Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Разговор с фининспектором о поэзии
Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. Спасибо... не тревожьтесь... я постою... У меня к вам дело деликатного свойства: о месте поэта в рабочем строю. В ряду имеющих лабазы и угодья и я обложен и должен караться. Вы требуете с меня пятьсот в полугодие и двадцать пять за неподачу деклараций. Труд мой любому труду родствен. Взгляните - сколько я потерял, какие издержки в моем производстве и сколько тратится на материал. Вам, конечно, известно явление "рифмы". Скажем, строчка окончилась словом "отца", и тогда через строчку, слога повторив, мы ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца. Говоря по-вашему, рифма - вексель. Учесть через строчку! - вот распоряжение. И ищешь мелочишку суффиксов и флексий в пустующей кассе склонений и спряжений. Начнешь это слово в строчку всовывать, а оно не лезет - нажал и сломал. Гражданин фининспектор, честное слово, поэту в копеечку влетают слова. Говоря по-нашему, рифма - бочка. Бочка с динамитом. Строчка - фитиль. Строка додымит, взрывается строчка,- и город на воздух строфой летит. Где найдешь, на какой тариф, рифмы, чтоб враз убивали, нацелясь? Может, пяток небывалых рифм только и остался что в Венецуэле. И тянет меня в холода и в зной. Бросаюсь, опутан в авансы и в займы я. Гражданин, учтите билет проездной! - Поэзия - вся! - езда в незнаемое. Поэзия - та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Но как испепеляюще слов этих жжение рядом с тлением слова - сырца. Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца. Конечно, различны поэтов сорта. У скольких поэтов легкость руки! Тянет, как фокусник, строчку изо рта и у себя и у других. Что говорить о лирических кастратах?! Строчку чужую вставит - и рад. Это обычное воровство и растрата среди охвативших страну растрат. Эти сегодня стихи и оды, в аплодисментах ревомые ревмя, войдут в историю как накладные расходы на сделанное нами - двумя или тремя. Пуд, как говорится, соли столовой съешь и сотней папирос клуби, чтобы добыть драгоценное слово из артезианских людских глубин. И сразу ниже налога рост. Скиньте с обложенья нуля колесо! Рубль девяносто сотня папирос, рубль шестьдесят столовая соль. В вашей анкете вопросов масса: - Были выезды? Или выездов нет?- А что, если я десяток пегасов загнал за последние 15 лет?! У вас - в мое положение войдите - про слуг и имущество с этого угла. А что, если я народа водитель и одновременно - народный слуга? Класс гласит из слова из нашего, а мы, пролетарии, двигатели пера. Машину души с годами изнашиваешь. Говорят: - в архив, исписался, пора!- Все меньше любится, все меньше дерзается, и лоб мой время с разбега крушит. Приходит страшнейшая из амортизаций - амортизация сердца и души. И когда это солнце разжиревшим боровом взойдет над грядущим без нищих и калек,- я уже сгнию, умерший под забором, рядом с десятком моих коллег. Подведите мой посмертный баланс! Я утверждаю и - знаю - не налгу: на фоне сегодняшних дельцов и пролаз я буду - один! - в непролазном долгу. Долг наш - реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипенье. Поэт всегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени. Я в долгу перед Бродвейской лампионией, перед вами, багдадские небеса, перед Красной Армией, перед вишнями Японии - перед всем, про что не успел написать. А зачем вообще эта шапка Сене? Чтобы - целься рифмой - и ритмом ярись? Слово поэта - ваше воскресение, ваше бессмертие, гражданин канцелярист. Через столетья в бумажной раме возьми строку и время верни! И встанет день этот с фининспекторами, с блеском чудес и с вонью чернил. Сегодняшних дней убежденный житель, выправьте в энкапеэс на бессмертье билет и, высчитав действие стихов, разложите заработок мой на триста лет! Но сила поэта не только в этом, что, вас вспоминая, в грядущем икнут. Нет! И сегодня рифма поэта - ласка и лозунг, и штык, и кнут. Гражданин фининспектор, я выплачу пять, все нули у цифры скрестя! Я по праву требую пядь в ряду беднейших рабочих и крестьян. А если вам кажется, что всего делов - это пользоваться чужими словесами, то вот вам, товарищи, мое стило, и можете писать сами!
Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского
К написанию этого стихотворения Маяковского подтолкнуло изменение в советском законодательстве, по которому творческая интеллигенция должна была часть своего дохода отдавать государству.
В написанном в 1926 году «Разговоре с фининспектором о поэзии» Маяковский в присущей ему ироничной манере указывает госчиновнику на то, что творческих людей нельзя ставить в одном ряду с обычными тружениками. Поэта возмутила не сумма, которую от него требовалось выплачивать, а сам факт того, что он должен отныне платить за свои строчки, как крестьянин платил налог за голову скота. Его возмутил подобный формальный подход и требование делиться и так скромным заработком.
Маяковский указывает воображаемому чиновнику, что «труд мой любому труду родствен». У него, как и у представителя любой другой профессии есть свои издержки, которые измеряются не в количестве истраченных чернил или листов бумаги, а в тех душевных силах, которые автору приходится прикладывать. Поэт указывает, что формальный подход к учету не может покрыть износ «машины души». Автор указывает, что к моменту, когда нужно будет сводить посмертный баланс, он окажется «в непролазном долгу». Разумеется, он подразумевает не деньги и прочие материальные блага. По мнению поэта, он не сможет рассчитаться с вселенной, так как все его мысли будут заняты расчетами с государственной казной. Его возмущает огромное количество вопросов в анкете фининспектора. Он не понимает, как можно подсчитать затраченные на написание одной строчки силы. Автор предлагает записать его в слои беднейших крестьян, потому как не знает, нужны ли будут его сочинения потомкам.
Завершает Маяковский это стихотворение предложением: мол, раз уж чиновники считают, что писать стихи не составляет никакого труда, то пусть встанут на его место и пишут их сами.
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, то есть в нем автор излагает свое мнение относительно происходящего вокруг него, критикует несправедливое, по его мнению, положение вещей
Для того чтобы убедить далекого от творческой деятельности человека в важности и сложности работы поэта, Маяковский прибегает к различным эпитетам, метафорам и сравнениям. Выражениями вроде «мелочишка суффиксов и флексий», «словесная руда» или «касса склонений и спряжений» он высмеивает формальный подход к своей профессии
Написанные тоническим стилем строки лишь подчеркивают мысль о том, что труд поэта – не такой уж и простой.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
История создания
Не секрет, что стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» было создано автором в знак протеста против нового закона о налогообложении. Маяковский был сильно возмущён данным законом, ведь в нем писатели и поэты приравнивались к простым служащим. Нужно было высчитывать издержки производства и прибыли, уподобиться обычным ремесленникам, которые работают ради выгоды. Закон ставил творческих людей в тупик (непонятно, как произвести расчеты правильно) и попросту унижал их достоинство. О такой сложной ситуации Владимир Владимирович рассказывает читателю в своём произведении. Стоит отметить, что он создал целый цикл текстов, которые объединяет острая проблема — бюрократизация советского общества, которое растрачивало в бумажной волоките все завоевания революции.
Работу над созданием стихотворения Маяковский завершил в 1926 году. Произведение русского поэта приобрело форму «разговора». Автор максимально точно передал внутренние переживания лирического героя. Стоит отметить, что автор в большей степени возмущался тем, что поэты должны платить налоги (было бы, с чего). Маяковский недоумевал по поводу такого обязательства, ведь в те годы ел чуть ли не одну капусту и голодал вместе с целым городом. Перебои с поставками питания из многолетней войны вынуждали людей отказываться от самого необходимого. Но и на эти жертвы пошел поэт, восхвалявший новую власть. А за это ему предъявили счет: «500 в полугодие и 25 за неподачу деклараций».
В 1926 году читатель видит перелом в лирике Маяковского. Поэт постепенно осознает и на практике убеждается в том, что его представления о новом строе были слишком уж радужными. Все чаще в его строках звучат проблемы новоиспеченной власти. А главное — наметился идеологический разлад талантливого одиночки с пролетарской диктатурой. Социалисты хотели уровнять людей, а значит, лишить их индивидуальности и свободы. Закон о налогообложении — еще один гвоздь в крышку гроба той вольницы, которая породила Серебряный век русской поэзии. Правительство уравняло обычных рабочих и глашатая революции. Это сильно задело Маяковского, который считал себя исключительным и видел разницу между собой и другими. Получается, равенство и братство — далеко не те идеалы, которые близки поэту. На практике красивые речи большевиков обернулись против него. Постепенно даже лояльная интеллигенция становилась классово чуждым элементом. Этого Маяковский принять не мог. Возможно, именно поэтому он покончил с собой.
Текст
Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство.Спасибо… не тревожьтесь… я постою…У меня к вам дело деликатного свойства:о месте поэта в рабочем строю.
В ряду имеющих лабазы и угодьяи я обложен и должен караться.Вы требуете с меня пятьсот в полугодиеи двадцать пять за неподачу деклараций.Труд мой любому труду родствен.Взгляните — сколько я потерял,какие издержки в моем производствеи сколько тратится на материал.Вам, конечно, известно явление «рифмы».Скажем, строчка окончилась словом «отца»,и тогда через строчку, слога повторив, мы ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца.Говоря по-вашему, рифма — вексель.Учесть через строчку! — вот распоряжение.И ищешь мелочишку суффиксов и флексийв пустующей кассе склонений и спряжений.Начнешь это слово в строчку всовывать,а оно не лезет — нажал и сломал.Гражданин фининспектор, честное слово,поэту в копеечку влетают слова.Говоря по-нашему, рифма — бочка.Бочка с динамитом. Строчка — фитиль.Строка додымит, взрывается строчка,-и город на воздух строфой летит.Где найдешь, на какой тариф,рифмы, чтоб враз убивали, нацелясь?Может, пяток небывалых рифмтолько и остался что в Венецуэле.И тянет меня в холода и в зной.Бросаюсь, опутан в авансы и в займы я.Гражданин, учтите билет проездной! — Поэзия — вся! — езда в незнаемое.Поэзия — та же добыча радия.В грамм добыча, в год труды.Изводишь единого слова радитысячи тонн словесной руды.Но как испепеляюще слов этих жжениерядом с тлением слова — сырца.Эти слова приводят в движениетысячи лет миллионов сердца.Конечно, различны поэтов сорта.У скольких поэтов легкость руки!Тянет, как фокусник, строчку изо ртаи у себя и у других.Что говорить о лирических кастратах?!Строчку чужую вставит — и рад.Это обычное воровство и растратасреди охвативших страну растрат.Эти сегодня стихи и оды,в аплодисментах ревомые ревмя,войдут в историю как накладные расходына сделанное нами — двумя или тремя.Пуд, как говорится, соли столовойсъешь и сотней папирос клуби,чтобы добыть драгоценное словоиз артезианских людских глубин.И сразу ниже налога рост.Скиньте с обложенья нуля колесо!Рубль девяносто сотня папирос,рубль шестьдесят столовая соль.В вашей анкете вопросов масса:- Были выезды? Или выездов нет?-А что, если я десяток пегасовзагнал за последние 15 лет?!У вас — в мое положение войдите -про слуг и имущество с этого угла.А что, если я народа водительи одновременно — народный слуга?Класс гласит из слова из нашего,а мы, пролетарии, двигатели пера.Машину души с годами изнашиваешь.Говорят: — в архив, исписался, пора!-Все меньше любится, все меньше дерзается,и лоб мой время с разбега крушит.Приходит страшнейшая из амортизаций -амортизация сердца и души.И когда это солнце разжиревшим боровомвзойдет над грядущим без нищих и калек,-я уже сгнию, умерший под забором,рядом с десятком моих коллег.Подведите мой посмертный баланс!Я утверждаю и — знаю — не налгу:на фоне сегодняшних дельцов и пролазя буду — один! — в непролазном долгу.Долг наш — реветь медногорлой сиренойв тумане мещанья, у бурь в кипенье.Поэт всегда должник вселенной,платящий на горе проценты и пени.Я в долгу перед Бродвейской лампионией,перед вами, багдадские небеса,перед Красной Армией, перед вишнями Японии -перед всем, про что не успел написать.А зачем вообще эта шапка Сене?Чтобы — целься рифмой — и ритмом ярись?Слово поэта — ваше воскресение,ваше бессмертие, гражданин канцелярист.Через столетья в бумажной рамевозьми строку и время верни!И встанет день этот с фининспекторами,с блеском чудес и с вонью чернил.Сегодняшних дней убежденный житель,выправьте в энкапеэс на бессмертье билети, высчитав действие стихов, разложитезаработок мой на триста лет!Но сила поэта не только в этом,что, вас вспоминая, в грядущем икнут.Нет! И сегодня рифма поэта -ласка и лозунг, и штык, и кнут.Гражданин фининспектор, я выплачу пять,все нули у цифры скрестя!Я по праву требую пядьв ряду беднейших рабочих и крестьян.А если вам кажется, что всего делов -это пользоваться чужими словесами,то вот вам, товарищи, мое стило,и можете писать сами!
1926 год
Одним из немногих, кто мог в 1926 году позволить себе критиковать советскую систему налогообложения был Владимир Маяковский, что видно из его стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии».
Поэт умел рисовать картины радужного будущего, ломал копья на поле боя с Лили Брик, но не пропускал мимо глаз рук, которые залазили в его карман на глубину своего усмотрения. Даже если руки принадлежали фининспектору, ограниченному в фантазиях нормами советских законов.
Темы, проблемы, настроение
Центральное место в произведении «Разговор с фининспектором о поэзии»занимает тема значения поэта в обществе. Именно об этом главный герой ведёт разговор с фининспектором. Возникает довольно комичная ситуация, ведь главный герой пытается объяснить человеку, далёкому от мира литературы, всю сложность своей поэтической деятельности. Итак, по мнению героя, у современного искусства две главных функции: это увековечивание реалий жизни («Слово поэта – ваше воскресение, ваше бессмертие, гражданин канцелярист») и информационная война («И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг, и штык, и кнут»).
- Суть искусства. Автор описывает, что поиск слова эквивалентен добыче радия: столь же сложно и опасно. Ведь душа поэта амортизируется и теряет свои свойства, а для полного погружения в тему творцу нужно съесть пуд соли — пережить немало страданий. Он становится заложником вечно кровоточащей матрицы, где из мук куется сталь слова.
- Судьба поэта. Творцу не дано дожить до тех прекрасных времен (где не будет «нищих и калек»), которые он призывает и формирует. Он «сгниет под забором», то есть ничего не приобретет за всю жизнь, так как бескорыстно служит Музе. По мнению Маяковского, творец всегда в «непролазном долгу» перед Вселенной, которая наделила его талантом.
Проблематика стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» не менее значима:
- Нечистоплотное творчество. Автор осуждает плагиаторов и эпигонов, которые лишь паразитируют на теле искусства.
- Бюрократизация системы — основная проблема стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии». Правительство занимается крючкотворством и хочет уровнять несопоставимые виды деятельности, не вникая в обстоятельства дела. Такая халтурная налоговая политика приведет лишь к стагнации во всех сферах жизни.
- Равенство. Поэт, с одной стороны, не удаляется от трудового народа, не требует себе преференций, даже просит прировнять его к бедным крестьянам. С другой стороны, все его описания говорят о том, что к простым служащим поэта приравнивать нельзя, потому что таких людей единицы, их нельзя заменить другими. А значит, тезис о всеобщем равенстве не работает в искусстве и многих других сферах.
Настроение стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» ироничное, но при этом очень напряженное. Конфликт не получает разрешения в финале.
Разговор слепого с глухим
В начале разговора поэта с фининспектором первый приводит неплохое сравнение:
То есть, наличие таланта государством приравнивается к наличию угодий и лабазов – частной собственности. Дар, получается, выдаётся свыше по неизвестной причине и непонятно какой цене, но на сцену жизни выходит инспектор, трогает талант за вымя, оценивает его и назначает налог.
Далее поэт переходит к издержкам, которые у поэта сложно поддаются расчёту, но должны учитываться. Основная издержка – это жизнь, как её оценить и вписать в расходы, которые налогом не облагаются? Как оценить время, потраченное на поиск рифмы? Для этого надо много ездить, много видеть, брать займы и авансы.
За рифмой, за словом сегодня надо погружаться в глубины людской души, всё просто только у «лирических кастратов», но Маяковскому такая «добыча руды» не по сердцу.
В конце разговора поэт предлагает выплатить инспектору то, что он считает возможным или самому попробовать писать стихи, раз это так легко и просто на его государственный взгляд.
Ирония ситуации в том, что фининспектор также далёк от поэзии, как Карл Маркс от древнегреческой философии, поэтому объяснения поэта ему не входят в голову. Чем закончился разговор глухого со слепым автор скромно умолчал.
Смысл произведения
Да, поэт своим словом способен повлиять на народные умы, на настроения и даже на ход истории — так велика его сила. Но он ни на секунду не должен забывать, что он служит народу, творит для народа. Если творец начинает работать для себя, а не для других, весь смысл его творчества теряется. А закон, обязавший поэтов и писателей платить фиксированный налог, заставит жить именно так — для себя, каждый день думая, сколько написать, чтобы хватило средств на уплату налогов и на то, чтобы обеспечить свою жизнь.
Прежде чем говорить о содержании данного произведения, следует уточнить, что именно заставило Маяковского взяться за его написание. Поэта возмутило следующее: согласно новому налоговому закону, он обязан был делиться с государством своими, и без того, весьма скромными гонорарами. Но более всего его разгневало даже не это: он возмущался самому принципу учёта доходов творческих лиц. Новый налоговый закон утверждал, что поэты ничем не лучше обычных крестьян, которые обязаны были выплачивать налоги буквально с каждой курицы, даже если из неё уже давно сварен суп.
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к излюбленному Маяковским жанру гражданской лирики. В нём автор аргументированно выражает своё мнение по поводу принятия налогового закона, негативно затрагивающего интересы всех честных стихотворцев. Поэтический размер – тоническое стихосложение, при котором предполагается одинаковое число ударных слогов в пределах одной строки, но произвольное число слогов безударных слогов. Самый яркий образец тонического стихосложения – былины.
Композиция
Данное произведение построено по принципу последовательной композиции, которую характеризует следующая схема: чётко выстроенная логическая цепочка и конечный вывод. В стихотворении последовательным образом получает развитие высказанная поэтом мысль, что поэтический труд так же сложен, как и труд рабочего, но при этом практически невозможно осуществить подсчёт издержек из-за того, что они выражаются в нематериальных вещах. Композиция завершается ироничным предложением поэта, адресованным фининспектору, самому взяться за написание стихов.
Образы и символы
В произведении представлено три ключевых образа, помогающих донести до читателей основную идею. Внимания заслуживают следующие образы:
Темы и настроение
Основная тема произведения – роль поэта и его произведений в обществе. Лирический герой общается на эту тему с финансистом – человеком, максимально далёким от мира литературы. Отсюда откровенная комичность ситуации: герой пытается доказать абсолютно чужеродному, ничего не понимающему человеку, сложность своего поэтического труда. Настроенческий пафос произведения весьма трагический. Он насквозь проникнут такими эмоциями, как: ненависть, отчаяние и непонимание. Именно их испытывает поэт во время разговора с финансистом.
Основная идея
В стихотворении последовательно развивается высказанная лирическим героем мысль, что труд поэта невероятно сложен. Поэтический труд важен не ничуть не меньше, чем труд рабочего или служащего. Поэтому, не следует его обесценивать. Также Маяковский доносит до читателей идею о том, что каждый труд нуждается в индивидуальном подходе. А, значит, то, что применимо к труду рабочего, не применимо к труду поэта.
Средства выразительности
Невзирая на то, что муза Маяковского является экспериментальной, включая и саму форму стиха, поэт активно использует и вполне традиционные средства художественной выразительности, такие как:
Стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии” очень иронично, но в то же время доходчиво демонстрирует точку зрения Маяковского на роль поэта в обществе. Краткий анализ “Разговора с фининспектором о поэзии” по плану можно использовать на уроке литературы в 11 классе в качестве основного или дополнительного материала.