Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Песнь о последней встрече» создают мрачную осеннюю атмосферу заката любви:
- “беспомощно грудь холодела” — метафора. Этим приемом Ахматова чрезвычайно емко описывает чувство всеохватывающего страха, которое окутывает каждого, замирающего в ожидании удара судьбы, чья неизбежность очевидна. Подобное чувство испытывает и героиня, идущая на последнюю встречу с человеком, любовь к которому более чем вечна — безвременна.
- “шепот осенний” — синекдоха. Чтобы наделить динамикой сцену описываемого расставания, возлюбленный героини показывается уже на порядок покинувшим ее. В момент, когда он объясняется, он теряет физическое воплощение, и от него остается лишь шепот — то, чем вынуждена довольствоваться покинутая женщина, чья душа вопит от осознания случившегося.
- “унылой, переменчивой, злой судьбой” — эпитеты. Ряд удачно подобранных эпитетов, в красках описывающих эгоизм и нахальство судьбы по отношению к людям — большего не скажешь.
- “И я тоже. Умру с тобой.” — парцелляция. Разделяя точкой не просто целостное предложение, а подлежащее и сказуемое, что вовсе выбивается из правил русского синтаксиса, Ахматова демонстрирует решимость и серьезность своей героини. Она не просто вторит возлюбленному, поддерживая драматический тон происходящего. Она, как и многие из нас, поначалу автоматически отражает эмоции любимого, стоящего перед ней, затем прерывается, делая паузу (и обозначенную точкой), обдумывает свои слова и приходит осознанию их душевной подлинности, рациональности, понимает, что на этом моменте ее жизнь рискует оборвать свой цвет надолго, возможно, навечно. На это уже способен не каждый. Лишь трижды живой (любящий).
- “песня последней встречи” — метафора. Навряд ли тяжелое расставание, окрашенное столь сильными взаимными чувствами героев, можно ассоциировать с песней, ассоциирующейся в русском культурном пространстве с другим эмоциональным полем. И уж тем более не место песне там, где есть сбитое дыхание, непросыхающие слезы и бьющееся артериальной канонадой сердце.
- “равнодушно-желтым огнем” — эпитет. После расставания героиня чувствует себя безразличной к каким бы то ни было проявлениям мира. Пропал катализатор чувств — любовь, и все вокруг становится постылым и безыдейным. Потому и свечи горят не “задумчивым янтарем” или “пламенной искрой”, а именно “равнодушной-желтым огнем”.
Основная идея
Смысл стихотворения «Песнь о последней встрече» — это трагедия любящего человека, гонимого роком чужих событий. Ахматова не приводит конкретных причин расставания. Все происходит “потому что нельзя иначе”. Знать бы, как выглядит это “иначе”, выходит, оно нескончаемо привлекательно, раз судьба так яро отваживает нас он него.
Герои покажутся некоторым несколько неограниченными собственной убежденностью в бессилии людьми, не предпринимающими попыток сохранить свое счастье. Они расстаются; разве так можно так просто? Можно. Особенно прочно в этом убедится спустя годы после написания стихотворения сама Ахматова, наблюдая связанные руки ни в чем не повинного сына, раз за разом бросая горсть земли в могилы любимых людей. Именно тогда она понимала, что значит “нельзя иначе”. Именно тогда она понимала, что не все в этом мире, увы, находится в юрисдикции человеческого сердца. Есть еще и Боги: земные и небесный, чья воля рушит жизни, крошит камень и выливает сталь: чаще на пушки, чем на колокола.
Таким образом, главная мысль стихотворения «Песнь о последней встрече» заключается в невыразимом страдании любящих сердец, обреченных судьбой на разлуку: она дала ему клятву умереть вместе с ним, и эта встреча стала последней. Возможно, именно потому, что обещание было выполнено…
Разбираем стих
Стихотворение написано в феврале 1911 года и наполнено болью молодой жены, которая видит мужа по большим праздникам и совсем не чувствует его тепла. Суть стиха точно передает его первая строчка:
Почему Анне Андреевне больно, ведь это Гумилев бегал за ней с обручальным кольцом, а не наоборот? После согласия на брак больше любви в сердце Ахматовой не стало, а вот желание построить семью появилось. Нулевое отношение к ней мужа разломало надежды молодой жены, что и нанесло поэтессе сердечную рану.
По сюжету стихотворения лирическая героиня, в которой хорошо видится сама Ахматова, обращается к мужичине, пьющим её горькую и хмельную душу. Она от этого уже не печалится, привыкла, но просит сказать ей, когда душа будет выпита до донышка.
Это освободит её, ведь без души не за что будет переживать и можно начать жить новой жизнью.
Вместе с тем и за таким показным равнодушием чувствуется глубокая рана, недаром в последней строфе прохожие считают героиню с выпитой душой вдовой.
Стихотворение показывает, что боль может доходить до тех границ, когда, несмотря на кровоточащее сердце, становится все равно, опускаются руки и «отдыхает усталое тело».
Анна и Николай – обреченная семья
Гумилев был по натуре охотником, но никак не смог стать семьянином и вина тут никаким боком не лежит на Ахматовой. Николай долго добивался руки поэтессы, когда же она сказала ДА, охота прекратилась, ибо цель была достигнута.
Свадьба была весной 1910 года, но уже осенью Гумилев уехал в Африку на пару месяцев, оставив жену одну. Это были только цветочки, но все уже поняли, что брак обречен. Первыми это увидели родственники Ахматовой, ни один из которых не пришел на свадьбу, считая её фарсом и бессмысленным делом.
Николай чем-то напоминал Остапа Бендера, только в роли миллиона от Корейко выступила Ахматова – когда она оказалась полностью в руках мужа, то он не знал, что с ней делать и потерял интерес.
Литературный анализ
Стих написан в четыре строфы классической перекрестной рифмовкой (душу – хмелен – наружу – многонеделен). Рифмы открытые (душу – наружу) и закрытые (крыжовник – любовник).
В качестве средств выразительности Ахматова использует в произведении инверсии (вкус ее, покой мой, дорогой недальней, брат мой, души моей), метафору (вкус ее горек и хмелен) и микст сравнения и олицетворения (как соломинкой пьешь мою душу).
Также в стихотворении использованы эпитеты:
- Горек и хмелен.
- Усталое тело.
- Дорога недальняя.
Стихотворный размер – трехстопный анапест.
Если вы заинтересовались глубиной отношений Анны и Николая Гумилева, то не пройдите мимо стиха «Муж хлестал меня узорчатым», которое написано в том же 1911 году. Правды ради скажем, что Николай Анну не бил, но в стихотворении есть много интересных деталей их семейного небытия.
Краткий анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием»
В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.
Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.
По жанру «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.
Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог».
В поэме речь идёт от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.
Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А. Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров.
Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.
Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь «безвинная», тоска «смертельная», столица «одичалая», пот «смертный», страданье «окаменелое», локоны «серебряные». Много метафор: «лица опадают», «летят недели», «перед этим горем гнутся горы», «песню разлуки паровозные пели гудки». Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек», «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь». Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь».
В поэме присутствуют и символы: сам образ Петербурга в стихах Ахматовой — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.
Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не её музе, а в память о страшных репрессиях 30‑х годов.
Умру с тобой
Милый просит умереть с собой? И тут нет особого таинства – возможно, вчерашний любимый человек просто не хочет, чтобы его недавняя девушка кому-то доставалась. Фактор собственничества – не более, но героиня воспринимает его по-своему и желает умереть с ним. Ей кажется, что это слова от боли, а это лишь нежелание делиться даже тенью.
Из последнего четверостишия мы видим фон последней встречи, когда дом любви становится пуст и только в спальне, месте финального свидания, ещё горят свечи, хотя их свет равнодушно-жёлтый и тускнеет с каждой минутой. Помним, что жёлтый цвет издавна считается цветом разлуки, так что он выбран Ахматовой для героини не случайно.
Стихотворение наполнено безысходной тоской, когда боль ещё пульсирует в сердце, но с каждым ударом пульс ослабевает, даря надежду на выздоровление. Строки легко читаются и, несмотря на 1911 год написания, близки многим современным девушкам, пережившим или переживающим боль разлуки.
Жанр, направление, размер
Жанровую принадлежность стихотворения «Песня о последней встрече» Ахматова выдает в его названии, значительно упрощая тем самым работу литераторов: подобное стихотворение, представляющееся фрагментом потока сознания, воспаленного высокими чувствами, нельзя точно квалифицировать.
Сойдемся на том, что рассматриваемое нами стихотворение — “песнь”, выражаясь более пафосно — элегия. Тем более, что оно имеет большинство характеризующих ее как жанр признаков:
- простой человек в качестве лирического героя;
- поэтический параллелизм;
- вкрапление в виде диалога с предметом чувственного дисбаланса, побудившего лирического героя на монолог, непосредственно представляющий собой все произведение.
Что касается литературного направления, в лоне которого создавалось стихотворение, следует сказать о том, что ранняя Ахматова принадлежит к течению акмеизма. Лишь позже, с наступлением Сталинской эпохи, поэтесса вынуждена была прибегать к символизму. Если у кого был тогда акмеизм в почете, то разве что среди блатных.
Так, «песнь о Последней встрече», написанная, как уже говорилось, в 1911 году, соответствует всем канонам акмеизма:
- описывает конкретно-чувственное проявление мира (момент расставания в кленовом саду);
- делает центром человека, природа чьих чувств требует подтверждения (героиня готова разделить с ним смерть, однако понимает, что ее клятвы в этом — пустой звук).
Говоря о стихотворном размере стихотворения «Песня о последней встрече», необходимо отметить примечательный факт: несмотря на свои малые размеры, оно является диметром (стихотворением, состоящим из трех тактов). Стихотворение состоит из четырех строф, по 4 строки в каждой. Каждая строфа условно поделена Ахматовой надвое: первые две строки подчиняются правилам силлабо-тонической системы стихосложения, последние — правилам тонической системы. В первых двух строках четко соблюдается стихотворный размер — дактиль, в то время как в последних строках размер как таковой отсутствует, а вот количество ударений с рифмующимися строками совпадает.
В остальном, все соответствует классическим для русской поэзии стандартам: стихотворение обладает претензией на гениальность, перекрестной рифмовкой, мужской рифмой в строках “А”, а женской — в строках “В”.
Тема стихотворения
«Так беспощадно грудь холодела» – это исповедь обманутой женщины, которая с горечью переживает боль утраты. Ещё вчера мир был цветным и расцветал зеленью садов, а сегодня это чёрно-белая картинка унылой осени. Символичный строки:
Они стали одним из клише Ахматовой и шли с ней по жизни всю долгую творческую жизнь. Что подразумевала поэтесса под перчатками? Возможно, всё просто – героиня встречалась и любила не того человека, она надела не ту перчатку на правую руку, руку сердца. При этом нельзя пройти мимо и первых строк стихотворения, где лирическая героиня говорит о холодеющей груди, но лёгкости походки – это ни что иное, как остывающая в сердце любовь и лёгкость, когда, пусть через боль, избавляешься от обмана и пытаешься сделать глубокий вздох.
Есть смысл заглянуть и между строк второго куплета:
Какие это ступени? – Скорее всего, встреча – любовь – и разлука. Казалось, что в отношениях так много граней, а все гораздо проще: встретились, полюбили и расстались, дав сердцу горькую команду остывать.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Помощница Барто Произведение относится к детскому творчеству поэтессы, занимающему значительное место в поэзии автора, и является одной из составных частей цикла книг «Азбука».
- Анализ стихотворения На Волге Некрасова Произведение посвящено центральной теме творчества Некрасова – тяжелой участи простого народа. Автор неторопливо разворачивает перед читателями картину Волги, где герой
- Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства
- Анализ стихотворения Отчаяние Андрея Белого Отчаяние — очень насыщенное образами, необычными эпитетами, сравнениями стихотворение. Хотя оно и не так велико по размеру (всего пять строф по четыре строки), но после его прочтения остаётся не только насыщение
- Анализ стихотворений Гумилева
Анализ стихотворения Ахматовой «Как соломинкой, пьешь мою душу…»
В конце апреля 1910 года состоялась свадьба Гумилева и Ахматовой. Долгое время Николай Степанович ухаживал за молодой поэтессой, несколько раз даже пытался покончить с собой из-за нее. Анна Андреевна будто играла с ним, то отталкивая, то вновь приближая. На их венчание не пришел никто из родственников Ахматовой, и это сильно ее обидело. Игнорирование объяснялось просто – они считали, что брак обречен. В итоге мрачное предсказание оказалось правдой. В сентябре 1910 года Гумилев покинул супругу, уехав на несколько месяцев в африканскую экспедицию. Уже тогда стало понятно, что в отношениях с Анной Андреевной ему был гораздо интереснее момент завоевания, а не владение покоренной женщиной. Оставленная супруга в феврале 1911 года написала стихотворение «Как соломинкой, пьешь мою душу…», которое впоследствии вошло в сборник «Четки». В тексте нашла отражение боль, причиненная Николаем Степановичем.
Начинается произведение с горькой констатации страшного факта. Возлюбленный мучает лирическую героиню, выпивая ее душу, иссушая, уничтожая. При этом пытку прерывать она не собирается – ни мольбой, ни действиями. В словах женщины – покорность, смирение. Ее горе – неизбывно, состоит сразу из нескольких слагаемых. Здесь и тоска по нерожденному ребенку (конец второй строфы), и невероятная усталость, когда из всего происходящего взгляд способен выхватывать только отдельные детали – зацветающий на кустах крыжовник, везущие кирпичи люди. Финальная часть стихотворения выглядит как зловещее предсказание – в последних строках произведения упоминается вдовство. В 1918 году Ахматова развелась с Гумилевым, сохранив с ним неплохие отношения. Спустя три года его расстреляли. Около пятнадцати лет Анна Андреевна прожила в официально незарегистрированном браке с Пуниным. В 1938 году они расстались. В 1953 году бывший супруг поэтессы погиб в заключении.
Жестокий возлюбленный – явление в поэзии Ахматовой, встречающееся достаточно часто. Среди стихотворений, где используется этот образ, – «Тебе покорной? Ты сошел с ума!..», «Муж хлестал меня узорчатым…», «Углем наметил на левом боку…». Недаром некоторые современники искренне считали, что Гумилев бьет свою жену. Ее называли мученицей, его – извергом. Николая Степановича, ни разу не поднявшего на Анну Андреевну руку, подобные слухи и домыслы сильно обижали и злили, но ничего поделать он с ними не мог. Творчество Ахматовой оказалось убедительнее правды.
Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
История создания
Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.
«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.