Символизм в творчестве А.А. Блока
Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва — религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.
Белый цвет — знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак её приближения. Утро, весна — надежда на встречу Зима, ночь — разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет — пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.
Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать… Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» — характерные в этом смысле строки стихов Блока.
Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы «просвечивает» иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, «несказанным» (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной а,— писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов)
Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.
Русь в сердце Блока
Далее поэт пишет, что при всей нищете России, при всей её серости в провинции, страна дорога его сердцу в любом виде. Блистательный Петербург и унылая деревня составляют единое целое, дополняя друг друга и образуя в этом симбиозе страну под названием Россия.
У Блока есть к Родине любовь, но нет жалости, что видно из строк:
Жалость – это снисхождение, а таких чувств у поэта к России нет, он выше снисходительности, принимая Русь во всём многообразии, где разбойная краса сочетается с серостью изб, а через дорогу стоят церковь и кабак. Эта многогранность и искренность во всём не позволяют Руси сгинуть и пропасть:
Величие и нищета России
Да, забота не раз омрачала чело Родины, но никогда она не была сломлена никаким чародеем. Были монголо-татары, приходили шведы и Наполеон, а Россия лишь омрачалась заботой, меняла соху на меч и всё возвращалась на круги своя – серые избы, расхлябанные дороги, ветровые песни и расписные спицы.
Слез в реке за века истории накопилось много, но вода не переполнила берега, на которых и сегодня, как век назад, девушки в узорном платке поют по вечерам песни, а мужики чинят невод. Тонко играя нитями символизма, автор стихотворения показывает многогранный образ России, в котором рука об руку идёт блеск и нищета, героизм и серость будней.
Ante Lucem
Первые «серьёзные» стихи Александр Блок написал в 18 лет; они вошли в поэтический сборник с замысловатым названием Ante Lucem (в переводе с латыни — «До света», или, согласно авторскому переводу Блока, «Предрассветное»). В этих произведениях уже угадывается символистский настрой поэта: лирический герой здесь рассуждает о любви, о смерти, о Божественной воле
Злободневным событиям внимание не уделяется, зато постоянно встречаются сюжеты из славянского фольклора и европейской литературы. Названия стихотворений говорят сами за себя:
- «Офелия в цветах, в уборе…»;
- «Песня Офелии»;
- «Гамаюн, птица вещая»;
- «Сирин и Алконост»;
- «Накануне Иванова дня…»
Офелия — главная героиня пьесы У. Шекспира «Гамлет», той самой, которую ставили в домашнем театре Менделеевых; Гамаюн, Сирин и Алконост — мифические птицы, частые персонажи русских народных сказок; Иванов день (также день Ивана Купалы) — важный славянский праздник: согласно преданиям, в этот день можно найти мифический цветок папоротника и, сорвав его, обрести сверхъестественные способности, в том числе — видеть будущее. Уже в 18—19 лет Блок умело работает с классическими образами, пытаясь переосмыслить их. Так, в стихотворении «Офелия в цветах, в уборе…» появляется лирический герой, который наблюдает за Офелией и Гамлетом со стороны, не смея вмешаться в происходящее. А в произведении «Накануне Иванова дня» юноша, собирая цветы, получает дар ясновидения, но узнаёт не о судьбах мира, а о том, что ему суждено вскоре расстаться с любимой.
Раннее творчество Блока, безусловно, заслуживает внимания. И всё же стихи, вошедшие в Ante Lucem, запомнились читателю куда меньше, чем произведения следующего сборника — «Стихи о Прекрасной Даме».
Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока
Александр Блок — один из ярких представителей «серебряного века» русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-общественной позицией. Символизм — одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».
А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют символы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символистами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «божественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соловьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама — это символ любви, это символ самой жизни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего божества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…
Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отражают окружающую действительность, противоречия капиталистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчаливо, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.
Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незнакомка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Вечной Женственности, символ красоты и любви. Незнакомка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняющей красотой.
В поэме «Двенадцать», которая посвящена революции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, проходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Образ Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечности, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.
Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Преодоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.
«Россия», анализ стихотворения Блока
Тема родины – основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к Родине была «странной». Впервые такое определение использовал Михаил Юрьевич Лермонтов в своем стихотворении «Родина» :
Люблю Отчизну я, но странною любовью…
Он объяснял эту странность тем, что такая любовь у русского человека развивается, скорее, вопреки чему-то, нежели из-за чего-то.
В творчестве поэта ХХ века Александра Блока эта традиция в полной мере воплотилась в его стихотворении «Россия» из цикла «Родина». Правда, самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…
Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос: за что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?
В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:
Россия, нищая Россия, Обетованный край твой щедр!
Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви». а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени — «как слезы первыя любви». что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.
Следующая строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.
Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.
В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:
Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!
В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная». непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты» .
Эти прекрасные черты проступают особенно ясно в последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей». Такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту, и уж тем более никогда не шла речь о сексуальности, без которой сейчас не обходится ни одно представление красавицы.
В конце вновь звучит мотив пути. дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно». Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней». приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.
Образы и символы
- В центре произведения – образ России, который достигает невероятной выразительности благодаря намеку на сравнение с девушкой, чья «разбойная краса» и «прекрасные черты» затуманены горькой заботой тяжелых дней.
- В стихотворении поэт использует символы, расширяющие смысловое поле текста. Неизменно присутствует в тексте символ пути, распутья. России предстоит выбрать свою дорогу, неровную, с множеством развилок. Дорога – это судьба, паломничество, движение к лучшей жизни, к своему предназначению. Однако путь этот долог и сложен; но России, встретившей новый век, не избежать его.
- Для лирического героя же дорога легка, прежде всего, потому, что освещена любовью к родине и надеждой на долгожданные счастливые перемены. Для него Россия – возлюбленная, самая первая и долгая любовь.
- Образ России, созданный Блоком, удивительно лиричен и красочен. Несмотря на патриотический пафос произведения, оно больше напоминает письмо к возлюбленной, немного грустное, но неизменно нежное.
Патриотическая лирика Блока
И всё же, помимо стихов о Прекрасной Даме, у Блока есть ещё много прекрасных произведений — в том числе патриотических. Наиболее известны два программных стихотворения — «Россия» (1909) («Опять, как в годы золотые…») и «Русь» (1906), начинающееся так:
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Внимательный читатель может сказать, что и в патриотической лирике Блока звучит тема поклонения женщине, только эта женщина — уже не таинственная Незнакомка, а вся Россия, прекрасная и непостижимая, которую, увы, может «заманить и обмануть» колдун (см. стихотворение «Россия») — но даже после этого она «не пропадёт, не сгинет». И действительно, история показывает, что после всех несчастий Россия каждый раз восстаёт буквально из пепла; остаётся надеяться, что так будет всегда.
Анализ стихотворения «Россия» Блока
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Россия» было создано А.А. Блоком в 1908 году. Основная тема его — тема Родины, России. Мы можем отнести произведение к гражданской, патриотической лирике. Также мы видим здесь попытку философского осмысления судьбы России.
В первой строфе стихотворения возникает тема дороги. Картина создается конкретными деталями: мы видим «три стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи». Затем лирический герой признается в своей любви к Родине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
Мы понимаем, что судьба его и судьба России неразделимы, слиты воедино. Герой со смирением принимает все происходящее в стране, он готов разделить с Родиной ее участь, ее трудности и невзгоды: «И крест свой бережно несу…». Он осознает, что страну ожидает непростая, драматическая судьба. Ведь недаром «глухая песня ямщика» звенит «тоской острожной», а краса России — «разбойная». Здесь возникает едва уловимый мотив русского бунта, и этот момент всегда был в центре внимания поэта.
Образ России в произведении двойственен. С одной стороны, это нищая, сирая страна, где «серые избы», «расхлябанные колеи». С другой стороны, это страна огромного внутреннего потенциала, духовных откровений: здесь «невозможное возможно». В этих строках звучит вера лирического героя в Россию, в ее скрытые силы. Здесь невольно вспоминаются тютчевские строчки:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Оба поэта используют прием олицетворения, но образ Блока более конкретен: Россия предстает у него в образе прекрасной женщины, матери, жены, возлюбленной (в этом отличительная, оригинальная черта патриотической лирики Блока, это придает патриотическим чувствам лирического героя и этой теме особую интимность). Поэт наделяет ее конкретными чертами: у нее — «разбойная краса», «плат узорный до бровей».
В финале стихотворения вновь возникает мотив дороги. И здесь мы вспомним лирическое отступление Н.В. Гоголя о Руси-тройке из поэмы «Мертвые души», стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка».
Таким образом, произведение имеет кольцевую композицию — начинается и завершается оно образом дороги, что само по себе символично: Россия находится в вечном движении, в поиске своего пути.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в годы золотые», «разбойную красу»), сравнение и инверсию («Как слезы первые любви»), фразеологизм («И крест свой бережно несу»).
Произведение мы можем рассматривать в контексте лирических размышлений Блока о судьбе России — стихотворений «Русь», «Осенний день», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», «Рожденные в года глухие…», цикла «На поле Куликовом», поэм «Двенадцать», «Скифы».
Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока
— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)
— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.
— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?
— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство
(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)
— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)
— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.
— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?
— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?
— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)
— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?
— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость
(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)
— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср
– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)
— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?
— В чем символика этого образа?
Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».
Скелет стихотворения: какими средствами создан шедевр?
Итак, стих Блока «Россия». Анализ стихотворения предполагает освещение его технических особенностей.
В стихотворении шесть строф, каждая из которой представляет четверостишие, кроме заключительной (она состоит из шести строк). Произведение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует перекрестную рифму по следующей схеме: AbAb (прописные буквы подразумевают использование женской рифмы, а строчные — мужской).
Продолжим анализ стихотворения Блока «Россия». Художественные средства, использованные поэтом, — крайне важная часть анализа, так как позволяет узнать, какие средства языка помогли автору выразить его мысли и чувства.
Анализ стихотворения А. Блока «Кругом далёкая равнина…»
Стихотворение написано в 1901 году. Ситуация написания стихотворения – кризис отношений с любимой девушкой, который творчески преломляется в сознании на впечатлительного поэта-символиста, когда исповедь преобладает над вымыслом. Лирический герой, хотя и не тождественен автору, в большой мере отражает его умонастроения и переживания.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
метафоры – «толпы пней», «могила любви» – используя слова «пень» и «могила», автор проводит идею окончательной потери, безвозвратного конца;
эпитеты – «родимая долина», «угрюмая тоска», «холодный, бездушный прах» – являются выражением авторского отношения;
оксюморон – «даль близка», то есть не вызывает желания приблизиться, исследовать ее, изведать неизведанное;
антонимы «небо – земля», «день – ночь», в том числе контекстуальные – «завоет – умолкнет» – являются способом отразить полярные стороны действительности;
олицетворения – «живет тоска», «тучи стелются», «тоска роет, завоет, умолкнет» – отсылка к образу воющей собаки создает тревожное настроение, предчувствие грядущей беды;
анафорический лексический повтор – «все, что будет, все, что было» – концентрирует внимание на неизбывности и всеобщем характере чувств;
инверсию – «живет тоска» – прием позволяет создать акцент на слове «тоска», точно отразить внутренний мир героя;
синонимы – «поля, равнина, долина», «холодный, бездушный» – всесторонне описывают картину происходящего;
многосоюзие – «и днем и ночью», прием дает возможность изобразить непрерывность, характер охватившего героя чувства.
Статическая картина создана автором благодаря минимальному количеству глаголов.
Три строфы словно рисуют декорацию, на фоне которой действует лирический герой. Последняя строфа содержит формулировку вывода о тотальной бесперспективности, что подчеркивается оборотом «между небом и землей» и тезисом о затерянной могиле. Представить нарисованную картину одиночества, смерти любви помогают образы унылых песчаных бугров, похожих, как близнецы, один на другой, а также «кладбищенская» лексика – «прах», «могила».
Стихотворение пронизано упадническими настроениями, тоской и меланхолией. Обгорелые пни – яркий образ отпылавшего, как полагает лирический герой, чувства, а также далекого безрадостного будущего. Закрытая тучами родимая долина – воспоминания об утраченном счастье. Автор презентует героя, который не ожидает от жизни ничего позитивного.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
«Блок и символизм»(доклад+анализ произведений)
Чтобы лучше понять, как Александр Блок связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии «символизм».
Русский символизм – явление сложное. На разных этапах становления и в творчестве разных поэтов и писателей символизм выявляется по-разному. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции в 1880-х-1890-х годах. Первые шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Все русские символисты были разные. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрения символистов, был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их в дальнейшем так и называли – «соловьевцами». У Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «Вечная женственность», которые в дальнейшем мы встретим в стихотворениях А.Блока. Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти мир, она единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.
В России используется деление символистов на «старших» («декадантов») и «младших» (мистиков – «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младосимволисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие.
Анализ стихотворения А.А. Блока «Россия»
Стихотворение «Россия» написано 18 октября 1908 года
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи.
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу. Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.
Ну что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты всё та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей.
И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.
Стихотворение «Россия» начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.
А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, — но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей.
Во многих стихотворения Блока Россия одушевляется женщиной. Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок описывает: она красива в своей простоте, заботлива и чувственна (об этом говорят её слёзы). Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные. С тех пор, как прошли «годы золотые», она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние «чародеев» — других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России. Но что толку жалеть Россию? Гораздо полезнеё приложить все свои силы, чтобы защитить свою родину от этих «чародеев», от обмана, помочь поднять страну до уровня былого величия. И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в материальную зависимость, заманить её на край гибели (по мнению этих «чародеев»), но Россия и в этом случае не пропадёт и «не сгинет», ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем «невозможное возможно», «дорога долгая легка»).
Читая стихотворение «Россия», мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого ещё больше пачкаются
Всё больше серых, грязных тонов мы встречаем на своём пути, «слёзы первые любви» очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест — символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека
И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее — неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией. И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле).
Если в цветовом плане стихотворение «Россия» имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои. Автор не оставил конкретных «звуковых» вех, разве что «песни ветровые», но всё же, если окунуться в этот «серенький» мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются — в первом; обманет, забота затуманит свои черты — в четвёртом четверостишии), «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее.
Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его «крест») и судьбы России — вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.