Анализ стихотворения с. а. есенина «о красном вечере задумалась дорога»

«о красном вечере задумалась дорога…», анализ стихотворения есенина.

Тема 257. Стихотворение С.А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…».

(Восприятие, истолкование, оценка)

Анализ стихотворения можно построить,
отталкиваясь от высказываний тех, кто оценил его
отрицательно (пусть ученики заглянут в
примечания). Обыгрывая те или иные упрёки,
адресованные поэту (например, утрированный
лубок, пряник в сусальном золоте
), можно
попытаться либо опровергнуть их, либо
поддержать.

Другой возможный ход — найти те мотивы и
образы, которые будут характерны для лирики
Есенина в целом. Для этого надо рассмотреть
“предметный мир” стихотворения. Дорога,
рябины, изба, печь, рощи, трава, солома
— всё это
принадлежит или крестьянскому быту, или
сельскому пейзажу. Обо всём этом можно долго и
интересно рассуждать, обращаясь не только к
одному, но и к нескольким текстам.

Это стихотворение удобно для разбора. Его
композиция определяется кольцевым мотивом
дороги, соотнесённостью образов “избы-старухи”
и “желтоволосого отрока”, центральным
положением в тексте строфы с упоминанием
“розовой печи”. Особый,
насыщенно-метафорический строй поэтической
речи, характерные цветовые эпитеты, звукопись
также заслуживают внимания.

Стоит предостеречь наших учеников от некоторых
возможных ошибок при истолковании текста.
Приведём два примера “со знаком минус”, взятых
из Интернета.

“Надвигающейся «хмари» (стихотворение
написано в 1916 году) противопоставляется не
что-нибудь, а хлев, где «покой и дрёма». Только
следование традициям может спасти страну от
«галок» и «сов». Мне кажется, что последние
строки несмотря ни на что предвещают светлое
будущее — дорога всё-таки белая, посмотрим, куда
она ведёт…”

В этом фрагменте “хмарь” трактуется как
аллегорический образ, хотя для этого нет
достаточных оснований. Галки не символизируют у
Есенина ничего гибельного и страшного (“галочья
игра”), а образ “нахохленной совы”, хотя и
сопряжён с мотивом смерти, никакого пророчества
в себе не несёт. Видеть в белой дороге светлое
будущее и вовсе нелепо.

“Он с тревогой и болью переживал ломку
привычного уклада жизни, называя себя «последним
поэтом деревни». Отсюда и появление в его лирике
грустных ноток, страха перед деревней, меняющей
своё лицо: «Кому-то пятками уже не мять по рощам //
Щерблёный лист и золото травы…»”

Здесь допущена фактическая ошибка: ломка
привычного уклада жизни и горечь по этому поводу
“последнего поэта деревни” к стихотворению 1916
года отношения не имеют.

Более приемлемым, по крайней мере, ни в чём не
противоречащим тексту, можно считать такое
истолкование (привожу фрагмент сочинения):

“Стихотворение написано Есениным в то время,
когда по его любимой Руси ещё не прокатилась
«тройка коней оголтелая» и не перевернула весь с
такой любовью выстроенный поэтом мир. Ещё все
дышит спокойствием в есенинском краю, но где-то
далеко уже идёт мировая война и гибнут люди,
ушедшие из деревень. Может быть, и о них поэт
говорит: «Кого-то нет, и тонкогубый ветер // О
ком-то шепчет, сгинувшем в ночи», // Кому-то
пятками уже не мять по рощам // Щерблёный лист и
золото травы». Слышна грустная нота смерти,
неизбежного ухода, но нет ещё трагической темы
поломанной судьбы, непримиримого конфликта
старого и нового, умирания старой деревни,
которые зазвучат в позднем творчестве поэта”.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога»

Пожалуй, никто так не любил природу русской глубинки и так тонко ее не описывал, как Сергей Есенин. Воспитанный, взращенный Рязанской землей, поэт так и не прижился до конца в городской среде. Сердце его всегда принадлежало деревне. Прав был его отец, который говорил, что тянуть всегда будет к краю, где «пупок твой резан». Сам же Сергей Александрович оставил лишь свою краткую биографию, которую завершил строчкой о том, что всю другую информацию о нем хранят его стихи.

Есенин был непревзойденным мастером пейзажной лирики, истинным художником в поэзии, певцом России. Были даже современники, называвшие его поэзию «лубочной», но это не обижало поэта. Он и сам всегда отождествлял себя с природой, считая себя частью ее сложной, многогранной системы.

Тонкая душевная организация, способность чувствовать перемены, тянули поэта к межсезонью. Романтическая зелень, влажность весны пробуждали в нем жизнь, свежие чувства, надежду на светлое будущее. А сырая, яркая, терпкая осень заставляла грустить, думать, подводить итоги определенного этапа жизни. Образы природы, родного края тесно переплетаются с личными переживаниями в лирике, являясь не только фоном, а полноправным действующим лицом.

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» появилось в 1916 году, но было опубликовано лишь через два года в поэтическом сборнике. Известно, что Есенин в год написания относил его в издательство журнала, но потом забрал обратно, передумав.

На тот момент автор жил и работал в Петербурге. Переезд в культурную столицу сулил большие перспективы в творчестве, обретение новых полезных, интересных знакомств. Но красивый, крупный город с его болезненным климатом и своеобразной атмосферой не приносил радости «крестьянскому сыну». Контраст был разительным. Человеку, привыкшему вставать с рассветом, к тишине, чистому воздуху, суетливый Петербург с его ночной жизнью, сыростью был неприятен.

Есенин мечтал снова ощутить прелесть крестьянского быта, народной жизни, вернуться к истокам. Но понимал, что сильно изменился сам. И в избе жить уже не сможет. В этом произведении Сергею Александровичу, с присущем ему рефлексивным восприятием мира, удалось создать образ волшебницы-осени. Она изыскана в своем совершенстве и входит неспешным шагом в природу родной страны, заставляя задуматься о потерях. Это явление помогает передать образный язык автора, насыщенный средствами художественной выразительности.

Стихотворение наполнено светлой грустью, тоской по прошлому, по родному краю, деревенской жизни среди полей, лесов и рек. Оно относится к пейзажной лирике, храня элементы элегии и идиллии. Ведь рассказчик скучает по прошлому, создавая идеальную картины былого.

Любовь к родной земле, тоска по девственной природе, деревенской жизни – ключевая тема стихотворения. Природа и деревня одухотворены, становятся полноправными героями произведения наравне с лирическим героем, в роли которого выступает автор. Увядание природы и уход близких людей из жизни героя становятся сторонами одной медали. Природные явления созвучны переживаниям автора. Автор не видит сейчас тех картин, которые описывает, он воспроизводит их по памяти.

Структурно стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» состоит из пяти катренов. Как ключевую, основополагающую можно выделить третью строфу. Здесь автор вспоминает события своего детства. Четвертая строфа идиллическая – это тоска по тому, чего уже нельзя вернуть повторить. А пятая замыкает композицию, делая ее кольцевой. Перекрестная рифмовка задает ритм стихотворению. Поэтический размер – пятистопный ямб.

Стихотворение оставляет светлую грусть после прочтения. Заставляет задумать о жизни, будущем, законах природы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

.

Литературное направление и жанр

В 1916 г. Есенин сблизился с группой поэтов, которые впоследствии были названы новокрестьянскими. Это не было в прямом смысле слова литературное направление, у новокрестьянских поэтов не было ни манифеста, ни общей программы. Их объединяла крестьянская тематика творчества. Кроме того, Есенин и его старший наставник Клюев читали свои стихи в традиционных и несколько театральных крестьянских нарядах. Критики обвиняли Есенина в том, что стихотворения поэта – «утрированный лубок, пряник в сусальном золоте».

Жанр стихотворения – пейзажная лирика, в нём есть элементы идиллии и элегии. То есть стихотворение наполнено тоской по ушедшей идеальной жизни в деревне, лирический герой сожалеет о потере.

Краткий анализ произведения

Описанный в стихотворении осенний деревенский вечер контрастирует с жизнью Есенина в большом городе (в 1916 г. он живёт в Петербурге). Очевидно, молодой человек скучал по родине и по прежнему образу жизни.

Сознание Есенина странно сочетало крестьянские ценности, любовь к родной природе и яркую образность, поэтическое новаторство, присущее поэтам начала 20 в.

Мне нравится 94

Главное чувство, лежащее в основе поэзии С. Есенина, — любовь. Любовь, сострадание и милосердие ко всему сущему на земле. Художественный мир его стихов необычайно ярок, красочен, звучен.

Всё в этой картине поражает покоем, гармонией, умиротворённостью, чувством какого-то благоговения грустной нежности перед мирной деревенской тишиной.

Всё в этой картине живёт, движется, мыслит, чувствует, всё одухотворено и очеловечено. Дорога задумалась. С помощью этого олицетворения раскрывается основной мотив лирики Есенина – тоска земли по небу и мечта о воссоединении с ним. Образ избы персонифицирован:

Ночь – символический образ смерти . Мы узнаём о прошлом этого героя, о его странничестве из инфинитивных предложений:

Картину осеннего вечера в конце стихотворения дополняют звуковые образы – не резкие, а нежные, грустные, приглушённые, протяжные:

Всё в этой картине благостно, кротко, ласково, всё живёт в каком-то любовном чувстве всего друг к другу: зола обнимает печь, вздох целует клюв совы, солома нежно охает, коровы кивают словно в знак согласия, приятия мира. Опоэтизирована крестьянская изба, сам быт русской деревни.

Есенин – поэт обладает удивительной способностью: он умеет в простом и обыденном увидеть красоту.

Труба, овсяный двор, поветь (помещение под навесом на крестьянском дворе), зола, печь, хлеб, ячменная солома – всё это предметы и реалии крестьянского быта. Они с любовью и нежностью опоэтизированы поэтом, наделены человеческой душой, наполнены какой-то особенной красотой.

Пейзажное стихотворение перерастает в философские размышления о красоте мира и краткости жизни.

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» Есенин Сергей Александрович

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи. Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, Целует клюв нахохленной совы. Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема, Дорога белая узорит скользкий ров… И нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров.

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Дорога Ю. Киселеву Все меньше друзей Остается на свете. Все дальше огни, Что когда-то зажег… Погода напомнила Осень в Тайшете И первый на шпалах Колючий снежок. Погода напомнила Слезы на веках….
  2. О чем вы в красном небе, иволги, поете О чем вы в красном небе, иволги, поете, сверкая золотом подкрылий на березах, ловя лучи заката в быстром перелете? О ночи дума? О вороньих ли угрозах? О чем вы, люди,…
  3. Ах, дорога, дорога Ах, дорога, дорога, знакомая синяя птица! Мне давно полюбилась крутая твоя полоса. Зной пустынь, шум тайги, золотые степные зарницы У истоков твоих основали свои полюса. По лицу твоему проползают ночные…
  4. Дорога, дорога Оглянется каждый прохожий, Увидев твой взгляд озорной. Ты в ситцевом платье похожа На яркий цветок полевой. Дорога, дорога Нас в дальние дали зовет. Быть может, до счастья осталось немного, Быть…
  5. На вечере Вы и я, и толстая дама, Тихонько затворивши двери, Удалились от общего гама. Я играл Вам свои «Куранты», Поминутно скрипели двери, Приходили модницы и франты. Я понял Ваших глаз намеки,…
  6. Аппиева дорога Аппиева дорога, ЛЮвровая зима, Аппиева дорога — Римская Колыма. Пореем да жареным салом Несет на третьей версте. У крестов конца не хватало — Распинали на букве «Т». От устриц и…
  7. Пролегала дорога в стороне Пролегала дорога в стороне, Не было в ней пути. Нет! А была она за то очень красива! Да, именно за то… Приласкалась к земле эта дорога, Так прильнула, что душу…
  8. Твоя дорога Собирайся в путь-дорогу, Дорога длинна, От родного порога Начнется она. Через горы, через ветры Дорога лежит, И бегут те километры Под названьем «жизнь». Дальние дали Туманы таят, Дальние дали —…
  9. Грибная дорога Дорога полудикая Ухабиста зело — И «газик» наш, подпрыгивая, Вздыхает тяжело. Баранку крутит Леша Не покладая рук. Причудливо взъерошен Осенний лес вокруг. Дорога пусть не плавная, В ней ямы да…
  10. Дорога в дождь — она не сладость Гале Дорога в дождь — она не сладость. Дорога в дождь — она беда. И надо же — какая слякоть, какая долгая вода! Все затемненно — поле, струи, и мост,…
  11. Вижу сон. Дорога черная Вижу сон. Дорога черная. Белый конь. Стопа упорная. И на этом на коне Едет милая ко мне. Едет, едет милая, Только нелюбимая. Эх, береза русская! Путь-дорога узкая. Эту милую, как…
  12. Дорога Глухая степь — дорога далека, Вокруг меня волнует ветер поле, Вдали туман — мне грустно поневоле, И тайная берет меня тоска. Как кони ни бегут — мне кажется, лениво Они…
  13. Дорога, дорога Дорога, дорога — счета нет шагам, И не знаешь, где конец пути, — По дороге мы идем по разным сторонам И не можем ее перейти. Улыбнись мне хоть как-нибудь взглядом,…
  14. Уходит, сбиваясь, дорога Уходит, сбиваясь, дорога, Уходит на темный пустырь. Обетов нарушил я много, Покинул святой монастырь. Иду я, угрюмый безбожник, Куда только очи глядят……
  15. Летняя дорога, летние кусты Василию Ливанову Летняя дорога, Летние кусты, Отдохни немного, Ты или не ты. Погляди на облако Или на траву,- Остальное — побоку, Вижу наяву: Среди поля — дерево, А на поле…
  16. Чернеет дорога приморского сада Чернеет дорога приморского сада, Желты и свежи фонари. Я очень спокойная. Только не надо Со мною о нем говорить. Ты милый и верный, мы будем друзьями… Гулять, целоваться, стареть… И…
  17. Воспоминание о вечере в Амстердаме Медленные строки О тихий Амстердам С певучим перезвоном Старинных колоколен! Зачем я здесь — не там, Зачем уйти не волен, О тихий Амстердам, К твоим церковным звонам, К твоим, как…
  18. Всю ночь на Родину дорога Всю ночь на Родину дорога мне снилась, будто жил вдали. И вот стена… пригнись немного – нора почти что у земли. Я опускаюсь на колени… сдираю горб и плечи в…
  19. Не бродить, не мять в кустах багряных Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была…
  20. Талы избы, дорога Талы избы, дорога, Буры пни и кусты, У лосиного лога Четки елей кресты. На завалине лыжи Обсушил полудняк. Снег дырявый и рыжий, Словно дедов армяк. Зорька в пестрядь и лыко…

Вы сейчас читаете стих О красном вечере задумалась дорога, поэта Есенин Сергей Александрович

Анализ стихотворения О красном вечере задумалась дорога

Данное стихотворение Сергей Есенин написал в 1916 году, а напечатано оно было 2 года спустя. Интересно, что произведение о деревенском вечере было написано поэтом в то время, когда он жил в Петербурге и, очевидно, тосковал по своему безвозвратно ушедшему прошлому.

Основная тема стихотворения – сельский осенний вечер, самые теплые о сокровенные воспоминания о детстве и малой родине

Сам по себе осенний вечер – символ утраты, одиночества, потери чего-то важного, светлой тоски. Увядает природа, заканчивается очередной день, но самое главное – научиться жить даже с пониманием того, что все конечно, видеть жизнь даже в угасании

Читателю представлены 5 строф, в каждой из которых рассматриваются разные предметы, словно лирические герой сам бродит по селу

Его внимание переключается с одного объекта на другой. В первой строфе он концентрирует внимание на дороге, избушке, во второй – смотрит на мир глазами ребенка

В третьей строфе заключена основная мысль стихотворения. Печь – сердце избы, сосредоточение всей деревенской жизни. Глядя на нее, лирический герой тоскует о ком-то отсутствующем. Речь не обязательно идет об умершем человеке – просто его нет рядом, он перестал быть частью деревни, и былое уже не вернуть. Четвертая строфа оплакивает эту потерю. В этом задействована сама природа – свист ветра, похожий на вой. Пятая строфа замыкает композиционное кольцо. Дорога, по которой лирический герой пришел в родные места, ведет его обратно, а в деревне ничего не меняется, все остается таким же, как и много лет назад.

В основе произведения лежит олицетворение. Каждый объект деревни (дорога, ветер, изба) живы, и не просто живы – они отражают определенные черты, свойственные человеку. Поэт сравнивает избу со старухой (например, порог  сравнивается с челюстью), и т.д.

В стихотворении автор уделяет внимание восприятию через все органы чувств

Метафорично показана важность цветов, запахов и вкуса

Основной символ – образ дороги. Он представляет собой жизненный путь лирического героя.

Начало и конец стихотворения сопровождаются тусклыми цветами и неясными звуками, однако, в середине стихотворения, в его третьей строфе, звуки – самые громкие, а цвета – самые яркие. Это связано с тем, что центральная часть  – самая важная, в ней заключена сама жизнь, самые яркие воспоминания лирического героя, навсегда врезавшиеся в его память.

О красном вечере задумалась дорога
Сейчас читают:

  • Сочинение Скоро Новый год 4 класс

    Вот уже остались считанные дни до наступления Нового года. Он всегда для меня был долгожданным праздником. Всегда кажется, что в новогоднюю ночь произойдет нечто волшебное и значимое. Учебные занятия закончились,

  • Cочинение-рассуждение Добро и зло

    Добро и зло — об этих понятиях мы слышали еще с детства. Ведь если вспомнить детские сказки, которые родные читали нам перед сном, везде присутствует и зло и добро. Это две силы, которые постоянно соперничают друг с другом.

  • Сочинение по рассказу Дети подземелья для 5 класса

    Меня впечатлил рассказ Короленко. И впечатления не всегда приятные, но всегда сильные. Если бы все было просто приятно и красиво, то это была бы сказка. Здесь все слишком похоже на реальную жизнь,

  • Сочинение по картине Репина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.

    Картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына» может по праву считаться самой кровавой и жесткой среди всех его созданий творчества. Сам же автор картины не один раз говорил о том, что когда писал картину,

  • Сочинение Благовещенск — мой город

    Благовещенск находится на берегу рек Амур и Зея, в том месте, где в него впадает река Зея. Расстояние до Москвы почти 8000 км. А через реку (ширина в этом месте 800м), на другом берегу территория Китая. Через 526 метров расположен город Хэйхэ.

  • Сочинение Моя семья в Великой Отечественной войне

    Мы живём в цивилизованном мире, где царит прогресс, новые технологии, ни в чём себе не отказываем. И, конечно, многим из нас не понять то, что пережили в годы Великой Отечественной войны наши прадедушки, дедушки, прабабушки и бабушки.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога»

Пожалуй, никто так не любил природу русской глубинки и так тонко ее не описывал, как Сергей Есенин. Воспитанный, взращенный Рязанской землей, поэт так и не прижился до конца в городской среде. Сердце его всегда принадлежало деревне. Прав был его отец, который говорил, что тянуть всегда будет к краю, где «пупок твой резан». Сам же Сергей Александрович оставил лишь свою краткую биографию, которую завершил строчкой о том, что всю другую информацию о нем хранят его стихи.

Есенин был непревзойденным мастером пейзажной лирики, истинным художником в поэзии, певцом России. Были даже современники, называвшие его поэзию «лубочной», но это не обижало поэта. Он и сам всегда отождествлял себя с природой, считая себя частью ее сложной, многогранной системы.

Тонкая душевная организация, способность чувствовать перемены, тянули поэта к межсезонью. Романтическая зелень, влажность весны пробуждали в нем жизнь, свежие чувства, надежду на светлое будущее. А сырая, яркая, терпкая осень заставляла грустить, думать, подводить итоги определенного этапа жизни. Образы природы, родного края тесно переплетаются с личными переживаниями в лирике, являясь не только фоном, а полноправным действующим лицом.

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» появилось в 1916 году, но было опубликовано лишь через два года в поэтическом сборнике. Известно, что Есенин в год написания относил его в издательство журнала, но потом забрал обратно, передумав.

На тот момент автор жил и работал в Петербурге. Переезд в культурную столицу сулил большие перспективы в творчестве, обретение новых полезных, интересных знакомств. Но красивый, крупный город с его болезненным климатом и своеобразной атмосферой не приносил радости «крестьянскому сыну». Контраст был разительным. Человеку, привыкшему вставать с рассветом, к тишине, чистому воздуху, суетливый Петербург с его ночной жизнью, сыростью был неприятен.

Есенин мечтал снова ощутить прелесть крестьянского быта, народной жизни, вернуться к истокам. Но понимал, что сильно изменился сам. И в избе жить уже не сможет. В этом произведении Сергею Александровичу, с присущем ему рефлексивным восприятием мира, удалось создать образ волшебницы-осени. Она изыскана в своем совершенстве и входит неспешным шагом в природу родной страны, заставляя задуматься о потерях. Это явление помогает передать образный язык автора, насыщенный средствами художественной выразительности.

Стихотворение наполнено светлой грустью, тоской по прошлому, по родному краю, деревенской жизни среди полей, лесов и рек. Оно относится к пейзажной лирике, храня элементы элегии и идиллии. Ведь рассказчик скучает по прошлому, создавая идеальную картины былого.

Любовь к родной земле, тоска по девственной природе, деревенской жизни – ключевая тема стихотворения. Природа и деревня одухотворены, становятся полноправными героями произведения наравне с лирическим героем, в роли которого выступает автор. Увядание природы и уход близких людей из жизни героя становятся сторонами одной медали. Природные явления созвучны переживаниям автора. Автор не видит сейчас тех картин, которые описывает, он воспроизводит их по памяти.

Структурно стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» состоит из пяти катренов. Как ключевую, основополагающую можно выделить третью строфу. Здесь автор вспоминает события своего детства. Четвертая строфа идиллическая – это тоска по тому, чего уже нельзя вернуть повторить. А пятая замыкает композицию, делая ее кольцевой. Перекрестная рифмовка задает ритм стихотворению. Поэтический размер – пятистопный ямб.

Стихотворение оставляет светлую грусть после прочтения. Заставляет задумать о жизни, будущем, законах природы.

Мне нравитсяНе нравится

Подробный анализ стихотворения

История создания

Переезд Есенина из деревни в Петербург сулил заманчивые перспективы, открывал необъятные горизонты для развития творчества. Однако молодой поэт всегда скучал по родной деревне, её незамысловатым, но таким любимым пейзажам.

Особенно сильным был контраст с шумным и суетным Петербургом, и Есенин часто испытывал потребность хотя бы на бумаге излить любовь к родным местам и вновь прочувствовать всю прелесть деревенского быта, природы своего родного края.

Так в 1916 году появилось стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Изначально поэт собирался опубликовать его вместе с другими пятью произведениями в газете «Биржевые ведомости», но в последний момент передумал и отменил публикацию. Стихотворение было напечатано позже, в 1918 году в сборнике «Голубень».

Тема

Центральная тема произведения – любовь к родной земле. Осенний вечер в деревне навевает дорогие сердцу воспоминания об ушедшем детстве и юности, когда жизнь казалась такой простой и ясной.

Деревенский быт и пейзаж одухотворены и обладают чертами живых существ. Это говорит о том, насколько они любимы лирическим героем, который в каждой детали, в каждой мелочи видит необъяснимое очарование.

Мягко крадущаяся осень наталкивает на размышления о потерях. Увядание в природе и утрата близких людей являются звеньями одной цепи, однако нужно находить в себе силы, чтобы жить дальше, видеть прекрасное даже в увядании.

Композиция

Произведение состоит из пяти строф, в каждой из которых лирический герой описывает те картины, которые он мысленно видит перед собой, будто сам прохаживается по деревне.

  1. В первой строфе – это дорога, кусты, обычная деревенская изба.
  2. Во второй картине мир показан глазами «желтоволосого отрока», рассматривающего двор. В этой строфе заключены воспоминания о детстве самого автора.
  3. Третья строфа – ключевая, центральная, в которой сосредоточен весь уклад деревенской жизни. Главный образ – печь, символизирующая собой домашний очаг.
  4. В четвёртой строфе лирический герой выражает печаль по ушедшему времени.
  5. Пятая строфа создаёт композиционное кольцо, замыкаясь, таким образом, на первой строфе. Всё та же бесконечная дорога, которая привела героя к избе, уводит его прочь из родных мест.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.

Жанр

Произведение написано в жанре лирического стихотворения. Оно пронизано чувствами и переживаниями лирического героя, который тоскует о своей прошлой жизни в деревне, о тех временах, когда был молод и счастлив.

Средства выразительности

Для придания выразительности произведению Есенин мастерски использует широкий спектр художественных средств. Среди них метафоры («узорит скользкий ров», «мякиш тишины»), эпитеты («тонкогубый ветер», «тягучий вздох», «нахохленной совы»), олицетворения («охает солома», «вздох целует»), сравнения («изба – старуха»).

Мне нравится41Не нравится16

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: