Анализ стихотворения Гумилева «Дремала душа, как слепая…»
Личная жизнь Николая Гумилева полна тайн и загадок. Долгое время считалось, что его единственной музой и вдохновительницей была поэтесса Анна Ахматова, любви которой Гумилев добивался на протяжении нескольких лет. Тем не менее, семейная жизнь двух неординарных личностей не сложилась, и уже через несколько лет после свадьбы Гумилев и Ахматова стали друг для друга совершенно чужими людьми. Накануне революции поэт, отправившийся добровольцем на фронт, оказался в Париже, где познакомился с Еленой дю Буше, дочерью известного французского хирурга. Девушка имела русские корни по материнской линии и живо интересовалась тем, что происходит на ее исторической родине. Дружба царского офицера и темпераментной парижанки скоро переросла в нечто большее, и летом 1917 года Гумилев посвятил своей возлюбленной стихотворение «Дремала душа, как слепая…».
В этом произведении поэт признается, что до недавнего времени не имел представления о том, что значит быть по-настоящему счастливым. Гумилев отмечает: «Не знал я, что в сердце так много созвездий слепящих таких». Действительно, его чувства к Анне Ахматовой были приправлены болью и тоской, которая несколько раз провоцировала поэта на попытки самоубийства. С Еленой дю Буше отношения складывались легко и безоблачно, и Гумилев признавался: «Солнечным облаком рая ты в темное сердце вошла». До этого момента поэт не подозревал, что чувства могут быть столь сильными и многогранными. Он боготворил свою избранницу и мечтал «вымолить счастье у Бога для губ полудетстких твоих».
Эта удивительная простота и естественность во взаимоотношениях двух людей настолько пленила поэта, что, обращаясь к возлюбленной, он не переставал восхищаться тем, что «душа твоя дивно крылата, певучая ты для меня». Гумилев не мог предположить, что его роман с этой девушкой будет весьма краткосрочным, и уже через несколько месяцев он забудет о ток, которой посвящал столь романтические и возвышенные стихи. История умалчивает о том, что именно послужило причиной разрыва отношений между поэтом и его избранницей. Так или иначе, но в 1918 году Гумилев вернулся в разрушенную и разоренную Россию, где вскоре добился официального развода с Анной Ахматовой. Пройдет совсем немного времени, и поэт свяжет свою судьбу с Анной Энгельгардт, которая станет его второй и последней законной супругой. В память же о взаимоотношениях с юной француженкой поэт опубликует сборник стихов под названием «К Синей звезде», который посвятит своей возлюбленной.
«Заблудившийся трамвай» Н. Гумилев
Шел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы, Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой, Он заблудился в бездне времен… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон.
Поздно. Уж мы обогнули стену, Мы проскочили сквозь рощу пальм, Через Неву, через Нил и Сену Мы прогремели по трем мостам.
И, промелькнув у оконной рамы, Бросил нам вслед пытливый взгляд Нищий старик, — конечно тот самый, Что умер в Бейруте год назад.
Где я? Так томно и так тревожно Сердце мое стучит в ответ: Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа купить билет?
Вывеска… кровью налитые буквы Гласят — зеленная, — знаю, тут Вместо капусты и вместо брюквы Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом, как вымя, Голову срезал палач и мне, Она лежала вместе с другими Здесь, в ящике скользком, на самом дне.
А в переулке забор дощатый, Дом в три окна и серый газон… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон!
Машенька, ты здесь жила и пела, Мне, жениху, ковер ткала, Где же теперь твой голос и тело, Может ли быть, что ты умерла!
Как ты стонала в своей светлице, Я же с напудренною косой Шел представляться Императрице И не увиделся вновь с тобой.
Понял теперь я: наша свобода Только оттуда бьющий свет, Люди и тени стоят у входа В зоологический сад планет.
И сразу ветер знакомый и сладкий, И за мостом летит на меня Всадника длань в железной перчатке И два копыта его коня.
Верной твердынею православья Врезан Исакий в вышине, Там отслужу молебен о здравьи Машеньки и панихиду по мне.
И всё ж навеки сердце угрюмо, И трудно дышать, и больно жить… Машенька, я никогда не думал, Что можно так любить и грустить.
Третья часть
Вот и привел нас анализ стихотворения Гумилева «Память» к третьей «душе» лирического героя, которая воплощается в стрелка и мореплавателя. К этой своей прошлой ипостаси лирический герой относится куда благосклоннее: «Я люблю избранника свободы».
Мечты о дальних странах и городах манили Гумилева с детских лет. За свою жизнь поэт побывал в Африке, Абиссинии, Египте, Италии. И судя по воспеваемой отваге, мужеству и описанию прекрасной жизни путешественника, страсть к приключениям не покинула лирического героя по прошествии лет. Он мечтает о той свободе, что когда-то была у него, несмотря на все опасности, с которыми приходилось сталкиваться. Зато тогда ему «звонко пели воды и завидовали облака».
Увы, но и этот этап жизни канул в небытие. Нет уже больше того бесстрашного и свободного путешественника. Вновь пришлось душе переродиться.
Последние строфы
Последние строфы особенно сильными вышли из-под пера, что держал в руке Николай Гумилев. «Память» заканчивается образом путника со скрытым лицом, впереди которого летит орел, а позади идет лев. Эти персонажи символизируют Христа и спутников его – Марка, связанного с символикой льва, и Иоанна, воплощенного в орле.
Таким образом Гумилев сравнивает бессмертие бога, завещавшего свое учение последователям, и бессмертие поэта, сохранившего свои мысли в стихах. Автор, конечно, сомневается в своем бессмертии, говоря о рождении новых душ, а значит, гибели старых, но у него есть единственная надежда на вечную жизнь – творчество. Только оно может помочь человеку стать равным богу.
Итак, мы закончили излагать краткое содержание стиха и его анализ. По сути, стихотворение стало некой автобиографией Гумилева, в которой он отразил все душевные перемены, что когда-либо происходили в нем.
Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Дремала душа, как слепая»
Личная жизнь Николая Гумилева полна тайн и загадок. Долгое время считалось, что его единственной музой и вдохновительницей была поэтесса Анна Ахматова, любви которой Гумилев добивался на протяжении нескольких лет. Тем не менее, семейная жизнь двух неординарных личностей не сложилась, и уже через несколько лет после свадьбы Гумилев и Ахматова стали друг для друга совершенно чужими людьми. Накануне революции поэт, отправившийся добровольцем на фронт, оказался в Париже, где познакомился с Еленой дю Буше, дочерью известного французского хирурга. Девушка имела русские корни по материнской линии и живо интересовалась тем, что происходит на ее исторической родине. Дружба царского офицера и темпераментной парижанки скоро переросла в нечто большее, и летом 1917 года Гумилев посвятил своей возлюбленной стихотворение «Дремала душа, как слепая…».
В этом произведении поэт признается, что до недавнего времени не имел представления о том, что значит быть по-настоящему счастливым. Гумилев отмечает: «Не знал я, что в сердце так много созвездий слепящих таких». Действительно, его чувства к Анне Ахматовой были приправлены болью и тоской, которая несколько раз провоцировала поэта на попытки самоубийства. С Еленой дю Буше отношения складывались легко и безоблачно, и Гумилев признавался: «Солнечным облаком рая ты в темное сердце вошла». До этого момента поэт не подозревал, что чувства могут быть столь сильными и многогранными. Он боготворил свою избранницу и мечтал «вымолить счастье у Бога для губ полудетстких твоих».
Эта удивительная простота и естественность во взаимоотношениях двух людей настолько пленила поэта, что, обращаясь к возлюбленной, он не переставал восхищаться тем, что «душа твоя дивно крылата, певучая ты для меня». Гумилев не мог предположить, что его роман с этой девушкой будет весьма краткосрочным, и уже через несколько месяцев он забудет о ток, которой посвящал столь романтические и возвышенные стихи. История умалчивает о том, что именно послужило причиной разрыва отношений между поэтом и его избранницей. Так или иначе, но в 1918 году Гумилев вернулся в разрушенную и разоренную Россию, где вскоре добился официального развода с Анной Ахматовой. Пройдет совсем немного времени, и поэт свяжет свою судьбу с Анной Энгельгардт, которая станет его второй и последней законной супругой. В память же о взаимоотношениях с юной француженкой поэт опубликует сборник стихов под названием «К Синей звезде», который посвятит своей возлюбленной.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Эвридика-Орфею»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Ну, целуй меня, целуй»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Отойди от окна»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Песнь о хлебе»
Дремала душа, как слепая,
Так пыльные спят зеркала,
Но солнечным облаком рая
Ты в темное сердце вошла.
Не знал я, что в сердце так много
Созвездий слепящих таких,
Анализ стихотворения Гумилева «Дремала душа, как слепая…»
Личная жизнь Николая Гумилева полна тайн и загадок. Долгое время считалось, что его единственной музой и вдохновительницей была поэтесса Анна Ахматова, любви которой Гумилев добивался на протяжении нескольких лет. Тем не менее, семейная жизнь двух неординарных личностей не сложилась, и уже через несколько лет после свадьбы Гумилев и Ахматова стали друг для друга совершенно чужими людьми. Накануне революции поэт, отправившийся добровольцем на фронт, оказался в Париже, где познакомился с Еленой дю Буше, дочерью известного французского хирурга. Девушка имела русские корни по материнской линии и живо интересовалась тем, что происходит на ее исторической родине. Дружба царского офицера и темпераментной парижанки скоро переросла в нечто большее, и летом 1917 года Гумилев посвятил своей возлюбленной стихотворение «Дремала душа, как слепая…».
В этом произведении поэт признается, что до недавнего времени не имел представления о том, что значит быть по-настоящему счастливым. Гумилев отмечает: «Не знал я, что в сердце так много созвездий слепящих таких». Действительно, его чувства к Анне Ахматовой были приправлены болью и тоской, которая несколько раз провоцировала поэта на попытки самоубийства. С Еленой дю Буше отношения складывались легко и безоблачно, и Гумилев признавался: «Солнечным облаком рая ты в темное сердце вошла». До этого момента поэт не подозревал, что чувства могут быть столь сильными и многогранными. Он боготворил свою избранницу и мечтал «вымолить счастье у Бога для губ полудетстких твоих».
Эта удивительная простота и естественность во взаимоотношениях двух людей настолько пленила поэта, что, обращаясь к возлюбленной, он не переставал восхищаться тем, что «душа твоя дивно крылата, певучая ты для меня». Гумилев не мог предположить, что его роман с этой девушкой будет весьма краткосрочным, и уже через несколько месяцев он забудет о ток, которой посвящал столь романтические и возвышенные стихи. История умалчивает о том, что именно послужило причиной разрыва отношений между поэтом и его избранницей. Так или иначе, но в 1918 году Гумилев вернулся в разрушенную и разоренную Россию, где вскоре добился официального развода с Анной Ахматовой. Пройдет совсем немного времени, и поэт свяжет свою судьбу с Анной Энгельгардт, которая станет его второй и последней законной супругой. В память же о взаимоотношениях с юной француженкой поэт опубликует сборник стихов под названием «К Синей звезде», который посвятит своей возлюбленной.
Вторая часть
Продолжаем анализ стихотворения Гумилева «Память», обращаясь ко второй части произведения. Теперь перед читателем предстает следующая «душа» лирического героя. Это поэт, который «хотел стать и богом и царем». Сам автор по прошествии многих лет признает, что этот герой ему совершенно не нравился. Критики соотносят эту ипостась поэта с первой публикацией сборника стихов Гумилева в 1905 году, который назывался «Путь конквистадоров». Эта книга получилась очень романтической и чувственной. Позднее Гумилев не раз говорил о том, что желал бы вообще забыть о ее существовании.
Действительно, получается так, что в юности он был совсем другим человеком, непохожим на себя теперешнего. Эти прошлые «души» абсолютно не вызывают у лирического героя тоски об ушедшем или сентиментальности. Наоборот, он описывает их с холодностью и даже некой брезгливостью, совершенно не понимая их.
«Память» Н.Гумилев
«Память» Николай Гумилев
Только змеи сбрасывают кожи, Чтоб душа старела и росла. Мы, увы, со змеями не схожи, Мы меняем души, не тела.
Память, ты рукою великанши Жизнь ведешь, как под уздцы коня, Ты расскажешь мне о тех, что раньше В этом теле жили до меня.
Самый первый: некрасив и тонок, Полюбивший только сумрак рощ, Лист опавший, колдовской ребенок, Словом останавливавший дождь.
Дерево да рыжая собака — Вот кого он взял себе в друзья, Память, память, ты не сыщешь знака, Не уверишь мир, что то был я.
И второй… Любил он ветер с юга, В каждом шуме слышал звоны лир, Говорил, что жизнь — его подруга, Коврик под его ногами — мир.
Он совсем не нравится мне, это Он хотел стать богом и царем, Он повесил вывеску поэта Над дверьми в мой молчаливый дом.
Я люблю избранника свободы, Мореплавателя и стрелка, Ах, ему так звонко пели воды И завидовали облака.
Высока была его палатка, Мулы были резвы и сильны, Как вино, впивал он воздух сладкий Белому неведомой страны.
Память, ты слабее год от году, Тот ли это или кто другой Променял веселую свободу На священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды, Сон тревожный, бесконечный путь, Но святой Георгий тронул дважды Пулею не тронутую грудь.
Я — угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле, Я возревновал о славе Отчей, Как на небесах, и на земле.
Сердце будет пламенем палимо Вплоть до дня, когда взойдут, ясны, Стены Нового Иерусалима На полях моей родной страны.
И тогда повеет ветер странный — И прольется с неба страшный свет, Это Млечный Путь расцвел нежданно Садом ослепительных планет.
Предо мной предстанет, мне неведом, Путник, скрыв лицо; но все пойму, Видя льва, стремящегося следом, И орла, летящего к нему.
Крикну я… но разве кто поможет, Чтоб моя душа не умерла? Только змеи сбрасывают кожи, Мы меняем души, не тела.
Анализ стихотворения Гумилева «Память»
Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставши впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение «Память», написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела.
Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, автор отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Однако человеку этого не дано, и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняет души, не тела». По мнению Гумилева, в его бренной оболочке за годы жизни побывало несколько различных людей. Первым из них был угрюмый и некрасивый ребенок, который любил лишь «сумрак рощ», а его лучшими друзьями были «дерево да рыжая собака». Сейчас поэту с трудом верится в то, что когда-то в детстве он мечтал об уединении и умел останавливать дождь лишь силой собственной мысли. Этому странному ребенку уступил место бесшабашный искатель приключений, обожающий путешествия и словно бы бросающий каждый день вызов собственной судьбе. «Любил он ветер с юга, в каждом шуме слышал звоны лир», — так характеризует себя молодого поэт. Однако при этом Гумилев признается, что таким он себе совершенно не нравится, и для этого есть очень веские основания. Бросая вызов всему миру, молодой поэт «хотел стать богом и царем». Он завидовал Всевышнему, так как не обладал его силой, властью и талантами. При этом обратной стороной характера автора по-прежнему оставались стремление к одиночеству и желание постичь то, чего не дано знать простым смертным.
«Я – угрюмый и упрямый зодчий», — отмечает поэт, признаваясь, что слишком поздно в его телесной оболочке нашел пристанище тот, кем он является на самом деле. Предчувствуя свою скорую гибель, поэт не лукавит пред собой, честно признаваясь, что он – самый обычный человек, которому страшно и горько видеть все то, что происходит с его родиной
. Он верить, что когда-нибудь поднимутся «стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны», Гумилев имеет ввиду возрождение духовности, которая была утрачена еще задолго до революции. Люди перестали бояться того, что во все века называлось Божьим судом, и который на пороге смерти так страшит поэта. Он чувствует, что его дни сочтены, и времени на покаяние осталось слишком мало. Однако не знает, как это делается, и не верит в то, что может быть спасен. «Но разве кто поможет, чтоб душа моя не умерла?», — вопрошает поэт и не находит ответа на этот простой вопрос из-за собственного неверия.
«Дремала душа, как слепая…» Н.Гумилев
«Дремала душа, как слепая…» Николай Гумилев
Дремала душа, как слепая, Так пыльные спят зеркала, Но солнечным облаком рая Ты в темное сердце вошла.
Не знал я, что в сердце так много Созвездий слепящих таких, Чтоб вымолить счастье у бога Для глаз говорящих твоих.
Не знал я, что в сердце так много Созвучий звенящих таких, Чтоб вымолить счастье у бога Для губ полудетских твоих.
И рад я, что сердце богато, Ведь тело твое из огня, Душа твоя дивно крылата, Певучая ты для меня.
Анализ стихотворения Гумилева «Дремала душа, как слепая…»
Личная жизнь Николая Гумилева полна тайн и загадок. Долгое время считалось, что его единственной музой и вдохновительницей была поэтесса Анна Ахматова, любви которой Гумилев добивался на протяжении нескольких лет. Тем не менее, семейная жизнь двух неординарных личностей не сложилась, и уже через несколько лет после свадьбы Гумилев и Ахматова стали друг для друга совершенно чужими людьми. Накануне революции поэт, отправившийся добровольцем на фронт, оказался в Париже, где познакомился с Еленой дю Буше, дочерью известного французского хирурга. Девушка имела русские корни по материнской линии и живо интересовалась тем, что происходит на ее исторической родине. Дружба царского офицера и темпераментной парижанки скоро переросла в нечто большее, и летом 1917 года Гумилев посвятил своей возлюбленной стихотворение «Дремала душа, как слепая…».
В этом произведении поэт признается, что до недавнего времени не имел представления о том, что значит быть по-настоящему счастливым. Гумилев отмечает: «Не знал я, что в сердце так много созвездий слепящих таких». Действительно, его чувства к Анне Ахматовой были приправлены болью и тоской, которая несколько раз провоцировала поэта на попытки самоубийства. С Еленой дю Буше отношения складывались легко и безоблачно, и Гумилев признавался: «Солнечным облаком рая ты в темное сердце вошла». До этого момента поэт не подозревал, что чувства могут быть столь сильными и многогранными. Он боготворил свою избранницу и мечтал «вымолить счастье у Бога для губ полудетстких твоих».
Эта удивительная простота и естественность во взаимоотношениях двух людей настолько пленила поэта, что, обращаясь к возлюбленной, он не переставал восхищаться тем, что «душа твоя дивно крылата, певучая ты для меня». Гумилев не мог предположить, что его роман с этой девушкой будет весьма краткосрочным, и уже через несколько месяцев он забудет о ток, которой посвящал столь романтические и возвышенные стихи. История умалчивает о том, что именно послужило причиной разрыва отношений между поэтом и его избранницей. Так или иначе, но в 1918 году Гумилев вернулся в разрушенную и разоренную Россию, где вскоре добился официального развода с Анной Ахматовой. Пройдет совсем немного времени, и поэт свяжет свою судьбу с Анной Энгельгардт, которая станет его второй и последней законной супругой. В память же о взаимоотношениях с юной француженкой поэт опубликует сборник стихов под названием «К Синей звезде», который посвятит своей возлюбленной.
Интерпретация стихотворения Н. Гумилева «Память»
Стихотворение «Память» представляет собой философское исследование духовного изменения лирического героя, который во многом напоминает самого автора. В тексте есть множество доказательств этого сходства: сквозные образы (дерево, рыжая собака), связанные с воспоминаниями детства поэта, упоминание о наградах, полученных на войне.
Монологу-воспоминанию предшествует аллегория:Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
На первый взгляд, Гумилев рассуждает нелогично, ведь, старея, человек изменяется внешне – душа же его остается прежней. Однако поэт доказывает правильность своего утверждения всем последующим текстом. Действительно, внешнее изменение незначительно, оно не сопряжено с развитием личности. Духовное преобразование, напротив, представляется Гумилеву важным и сложным движением.
Ретроспективный план знакомит нас с первой душой лирического героя. Самая яркая черта «колдовского ребенка» – одиночество, оторванность от мира, замкнутость.
Совсем не нравится Гумилеву второй образ из прошлого – тот, кто «хотел быть богом и царем». Этот человек лишь возомнил себя мастером, повесил «вывеску поэта». Автор (он же «голос» произведения) беспощадно критикует этот этап развития души, считая ценности второй личности ложными, искусственными. Известно, как строго и требовательно относился Николай Гумилев к собственному творчеству. Например, свой второй сборник стихов он назвал первым, потому что самую раннюю книгу расценивал как незрелую, неудавшуюся. Часто поэт переделывал прежние стихи, оттачивая форму и содержание.
Третий образ вызывает у автора искреннюю симпатию. Это «мореплаватель и стрелок», «избранник свободы», мечтатель. Свою поэзию Гумилев именовал Музой Дальних Странствий, а себя – ее поклонником. Вот почему лирический субъект этой части стихотворения так близок автору.
Однако внутренние метаморфозы не прекращаются, развитие личности вступает в следующую фазу, и на смену «любимцу» приходит «упрямый и угрюмый» пилигрим, который «веселой свободе» предпочел бой. Автобиографичность образа не вызывает сомнений: африканские странствия Гумилева остались в прошлом, закончились романтические и экзотические путешествия; поэт добровольцем пошел на войну, хотя врачи запретили ему служить в армии. Значит, такова была внутренняя потребность «четвертой души»; впечатления странствий сменились впечатлениями войны, и это необходимо было для духовного взросления.
Эта душа является последней, но мысли о перемене и преображении получают новое развитие в финальной части стихотворения. Здесь появляются аллегорические образы из Откровения Иоанна Богослова.
Орел и лев символизируют воскрешение. Лирический герой движется по следам льва, а тот идет за путником, скрывающим лицо (Христом, как полагают некоторые литературоведы). Он, как и сам поэт, верует в возможность создания Нового Иерусалима в многострадальном отечестве – «на полях родной страны», надеется на праведный путь России и всего человечества.
Именно поэтому пафос стихотворения лишен пессимистических нот, хотя настроение гумилевского произведения все же нельзя назвать мажорным. Это сложное философское исследование, в котором каждое поколение читателей будет открывать новые смыслы.
Стихотворение Николая Гумилева «Память» анализировал Федор Корнейчук.
Рецензии на другие поэтические произведения можно посмотреть ТУТ
Николай Гумилев — Над пучиной в полуденный час ( Воспоминание )
Vospominaniye
Nad puchinoy v poludenny chas Plyashut iskry, i solntse luchitsya, I rydayet molchaniyem glaz Daleko zaletevshaya ptitsa.
Zamanila zelenaya set I okutala vzory tumanom, Yey ostalos letet i letet Do kontsa nad nemym okeanom.
Prikhotlivye vikhri vlekut, Bespolezny molby i usilya, I na zemlyu yee ne vernut Utomlennye belye krylya.
I kogda ya uvidel tvoy vzor, Gde pechalnye skrylis zarnitsy, Ya zametil v nem tot zhe ukor, Tot zhe uzhas izmuchennoy ptitsy.
Djcgjvbyfybt
Yfl gexbyjq d gjkeltyysq xfc Gkzien bcrhs, b cjkywt kexbncz, B hslftn vjkxfybtv ukfp Lfktrj pfktntdifz gnbwf/
Pfvfybkf ptktyfz ctnm B jrenfkf dpjhs nevfyjv, Tq jcnfkjcm ktntnm b ktntnm Lj rjywf yfl ytvsv jrtfyjv/
Ghb[jnkbdst db[hb dktren, ,tcgjktpys vjkm,s b ecbkmz, B yf ptvk/ tt yt dthyen Enjvktyyst ,tkst rhskmz/
B rjulf z edbltk ndjq dpjh, Ult gtxfkmyst crhskbcm pfhybws, Z pfvtnbk d ytv njn ;t erjh, Njn ;t e;fc bpvextyyjq gnbws/
Анализ стихотворения Гумилева «Дремала душа, как слепая…»
Личная жизнь Николая Гумилева полна тайн и загадок. Долгое время считалось, что его единственной музой и вдохновительницей была поэтесса Анна Ахматова, любви которой Гумилев добивался на протяжении нескольких лет. Тем не менее, семейная жизнь двух неординарных личностей не сложилась, и уже через несколько лет после свадьбы Гумилев и Ахматова стали друг для друга совершенно чужими людьми. Накануне революции поэт, отправившийся добровольцем на фронт, оказался в Париже, где познакомился с Еленой дю Буше, дочерью известного французского хирурга. Девушка имела русские корни по материнской линии и живо интересовалась тем, что происходит на ее исторической родине. Дружба царского офицера и темпераментной парижанки скоро переросла в нечто большее, и летом 1917 года Гумилев посвятил своей возлюбленной стихотворение «Дремала душа, как слепая…».
В этом произведении поэт признается, что до недавнего времени не имел представления о том, что значит быть по-настоящему счастливым. Гумилев отмечает: «Не знал я, что в сердце так много созвездий слепящих таких». Действительно, его чувства к Анне Ахматовой были приправлены болью и тоской, которая несколько раз провоцировала поэта на попытки самоубийства. С Еленой дю Буше отношения складывались легко и безоблачно, и Гумилев признавался: «Солнечным облаком рая ты в темное сердце вошла». До этого момента поэт не подозревал, что чувства могут быть столь сильными и многогранными. Он боготворил свою избранницу и мечтал «вымолить счастье у Бога для губ полудетстких твоих».
Эта удивительная простота и естественность во взаимоотношениях двух людей настолько пленила поэта, что, обращаясь к возлюбленной, он не переставал восхищаться тем, что «душа твоя дивно крылата, певучая ты для меня». Гумилев не мог предположить, что его роман с этой девушкой будет весьма краткосрочным, и уже через несколько месяцев он забудет о ток, которой посвящал столь романтические и возвышенные стихи. История умалчивает о том, что именно послужило причиной разрыва отношений между поэтом и его избранницей. Так или иначе, но в 1918 году Гумилев вернулся в разрушенную и разоренную Россию, где вскоре добился официального развода с Анной Ахматовой. Пройдет совсем немного времени, и поэт свяжет свою судьбу с Анной Энгельгардт, которая станет его второй и последней законной супругой. В память же о взаимоотношениях с юной француженкой поэт опубликует сборник стихов под названием «К Синей звезде», который посвятит своей возлюбленной.
Николай ГумилёвРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Анализ стихотворения Гумилева «Дремала душа, как слепая…»
Личная жизнь Николая Гумилева полна тайн и загадок. Долгое время считалось, что его единственной музой и вдохновительницей была поэтесса Анна Ахматова. любви которой Гумилев добивался на протяжении нескольких лет. Тем не менее, семейная жизнь двух неординарных личностей не сложилась, и уже через несколько лет после свадьбы Гумилев и Ахматова стали друг для друга совершенно чужими людьми. Накануне революции поэт, отправившийся добровольцем на фронт, оказался в Париже, где познакомился с Еленой дю Буше, дочерью известного французского хирурга. Девушка имела русские корни по материнской линии и живо интересовалась тем, что происходит на ее исторической родине. Дружба царского офицера и темпераментной парижанки скоро переросла в нечто большее, и летом 1917 года Гумилев посвятил своей возлюбленной стихотворение «Дремала душа, как слепая…» .
В этом произведении поэт признается, что до недавнего времени не имел представления о том, что значит быть по-настоящему счастливым. Гумилев отмечает: «Не знал я, что в сердце так много созвездий слепящих таких». Действительно, его чувства к Анне Ахматовой были приправлены болью и тоской, которая несколько раз провоцировала поэта на попытки самоубийства. С Еленой дю Буше отношения складывались легко и безоблачно, и Гумилев признавался: «Солнечным облаком рая ты в темное сердце вошла». До этого момента поэт не подозревал, что чувства могут быть столь сильными и многогранными. Он боготворил свою избранницу и мечтал «вымолить счастье у Бога для губ полудетстких твоих».
Эта удивительная простота и естественность во взаимоотношениях двух людей настолько пленила поэта, что, обращаясь к возлюбленной, он не переставал восхищаться тем, что «душа твоя дивно крылата, певучая ты для меня». Гумилев не мог предположить, что его роман с этой девушкой будет весьма краткосрочным, и уже через несколько месяцев он забудет о ток, которой посвящал столь романтические и возвышенные стихи. История умалчивает о том, что именно послужило причиной разрыва отношений между поэтом и его избранницей. Так или иначе, но в 1918 году Гумилев вернулся в разрушенную и разоренную Россию, где вскоре добился официального развода с Анной Ахматовой. Пройдет совсем немного времени, и поэт свяжет свою судьбу с Анной Энгельгардт, которая станет его второй и последней законной супругой. В память же о взаимоотношениях с юной француженкой поэт опубликует сборник стихов под названием «К Синей звезде», который посвятит своей возлюбленной.
«» .
Дремала душа, как слепая,Так пыльные спят зеркала,Но солнечным облаком раяТы в темное сердце вошла.
Не знал я, что в сердце так многоСозвездий слепящих таких,Чтоб вымолить счастье у богаДля глаз говорящих твоих.
Не знал я, что в сердце так многоСозвучий звенящих таких,Чтоб вымолить счастье у богаДля губ полудетских твоих.
И рад я, что сердце богато,Ведь тело твое из огня,Душа твоя дивно крылата,Певучая ты для меня.
Комментариев: 10
10. людмила | 10 апреля 2016 — 15:39
9. Светлана | 6 декабря 2012 — 12:48
такие стихи. просто слов нет кто бы мне такие написал
8. кристина | 21 ноября 2012 — 06:09