хотя для человека невозможно обретение абсолютной воли, он может сохранить свою внутреннюю свободу, которая останется с ним навсегда, как воспоминание об океане:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

В разбираемом стихотворении речь скорее идет не только о природе, сколько о прошлом поэта, о юношеских мечтах, о любви:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Увы, воспоминания печальны. И чем дальше читаешь стихотворение, тем трагичнее вырисовывается судьба автора, который хочет домой, на родину, но отвергает ее за предательство:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость.

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

Таким образом, пушкинская лирика дает нам возможность не только насладиться чарующими звуками его поэзии, но и многое узнать и понять в личности поэта. Поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренились в человеческом обществе и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который “духовной жаждою томим”, является посланник Бога – “шестикрылый серафим”.

Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнять великую и благородную миссию. Тут уместно вспомнить отрывок другого стихотворения:

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн;

А я — беспечной веры полн —

Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. “Я гимны прежние пою”, — заявляет он. Хотя “. прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило. “.

Тропы и образы

В элегии сочетается ясность и простота мысли и возвышенный слог, которого Пушкин добивается употреблением устаревших слов, старославянизмов: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя.

Возвышенный слог создают перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.

Эпитеты у Пушкина точные и ёмкие, много метафорических эпитетов: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные, туманная родина, потерянная младость, легкокрылая радость, сердце хладное, весна златая.

Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближённой к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. Такие эпитеты часто в положении инверсии.

Встречаются метафоры, придающие повествованию живость: мечта летает, летает корабль, младость отцвела.

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина

В 1820 г. за свои вольнолюбивые стихотворения А. С. Пушкин был отправлен в южную ссылку. Этот период стал совершенно особенным в творчестве поэта. Неизвестные ему картины южной природы причудливым образом переплелись с собственными раздумьями и переживаниями. Пушкин сообщал брату, что написал стихотворение «Погасло дневное светило», находясь на корабле, направлявшемся из Феодосии в Гурзуф (август 1820 г.).

Пушкин был очарован впечатляющим видом безбрежного ночного моря. Но чувствовал он себя далеко не радостно, что сказывалось на его настроении («угрюмый океан»). Поэт совершенно не представлял, что ждет его впереди. Ссылка была бессрочная, поэтому он должен был привыкнуть к незнакомому месту. Пушкин «с волненьем и тоской» вспоминает «волшебные края», которые он был вынужден покинуть. Эти воспоминания вызывают у него слезы и тоску. В душе проносятся образы давно прошедшей любви, прежние надежды и желания.

Поэт покоряется тому, что его насильно увозят «к пределам дальним». Эту покорность символизирует «послушное ветрило». «Грозная прихоть… морей» аллегорически указывает на царскую власть и подчеркивает ее непреодолимую силу. Даже природа не может противостоять тирании. А сам поэт в огромном море – всего лишь песчинка, не заслуживающая внимания. Автор сам призывает корабль не возвращаться к «брегам печальным» своей Родины, так как с ней связаны только печальные воспоминания о «потерянной младости».

Пушкин даже рад своему изгнанию. Его наивные представления о свободе и справедливости были жестоко разрушены. Поэт ощутил, что значит попасть в царскую немилость. От него отвернулись многие представители высшего общества («питомцы наслаждений»). Это заставило его по-новому взглянуть на своих современников и почувствовать к ним презрение. Крушение идеалов серьезно сказалось на взглядах Пушкина, оно заставило его преждевременно повзрослеть и переоценить свою жизнь. Поэт понял, что проводил время в бессмысленных развлечениях. Он отрекается от мнимых друзей и «изменниц младых». В то же время он признается себе, что все-таки испытывал настоящие чувства, оставившие «глубокие раны» на сердце. Именно они – главный источник страданий, которые не дают автору покоя.

В целом в произведении «Погасло дневное светило» описан традиционный романтический образ одинокого морского путешественника. Его особая ценность в том, что Пушкин писал непосредственно на корабле и вообще видел море впервые. Поэтому стихотворение отличается очень глубоким личным отношением автора, который к тому же был реальным изгнанником, высланным со своей Родины.

Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило…»

Эпиграммы на чиновников и самого государя императора Александра I, написанные Пушкиным, имели весьма печальные последствия для поэта. В 1820 году он был отправлен в южную ссылку, и конечным пунктом его назначения стала Бессарабия. По пути поэт останавливался не несколько дней погостить у своих друзей в различных города, включая и Феодосию. Там, наблюдая за бушующим морем, он написал стихотворение-размышление «Погасло дневное светило».

Пушкин видел море впервые в жизни и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа, поэт наделяет его мрачными и угрюмыми чертами. Кроме этого, в стихотворении, словно рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шуми, шуми, послушное вертило». Трактовать ее можно по-разному. В первую очередь, поэт пытается показать, что морская стихия совершенно равнодушна к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, эпитет «послушное вертило» Пушкин примеряет и к самому себе, считая, что не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.

Стоя на морском берегу, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, что самое главное, надеждами. Теперь же все это осталось в прошлом, а будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным. Мысленно он каждый раз возвращается домой, подчеркивая, что постоянно стремится туда «с волненьем и тоской». Но от заветной мечты его отделяют не только тысячи километров, но и несколько лет жизни. Еще не зная, сколь долгой будет его ссылка, Пушкин мысленно прощается со всеми радостями жизни, считая, что отныне его жизнь кончена. Этот юношеский максимализм, все еще живущий в душе поэта, заставляет его мыслить категорически и отвергать любую возможность разрешения жизненной проблемы, с которой ему довелось столкнуться. Он похож на тонущий корабль, который штормом выбросило на чужой берег, где, как считает автор, помощи ждать просто не от кого. Пройдет время, и поэт поймет, что даже в далекой южной ссылке его окружали верные и преданные друзья, роль которых в своей жизни ему еще предстоит переосмыслить. Пока же 20-летний поэт вычеркивает из сердца минутных друзей и возлюбленных своей юности, отмечая, что «прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило».

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Сюжет

Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.

В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.

Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.

Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.

Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.

Композиция

Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.

Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.

Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, ведь с ней были связаны все чаяния его жизни. В то же время произведение показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.

В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.

Художественное своеобразие произведения

С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.

Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.

Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.

Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).

Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.

Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.

Композиция

Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.

Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.

Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, ведь с ней были связаны все чаяния его жизни. В то же время произведение показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.

В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.

Тема и идея стихотворения

А. С. Пушкин пишет о том, что его герой добровольно бежит в южные земли («волшебные края»

), однако сам поэт был изгнанником, высланным за свободомыслие, и он тяжело переносил свое положение: неизвестность страшила его.

Лирический герой стремится к новому, но в то же время тоскует по родине. Так проявляется характерное для романтиков двоемирие.

Символом устремленности к новым берегам является корабль, «угрюмый океан»

же передает внутреннее состояние героя-романтика: жизненные невзгоды, которые испытал лирический герой, а также его страхи и сомнения. Он хотел бы распрощаться с«брегами печальными» .

Повтор строк (анафора) «Я вас бежал …»

,«И вы забыты мной…» должен убедить читателя в том, что к прошлому возврата нет.

Однако главная мысль элегии выражена в последнем предложении, которое противопоставлено всему сказанному:

«…Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило…».

Таким образом, лирический герой принимает свою судьбу: он не отказывается от прошлого, хотя его помыслы, надежды связаны уже с новыми жизненными обстоятельствами. Нельзя вычеркнуть из памяти «безумную любовь»

, даже если она принесла боль. При этом герой не желает вспоминать обиды и измены.

Идея стихотворения звучит жизнеутверждающе: нужно жить, не помня плохое и веря в будущее.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения «Погасло дневное светило» по плану следующий пункт — это литературные тропы. В элегии сочетается простота мысли и возвышенность слога, который получается благодаря использованию поэтом устаревших слов (ветрило, младость) и перифразам.

Это стихотворение насыщено эпитетами, в особенности метафоричными, что делает его строки музыкальными и напевными. Сочетание привычных читателю эпитетов и взятых из русского фольклора приближают стихотворную речь к народной. Также поэт использовал метафоры, которые добавили живости языку.

Несмотря на восхищение от морского пейзажа, Пушкин изображает морскую стихию как равнодушную к его страданиям, а в ветриле (это устаревший вариант слова парус) он видит себя. Поэт считает, что он не проявил достаточно упорства в борьбе и поэтому был вынужден покориться императорской воле и отправиться в изгнание. И во время своей ссылки он предается воспоминаниям о родных краях.

В этих преувеличенных переживаниях можно увидеть юношеский максимализм, который был свойственен поэту. Пушкин не знал, насколько долгой будет его ссылка, поэтому он смотрел на все с мрачной точки зрения. Позже Александр Сергеевич поймет, что и во время ссылки его будут окружать друзья, которые будут его поддерживать. Эта элегия о том, что человек должен уметь принимать свое прошлое и будущее как часть жизненного опыта. Личные переживания придают строкам оттенок доверительности, возвышенности. Сочетание философии и романтизма и талант Пушкина создали одно из лучших произведений романтической лирики.

Главный мотив элегии — прощание с отрочеством и юно­стью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о бы­лом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена:

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

Отсюда выбранный жанр лирического произведения — эле­гия, в которой грустные размышления поэта нашли выражение в переживаниях, чувствах лирического героя. Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни ра­дость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность друже­ских уз. Пафос стихотворения романтический: все мысли прихо­дят на ум лирическому герою: ночь, вдали от родных мест. Природа, окружающая поэта, также романтична: это и море ноч­ное, и «послушное ветрило», и окутывающий водную гладь ту­ман. Разрыв с прошлым не лишен сожалений, но в будущее поэт хотел бы взять с собой все самое лучшее: Земля, отдаленный бе­рег, который кажется лирическому герою в ночном сумраке, воз­рождает надежду на счастье, любовь. Поэтому его не страшит ни «угрюмый океан», ни шум «послушного ветрила». Элегические мотивы произведения вызывают не томление и меланхолию, а тихую грусть, умиротворение.

Конкретно-реалистические детали переходят в обобщенно­символический план. Мечтания лирического героя неэгоистич­ны. Свою романтическую полноту они обретают на общенарод­ной национальной основе: характерна связь пушкинской элегии с песнями русского фольклора. Подобно песенной традиции Пушкин трижды повторяет строки:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан,

которые становятся своеобразным рефреном всего произведения.

Поэт использует художественно-выразительные средства, характерные для романтического произведения: эпитеты («к бре­гам печальным», «к пределам дальним»), метафоры («искатель новых впечатлений», «прежних сердца ран»), олицетворения («изменила радость», «волнуйся подо мной, угрюмый океан») А употребление пиррихиев создает спокойную, мелодичную инто­нацию, передающую масштабность изображенной картины, ee обобщенный характер, а также напоминает медлительность, на­певность русских народных песен.

Образы и символы

Главный образ в стихотворении – море, океан, по которому, как по жизненному пути, шумит послушное судьбе «ветрило», олицетворяющее автора. Океан, символизирующий судьбу, предстает угрюмым, грозным, ведь каждого человека пугает рок событий, над которым мы не властны, как над морской стихией.

Автор создает образ мечты — «берег отдаленный, земли полуденной волшебные края». Именно туда он стремится, поэтому призывает судьбу перенести его туда. Многие исследователи считают, что так невыездной поэт величал желанную эмиграцию из царской России.

Образ родины награжден эпитетами «печальная» и «туманная». Для поэта Россия была полна неизвестности, ведь царский гнев за его творчество мог в любой момент перерасти в ссылку или тюремное заключение. Кроме того, воспоминание о столице ассоциировалось с образом роковой красавицы, которая завладела всем его существом.

Лирическим героем произведения является непосредственно сам поэт. Именно его монолог-размышление слышит читатель в стихотворении. Морской пейзаж создает необходимый фон для передачи печального и созидательного настроя, отлично передавая стояние лирического героя.

Образы и символы

Основным образом элегии является корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом новых устремлений героя к неведомому и побег от прошлого. Второй яркий образ – угрюмый океан, который может рассматриваться как символ грусти, мучающей героя, или же поток неприятных событий, окружающих его.

Оба эти образа передают атмосферу грусти, тоски и тревоги, которыми поглощен лирический герой, и в то же время, образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что ожидает его впереди.

Состояние лирического героя столь же неоднозначно, как и окружающий его пейзаж. Он томим тоской и ностальгией, но в то же время вера в лучшее будущее его не покидает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: