Анализ стихотворения дмитрия мережковского «дети ночи»

Стихотворение «дети ночи» мережковский дмитрий сергеевич

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения В огромном омуте прозрачно и темно Мандельштама Одно из первых произведений О.Э. Мандельштама, вышедшее в печать в 1910 году. В нем поэт пытается ответить на вечный вопрос, что же такое душа человека.
  • Анализ стихотворения Юному поэту Брюсова Во многом человечество существует благодаря передаче опыта. Конечно, люди оставляют и какие-то материальные следы своего присутствия на этой планете, но наиболее существенными являются идеи и мысли
  • Анализ стихотворения Тургенева Собака 7 класс Стихотворение написано в свободной форме, в 1878 году, в холодный месяц февраль. Автор ведет повествование от первого лица, представляет читателю на обозрение свои мысли
  • Анализ стихотворения Гумилева Жираф Элегическое стихотворение «Жираф» Николая Степановича пропитано двумя чувствами, которые между собой крайне схожи — тоска по дальним «сказочным» странам и женская печаль
  • Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья Свое произведение «Я пережил свои желанья» А.С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни

Анализ 4

Это стихотворение принадлежит к позднему периоду творчества поэта. Оно было написано в 1877 году. В это время Фет разменял шестой десяток и, как и все старые люди, предавался воспоминаниям и анализировал свою жизнь.

Стихотворение биографично, основано на реальной истории из жизни поэта. В молодости он был влюблен в одну девушку. Это было взаимное и очень сильное чувство. Однако он не женился на ней, а выбрал себе другую избранницу, чтобы стабилизировать свое материальное состояние. К сожалению через пару месяцев возлюбленная поэта умерла, оставив о себе лишь воспоминания. Такая трагическая история.

Стихотворение передает всю горечь не утихающих чувств автора. Он вновь и вновь мысленно возвращается в ночь их последнего свидания, когда двое возлюбленных сидели в ночи за роялем, исполняя песню о своих чувствах. В этот полный печали момент, молодые люди в слезах пытались обнадежить друг друга, уверяя в неизменности чувств, способных сделать их жизнь вечной.

Поэт с горечью отмечает, что с того момента его жизнь словно замерла, стала невыносимо скучной. Каждая минута была томительной тягостью для него вдали от возлюбленной. С течением времени он понял, что жизнь, проведенная в разлуке с любимой, лишена всякого смысла. Это не жизнь, а существование. И никакое богатство не смогут заменить чувства, окрылявшие его когда-то.

Поэтому в ночной тиши герой снова переживает трагический момент их последней встречи. Возлюбленные понимали, что им не суждено больше увидеться. Именно поэтому так часто в стихотворении используется слово плакать. Герою остается только лить слезы, горюя о своем неправильном выборе. Отчасти он ощущает себя виновным в трагической смерти возлюбленной, что добавляет произведению горечи.

Без своей второй половинки герой одинок и несчастен, где бы не находился, в кругу семьи или друзей. Поэтому у него не остается иного выбора, только жить в своих собственных воспоминаниях. Это единственное место, где его возлюбленная жива, и они все еще вместе. Погружаясь в собственные мысли, он сам себя убеждает, что их чувства вечны, а потому способны победить смерть. И этот краткий печальной последней встречи будет жить вместе с ним, словно ничего плохого никогда не случалось, и он сделал правильный выбор.

Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад по плану

Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского Д.С.

В своем стихотворении Двойная бездна Мережковский рассматривает тему взаимопроникновения смерти и жизни в рамках человеческого бытия. Он объединяет эти два феномена, которые, казалось бы, являются полностью противоположными, но в действительности только вдвоем создают целостность человеческого мира. На протяжении всего стихотворения поэт стремится как бы разрушить противоположности и предоставить более зрелый и возвышенный взгляд на действительность, он дает соответствующие примеры: «в цепях свобода.. в мучении — восторг».

Таким образом, каждая противоположность таит в себе частицу иного и в этом заключается суть мироздания, хотя между этими противоположностями по-прежнему остается пропасть. Такое понимание чем-то напоминает восточный символ с двухцветной окружностью и точками противоположного цвета в другом – инь-янь. Этот символ представляет собой целостность всего мира, взаимоперетекание процессов.

Мережковский предлагает довольно много интересных и фундаментальных мыслей, которые отражают философское понимание смерти и сущности этого феномена как такового. К примеру, он отмечает, как мир иной проявляется в мире здешнем, то есть, когда мы смотрим на феномен иномирья, перехода за порог небытия, то в какой-то степени перетаскиваем инобытие сюда, в этот мир. Так отражается в жизни наличие смерти и наоборот, во всем погибшем есть возможность наблюдать прежнюю жизненность, все когда-то погибшее, было когда-то живым и являлось отражением и противоположностью себе теперешнему.

Поэтому две противоположности друг другу и чужды и любезны, они являются подобными и равными как часть единого процесса. И, действительно, через глубину одной возможно познать глубину другой. Вечное существование не могло бы приобрести такую ценность как оттененное гибельностью, также и бренное тело приобретает особенную ценность только благодаря, когда-то наполнявшей данное тело жизни.

Во второй половине стихотворения Мережковский рассматривает человеческую судьбу в этом аспекте, он отмечает также и равноценность добра и зла, так как ведут они только в гробу в любом варианте и, вероятно, только за этим гробовым порогом и открывается подлинное понимание этих феноменов. Поэтому поэт выбирает во многом нигилистическую позицию «все равно, куда идти», ведь и добрые и злые поступки ведут к единой цели – гробовой цели. Тем не менее, он напоминает о наличии человеческой воли и также призывает к мудрости, которая только и позволяет обрести подлинное понимание и соединить противоположности в ясное осознание действительности.

В завершающей части настроения автора далее продолжают нигилистический концепт, который приводит к выводам о человеке как творце собственной судьбы, который соединяет в себе противоположные бездны бытия. Таково одно из возможных разрешений проблематики конечности человеческого существования. Вариант, который был весьма характерен для культуры завершения 19 века.

Анализ стихотворения Двойная бездна по плану

Образы и символы

Каждый абзац наполнен образами, раскрывающими определенную тему. В первом четверостишии лирический герой говорит о наступлении ночи: «а чёрным ладоням сбежавшимся окон,/ раздали горящие жёлтые карты». Но в отличие от своих предшественников, Маяковский в ночи видит не что-то загадочное, мистическое, а только лишь воплощение похоти, разврата. В первых двух строках создаётся образ игорного домика: «зелёный» символизирует игральную доску. Маяковский затрагивает тему общества, поднимает вечные вопросы (жизнь – это игра).

Во второй строфе изображена обезличенная толпа. Герой не видит людей, перед ним лишь бездушные «бульвары и площади». Они все живут по одним правилам, поэтому любое отклонение в этом обществе будет выглядеть странным. Лирический герой чувствует себя одиноким в такой среде. Выражение «они обручали браслетами ноги» символизирует несвободу его действий, замкнутость.

Третья строфа также посвящена толпе. Лирический герой называет общество «пестрошерстой быстрой кошкой». По его мнению, у обывателей нет потребностей в духовном развитии, они лишь жаждут развлечений. Эту толпу можно сравнить с людьми, приходящими на выступления самого Маяковского. «Дверями влекомы», они идут ради забавы, а не ради постижения прекрасного.

Последняя строфа начинается с местоимения «я»

Лирический герой обращает все внимание к себе: «зовущие лапы» толпы заставляют его «протиснуть» неискреннюю улыбку. Он одинок в этом мире лжи, притворства

Образ толпы сравнивается с беспощадным, диким зверем. Герой не может найти ничего общего с окружающим миром, вокруг него царит непонимание («хохотали арапы»).

Предчувствие грядущих перемен

«Дети ночи» были написаны в 1895 году. В то время никто, в том числе и сам Мережковский, даже подумать не мог, какие страшные и кровавые события произойдут в России в октябре 1917 года. Однако поэту удалось почувствовать настроение людей, понять, что они утратили светлое начало в своей душе и, в результате, стали совершенно беззащитны перед всепроникающими силами зла. Потому-то он и называет свое поколение «дети ночи», которые блуждают в темноте, с тревогой и надеждой ожидая появления неведомого пророка. Правда, тогда Мережковский еще не осознавал, что вместо пророка в Россию придет кровавая и безжалостная революция, которая унесет жизни тысяч и тысяч людей, заставляя их жестоко и бессмысленно истреблять друг друга. Поэт видел, что человечество, хоть и замерло в тревожном ожидании рассвета, на самом деле, давно погрязло в страшной бездне греха. Остается лишь ждать, когда наступит неизбежная пора очищения. Он пока не осознает, каким образом оно произойдет, но предвидит, что солнечный свет для тех, кто привык к ночной темноте, скорее всего, обернется неминуемой и страшной гибелью. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», — утверждает поэт.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» написано в жанре баллады и с середины девятнадцатого века часто исполнялось с разными напевами в среде радикально настроенных студентов, а в двадцатом веке вошло во многие песенники.

Направление, которому принадлежит произведение «Еду ли ночью по улице тёмной…», – критический реализм. Некрасов одним из первых обращается в своей лирике к теме социальных проблем, описывая фактичным, почти газетным языком трагический сюжет о нищете и горе русской женщины.

Размер стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – четырёхстопный дактиль, рифмовка перекрёстная (abab), чередуются женская и мужская рифмы. Некрасов был одним из первых отечественных поэтов, начавших использовать трёхсложный стихотворный размер, который сближает стихотворный язык с простой разговорной речью.

Анализ стихотворения Маяковского «Ночь»: композиция

  • Рифмовка: перекрестная (АВАВ), когда в пары объединены четные и нечетные строки.
  • Стихотворный размер — дактиль. Рифмовка «Ночи» представляет трёхсложную стопу, где ударение падает на первый слог.
  • Особенности построения стихотворения. В произведении автор использует: эпитеты (багровы и белый);
  • метафоры (черным ладоням сбежавшихся окон);
  • сравнения (как желтые раны, огни).

Так выглядит один из вариантов анализа стихотворения «Ночь». Эта трактовка произведения поможет на семинаре по литературе, в написании сочинения или расширит границы понимания творчества Владимира Маяковского.

Композиция

Для того, чтобы воплотить идею неизменного хода жизни и бесконечности истории не только в содержании, но и в форме, Бунин использовал кольцевую композицию.

Лирический герой произведения – это глубоко чувствующий человек, для которого принадлежность к макрокосму – не просто красивые слова, но часть его индивидуальности. Он наблюдает за звездным небом, ощущая связь с прошлым, ведь за теми же звездами люди наблюдали и тысячелетия назад. Поколения сменялись, но созвездия оставались, на них смотрели новые поколения – и этот круговорот вечен, пока жив человек.

Также важное место поэт отводит древним цивилизациям, причем не европейским, а восточным – жившим на берегах Понт Эвксинского моря таврам и скифам, а также Египту и Вавилону. Это подталкивает его размышления в философском направлении – остается ли что-то от людей и их дел, когда с момента их смерти прошли тысячелетия

Вообще, идея полноты бытия у него традиционно связывается со смертью, это типичная для бунинских произведений мысль.

«Рассказ танкиста» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – сравнение, эпитеты, идея, история создания

Стих “Ночь” – это произведение, где лирический герой ищет смысл бытия, но при этом не завывает и об интимных переживаниях. И ответ на вопрос о том, зачем существует каждая конкретная личность, оказывается в его устах предельно простым – чтобы любить. Именно любовь как цель жизни связывает тех, кто живет сейчас, с тем, кто уже никогда не испытает это чувство, но точно испытывал. Вспоминая девушку, которая когда-то была дорога его сердцу, Иван Алексеевич подчеркивает, что именно нежные чувства к ней позволили ему ощутить связь с прошедшими веками.

Стихотворение «Дети ночи» Мережковский Дмитрий Сергеевич

Если рассматривать стихотворение Мережковского Дети ночи, исходя из современной действительности, то складывается впечатление, будто поэт говорил о нынешних днях, про смену эпох. К примеру, вполне возможно его истолковывать как человека, который рассматривает крах постмодерна и возвращение к традиционной культуре или чему-то подобному. Также есть возможность рассмотреть его как описание прогресса человечества из мрака неведения в более благостные времена.

Традиционно Дети ночи считаются произведением, которое описывает и предрекает революцию. Такое прочтение тоже заслуживает внимания, стихотворение написано в 1895 году, а для поэта предвидеть 5-10 лет не составляет существенного труда, тем более, настроения и куда они идут, могут легко чувствоваться.

В любом варианте в этом стихотворении чувствуется фатализм и элементы даже не революционного, но, так сказать, тяжело-эволюционного пути. В нем описывается неизбежная гибель, такие фигуры речи как «ранние предтечи» или медленная весна создают ощущение неизбежности положения тех, кто не увидит рассвет, конечно, метафорический. Помимо этого включены и библейские мотивы, которые выражаются в упоминании воскресения погребенных, под которыми понимаются и сами дети ночи.

На мой взгляд, приписывать подобное произведение к какому-то историческому периоду и говорить о Мережковском как поэте, который предрекал революцию, не совсем верно. В этих стихах речь идет о вечной борьбе, которая существует в рамках человеческого существования. Как минимум в обозримой исторической перспективе мы видим эпоху ночи, если посмотреть на доступную историю, то практически нигде не было действительно счастливой и светлой эпохи, даже Ренессанс был полон контрастов.

«Двойная бездна»Мережковский по плану

1. Написание данного произведение длилось на протяжении 4 лет: с 1895 по 1899 года. А свет увидело стихотворение лишь в 1901 году

2. Поэзия у Мережковского была не лучшей частью всего его творчества . Довольно часто встречаются произведения очень слабые, сюда же относится стихотворение «Двойная бездна»

3. Идея о «двух безднах» — одна из основополагающих в работах Мережковского. Полагается, что источники образа — знаменитое описание сна в произведении Л. Н. Толстого «Исповедь» и размышления о двух безднах русской души в «Братьях Карамазовых» Достоевского.

4. Основная тема – сопоставление жизни и смерти друг с другом.

5. Смысл названия «Двойная бездна» заключен в сравнении двух бездн –смерти и жизни.

6. Лирический сюжет: автор рассуждает над равнозначностью жизни и смерти. Та и другая равны и подобны друг другу, при этом непонятно где есть что.

7. Композиция стихотворения «Двойная бездна»

1) сравнение двух бездн

2)функции человека в едином целом двух бездн

3)метод достижения цели

4)призыв человека к тому чтобы быть творцом своей жизни

8. Звучит мотив грусти, глубоких философских рассуждений, задумчивости

9. Ведущая тема: рассуждение о жизни и смерти, сравнение этих двух миров: «ужас тот же, та же тайна», «родные бездны…подобны и равны».

10 Выраженного лирический героя в произведении нет, автор ведет рассуждения от своего имени

11. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Лирических персонажей в стихотворении нет.

12. В данном стихотворении Дм. Мережковский превращается в человека, соединяющего несоединимые вещи, что говорит о его двойственности в сознании.

13 Позиция автора – полемика

15 Размер данного произведения — Четырехстопный ямб

16 В стихотворении мужская перекрестная рифма

17,18 Поэтический синтаксис: антитеза (смерть и жизнь, в цепях свобода), инверсия предложений («Есть в мире здешнем — мир иной.»)

19 Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка. Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

20 Главная идея данного стихотворения- донести до читателя равнозначность жизни и смерти и то, что, они обе ведут к одной цели, и неважно, по какому пути. 21 Отклик С А

Волынского о стихотворении был довольно издевательским:мужчина назвал стих (не без иронии) «философским» и «декадентски дерзновенным»; о последней строфе мужчина пишет: «Можно было бы сказать, что поэт — плохой «творец» и плохой «ближний себе», если рекомендует себе «стать бездной нижней» и притом рифмует эти слова». В. В. Гофман, однако, наоборот, отметил о том, что в стихотворении удачно сформулированы мысли

21 Отклик С А. Волынского о стихотворении был довольно издевательским:мужчина назвал стих (не без иронии) «философским» и «декадентски дерзновенным»; о последней строфе мужчина пишет: «Можно было бы сказать, что поэт — плохой «творец» и плохой «ближний себе», если рекомендует себе «стать бездной нижней» и притом рифмует эти слова». В. В. Гофман, однако, наоборот, отметил о том, что в стихотворении удачно сформулированы мысли.

Полезный материал по теме:

  1. Дмитрий Мережковский Родное. Анализ. Литература 9 класс.
  2. «Поэт» по плану

История создания

Стихотворение «Признание» было написано Пушкиным в 1826 году. Находясь в Михайловской ссылке, поэт время от времени выбирался в гости к соседям в Тригорское, где проживала помещица Прасковья Александровна Осипова.

Умная, набожная и образованная женщина относилась к поэту с материнской теплотой.

В тексте содержатся намёки на счастливого соперника Пушкина, которым был Алексей Вульф. Их с Сашенькой уединённые прогулки и «разговоры в уголку вдвоём» были предметом ревнивого беспокойства поэта.

Александра не замечала Пушкина. Даже спустя годы, получив от него записку, тригорская муза не пожелала встретиться. Строки «Признания» так и не тронули её сердца, тем не менее, из-под пера поэта вышел шедевр русской любовной лирики.

Пробы пера

В 1876 году юный Дмитрий стал учеником Третьей классической гимназии Петербурга. Атмосферу заведения уже подросший гимназист позже охарактеризует как убийственную. Чтобы как-то отвлечься от бесконечных зубрежек и выправок, 13-летний Дмитрий начинает пробовать свои силы в поэзии — на свет появляются первые стихотворные строки Мережковского. Стилем написания он подражал «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина.

Там же в стенах гимназии начинающий сочинитель открыл для себя творчество Мольера и под влиянием нового увлечения сформировал «мольеровский кружок». Никакой политической подоплеки в организованном Дмитрием сообществе не было, однако в императорской канцелярии посчитали иначе — все члены кружка были приглашены на допрос.

Неизвестно, чем кончилась бы эта история, если бы в нее не вмешался отец Дмитрия. Благодаря своему высокому положению он уладил дело, а заодно узнал о первых проявлениях поэтического таланта у сына. Сергея Ивановича всерьез заинтересовал литературный дар младшего отпрыска и он начал сводить Дмитрия со знатоками сочинительского дела.

Летом 1879 года Мережковский выступил со своими стихами перед княгиней Елизаветой Воронцовой. Престарелая дама была очарована творениями юноши и, разглядев в нем не только талант, но и необыкновенную душевную чуткость, призвала продолжать сочинять.

Следующим знаменитым критиком стал Федор Достоевский, но его вердикт кардинально отличался от мнения Воронцовой. Встреча двух авторов — начинающего и прославленного — состоялась в 1880 году. Читая свои стихи перед Достоевским, юноша краснел, бледнел, запинался и заикался.

«Нетерпеливая досада», не сходившая с лица писателя в течение всего выступления, во время оглашения вердикта выразилась в словах Федора Михайловича: «Слабо. Не годится. Чтобы хорошо писать, надо страдать и страдать». Сергей Иванович поспешил возразить: «Пусть лучше не пишет, чем страдает». Но было поздно — стремление добиться признания уже засело в сознании Дмитрия.

Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского Д.С.

Дмитрий Сергеевич Мережковский является ярким представителем символизма в русской культуре. У этого течения в будущем появилось очень много талантливых последователей. Многие поклонники творчества Мережковского называют его пророком своего времени и предписывают ему умение угадывать дальнейшие события. На самом деле, поэт был умным, образованным человеком, умеющим чувствовать окружающую атмосферу и предугадывать, откуда подует ветер перемен.

Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, насколько точно автор прочувствовал будущие изменения в обществе. В произведении Дмитрий Сергеевич описал события, которые произойдут через два десятилетия, ведь стих был написан в 1895 году, а революция произошла в 1917. На момент написания стихотворения никто и не догадывался о скором перевороте, а вот поэт уже тогда понимал, что народу нужна встряска. Он уловил общее настроение толпы, понял, что люди потеряли все чистые и светлые чувства, которые могли защитить их от мирской суеты и грязи.

Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского указывает на то, что автор не знал абсолютно точно о будущем своего народа. Он понимал, что людям надоело ползать на коленях, не видя дальнейших перспектив на лучшую жизнь. Свое поколение Дмитрий Сергеевич называет «детьми ночи», потому что они блуждают в потемках в поиске выхода и ждут «пророка». Только вот даже поэт не догадывался, что к власти придет безжалостный и коварный мессия. Дмитрий Мережковский стихи писал с пониманием того, что общество находится на пороге ХХ века, и оно настолько погрязло в грязи и грехах, что нуждается в сильной встряске.


Писатель не догадывается, что пройдет совсем немного времени, и люди будут убивать друг друга за убеждения, а революция унесет десятки тысяч жизней. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского позволяет понять, что автор исключает божественное происхождение человека и намекает на необходимость очищения. При этом поэт предполагает, что свет может оказаться губительным для людей. Дмитрий Сергеевич себя тоже причисляет к «детям ночи» и понимает, что ему не удастся избежать их участи. Как именно народ будет очищаться от грехов, автор не знает.

Когда писал Дмитрий Мережковский «Дети ночи», он не знал, что пройдет совсем немного времени, и он сам пострадает от долгожданной встряски. Поэт твердо убежден в том, что каждому человеку необходимо взойти на собственную Голгофу, чтобы очиститься от грязи и начать новую жизнь или погибнуть. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, что автор желал революции, потому что мечтал о лучшей жизни для своего народа.

На деле все оказалось гораздо прозаичнее. В 1919 году Дмитрию Сергеевичу пришлось навсегда покинуть Санкт-Петербург, в котором поселился «Зверь». До самой смерти поэт жил в Париже и считал, что в полной мере заслуживает такой участи. До конца своих дней Мережковский корил себя за нерешительность и за то, что в нужный момент не попробовал вырвать свою страну из революционной пучины, хотя и предугадывал будущие битвы светлых и темных сил.

Революция и судьба поэта

Однако Мережковский не щадит и себя самого. Он понимает, что неотделим от своего поколения и считает себя одним из детей ночи, прекрасно осознавая, что ему не удастся избежать общей с ними участи. Поэт совершенно уверен в том, что судьба уже уготовила каждому его собственную Голгофу, взойдя на которую человек окончательно погибнет или, напротив, сможет очиститься перед вступлением в новую жизнь. Для самого Мережковского такой Голгофой станет эмиграция. Революцию 1917 года он воспринял как к власти «грядущего хама» и воцарение «надмирного зла». В 1919 году, через 24 года после создания стихотворения, он, вместе с женой Зинаидой Гиппиус, будет вынужден навсегда покинуть родной Петербург, превратившийся в «царство Зверя». Последние годы жизни поэт проведет в Париже, тоскуя по оставленной родине, но считая разлуку с ней заслуженным наказанием за то, что он слишком мало сделал для того, чтобы остановить силы мрака и зла. Мережковскому казалось, что силой своего пророческого дара он смог бы спасти страну от грядущей революции, тем более что он предвидел, какая ужасная участь ожидает ее в скором будущем.

Дмитрий Сергеевич Мережковский является ярким представителем символизма в русской культуре. У этого течения в будущем появилось очень много талантливых последователей. Многие поклонники творчества Мережковского называют его пророком своего времени и предписывают ему умение угадывать дальнейшие события. На самом деле, поэт был умным, образованным человеком, умеющим чувствовать окружающую атмосферу и предугадывать, откуда подует ветер перемен.

Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, насколько точно автор прочувствовал будущие изменения в обществе. В произведении Дмитрий Сергеевич описал события, которые произойдут через два десятилетия, ведь стих был написан в 1895 году, а революция произошла в 1917. На момент написания стихотворения никто и не догадывался о скором перевороте, а вот поэт уже тогда понимал, что народу нужна встряска. Он уловил общее настроение толпы, понял, что люди потеряли все чистые и светлые чувства, которые могли защитить их от мирской суеты и грязи.

Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского указывает на то, что автор не знал абсолютно точно о будущем своего народа. Он понимал, что людям надоело ползать на коленях, не видя дальнейших перспектив на лучшую жизнь. Свое поколение Дмитрий Сергеевич называет «детьми ночи», потому что они блуждают в потемках в поиске выхода и ждут «пророка». Только вот даже поэт не догадывался, что к власти придет безжалостный и коварный мессия. Дмитрий Мережковский стихи писал с пониманием того, что общество находится на пороге ХХ века, и оно настолько погрязло в грязи и грехах, что нуждается в сильной встряске.

Писатель не догадывается, что пройдет совсем немного времени, и люди будут убивать друг друга за убеждения, а революция унесет десятки тысяч жизней. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского позволяет понять, что автор исключает божественное происхождение человека и намекает на необходимость очищения. При этом поэт предполагает, что свет может оказаться губительным для людей. Дмитрий Сергеевич себя тоже причисляет к «детям ночи» и понимает, что ему не удастся избежать их участи. Как именно народ будет очищаться от грехов, автор не знает.

Когда писал Дмитрий Мережковский «Дети ночи», он не знал, что пройдет совсем немного времени, и он сам пострадает от долгожданной встряски. Поэт твердо убежден в том, что каждому человеку необходимо взойти на собственную Голгофу, чтобы очиститься от грязи и начать новую жизнь или погибнуть. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, что автор желал революции, потому что мечтал о лучшей жизни для своего народа.

На деле все оказалось гораздо прозаичнее. В 1919 году Дмитрию Сергеевичу пришлось навсегда покинуть Санкт-Петербург, в котором поселился «Зверь». До самой смерти поэт жил в Париже и считал, что в полной мере заслуживает такой участи. До конца своих дней Мережковский корил себя за нерешительность и за то, что в нужный момент не попробовал вырвать свою страну из революционной пучины, хотя и предугадывал будущие битвы светлых и темных сил.

Дмитрий Мережковский – крупнейший представитель старшего поколения русских символистов. Его способность чувствовать атмосферу времени и предвосхищать грядущие события создала ему репутацию пророка. Подтверждением этому может послужить стихотворение «Дети ночи», в котором он, по сути, предсказал приход революции.

Стихотворение «Дети ночи» Мережковский Дмитрий Сергеевич

Устремляя наши очи На бледнеющий восток, Дети скорби, дети ночи, Ждем, придет ли наш пророк. Мы неведомое чуем, И, с надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем О несозданных мирах.

Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны. Погребенных воскресенье И среди глубокой тьмы Петуха ночное пенье, Холод утра — это мы. Мы — над бездною ступени, Дети мрака, солнце ждем: Свет увидим — и, как тени, Мы в лучах его умрем.

(2 votes, average: 4,50 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Дети смотрят на нас Дети смотрят на нас голубыми глазами. Дети плачут о нас горевыми слезами. Дети смотрят на нас. Дети каждый твой шаг подглядят и обсудят, вознесут до небес или твердо осудят. Дети…
  2. На дворе играют дети На дворе играют дети в ту прошедшую войну. Чью-то бабушку в берете клонит медленно ко сну. Дети в небо бьют из пушек, дети с воздуха бомбят, — много сделали игрушек…
  3. Дети страха, злые выродки прогресса Дети страха, Злые выродки прогресса, У которых даже сердце на засов, Мракобесие — от мрака и от беса, Сладкогласие — от сладких голосов. Вам осталось убивать и упиваться, Вам досталась…
  4. Живы дети, только дети Живы дети, только дети,- Мы мертвы, давно мертвы. Смерть шатается на свете И махает, словно плетью, Уплетенной туго сетью Возле каждой головы, Хоть и даст она отсрочку — Год, неделю…
  5. Она Неверие тому, что даже очевидно. Мир полон призраков, как Лысая гора. Ни пенье петуха, ни жаркая молитва Не прогоняют их с утра и до утра. Сгинь, наважденье, сгинь! Замкни страницы,…
  6. Нет, ночи с тобою мне даже не снятся Нет, ночи с тобою мне даже не снятся,- Мне б только с тобою на карточке сняться, Мне б только пройти бы с тобою весною Лазоревым лугом, тропою лесною. С тобой…
  7. Отчего боятся дети Отчего боятся дети И чего? Эти сети им на свете Ничего. Вот, усталые бояться, Знаем мы, Что уж близкие грозятся Очи тьмы. Мурава, и в ней цветочки, Желт, синь, ал,-…
  8. Нам кажется, что мы умней, чем дети Нам кажется, что мы умней, чем дети. Нам в объективе лет, ошибок, дел Привиделось, что знаем все на свете И поучать — высокий наш удел. А дети, если пристальней вглядеться,…
  9. Доброй ночи!.. Пора! Доброй ночи!.. Пора! Видишь: утра роса небывалая там Раскидала вдали озера… И холмы поднялись островами по тем озерам. Доброй ночи!.. Пора! Посмотри: зажигается яркой каймой На востоке рассвета заря… Как…
  10. Мы ждем с тобой рассвета Мы ждем с тобой рассвета. Нам прошлого не надо. И мы с тобой не верим В багровый листопад. Мы ждем с тобой рассвета. Качается планета: Вперед — навстречу к свету,…
  11. Дети в Освенциме Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились — мучили детей. И это каждый день опять: Кляня, ругаясь без причины… А детям было не понять, Чего хотят от…
  12. Городские дети Городские дети, чахлые цветы, Я люблю вас сладким домыслом мечты. Если б этот лобик распрямил виски! Если б в этих глазках не было тоски! Если б эти тельца не были…
  13. Когда в теплой ночи Когда в теплой ночи замирает Лихорадочный Форум Москвы И театров широкие зевы Возвращают толпу площадям — Протекает по улицам пышным Оживленье ночных похорон; Льются мрачно-веселые толпы Из каких-то божественных недр….
  14. Дума (Как дети иль рабы…) Как дети иль рабы, преданию послушны, Как часто в жизни мы бываем равнодушны К тому, что сердце нам должно бы разрывать, Что слезы из очей должно бы исторгать. Мы плакать…
  15. Когда будете, дети, студентами Когда будете, дети, студентами, Не ломайте голов над моментами, Над Гамлетами, Лирами, Кентами, Над царями и над президентами, Над морями и над континентами, Не якшайтеся там с оппонентами, Поступайте хитро…
  16. Мы, дети атомного века Мы, дети атомного века, не празднуем свое рожденье. На двери — мамины засеки. От снятых фотографий — тени. Мы не успели оглядеться, не выучили песен птичьих: нашиты рядовому детству значки…
  17. Говорят в Одессе дети Говорят в Одессе дети О каком-то диссиденте: Звать мерзавца Гофман Виля, На Фонтане, 7 живет, Родом он из Израиля, И ему девятый год….
  18. Склоняясь ниц, овеян ночи синью Склоняясь ниц, овеян ночи синью, Доверчиво ищу губами я Сосцы твои, натертые полынью, О мать земля! Я не просил иной судьбы у неба, Чем путь певца: бродить среди людей И…
  19. Полюбуйтесь же вы, дети Полюбуйтесь же вы, дети, Как в сердечной простоте Длинный Фирс играет в эти, Те, те, те и те, те, те. Черноокая Россети В самовластной красоте Все сердца пленила эти, Те,…
  20. Дети Октября …Плыл туман за ледяной горою, И земля осталась в стороне. Но лицом доподлинных героев Обернулись путники к стране. В южный зной и в северную вьюгу, Вековую тьму растеребя, Так вот…

Вы сейчас читаете стих Дети ночи, поэта Мережковский Дмитрий Сергеевич

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: