Владимир маяковский

Анализ стихотворения маяковского а вы смогли бы

Сочинение о стихотворении А вы могли бы

Поэзия Владимира Маяковского отличается особой резкостью и прямотой. Однако в литературном наследии этого автора порой встречаются произведения, обладающие удивительной образностью, метафоричностью и не лишенные своеобразной романтики.

К ним, в частности, относится стихотворение «А вы смогли бы?», передающее особое, беззаботное настроение автора.

Однако словно бы по волшебству она преображается, так как поэт в состоянии увидеть в банальном студне «косые скулы океана». Его желание приукрасить мир настолько велико, что в ход идут всевозможные предметы, которые находятся под рукой.

Так, поддавшись романтическому настроению, поэт с первой же строчки заявляет о том, что он «сразу смазал карту будня», намекая на то, что его раздражает обыденность во всем, даже если речь идет об обычном обеде. Далее поэт позволяет себе явно хулиганскую выходку, «плеснувши краску из стакана».

Пролитый напиток позволяет Владимиру Маяковскому если и не преобразить окружающий его мир, то хотя бы внести в него некоторые изменения, оживить унылый застольный пейзаж и попытаться найти в нем крупицы радости, праздника, некоего волшебного очарования.

Его романтический порыв настолько стремителен и увлекателен, что даже в обычной рыбьей чешуе поэт видит «зовы новых губ». Каждая вещь и каждое блюдо буквально преображаются под взглядом автора, приобретая новый смысл и раскрывая свои тайны.

И в этом стремительном постижении нового, еще неизведанного мира, который скрывается под маской серости и безразличия, Владимир Маяковский видит удивительную гармонию, которая наполняет его сердце радостью и неким детским восторгом.

Поэтому неудивительно, что в порыве вдохновения он обращается к неизвестному собеседнику, а, точнее, ко всем читателям с вопросом о том, смогли бы они сыграть ноктюрн на «флейте водосточных труб»?

Сам по себе вопрос звучит весьма поэтично, возвышенно и романтично. Однако автор убежден, что окружающие его люди поймут, о чем идет речь.

Ведь достаточно лишь присмотреться повнимательнее к окружающим нас предметам, чтобы увидеть в них таинственное очарование. Главное, захотеть в душе преобразить этот серый и ничем не приметный мир, состоящий из банальностей и условностей.

И именно это предлагает сделать поэт в надежде на то, что таким образом он сможет обрести единомышленников, которые, как он предполагает, по достоинству оценят тот удивительный дар, который он бросает к их ногам.

Однако, несмотря на то, что стихотворение «А вы могли бы?» написано в очень возвышенном мажорном ключе, в ярких и образных фразах сквозит одиночество, от которого страдает поэт. Он не может найти понимания среди людей, которые его окружают, поэтому придумывает себе забаву в виде поиска несуществующих образов.

Облаченные в поэтические строки, они становятся доступны каждому из нас и словно бы сближают с поэтом, вызывая некоторое удивление. Ведь вряд ли кому-то в повседневной суете придет в голову идея искать среди обычного и прозаического нечто возвышенное и романтическое.

Мне нравитсяНе нравится

Популярные темы анализов

Стихотворение «Предчувствую тебя» символизирует внутренние переживания самого автора. Его главный герой словно исповедуется перед возлюбленной, признаваясь ей в чувствах. Любимая Дама, словно тот образ женщины, которой на самом

В истории России было много войн, ставших испытанием для русского народа. И всегда храбрые солдаты боролись за свою страну, за её безопасность, свободу, независимость.

Весна – это период когда вся природа пробуждается ото сна, она словно оживает. Конечно, ранняя весна особо не радует пестротой красок и теплом. Серое небо угнетает, а слякоть на улицах начинает раздражать.

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых талантливых поэтов 19 века. Его произведения изучаются по сей день и, вероятно, никогда не устареют. Читая произведения этого великого поэта, можно увидеть настоящую исповедь человека,

Раскрашиваем мир под себя

Строками стихотворения поэт хочет показать, что от нас зависит, каким будет сегодняшний день, ведь даже самое серое утро можно разукрасить радугами и солнечными лучами. Для этого не нужно разгонять тучи на небе, достаточно убрать пасмурность из души и поднять внутри себя волны оптимизма. Автор строк буквально кричит – ваш день зависит от вас, будет он солнечным или пасмурным, будете ли вы зябнуть около батареи или греться на солнышке, пусть и воображаемом.

Маяковский призывает ломать границы предела и идти за них. Он учит уметь видеть прекрасное в никчёмном, великое в малом и воздушное в падающем. Видение окружающего мира не всегда зависит от физики предметов, но и связано с тем, как мы их воспринимаем. Можно видеть водосточную трубу только как водоток для слива воды – а вы сыграйте на ней ноктюрн и разукрасьте жизнь!

«Послушайте!»

В произведении «Послушайте!» тонкая, ранимая и бесконечно одинокая душа лирического героя прячется за характерными для Маяковского пренебрежительными и фамильярными интонациями. « Послушайте!»- это своеобразный крик души поэта о помощи, он надеется, что его услышат

Ведь когда мы говорим « послушайте!», мы в первую очередь хотим обратить внимание людей на свои последующие слова. Поэт вступает в неравный спор с человечеством, убеждая его не мирится с одиночеством и холодным безразличием к другим людям. Стихотворение – сплошная дискуссия и полемика

Авторская мысль, в отличие от стиха « А вы могли бы?» развивается более оптимистично и жизнеутверждающе. Но все — таки общим остается заключительное предложение, который в обеих стихах несет утвердительный и риторичный характер

Стихотворение – сплошная дискуссия и полемика. Авторская мысль, в отличие от стиха « А вы могли бы?» развивается более оптимистично и жизнеутверждающе. Но все — таки общим остается заключительное предложение, который в обеих стихах несет утвердительный и риторичный характер.

Помогите сделать анализ стихотворения Маяковского.

Нужен анализ стихотворения Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Буду очень благодарен за помощь.

Алина

Оракул (52224) 5 лет назад

Воспевая с родину, Маяковский славит человека, преданного идеям социализма, полного достоинства, гордости за свою страну. Таков товарищ Нетте. Стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку» Маяковский написал в 1926 году. Это произведение посвящено Теодору Нетте – советскому дипкурьеру, убитому бандитами при защите диппочты в поезде на территории Латвии. Его именем назван один из пароходов Черноморского флота. Название стихотворения — это как бы своеобразная надпись на памятнике, это воспоминание о человеке-герое, олицетворенном в памятнике-пароходе. Рассказ начинается торжественно и напоминает былинные сказания: «В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте». » Силой поэтического видения поэт помогает читателю увидеть в пароходе действительное «сходство» с человеком: «Это он — Я узнаю его. В блюдечках-очках спасательных кругов. » Рисуя Нетте-человека, Маяковский вспоминает разговоры с ним, черты характера. Маяковский, воссоздавая живой образ героя, подчеркивает его горячую и беззаветную преданность делу, которое доверила Нетте страна: «Засыпал к утру. Курок аж палец свел… Сунь-теся — кому охота. » Заканчивая стихотворение, Маяковский снова возвращает читателя к мысли о подвиге: «Встретить я хочу мой смертный час так, как встретил смерть товарищ Нетте».

В стихотворении Маяковский использует множество художественных троп и фигур, таких как: метаномии: Например: За кормой лунища. метафоры: Например: Залегла, просторы надвое порвав. сравнения: Например: Порт, горящий, как расплавленное лето. Будто… тянешь след героя… Мало ли что можно в книжке намолоть! Покажет коммунизма естество и плоть. Зажатые железной клятвой. Револьверный лай. эпитеты: «След героя, светел и кровав». В контексте стихотворения приобретает образную значимость скрытое сопоставление солнечного и лунного света. Это сопоставление связано с исходным противоречием «жизнь – смерть». солнце ассоциируется с жизнью, луна – со смертью (кстати, луна во многих мифоэпических картинах мира предстает как солнце царства мертвых). Эта ассоциация поддержана звуковым рисунком последних двух строк шестой строфы, для которых характерны аллитерация на «с». символически связанная в стихотворении с темой смерти. Ассонанс на «о» — «а» и аллитерация на «р» играют большую роль в сближении шестой и первой строфы.

Стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку» в какой-то мере можно назвать одой к Теодору Нетте. Образ автора в этом стихотворении Маяковского предстает как образ лирического «Я». стремящегося к преодолению конечности человеческого существования через слияние с коллективным «Мы». но при этом остро и трагически переживающего потерю веры в личное бессмертие и воскрешение.

Пиши то, что считаешь нужным, старайся менять предложения по-своему.

Анализ стихотворения А вы могли бы? Маяковского

Именно желание преобразить свою жизнь, и всех окружающих людей данный поэт закладывал во многие произведения, написанные ещё в юности. Одним из таких произведений является стихотворение «А вы могли бы?», написанное в 1913 году.

Начать анализ данного произведения стоит уже с названия. Ведь самоназвание, это не что иное, как дерзкий вызов окружающим. Вот только до сегодняшнего дня никто не может понять, кому именно был дан этот вызов. Знать это мог, пожалуй, только сам поэт, но он никогда не открывал этой тайны, так как считал, что это не совсем правильно и нужно.

Что касается различных литературных приемов, то они, безусловно, присутствуют в произведениях Владимира Владимировича, вот только они несколько своеобразны и порой не понятны другим людям, связанным с литературой. Так, например, если Маяковский использовал метафоры, то они непременно были трудно представляемыми и весьма необычными, если олицетворение — то какое-то банальное, и так далее. Возможно, всё это можно объяснить приближенностью данного автора к футуризму.

Однако в целом благодаря именно этим приемам все его произведения получались запоминающимися, яркими и красочными. Не стало исключением и данное стихотворение, которое так же получилось весьма интересным, пускай и не совсем простым и понятным для всех читателей. Тем более, что критики утверждают — понять творчество Владимира Владимировича может лишь тот, кто проникнет в каждое слово, в саму суть стихотворения.

Подробный анализ стихотворения

Раннее творчество Маяковского, в основном представлено работами резкого характера. Они были прямолинейными и порой даже жесткими. Хотя, всегда имеются исключения. Вот и в ранних работах Маяковского можно выделить, не похожее на остальные, стихотворение под названием «А вы могли бы».

История создания

В литературу В. Маяковский пришел в 1912 г., после того как опубликовал стихотворение «Ночь». В этот же период поэт пристал к футуристам и посвятил себя поэтическому искусству. Так началась история создания анализируемого стихотворения и других шедевров известного русского футуриста.

«А вы могли бы?» было написано в 1913 г., относится к раннему творчеству поэта. Известно, что жизнь молодого Маяковского складывалась непросто, видимо, печальный опыт научил поэта замечать красоту в простых вещах.

Тема

В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема творчества, умения преображать мир вокруг. В связи с ней реализуется идея о том, что человек сам решает, как ему воспринимать мир: как серые будни или как яркую вдохновляющую реальность.

Произведение написано от первого лица, что помогает тонко прочувствовать настроение автора. В центре стихотворения лирический герой, который воспринимается читателем как неисправимый оптимист. Уже в первых строках он рассказывает, как раскрасил серые будни «краской из стакана».

Эту фразу следует воспринимать в переносном значении. Скорее всего, говорится о том, что герой скрасил будни чем-то, что приятно его душе.

На раскрашивании герой не остановился. В студне он заметил океан, а жестяная рыба поманила губами. Лирический герой подмечает каждую деталь. Ассоциации, которые возникают у него в голове, несколько необычные. Тем не менее герой не боится показаться окружающим чудаком. Наоборот, он гордится своим умением видеть прекрасное.

В последних строках герой обращается к другим людям. Он спрашивает, умеют ли они тоже видеть красоту в серых буднях. Этот вопрос скрывается за оригинальной метафорой: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». Вопрос, на первый взгляд, риторический. На самом деле, автор надеется, что каждый читатель даст на него свой ответ.

Композиция

Несмотря на то, что стихи написаны в духе футуризма, его композиция отличается простотой. Это монолог лирического героя, который рассказывает о своём восприятии серых будней. Он нанизывает метафорические образы, а потом обращается к окружающим.

По смыслу стихотворение не делится на части. Формального разделения на строфы автор также не использует, что придаёт мыслям целостность.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В. Маяковский использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.

Жанр

Жанр анализируемого произведения – лирическое стихотворение. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, творческой личности, умеющей видеть прекрасное во всём.

Средства выразительности

Творчество футуристов удивляет свежими, оригинальными образами, сложными ассоциациями, экспериментами с формой. Анализируемое стихотворение – яркий пример этих особенностей популярного в начале ХХ века направления. Художественные средства, использованные Маяковским, позволяют автору передать внутреннее состояние лирического героя.

Каждый из созданных поэтом образов метафоричный: «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб». Маяковский не изменяет себе, поэтому его метафоры несколько грубые. Дополняется картина эпитетами, но их в тексте немного: «жестяная рыба», «новые губы».

Средства выразительности помогают автору полно раскрыть тему и донести до читателей идею. Жесткости строкам придаёт аллитерация согласных «ж», «ч», «ш», «ц»: «На чешуе жестяной рыбы».

Маяковский любит поиграть интонацией, но анализируемые стихи отличаются спокойными повествовательными предложениями, лишь в конце появляется вопросительное предложение.

При анализе стихотворения, мы видим жажду преобразований, где поэт не наблюдает, а выражает желание действовать.

Мне нравится41Не нравится16

Образы-предметы и образы-действия

Средства, к которым прибегает Маяковский, можно условно охарактеризовать как образы-предметы и образы-действия. Можно даже сказать по-другому – не он прибегает к ним, а они сами льются из него горьким сиропом. Образы-предметы символизируют составляющие материального мира и обстоятельства, а образы-действия – манипуляции, которые осуществляет по отношению к ним Маяковский. Анализ «А вы могли бы?» (одного из самых известных творений) позволяет предположить, что если эпитет – это добавление к слову, насыщающее его, придающее вес и новый смысл, то действия, которые автор совершает, являются эпитетами к объектам, над которыми оно производится.

Литературные приемы во втором блоке первой части стихотворения

Анализ «Лилички» Маяковского также показывает, что второй блок первой части построен на литературном приеме антитезы. Свободный мир животных (быка, слона), основанный на гармонии, противопоставляется душевной закрепощенности, страданиям лирического героя. И первая часть завершается риторическим вопросом. С помощью приемов аллитерации (звуки «л», «с», «х», «ж», «ш») и инверсии воспроизводится не только звук шелестящих листьев, но и вызывается зрительно-слуховая ассоциация с осенним временем года, символизирующим безнадежность.

В заключительной части произведения неожиданно мягко озвучена просьба лирического героя. В ней звучит и прощание, и прощение возлюбленной. Применяется аллитерация (звуки «д», «т», «с», «н»), а также ассонанс «а» — «о» — «э». Это придает особенно выразительное звучание заключительному аккорду произведения.

«Облако в штанах»

«Облако в штанах» — внутренний монолог автора. В поэме поэт соединяет внутренние личные переживания героя с переживанием всей нации. В произведении ярко и нервно (что так свойственно поэту), выражается искренняя вера в революционные идеи, в будущую лучшую жизнь для своей страны. Эта поэма состоит из четырех основных частей, в каждой из которой, Маяковский отправляет в историю старый жизненный строй, традиции и религию, очищая при этом путь в новый чистый мир.

Все произведения Маяковского несут в себе огромный заряд энергии. Его стихотворения невозможно читать без внутреннего содрогания. Восхищение вызывает то, как метко с помощью своего творчества автор бросает вызов человечеству. Стихи Маяковского заставляют задуматься о том, не принадлежим ли мы сами к серой бездумной и безвольной массе, и можем ли мы видеть что-то необыкновенное в серых вещах.

Анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить…»

11 декабря 2013

Есть стихотворения, которые стали не просто классикой, они остаются на слуху долгие годы у многих поколений. Иногда человек точно не знает, кто автор данного стиха, но дословно помнит, как оно звучит. К таким произведениям поэтического творчества принадлежит анализируемое стихотворение, написанное известным русским поэтом начала 20-го века Александром Блоком: «О, я хочу безумно жить…» В нем заложен глубокий общечеловеческий смыл.

Первая строчка звучит декларацией желания автора жить не так, как принято в обществе обывателей. С точки зрения среднестатистического гражданина, погруженного в пучину материальных проблем и забот, жить бездумно – это норма, а то, что в его узкие привычные рамки не вписывается, для него считается безумием. Александр Блок никогда не жил без мыслей, без чувства, без смысла не только потому, что был поэтом. Даже его личная жизнь была особенная, неповторимая, полная ярких страстей, высоких взлетов и глубоких падений. Можно с уверенностью констатировать факт: желание поэта, провозглашенное в стихотворении, исполнилось: он сумел-таки прожить «безумную» жизнь.

Человека творческого смело можно назвать божьим собратом, потому что потребность и способность к творчеству – это поистине дар божий. В идеале, каждое мыслящее существо может и должно быть творцом – так задумано было изначально. Поэтому, нет ничего такого уж безумного в том, что человек хочет: «Все сущее – увековечить, безличное – вочеловечить, несбывшееся – воплотить».

Именно с таким заданием приходит в этот мир каждый из нас, независимо от того, в какой сфере человеческой деятельности ему выпала судьба воплощать задуманное, оставляя следы своего личного участия на безликих предметах и вещах. Это могут быть не только художественные произведения: картины, книги, музыка, но и архитектурные сооружения, памятники зодчества, которые живут многие века.

И пусть жизненный путь человека творческого усыпан шипами, «пусть душит жизни сон тяжелый, пусть задыхаюсь в этом сне», но кроме тех кошмаров, которые выпадают на долю любого человека, есть нечто более значительное, масштабное, вечное.

Блок всю свою сознательную жизнь служил этим высоким идеалам добра и света, свободы и творчества. В конце стихотворения звучит надежда на то, что потомки правильно оценят его и поймут, что «он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!»

Темы и настроение

Основная тема, поднятая в стихотворении Маяковского «А вы могли бы», — консервативное, унылое и неразвивающееся общество. Она особенно сильно затрагивала поэта в период раннего творчества, потому она и отразилась в мыслях, словах и поступках его лирических героев. Нежелание выйти из поглощающей рутины, которая вызывает исключительно отупение разума, является ведущей мыслью в данном произведении, проблемой, с которой надо бороться.

Несложно понять, что лирический герой очень одинок. В образных фразах и ярких символах отражается его истинное душевные переживания. Он единственный, кто раздвигает границы и нарушает общепринятые стандарты, ищет принципиально новое, в прозаическом находит возвышенное. В праздной действительности ему непосильно найти человека, чье мнение и взгляды будут во многом походить на него. Конечно, помимо метафоричных «зовов новых губ», которые слышно где-то вдали. Таким образом, настроение создается печальное.

Вариант 2

Владимир Владимирович Маяковский – ярчайшая фигура в литературе двадцатого века.

Лирика Маяковского – поэзия, отличающаяся прямолинейностью, метафоричностью. Она – своеобразный эксперимент Маяковского.

В 1913 году Маяковский написал стихотворение «А вы могли бы?» — произведение с особой метафоричностью. «А вы могли бы?» — центральное стихотворение ранней лирики Маяковского…

В этом стихотворении есть «равномерные переходы». Над каждым из этих «переходов» Маяковский работал длительное время, чтобы воплотить зрительный образ. А Маяковский что-то нашел, чтобы был живой и красочный эффект в лирике «А вы могли бы?»? Конечно. Это различные инновационные «формы».

Все в стихотворении «А вы могли бы?» строится по принципу, который св. с отказом от иллюзорной перспективы.

Большое значение для этого стихотворения имеют глаголы. Почему же? Потому что глаголы — внутренний «движок», которому придается особое значение. Поэт Маяковский с помощью внутренней движущей силы соединяет в одно целое строки стихотворения «А вы…»…

А можно ли отметить что-то от живописи в стихотворном произведении «А вы могли бы?»? Конечно. Тут детали городского пейзажа компонуются в натюрморт.

Маяковский в данном стихотворении использует «метод прямого обращения к аудитории». Получается, что у него (Маяковского) обыденные вещи наполняются необычным содержанием.

«А вы могли бы?» должны читать те, которые понимают неординарность смыслового значения. Что же это может означать? А то, что современных читателей не интересуют произведения с банальностями и условностями. Они (библиоманы) вчитываются в поэзию, в которой должен преображаться мир.

Современные библиофилы любят лирику, в которой передается приподнятое настроение автора. А такая поэзия – «А вы могли бы?». А почему же там передается это настроение? Так как Маяковский там показал мир, который он (этот поэт) бросил к ногам читателей, любящих разгадывать тайны мироздания, но и имеющих собственные желания и ощущения.

Многие желают выписывать / копировать отдельные фразы и целые отрывки из стихотворения «А вы могли бы?». И я? Разумеется. Это же может зацепить.

А что же для меня может значить поэзия «А вы могли бы?»? Глоток кислорода, без которого нельзя выжить.

Я считаю, что Маяковский с помощью лирики «А вы могли бы?» излучает то, что держат в мыслях и сердцах.

Понятно, что грядущие поколения будут читать хотя бы отрывки из стихотворения «А вы могли бы?».

9 класс

Анализ стихотворения А вы могли бы? по плану

Краткий анализ произведения

Стихотворение В. Маяковского «А вы могли бы» относится к раннему периоду творчества. Оно было написано в 1913 г. Тогда поэт только искал свой стиль, но его произведения уже отличались характерными особенностями.

  • История создания – стихотворение было написано в 1913 г., через год после того, как взошла творческая заря поэта.
  • Тема стихотворения – творчество, его роль в жизни.
  • Композиция – Стихотворение являет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор, как бусины, нанизывает прекрасные ассоциации, которыми можно раскрасить обыденную жизнь. На строфы произведение не делится.
  • Жанр – лирическое стихотворение. В нём отражены мысли и чувства лирического героя.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб».
  • Эпитеты – «жестяная рыба», «новые губы».

Маяковский считал, что ему подвластно все, не существует никаких границ и пределов. Но в гордом и самоуверенном тоне чувствуется тоска поэта от одиночества. Финальный вопрос – это также попытка найти единомышленников.

Поэт презирал буржуазное общество за отсутствие фантазии и пошлое мещанство. Это чувство сделало его впоследствии горячим сторонником революции, лозунгом которой было полное уничтожение старого мира и строительство абсолютно нового общества.

Это стремление, в свою очередь, привело к разочарованию поэта советской властью, когда он понял, что по-прежнему остается одиночкой, а люди в массе нисколько не изменились.

Тема

В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.

Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам

Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А. Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые

Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, середина же светлая и добрая

Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, середина же светлая и добрая.

Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством».

В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Композиция

Маяковский создает композиционно цельный монолог: перескакивая с темы на тему, он все же ведет беседу с Пушкиным вокруг одной главной идеи о необходимости классической поэзии, которая помогает выражать чувства.

«Когда волнуется желтеющая нива» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, тема, жанр

Он расставляет все акценты в своем отношении к поэту 19 века, он говорит о своем искреннем сожалении – как жаль, что они не могут по-настоящему побродить под луной и проговорить до утра обо всем на свете. А так им приходится расставаться: Владимир Владимирович подсаживает Александра Сергеевича на пьедестал и завершает свой монолог рассуждением о вечности: он считает, что они двое точно останутся в народной памяти и перечисляет еще нескольких поэтов, которые, по его мнению, этого достойны. При этом завершается произведение жизнеутверждающей манифестно-плакатной фразой о том, что Маяковский ненавидит вечность и обожает жизнь.

Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913 Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение. Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей. «И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан – для себя и читателей – видом дрожащего студня…», – писал А. Платонов. Платонову с его постоянными мучительными поисками смысла жизни, «вещества существования», с его мечтой о человечности и душевности это стихотворение Маяковского оказалось особенно близким.

Лирический герой Маяковского – бунтарь. Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью и унылостью, бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность, строгую расчисленность (некое расписание) хода жизни. На этой карте пятно выплеснутой краски как бы образует новый, неведомый «материк». Вместе с тем, целый ряд образов стихотворения «А вы могли бы?» («из стакана» – «на блюде студня» – «на чешуе жестяной рыбы») актуализирует в сознании читателя то значение существительного «карта», которое в словаре В.И. Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: «Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте». Во многих произведениях раннего Маяковского едящие люди описываются дотошно и с ненавистью (наблюдение О. Лекманова).

Замечательно, что герой стихотворения воспринимает себя равновеликим целому миру, недаром стихотворение открывается лирическим «я» поэта, а слова, находящиеся в начале или в конце строки, уже в силу своего положения звучат по-особому. Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств. Он «показал на блюде студня косые скулы океана». Казалось бы, это предложение бессмысленное. Действительно, что такое здесь это «блюдо студня»? Вне контекста стихотворения – закусочное блюдо, но в данном случае – это метафора, обозначающая нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое, прозаическое, противопоставленное океану. Соседство (сравнение) с «блюдом студня» особенно ярко подчеркивает поэтичность, великолепие, величественность, энергию «океана» с его «косыми скулами» («косыми скулами» в реальном плане могут выступать и океанические волны, в метафорическом же смысле «косые скулы» – это знак собранности, твердости, мужественности, в отличие от аморфности «студня»). Слова в стихотворении, будучи соединенными особым образом, представляют собой как бы новое слово со своим новым значением, и это новое метафорическое значение необыкновенно расширяет семантику стиха.

И вот уже герой не ощущает себя одиноким. В «жестяной рыбе», то есть в холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним, герой читает «зовы новых губ». Зарождается чувство единства и, главное, надежда. Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа, что в душе обычного человека зазвучат лирические струны. Теоретически при прочтении последней фразы «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» возможна двоякая интонация: интонация вопросительная, с упреком другим, с акцентированием своего собственного превосходства над другими, и интонация вопросительная с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Однако название стихотворения подчеркивает, что стихотворение написано именно как обращение к другим с мечтой, мольбой об отклике, о понимании. К тому же местоимение «я», при всей масштабности лирического героя, не выделено в отдельную строку, а «вы» занимает отдельную строку, акцентируется.

Тема и проблематика произведения

Уже с первых строк стихотворения можно понять, что автор пытается показать читателю красоту всего того, что его окружает. Маяковский считает, что человек сам вправе выбирать то, какой ему видеть свою жизнь: унылое и серое пятно или переполненная яркими красками реальность.

Повествование происходит от лица писателя, что позволяет более тонко прочувствовать настроение и отношение автора на раскрываемую им тему. Центром стихотворения является лирический герой, который представлен как «неисправимый оптимист», снова раскрашивающий серые будни «краской из стакана».

Эту фразу стоит воспринимать только по отношению к главному герою. Он сделал что-то такое, отчего ему самому на душе стало приятно. Герой не может «раскрасить» жизнь всего общества. Однако на этом он не остановился.

Когда лирический герой шёл по набережной, то заметил в океане жестяную рыбу, которая легонько пошевелила губами, как бы зазывая к себе. Он замечает каждую мелочь, каждое незначительно действие. Герой любит ассоциировать их с чем-то, но порой это кажется странным и непонятным для окружающих его людей.

В последних строчках стихотворения Маяковский обращается к читателю, чтобы понять, умеет ли он также замечать прекрасное в мелочах или примкнул к серому обществу. Писатель делает это через оригинальную метафору: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?». С первого взгляда может показаться, что это риторический вопрос. Однако Маяковский надеется, что у каждого на него будет ответ.

Проблематика произведения:

  • Проблема понимания красоты.
  • Проблема человеческой индивидуальности.
  • Проблема понимания прекрасного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: