Композиция
Стих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией.
Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.
История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной.
Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу.
Сочинение на тему: «Образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос», 5 класс
Николай Алексеевич Некрасов провёл своё детство в имении недалеко от Волги, поэтому он видел жизнь просто народа. В своих произведениях автор также нередко обращался к образу русской женщины, которую он показывает сильной и красивой. Жизнь крестьянок шла в непрерывной борьбе не за хорошую жизнь, а элементарно за выживание. Женщины были лишены всяческих прав, и при этом они были под гнетом собственного положения. Через такие сильные образы женщин Некрасов пытается подчеркнуть неподкупность и хорошие намерения обычных людей.
В поэме “Мороз, Красный нос” в отрывке “Есть женщины в русских селеньях…” он высказывает своё восхищение. Стихотворение повествует о тяжёлой жизни и судьбе женщины в селе. В этом отрывке он рассказывает о крестьянке Дарье, которой после смерти мужа приходится самой все делать: заботиться о семье, воспитывать детей и трудиться в поле. Она старается, чтобы все были сыты и одеты. Автор использует эпитеты и сравнения, чтобы мы живее и ярче смогли её представить. Взгляд сравнивает «со взглядом цариц», а лицо «величаво, как в раме». Автор пытается подчеркнуть как внешнюю красоту, так и внутреннюю. Он представляет Дарью истинной красавицей с правильным чертами лица и не скупится на комплименты. По мнению автора такая женщина способна вынести всё. Она всё может и всё успевает, иногда веселится, чтобы на время забыть о невзгодах. Она любит петь и танцевать, и в такие моменты печаль с ее лица уходит, уступая пусть и ненадолго место радости. Некрасов использует такой приём, как преувеличение, чтобы показать, что русская женщина сильна духом.
Автор говорит о том, что самая главная особенность русского женского характера – сострадательная любовь. Несмотря на своё трудное положение, человек не думает о себе, о своём горе, а заботится о других. Автор видит в русских женщинах преданных жен и в то же время сильных матерей. Они испытывают тяжелые физические нагрузки, при этом находят силы, чтобы сохранить семейный очаг. Некрасов и восхищается стойкостью и твёрдостью характера и при этом сопереживает нелегкой судьбе героини. В каждом его четверостишии сквозит нежность и тепло. По мнению автора, русская женщина достойна лучшей жизни.
Анализ стихотворения Некрасова «Свобода»
В 1861 году произошло важнейшее событие в российской истории — император Александр II дал старт крестьянской реформе, отменившей многовековое крепостное право. У людей образованных восторги от случившихся изменений довольно быстро сменились разочарованием. По мнению многих представителей либеральной интеллигенции, положение крестьян не сильно улучшилось, а в некоторых случаях стало только хуже. Простой народ тоже был реформами не удовлетворен. Крестьяне считали, что им дали не «настоящую волю». Винили они в этом не царя-батюшку, а дворян и чиновничество.
Некрасов, как литератор, в своем творчестве основное внимание уделяющий социальным и политическим темам, не мог остаться в стороне от освещения упразднения крепостного права на территории Российской империи. Одно из стихотворений-откликов на это явление — «Свобода»
Его первая публикация относится к 1869 году, хотя написано оно точно лет на восемь раньше. По свидетельствам современников, Николай Алексеевич выступал с резкой критикой Манифеста от 19 февраля 1861-го. В произведении нашли отражения его собственные наблюдения за деревенской жизнью после реформ. Лирический герой стихотворения сначала с радостным чувством едет по равнинам любимой страны. Он счастлив, видя крестьянского ребенка, родившегося свободным. Малышу открыты все пути и дороги. У него есть возможность остаться простым мужиком или достичь вершин. Далее следует менее восторженная оценка произошедших в стране изменений. К лирическому герою приходит осознание, что «на место сетей крепостных люди придумают много иных». Впрочем, заканчивается стихотворение на позитивной ноте. После реформ народу будет легче распутать эти сети.
Некоторые представители критики 1860-70-х годов упрекали Некрасова в устаревшем взгляде на жизнь. Они искренне не понимали, почему поэт до сих пор пишет об униженных и оскорбленных крестьянах после того, как царь им даровал долгожданную свободу. Эти люди пребывали в восторге от реформ, не осознавая их незавершенность, половинчатый характер. Некрасов же при помощи стихотворений, статей в журнале «Современник», которым он руководил, пытался доказать, что жизнь простого народа далека до идеальной, что они не получили полной свободы, что многие из них попали в еще большую кабалу, что в нравах и поступках немало осталось от дореформенной Российской империи.
Перед какими союзами ставится запятая — примеры
Правильное редактирование файлов CSV в программе Calc Редактор csv в виде таблицы
Как появилось стихотворение «Элегия»
Народ и родина — центральная тема всех сочинений Некрасова. Однако не все современники сочувствовали настроениям поэта. Делая анализ стихотворения «Элегия» Некрасова, невозможно не упомянуть о том, что лирическое произведение стало ответом-опровержением тем критикам, которые упрекали поэта в том, что он «исписался» в теме о страданиях народа и не способен сказать что-то новое. Посвящение, предваряющее строки «Элегии», адресовано другу стихотворца А. Еракову — глубоко отзывчивому и умному человеку. Произведение было подарено ему на именины и сопровождались письмом, в котором поэт говорил, что это «самые задушевные и любимые» его стихи.
Анализ стихотворения Сон Некрасова
Свое стихотворение «Сон» Некрасов написал во второй половине XIX века. Оно вызывает исключительно положительные эмоции. Хоть само стихотворение не сравнится с поэтическим построением и рифмой, к примеру Есенина, но если призадуматься оно пронизано большой смысловой нагрузкой, которую и не сразу можно приметить.
В лирике поэт всегда пытался придерживаться собственной линии. Но это стихотворение, очевидно разнится с теми привычными стихами, той знакомой манерой писания которую мы привыкли читать у Некрасова. Сам стих полон глубокого смысла. Непонятная структура повествования объясняется развитием сюжета в сновидении. Во всем же прочем в стихотворении видно его соответствие оригинальному подходу Некрасова.
Николай Некрасов, «Элегия». Анализ жанровой формы
Жанр элегии возник в античные времена, слово переводится на русский язык, как «жалобный мотив флейты». Это грустная, задумчивая и даже унылая лирика, цель которой описать и создать у слушателя печальные раздумья о быстротечности времени, о разлуке с милыми людьми и местами, о превратностях любви. Почему же для своего социального по содержанию стихотворения Некрасов выбрал именно этот жанр? Любовь к народу носила у него не риторический характер, она была остра, трагична и неизбывна. Элегический жанр, приготовленный для выражения очень личных чувств, подчеркивает, насколько бережно, интимно и болезненно отношение поэта к народной доле. Одновременно, Некрасов как бы перечеркивает традицию посвящать лирические творения индивидуальным переживаниям и полемически провозглашает другую «моду» — лира должна отражать общественные интересы, как сугубо личные.
«Элегия». Анализ содержания стихотворения
В первой части автор ссылается на модные тенденции, в которых нет места социальным настроениям, и сокрушается о том, что времена, когда поэзия сможет воспевать красоту, еще не наступили. Муза должна звучно взывать к совести «сильных мира», пока «народы влачатся в нищете» и покорно сносят свое физическое и моральное рабство. Дальше поэт утверждает, что сам он «посвятил лиру» народу и высказывает свое кредо: пусть не сразу виден результат, и кажутся безнадежными усилия, тем не менее «каждый в бой иди!» Во второй части стихотворения идиллические картины крестьянской жизни представляет читателю Некрасов. «Элегия» (анализ произведения мы позже дополним исследованием поэтических приемов, используемых автором) очень нежно и одновременно возвышенно передает любовь и уважение поэта к народу-труженику. В третьей части Некрасов апеллирует к природе, олицетворяющей вселенную, и противопоставляет ее живой и страстный отклик безучастному безмолвию народа, которому посвящены страстные призывы поэта.
Анализ стихотворения «Свобода» Некрасова
Николай Некрасов многие свои стихотворения посвятил простому народу – крестьянам, их проблемам и переживаниям, уделял много внимания политическим и социальным событиям России. Некрасов, как никто другой, сопереживал крестьянам и понимал их безвыходное положение. Поэт был очень близок к ним, что помогало ему ярко изображать чувства и положение простых русских людей в своих произведениях и невероятно точно описывать несгибаемость и силу духа простого русского человека.
Стихотворение «Свобода» поэт написал в 1861 году и посвятил его главному событию того периода – манифесту «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». И хотя поэт написал его сразу после принятия реформы, вышло в свет оно только спустя восемь лет – в 1869 году. Тематика стихотворения – общественно-политическая. Некрасов критично отнёсся к новой реформе, несмотря на то, что на первый взгляд простые люди наконец обрели свободу. Но стоило ему внимательней понаблюдать за крестьянами, и сразу всплыли наружу все недостатки таких перемен.
В первых строчках читатель может наблюдать неуёмную радость и счастье простого русского крестьянина. Он едет равнинам родной страны, и его переполняет радость обретённой свободы. Рождение свободного ребёнка символизирует новый период в судьбе народа. Лирический герой мечтает о том, что его жизнь будет не такой, как у родителей и предыдущих поколений. У него будет возможность выбора, он сможет выбирать дело себе по душе, ехать, куда захочет и «взвиться под небо орлом».
Однако к концу приходит осознание, что все радужные фантазии о светлом будущем – ошибочны. Восторг сменяется невесёлыми мыслями: беды простых людей не окончены. Лирический герой произведения, как и автор, приходит к выводу, что новая реформа не дала крепостным свободы. И хотя Некрасов согласен с тем, что после таких изменений жить народу будет легче, полностью освободиться от оков невозможно: на смену старым цепям придут новые.
Но, несмотря ни на что, Некрасов старается сохранить позитивный настрой, и в последних строчках стихотворения призывает русский народ не опускать рук. Ещё есть надежда на то, что люди смогут распутать сковавшие их цепи и обрести свободу. Для сохранения позитивной волны автор использует большое количество восклицательных предложений, которые помогают сохранить боевой настрой. Сомнения, печаль и понимание не лишают лирического героя надежды на свободную и счастливую жизнь.
Анализ 2
С отменой крепостного права, произошедшей в 1861 году, интеллигенция изначально пришедшая в восторг, немного позже была глубоко разочарована. Широким кругом образованных людей, считалось что положение простого люда ненамного изменилось, а в некоторых местах всё стало гораздо хуже. Естественно, крестьяне были крайне возмущены произведенными реформами. По их мнению, им не даровали действительную, подлинную волю. Всю ответственность за осуществленные нововведения крестьяне возложили не на плечи царя Александра II, а чиновников и дворянство.
Николай Некрасов, как писатель, в своей деятельности больше всего внимания посвящал темам социальным, кроме того в творчестве прослеживается и политический подтекст
Несомненно, не мог не написать Некрасов про такую важную тему, такое важное событие как упразднение крепостного права в Российской империи
Очередное стихотворение посвященной этой теме — «Свобода». Написанное в 1861 году, оно впервые вышло в печать лишь через восемь лет. Как отмечали современники, Николаю Алексеевичу крайне не нравился Манифест 1861 года, он обрушился на него с резкой критикой. Наблюдения писателя за жизнью деревни, сразу после произведенных реформ находятся в стихотворении.
Произведение повествует о лирическом герое, который пребывая в хорошем настроении, разъезжает по родной стране. Его охватило радостное чувство, когда он лицезрел простое крестьянское дитё, появившегося на свет свободным. У ребенка на жизненном пути не будет никаких преград. Он может быть простым обывателем, а может достичь небывалых высот. Позже лирический герой уже не так радостно оценивает произошедшие в государстве перемены. Внезапно, как гром среди ясного неба его озаряет мысль, что вместо крепостнического угнетения, его оков, человек выдумает что-то другое, что будет подвергать людей кабале. Несмотря на это, произведение оканчивается благоприятно.
В 1860-70х годах, отдельные критики ругали Николая Некрасова за его устаревшее мировоззрение, взгляд на жизнь. Они поистине негодовали, отчего же писатель не переставая спешит писать об одураченном и обманутом простом люде, после дарования царем «свободы». Люди радовавшиеся нововведениям в стране, не понимали их несостоятельность и отрицательный характер. Стихотворения и статьи помогали Некрасову донести до народа всю правду об отнюдь не идеальном быте и нелегкой жизни крестьян. Литератор старался донести до людей, что те не получили настоящую свободу, а подавляющее большинство было подвергнуто еще большему угнетению.
Анализ стихотворения Свобода по плану
Тропы и образы
Первая строчка стихотворения – это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре
. Слово страда (тяжёлая сезонная работа) сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание. Стихотворение начинается с того, что страдания – синоним доли русской женщины.
С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты
. Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слёз и пота, да ещё и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком – кислым квасом. В резких и неприятных вкусах – тоже часть её мучения.
Женщина описана с помощью эпитетов: многострадальная
мать,бедная баба, ноженькаголая ,жадно подносит губыопалённые , слёзысолёные .
Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый
, равнинабезлесная , ширьподнебесная , солнценещадно палит, косулятяжёлая , жбан, заткнутыйгрязной тряпицею.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы приближают речь к песенной: косуля, ноженька, долюшка, косыньки, тряпица, квасок, полосынька
В седьмой строфе – кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребёнком в отупении. Это её истинное состояние, сопутствующее вечному терпению (недаром Некрасов срифмовал эти слова). Двойная тавтология в этой же строфе (терпеливо пой песню о вечном терпении
) привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племявсевыносящее , а мать егомногострадальна (эпитеты)
Анализ стиха Элегия Некрасова
Один из самых выдающихся русских поэтов 19 века – Николай Алексеевич Некрасов. Большинство его произведений были посвящены жизни народа. Поэт ярко описывал и чувствовал переживания и тяготы простых людей. Многие поэты и писатели того времени очень уважали Некрасова и ценили его творчество. К примеру, известный всем Достоевский, который называл Некрасова печальником народного горя. Федор Михайлович говорил, что он болел страданиями к крестьянам всей своей душой и верил в хорошее будущее русских людей.
Николай Алексеевич вместе с народом смог постичь что такое радость, горе, а главное – что такое жизнь. Красота его поэзии заключается в чуткости и понимании крестьян, в вечной правде христианских истин. Именно благодаря своей чуткости и отзывчивости он смог изобразить всю глубину и многогранность народного характера, показать его силу.
Однако случалась и критика по отношению к Некрасову, особенно она обострилась после отмены крепостного права. Многие литературные критики, другие писатели относились с непониманием и порой даже с негодованием к поэту. И все потому что он по – прежнему посвящал свои произведения низшим слоям общества. В качестве ответа на «нападения» со стороны оппонентов автор написал стихотворение «Элегия» в 1874 году. Некрасов в данном произведении пытается показать, что тема страданий народа, простых людей актуальна и сейчас, так как отмена крепостного права совсем не улучшила ситуацию.
В стихотворении «Элегия» автор показывает настоящую жизнь простых русских людей. Крестьяне находятся в бедственном положении, они обречены на нескончаемый труд, сложную работу. А также подчеркивает бесполезность реформы, которая не дала людям желаемой свободы. Некрасов пишет, что народ признали свободным. Но стали ли люди счастливыми? Изменилась ли их жизнь к лучшему? К сожалению, ответ печальный. Так как реформа об отмене крепостного права – всего лишь маска, а за ней скрываются страдания многих людей. Внешнее благополучие – это только обман, так как ничего не изменилось, жизнь крестьян не улучшилась, а возможно, только ухудшилась.
Некрасов своими произведениями хотел обратить внимание на острые проблемы в обществе, которые необходимо было решать
Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова
Сочинение на тему: «Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова»
Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».
Стихотворение «Поэт и гражданин» было написано в 1856 году. Это год проигрыша Крымской войны и упадка национального самосознания русских людей. Возможно, именно поэтому в этом стихотворении содержится призыв к активной жизненной позиции: «С твоим талантом стыдно спать». «Элегия» же написана в 1871 году уже после не только реформы 1861 года, но и после либеральных преобразований 60-70-ых годов. И она в какой-то мере подводит итог и оценивает результат произведенных изменений.
В стихотворении «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов показывает два направления поэзии. С одной стороны лирическую, а с другой гражданскую. И Некрасов твердо настаивает на приоритете последней. С его точки зрения, 50-ые годы XIX века не время для лирики:
Еще стыдней в годину горя
Красу долин небес и моря
И ласку милой воспевать…
Гражданин в стихотворении Некрасова говорит о необходимости гражданской поэзии особенно во время кризиса во внешней и внутренней политике России:
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
Но, по мнению автора, мало «достойных граждан» в России. И даже поэт, не возражая, не признает себя «достойным гражданином».
Но такие сыны своей Родины есть. И одного из них Николай Алексеевич Некрасов описывает в своем другом стихотворении — «Памяти Добролюбова». Это стихотворение гимн настоящему гражданину и патриоту Н.А. Добролюбову. Он, литературный критик, отдал своей Родине «свои труды, надежды, помышленья». В этом и заключается, с точки зрения Некрасова, важнейшая цель литературы. Он считает, что поэты, писатели, критики должны перенять лучшие качества характера Добролюбова, который был гордостью России.
Другая важная задача литературы это использование авторами в своих произведениях «народной темы». В том же «Поэте и гражданине» Некрасов говорит поэту голосом гражданина:
Не верь, что неимущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих.
Автор считает, что страдания литература обязана отражать в себе страдания народа. Об этом Николай Алексеевич Некрасов говорит и в «Элегии»:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая страдания народа.
И что поэзия забыть ее должна…
Уже проведены все реформы, но страдания народа не иссякают.
“Народ освобожден, но счастлив ли народ?”- вот главный вопрос «Элегии». После реформ жизнь крестьянства не улучшилась, поэтому Некрасов призывает к дальнейшей борьбе: «… каждый в бой иди!»
Некрасов, посвятив свою жизнь и творчество борьбе за человеческую жизнь народа, не знает услышит его сам народ,- «Увы! не внемлет он и не дает ответа», — и, вообще, поймет ли его народ хотя бы когда-нибудь, ведь при жизни Некрасова простой русский человек, крестьянин, нес домой не Белинского и не Гоголя.
Анализ стихотворения Некрасова «Свобода»
В 1861 году произошло важнейшее событие в российской истории — император Александр II дал старт крестьянской реформе, отменившей многовековое крепостное право. У людей образованных восторги от случившихся изменений довольно быстро сменились разочарованием. По мнению многих представителей либеральной интеллигенции, положение крестьян не сильно улучшилось, а в некоторых случаях стало только хуже. Простой народ тоже был реформами не удовлетворен. Крестьяне считали, что им дали не «настоящую волю». Винили они в этом не царя-батюшку, а дворян и чиновничество.
Некрасов, как литератор, в своем творчестве основное внимание уделяющий социальным и политическим темам, не мог остаться в стороне от освещения упразднения крепостного права на территории Российской империи. Одно из стихотворений-откликов на это явление — «Свобода»
Его первая публикация относится к 1869 году, хотя написано оно точно лет на восемь раньше. По свидетельствам современников, Николай Алексеевич выступал с резкой критикой Манифеста от 19 февраля 1861-го. В произведении нашли отражения его собственные наблюдения за деревенской жизнью после реформ. Лирический герой стихотворения сначала с радостным чувством едет по равнинам любимой страны. Он счастлив, видя крестьянского ребенка, родившегося свободным. Малышу открыты все пути и дороги. У него есть возможность остаться простым мужиком или достичь вершин. Далее следует менее восторженная оценка произошедших в стране изменений. К лирическому герою приходит осознание, что «на место сетей крепостных люди придумают много иных». Впрочем, заканчивается стихотворение на позитивной ноте. После реформ народу будет легче распутать эти сети.
Некоторые представители критики 1860-70-х годов упрекали Некрасова в устаревшем взгляде на жизнь. Они искренне не понимали, почему поэт до сих пор пишет об униженных и оскорбленных крестьянах после того, как царь им даровал долгожданную свободу. Эти люди пребывали в восторге от реформ, не осознавая их незавершенность, половинчатый характер. Некрасов же при помощи стихотворений, статей в журнале «Современник», которым он руководил, пытался доказать, что жизнь простого народа далека до идеальной, что они не получили полной свободы, что многие из них попали в еще большую кабалу, что в нравах и поступках немало осталось от дореформенной Российской империи.
Жанр, направление, размер
Сам поэт назвал свое стихотворение элегией. Это высокий поэтический жанр, предполагающий грустные размышления о сокровенных переживаниях лирического героя. Н. А. Некрасов обращается к этому жанру, чтобы показать, что его искренне волнует непростая судьба народа. Он использует свойственные элегии торжественную лексику и риторические вопросы, которые побуждают читателя к дальнейшим размышлениям, но при этом придает своему тексту острое социальное звучание.
«Элегия» Н. А. Некрасова относится к гражданской лирике, основными чертами которой является актуальность выбранной темы, обнажение общественных проблем и призыв к их искоренению.
Стихотворение «Элегия» написано классическим и торжественным шестистопным ямбом с использованием парной рифмовки.
Свобода
Родина мать! по равнинам твоим Я не езжал еще с чувством таким! Вижу дитя на руках у родимой, Сердце волнуется думой любимой: В добрую пору дитя родилось, Милостив бог! не узнаешь ты слез! С детства никем не запуган, свободен, Выберешь дело, к которому годен, Хочешь — останешься век мужиком, Сможешь — под небо взовьешься орлом! В этих фантазиях много ошибок: Ум человеческий тонок и гибок, Знаю: на место сетей крепостных Люди придумали много иных, Так!… но распутать их легче народу. Муза! с надеждой приветствуй свободу! (1861) |
Примечания
Стихотворения 1860-63 годов, не вошедшие в предыдущие части, с. 237-238 (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4). В Ст 1879, по указанию автора, помещено в основном тексте (см.: Ст 1879, т. IV, с. LXIII). Автограф — ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 1, л. 3. Стихотворение является непосредственным откликом на реформу 1861 г., что и дает основание датировать его 1861 г. Поэт не мог не порадоваться факту освобождения миллионов людей из рабства, не выразить надежд на лучшее будущее, пусть в далекой перспективе, хотя и трезво оценивал даже в этом лирическом стихотворении характер освобождения и возможные результаты его. В целом же отношение Некрасова к крестьянской реформе было отрицательным, что выражалось и в материалах «Современника», и в лирических стихах поэта, и в эпических его произведениях, рисующих пореформенную Россию. По словам Чернышевского, Некрасов говорил: «Да разве это настоящая воля!.. Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами» Из воспоминаний прошлого. М. -Л., 1934, с. 552). Не случайно М. М. Филиппов писал: «… Некрасов внушал любовь к народу, к мужику, он призывал на борьбу не только вообще с неправдой, но специально с той неправдой, которая не исчезла бесследно и после законодательного акта 19 февраля <…> Совершенно напрасно критика 60-х и начала 70-х годов упрекала Некрасова в анахронизмах, ставила ему в упрек, что он все еще продолжает задним числом проливать слезы над крепостным мужиком, несмотря на уничтожение крепостничества. Медовый месяц либерализма, наступивший в начале 60-х годов, успел уже пройти, а критики Некрасова, не замечая этого, все еще находились в ликующем настроении и никак не хотели верить, что в нравах, понятиях, поступках еще много такого, что постоянно напоминало и напоминает о дореформенной эпохе» (Филиппов М. М.
Разделы сайта:
- Главная страница → Стихотворения
- Главная страница → Стихотворения, поэмы 1856-1874
Анализ 2
Произведение относится к философской лирике Некрасова. Смысл в нем скрыт под покровом многозначных символов, которые трудно истолковать, в особенности, в отрыве друг от друга.
Начинается стихотворение с выражения безмерного отчаяния. Лирический герой поэта говорит о желании совершить самоубийство. Показательно, что спасение от добровольного самоуничтожения приходит свыше, из сверхестественного мира. Помощь ангела может означать и как оптимизм, пробивающийся через отчаяние и как указание на то, что в этой жизни все безнадежно.
Причину подавленности героя стихотворения автор поясняет словами ангела. Тот говорит, что вернет его музе голос. Следовательно, причина отчаяния 0 не болезнь или финансовые проблемы, а потеря возможности творить. Подобное, действительно, может привести человека, наделенного художественным талантом, к мысли о лишении себя жизни.
Кроме этого, ангел обещает снять туман, покрывающий голову и сон, охвативший героя. Здесь, возможно, указание не просто на охватившее его творческое бессилие, но и на общую апатию. Туман в голове – это ясный символ потери ориентиров, жизненных целей. Сон также может быть не просто забвением, но отходом от активной деятельности. Косвенно на идейный кризис указывает и личность самого автора. Некрасов боролся за облегчение участи трудового народа, и только он может ответить, что для него было важнее: социально-политические идеи переустройства общества или литературное творчество. Скорее всего, они были для него неразрывно связаны.
Последние строки стихотворения, также указывают на то, что борьба за народная счастье занимала мысли автора, в момент создания произведения. Это покой назван блаженным, он отличается от сна — забвения, в котором пребывает лирический герой. Ангел обещает герою, что тот обретет истинный покой (достигаемый через удовлетворение хорошо сделанной работой) в терминах крестьянского труда. Говориться о сжатой пшенице.
Здесь также видно сопоставление собственного литературного труда автора с физической работой крестьян на полях. Возможно, что именно сомнения в полезности своей агитации с призывом осознать тяжелое положение крестьян, привело Некрасова к душевным сомнениям, которые он выразил поэтическим путем.
Ангел в стихотворении, скорее всего, просто художественный образ. Он олицетворяет помощь извне в безнадежных ситуациях и не походит на ангелов в христианском понимании. Утешения небесного посланца должны укрепить поэта в правильности выбранного пути. Словами ангела Автор хочет доказать себе самому или читателям, борьба за светлые идеи, которую он ведет, используя свой литературный дар, необходима. Ангел призывает поэта дождаться весны, что означает наступление периода, когда его труд даст плоды.
Как в случае с другими философскими произведениями «Сон» выражает сложные идеи, которые могут иметь один или более скрытых смыслов. Однако представляется, что речь в нем идет о творческом кризисе, вызванном сомнениями в действенности своей деятельности на благо простого народа.
Анализ стихотворения Сон по плану
Средства выразительности
Для полного раскрытия темы и донесения до читателя идеи автор использует средства выразительности. Они же помогают передать внутреннее состояние лирического героя. Преобладают в стихотворении метафоры: «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма». Дополняется монолог эпитетами – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» и сравнением – «влачатся в нищете…, как тощие стада». Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие». В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Послушайте!» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – разбор, образы, тема
Следующая
Анализ стихотворений«На поле Куликовом» анализ стихотворения Блока по плану кратко – жанр цикла, образы, лирический герой
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Чуть мерцает призрачная сцена Мандельштама
Мальдештам написал огромное количество разных произведений. И в основном он писал про исторические события, о которых знают все и помнят очень хорошо.
- Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5, 6 класс
Стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в ссылке, вдали от своих друзей поздним зимним вечером. Одиночество и несвобода угнетали поэта. Из родных с ним была только его няня. Все свои дни он читал и работал.
- Анализ стихотворения Волшебная скрипка Гумилева
К 1910 году, когда была написана Волшебная скрипка, Брюсов был состоявшимся поэтом, наряду с Гумилевым он трудился на поприще символизма. Поэтому данное стихотворное посвящение следует в большей степени считать подарком
- Анализ стихотворения Вор Некрасова
Некрасов, имеющий большой опыт в журналистике, использовал элементы публицистики в лирических произведениях. Многие его стихотворения – это краткие хроники бытовых сцен на городских улицах, наполненных простым людом, извозчиками, торговцами, нищими.
- Анализ стихотворения Влас Некрасова
Во многих своих произведениях Некрасов поднимал тему раскаявшегося грешника. В стихотворении «Влас», написанном в 1855 году, эпическое повествование с фольклорными элементами своеобразно воплотилось в лирическом тексте
Блажен незлобивый поэт Некрасов анализ стихотворения по плану
1. История создания
. Произведение «Блажен незлобивый поэт» (1852 г.) Н. А. Некрасов написал в связи со смертью Н. В. Гоголя.
В «Мертвых душах» есть авторское отступление, представляющее собой размышления Гоголя в защиту т. н. «гражданского» направления в литературе. Некрасов полностью разделял эти взгляды, направленные против представителей «чистого искусства».
В произведении Некрасова образ поэта-обличителя символизирует собой Гоголя, а в более широком смысле — поэта гражданского направления. Под «незлобивым поэтом», скорее всего, подразумевается В. А. Жуковский.
2. Жанр стихотворения
— гражданская лирика.
3. Основная тема
произведения — сущность литературной деятельности. Некрасов однозначно поддерживает поэта-обличителя. Но при этом он ни в чем не упрекает «незлобивого поэта». В каком-то смысле автор даже завидует тому, «в ком мало желчи, много чувства». «Миролюбивая лира» дает ощущение безмятежности и покоя, в отличие от «пытки творческого духа» у сторонников гражданской лирики.
Воспевая только любовь и красоту природы, «незлобивый поэт» проживет долгую счастливую жизнь, пользуясь всеобщим почетом и уважением. Однако за рассуждениями Некрасова скрывается тонкая ирония. Она проявляется в замечании о власти поэта над толпой.
В русской поэзии «толпа» традиционно несет в себе отрицательный смысл. Всякий, хоть сколько-нибудь уважаемый себя поэт, со времен Пушкина пренебрежительно относился к подобной власти над темным и глупым сборищем людей.
Подготовка прижизненного памятника для «незлобивого поэта» — откровенная насмешка Некрасова по поводу чрезмерного самомнения сомнительных кумиров толпы. Более подробно автор останавливается на судьбе поэта-обличителя. Он не скупится на описании всех трудностей его творческого пути. Симпатия Некрасова к этому герою становится сразу заметна.
«Благородный гений» такого творца не приносит ему никаких благ. Его путь сопровождается «дикими криками озлобленья». Поэт-обличитель непонятен толпе, потому что «проповедует любовь… словом отрицанья». При жизни ему не суждено добиться признания. Оценить творчество гения смогут лишь после его смерти.
4. Композиция
. Произведение делится на описания представителя «чистого искусства» (4 строфы) и поэта-гражданина (6 строф).
5. Размер стихотворения
— четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.
6. Выразительные средства
. Все произведение построено на антитезе. На первом плане противопоставляются образы главных героев («спокойное искусство», «миролюбивая лира» — «обличитель толпы», «карающая лира»), на втором — бескорыстный подвиг поэта-обличителя и реакция общества («благородный гений», «высокое призванье» — «хулы», «врагов суровых»).
Большую роль играют разнообразные метафоры («пытка творческого духа», «уста вооружив сатирой»), олицетворения («сочувствие… ласкает», «преследуют хулы»), сравнение («как ропот волн»).
7. Главная мысль
произведения. Некрасов доказывает, что творчество ради «чистого искусства» обладает лишь временной показной ценностью. Только твердая гражданская позиция делает творчество действительно важным и ценным, хотя признание заслуг поэта-обличителя приходит к нему всегда слишком поздно.