Алексей толстой 📜 милый друг, тебе не спится

Алексей константинович толстой - лучшие стихи - стихи о любви, о природе - стихи для детей

Анализ стихотворения Толстого «Милый друг, тебе не спится…»

Потомственный дворянин и дипломат, Алексей Толстой писал стихи ради развлечения, не предполагая, что войдет в историю русской литературы как весьма одаренный поэт. Сам автор поначалу даже стеснялся публиковаться под собственным именем, взяв себе псевдоним – Алексей Краснорожский. Об увлечении Толстого знали лишь немногие его друзья и родственники. Последние, включая мать, не одобряли литературных экспериментов молодого графа, считая его стихи глупыми и примитивными.

Впрочем, Алексей Толстой также относился к поэзии с некоторым пренебрежением. Тем не менее, он находил особое удовольствие в возможности при помощи стихов запечатлеть мгновения жизни, проносящиеся с неимоверной скоростью. Поэт считал, что таким образом можно если и не повернуть время вспять, то оставить память о важных событиях или же передать те ощущения, которые испытывает человек в различные периоды своей жизни.

Стихотворение «Милый друг, тебе не спится…», датированное серединой 1840-х годов, оставляет за кадром адресата, поэтому невозможно понять, к кому же именно обращается автор. Не исключено, что образ его собеседника носит собирательный характер. Поэтому данное стихотворение нередко рассматривается в контексте обращения ко всему молодому поколению, представители которого видятся Толстому романтиками и мечтателями. Мастерски и очень изящно автор раскрывает контекст этого простого, на первый взгляд, произведения, изображая некоего молодого человека, которые мучается от бессонницы. Однако дело совсем не в жаре и не в надоедливых комарах, которые мечтают спать. Просто открывающаяся за окном картина, когда «за оградою дорожку месяц серебрит», наполнена такой умиротворенностью и совершенством, что спать в столь волшебную ночь было бы настоящим преступлением. Именно в те минуты, когда природа погрузилась в сладкий сон, и землю окутала тьма, рождаются не только прекрасные стихи, но пи благородные порывы. Молодой Толстой знает об этом не понаслышке, поэтому хочет уберечь своих последователей от пустых надежд и иллюзий, которые в реальной жизни, как правило, терпят крах, натолкнувшись на прагматизм, человеческую глупость, непонимание или же гордыню. Поэтому, обращаясь к своему собеседнику, автор отмечает: «Приют тебя со мною там спокойный ждет», подчеркивая, то сторожить чувства и мысли таинственного незнакомца в обществе поэта никто не будет. Автор протягивает руку помощи каждому, кто в ней нуждается, и не требует ничего взамен.

Колодники

Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль,—
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.

Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперед тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.

Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.

«Что, братцы, затянемте песню,
Забудем лихую беду!
Уж, видно, такая невзгода
Написана нам на роду!»

И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни,

Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют,
День меркнет всё боле, — а цепи
Дорогу метут да метут…

Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы», 1876, № 2, с. 710. В песенниках встречается с начала XX в. («Бродяга. Новый песенник», М., 1909). Музыка Гречанинова, Гена, Лопухина, Лишина, Н. Соколова (хор), Маныкина-Невструева, Голова, Энгеля. Стало популярной песней, особенно в среде революционеров и политических ссыльных. В устном исполнении после каждой строфы припев:

Динь-бом, динь-бом —
Слышен звон кандальный,
Динь-бом, динь-бом —
Путь сибирский дальний,
Динь-бом, динь-бом —
Слышно, как идут (вариант: там и тут) —
Нашего товарища на каторгу ведут.

Песенные варианты встречаются в сборниках «Песни подполья», Л., 1924, с. 6—8; «Песни каторги и ссылки», М., 1930 с. 40; «Фольклор семейских», с. 283.

Кем на самом деле был Ленин?

Самая известная песня о Сталинградской битве

Песня «Моя любимая». История. Ноты. Видео

Анализ стихотворения Толстого «Милый друг, тебе не спится…»

Потомственный дворянин и дипломат, Алексей Толстой писал стихи ради развлечения, не предполагая, что войдет в историю русской литературы как весьма одаренный поэт. Сам автор поначалу даже стеснялся публиковаться под собственным именем, взяв себе псевдоним – Алексей Краснорожский. Об увлечении Толстого знали лишь немногие его друзья и родственники. Последние, включая мать, не одобряли литературных экспериментов молодого графа, считая его стихи глупыми и примитивными.

Впрочем, Алексей Толстой также относился к поэзии с некоторым пренебрежением. Тем не менее, он находил особое удовольствие в возможности при помощи стихов запечатлеть мгновения жизни, проносящиеся с неимоверной скоростью. Поэт считал, что таким образом можно если и не повернуть время вспять, то оставить память о важных событиях или же передать те ощущения, которые испытывает человек в различные периоды своей жизни.

Стихотворение «Милый друг, тебе не спится…», датированное серединой 1840-х годов, оставляет за кадром адресата, поэтому невозможно понять, к кому же именно обращается автор. Не исключено, что образ его собеседника носит собирательный характер. Поэтому данное стихотворение нередко рассматривается в контексте обращения ко всему молодому поколению, представители которого видятся Толстому романтиками и мечтателями. Мастерски и очень изящно автор раскрывает контекст этого простого, на первый взгляд, произведения, изображая некоего молодого человека, которые мучается от бессонницы. Однако дело совсем не в жаре и не в надоедливых комарах, которые мечтают спать. Просто открывающаяся за окном картина, когда «за оградою дорожку месяц серебрит», наполнена такой умиротворенностью и совершенством, что спать в столь волшебную ночь было бы настоящим преступлением. Именно в те минуты, когда природа погрузилась в сладкий сон, и землю окутала тьма, рождаются не только прекрасные стихи, но пи благородные порывы. Молодой Толстой знает об этом не понаслышке, поэтому хочет уберечь своих последователей от пустых надежд и иллюзий, которые в реальной жизни, как правило, терпят крах, натолкнувшись на прагматизм, человеческую глупость, непонимание или же гордыню. Поэтому, обращаясь к своему собеседнику, автор отмечает: «Приют тебя со мною там спокойный ждет», подчеркивая, то сторожить чувства и мысли таинственного незнакомца в обществе поэта никто не будет. Автор протягивает руку помощи каждому, кто в ней нуждается, и не требует ничего взамен.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Лучшие стихи Алексея Толстого о любви

Толстой А. К. — О, не страшись несбыточной измены (Осень 1856, стих о любви)

О, не страшись несбыточной изменыИ не кляни грядущего, мой друг,Любовь души не знает перемены,Моя душа любить не будет двух…. . . . . . . . . . .И если я . . . . . отчизной. . . . . отдам остаток сил,Не говори про друга с укоризной:«Он для другой обетам изменил».. . . . . . . . . . .Быть может, грусть, страдания и годы. . . . . . . . . . . вид.Быть может, вихрь житейской непогодыМеня с тобой надолго разлучит.. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . не прокляну.Я сквозь земной увижу оболочкиТвоей души бессмертную весну.

Толстой Ал. К. — О, если б ты могла хоть на единый миг (1859 г., стих о любви)

О, если б ты могла хоть на единый мигЗабыть свою печаль, забыть свои невзгоды!О, если бы хоть раз я твой увидел лик,Каким я знал его в счастливейшие годы!

Когда в твоих глазах засветится слеза,О, если б эта грусть могла пройти порывом,Как в теплую весну пролeтная гроза,Как тень от облаков, бегущая по нивам!

Толстой Ал. К. — Мадонна Рафаэля (стих Год 1858 г.)

Склоняся к юному Христу,Его Мария осенила;Любовь небесная затмилаЕе земную красоту.

А он, в прозрении глубоком,Уже вступая с миром в бой,Глядит вперед — и ясным окомГолгофу видит пред собой.

Толстой А. К. — Милый друг, тебе не спится

Милый друг, тебе не спится,Душен комнат жар,Неотвязчивый кружитсяНад тобой комар.

Подойди сюда, к окошку,Все кругом молчит,За оградою дорожкуМесяц серебрит.

Не скрыпят в сенях ступени,И в саду темно,Чуть заметно в полутениДальнее гумно.

Встань, приют тебя со мноюТам спокойный ждет;Сторож там, звеня доскою,Мимо не пройдет.

Толстой Ал. К. — Минула страсть, и пыл ее тревожный (1858 г., стих о любви)

Минула страсть, и пыл ее тревожныйУже не мучит сердца моего,Но разлюбить тебя мне невозможно,Все, что не ты,- так суетно и ложно,Все, что не ты,- бесцветно и мертво.

Без повода и права негодуя,Уж не кипит бунтующая кровь,Но с пошлой жизнью слиться не могу я,Моя любовь, о друг, и не ревнуя,Осталась та же прежняя любовь.

Так от высот нахмуренной природы,С нависших скал сорвавшийся потокИз царства туч, грозы и непогодыВ простор степей выносит те же водыИ вдаль течет, спокоен и глубок.

Толстой Ал. К. — К твоим, царица, я ногам (1858г., стих про любовь)

К твоим, царица, я ногамНесу и радость и печали,Мечты, что сердце волновали,Веселье с грустью пополам.

Припомни день, когда ты, долуСклонясь задумчивой главой,Внимала русскому глаголуСвоею русскою душой;

Я мыслил, песни те слагая:Они неведомо замрут —Но ты дала им, о благая,Свою защиту и приют.

Встречай же в солнце и в лазури,Царица, радостные дни,И нас, певцов, в годину буриВ своих молитвах помяни!

Толстой Ал. К. — К страданиям чужим ты горести полна (1859 г.)

К страданиям чужим ты горести полна,И скорбь ничья тебя не проходила мимо;К себе лишь ты одной всегда неумолима,Всегда безжалостна и вечно холодна!

Но если б видеть ты любящею душоюМогла со стороны хоть раз свою печаль —О, как самой себя тебе бы стало жальИ как бы плакала ты грустно над собою!

Толстой Ал. К. — Ты клонишь лик, о нем упоминая (1858г.)

Ты клонишь лик, о нем упоминая,И до чела твоя восходит кровь —Не верь себе! Сама того не зная,Ты любишь в нем лишь первую любовь;

Ты не его в нем видишь совершенства,И не собой привлечь тебя он мог —Лишь тайных дум, мучений и блаженстваОн для тебя отысканный предлог;

То лишь обман неопытного взора,То жизни луч из сердца ярко бьетИ золотит, лаская без разбора,Все, что к нему случайно подойдет.

Толстой Ал. К. — Средь шумного бала, случайно (1850-1851 гг.)

Средь шумного бала, случайно,В тревоге мирской суеты,Тебя я увидел, но тайнаТвои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,А голос так дивно звучал,Как звон отдаленной свирели,Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкийИ весь твой задумчивый вид,А смех твой, и грустный и звонкий,С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночиЛюблю я, усталый, прилечь —Я вижу печальные очи,Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,И в грезах неведомых сплю…Люблю ли тебя — я не знаю,Но кажется мне, что люблю!

Толстой Ал. К. — Я верю в чистую любовь (1832г.)

Я верю в чистую любовьИ в душ соединенье;И мысли все, и жизнь, и кровь,И каждой жилки бьеньеОтдам я с радостию той,Которой образ милыйМеня любовию святойИсполнит до могилы.

Колокольчики мои

Колокольчики мои,Цветики степные!
Что глядите на меня,Темно-голубые?
И о чем звените выВ день веселый мая,
Средь некошеной травыГоловой качая?

Конь несет меня стрелойНа поле открытом;
Он вас топчет под собой,Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,Цветики степные!
Не кляните вы меня,Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержатьБег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой,А куда? не знаю!

Он ученым ездокомНе воспитан в холе,
Он с буранами знаком,Вырос в чистом поле;
И не блешет, как огонь,Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор!Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опорК цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек —Знает бог единый!..

Упаду ль на солончакУмирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,С бритой головою,
Молча свой натянет лук,Лежа под травою,
И меня догонит вдругМедною стрелою?

Иль влетим мы в светлый градСо кремлем престольным?
Чудно улицы гудятГулом колокольным,
И на площади народ,В шумном ожиданья,
Видит: с запада идетСветлое посланье.

В кунтушах и в чекменях,С чубами, с усами,
Гости едут на конях,Машут булавами,
Подбочась, за строем стройЧинно выступает,
Рукава их за спинойВетер раздувает.

И хозяин на крыльцоВышел величавый;
Его светлое лицоБлещет новой славой;
Всех его исполнил видИ любви и страха,
На челе его горитШапка Мономаха.

«Хлеб да соль! И в добрый час! —Говорит державный.—
Долго, дети, ждал я васВ город православный!»
И они ему в ответ:«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних летЧаем господина!»

Громче звон колоколов,Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,Мед и брага льются,
Шум летит на дальний югК турке и к венгерцу —
И ковшей славянских звукНемцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои,Цветики степные!
Что глядите на меня,Темно-голубые?
И о чем грустите выВ день веселый мая,
Средь некошеной травыГоловой качая?

1840-е годы

Впервые опубликовано в журнале «Современник», 1854, № 4, с. 129, без 6—11-й строф. В песенниках встречается с 1870-х годов («Полный русский песенник…», М., 1879) до 1915 г. Музыка Альбрехта, Анцева, Булахова, Конюса, Чугринова. Обычно поются первые три строфы.

* * *

Примечание:

А.К.Толстой. Колокольчики мои…Москва, «Молодая Гвардия», 1978.

«Весна» Художник А.Саврасов

Всматриваясь в духовный облик А.Толстого, нельзя не заметить в нем громадного врождённого поэтического таланта, потребности претворять в художественные образы воспринятые от внешнего мира впечатления и свои сокровенные чувства и думы.

Как натура истинно художественная, А.Толстой искренно и сильно любил родную природу и глубоко понимал ее красоту. Редкая по своей силе любовь и способность чувствовать мельчайшие, незаметные для другого детали, настолько проявлялись в Толстом, что он, по его словам, убегал из чада столичной жизни, чтобы в течение довольно длительного периода пропадать в глуши лесов.

Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» написано Алексеем Константиновичем Толстым в 1856 году.

С одной стороны, эта поэтическая работа — гимн наступающей весне.

«Вот уж снег последний в поле тает»; царство снега закончилось. От земли восходит тёплый пар. Все признаки весны налицо: расцветает синий кувшинчик, воркуют прилетевшие журавли, юный лес надел зелёную мантию… «Всё вокруг согрето дыханием весны».

И зовут друг друга журавли.

В разные периоды своего творчества восприятие природы Алексеем Толстым менялось. На этапе 1850-1860 годов, когда написано это стихотворение, отношение к природе можно назвать как «восторженное».

Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

Для читателя первая часть стихотворения является простой и доступной. «Что? Снег. Какой? Последний (Тёмный. Грязный). Что делает? Тает». «Пар тёплый восходит». «Кувшинчик синий расцветает». «Лес юный ждёт».

Утром небо ясно и прозрачно,
И зачем на сердце тяжело?

Поэт обращает наше внимание на красоту весеннего неба. Необычно оно и утром и ночью

Утром небо ясно и прозрачно, а ночью звёзды на нём невероятно светлы.

С другой стороны, это стихотворение — продолжение интимно-лирической темы, поднятой и в других произведениях А.Толстого. Развитие темы представлено на фоне весеннего пейзажа. Как и в других поэтических работах, в этом стихотворении Алексей Толстой прибегает к методу параллелизма
(связи природных и душевных явлений).

Описывая природу, Толстой всегда показывает впечатление, производимое ею на человека. Радуется природа — радуется и человек. Тишина и грусть разлиты в природе — грустно становится и на душе человека. Иногда зрелище ликующей природы ещё сильнее оттеняет печаль в человеческом сердце. Наслаждаясь красотой природы, особенно весенней, расцветающей, часто испытывается мучительное чувство при воспоминании о том, что прошло и никогда не вернётся.

И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…

Весна дарит чудеса: любовь и радость, вдохновение и надежды. Но, перечитывая строки этого произведения, понимаешь, что так бывает не всегда…

Какие средства художественной выразительности использует в произведении автор?

Эпитеты: снег последний
, пар теплый
, лес юный
, дым зеленый
.

Олицетворение: «И зовут
друг друга журавли» (зовут)

Чувство безграничной любви к родной природе нашло самое яркое отражение в поэзии Алексея Толстого. Каждый, кто знаком с лирикой поэта, знает всю роскошь поэтических красок, которыми он умеет изображать родной ландшафт. Эта чуткость к природе сообщает поэту своеобразное ясновидение, открывает ему путь к постижению сокровенных тайн мироздания.

Будучи от человеком чутким, А.Толстой, точно эолова арфа, отзывался на всякое впечатление в природе и в жизни, воспринимая его всеми фибрами своей души.

«Вот уж снег последний в поле тает..» (А.К.Толстой)

(полный текст стихотворения)

Вот уж снег последний в поле тает
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?

Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: