Образы и символы
Главный образ в стихотворении – море, океан, по которому, как по жизненному пути, шумит послушное судьбе «ветрило», олицетворяющее автора. Океан, символизирующий судьбу, предстает угрюмым, грозным, ведь каждого человека пугает рок событий, над которым мы не властны, как над морской стихией.
Автор создает образ мечты — «берег отдаленный, земли полуденной волшебные края». Именно туда он стремится, поэтому призывает судьбу перенести его туда. Многие исследователи считают, что так невыездной поэт величал желанную эмиграцию из царской России.
Образ родины награжден эпитетами «печальная» и «туманная». Для поэта Россия была полна неизвестности, ведь царский гнев за его творчество мог в любой момент перерасти в ссылку или тюремное заключение. Кроме того, воспоминание о столице ассоциировалось с образом роковой красавицы, которая завладела всем его существом.
Лирическим героем произведения является непосредственно сам поэт. Именно его монолог-размышление слышит читатель в стихотворении. Морской пейзаж создает необходимый фон для передачи печального и созидательного настроя, отлично передавая стояние лирического героя.
«Кто видел край, где роскошью природы…» А.Пушкин
«Кто видел край, где роскошью природы…» Александр Пушкин
Кто видел край, где роскошью природы Оживлены дубравы и луга. Где весело шумят блещут воды И мирные ласкают берега, Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега? ?
Златой предел! любимый край Эльвины, К тебе летят желания мои! Я помню скал прибрежные стремнины, Я помню вод веселые струи, И тень, и шум — и красные долины, Где простых татар семьи Среди забот и с дружбою взаимной Под кровлею живут гостеприимной.
Всё живо там, все там очей отрада, Сады татар, селенья, города: Отражена волнами скал громада, В морской дали теряются суда, Янтарь висит на лозах винограда; Б лугах шумят бродящие стада… И зрит пловец — могила Митридата Озарена сиянием заката.
И там, где мирт шумит над падшей урной, Увижу ль вновь сквозь темные леса И своды скал, и моря блеск лазурный. И ясные, как радость, небеса? Утихнет ли волненье жизни бурной? Минувших лет воскреснет ли краса? Приду ли вновь под сладостные тени Душой уснуть на лоне мирной лени?*
*В последней незавершенной рукописной редакции четвертая строфа читается так:
Когда луны сияет лик двурогой И луч ее во мраке серебрит Немой залив и отлогой И хижину, где поздний огнь горит — И с седоком приморского дорогой Привычный конь над бездною бежит… И в темноте, как призрак безобразный, Стоит вельблюд, вкуш отдых праздный.
Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»
Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.
Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом
. В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни. Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор отмечает: «Все встречаю, все приемлю». Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».
Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов
. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было написано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведения — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысления собственного существования.
Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, тихий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:
С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «кроткие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».
Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счастье. Она присутствует в последней строфе:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и умиротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссонансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.
Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «В том краю, где желтая крапива…», «Я снова здесь, в семье родной», «О красном вечере задумалась дорога…».
История создания элегии Пушкина
По мнению царствующего самодержца Александра I, молодой поэт распространял по России возмутительные стихи. За вольнолюбивые лирические произведения Александр Сергеевич был отправлен в изгнание. Но его друзьям удалось договориться, чтобы отправку в Сибирь заменили высылкой в южную часть России, в город Кишинев. Изгнание поэта проводилось под присмотром генерала Инзова.
После прибытия на место назначения юный творец решает искупаться в холодных водах, из-за чего сильно заболевает. Там же он встречает семью Раневских, что радует поэта и помогает ему воспрянуть духом. Они приглашают Пушкина отправиться на минеральные источники, чтобы он смог излечиться от своего недуга. Александр Сергеевич охотно соглашается, а генерал Инзов не препятствует его путешествию с друзьями.
В 1820 году 18 августа Пушкин вместе с семьей Раневских отправляется в путешествие по Крыму и Кавказу. Первым местом посещения является поселок Гурзуф, куда герои добираются на военном бриге «Мингрелия». Несмотря на времяпрепровождение в компании друзей, внутреннее эмоциональное состояние поэта не улучшается.
Он все так же чувствует себя изгнанником. Но ночное путешествие, спокойное море вокруг и компания друга способствуют созданию «Погасло дневное светило». Его анализ и стихотворения «Волшебный край» Пушкина, сочиненного во время пребывания на юге, используется по плану в старших классах, чтобы донести смысл произведений автора.
В изгнании на юге России родилось много произведений, характеризующих новый романтический период в деятельности автора. Серия лирических произведений, написанных в Крыму, состоит из следующих:
- «Погасло дневное светило».
- «Редеет облаков летучая гряда…».
- «Кто видел край, где роскошью природы…».
- «Простишь ли мне ревнивые мечты…».
- «Волшебный край» и другие.
Сочинение Пейзажная лирика Пушкина
Влияние человека на природу велико, так же как и природы на людей. Подобная закономерность имеет место и в творчестве А.С. Пушкина. Пейзажная лирика великого гения на каждом этапе его жизненного пути меняется, проявляя свои особенности. Однако человек и природа остаются всегда едины в его творчестве.
Стихотворения раннего периода писателя отличаются стремлением выразить эмоциональное состояние
Поэт обращает внимание на внутренний мир человека. То он склонен к ощущениям одиночества от разлуки с любимой, сопоставляя события осеннему времени года
То выражает бесконечную печаль из-за неразделенной любви через заунывные звуки и тоскливые цвета: «за рощей глас ночной», «в пустынной тьме ночной» («Певец»). Стихотворения, написанные в это время, характеризуются отсутствием развернутой картины природы. Все мысли сосредоточены на трепетном излиянии эмоций с участием пейзажных зарисовок.
«Воспоминания в Царском Селе» — стихотворение, наделенное, с одной стороны, признаками классицизма. Автор, придерживаясь торжественного слога, свои рассуждения доводит до читателя через образ сада, который для него является идеальным местом для уединения. Среди тени деревьев он глубоко чувствует связь человека и природы. Человек должен, по его мнению, обладать абсолютной свободой от любого гнета. Элементы романтизма также имеют место, позволяя полностью раствориться среди памятников и объектов природы: «Мечтанья…тая, скитаясь по лугам, по рощам молчаливым поэтом забываюсь я». В стихотворении «Птичка» автор стремится к полной независимости, выпуская в весенний период «на волю птичку». В нем находит выражение мотив свободолюбия.
Среди явлений окружающего мира море занимает особое место в творчестве поэта. Южная ссылка дала ему возможность познакомиться с необычными достопримечательностями полуострова Крым. Ему удалось по-новому взглянуть на водное пространство. В произведении «Кто видел край, где роскошью природы» он подчеркивает безграничность пространства: «в морской дали теряются суда», говорит о необыкновенной красоте мест. Море является незаменимым способом поддержания душевных сил поэта в пейзажной лирике. В каждой строфе стихотворения «Погасло дневное светило» чувствуется, как ноет его душевная рана, которая вызывает страдания от воспоминаний: «в очах родились слезы вновь». Непокорная стихия, которая обладает огромной мощью, дорога ему. Она будто разделяет его переживания во время путешествия. Следуя в ссылку, он с волнением и тоской обращается к прошлой жизни.
Следующий этап творчества писателя тесным образом связан с правдивым изображением деревни в одноименном стихотворении. Это излияние взглядов на существование крепостного права на фоне природной красоты, которая дарит ему минуты вдохновения, очищения. «Лазурные равнины» и «тишина полей» дарят настроение для размышлений. Романтический настрой лирического героя там, где «светлые ручьи», «мирный шум дубрав» к концу произведения превращает его в яростного защитника своего народа, выступая против сил, где царствует «барство дикое».
Особую значимость среди стихотворений, относящихся к пейзажной лирике Пушкина, имеют произведения о холодных временах года. Элементы реализма, присутствующие в сочинении «Зимнее утро», подчеркивают искреннюю любовь поэта к родным просторам. Печаль подруги, вызванная мрачностью туч, «вьюга злилась» отражается на состоянии человека. Представление зимней картины зачастую имеет общее настроение с поэтом. Изменение погоды: «Под голубыми небесами великолепными коврами» вносит радость и свет в душу поэта.
Наблюдая за русской природой родного края, А.С. Пушкин всегда видел в ней источник вдохновения. Переживая каждый раз восхищение от созерцания дорогих мест, процесс любования становился для него частью жизни. Это было связано с отражением личного мироощущения благодаря особому восприятию пейзажа.
Темы и проблемы
“Погасло дневное светило” отличает философская тематика, которая находит отражение в размышлениях о сути человеческого бытия. Казалось бы, на переднем плане находится тема природы, отражающееся в красочном пейзаже, тем не менее на протяжении всего произведения лейтмотивом звучит тема родины, печальные воспоминания о которой должны были отвернуть героя, но родные края всё равно притягивают автора, как местами поэтической и внутренней силы, так и корнями, связывающими его с друзьями и близкими. Поскольку произведение было написано в период ссылки поэта, здесь появляются скрытые политические мотивы. Одинокий морской путешественник изгнан из родного края, как и Пушкин из Петербурга, попавший в царскую опалу – «волнующийся угрюмый океан». Итак, подытожим:
- Тема любви. Автор вспоминает о возлюбленной, которая была к нему неблагосклонна, и тоскует по временам светлого увлечения.
- Тема родины. Лирический герой окружает Россию загадочным ореолом и говорит об угрозах, которые таят «печальные берега», где его оставила любовь.
- Тема природы. Морской пейзаж — аллегория жизни поэта, которая бросает его из стороны в сторону и ведет неизвестно куда.
- Тема мечты — лирический герой все же верит, что на другом берегу его ждет вожделенный край, где сбудутся желания.
Проблематика произведения “Погасло дневное светило” тесно связана с его основной идеей. В элегии поэт освещает проблему бытия и изгнания, согласно традициям романтизма, несколько преувеличивая и нагнетая их. Жанр элегии предполагает наличие печальных настроений. Лирический герой тяготится своим неопределенным положением и одиночеством в любви.
Времена года
Среди времён года поэт отдавал предпочтение осени. «Унылая пора! Очей очарование!» — это наиболее популярная и известная работа, в которой на основной план выходит характеристика осени.
В произведении «Осень» Пушкин шуточно высказывает своё отношение к другим временам года. В особенности он выделил зиму. Она тоже воспета во многих его стихах. Самое знаменитое стихотворение — «Зимнее утро», первую строку которого можно уже называть нарицательной. Произведение «Бесы» своими краткими и ёмкими характеристиками очень точно передает всю опасность зимней поездки.
Многие стихотворения о природе стали классикой.
Средства художественной выразительности
В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога. Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца). Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.
Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.
Анализ стихотворения Пушкина «Кто видел край, где роскошью природы…»
Южная ссылка Пушкина длилась без малого два года, и за это время поэт успел побывать не только в Бесарабии и Таврии, но и познакомился с Крымом, о котором был так много наслышан. По долгу службы поэту приходилось довольно много путешествовать, и его поездка в Гурзуф стала поводом для написания стихотворения «Кто видел край, где роскошью природы…», созданного в 1821 году.
Это произведение создает определенное настроение и настраивает на лирический лад. Ведь автор, описывая крымские красоты и делясь с читателями впечатлениями от своей поездки, адресует им вопрос: «Скажите мне: кто видел край прелестный, где я любил, изгнанник неизвестный?». Имя таинственной незнакомки, которой поэт признается в своих чувствах, кануло в историю. Однако с учетом того, что в южной ссылке Пушкин периодически в кого-нибудь влюблялся, строки могут быть адресованы, как минимум, десятку различных юных особ. Именно это признание, брошенное вскользь, придает стихотворению особую возвышенность и пикантность, гармонично вплетаясь в изысканные образы окружающей природы, которая так вдохновляет поэта.
Крым настолько дорог и мил автору, что мысленно он каждый раз возвращается в те места, где «отражена волнами скал громада». Удивительное сочетание степи и моря, благоухающие сады и зеленые луга – все это дарит автору иллюзию свободы. Особенно восхищает Пушкина гостеприимство татар – коренных жителей Крыма
Своим трудолюбием и открытостью они настолько располагают к себе поэта, что в своем стихотворении он несколько раз акцентирует внимание на их быте и образе жизни
Именно Крым позволяет поэту примириться в душе с южной ссылкой, которую в силу своей молодости рассматривает как унижение и оскорбление. Но красота этого богатого края, где «в лугах шумят бродящие стада», дает автору иллюзию свободы и независимости
Ведь люди, с которыми судьба сводит Пушкина, живут по другим законам, для них важно не общественное мнение, а отношения между людьми, которые строятся на принципах доверия и уважения. Здесь Пушкин забывает о том, что могут быть кулуарные интриги, он вновь учится выражать свои мысли прямо и открыто, чем, естественно, вызывает недовольство местной правящей элиты
Поэт понимает, что ему рано или поздно придется возвращаться в шумный Петербург и вновь окунаться в светскую жизнь. Более того, он мечтает об этом и рассчитывает на то, что будет принят обществом весьма благосклонно. Тем не менее, у поэта появляется мечта – вернуться в старости туда, где он смог хоть на мгновение насладиться ощущением свободы. «Приду ли вновь под сладостные тени душой уснуть на лоне мирной лени?», — задается вопросом поэт.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Погасло дневное светило» стало визитной карточкой его романтической лирики. Проведение принадлежит литературному направлению романтизм. Читатель может почувствовать отголоски творчества Байрона (услышать «нотки» прощальной песни Чайльд-Гарольда), которым страстно увлекался в те годы Пушкин, не зря поэт в подзаголовке называет стихотворение «Подражание Байрону».
Жанр лирического стихотворения – элегия, неслучайно каждая строфа наполнена печальными раздумьями о прошедшей молодости и разлуке с «туманной родиной» (Петербургом).
Разностопный ямб в сочетании с переплетением перекрёстной и кольцевой рифмы создают эффект разговорной речи, приводя читателя к ощущению непосредственной причастности к размышлениям автора. Данные приемы также превращают полотно стихотворения в волнующуюся гладь моря — как волны плавно перебегают друг в друга, так и мысли перетекают от одной к другой.
Поэмы Пушкина
- Анджело — «В одном из городов Италии счастливой…»
- Бахчисарайский фонтан — «Гирей сидел, потупя взор…»
- Бова — «Часто, часто я беседовал…»
- Братья разбойники — «Не стая воронов слеталась…»
- Вадим — «Свод неба мраком обложился…»
- Гавриилиада — «Воистину еврейки молодой»
- Граф Нулин — «Пора, пора! рога трубят…»
- Домик в Коломне — «Четырёстопный ямб мне надоел…»
- Евгений Онегин — «Мой дядя самых честных правил…»
- Езерский — «Над омраченным Петроградом…»
- Кавказский пленник — «В ауле, на своих порогах…»
- Медный всадник — «На берегу пустынных волн…»
- Монах — «Хочу воспеть, как дух нечистый ада…»
- Полтава — «Богат и славен Кочубей…»
- Руслан и Людмила — «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…»
- Тазит — «Не для бесед и ликований…»
- Цыганы — «Цыганы шумною толпой…»
Популярные сочинения
- Сочинение по картине На пашне. Весна Венецианова На картине Венецианова мы видим наступление весны. Уже кое-где зеленеет травка. А какие чудесные облака плывут над землей. Они, как бы несут спокойствие: легкие, нежные, пушистые, по-весеннему добрые. Кажется, что вся природа просыпается от зимнего сна.
- Сочинение на тему Ложь В жизни редко бывают ситуации, которые можно было бы оценить однозначно. Случаются моменты, когда приходится говорить неправду.
- Сочинение-отзыв о книге Человек-амфибия Беляева Великий бестселлер, роман замечательного русского писателя Александра Беляева заставил почти всю эпоху рассуждать над темами добра и зла, справедливости и возмездия, о правде и лжи
Темы и настроение
Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.
Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?
Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.
Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»
17 декабря 2015
Лирическая поэзия истинного патриота Сергей Есенина наполнена нежностью и любовью к родным землям. «Край любимый!» – восклицательным признанием начинается стихотворение 1914 года. А дальше поэт погружает читателя в сладостный сон своих воспоминаний о краях, где прошло детство.
В целом произведение можно обозначить как творение пейзажной лирики с патриотическим налетом, завершающееся философским выводом. В последней строфе автор говорит о своем смирении перед судьбой: «все приемлю». Некоторый диссонанс угадывается в финальных строках: печальные слова, пророческие для Есенина, о скоротечности времени, быстром завершении жизни. Предшествуют же этому живописные отрывки образов Родины.
Поэт показывает природу очень близкой, живой с помощью олицетворений, метких метафор. Деревья у него предстают в облике скромных монашек, болотная местность «курит» в дыму. С изумительной подробностью он ваяет растительный мир: резеда, кашка, ивы. Солнечный диск сравнивает Есенин с желтым соломенным стогом сена; его отражение на водной глади является ему во снах. Грезит поэт о тихом покое в деревенской зелени, находясь вдали – в городе Москве. Тяжело переживается им разлука с крестьянским раздольным миром. И в стихе «Край любимый!» старается он вернуть утраченные, согревающие сердце картины.
Размер стихотворного произведения – хорей. Это наделяет поэзию плавностью повествования. Эпитеты пронизаны ощущением спокойствия: «тихой», «затаил». Кажется, читать строчки нужно неспешно и шепотом, чтобы не разбить идеальную мечту о рае на родной земле. Но автор сам невольно просыпается в конце повествования, ударяясь о суровую реальность конечности жизни.
Любовь к родине и глубокая философия гармонично слились в стихотворении. Умиротворение от счастливых воспоминаний о безграничных просторах родного края граничит с готовностью, даже дерзким вызовом отречься от всего земного. Сергей Есенин снова открыл читателю новую немыслимой красоты грань окружающей нас живой природы. «Край любимый!» – это прощание с картинами из прошлого, горькая ностальгия по уходящему и вера в то, что так и должно быть, раз так устроено Богом.
Рекомендуется к прочтению:
Пейзажная лирика А.С. Пушкина — особенности, мотивы и примеры произведений
Творчество Александра Сергеевича изучается в школе. Школьникам задают сочинение в 9 классе по лирике Пушкина, анализ его стихотворений, презентации по теме.
В лицейские годы поэт пробует себя в различных направлениях и мотивах. Он читал свои стихи в основном товарищам. В этот период его работы зачастую подражательные. Например, стих «Воспоминания в Царском Селе» описывает оссианический пейзаж. Поэт в своих сочинениях основывается на изображении природы в традициях средневековой подачи. Также лирика Александра Сергеевича включает в себя описание свободы.
Автора можно назвать вполне сложившимся поэтом уже к 17 годам. Он наравне соперничал с такими местными знаменитостями:
- Капнист;
- Державин.
Если говорить кратко, пейзажная лирика Пушкина имела такую особенность, как ясность, в отличие от громоздких строк Державина. Александр Сергеевич завершил начатое обновление русского языка. Одни поэты пишут стихи, уделяя слишком много внимания форме, другие — холодно и тенденциозно. А в творчестве Пушкина присутствует гармония. В его произведениях отлично сочетаются содержание, форма и ритм.
Средства художественной выразительности
В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога. Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца). Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.
Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.