Стихотворение «море» в .а. жуковского разбор и анализ по плану

Анализ стихотворения александра пушкина «не пой красавица при мне»

Философия стихотворения

В этом, самом мрачном и безнадёжном у Пушкина стихотворении художественный образ жизни как дара свыше соседствует с образами бесцельности, однообразия и тоски. Характерно, что прилагательное «однозвучный

», которым автор характеризует «шум » да и само течение жизни, встречается в его стихах лишь трижды: один раз до 1828 года, в стихотворении 1825 года «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет »), и один раз после — в 1830 году в «Стихах, сочинённых ночью во время бессонницы» («Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу »). Все они близки друг к другу по настроению.

Написанные в том же 1828 году неделей раньше «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день

») и, несколько позднее, «Предчувствие» («Снова тучи надо мною ») образуют вместе с «Даром напрасным…» своего рода трилогию или «психологический цикл». В качестве продолжения подобной философско-пессимистической тематики у Пушкина можно назвать стихотворение 1830 года «Бесы» («Сколько их! куда их гонят? »). Однако ни в одном из вышеназванных стихотворений нет такой глубины безысходности. В. А. Тропинин , Public Domain Если в «Трёх ключах» Пушкин написал, что слаще умереть, чем жить, то тут — что лучше бы ему вообще не родиться, в «Воспоминании» он отрицает своё прошлое, а тут — также настоящее и будущее. Автор ищет какой-либо смысл жизни, но его потребность в познании истины остаётся тщетной. И поскольку цель бытия не ясна или отсутствует, любое приложение сил, ума или страсти кажутся бесплодными. Человек оказывается противопоставленным враждебному и непознаваемому миру и действующим в нём непонятным силам. Лев Лосев сравнил отношение Пушкина к жизни как к случайному и напрасному страшному дару с этикой экзистенциализма.

«Дар напрасный» нередко рассматривают в оппозиции с написанным двумя годами ранее «Пророком». Если первое по времени написания стихотворение говорит, причём высоким языком религии, о предназначении поэта, даре, ниспосланном ему свыше, второе же, напротив, утверждает тщету человеческого бытия. Впрочем, если рассматривать «Пророка» пусть как и свидетельство некоторого духовного преображения, но не в буквально религиозном смысле, то противоречие не настолько велико. Т. В

Седакова обращает внимание на то, что концовка «Дара…» по сути — возвращение к состоянию той «духовной жажды… в пустыне», с которой начинается «Пророк»

Софья Киселева

Софья Киселева. Картина Дж. Хейтера. 1831. Государственный Эрмитаж

«Я суеверно перекладывал в стихах рассказ молодой женщины: к нежным законам стиха я приноравливал звуки ее милых и бесхитростных уст».

Урожденная княжна Потоцкая, она была дочерью польского князя от авантюристки-гречанки. Считается, что именно Киселева рассказала поэту историю о похищенной княжне Потоцкой, которая легла в основу «Бахчисарайского фонтана». Посвященных Киселевой отдельных стихов поэта мы не найдем: он не тратил силы зря. Недаром в письме к мужу она честно писала: «Если увидишь Пушкина, передай ему, что я учусь русскому языку, чтобы читать его стихи».

С мужем эта статная красавица в итоге рассталась и уехала за границу. Но прежде предусмотрительный супруг устроил ее дела так, «чтобы она не могла разориться, даже если бы хотела». Софья блистала в парижском обществе, а в старости ее главной страстью стала игра в карты. Двигаться самостоятельно она уже не могла, и слуга каждый день возил старуху в казино, где она проводила целый день.

Стихотворение «Погасло дневное светило» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Молодой поэт совершил путешествие в Крым с семьей Раевских. Он произвел на него неизгладимое впечатление. Именно там Пушкин впервые увидел море, которому впоследствии посвятил немало стихотворений. Но “Погасло дневное светило” стало одним из лучших. Вот какова его история создания: поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане”. Стихотворение написано в августе 1820 года.

Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он все же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

Тема

Главная тема – невеселые размышления лирического героя, связанные с потерей возможности посещать родные края. Он – изгнанник, который тоскует за родными местами, гонимый не зависящими от него. Таков основной смысл произведения.

Анализ стихотворения Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»

Александр Пушкин слыл ловеласом и постоянно в кого-нибудь влюблялся. Некоторые его романы были предметом светские сплетен и длились годам, другие оставались тайной даже для тех женщин, которых боготворил поэт, и заканчивались так же внезапно, как и начинались. В 1828 году пушки знакомится с Натальей Гончаровой, своей будущей супругой, делает ей предложение и получает весьма неопределенный ответ от родителей девушки, которые считают, что той еще слишком рано вступать в брак. Эта неопределенность буквально сводит Пушкина с ума, он готов на любой безумный поступок, чтобы завоевать сердце возлюбленной. В итоге поэт принимает решение отправиться на Кавказ, где в это время идет война, надеясь хоть на время забыть удивительный образ юной особы, пленившей его воображение. Поездка на Кавказ оборачивается для Пушкина новым романом, героиней которого становится не менее прекрасная графина Анна де Ланжерон. Поэт восхищается не только ее красотой, но и удивительным голосом, сильным и чистым. Однажды Пушкино доводится стать свидетелем импровизированного урока пения, который графине преподал композитор Михаил Глинка. Во время занятия избранница поэта исполняет грузинскую песню, чем окончательно и бесповоротно влюбляет в себя Пушкина. Его сердце разрывается от нежности к этой женщине, но при этом в нем все еще есть место для сильных чувств к Наталье Гончаровой. Поэтому на свет появляется весьма противоречивое стихотворение «Не пой, красавица, при мне…», обращенное к графине. Поэт признается, что услышанная мелодия лишь больше усиливает его печаль, напоминая «другую жизнь и берег дальний». Он все еще тоскует по Наталье Гончаровой, хотя и признается: «Я призрак милый, роковой, тебя увидев, забываю». Но иллюзии моментально рассеиваются, как только графиня начинает петь. В ее голосе столько печали и любви, что Пушкин невольно возвращается мыслями в недавнее прошлое и вновь испытывает всю гамму чувств, которые свойственные безнадежно влюбленному и очень одинокому человеку. Мимолетные увлечения не в состоянии отвлечь поэта от мыслей о девушке, которую он в мечтах называет своей, понимая, что добиться руки избранницы ему будет крайне непросто. И эти грустные мысли, усиленные печальной и протяжной грузинской песней, причиняют поэту сильные страдания, лишая возможности наслаждаться жизнью в обществе женщины, которая ему небезразлична.

Похожие материалы:

  • Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе — —
  • Кто он, Ермолай Лопахин, — «хищный зверь» или «нежная душа»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») — —
  • Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности -г- «нежная душа» и «хищный зверь»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») — —
  • Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») — —
  • Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев? — —
  • В чем причина бездеятельности Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов») — —
  • В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети») — —
  • В чем главная причина конфликта Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»? — —
  • Почему «жизненная наука» Варвары не принесла Катерине счастья? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Элегия «Море» история создания

Василий Андреевич Жуковский написал «Море» в 1822 году. Это период творческой зрелости поэта.

Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. В литературном отношении считал себя учеником Н. М. Карамзина. Литературный наставник А. С. Пушкина.

Мотивы романтизма становятся преобладающими в лирических произведениях Жуковского. Он отходит от сентиментализма.

Исследователи склоняются к мысли, что источником вдохновения поэта послужила Мария Протасова.

Влюбленный Жуковский сравнивает девушку с безбрежной водной гладью, неподвижность которой обманчива.

История любви Жуковского и Протасовой продлилась недолго и не имела продолжения. Разница в общественном положении не позволила родителям Марии согласиться на неравный брак. История создания стихотворения полна чистого и возвышенного романтизма.

Примечания[ | ]

  1. Впервые эти три стихотворения в таковом качестве рассмотрел Павел Анненков в 1885 году в книге Материалы для биографии А. С. Пушкина.. — СПб., 1899. — С. 200—201.
  2. Здесь, как и часто у Пушкина, синоним небытия.
  3. Ранняя «Гавриилиада» пародирует не столько саму Библию, сколько её отражение в современной ему культуре.
  4. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! (Иов 3:1)
  5. Он был канонизирован в 1994 году.

Источники

  1. Благой, 1967, с. 164—170.
  2. 12 Непомнящий, 1989, с. 255.
  3. Альтшуллер, 2003, с. 236.
  4. Муравьёва, 2009, с. 410.
  5. Таборисская, 1995, с. 77—78.
  6. Благой, 1967, с. 171—172.
  7. Северные Цветы на 1830 год. — СПб., 1829. — С. 98 отдела «Поэзия».
  8. Бонди С. М., Зенгер Т. Г., Измайлов Н. В., Слонимский А. Л., Цявловский М. А. Комментарии. Дар напрасный, дар случайный // А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений: В 16 т.. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — Т. 3, кн. 1. Стихотворения, 1826—1836. Сказки. — С. 1159.
  9. Бонди и др., 1948, с. 1160.
  10. Таборисская, 1995, с. 77.
  11. Таборисская, 1995.
  12. Маймин Е. А. 5. Философская поэзия А. С. Пушкина и любомудры // Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. — М.: Наука, 1976. — С. 113—114. — 192 с. — (Из истории мировой культуры). — 46 000 экз.
  13. Гаспаров М. Л. Семантический ореол пушкинского четырёхстопного хорея // Пушкинские чтения: Сборник статей. — 1990. — С. 5—14.
  14. Лотман Ю. М. Структура художественного текста — 6. Элементы и уровни парадигматики художественного текста — Повторяемость и смысл // Об искусстве. — СПб.: Искусство, 2005. — С. 136—137. — 753 с. — ISBN 5-210-01523-8.
  15. 12 Непомнящий, 1989, с. 257.
  16. 123 Таборисская, 1995, с. 79.
  17. Благой Д. Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах. — Москва: Икар, 1959. — Т. 1.
  18. 12 Непомнящий, 1989, с. 256.
  19. Болотнова Н. С. О вариативном потенциале художественного концепта в поэтических текстах // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 6 (159). — С. 122.
  20. Седакова, 1989, с. 25.
  21. 12Городова М. А. Дар случайный? Три урока Пушкина (глава из книги «Ветер Нежность»)(неопр.) . Православие.Ru (6 июня 2011).
  22. Левкович Я. Л. «Воспоминания» // Стихотворения Пушкина 1820—1830-х годов: История создания и идейно-художественная проблематика / Измайлов Н. В.. — Л.: Наука, 1974. — С. 107. — 415 с.
  23. Благой, 1967, с. 172.
  24. Таборисская, 1995, с. 78—79.
  25. Лосев Л. В. Примечания с примечаниями // Новое литературное обозрение. — 2000. — № 45.
  26. Непомнящий, 1989, с. 254—257.
  27. 12Л. Коган. «И внял я неба содроганье…» (О философии пушкинского «Пророка») // Вопросы литературы. — 2002. — № 4. Архивировано 25 октября 2016 года.
  28. Седакова, 1989, с. 24—25.
  29. Феликс Раскольников. Пушкин и религия // Вопросы литературы. — 2004. — № 3. Архивировано 14 октября 2021 года.
  30. 123 Муравьёва, 2009, с. 411.
  31. Муравьёва, 2009, с. 410—411.
  32. 12Мурьянов М. Ф. Пушкин и Песнь песней // Временник Пушкинской комиссии, 1972. — Л.: Наука, 1974. — С. 59—60.
  33. Благой, 1967, с. 172—173.
  34. Сурат, 2000, с. 111.
  35. Благой, 1967, с. 178—179.
  36. Сурат, 2000, с. 112.
  37. 12Священник Иоанн Малинин. К литературной переписке митрополита Филарета и А. С. Пушкина(неопр.) . Православие.Ru (8 июня 2006).
  38. Альтшуллер, 2009, с. 232.
  39. Альтшуллер, 2009, с. 232—233.
  40. 12 Альтшуллер, 2009, с. 233.
  41. Альтшуллер, 2003, с. 249.
  42. Благой, 1967, с. 176—177.
  43. Юрьева, 1995, 186—187.
  44. Протоиерей Максим Козлов . «Добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете,По ком звонит колокол (29 декабря 2012). Дата обращения 29 октября 2021.
  45. Александр Сегень. Предисловие // Московский Златоуст. Жизнь, свершения и проповеди святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. — Litres, 2015. — С. 2. — 700 с. — ISBN 9785457737433.
  46. священник Константин Пархоменко. Удивительная икона(неопр.) . azbyka.ru (1 июля 2011). Дата обращения: 1 ноября 2021.
  47. Анастасия Чернова. Где увидеть Пушкина на иконе // Православная Москва. — 2021. — 10 сентября (№ 15 (604)).

Литературное направление, жанр

Лирический герой стихотворения романтик. Он презирает напрасную и случайную жизнь, ничуть ею не дорожит. Он наполнен страстями и сомнениями, его существование бесцельно. Можно только предполагать, к чему приведёт романтического героя тоска и поиск ярких впечатлений.

И всё-таки это не стихотворение поэта-романтика, упивающегося тоской, томлением, страстями. Это философское рассуждение о смысле жизни, наиболее близкое по жанру к элегии. Реализм прочитывается в вопросах стихотворения. Если они риторические – это плач романтика. А если они не риторические – то это вопросы опомнившегося человека, который перешёл уже рубеж молодости и вступает в пору зрелости. Это вопросы кризисного возраста, позволяющие, найдя на них ответы, продолжить жизненный путь.

Краткий анализ

История создания

— стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема

— назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция

– условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр

— философская лирика.

Стихотворный размер

— дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры

“со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным” .

Эпитеты

“беспредельно” ,“безраздумно” ,“бесцельно” .

Славянизмы (устаревшие слова)

“завет” ,“ныне” ,“со взором” ,“паду” ,“грядущее” .

Анализ стихотворения «Красавица» Пушкина

Созданию многих произведений А. С. Пушкин часто посвящал большое количество времени. Его рукописи испещрены зачеркнутыми фразами, исправлениями, рисунками, набросанными в минуты тяжелого раздумья. Вместе с тем поэт обладал большим талантом к импровизации. В первой половине XIX в каждая светская женщина имела свой альбом, в который желающие могли что-нибудь написать. Пушкин часто вписывал в такие альбомы небольшие стихотворения, созданные в момент внезапно нахлынувшего вдохновения. Сам поэт несерьезно относился к подобным мимолетным наброскам. Однако даже в этих «шалостях» чувствуется рука гения. Одним из таких стихотворения является «Красавица» (1832 г.), вписанное в альбом Е. М. Завадовской.

Произведение было опубликовано при жизни Пушкина, но современники не догадывались, кому оно адресовано. Поэт был женат, Завадовская также состояла в браке. Чтобы не допустить неизбежных сплетен и пересудов, Пушкин не открыл своей тайны.

Надо заметить, что стихотворение не содержит ничего предосудительного. Автор просто восхищается непревзойденной красотой женщины и даже не намекает о возможном любовном чувстве. Женитьба, естественно, наложила оковы на любовные похождения великого поэта, но она не могла помешать ему восторженно относиться к красивым женщинам.

В первой части стихотворения Пушкин благоговейно описывает образ красавицы. Он не упоминает детали физической внешности или характера. Красота показана через впечатление, которое вызывает женщина у окружающих, а также через сравнение с соперницами («красавиц… бледный круг в ее сиянье исчезает»).

Во второй части автор обращается к образу мужчины. Он уверен, что никто не сможет устоять перед этой неземной красотой. Даже влюбленный человек, сердце которого занято другой, невольно остановится, пораженный «святыней красоты». Обращаясь к неизвестному собеседнику, Пушкин не обещает ему возникновение романа. Пораженному мужчине придется лишь в оцепенении стоять, «благоговея богомольно».

Такой целомудренный характер стихотворения, скорее всего, объясняется женитьбой поэта. Согласно свидетельствам современников, Пушкин обожал Н. Гончарову и действительно прекратил ветреную жизнь. Найдя, наконец, свой идеал, он стал относиться к другим женщинам как к произведениям искусства, но не более того.07:34 am — Адресаты лирики Пушкина

«Желание славы» анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Желание славы» написано в 1825 г. в северной ссылке и посвящено Е. К. Воронцовой, в которую Пушкин был влюблен в период южной ссылки. В тексте упоминаются «слезы, муки, измены, клевета», павшие на главу лирического героя. Предполагается, что это намек на вероломный поступок друга Пушкина А. Н. Раевского, рассказавшего графу Воронцову об увлечении Пушкина его женой. По мысли Пушкина, поступок друга стал причиной высылки из Одессы в Михайловское.

Напечатано в 1825 г. в «Соревнователе просвещения

и благотворения».

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Желание славы» относится к жанру интимной лирики. Лирический герой, подобно любому романтическому герою, одинок, устал «от долгих бурь», оклеветан и находит отраду только в любви. Пережив череду несчастий, он не остался прежним, а изменился, у него появилась новая жизненная цель, тоже романтическая — поразить возлюбленную славой.

Пушкин ассоциирует себя с лирическим героем. Стихотворение близко к романтическому направлению.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно разделить на две части. В первой

части лирический герой равнодушен к славе, удален от суетного мира . Для героя важны только отношения с возлюбленной. Он даже забывает о грядущей разлуке. Вторая часть отделена от первой риторическими вопросами и восклицательным предложением.

После несчастий, обрушившихся на лирического героя, все затмилось перед ним, как перед путником, который увидел молнию.

Во второй части лирический герой рассказывает о новой цели своей жизни — желании славы, которая должна потрясти возлюбленную и напомнить ей о минуте расставания.

Синтаксически стихотворение симметрично. Первое и последнее предложения — сложные предложения с разными видами связи, состоящие из 8 строчек каждое. Первое предложение о том, что упоенный любовью не желает славы.

Последнее — о том, что в разлуке герой мечтает о славе, чтобы имя его достигло милых ушей.

Среднюю часть составляют короткие эмоциональные предложения: риторические вопросы, предложения с многоточиями и восклицательные предложения.

Тема стихотворения — любовь и слава. Основная мысль: поглощенный любовью не мечтает о славе, но в разлуке с любимой желает славы единственно для того, чтобы любимая вечно слышала и вечно помнила о нем.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка парная, рифмы точные.

Аглая Давыдова

Аглая Давыдова. Портрет Э. Виже-Лебрён. 1824. Частная коллекция

И вы поверить мне могли, Как простодушная Аньеса? В каком романе вы нашли, Чтоб умер от любви повеса?

Дочь французского эмигранта герцога де Граммона, жена кузена Дениса Давыдова. Красавица была предметом острого увлечения Пушкина в 1820–1821 годах, которое позже вылилось в безжалостные и неприличные эпиграммы («Иной имел мою Аглаю…» и др.).

Эта хорошенькая, ветреная и кокетливая дама, настоящая француженка, искала в шуме развлечений средства «не умереть со скуки в варварской России». Ее мужа Пушкин сравнивал с шекспировским Фальстафом и называл «рогоносцем величавым». Овдовев, немолодая уже Аглая вышла замуж за генерала Ораса Себастьяни, министра иностранных дел Франции.

«Красавица», анализ стихотворения Александра Пушкина

История создания

Стихотворение «Красавица» было написано в 1832 году в альбом 25-летней графине Елене Михайловне Завадовской, первой красавице Петербурга. Стихотворение было напечатано в журнале «Библиотека для чтения».

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Красавица» — это философское размышление о красоте женщины. Лирический герой не влюблён в неё, не знает её души, внутреннего мира. Он описывает красавицу, её круг и её место в нём, а также то впечатление, которое она производит на других людей. Реалист Пушкин намеренно не показывает развитие образа, потому что ему не хватает для этого материала. Зато он поэтапно анализирует влияние красоты на личность: смущение, остановка, благоговение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение делится на два восьмистишья. Каждое восьмистишье представляет собой одно предложение. Первое описывает гармоничную и торжественную красоту. Автор выделяет героиню среди остальных светских красавиц, чья красота бледнеет перед ней.

Второе предложение о встрече случайного человека с красавицей. Эта встреча побуждает подумать о гармонии, о Творце и благоговеть «перед святыней красоты». Красота как эстетическая категория возводится в ранг божественной. Для обобщения философской мысли Пушкин пользуется местоимением ты. которое имеет в стихотворении значение всякий, каждый .

Автор не описывает внешность красавицы. Он не перечисляет достоинств, пользуясь вместо этого ёмким местоимением «всё»: «Всё в ней гармония».

Необычность образа красавицы в том, что лирический герой не влюблён в неё и даже не сообщает, в чём эта красота состоит. Он не описывает то, что обычно прекрасно в женщине: глаза, губы, волосы, плечи, руки, фигуру. Может быть, светская дама хороша благодаря внутренней, душевной красоте? Но и душевных качеств, достоинств Пушкин не находит, кроме одной добродетели – скромности: «Она покоится стыдливо». Истинная красота обязательно скромна. Скромность – главное достоинство женщины пушкинской эпохи.

Ещё одно качество красавицы – неторопливость, отсутствие поспешности. Она не опускается до мирской суеты, страстей и беспорядочных движений. Она несёт себя торжественно. Глаголам, обозначающим плавные движения красавицы, противопоставлен глагол поспешать. который означает состояние обычного человека. Красота останавливает, возвышает. В этом её божественная природа.

Тема стихотворения – гармония женской красоты.

Основная мысль: истинная красота божественна, поэтому, она всегда побуждает остановиться и полюбоваться, обратить глаза к Всевышнему, наблюдая Его творение.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Каждое предложение состоит из двух строф. В первой рифмовка перекрёстная, во второй – кольцевая.

Тропы и образы

Красота женщины названа торжественной. Этот эпитет даёт чёткое представление о данной красавице. Её красота возвышает, заставляет любоваться. Но в то же время такая красота возвышается сама. Метафора «всё выше мира и страстей» поднимает красавицу на недосягаемую высоту, делает её почти богиней. Но у красоты есть и другая сторона: красавица отделена от общества, а значит, одинока: «Ей нет соперниц, нет подруг». Метафора «бледный круг наших красавиц» очень ёмкая. Это и меркнущее перед истинной красотой общество светских красавиц, и бледность не видящих солнца петербургских девушек, которая считалась эталонной. Возвышая единственную красавицу, Пушкин принижает красоту остальных, невольно обижая их. Этого требовала традиция альбомных стихотворений.

Во второй части только один эпитет: сокровенное мечтанье. Даже это мечтанье, которое питает в сердце человек (метафора), даже любовь к другой женщине не мешают мужчине благоговеть перед святыней красоты. Слова благоговеть и святыня уже не просто делают конкретную красавицу подобной богине, а эстетическое понятие красоты ставят в один ряд со святынями.

Стихотворение раскрывает талант Пушкина как истинного гения, который даже в традиционном альбомном стихотворении, написанном, по-видимому, случайной знакомой, сделал тему стихотворения — женскую красоту — предметом философских рассуждений и обобщений.

«Не пой, красавица, при мне» анализ стихотворения Пушкина

Краткая история создания

Стихотворение написано Пушкиным в 1928 году, летом. В это время поэт жил в Москве. Однажды, находясь в гостях, он услышал грузинскую песню, которую исполняла Анна Оленина. Пушкин вспомнил далекое время своего первого путешествия по Кавказу. Вспомнил горы, море, степь, кавказскую ночь и девушку, когда-то очень нравившуюся ему. Под влиянием воспоминаний, музыки, личных переживаний и проблем перо поэта легко и быстро начертало удивительно чистое и нежное стихотворение, которое впоследствии стало романсом.

Тема и основной смысл стихотворения

В стихотворении поэт затрагивает тему памяти. Ушедшей давно, но появившейся вновь. Услышав грузинскую мелодию, Александр Сергеевич вновь возвращает память в то время, где он был по-своему счастлив: восторжен и наполнен надеждой и юношеской мечтой.

Читателю между строк преподается урок внимательного и бережного отношения к ушедшему времени. Противоречивость воспоминаний проходит через стихотворение очень полно. С одной стороны, Пушкин не хочет, чтобы при нем пели песни, от которых волнуется душа.

А с другой, ему сладостны звуки милого и такого давнего прошлого. Стихотворение воспитывает в читателе глубокое уважение к тому, что ушло, но осталось жить в уголках памяти. Тематику стихотворения можно назвать любовно-философской.

Сюжет стихотворения

Сюжет прост и слегка загадочен. В нем есть событийные образы. Есть место, где исполняется песня. Есть человек, к которому обращаются с просьбой. Автор просит красавицу не исполнять грузинские песни.

Их он называет жестокими. Поэт аргументирует свое желание тем, что музыка неоднозначно будоражит в нем забытые воспоминания о Кавказе. Мы узнаем о какой-то о бедной, роковой деве. Почему она бедная?

Почему роковая? Что с ней случилось в ту далекую пору? Какое место возле нее занимал поэт?

Читатель может только догадываться об истинном положении вещей. Есть в «Не пой, красавица, при мне» и образы чувств: сожаление, нежность, тоска, печаль, любовь.

Композиция стихотворения

Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишием. Этот композиционный прием подчеркивает глубину сердечных переживаний автора. Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Ударение падает на четные слоги. Рифма перекрестная. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строчки.

Женская рифма чередуется с мужской .

Употребление тропов

Изящность стихотворению придают тропы:

Эпитеты ; оксюморон ; синекдоха .

Образ лирического героя

Лирический герой — конкретный человечеческий образ. О нем мы можем сказать следующее: влюбленный мужчина с романтической, пылкой душой, наделенной воображением и душевностью. И это может быть не обязательно сам Пушкин. Любой молодой человек может испытать такие же чувства.

Образ лирического героя — собирательный, хотя и имеет в стихотворении личностный оттенок. Есть в стихотворении и лирические «героини» — девушка из прошлого, и девушка, исполняющая песню. По всему стихотворению красной нитью проходят образы природы, любви, тоски, грусти и сожаления.

Род и жанр стихотворения

Относится к одному из трех родов литературных произведений — лирике. Жанровой его особенностью является то, что его можно отнести и к посланию , и к элегии , и к романсу .

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: