«ласточка» г. державин

Гавриил державин – ласточка

Гавриил Романович Державин. Краткое содержание стихотворений

«Признание»

В этом стихотворении ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти­лей» Ломоносова.

Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо­ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка.

Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

…Ум и сердце человечье Были гением моим.

«На птичку»

Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насиль­но заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свобод­ный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.

«Река времён в своём стремленьи…»

Это философское произведение — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду­маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

«Властителям и судиям»

Автор выступает против таких пороков, как пресыщенность (усталость от удовольствий), предвзятость, взяточничество, без­различие к судьбе народа.

«Памятник»

Пафос «Памятника» в том, что творчество, поэзия долговеч­нее самых прочных, казалось бы, предметов — металлов и выше самого высокого — пирамид. Только чело музы венчает подлин­ная «заря бессмертия».

В стихотворении всего два восклицательных знака — при ут­верждении «Так!» и при обращении к музе. Это говорит о том, что поэт не молит, не просит о бессмертии, но твёрдо и спокойно уверен в том, что поэтическое слово нетленно.

На этой странице искали :

  • анализ стихотворения державина признание
  • анализ стихотворения признание державина
  • державин признание анализ
  • анализ стихотворения признание державин
  • державин признание краткое содержание

О произведениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » Г. Р. Державина

В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти­лей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо­ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

. Ум и сердце человечье Были гением моим.

Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду­маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.История создания – Стих написан в 1807 году.

Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.

Метафоры – «сам был света обольщен».

Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».

Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».

Сравнения – цари «равны богам».

История создания

Стихотворение относится к позднему периоду творчества Державина, хотя точной даты никто не называет. Первая публикация произведения относится к 1927 году, затем оно вошло в посмертные сборники поэта.

Рождению стихотворения предшествовали некоторые события. Гаврила Державин посвятил свою оду «Фелица» Екатерине II. Императрица была в восторге от произведения. Поэтическое мастерство Державина так сильно впечатлило ее, что она выразила желание вознаградить талантливого поэта. Гавриил Романович получил множество дорогих подарков, был приближен ко двору и назначен придворным секретарем государыни.

Екатерине льстили хвалебные оды Державина, написанные в ее честь. Она при каждом удобном случае делала намеки на то, что хотела бы чаще слушать стихи, посвященные ей. Поэт попал в неудобное для него положение:

  • с одной стороны он испытывал давление императрицы;
  • с другой — зависть придворных вельмож, которые зачастую устраивали заговоры, интриги, козни.

Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Ласточка»

Стихотворение «Ласточка» написано в 1792 году зрелым мастером поэтического слова. Тема и тон стихотворения неопровержимо свидетельствуют о том, что Гавриил Романович был человеком, бесконечно любящим природу и тонким лириком.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • риторический вопрос – «Не ты ли перната (крылата, способна летать, подобна птицам) ..?» – обращение к собственной душе как попытка заглянуть в будущее;
  • риторические восклицания – «О домовитая Ласточка!», «О милосизая птичка!», «Душа моя!» – отражают силу авторских чувств;
  • эпитеты – «летняя гостья», «смелые круги», «рдяная заря», «зыбкий бездонный лазурь», «чешуйчатое сребро», «золотой венец», «роскошное лето», «черны бури», «скучная осень», «подземные бездны», «смертный сон»;
  • инверсию – «в одежде зеленой», «гнутся воды», «ластятся струи»;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «птичка», «касаточка», «певичка», «крылышки», «гнездышко», «горлышко» – иллюстрируют нежное, умилительное отношение автора к птице;
  • распространенные ряды однородных членов предложения – «щебечешь, поешь, движешь, трепещешь, бьешь», «вьешься, даешь, стелешься, несешься, плывешь» – описывают многообразие птичьего поведения, приемов ее полета и подчеркивают наблюдательность автора;
  • метафоры – «колокольчик в горлышке (способность петь)», «храм (благолепие, красоту) лета», «пьешь луч жизни (то есть снова проживаешь жизнь во всей ее полноте)», «бездна эфира (громадность неба)»;
  • антонимы – «бездна эфира – бездны подземны», в том числе контекстуальные – «несешься – плывешь», «зима – лето», «весна – осень»;
  • перифразы – «водное зеркало» – имеется в виду поверхность вод, «зыбкий бездонный лазурь» – изменчивая голубизна неба, «зеленая одежда» – листва, «золотой венец» – масса спелых колосьев;
  • сравнения – «реешь (летаешь), как молния», «позлащенну (позолоченную), как жар (раскаленные светящиеся угли)», «толкутся столпом», «хладея, как лед» – помогают создать зримую картину происходящего;
  • аллитерацию – «невидимы видеть следы»;
  • олицетворения – «мошки толкутся (роятся)», «гнутся (ниспадают) воды», «струи ластятся», «роза вздохнет» – очеловечивая природу, автор предельно точно и образно описывает ее явления;
  • синонимы – «видишь, зришь»;
  • архаизмы – «брега», «зеницы (зрачки, глаза)», «эфир (в значении верхний, особо тонкий, прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги)»;
  • анафору – «там башню, рощи, там нивы, там холм, там мошки, там … воды, там … струи», которая делит текст на фрагменты, попутно выделяя каждый;
  • авторский неологизм – «милосизая» – значит, приятного глазу сизого цвета;
  • лексический повтор – «восстану, восстану и я, – восстану…» – отражает твердую уверенность воцерковленного человека в посмертном воскрешении;
  • многосоюзие – «и …бури, и … приход, и прячешься».

Слово «понт» требует пояснения: это заимствованное у древних греков поэтическое название моря, «поешь солнце» – значит «восхваляешь, славишь солнце», «душа …, гостья мира» – выражение означает, что душа способна проникнуть в любой уголок земли, побывать (погостить) везде. Пленира – женское имя. Так Державин несколько высокопарно, от полноты чувств называл свою первую жену, Екатерину Яковлевну, со смертью которой не смирился до конца дней. Говоря о загробном существовании, поэт выражает надежду на встречу с ней.

Стихотворение полно движения и красок. Обращение к птице позволяет автору описать красоту природы, величие мира, угасание и возрождение природы.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Композиция и жанр

Небольшое произведение, написанное в форме эпиграммы, представляет четверостишие, в которое поэт сумел заключить философский глубокий смысл. Хотя при чтении может создаваться впечатление детской забавы, в которой дети маленькую певчую птичку поймали для развлечения. Однако при внимательном прочтении стихотворение вызывает чувство сострадания к бедной пичужке, которую держат в неволе, требуя от нее веселых и красивых песен, которые она пела на свободе.

Державин написал произведение в форме эпиграммы. Этот жанр представляет написание сатирических четверостиший для высмеивания кого-либо или чего-либо.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.

История создания – Стих написан в 1807 году.

Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.

Метафоры – «сам был света обольщен».

Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».

Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».

Сравнения – цари «равны богам».

https://youtube.com/watch?v=H83RoZZhFjw

Художественные приемы

Стихотворение состоит всего из четырех строк. В нем рассказывается о голосистой птице, которую поймали и сжимают в руках. Вместо свиста она только пищит, но ее заставляют петь. В таком небольшом произведении поэт поднял важную тему — свобода истинного творчества. Часто творческие люди вынуждены делать то, что им велят, поэтому их работы оставляют людей равнодушными.

Стихотворение написано в жанре эпиграммы — короткого сатирического произведения, призванного кого-либо или что-либо осмеять. Именно это позволило Державину лучше всего передать свою идею. В произведении нет особых средств выразительности:

  • эпитет «голосист» представляет собой краткую архаичную форму слова, которая позволяет придать работе характерный стиль;
  • иносказания — под образом птицы поэт понимает нечто большое;
  • аллитерация — повторяется буква П, которая воспринимается как презрительное «пф».

Анализ стихотворения Державина «На птичку»

Когда точно написано короткое стихотворение «На птичку», неизвестно. В примечаниях к сборникам произведений Гавриила Романовича Державина (1743–1816) указываются разные даты: 1791, 1792 и 1793 гг. Однако, существует версия, высказанная исследователем творчества поэта, филологом Яковом Карловичем Гротом, что эта эпиграмма относится к периоду, когда Гавриил Романович получил должность статс-секретаря императрицы Екатерины II, то есть с конца декабря 1791 года. История создания произведения такова. Государыня, впечатлённая стихотворным мастерством Державина, проявившимся в (1782), пожелала отблагодарить поэта. Для этого она преподнесла ему драгоценные подарки, например, золотую табакерку, и приблизила его к себе, позволив презентовать оду в своей резиденции в Зимнем дворце. Кроме того, императрица решила и дальше пользоваться талантом поэта, сделав его своим придворным секретарём. Екатерина II часто намекала, что желает услышать новые похвалы «Фелице», под которой подразумевалась сама государыня.

Поэт, судя по заметкам современников, был даже не против такого положения дел. Но ситуация постоянно омрачалась давлением на литератора. Облагодетельствовав Державина, императрица вызвала в других придворных поэтах и вельможах зависть. Многие исподтишка стали язвить в адрес поэта, ухудшилось отношение к Гавриилу Романовичу со стороны его начальника князя Вяземского. Поэт не мог найти вдохновения для восторженных хвалебных стихов, чистых образов и выразительных метафор.

Кроме того, сама служба при дворе разочаровала творца. Оказалось, что вокруг плетутся заговоры, многие блистательные персоны, о благородстве которых слагались оды, сами строят козни и интригуют против других дворян. Сияющий ореол безупречности вокруг престола, каким его представлял себе литератор, начал рушиться. А императрица продолжала требовать потоков лирики.

Потому-то поэт и чувствовал себя пойманным в тиски и раздавленным. Так родилось полное горечи и желчи четверостишие «На птичку».

Под пташкой подразумевается сам поэт, захваченный в золотую клетку царского двора. Неназванные те, кто её пленил и заставляет петь, – это государыня и её приближённые.

В стихотворении легко угадывается стиль Гавриила Романовича. Автор использует архаичные краткие формы слов («голосисту»). Основной приём, применённый в произведении, — аллитерация. Глухое «п» встречается так часто, что напоминает презрительное звукоподражание «пф», плевок.

Это стихотворение перекликается с произведениями других авторов. Схожие мысли были выражены в басне И. А. Крылова «Кошка и соловей», в « » А. С. Пушкина.

Занимая высокий государственный пост, Гавриил Романович Державин не изменял своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «На птичку», в котором всего в четырех строках было поднята глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «Птичка» по плану, который пригодится при разборе произведения и подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Анализ стихотворения Державина «Вельможа»

Стихотворение «Вельможа» было написано в 1794 году, поводом для его создания послужили переломные события в жизни Г. Державина. В 1791 году Екатерина II назначила Гаврила Романовича кабинет-секретарем. Императрица рассчитывала, что поэт будет воспевать ее в стихах, но оказалось совсем не так. Г. Державин, хоть и поддерживал монархию, видел бедствия народа. Он надеялся, пользуясь должностью, помочь простым людям. Вскоре Екатерина II увидела, что новый кабинет-министр достаточно дерзок, пытается постоянно поучать ее. Г. Державин был уволен и после этого начал бороться со вседозволенностью чиновников при помощи поэзии. «Вельможи» — яркий образец такой лирики.

Тема произведения – российские вельможи-современники Гаврила Державина. Автор разоблачает «великих мира сего», показывая какие последствия вызывают беззаконие и злоупотребление вельможами своим положением в обществе. В соответствии с идеей произведение наполнено патетикой.

В стихотворении видим образ лирического героя, собственно самого Г. Державина, и образы вельмож. Лирический герой – человек, которого переполняет негодование, вызванное действиями вельмож и бедностью народа. Уже в начале стиха он говорит о том, каким должен быть настоящий вельможа «Хочу достоинствы я чтить, // Которые собою сами // Умели титлы заслужить похвальными себе делами…». Но оказывается, что достойных очень мало, похвалы от автора заслужили Великий Петр, который «блистал» в работе и в боях и Екатерина II. Императрица, правда, не заслуживает учтивых слов, ее поэт обвиняет в самолюбии. Зная мотивы написания произведения, можно легко догадаться, откуда такие характеристики.

Далее лирический герой переходит к разоблачению знати, говоря об их жадности, о разврате и наплевательском отношении к долгу перед Отечеством и народом. Образ вельмож сборный, Г. Державин не называет фамилий, имен (кроме Петра и Екатерины), но под созданный им портрет подойдет практически каждый из знати. Вельможам противопоставляются Суворов и Румянцев. Заслуживают внимания и образы, взятые из простого общества – вдова, муж которой погиб за державу, герой, израненный и посидевший в боях, заимодавци, которые не могут дождаться возвращения долга. Из этих «частиц» создается целостный образ народа эпохи правления Петра и Екатерины.

Метафоры, эпитеты, сравнения в оде характерны для классицизма. Лишь некоторые из них нарушают нормы, для того чтобы выразить все свое негодование, например, «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, //Он только хлопает ушами». В стихотворении «Вельможи». Державин использует аллюзию на мировую историю и культуру (вспоминается Сарданапал, Калигула, Токай, Левант). Патетика произведения усиливается употреблением книжной, в том числе старославянской лексики (блажен, длань, нега).

Ода состоит из 25 строф, в каждой из которых по 8 строк. В строфах первые 4 строки перекрестной рифмой и 4 последние – с кольцевой. Следует отметить, что основой для стихотворения стала одна из более ранних од поэта «На знатность», которая до обработки состояла всего из десяти строф. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Образы, художественный средства, особенности композиции и стихотворный размер – все это служит для раскрытия темы и идеи произведения.

Анализ оды Державина «Ключ» Анализ оды Державина «Фелица» Анализ стихотворения Державина «Ласточка» Анализ стихотворения Державина «Задумчивость»

История создания

Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».

История создания

«Признание» Г. Р. Державина относится к позднему творчеству писателя — к тому моменту он уже успел приобрести известность в политических и литературных кругах. Осознав, насколько его поэтические идеи и методы отличаются от признанных канонов и устав от критики за смешивание жанров и злоупотребление просторечиями, пожилой (на тот момент ему было 65 лет) поэт счёл необходимым объяснить свои взгляды на искусство в форме стихотворения. Так и появилась идея произведения.

Написано «Признание» было в 1807 году. Почувствовав потребность подвести итоги своей творческой деятельности, Державин решил не останавливаться на своём литературном пути, но и объяснить жизненную позицию, политические взгляды и отношение к поэзии в целом.

Анализ стихотворения «Ласточка» Державина

Гавриил Романович Державин написал взволнованную песнь «Ласточка» на кончину своей спутницы жизни. Впервые опубликована она была в «Московском журнале».

Стихотворение написано в 1792 году, но неоднократно дорабатывалось. Его автору в эту пору 49 лет и он оплакивает безвременную кончину своей жены Екатерины (в стихотворении она выведена под поэтичным именем «Пленира»). Его супруга умерла в 33 года от чахотки. Безутешный муж пишет в память о ней своеобразный реквием. По жанру – элегия, по размеру – разностопный ямб с вкраплением амфибрахия и других размеров. Состоит из 2 строф, первая из них содержит 44 строки, вторая – 6 строк. Лирический герой – сам автор. Явно он появляется только в финале, тогда же возникает местоимение «я». Первое впечатление от стихотворения – пейзажная лирика. Только в самом конце – философский подтекст. Начинается все с восклицаний: о домовитая ласточка! Образ ласточки традиционен для мировой поэзии. С любовью герой описывает малую птаху: грудь красно-бела, певичка. Значит, он имеет в виду деревенскую ласточку, прозванную касаткой. Распространены они повсюду, но поэту дорога ее европейская разновидность, ведь его супруга – дочь португальца. С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов он передает умилительные картины: колокольчиком в горлышке бьешь, крылышками движешь.

Широко используется прием инверсии: под рдяной зарей, видишь и бури ты, встаешь ты, лета роскошного, чешуйчатом сребре. Огромное количество повторов. Например, анафора: ты часто, там (здесь еще присоединена перечислительная градация: нивы, рощи, мошки). Сравнение: зимою, как лед, как молния реешь туды и сюды, как будто с высот. Эпитеты: осени скучной, бездны подземны. Олицетворения: ластятся струи, роза вздохнет, рощи в одежде. Метафора: в небе плывешь, видишь вселенну. «Во мраке лежишь бездыханна»: свойство ласточек замирать, цепенеть, зимуя в неблагоприятных условиях. «Встаешь ты от смертного сна»: поэт с мольбой проводит эту параллель, надеясь, что разлука не будет вечной. В последней строке поэт обращается сам к себе: душа моя! Оказывается, в образе стремительной, благородной и таинственной птицы он видел свою душу. Голос его крепнет: воспой же бессмертие, лира! (музыкальный инструмент, атрибут поэтов). Трижды, без тени сомнения, заявляет он: восстану! И только последний страх сжимает сердце: увижу тебя я, Пленира?

Сенатор и пиит, приверженец классической литературной школы, Г. Державин в стихотворении «Ласточка» повествует о личном горе.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.

С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.

По свидетельству племянницы жены Державина Елизаветы Львовой, за два дня до смерти дядя начал «оду о быстроте времени», написав первую строфу и две строчки второй строфы. Трудно сказать, что имела в виду племянница. Стихотворение Державина представляет собой восьмистишье. Первый катрен посвящён идее бренности всего земного: людей и царей, народов и царств, всех человеческих деяний. Второй катрен о том, что забвению подлежит даже то, что, с точки зрения человека, заслуживает вечной памяти. Это слава человеческая, добытая творчеством (лира) или сражением (труба).

Тема и направленность

Совсем маленькое стихотворение, состоящее из четырех строк, поднимает очень серьезную тему — свободу настоящего творчества. Авторам зачастую приходится выполнять волю заказчика и писать совсем не то, о чем он сам думает. Работая по указанию, а не по требованиям души, творческие люди постепенно теряют свои талантливые способности, читатели остаются равнодушными к их произведениям.

Образ писателя или поэта, человека, чье творчество зависит от ограничений цензуры или монаршей власти, в произведении представлен маленькой пташкой, попавшей в неволю. Делая анализ стихотворения «Птичка», дети и взрослые понимают саму суть произведения. Чтобы творческая личность писала шедевры, необходимо создать для этого благоприятные условия, дать возможность творить свободно, не имея никаких ограничений.

Талант, испытывающий малейшее давление, а тем более, оказавшись запертым в клетку, угасает, а затем и вовсе сгорает, не создав то, на что он был способен на свободе. Державин сумел в четырех строках рассказать о том, что невозможно создать шедевр под давлением. Способность творить развивается при наличии свободы. Четверостишие наводит на размышление о развитии отношений автора и власти.

Композиция

Произведением можно условно разделить на три части. Первая часть начинается с признания лирического героя в том, что он никогда не умел «важным чином надуваться». Все, что он ценил в людях – это искренность, честность, душевность, и сам старался культивировать в себе эти благородные качества.

Во второй части лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений, в том числе и посвященных монархам. Самое главное для него – верой и правдой служить отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.

В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.

Композиция и жанр

Небольшое произведение, написанное в форме эпиграммы, представляет четверостишие, в которое поэт сумел заключить философский глубокий смысл. Хотя при чтении может создаваться впечатление детской забавы, в которой дети маленькую певчую птичку поймали для развлечения. Однако при внимательном прочтении стихотворение вызывает чувство сострадания к бедной пичужке, которую держат в неволе, требуя от нее веселых и красивых песен, которые она пела на свободе.

Державин написал произведение в форме эпиграммы. Этот жанр представляет написание сатирических четверостиший для высмеивания кого-либо или чего-либо.

Средства выразительности и стихотворный размер

Особых выразительных приемов автор не использует, так как произведение имеет слишком маленький объем. Главное художественное средство, используемое поэтом, — иносказание. Перепуганную птичку, пойманную детьми, Державин ассоциирует с образом поэта, который вынужден существовать и создавать произведения в неволе, находясь под давлением власти.

Главной темой произведения является свобода, чьим символом всегда считалась птица. Она имеет возможность летать в безбрежном пространстве небес, а люди такой возможности не имеют. Они вынуждены жить в условиях постоянных ограничений, что заставляет задуматься человека о его неволе. Цель на уроках литературы в произведениях «Птичка», «Река времен…» показать утверждение необходимости свободы творчества автора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: