Анализ стихотворения лотова жена ахматова кратко

Анна ахматова 📜 лотова жена

Жанр, рифма и тропы

Стих написан в жанре философской притчи, имеет последовательное развитие композиции с выраженным финалом и свободную рифмовку.

Средства художественной выразительности6

  1. Эпитеты (единственный взгляд, красные башни, быстрые ноги, черная гора, смертная боль, милый муж).
  2. Олицетворения (сердце не забудет, тревога говорила).
  3. Метафоры (сделалось тело прозрачною солью, ноги к земле приросли).
  4. Инверсии (праведник шел, мужу детей родила, ноги к земле приросли).

Нелинейное продолжение данного стихотворения можно заметить в произведении «Последний тост», написанном в 1934 году, где лирическая героиня поднимает тост «За то, что Бог не спас», как не спас он и жену Лота за любовь к дому и последний взгляд на него.

Темы, проблемы, настроение

Основной темой всей поэмы «Реквием» и отдельно взятой части «Приговор» является горе, страдание, трагедия всего народа.

Также в произведении «И упало каменное слово» поднята тема самоотверженной, безграничной любви! Матери и жёны, которые не впадали в отчаяние, выстаивали бесконечные очереди, чтобы хоть на мгновение увидеть лицо измученного сына, мужа, узнать приговор, являются отражением этой огромной любви.

Анна Андреевна в «Приговоре» касается проблемы несправедливости, проблемы бесчеловечности человека. Стихотворение, хоть и пышет мужеством и силой лирической героини, но всё же полностью пропитано одиночеством и печалью.

Этими строками автор как будто пытается поднять читателю настроения, подбадривая его, не допуская жалости к лирическому герою.

Анализ стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Лотова жена»

В основу небольшого цикла «Библейских стихов» легли известные ветхозаветные сюжеты. Оригинальная интерпретация легендарных сцен вывела на первый план образы главных героинь — женщин искренних, эмоциональных, сильных духом. Автор сосредоточивается на изображении кульминационного момента в жизни персонажей: душевная боль, которая их одолевает, вызвана страданиями любви, гордостью и отчаянием, мучительным выбором между повелениями долга и сердца.

В произведении «Лотова жена», написанном в 1924 г., читатель застает героиню в минуты величайшего потрясения

Она вынуждена покинуть родной город — спешно и навсегда.Расстановка персонажей, представленная в зачине, имеет важное значение для понимания идейного содержания текста. Праведник, муж героини, послушно следует за ангелом

«Огромный и светлый», он не испытывает никаких сомнений, полностью доверившись воле высших сил. Безропотное и уверенное движение супруга подчеркивает силу душевного смятения его жены.

Внутренний голос, тревожащий женщину, призывает ее в последний раз взглянуть на родные места. Он вызывает в памяти знакомые картины: красные островерхие крыши, площадь, двор, «окна пустые» оставленного семейного гнезда. Детали городского пейзажа, поданные по принципу сужения пространства, отсылают к разным периодам жизни женского образа. Каждая из примет урбанистической зарисовки наполняется личным, интимным смыслом, бесконечно дорогим для страдающей души.

Преступившую наказ героиню находит немедленная и страшная кара: путница внезапно останавливается, «смертная боль» сковывает ее глаза. Превращением тела, полного сил, в «прозрачную соль» завершается зловещая трансформация провинившейся.

Финальный фрагмент вносит новые интонации в подчеркнуто бесстрастную манеру лирического повествования, характерную для стилистики цикла. Сочувствие, вызванное осознанием всей глубины личной трагедии, звучит в последнем двустишии стихотворения. Лаконичная формула представляет авторскую трактовку поступка Лотовой жены, на первый взгляд необдуманного и легкомысленного. Та, что нашла силы отказаться от спасения ради «единственного взгляда», достойна вечной памяти. Она осталась верна своему прошлому, несчастной и грешной, но единственной и бесценной родине.

Сложная стилистика цикла объединяет признаки эпического и драматического начал: первое проявляется в масштабности обобщений, второе — в накале страстей, достойном античной драмы.

Анализ стихотворения Ахматовой «Лотова жена»

В основу небольшого цикла «Библейских стихов» легли известные ветхозаветные сюжеты. Оригинальная интерпретация легендарных сцен вывела на первый план образы главных героинь – женщин искренних, эмоциональных, сильных духом. Автор сосредоточивается на изображении кульминационного момента в жизни персонажей: душевная боль, которая их одолевает, вызвана страданиями любви, гордостью и отчаянием, мучительным выбором между повелениями долга и сердца.

В произведении «Лотова жена», написанном в 1924 г., читатель застает героиню в минуты величайшего потрясения

Она вынуждена покинуть родной город – спешно и навсегда.
Расстановка персонажей, представленная в зачине, имеет важное значение для понимания идейного содержания текста. Праведник, муж героини, послушно следует за ангелом

«Огромный и светлый», он не испытывает никаких сомнений, полностью доверившись воле высших сил. Безропотное и уверенное движение супруга подчеркивает силу душевного смятения его жены.

Внутренний голос, тревожащий женщину, призывает ее в последний раз взглянуть на родные места. Он вызывает в памяти знакомые картины: красные островерхие крыши, площадь, двор, «окна пустые» оставленного семейного гнезда. Детали городского пейзажа, поданные по принципу сужения пространства, отсылают к разным периодам жизни женского образа. Каждая из примет урбанистической зарисовки наполняется личным, интимным смыслом, бесконечно дорогим для страдающей души.

Преступившую наказ героиню находит немедленная и страшная кара: путница внезапно останавливается, «смертная боль» сковывает ее глаза. Превращением тела, полного сил, в «прозрачную соль» завершается зловещая трансформация провинившейся.

Финальный фрагмент вносит новые интонации в подчеркнуто бесстрастную манеру лирического повествования, характерную для стилистики цикла. Сочувствие, вызванное осознанием всей глубины личной трагедии, звучит в последнем двустишии стихотворения. Лаконичная формула представляет авторскую трактовку поступка Лотовой жены, на первый взгляд необдуманного и легкомысленного. Та, что нашла силы отказаться от спасения ради «единственного взгляда», достойна вечной памяти. Она осталась верна своему прошлому, несчастной и грешной, но единственной и бесценной родине.

Сложная стилистика цикла объединяет признаки эпического и драматического начал: первое проявляется в масштабности обобщений, второе – в накале страстей, достойном античной драмы.

Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».

Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».

Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Лотова жена»

Учитель: А теперь давайте познакомимся со стихотворением А. Ахматовой «Лотова жена».

Читается стихотворение.

Чем пленил поэтессу А. Ахматову поступок Лотовой жены?

А. Ахматова считает, что Лотовой женой руководило вовсе не любопытство. В Лотовой жене «говорила тревога» («Но громко жене говорила тревога»)

Что тревожит ее сердце?

Уходя из Содома, она оставляет там всё самое дорогое, что у нее было. Она заботится не о материальных, а о духовных ценностях. Она расстается с домом, где жила, с домашним очагом.

Домашний очаг — это семья, дети, родство, покой, любовь. Она прощается с тем, что составляло смысл ее жизни.

В чем заключается духовная сила Лотовой жены?

Она знает, что будет наказана, если посмеет ослушаться. Но то, что остается за ее спиной — самое дорогое, что у нее было в жизни. И ради этого дорого она готова принять смертное наказание.

В трагедии Лотовой жены поэтесса видит трагедию своей личной жизни. Ее мужа невинно расстреляли, обвинив его соучастником политического заговора. Через некоторое время по ложному обвинению был арестован ее сын. Ее семья была разрушена, был потерян домашний очаг. Но эти тяжелые удары судьбы она сумела мужественно перенести, не упала духом. Поэтому А. Ахматова понимает поступок Лотовой жены иначе, чем в Библии:

Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Тема

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

В контексте темы поэтесса развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Жанр, направление, размер

Анна Ахматова отдавала предпочтение малым лирическим формам, но в её творческом наследии присутствуют и две поэмы, одной из которых является «Реквием». Стихотворение «Приговор» — часть поэмы. Но если его рассматривать отдельно, как самостоятельное произведение, то «Приговор» можно отнести к жанру лирическое стихотворение.

Назвать одно направление, к которому примыкала Анна Ахматова можно, но это будет ошибкой, так как, по большей мере, она самобытна, её творчество имеет черты символизма, акмеизма, реализма. Характеризуя ахматовскую поэзию, можно заметить, что она, преимущественно, акмеистической направленности, но лишь отчасти, так как в ней достаточно сильно слышны реалистичные ноты. Анна Андреевна состояла в «Цехе поэтов», одним из основателей которого был муж Ахматовой, «чистый» акмеист Николай Гумилёв.

Размер данного стихотворения – пятистопный хорей. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «И упало каменное слово» состоит из 3-х строф. Его можно разделить на три композиционные части.

Произведение отрывистое. Читая его, читатель ловит себя на впечатлении, что лирическая героиня начинает думать об одном, а потом её мысли куда-то улетают, затем она вновь возвращается к первоначальной теме, потом вновь «улетает».

  1. 1-я строфа – 1-я часть. Стихотворение «Приговор» начинается резко, с самой сути, что характерно для лирики Ахматовой, она как бы вырывает самую сердцевину события. Возможно, именно поэтому её стихи хоть и небольшие по объему, но очень «живые», эмоционально наполненные. Первая часть начинается со строк: «И упало каменное слово на мою ещё живую грудь.» Как точно подобранна автором метафора, как тонко и сдержанно Анна Андреевна передала свою нестерпимую боль! Следующие две строки поражают читателя удивительной стойкостью, силой и достоинством лирической героини. Каким мужеством нужно обладать, чтобы, узнав о случившемся, собрать всю волю в кулак, погасить вспыхнувшие вулканы внутри и вымолвить лишь: «Справлюсь с этим как-нибудь»?!
  2. 2-я часть – 2-я строфа. Складывается впечатление, что после мыслей, переданных автором в первом четверостишии, лирическая героиня отвлекается, а затем возвращается вновь, но уже с немного другим настроем.
  3. Здесь героиня уже рассуждает на тему «как жить с покалеченным сердцем дальше». Такое ощущение, что она перечисляет необходимые действия, чтобы не думать о поранившем её «камне».
  4. 3-я часть – 3-я строфа, которая так же следует за отстранённым полётом мысли, начинается со слов: «А не то…», что передаёт упадническое, но мужественное настроение лирической героини, она не может «память до конца убить», она будто вспоминает, что готовила себя к этому дню, что это должно было когда-то случиться. Темп данной строфы замедляется.

Краткий анализ

В начале стихотворения мы видим, по сути, повторение библейского сюжета, когда Лот идет за посланником Бога (ангелом) по горе, уходя из приговоренного к смерти города.

Жена же его хочет напоследок ещё раз взглянуть на Содом, она хочет попрощаться с площадями и улицами, где ещё вчера пела и танцевала. Она оборачивается и превращается в соляной столб, так и не познав спасения, находясь на дороге к нему.

Финальный катрен задает вопрос, кто станет оплакивать эту женщину, если в смерти виновата только любовь? На это отвечает сердце лирической героини – лишь ему жаль жену Лота, которая поплатилась жизнью за один взгляд назад и так и ушла в историю безымянным символом наказуемого любопытства…

Основная тема стихотворения – это любовь к Родине, к родному дому, взгляд на который иногда стоит жизни, но стоит ли жизнь того, чтобы её остаток прожить на чужбине?

Анализ стихотворения Ахматовой «Гость»

Одним из излюбленных поэтических образов Анны Ахматовой являлся мужчина, которого она выдумала и воплотила в своих стихах. По этому поводу в литературных кругах было много споров и слухов, которые поэтесса не собиралась комментировать. Но в каждом новом сборнике присутствовали произведения, посвященные таинственному незнакомцу, которому неизменно приписывался статус любовника. В 1914 году один из таких стихов под названием «Гость» даже вызвал серьезную размолвку между Анной Ахматовой и ее супругом Николаем Гумилевым. Поэт, прочитав это произведение, действительно поверил в том, что у его супруги роман с другим мужчиной, и пожелал узнать, кто же этот счастливчик.

Действительно, образ таинственного незнакомца поэтесса на сей раз вывела весьма правдоподобно, представив своего избранника, как старого знакомого, зашедшего в гости не без тайного умысла. Он пришел добиваться расположения поэтессы и заявил, что хочет быть с ней в аду. Именно туда, согласно религиозным воззрениям, попадают женщины, которые изменяют своим мужьям, и при этом нередко компанию им составляют любовники. «И глаза, глядевшие тускло, не сводил с моего кольца», — отмечает поэтесса, намекая на то, что ее визитера совсем не смущает факт, что отныне она

— замужняя женщина. Свое отношение к гостю поэтесса напрямую не выказывает, однако фраза «мне не в чем ему отказать» наводит на мысль, что с этим человеком Ахматова готова сбежать на край света. Именно поэтому так и рассердился ее законный супруг, потребовав назвать имя незваного гостя. Гумилев даже не подозревал, что все написанное

— маленькая месть его жены, которая устала от одиночества и невнимания. Совместная жизнь двух этих одаренных людей складывалась весьма непросто. Сперва Гумилев несколько лет добивался благосклонности Ахматовой и даже предпринимал попытки самоубийства. Однако после свадьбы он понял, что на спокойную и размеренную семейную жизнь ему рассчитывать не приходится. Ахматова буквально бредила литературной карьерой и, надо отдать ей должное, преуспела на поэтическом поприще, что очень сильно злило Гумилева.

В итоге Ахматова придумала для себя воображаемого возлюбленного, которому посвятила огромное количество стихов, стараясь таким нетривиальным образом реализовать свои чувства и желания быть по-настоящему любимой и необходимой хоть кому-то в этой жизни.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Ахматовой «Ты письмо мое, милый, не комкай» Брачный союз Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был похож на сделку, в которой каждая из сторон получала.
  2. Анализ стихотворения Ахматовой «Молюсь оконному лучу» В юности Анна Ахматова была довольно дерзкой и своенравной особой, которая всегда поступала так, как считала нужным, не обращая внимания.
  3. Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я кто бросил землю» После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором — остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в.
  4. Анализ стихотворения Ахматовой «Но я предупреждаю вас» В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности ее внутреннего духовного строя, ее личности, ее поэтики.
  5. Анализ стихотворения Ахматовой «Есть в близости людей заветная черта» Любовь и влюбленность — два эти чувства люди нередко путают, выдавая желаемое за действительное. Именно это случилось и с Анной.
  6. Анализ стихотворения А.Ахматовой «Я спросила у кукушки…» Великая поэтесса прожила интересную жизнь, стала свидетелем множества значительных перемен и событий. Она была очевидцем свержения царского режима, а после.
  7. Анализ стихотворения Ахматовой «Лотова жена» Стихотворение является вольным пересказом библейского старозаветного мотива: ангел вывел праведника Лота с семьей из обреченного Содома. Жена Лота нарушила строгий.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Ахматовой «Гость»

Текст

Книга Бытия

…….

И праведник шел за посланником Бога,Огромный и светлый, по черной горе,Но громко жене говорила тревога:Не поздно, ты можешь еще посмотретьНа красные башни родного Содома,На площадь, где пела, на двор, где пряла,На окна пустые высокого дома,Где милому мужу детей родила.Взглянула, и, скованы смертною болью,Глаза ее больше смотреть не могли;И сделалось тело прозрачною солью,И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет,Не меньшей ли мнится она из утрат?Лишь сердце мое никогда не забудетОтдавшую жизнь за единственный взгляд.

21 февраля 1924 года.

В непростой для себя жизненный период, в 1924 году, Анна Ахматова пишет стихотворение «Лотова жена», которое основано на библейском сюжете, хотя и не является его цельным пересказом. Стих создан на сломе двух эпох в жизни поэтессы – расцвете творчества и практически полном запрете на печать, тем оно и интересней для анализа.

Текстуальный анализ легенды «Содом и Гоморра»

Читается легенда

Содом и Гоморра — название древних городов Палестины, в которых жили злые люди. Эти города провалились сквозь землю. На их месте образовалось Мертвое море. Вода в нем горькая и соленая.

Что могли увидеть посланники, застав на месте преступления жителей городов?

Враждебность, недоброжелательность. «Еще не успели гости лечь спать, как городские жители окружили дом и потребовали от Лота, чтобы он выдал им пришельцев».

С какой целью?

Ясно, чтобы с ними расправиться. Их не остановило даже то, что эти люди были в белых одеждах — ангелы.

Что еще могли они увидеть?

Злость, жестокость, зависть, ложь (обман), воровство, лень и др.

Таким образом, жизнь этих людей утратила стремление к добру, к пользе. Их поступки жестоки. Эти люди порочны.

Главный порок жителей этого города — праздность — безделье, суетность. В русском языке есть пословица «Праздность — мать пороков».

В чем смысл этой пословицы?

Лень, безделье губят человека, развращают его.

За какой порок была наказана Лотова жена?

За любопытство. Ей стало любопытно увидеть, что происходит с городом, как он пылает и рушится, как ведут себя те, кто остался там.

Давайте подумаем, почему человеческое любопытство является одним из грехов?

Оно приносит вред окружающим.

На какой почве рождается любопытство?

На почве невоспитанности, неуважения по отношению к другому человеку, некультурности.

В русском языке есть схожее понятие — любопытство.

Давайте подумаем, какая добродетель противопоставлена пороку любопытства?

Любознательность — положительное качество человека, склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Любознательность расширяет кругозор человека.

Любопытство — желание все знать и видеть без цели и пользы, дознаваться того, до чего нет дела. Это мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям чего-либо.

Как в народе осуждается любопытство? Обратимся к некоторым пословицам о любопытстве.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали
Много будешь знать — скоро состаришься.
О чем не сказывают, о том не допытываются.
Любопытство не порок, а большое свинство (низкий поступок, подлость)

За любопытство Лотова жена была превращена в соляной столп.

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

Образы и символы

Лирической героиней является сама Анна Ахматова. Сильная, несгибаемая женщина, которая с достоинством приняла «вызов» власти. Таких мужественных женщин в то смутное время было бесчисленное множество, поэтому героиней данного стихотворения может считаться любая из них.

Обратившись к сюжету поэмы «Реквием», заметим, что всё действие происходит в предтюремной очереди, которая состоит из множества мучающихся, страдающих матерей и жён. Они и составляют главный образ поэмы, отдельных её частей, они — измученное лицо того времени, они – израненное, но живое сердце.

«Живая грудь» в стихотворении символизирует прошлую жизнь, мировосприятие, которое было до «каменного слова», а «душа», которая должна «окаменеть» — символ угнетения в себе всех чувств, всех нравственных устоев, символ «бездушного» будущего.

Жить – значит чувствовать, смеяться и плакать, дышать. Но эту «жизнь» безжалостно отбирали в то время, причем отбирали её у каждого, отбирали либо полностью, либо мучали, отнимая только душу… Именно об этом пишет автор вначале стихотворения: «Упало каменное слово на мою ещё живую грудь». После этого лирическая героиня становится «полуживой», но пытается как-то заполнить то место, откуда вырвали душу.

Дальше поэт пишет, что нужно научиться жить «без души», нужно «память до конца убить», что можно расшифровать как попытку подстроиться под сложившийся строй, попытку привыкнуть к той мысли, что в любой момент могут лишить и оставшегося.

В третьей строфе, которая отличается по темпу от двух предыдущих, просматривается образ одиночества и безысходности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: