След революции в душе поэта
Особенности ментальности русского человека и не позволили, по мнению автора строк, довести в 1905 году дело революции до конца. Народ пошёл к царю с открытой душой и получил в ответ пули. Недостаток практичности и реализма помешал завершиться революции успешно, опять за свою открытость и доверие русский народ опять заплатил кровью.
Анализируя строки, хорошо видно, что через всё стихотворение Русь слышится тонкая досада от созерцания спящей Руси, которую бутит только внешняя беда, когда на землю приходит враг, но она не может открыть сонные глаза и поправить подушку (свершить революцию) у себя в доме. Досада на фоне любви к Родине, ведь настоящий патриот не может отвернуться от своей страны, даже если она спит.
Но даже политая кровью душа России жива и не запятнала своей первозданной чистоты. Александр Блок видит себя одним из кусочков этой души, просто он раньше проснулся и больше увидел, теперь через стихи старается разбудить других и ведает им, что Русь прекрасна, но слишком долго спит, слишком верит колдунам.
Анализ лирического стихотворения И. Бунина «Рассвет»
Как часто кажется нам, что мир рушится, уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе создаем, мы не замечаем, что постепенно наша жизнь начинает тускнеть из-за всего этого. Нам не хватает воздуха, живой природы. Мы проходим по улицам, но у нас нет времени взглянуть на небо, в эту далекую, синюю, бездонную высь.
Связь с природой обрывается под тяжестью прогресса. Он продвигается вперед, а мы отдаляемся от естественного мира, погружаясь в мир искусственный.
С первого и до последнего слова оно проникнуто радостным, весенним настроением. Весна, вероятно, в сердце поэта, он с надеждой и трепетом ждет лучшего, светлого. И если еще «сумрак ночи прячется в лесах», то уже «из долин зеленых утром веет». Не только природа начинает пробуждаться — жизнь меняется к новому. В первой строфе происходит зарождение надежд, тогда как во второй поэт под громкое «серебряное пенье» смело призывает новый день:
Разгорайся, новый день, смелей!
Все мосты сожжены, прошлое ушло безвозвратно, незачем сожалеть о нем. Лишь будущее время, зарождающееся в мгновение настоящего, властно над человеком. Обращаясь в третьей строфе к солнцу, Бунин хочет заставить и нас поверить в то, что «вся жизнь — день радости и счастья!». Он понял принцип жизни и делится своим открытием с нами. Он подчеркивает выражения «по всей земле», «вся жизнь», как бы доказывая, что мир безграничен в соединении с природой. Закрыв глаза на мелкие неурядицы, поэт слепо верит в то, что человек рожден для счастья. Каждый миг, слагающий дни, недели, годы, несет нам лучшее; каждый миг ценен и неповторим. Небо — один из главных образов стихотворения. На нем происходит зарождение жизни, и оно отражает, словно зеркало, все происходящее на земле. Оно — своего рода душа человечества, его надежды и ожидания, хранитель всего самого сокровенного.
Размер стихотворения — пятистопный хорей с опоясывающей рифмовкой. Хорей — размер мажорный, и действительно — на протяжении всего стихотворения улавливается мотив активности, побуждения. Цвет стихотворения очень яркий, насыщенный, в некотором смысле пестрый. Поэт использует множество эпитетов: «бледных небесах», «серебряное пенье», «долин зеленых» и т. д. С их помощью стихотворение становится легким, чувственным, более эмоциональным. Ведь жизнь, будущее, свобода не имеют тесных рамок, эти понятия вкладывают непосредственность в каждую строчку. Используя такие метафоры, как «сумрак ночи прячется в лесах», «веет юной радостью», «льется звон костела», поэт стремится наполнить произведение активностью, особым смыслом, чтобы лучше передать его основные мотивы. Сравнивая звон костела с серебряным пением, Бунин придает тем самым стихотворению музыкальный тон.
Еще один художественный троп — олицетворение, с которым мы встречаемся во второй и третьей строфах. День и солнце. Этим неживым, казалось бы, понятиям поэт придал своеобразную окраску. В его сознании они — живые. Более того, на них возлагается серьезная задача — сделать мир светлым и радостным, поэтому они являются также основными образами стихотворения на фоне ясного неба. В произведении происходит ассонанс гласной «е», будто и в нее автор вложил особый смысл, будто она призвана вести нас за собой вперед, к свету, к счастью.
Выйди в небо, солнце, без ненастья,
Возродися в блеске и тепле,
Возвести опять по всей земле,
Что вся жизнь — день радости и счастья!
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» написано в декабре 1829 года и напечатано в «Литературной газете» в 1830 году. В первой редакции стихотворение начиналось строфой, в которой лирический герой утверждал, что мысль о неизбежной смерти преследует его, где бы он ни находился. Пушкин избегает такой прямоты в окончательном варианте.
Литературное направление, жанр
Жанр стихотворения – элегия. Это печальные философские размышления о бренности бытия, неизбежности смерти. Человеку свойственно думать об этом. Лирический герой Пушкина представляет возможное место и время смерти, примиряется с фактом смерти и морально к ней готовится. Это образец реалистического стихотворения.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы. В первых четырёх лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.
Вторая половина элегии посвящена рассуждениям о времени (пятая строфа), месте (шестая строфа) смерти. Последние две строфы – раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.
Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задаёт риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.
Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии – рассуждение о неизбежной смерти. Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна. Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы. Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчёркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.
Размер и рифмовка
Элегия написана четырёхстопным ямбом с пиррихием, чаще всего в третьем слоге. Пушкин стремится к чёткой ритмической организации, даже пропуск ударения ритмичен. Ничто не должно отвлекать от гармоничных рассуждений. Данная элегия – способ самому обрести душевный покой. Рифмовка перекрёстная, женская и мужская рифмы чередуются.
Тропы и образы
Элегия построена на антитезе жизни и смерти, которая выражена метафорами в обращении к младенцу: «Мне время тлеть. тебе цвести ». К полюсу жизни относятся эпитеты улицы шумные, храм многолюдный. юноши безумные. дуб уединенный. младенец милый. предел милый, жизнь младая. краса вечная. Смерть описывают эпитеты вечны своды, век забвенный. охладелый прах, бесчувственное тело.
Эпитет безумные по отношению к юношам кажется странным, но он раскрывает идею стихотворения. С точки зрения зрелости (Пушкину 30 лет) юноши безумны, потому что не думают о смерти. Долг каждого зрелого человека – соотнести себя со смертью, научиться жить с мыслью о ней.
Важность эпитетов подчёркивает и то, что почти все они стоят после определяемого слова, то есть Пушкин использует инверсию, логически подчёркивая эпитеты-определения. Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем
Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел – родина, гробовой вход – могила
Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем. Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел – родина, гробовой вход – могила.
Метафоры и олицетворения объединены тематикой быстротечности бытия и смерти: промчатся годы, сойдём под вечны своды, тебе я место уступаю, смерть пошлёт судьбину, соседняя долина мой примет охладелый прах, ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать .
Метафора патриарх лесов (дуб) тоже говорит о смертности, хотя и после очень долгой жизни. Только одну фразу можно расценивать как метафору, относящуюся к жизни: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть ». Метафорически эта фраза означает, что жизнь вечна: смерть одних сменяется жизнью других. Пока человек живёт, он радуется и не думает о смерти. Но не следует ли читать эти две строки в прямом смысле: лирическому герою хотелось бы, чтобы следующие поколения не забыли его, приходили на его могилу?
Много споров у исследователей вызывает метафорический эпитет равнодушная природа. Возможно, он означает, что природа неподвластна смерти, равнодушна к ней. Но она равнодушна и к жизни. С точки зрения смертного человека природа вечна.
Ритмико-мелодический анализ стихотворения Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»
В первом катрене произведения А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» читатель видит пейзаж, который вбирает в себя образы реки, берегов, обрыва, степи. Картина природы наполнена мрачными тонами. Такую атмосферу помогают создать глагол «грустит» (дважды повторяется в катрене), эпитет «скудная», прилагательное «жёлтый», которое в контексте данного стихотворения приобретает оттенок серо-желтого цвета. Весь этот образный план сопрягается с ритмической организацией стихотворения, которая позволяет автору создать ощущение протяжности. Часто повторяющийся звук (долгий, закрытый), пиррихии, пятистопные и шестистопные строки, цезуры создают замедленную интонацию.
Во втором катрене появляется образ родины, широкой, безбрежной (создается благодаря ассонансу звука ). Подчеркивается автором стремительность, которая возникает благодаря пунктуации в словах: «Наш путь – стрелой татарской древней воли» (тире придает тексту эмоциональной напряженности, способствует динамике действия). Более того, интонация стихотворения получает развитие благодаря приему анжамбеман («До боли нам ясен долгий путь!»).
Третий катрен насыщен цезурами, которые выполняют акцентную функцию. Прослеживается аллитерация на шипящие ,,, которая есть в словах безбрежная, ночная, зарубежная
(последние два эпитета создают образ тьмы).
В четвертом катрене отсутствуют пиррихии (ускоряется темп стихотворения), текст насыщен глаголами (озарим, домчимся), которые «всеми своими звуковыми и смысловым свойствами участвуют в создании движущейся словесной картины» (Е. Эткинд). Присутствует в последней строке «…и ханской сабли сталь…» аллитерация звука . Его повторение является семантически важным, так как данный звук с точки зрения звукового символизма высокий, а значит, в данном случае передаёт силу света. Из этого следует, что в катрене появляется образ света, который противопоставляется автором предшествующему ему образу тьмы («И даже мглы – ночной и зарубежной»).
В пятом катрене происходит динамичное развитие действия (строки становятся короче, уменьшается в них количество слогов (11,4)). Русь предстает перед читателем в образе степной кобылицы. Для создания её образа автор использует аллитерацию звуков , в словах кровь, пыль, ковыль.
Фонетическая близость данных существительных словукобылица говорит и о их лексическом сближении. Мотив движения вводится в текст за счет употребления автором слов «летит, летит».
В шестом катрене движение более медленное. Это подтверждается тем, что в четверостишие присутствуют пиррихии (вторая и третья строки), синтаксическая конструкция «идут, идут», глагол мелькают.
Последний катрен обладает эмоциональной напряженностью. Это проявляется в ритмическом, синтаксическом и образном планах. В тексте практически отсутствуют пиррихии (встречается лишь в третьей строке); кроме того, катрен насыщен восклицательными предложениями, повторами: сердце, плачь, кровь –
словами, которые выражают боль автора, страдания всего русского народа; а предыдущий абзац с последним будто связан выражением «закат в крови» (повторяющийся образ).
Последняя строка стихотворения «
Несётся вскачь!» стремительна, именно в ней движение стихотворения, начинавшееся с «течёт лениво», достигает своего апогея.
Таким образом, значима ритмико-мелодическая организация стихотворения. Благодаря ей читатель понимает настроение произведения, его темп, развитие, улавливает эмоциональное состояние лирического героя (напряженность, испытываемую им боль и любовь к родине). Звуковые приемы – аллитерация и ассонанс – играют важную роль в создании образов (образ Руси, света). Действительно ритмико-мелодическая структура произведения выражает его идейно-эстетическую концепцию. Понимается замысел автора о том, что Россия – страна, предстающая в данном стихотворении то женой, то степной кобылицей, обладает великой историей, преодолевает все невзгоды на своем долгом пути.
Образы и символы
В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее. Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия. Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.
Героя данного произведения можно назвать сильным человеком, ведь он смирился с неизбежным, он смог найти в себе силы увидеть в своём положении светлые начала. Так, ребёнок становится символом новой жизни. Да, сам герой уйдёт, но на этом поток жизни не закончится. В конце произведения появляется образ природы, которая «красою вечною сиять» будет. Секрет силы этого естества в том, что каждая частичка природы перед смертью оставляет потомство, которое продолжит дело предков. Так и человек, по мнению Пушкина, должен явить на свет наследника, в нем он переродится для нового дня.
Образы и символы
Весь цикл пронизан символами, указывающими на беспокойные настроения, царящие в России 1908 года. Степной путь, по которому скачут воины к месту сражения – символ метафорического исторического пути, по которому идет родина. Как воины движутся к битве, так страна идет к новой революции и гражданской войне.
Образ жены трактуется уже не так просто. Еще в первой части цикла Блок вместо классического сравнения «Россия-матушка», сравнивает Россию с женой. Но это не жена в обыденном нашем понимании, а отсылка к раннему творчеству поэта и к идеям Соловьева о священной женственности. Это подтверждает и наличие цитаты самого Соловьева перед заключительной частью цикла. Образ некоей жены, которая должна будет оплакивать лирического героя после сражения, проходит через весь цикл. Так, заключительную фразу второго стихотворения можно понять и буквально, то есть «помяни меня после, жена», и как «помни обо мне, Россия». Третье стихотворение полностью посвящено образу некоей прекрасной женщины. Это может быть и соловьевская святая, и образ России.
Через весь цикл также проходят символы тумана и мглы. Они указывают на неизвестность и беспокойство, которые издавна окутывали отчизну.
Степная кобылица – это водоворот событий, который затягивает народы в побоища. Это неумолимая судьба, что несется, не разбирая дороги. Сама стихия войны выражается в этом образе.
Лирический герой – воин, который скачет защищать Родину от татаро-монголов. Является ли герой отражением самого Блока, или он просто абстрактный персонаж, необходимый для передачи основных мотивов стихотворения, точно неизвестно. Этот вопрос поэт оставляет воображению читателя.
Таким образом, главные герои неразрывно связаны. Жена и муж – это семья, узы которой священны и вечны. Так и русский человек навек связан со своей землей.
«Русь», анализ стихотворения Блока
Краткая история создания. Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока. В этом произведении чувствуются отголоски творчества Гоголя, образы из фольклора и старинных преданий.
Тема стихотворения. С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.
Сюжет. На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна»: «где ведуны с ворожеями», «и ведьмы тешатся с чертями». Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины». Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий». Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную.
Художественные средства.
- стихотворный размер, четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Схема: Ты/ и/ во/ сне?/ не-/о-/бы-/ча?й-/на. Тво-/е?й/ о-/де?ж-/ды/ не/ кос-/ну?сь. Дрем-/лю?/ — и/ за/ дре-/мо?-/той та?й-/на, И/ в та?й-/не/ — ты/ по-/чи?-/ешь/, Ру?сь. _ _ /_ _?/_ _ /_ _?/_ _ _?/_ _?/_ _ /_ _? _ _?/_ _ /_ _?/_ _?/_ _ _?/_ _ /_ _?/_ _?
- рифма перекрестная (АбАб), чередуются мужская (ударение падает на последний слог) коснусь-Русь и женская (ударение на предпоследнем слоге) необычайна-тайна рифмы. По точности созвучия рифма считается богатой, т.к. совпадают опорные согласные звуки. … необычайна.(А)
- … коснусь.(б)
- … тайна,(А)
- … Русь.(б)
тропы:
гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь.
</li>олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала.</li>метонимия (переименование) горящих сел.</li>стилистические фигуры:
кольцо (повтор речевой конструкции) — в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.
</li>эпитеты (образные определения) мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты.</li>
Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.
Лирический герой стихотворения. Он влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная — его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».
Литературное направление. Блок относится к поэтам-символистам. В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.
- «Незнакомка», анализ стихотворения
- «Россия», анализ стихотворения Блока
- «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
- «Фабрика», анализ стихотворения Блока
- «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
- «Рассвет», анализ стихотворения Блока
- «На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение
- «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
- «Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
- «Коршун», анализ стихотворения Блока, сочинение
- «Осенний день», анализ стихотворения Блока
- «В ресторане», анализ стихотворения Блока
- «Скифы», анализ стихотворения Блока
- «Соловьиный сад», анализ поэмы Блока
- «Ветхая Избушка», анализ стихотворения Блока
По произведению: «Русь»
По писателю: Блок Александр Александрович
«Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий. И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.
Вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. Клочок чистого неба, который Блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. В лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход.
Ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма, чрезвычайно распространенного в XX веке направления в искусстве. Основной признак этого течения – доходящий до отчаяния пессимизм. Это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». К концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («Ветер принес издалёка/Звучные песни твои»).
В стихотворении Блока много недосказанности. Автор хочет очень многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не дают ясности. Взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». Такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви. И только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую.
Силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. Рифмы последних двух четверостиший – точные. Автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. Стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк). Рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). В последних двух – рифмовка перекрестная. Стихотворный размер: трехстопный дактиль.
В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога. Чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева. Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.
Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал — действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолетны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.
- «Незнакомка», анализ стихотворения
- «Россия», анализ стихотворения Блока
- «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
- «Фабрика», анализ стихотворения Блока
- «Русь», анализ стихотворения Блока
- «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
- «Рассвет», анализ стихотворения Блока
- «На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение
- «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
- «Коршун», анализ стихотворения Блока, сочинение
- «Осенний день», анализ стихотворения Блока
- «В ресторане», анализ стихотворения Блока
- «Скифы», анализ стихотворения Блока
- «Соловьиный сад», анализ поэмы Блока
- «Ветхая Избушка», анализ стихотворения Блока
По произведению: «Ветер принес издалека…»
По писателю: Блок Александр Александрович
На поле Куликовом (Блок А.А.)
На поле Куликовом
Автор — Блок Александр Александрович 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной — В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! 7 июня 1908
2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень. За рекой — поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: «Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! 8 июня 1908
3
В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою,- Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. 14 июня 1908
4
Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали…
Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне… Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!» Вздымается конская грива… За ветром взывают мечи… 31 июля 1908
5
И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло. Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись! 23 декабря 1908
1908