Анализ стихов есенина про осень

Стихи про осень сергея есенина - красивые стихотворения для детей, школьников и взрослых

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю. И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл. Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.

Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Пускай ты выпита другим

Пускай ты выпита другим,Но мне осталось, мне осталосьТвоих волос стеклянный дымИ глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мнеДороже юности и лета.Ты стала нравиться вдвойнеВоображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,И потому на голос чванстваБестрепетно сказать могу,Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорнойИ непокорною отвагой.Уж сердце напилось иной,Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучалСентябрь багряной веткой ивы,Чтоб я готов был и встречалЕго приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсьБез принужденья, без утраты.Иною кажется мне Русь,Иными — кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокругИ вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,Что ты одна, сестра и друг,Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,Воспитываясь в постоянстве,Пропеть о сумерках дорогИ уходящем хулиганстве.

Не жалею, не зову, не плачу…Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, режеРасшевеливаешь пламень устО, моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя, иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,Тихо льется с кленов листьев медь…Будь же ты вовек благословенно,Что пришло процвесть и умереть.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.

История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

История создания

Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36».

Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Анализ стихотворения «Листья падают, листья падают…»

Смысловой план произведения основан на передаче эмоциональных переживаний, Сергей Есенин смело заявляет о своих сожалениях, связанных с утраченной молодостью. Он будто пытается подвести итог собственной жизни…

В его рифмах прослушивается злостное предчувствие собственной смерти. С самых первых строк вычитывается пессимистичность автора, его тоска и сердечная боль. Он жаждет радостных перемен или типичного успокоения, но ветряная погода, будто путает все мысли творца, не давая разуму принять верное решение и определиться в собственных желаниях.

В последних строчках стихотворения поэт выражает свое недоверие к женскому полу, чувствуется некоторое презрение к лукавым человеческим отношениям и неоправданной любви. Теперь автор размышляет о том, что могло бы кардинально изменить внутренние противоречия и успокоить душу. Лирический персонаж пытается отыскать возлюбленную, в силах которой усмирение больной души и разбитого сердца огорченного поэта.

Есенин долгое время искал такую женщину, но, видимо, как и герою этого стихотворения, ему не удалось воплотить желаемое в реальность…

Популярные темы анализов

Стихотворение Есенина « нивы сжаты, рощи голы» было написано в 1917 году, в этих небольших четверостишиях написанных поэтом, затрагивается тема глубокой осени всей ее тоски и печали. Ведь осенью все живое постепенно засыпает,

В. В. Маяковский известен, прежде всего, как «поэт революции». Если для других творческих деятелей того времени революция стала катастрофой, крахом жизни, то В. В. Маяковский считал ее величайшим благом, делом всей жизни, и всячески воспевал ее.

Стихотворение «Утро» было написано в 1954 – 1955 годах, автором является Никитин Иван Саввич. Сам автор очень любил это произведение и считал его одним из самых удачных в своем творчестве. Перед нами – летнее утро в простой русской деревне!

Это стихотворение написано в 1806 году и имеет несколько редакций. Сперва, Батюшкову не очень понравился результат, поэтому он несколько раз его видоизменял, вычеркнув неподходящие слова, по его мнению. Для того, чтобы закончить стихотворение,

Стихотворение «Бессонница» было написано Анной Ахматовой в 1912 году. Опубликовано же данное лирическое произведение было двумя годами позже в сборнике «Четки». Тема стихотворения явственно отражается в его названии.

Источник

Вариант 2

Есенин грустил, под завершение своего творческого и земного пути поэта чаще охватывали весьма печальные мотивы, которые отчетливо заметны в творчестве. Конечно, были и яркие красивые вспышки наподобие Персидских мотивов, но по большей части, речь идет о настроении, которое довольно точно передается в стихотворении Листья падают, листья падают.

Стихотворение написано на излете лета 1925 года наступала последняя для Сергея Александровича осень и осенние настроения царили в его строках и душе. Наиболее явным в стихотворении является мотив разочарованности и потребность вернуть прежнее, обрести новую юность, которая теперь порадует и станет немного другой. Поэт явно отягощен житейскую ношею и застает себя в проклятьях на «удел свой и дом», но при этом он ищет нечто новое и чистое, которое выражается в образе заботливой девушке, той, которая сможет успокоить поэта.

Помимо этого довольно характерной деталью для этого периода творчества является описание предрассветной поры и самого рассвета. Такие картины нередко появляются в стихах от 1925 года, они являются частью всей печальной картины, того времени. Вероятно, Есенин много пил, проводил бессонные ночи и по утрам мучился от похмелья, тяжелых дум, тоски.

Вот опять петухи кукарекнули В обосененную тишину.

До этого лирический герой тяжелыми веками смотрит на луну. Он покинут и одинок, он ощущает внутреннюю опустошенность и все его настроение подобно тяжелому наступившему похмелью. Собственно, именно так выглядят заключительные вехи Есенина, который в 1925 оказывался в различных неприятных историях, пытался вылечиться от недугов в клинике, где также скрывался и от преследования, и в итоге такое «похмелье» завершилось повешеньем в отеле Англетер.

Помимо этого явно наблюдается творческий кризис и в девушке с васильковыми глазами он хочет отыскать возможность какого-то стороннего упоения, такого, которое позволит не печалиться про собственную юность. Есенин хочет раствориться в чем-то молодом и чистом, как было сказано ранее. Возможно тут даже есть намек на Софью Толстую – третью супругу автора, которая была голубоглаза и всецело предана поэту.

Анализ стихотворения Листья падают листья падают по плану

Анализ стихотворения «Осень» Есенина

История написания Стихотворение «Осень» Сергей Александрович написал в юном возрасте, в 1909 году. Ему было всего четырнадцать лет. Исследователи поэта предполагают, что Есенин не завершил работу над стихом, либо окончания его труда не сохранилось до наших дней.

Гой ты, Русь, моя родная…(+ Анализ)

Но напечатано стихотворение было гораздо позже, в 1916 году, в составе сборника «Скифы». Точная дата неизвестна, но скорее всего, рукопись была передана в печать во второй половине ноября 1916 году Р. В. Иванову (1878 — 1946), ему же поэт посвятил свое «детище».

С последним поэта связывало общее членство в идейно-литературном объединении «Скифы». Стихотворение поэт сочинил в жанре элегии, которая была популярна у писателей 19 века. Произведение «Осень» насыщено эпитетами и содержит пейзажную лирику.

Свои переживания герой высказывает через образ осени. Каждая строка все подробнее дополняет процесс увядания в осеннюю пору. Можно сквозь строки провести параллель: подобно тому, как природа угасает, так и жизнь человека мимолетна. Каждый год человеческой жизни подобен листу, который пожелтел и опал. Картины сменяют друг друга, создавая единый сюжет.

В последней строчке стихотворения Есенин описывает, как красные гроздья калины превращаются в раны Иисуса Христа. Такими словами поэт приходит к логическому завершению: в конце жизненного пути человек раскаивается за свои проступки.

Стихотворение начинается с дневного времени суток, а заканчивается глубокой ночью. Одна пора времени сменяется другой. Противопоставление дня и ночи. Подобно тому как лето заканчивается осенью, которая быстро «мчится» как конь, а за ней наступает зима — так и человеческая жизнь мимолетна.

Образы Вначале стихотворения Есенин сравнивает осень с конем. В литературном значении конь – символ свободы, так автор проводит аналогию с осенью, что это такое же быстротечное время года. Усиливает этот эффект быстрое перемещение животного: вначале кобыла «в чаще можжевеля,» затем у берега реки.

Вместе с «бегом» коня изменяется и природа: конь стукнул по берегу реки — и вода в ней замерзла. Затем наступила тишина.

Еще один образ «схимник-ветер.» Осенний ветер несет листву по оврагам, и дорогам превращая в круговорот радужных листьев. Выглядит очень красиво и захватывающе.

Жанр Автор использовал в своем стихотворении антропоморфизм. Он наделяет природу свойствами человека или животных. Осень для него — «рыжая кобыла», ветер — схимник, который «мнет листву по выступам дорожным».

Источник

О красном вечере задумалась дорога

О красном вечере задумалась дорога,Кусты рябин туманней глубины.Изба-старуха челюстью порогаЖует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кроткоКрадется мглой к овсяному двору;Сквозь синь стекла желтоволосый отрокЛучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по поветиЗола зеленая из розовой печи.Кого-то нет, и тонкогубый ветерО ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощамЩербленый лист и золото травы.Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,Дорога белая узорит скользкий ров…И нежно охает ячменная солома,Свисая с губ кивающих коров.

Стих про осень

Анализ стихотворения Есенина Осень

Есенин очень много своих произведений посвятил природе и ее временам года. Писатель родом из деревни, поэтому ему нравиться наблюдать за явлениями которые происходят вокруг. Есенин замечает каждую мелочь и пытается красиво и красочно её описать. Писатель как бы проводит между природой и человеком какую-то параллель и сравнивает их.

В этом стихотворении Есенин пишет, что наступила осень. Пора, когда листья осыпаются с деревьев и все становится серым и унылым. Писатель пишет, что тихонько подбирается осень, и уже начинают желтеть листья. Грива коня здесь представлена в виде листьев, которые из желтых превращаются в багряно-красные. Скоро все листья опадут, и запорошит все снегом, а пока Есенин наблюдает за красотой преображения.

Есенин пишет, будто слышит, как возле реки осень выстукивает своим копытом. Первые осенние морозы прихватили берега речки, и хруст наста заставляет погрузиться в тишину и спокойствие природы. Есенин представляет всегда осень в образе уходящих лет жизни поэта и поэтому стихи получаются немного грустными. Ведь каждый год уходит так же быстро, как и пожелтевший лист опадает с дерева.

Осенний ветер несет листву по оврагам, и дорогам превращая в круговорот радужных листьев. Выглядит очень красиво и захватывающе. Писатель шагает по тропинкам леса и наслаждается шуршанием листьев под ногами. В этот момент Есенин вспоминает свою молодость, которую он провел, прожигая по кабакам и в объятиях многочисленных женщин. Писатель хотел найти в жизни ту единственную, с которой хотел прожить всю свою жизнь, но, увы, этому не суждено было сбыться. Каждый раз, связывая с кем-то свою судьбу он думал, что это любовь, но со временем огонь в душе затихал и они расставались.

В последней строчке стихотворения Есенин описывает, как красные гроздья калины превращаются в раны Иисуса Христа. Писатель готов понести искупление за свою жизнь, но он не о чем не жалеет.

Осень в творчестве Есенина

Осенняя лирика запала в душу и читателю. Великолепные рифмы с интересом изучаются в школьной программе, даже дети дошкольного возраста быстро схватывают мелодичные строчки воспевающие осенние пейзажи родной страны.

Осень, в стихотворениях Сергея Есенина, всегда загадочна и лирична, иногда грустная и несколько задумчивая. Поэт передает настроение уставшей природы с особым вдохновением, хотя, для этого времени года, больше актуально чувство усталости, тревожности и некоторой депрессии. Кажется, эти чувства не утомляют автора, а наоборот, даруют нереальные силы для создания гениальных стихотворений, полюбившихся всем мировым сообществом.

Есенин, как никто другой, сумел описать это прекрасное время года в особой, утонченной форме. По его лирическим произведениям, осень воспринимается как юная и нежная пора, но в то же время мудрая и целеустремленная. В этой невероятной меланхолии переплетаются разные эмоции и чувства: страстная любовь и непередаваемое одиночество, безумная радость и горькое разочарование, прекрасное настроение и ненастная тоска…

Сергей Александрович Есенин всегда подбирал удачные рифмы. Его стихи об осени полны трогательных и теплых слов, подчеркивающих великолепную красоту и гармонию русской природы.

Чем характеризуется осень? Холодным потоком воздуха, зяблым ветерком, затяжными тучами и внезапным дождем. Это время года подготавливает природу к зиме, неумолимо приближающейся в родные края. Рассмотреть всю прелесть осенней поры не всегда возможно, однако, это гениально удалось талантливому русскому поэту XX столетия – Сергею Есенину!

Хорошо под осеннюю свежесть

Хорошо под осеннюю свежестьДушу-яблоню ветром стряхатьИ смотреть, как над речкою режетВоду синюю солнца соха.

Хорошо выбивать из телаНакаляющий песни гвоздь.И в одежде празднично белойЖдать, когда постучится гость.

Я учусь, я учусь моим сердцемЦвет черемух в глазах беречь,Только в скупости чувства греются,Когда ребра ломает течь.

Молча ухает звездная звонница,Что ни лист, то свеча заре.Никого не впущу я в горницу,Никому не открою дверь.

Туманная погода, золотая листва, дождливая романтика и бодрящая сила легкого осеннего ветерка искусно описывается автором, нагнетая на читателя самые яркие и приятные эмоции. Есенин великолепно изображает каждое явление, актуальное для данной поры.

Описывая атмосферные явления, поэт выбирает картинное представление, изобразительно выражая свои наблюдения. В творчестве явно просматриваются антропоморфные и зооморфные сравнения. В поэзии другого известного автора – Александра Александровича Блока, ветер представляется как астральное, и даже космическое явление. А в стихах Есенина, он обретает некую одушевленность.

Во многих лирических произведениях Сергея Александровича встречается прекрасное описание небесного месяца и чарующей луны. Поэт мастерски подчеркивает его неповторимую форму, превосходный силуэт и просто ошеломляющий свет «тонкий лимонный» или «лунный синий».

По мнению критиков, подробные описания луны вносят в стихотворения великого русского автора особые романсовые и элегические мотивы. А вот рифмы о живописном месяце сравниваются с фольклором, ведь это небесное светило выступает в творчестве Есенина как славный персонаж из доброй сказки.

Есенин затрагивал в осенней поэзии разные элементы окружающей природы: живописный русский лес, прекрасные деревья в золотых нарядах, животных, готовящихся к зимней спячке и другие, не менее важные и достаточно естественные образы. Его осенняя поэзия впечатляет и вдохновляет!

Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Словно бабочек легкая стаяС замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,Близок сердцу желтеющий дол.Отрок-ветер по самые плечиЗаголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,Синий сумрак как стадо овец,За калиткою смолкшего садаПрозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливоТак не слушал разумную плоть,Хорошо бы, как ветками ива,Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,Мордой месяца сено жевать. Где ты, где, моя тихая радость,Все любя, ничего не желать?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: