Основные образы стихотворения
В этом тютчевском произведении раскрывается сразу две темы, которые тесно взаимосвязаны:
Образ женщины, которую является его возлюбленной и которую забыть невозможно. Образ того чувства, который внутри него проснулся, после встречи с этой женщиной.
большой любовьюлитературный языкпонятное слово
Использование старославянизмов – это тютчевский прием, который придает его произведению поэтичность и возвышенность. Но он использует для этого и другие обороты: «высокий взор»
И опять стоит обратить внимание на то, что в литературной речи того времени слово «взор» не употреблялось, чаще говорили просто «взгляд». Использование этих приемов показывает, что лирический герой относится к возлюбленной по-особенному, любя ее и оберегая
Тончайший лирик Федор Тютчев желал написать настоящий хвалебный стих своей возлюбленной и рассказать ей как она прекрасна и неповторима.
Вторая стихотворная тютчевская тема раскрывается немного иначе: это и портретная характеристика и в то же время психологическая. Прежде всего, остановимся на том, что портретное изображение не имеет никакой конкретности, и это уже было интересным приемом для того времени.
Психологический портрет более таинственный и необыкновенный. Женщина испытывается разные чувства, которые и отражаются в ее глазах и взоре. Но только ее глаза показывают сильнейшую любовь и страсть, а взор героини очень трудно понять и постичь. Он остается огромнейшей загадкой.
Анализ стихотворения «Я встретил вас – и все былое» Тютчева
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
История написания
Стихотворение «Я встретил вас – и все былое» было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Я встретил вас – и все былое” по плану. Данный разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 10 классе.
Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение “Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.
Тема
Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Воспоминания приятны ему: “Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”.
Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела “милые черты”, но понимаем, что Тютчев любил ее.
Композиция
Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – “время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – “и сердце стало так тепло”.
Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.
Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: “жизнь заговорила вновь”.
Жанр
Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.
Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, метафоры: “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.
Также интересны олицетворения: “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”, гипербола: “Как после вековой разлуки…”.
Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация). Например, звук “т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков “о”, “а”, “е”.
Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора (“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”), и градация (“Бывают дни, бывает час”).
Художественно-выразительные средства
Чтобы показать портретную характеристику поэт прибегает к различным выразительным средствам. Благодаря поэтическому творчеству, Тютчев добивается максимального эффекта. Лирик, описывая свою возлюбленную, использует следующие художественные средства:
★ Метафоры. С их помощью автор прекрасно передаёт цвет глаз главной героини, рассказывая о том, что они были словно страстная ночь. Но ведь ночь имеет черные оттенки, поэтому можно сразу представить и эти женские глаза. Метафора используется и при описании густых ресниц героини, сравнивая их с тенью.
★ Эпитеты необходимы лирику, чтобы охарактеризовать ее взор, показать, насколько этот женский взгляд может быть разным. Взор у тютчевской героини показывает много чувств и эмоций: страдание, наслаждение, страстность, беззащитность, искренность и необычную внутреннюю силу.
Герой тютческого произведения пытается рассказать о глубине своих чувств, о том как он переживает. Поэт прекрасно понимает, что любовь к женщине не может быть безоблачной. Поэтому-то он и восклицает о том, что только бог знает, как сильна его любовь.
Роман Тютчева с молоденькой девушкой принес не только скандал в обществе, но и много переживаний в семью поэта. Но больше всех, конечно же, страдала Елена Денисьева, которая страстно его любила и страдала из-за осуждения светского общества и родственников, которые поспешили быстро отказаться от способной и славной девушки. Поэт понимал, что жизнь возлюбленной трагична и виной этого является он.
Безумно влюбленный в Елену Фёдор Иванович, переживающий вместе с нею ее позор. Он дает детям, рожденным вне брака, свою фамилию. Он считал свою возлюбленную идеалом женской красоты и нравственности. Лирик показывает в стихотворении всю глубину своих чувств. А взгляд этой очаровательной женщины является самым прекрасным для поэта. Это помогает ещё больше понять глубину тех чувств, которые испытывает герой его произведения. Это одновременно и боль, и великое счастье и наслаждение.
Композиция представляет собой два круга. Первый – это первая и четвертая стихотворные строфы, где показываются переживания и чувства главного героя. Немного по-другому изображается второй круг – это вторая и третья стихотворная строфа, которые показывают героиню, и то, как она прелестна. Конечно же, эти два круга соединены, их соединяют чувства и эмоции, которые испытывают герои. По своему размеру тютчевский сюжет интересен, так как он написан четырехстопным ямбом, но уже в четвертой строфе для этого размера не хватает одного слога. Как считают исследователи творчества Тютчева, он так сделал для того, чтобы была некая пауза-вздох, которая всегда сопровождает глубокие и пылкие чувства. Этот литературный прием известен в стихосложении, но используется очень редко. Он носит название – липометрия.
«Ты волна моя морская…» анализ стихотворения
Ты, волна моя морская,
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!
Ты на солнце ли смеешься,
Отражая неба свод,
Иль мятешься ты и бьешься
В одичалой бездне вод —
Сладок мне твой тихий шёпот,
Полный ласки и любви,
Внятен мне и буйный ропот,
Стоны вещие твои.
Будь же ты в стихии бурной
То угрюма, то светла,
Но в ночи твоей лазурной
Сбереги, что ты взяла.
Не кольцо, как дар заветный,
В зыбь твою я опустил,
И не камень самоцветный
Я в тебе похоронил —
Нет, в минуту роковую,
Тайной прелестью влеком,
Душу, душу я живую
Схоронил на дне твоем.
Бурный роман Федора Тютчева с юной Еленой Денисьевой открыл новую страницу в творчестве поэта. До этого момента он был довольно сдержан в вопросах, которые касались публичного проявления чувств, поэтому редко посвящал своим избранницам стихи. Елена Денисьева кардинально изменила жизнь Тютчева, привнеся в нее целую гамму новых и незабываемых ощущений. Бурный темперамент этой девушки, которая могла быть кроткой и ласково, но в следующую минуту становилась несдержанной и даже агрессивной, произвел на поэта неизгладимое впечатление. Свою избранницу он неоднократно сравнивал с морской волной, своенравной и непредсказуемой.
После нескольких месяцев знакомства с Еленой Денисьевой поэт посвятил ей стихотворение «Ты волна моя морская» (1854 год), которое положило начало циклу любовных произведений, посвященных этой женщине. Почти 15 лет она была музой и вдохновительницей поэта, его отрадой и надежной опорой.
Ее характер значительно смягчился и стал более покладистым. Однако для Тютчева она по-прежнему оставалась той юной и непосредственной особой, которая первой призналась ему в своих чувствах, а потом без колебаний преступила запретную черту, став любовницей женатого мужчины.
Обращаясь в ней, поэт восклицает: «Судной жизни ты полна!». И это действительно так, потому что 18-летняя Елена Денисьева только открывает для себя мир взрослых радостей и наслаждений. Эта жажда познания и любви умиляет искушенного и опытного Тютчева, который не перестает удивляться душевной чистоте своей избранницы. Он готов принимать ее такой, какова она есть, терпеть ее перепады настроений ради того, чтобы услышать «тихий шепот, полный ласки и любви».
Обращаясь к своей возлюбленной, поэт просит лишь о том, чтобы она смогла сберечь свою непосредственность, как можно дольше оставаясь такой же искренней, темпераментной и непредсказуемой. При этом Тютчев понимает, что вряд ли рискнет связать себя узами брака с этой особой. Он искренне любит Елену Денисьеву, но при этом испытывает не менее теплые и нежные чувства к своей законной супруге, с которой не собирается расставаться.
В итоге поэту приходится содержать две семьи, терпя насмешки друзей и знакомых, многие из которых попросту отказываются иметь дело с человеком, который даже не пытается скрывать свою связь с юной девушкой. При этом о глубине чувств к Елене Денисьевой свидетельствуют следующие строки: «Душу, душу я живую схоронил на дне твоем». Он отождествляет возлюбленную с морской пучиной и признается, что в дар ей преподнес самое ценное, что имел.
Полный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи!..»
Я очи знал, — о, эти очи!
Как я любил их, — знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!
Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.
И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.
Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет.
Их роман развивался бурно и закончился громким скандалом, года выяснилось, что девушка из дворянской семьи, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет от поэта ребенка. Но даже позор и разрыв с родственниками, которые лишили Елену Денисьеву наследства, не смогли заставить молодую женщину разорвать порочную связь с Тютчевым. И поэт был ей за это очень благодарен, хотя и понимал, что фактически сломал жизнь своей возлюбленной.
Одно из первых стихотворений “Я очи знал, – о, эти очи!” , которое Федор Тютчев посвятил Елене Денисьевой, было написано примерно в 1851 году, как раз в разгар их романа. Понимая, что обрекает свою избранницу на позор, поэт, тем не менее, не мог совладать со своими чувствами. И не переставал восхищаться
Еленой Денисьевой, которая стала его музой и самым близким другом. “Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог!”, – восклицает поэт, в этих простых и коротких фразах выражая всю глубину своих чувств по отношению к избраннице. Однажды Тютчев упомянул о том, что одного лишь взгляда Елены Денисьевой достаточно для того, чтобы он мог забыть обо всем на свете. При этом взор своей возлюбленной он мог читать, как открытую книгу, в которой “такое слышалося горе, такая страсти глубина!”.
Действительно, Елена Денисьева, по воспоминаниям очевидцев, была безумно влюблена в Тютчева. Настолько, что даже смирилась с тем, что ей придется довольствоваться лишь ролью любовницы. Именно поэтому в ее взгляде поэт нередко видел грусть и отчаянье, которые являлись обратной стороной медали этого романа. Понимая, что от Елены Денисьевой отвернулись практически все, Тютчев посчитал своим долгом взять на себя все заботы, связанные с обеспечением молодой женщины и даже дал свою фамилию детям, которые родились у его возлюбленной вне брака. И это была лишь малая доля того, что он мог сделать для той, которая в прямом смысле слова бросила к его ногам всю свою жизнь.
Восхищаясь мужеством своей избранницы, Тютчев буквально боготворил Елену Денисьеву, считая ее эталоном женской красоты. Ее образ, овеянный легкой грустью и роковой страстью, можно встретить во многих стихах, которые впоследствии вошли в “Денисьевский цикл”. Однако лишь в произведении “Я очи знал, – о, эти очи!” автор позволяет себе в полной мере проявить свои чувства и признаться в том, что он испытывает к этой удивительной женщине. В частности, Тютчев отмечает, что ему ни разу не довелось со взглядом возлюбленной “повстречаться без волненья и любоваться им без слез”.
Такое признание, которое под силу сделать далеко не каждому мужчине, наиболее полно отражает отношение поэта к Елене Денисьевой. Ради этой женщины он поставил под угрозу свой вполне благополучный брак и не менее успешную карьеру общественного деятеля. И нисколько об этом не пожалел, так как именно Елена Денисьева смогла окрасить стихи поэта нежностью и страстью, научила его не стесняться своих чувств на собственном примере. Но главное, что осознал Тютчев, заключалось в том, что вопреки законам общества никогда не стоит отказываться от своего счастья. Иначе впоследствии об этом придется сожалеть до конца жизни и казнить себя за то, что она могла сложиться совсем иначе и быть наполненной одним из самых восхитительных чувств, которое зовется любовью.
Денисьева и Тютчев
Познакомились Елена и Федор Иванович во второй половине 40-х годов XIX века, когда Денисьевой было 24 года и она училась в Смольном институте, а Тютчеву было рукой подать до 50 лет.
Отношениям помогал тот факт, что Елена училась вместе со старшими дочерями любовника и могла спокойно посещать его дом под видом подружки дочери.
Отношения до поры до времени были скрытными, пара даже ездила вместе с дочерью Тютчева в Валаамский монастырь, но для мира не вызывала подозрений.
Гром ударил, когда Денисьева забеременела и против неё настроилось общество, закрыв перед носом двери своих гостиных. Надо отдать дань должного Федору Ивановичу, он не отвернулся в этот момент, признал отношения и продолжил поддержку Елены, которая, словно бы в благодарность, родила в 1851 году ему дочь.
Краткий анализ строк
В первом катрене мы видим признание лирического героя в любви к очам своей возлюбленной, они настолько дороги сердцу, что от их созерцания не может оторваться даже душа. Один лишь Бог знает силу любви героя к глазам любимой, один он видел в них огонь во время ночных страстей в объятьях друг друга.
Этот взгляд обнажал душу поэта до самого дня, до самого начала, где переплеталось невероятное горе возможной разлуки и крепкие руки всепоглощающей страсти.
Взгляд этих очей был, как роковой выстрел, от которого нельзя спастись, глядя в глаза любимой можно было согласиться на любые страдания ради возможности утонуть в густоте её ресниц на расстоянии поцелуя…
Финальный катрен подводит итог стихотворению, в нём лирический герой признается, что ни разу ему не выпало смотреть в глаза возлюбленной без волнения и он так и не научился любоваться ими без слез на своих глазах.
На этом ода любви Тютчева к Денисьевой завершается, оставляя нас в страстном послевкусии сладости нежных губ под барабанную дробь рокового взгляда милых глаз… Под таким взглядом можно идти на плаху и быть счастливым, после такого поцелуя вечная каторга будет счастьем…
История создания стихотворения
В основу стихотворного тютчевского сюжета положена реальная история автора с его возлюбленной. Девушка стала для поэта музой на долгие годы, а этот стих был одним из первых посвящений.
Юная Елена подарила Фёдору Ивановичу новые чувства и новую эмоциональную бурю, которая давно не трогала его сердце. Он снова почувствовал себя молодым. Датой написания этого стихотворения принято считать 1852 год, когда его страстный роман с девушкой был в самом расцвете.
Поэт не смог защитить свою новую любовь от позора в обществе, но и отказаться от нее тоже не смог. Елена Денисьева до конца своих дней была для пылкого поэта музой и самым близким другом, который поддерживал его и был предан до последнего вздоха. Тютчев, как мог, компенсировал душевные переживания женщины своими стихами.
Сам поэт не раз говорил о том, что ему бывает порой достаточно одного взгляда, чтобы он мог забыть обо всем, что происходит вокруг него. Он ловил этот взгляд, читал по глазам, словно открытую книгу свою любимую. А в книге этой было всё: и любовь, и страсть, и чувства, и горе, и огромнейшая трагедия.
Анализ стихотворения «Полдень» Тютчева
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река —
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет —
И Сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.
Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820‑х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».
Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».
Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой.
Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво»: лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.
Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит», «река лениво катится»), а также с помощью метафоры («полдень дышит») вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.
Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.
Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств: метафоры («дышит полдень»), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет»), эпитетов («полдень мглистый», «тверди пламенной и чистой», «дремота жаркая»), инверсии («катится река», «тают облака», «дышит полдень»), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река»).
Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака», «лениво дышит полдень», «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.
Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).
Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.
Жанр, рифма и тропы
Произведение написано в жанре любовной лирики, имеет линейное развитие двухчастотной композиции и четыре авторских катрена, строки которых связаны перекрестной рифмовкой (очи – Бог – ночи – мог) с чередованием открытой и закрытой рифмы.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты («волшебная, страстная ночь», непостижимый взор, грустный взор, густая тень, чудные мгновенья).
- Метафора (душу оторвать не мог, страсти глубина, «взор, обнажающий жизнь до дна»).
- Анафора (такое – такая).
- Инверсии (страсти глубина, тени ресниц её густой).
В концовке анализа предлагаем ещё одно стихотворение, посвященное Денисьевой – «Ты волна моя морская», написанное годом позже, в 1852 году.