Введение
«Поэзия Анны Ахматовой производит впечатление острой и хрупкой потому, что сами ее восприятия таковы «. С этих слов М. Кузмина из предисловия к книге стихов «Вечер» начались не прекращающиеся до сих пор литературоведческие попытки постичь «тайны ремесла» Анны Ахматовой. Вышедшие одна за другой две книги ее стихов «Вечер» (1912) и «Четки» (1914), а чуть позже третья – «Белая стая» (1917) не только заставили заговорить о появлении в начале века особой, «женской» поэзии, но и само десятилетие сделали временем Ахматовой. Богатое многоцветье газетных и журнальных рецензий и несколько серьезных исследовательских работ следующего десятилетия: вот знак острого интереса к творчеству Анны Ахматовой, предшествовавший периоду официального очернения или замалчивания ее сочинений.
С началом «оттепели» конца 50-х – начала 60-х годов, после «второго рождения» поэта Анны Ахматовой, ее ранняя лирика незаметно отошла на второй план, оказавшись в тени поздних шедевров, в первую очередь, «Поэмы без героя». Возможно, некоторую роль в таком повороте сыграла и прозвучавшая в эти годы оценка самой Ахматовой собственной ранней лирики: «Эти бедные стихи пустейшей девочки… «. Однако не стоит эти слова Анны Андреевны считать определяющими отношение к ее первым книгам. Таким образом, она хотела предотвратить возникшее у критиков «желание безвозвратно замуровать в 10-е годы». Будучи по отношению к себе судьей чрезвычайно строгим и взыскательным, Ахматова стремилась подчеркнуть глубокие изменения в своем мироощущении и поэтической манере, произошедшие в последующие «страшные годы», – «Меня, как реку, / Суровая эпоха повернула».
Между тем нельзя не заметить, что многие художественные свершения Анны Ахматовой 30-х – начала 60-х годов стали закономерным развитием ее творческих исканий ранней поры, поэтому исследование ранней лирики Ахматовой весьма актуально для более глубокого понимания ее поздних произведений. Лишь осознав неповторимое своеобразие всего созданного в 1910-е годы, можно верно истолковать удивительную целостность и глубину наследия художника, а в первых шагах увидеть истоки зрелого мастера.
Цель настоящей работы – рассмотреть два из ранних сборников («Четки» и «Белая стая»), исследовать их поэтическое своеобразие.
В связи с настоящей целью можно сформулировать следующие задачи:
рассмотреть особенности стиля ранней лирики Ахматовой;
изучить своеобразие композиции стихотворения, проследить изменение характера лирической героини, расширение тематики;
выделить фольклорные мотивы в ранних лирических произведениях Ахматовой.
Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово «поэтесса», ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева – Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что «женская поэзия» – это не только «стишки в альбом», но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Её стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными. Они учат мужчин выслушивать не «влюблённый лепет», а слова столь же жаркие, сколь и гордые.
Меня поэзия Ахматовой привлекает глубиной чувств и одновременно содержательностью. Такое явление в русской поэзии требует особого, пристального внимания. Изучение ранних поэтических произведений Ахматовой актуально, так как именно в этот период формировался ее неповторимый поэтический слог. Кроме того, так как эти стихи написаны молодой девушкой (Ахматовой во время написания этих сборников было 22-25), мне интересно понять образ мыслей и особенности чувств женщины другого века.
Смертельное настоящее
К сожалению, настоящая жизнь оказалась более суровой, чем безобидный домовой, который лишь заглядывал в низкое окошко и:
Жизнь скоро начнёт бить нещадно, ей мало пугать стонами ступеней – она стреляет наповал прямо в сердце и прерывает жизнь поэта в миг или налаживает вето на публикации, что является ещё одной смертью для творческой души.
Больно бьёт концовка, в которой Ахматова обращается к своему бывшему и уже расстрелянному (в этом же, 1921 году) мужу, Николаю Гумилёву. Ответил ли он ей, что жило в доме кроме них вопрос, на который поэтесса не дала ответов.
Скорее всего, в том доме жила ещё и надежда, которая после оказалась распятой на штыках революции и умерла, оставив нам только стихи Анны и Николая.
Жанр и композиция
В анализе «Стихи о Петербурге» Ахматовой стоит отметить, что произведение четко разделено на два стихотворения, которые различаются между собой и имеют разную жанровую принадлежность. В первом стихотворении поэтесса описывается роскошь парадных улиц города и его достопримечательности, наполненные торжеством, что относит произведение к жанру пейзажной лирики.
Уже любовная лирика прослеживается по втором стихотворении, так как в нем автор обращается к описанию окраин города и воспринимает его не как фон для событий, а как его участника (переживания самой Ахматовой и образ Петербурга сливаются, будто бы сам город – тот, кто пробудил в ней самые нежные чувства, подобно мужчине).
Петербург в творчестве Анны Ахматовой
Петербург всегда притягивал людей своей таинственностью и загадочностью. Неоднократно этот город воспевали в своих произведениях великие поэты и прозаики. Именно творческие личности находили в этом прекрасном городе свое вдохновение, идеи и новые эмоции. Все в нем не такое, как везде. Не зря именно Петербург обрел славу культурной столицы. Не исключением была и Анна Андреевна, которую так же сумел покорить этот таинственный город.
Каждая улица, каждый дом хранит в себе какую-то тайну, которую далеко не первый год пытаются разгадать миллионы людей. Это город со своей историей, памятниками архитектуры и культуры, куда хочется приезжать вновь и вновь. И что бы немного разобраться и приоткрыть завесу таинственности прекрасного Петербурга, необходимо просто углубиться в изучение произведений Ахматовой, которая так много посвятила именно этому городу. В её стихотворениях мы можем познакомиться со старым Петербургом, Петроградом и Ленинградом.
В каждой строчке, где речь идет о Петербурге, чувствуется тепло души поэтессы. Для неё он был не просто местом жительства, а старым добрым товарищем. Именно поэтом он стал одним из главных действующих лиц лирических стихотворений Анны Андреевны. Так случилось не только с ней, а и со многими поэтами, которые жили и творили в этом прекрасном городе. Анна Андреевна сумела рассмотреть этот город изнутри, чем с радостью поделилась со своими читателями. В своем творчестве поэтесса рисует образ Петербурга весьма четко и конкретно.
Возможно, большую роль сыграло то, что Петербург напрямую связан с любовной лирикой поэтессы. Поэтому она и отводит ему столь значимую роль в своем творчестве. Для неё любовь и Петербург идут рука об руку. Это хорошо видно в стихотворении “ Ведь где-то есть простая жизнь и свет”.
Суровые события гражданской войны не смогли сломить любовь Ахматовой к Петербургу. Она по-прежнему относится к нему с теплотой и любовью. “Тот голос, с тишиной великой споря” – произведение, в котором хорошо прослеживаются истинные чувства Анны Андреевны.
Хоть жизнь в Петербурге и становится очень сложной, но Ахматова остается там, принимая данное жизненное испытание. Она не может проститься с ним. Поэтому в её произведениях появляется некая смесь трагичности с невозможной разлукой.
Когда военные действия становятся опасными для города, Анна Андреевна понимает, что город – это живое существо, со своими чувствами и душой. Она вынуждена уехать из города, хотя разлука ей дается очень нелегко. Отпечаток Отечественной войны навсегда изменил Петербург. Об этом поэтесса пишет в своем стихотворении «Причитание».
Поскольку судьба поэтессы плотно переплелась с судьбой города, то все разрушения происходили и внутри Ахматовой. Вся её жизнь шла под откос. Тема города плотно присутствует в произведениях поэтессы, подтверждением чему является «Поэма без героя».
Когда Ахматова начинает описывать город – она не использует символические описания. Она разговаривает с городом, восхищаясь им. Для неё Петербург стал самым лучшим и важным в её жизни. Так уж сложилось, что главной темой поэтессы являлась тема любви, а все остальные лишь проходили сквозь неё. Она всегда считала, что Петербург – это своего рода подарок, который преподнесла ей судьба.
Образ Петербурга встречался у многих авторов, но для них это было лишь место жительства. Для Ахматовой же город стал предметом любви и обожания, которому она посвятила всю свою жизнь и творчество.
Текст
В том доме было очень страшно жить, И ни камина свет патриархальный, Ни колыбелька моего ребенка, Ни то, что оба молоды мы были И замыслов исполнены, Не уменьшало это чувство страха. И я над ним смеяться научилась И оставляла капельку вина И крошки хлеба для того, кто ночью Собакою царапался у двери Иль в низкое заглядывал окошко, В то время, как мы, замолчав, старались Не видеть, что творится в зазеркалье, Под чьими тяжеленными шагами Стонали темной лестницы ступени, Как о пощаде жалостно моля. И говорил ты, странно улыбаясь: «Кого они по лестнице несут?» Теперь ты там, где знают все, скажи: Что в этом доме жило кроме нас?
1921 год.
Предлагаем ещё раз окунуться в мистику от Анны Ахматовой, перечитав в сотый раз её стихотворение «В том доме было очень страшно быть» из цикла «Северные элегии». В стихах к нам вернётся домовой, для которого мы оставляли капельку вина и крошку хлеба, мы снова увидим, как кто-то заглядывает к нам в окошко и скрипит по ночам ступенями в доме.
«Стихи о Петербурге»
Поэтесса, которая родилась в пригороде Петербурга и ходила теми же улицами, которыми когда-то ходил Александр Сергеевич Пушкин, с раннего детства ощущала с ним некую незримую связь. Данное чувство не покидало её на протяжении всей жизни.
Цикл стихотворений, который состоит всего из двух произведений, Анна Андреевна написала в 1913 году и назвала «Стихи о Петербурге». В них речь идет не столько о самом городе, сколько о его основателе. В первом произведении поэтесса описывает одни из самых главных образов Петербурга – Исаакиевский собор, а так же Медного всадника. Вокруг же них поэтесса показывает те самые изменения, с которыми пришлось столкнуться городу. Начала развиваться индустрия и промышленность, но не все к этому были готовы, поэтому отнеслись к данным переменам неоднозначно.
Позже данная тема неоднократно поднималась в произведениях других поэтов, таких как Блок, Есенин и другие. Все они высказывали свое мнение и отношение на этот счет, оставляя свои симпатии на стороне природы. Свое же отношение к данным изменениям Анна Андреевна заключила в одной лишь фразе:
В первой части Анна Андреевна описывает Петербург как императорский город, город победителя, в котором навеки поселилась величественность и холод. Вторая же часть произведения рассказывает о том, что под ледяной монолитностью спрятано любящее сердце, которое продолжает биться.
Во втором произведении Анна Андреевна углубляется в описание деталей, делая это очень точно, не упуская даже мельчайшей особенности. Здесь мы видим, как поэтесса объединяет влюбленных вместе с Петербургом, говоря о том, что их любовь останется навечно под аркой на Галерной. Все произведение пронизано спокойствием и умиротворением.
Именно чувство той самой утоленной любви и придает умиротворение и спокойствие произведению. Поэтесса считает, что любовь. Которая родилась в Петербурге – бессмертна. Ей не страшны никакие преграды, ни время. Для передачи особого спокойствия Анна Андреевна использует четырехстопный хорей, который задает определенный ритм стихотворению. А эффект замедления достигнут благодаря чередованию рифм.
Для Анны Андреевны Петербург стал особенным городом в её жизни, где она обрела свою любовь, а после пришлось столкнуться с первой «любовной пыткой». Так же в 1938 году на судьбу женщины выпало ещё одно испытание. Ей пришлось провести не один день под стенами тюрьмы «Кресты», чтобы хоть что-то узнать о своем единственном сыне. Так же поэтесса в Петербурге застала войну и начало блокады. Но любовь к этому чудесному городу она сумела пронести через всю свою жизнь и сохранить в сердце навсегда.
Смысл
Главная идея стихотворения «Приговор» — идея человеческой стойкости и мужества. Поэтесса уверяет всех, что можно выйти победителем из любой ситуации, из любой проблемы, которую посылает судьба. Нельзя отчаиваться, нужно быть всегда готовым, что последует новый удар.
Также стоит сказать о том, что поэтесса находит универсальное решение для всех людей — «каменелость»: нужно забыть все, что было ранее, все, что напоминает о хорошей прошлом, и жить заново, находить новые радости и при этом стать чуточку черствее, чтобы мелкие трудности не смогли сломить дух. Это и есть главная мысль стихотворения.
Темы, проблемы, настроение
Основной темой всей поэмы «Реквием» и отдельно взятой части «Приговор» является горе, страдание, трагедия всего народа.
Также в произведении «И упало каменное слово» поднята тема самоотверженной, безграничной любви! Матери и жёны, которые не впадали в отчаяние, выстаивали бесконечные очереди, чтобы хоть на мгновение увидеть лицо измученного сына, мужа, узнать приговор, являются отражением этой огромной любви.
Анна Андреевна в «Приговоре» касается проблемы несправедливости, проблемы бесчеловечности человека. Стихотворение, хоть и пышет мужеством и силой лирической героини, но всё же полностью пропитано одиночеством и печалью.
Этими строками автор как будто пытается поднять читателю настроения, подбадривая его, не допуская жалости к лирическому герою.
Средства выразительности
Для того чтобы показать глубину своих чувств и переживаний, Ахматова использует художественные приемы. Чаще всего в произведении встречаются эпитеты («ветер душный и суровый», «томительные свидания») – они помогают ярче нарисовать перед глазами читателя городские образы. Постоянно обращается поэтесса и к метафорам («под аркой нашей души навсегда», «стынет конь») – они позволяют уже не только увидеть, но и прочувствовать ту атмосферу Петербурга, в которую так влюблена Ахматова.
Для Анны Ахматовой Санкт-Петербург стал городом мечты и городом разрушенных надежд одновременно. Он будто бы был самым любимом местом для нее, но в то же время являлся и ее личным адом. Об этом она и говорит в своих стихотворениях, понимая, что все достопримечательности мучают ее, но все же вызывают «утоленную любовь», от которой никуда не получится сбежать.
Еще примеры анализа стихотворений:
Саша — Н. Некрасов
Образы и символы
Лирической героиней является сама Анна Ахматова. Сильная, несгибаемая женщина, которая с достоинством приняла «вызов» власти. Таких мужественных женщин в то смутное время было бесчисленное множество, поэтому героиней данного стихотворения может считаться любая из них.
Обратившись к сюжету поэмы «Реквием», заметим, что всё действие происходит в предтюремной очереди, которая состоит из множества мучающихся, страдающих матерей и жён. Они и составляют главный образ поэмы, отдельных её частей, они — измученное лицо того времени, они – израненное, но живое сердце.
«Живая грудь» в стихотворении символизирует прошлую жизнь, мировосприятие, которое было до «каменного слова», а «душа», которая должна «окаменеть» — символ угнетения в себе всех чувств, всех нравственных устоев, символ «бездушного» будущего.
Жить – значит чувствовать, смеяться и плакать, дышать. Но эту «жизнь» безжалостно отбирали в то время, причем отбирали её у каждого, отбирали либо полностью, либо мучали, отнимая только душу… Именно об этом пишет автор вначале стихотворения: «Упало каменное слово на мою ещё живую грудь». После этого лирическая героиня становится «полуживой», но пытается как-то заполнить то место, откуда вырвали душу.
Дальше поэт пишет, что нужно научиться жить «без души», нужно «память до конца убить», что можно расшифровать как попытку подстроиться под сложившийся строй, попытку привыкнуть к той мысли, что в любой момент могут лишить и оставшегося.
В третьей строфе, которая отличается по темпу от двух предыдущих, просматривается образ одиночества и безысходности.
Анна Ахматова — И мы забыли навсегда ( Петроград, 1919 )
Petrograd, 1919
I my zabyli navsegda,Zaklyucheny v stolitse dikoy,Ozera, stepi, gorodI zori rodiny velikoy.V krugu krovavom den i nochDolit zhestokaya istoma. Nikto nam ne khotel pomochZa to, chto my ostalis doma,Za to, chto, gorod svoy lyubyaA ne krylatuyu svoboduMy sokhranili dlya sebyaYego dvortsy, ogon i vodu.Inaya blizitsya pora,Uzh veter smerti serdtse studit,No nam svyashchenny grad PetraNevolnym pamyatnikom budet.
Gtnhjuhfl, 1919
B vs pf,skb yfdctulf,Pfrk/xtys d cnjkbwt lbrjq,Jpthf, cntgb, ujhjlB pjhb hjlbys dtkbrjq/D rheue rhjdfdjv ltym b yjxmLjkbn ;tcnjrfz bcnjvf///Ybrnj yfv yt [jntk gjvjxmPf nj, xnj vs jcnfkbcm ljvf,Pf nj, xnj, ujhjl cdjq k/,zF yt rhskfne/ cdj,jleVs cj[hfybkb lkz ct,zTuj ldjhws, jujym b djle/Byfz ,kbpbncz gjhf,E; dtnth cvthnb cthlwt cnelbn,Yj yfv cdzotyysq uhfl GtnhfYtdjkmysv gfvznybrjv ,eltn/
Темы и настроение
Основная тема стихотворения — то, о чем спрашивает автор своего читателя. Риторический вопрос поэтессы — сможет ли вытерпеть русский народ столько горя, столько трагедий? Ахматова никогда не разделяла себя и народ, все общественные проблемы она воспринимала лично, а личные проблемы понимала, как типичные для всех людей.
Так и в этом стихотворении — тема горя и людских страданий становится общественной и масштабной, хоть и берет начало с личной трагедии Ахматовой — ареста сына.
Настроение стихотворения несколько взволнованное, в произведении присутствует сомнение в том, что будущее будет светлым и счастливым.
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Приговор» абсолютно точно следует отнести к лирическим, потому что данное произведение выражает эмоции и чувства самой поэтессы. Никто не поспорит, что лирический герой и автор в «Приговоре» — один и тот же человек — Ахматова.
Направление, в котором творила поэтесса — акмеизм. Акмеисты ушли от принципов символизма, провозгласили ясность повествования и преобладание смысла над формой. Стихотворение наполнено простой лексикой и достаточно понятными и несложными метафорами.
Стихотворный размер, используемый Ахматовой в данном лирическом произведении, — хорей. Хочется отметить, что хорей всегда считался самым приемлемым размером для создания ощущения непринужденной, неформальной, неторжественной беседы или монолога, поэтому использования данного размера обосновано.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.
История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».
Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.
Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».
Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».
В стихотворении «Петроград, 1919» она пишет: И мы забыли…
ТЕМА РОДИНЫВ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. А. АХМАТОВОЙ
Обычно наиболее остро тема Родины встает в литературе в период войн, революций, то есть тогда, когда человеку необходимо совершить нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века. Новая идеология, которую принесла с собой революция, была неприемлема для многих людей как старого, так и нового поколения русской интеллигенции.
А. А. Ахматова с самого начала не приняла революцию и никогда не меняла своего отношения к ней.
Вполне закономерно, что в ее творчестве возникает проблема эмиграции. Многие поэты. писатели. художники и музыканты, близкие Ахматовой, уехали за границу, навсегда покинув Родину.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
Ахматова не осуждает тех, кто уехал, но четко определяет свой выбор: для нее эмиграция невозможна.
Мне голос был. Он знал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Родина в стихах Ахматовой — это Царское Село, Слепнево, Петербург-Петроград-Ленинград, город, с которым так тесно была связана ее с удьба. В стихотворении «Петроград, 1919» она пишет:
И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.
В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома.
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.
Для Ахматовой Петербург — это совершенно реальный город. Но в некоторых стихотворениях он может быть и символом России в конкретный момент времени, когда на примере одного города показывается судьба целой страны:
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град
Петра Невольным памятником будет.
Ахматова не только рассматривает события в России как политические, но и придает им вселенское значение. И если у Блока в поэме «Двенадцать» революция — это разгул стихий, вселенских сил, то у Ахматовой это кара Божья. Вспомним стихотворение «Лотова жена»:
И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Это не просто библейская притча. Ахматова сравнивает судьбу своей Родины с Содомом, как позже с Парижем в стихотворении «В сороковом году» («Когда погребают эпоху. »). Это не смерть Петербурга или России, это смерть эпохи; и Россия не единственное государство, которое постигла такая участь. Все закономерно: у всего есть свой конец и свое начало. Ведь любая новая эпоха начинается обязательно с крушения старой. Возможно, поэтому в стихах Ахматовой есть и светлые ноты, предвещающие рождение нового времени.
Но с любопытством иностранки,
Плененной каждой новизной,
Глядела я, как мчатся санки,
И слушала язык родной.
И дикой свежестью и силой
Мне счастье веяло в лицо,
Как будто друг от века милый
Всходил со мною на крыльцо.
В поэме «Реквием » Ахматова вновь встраивает свои переживания в контекст эпохи. Поэма так и начинается:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Таков был ее окончательный выбор.
Рейтинг сочинений
Тема: «Барионный гидродинамический удар глазами современников»
Вещество сингулярно ускоряет взрыв вне зависимости от предсказаний самосогласованной теоретической модели явления. Атом масштабирует. Все эссе.
Софи Жермен (Marie-Sophie Germain) (1 апреля 1776 — 27 июня 1831) — французский математик, философ и механик. Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира. Все эссе.
Тест по литературе М Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Ответы
1. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает: А) пафос; Б) иносказание; В) лиричность. 2. Иносказание — это: А) фраза, произнесённая на иностранном. Все эссе.
«Новый год» Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей. Краснощёкий карапуз – Твой теперь надёжный друг. Верно будете дружить. Все эссе.
История создания
Стихотворение «Приговор» — это глава из поэмы «Реквием», которая изначально была задумана не как поэма, а как цикл стихов, написанных на тему репрессий. В 1921 году был расстрелян муж Анны Андреевны – поэт Николай Гумилёв. Для Ахматовой это событие стало ударом, она винила, отчасти, себя в случившемся…
В 1934 году началась работа Ахматовой над будущей поэмой «Реквием». Именно в этом году первый раз арестовали сына – Льва Гумилёва. Но Анна Андреевна его высвободила, написав письмо Сталину.
Ахматова постоянна была в напряжении, готовила себя к тяжёлым временам, известиям, которые не заставили себя долго ждать. В 1938 году вновь арестовали сына, которого в дальнейшем приговорили к ссылке на 5 лет…Безжалостные удары от «беспощадной власти» Анна Андреевна выдержала стойко, достойно. Именно после ссылки Льва Николаевича задуманный цикл стихов превратился в поэму.
«Приговор» — это комок эмоций, плотно сжатый, не имеющий возможности высвободиться… Ахматова выразила чувства миллионов угнетаемых властью людей. Сама она ходила по лезвию ножа, вот-вот могли арестовать и её, но, возможно, это было бы даже лучше, чем потеря мужа (с которым они оставались близки, несмотря на расставание), чем бесконечные переживания о его судьбе.
История создания
В 1938 году Ахматова узнает о том, что расстреляем ее бывший муж, Николай Гумилёв, отец ее единственного сына — Льва. Не успев оправиться после столь сильного эмоционального потрясения, женщина получает ещё один «удар». В 1939 году Анна Андреевна окончательно поняла, что не увидит сына минимум 5 лет, которые Лев проведёт в ссылке за ложное обвинение.
Сама поэтесса понимала, что ей нужно как-то защититься от всей этой скверны, быть сильной, хоть и судьба всячески пытается доказать ей то, что передряги и испытания не прекратятся. Осознание необходимости становится сильной и волевой заставило ее задуматься над тем, что стать такой можно только с черствой душой, холодным сердцем и рассудком. Именно тогда Ахматова и пишет свой «Приговор», который, словно камень, падает на ее «ещё живую грудь».
Тема стиха
Русские поэты XIX и XX века часто использовали свое творчество для того, чтобы признаться кому-то в чувствах. Этот же прием использовала и Анна Ахматова, только в своем стихотворении она говорила о любви не к мужчине, а к городу. Петербург занял в ее сердце такое же прочное место, какое мог бы занять любимый человек.
При этом нельзя сказать, что анализируемые стихотворения полны именно светлых чувств. Лирическая героиня, которой является сама поэтесса, грустит, так как понимает, что ее любимый город безвозвратно меняется. Она будто бы чувствует, как уходят традиционные для него ценности, и Петербург из торжественной столицы превращается в опальный памятник уходящей эпохи. На самом деле так оно и было, ведь всего через четыре года после написания анализируемого произведения в России прогремит Революция, навсегда изменившая жизнь людей и городов, ими созданных.
Композиция
Стихотворение «И упало каменное слово» состоит из 3-х строф. Его можно разделить на три композиционные части.
Произведение отрывистое. Читая его, читатель ловит себя на впечатлении, что лирическая героиня начинает думать об одном, а потом её мысли куда-то улетают, затем она вновь возвращается к первоначальной теме, потом вновь «улетает».
- 1-я строфа – 1-я часть. Стихотворение «Приговор» начинается резко, с самой сути, что характерно для лирики Ахматовой, она как бы вырывает самую сердцевину события. Возможно, именно поэтому её стихи хоть и небольшие по объему, но очень «живые», эмоционально наполненные. Первая часть начинается со строк: «И упало каменное слово на мою ещё живую грудь.» Как точно подобранна автором метафора, как тонко и сдержанно Анна Андреевна передала свою нестерпимую боль! Следующие две строки поражают читателя удивительной стойкостью, силой и достоинством лирической героини. Каким мужеством нужно обладать, чтобы, узнав о случившемся, собрать всю волю в кулак, погасить вспыхнувшие вулканы внутри и вымолвить лишь: «Справлюсь с этим как-нибудь»?!
- 2-я часть – 2-я строфа. Складывается впечатление, что после мыслей, переданных автором в первом четверостишии, лирическая героиня отвлекается, а затем возвращается вновь, но уже с немного другим настроем.
- Здесь героиня уже рассуждает на тему «как жить с покалеченным сердцем дальше». Такое ощущение, что она перечисляет необходимые действия, чтобы не думать о поранившем её «камне».
- 3-я часть – 3-я строфа, которая так же следует за отстранённым полётом мысли, начинается со слов: «А не то…», что передаёт упадническое, но мужественное настроение лирической героини, она не может «память до конца убить», она будто вспоминает, что готовила себя к этому дню, что это должно было когда-то случиться. Темп данной строфы замедляется.
Анализ стихотворения Ахматовой «Белый дом»
Стихотворение «Белый дом» было написано Анной Ахматовой в 1914 году. Оно вошло в книгу «Белая стая», опубликованную в 1917 году издательством «Гиперборей». Впервые же произведение было напечатано в седьмом номере журнала «Голос жизни» в год создания.
В стихотворении шесть четверостиший. Способ рифмования строк – перекрёстный (abab). Размер представляет собой сложное сочетание трёх стоп, среди которых чаще встречаются амфибрахии и хореи. Лирическим героем является сама поэтесса, говорящая от первого лица.
В этом произведении отразилась печаль поэтессы по уходящей эпохе
Первые же строки сообщают читателю о том, что было важно для автора. Мы видим эпитет «морозное солнце», и наша память сразу предлагает продолжить эту неточную цитату словами «день чудесный!»
Но вместо милых сердцу картин русских зимних забав мы натыкаемся на вид марширующих солдат. Хотя поэтесса и отмечает, что тревога легка, но по удвоению слова «идут» мы можем понять, что напряжение нарастает.
Вместе с героиней мы следуем в чудесный сад. Для того чтобы передать его великолепие, автор использует выразительные эпитеты и сравнения. Иней предстаёт в виде драгоценной вуали – сверкающей «белой сетки», а лучи закатного солнца благодаря метафоре «малиновый каплет свет» превращаются в струи волшебного вина.
Анафора «Здесь…» связывает два четверостишия, создавая единый портрет старинной усадьбы. Для описания дома у поэтессы также нашлись изящные эпитеты. «Стеклянное крыльцо» – этот изысканный образ снова отсылает нас к «золотому» XIX веку, одновременно напоминая о лондонском Хрустальном дворце, хрустальном гробе из сказки А. С. Пушкина и замке Снежной Королевы из произведения Г. Х. Андерсена. Героиня вспоминает, как она не раз прикасалась к старинному звонку. Здесь стоит отметить игру звуков: в паре слов «звонок-кольцо» из-за удвоения согласного «к», а также благодаря повторам «о», звенящим и щёлкающим «з» и «ц» мы можем услышать голос этого звонка.
К концу стихотворения читателя накрывает ощущение спокойной безысходности. Героиня не может найти здание из своих воспоминаний, но смиряется с этим. Дом словно растворяется, исчезает, и никто не может сказать, был ли он вообще. Представляется, что дом – это метафора ушедшего мира. Монархи, их прекрасные жилища, связанная с дворцовой жизнью культура – всё это теперь только достояние памяти. Поэтесса предполагает, что в «чутких городах», то есть там, где подобные порядки ещё живы, «белый дом» и существует. Но здесь, в стране, находящейся на пороге войны (недаром опять мы видим образ солдат), этой культуре уже нет места.
Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Жанр, направление, размер
Анна Ахматова отдавала предпочтение малым лирическим формам, но в её творческом наследии присутствуют и две поэмы, одной из которых является «Реквием». Стихотворение «Приговор» — часть поэмы. Но если его рассматривать отдельно, как самостоятельное произведение, то «Приговор» можно отнести к жанру лирическое стихотворение.
Назвать одно направление, к которому примыкала Анна Ахматова можно, но это будет ошибкой, так как, по большей мере, она самобытна, её творчество имеет черты символизма, акмеизма, реализма. Характеризуя ахматовскую поэзию, можно заметить, что она, преимущественно, акмеистической направленности, но лишь отчасти, так как в ней достаточно сильно слышны реалистичные ноты. Анна Андреевна состояла в «Цехе поэтов», одним из основателей которого был муж Ахматовой, «чистый» акмеист Николай Гумилёв.
Размер данного стихотворения – пятистопный хорей. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.
Безобидный домовой
В строках Анна Андреевна возвращается в то время, когда ещё не было разрыва с Гумилёвым, когда они жили в старом доме и каждую минуту слышали в колыбельке дыхание своего ребёнка. Они были молоды и новые идеи роились в голове – Николай мечтал о путешествиях, Анна о творчестве.
Буря революции ещё не выносила стекла и не выключала свет, ещё принято было ходить в церковь, ещё нормальным считалось строить планы.
Однако дурное предчувствие, страх, приходили уже тогда, как предвестник будущих испытаний, но молодость пока побеждала, и они научились над страхом смеяться. Ахматова трансформировала страхи в образ домового, которого можно было «умаслить»: