Роман теодора драйзера «финансист»: отзывы, краткое содержание

Роман теодора драйзера «финансист»: отзывы, краткое содержание

О книге «Финансист» Теодор Драйзер

Читать книги про гениальных людей всегда полезно. Во-первых, они очень интересны как личности, а во-вторых, в ходе чтения можно узнать много поучительной информации для себя. Если я не ошибаюсь, книгу Теодора Драйзера «Финансист» рекомендуют к прочтению будущим экономистам. Но, мне кажется, ее не помешало бы прочесть каждому из нас, не просто для ознакомления с американским капитализмом, а для того, чтобы пройти вместе с главным героем весь его тернистый путь к успеху.

Внизу страницы можно скачать книгу «Финансист» в форматах epub, rtf, epub, txt.

Фрэнк Каупервуд напомнил мне одного реального, правда, технического, а не финансового, гения – . У главного героя романа Драйзера действительно есть некие черты, которые в общем напоминают основателя компании Apple. Фрэнк тоже целеустремлен, волевой, и вполне может игнорировать других людей ради своих собственных интересов. Однако из-за этого он, как и Стив Джобс, не теряет своей особой привлекательности.

Фрэнк использует законы только так, как выгодно ему, а может и вовсе проигнорировать слово Фемиды; он пользуется влиятельными знакомыми, чтобы достичь финансового благосостояния, но плохим героем от этого не становится. Ведь известно же, что честными путями капитал не сколотишь…

Если кто-то будет рассказывать о честном бизнесе на Западе, можете смело посоветовать ему прочесть эту книгу, чтобы показать, как все начиналось. Гениальный финансист с необычайным талантом использовал абсолютно все возможности, чтобы достичь желаемого результата. И ему получалось.

Когда читаешь о том, как серьезно Фрэнка наказала судьба, отобрав у него фактически все, вроде бы и понимаешь, что он заслужил такого поворота событий, но в то же время… сочувствуешь этому финансовому гению. Сочувствуешь и с нетерпением ждешь, что же он еще выдумает, как еще сможет выкрутиться со сложившейся ситуации!

Фрэнк Каупервуд – эгоист. Его желания – превыше всего. При этом Фрэнк умен и силен, одно слово – особенный. Он верил в свой успех, и удача улыбалась ему. Хотя справедливость тоже не замедлила отплатить тщеславному спекулянту за его поведение…

Книгу Теодора Драйзера «Финансист» лучше всего описывает фраза «хочешь жить – умей вертеться». Она поведает вам историю уникального человека, который, живя в XIX веке, сумел стать миллионером.

Роман с Лилиан

В «Финансисте» Теодора Драйзера (из «Трилогии желаний») подробно описывается жизненный путь Каупервуда.

В его жизни происходят большие перемены, когда вскоре выясняется, что супруг Лилиан неожиданно скоропостижно скончался. Фрэнк моложе своей возлюбленной на пять лет. Но эта разница в возрасте его нисколько не смущает, он активно начинает ухаживать за предметом своих воздыханий, очаровывает более опытную женщину, в результате та соглашается выйти за него замуж. Мечта Фрэнка сбывается.

Вместе они живут четыре года. За это время у них появляется сын, которого также зовут Фрэнк, и дочка по имени Лилиан.

На вершину финансового мира Каупервуд начинает прорываться с самых низов. Он работает в небольших компаниях и фирмах, пытаясь сколотить приличный начальный капитал. Со временем открывает собственное учетно-вексельное дело.

Фрэнк в книге «Финансист» Теодора Драйзера делает ставку на развитие в ближайшем будущем конных железных дорог. Начинает активно инвестировать в эту отрасль, вкладывать большие деньги, скупать акции. В это время Каупервуд осознает, что все без исключения чиновники в Филадельфии нечисты на руку и занимаются спекуляцией. Оказывается, что честно пробиться в этой жизни просто невозможно.

Заговор против Каупервуда

Тучи начинают сгущаться над Каупервудом, — так описывает его положение Теодор Драйзер в «Финансисте». Краткое содержание романа дает возможность получить представление о происходящем.

Фрэнка могла бы спасти еще одна ссуда от Стинера, который возвращается в город. Но безвольного сотрудника муниципалитета финансовые гиганты уговаривают не помогать Фрэнку.

В это время анонимка похожего содержания приходит и Лилиан. При этом в ней не указывается имя любовницы ее мужа. Она признается сама себе, что изначально опасалась разницы в возрасте. Теперь эти опасения оправдываются. Но из-за наличия детей и привычного устоявшегося быта она решает ничего не говорить Фрэнку и остаться с ним. Тем более сейчас, когда он находится на стадии банкротства.

Чтобы как-то спастись, Фрэнк объявляет себя банкротом, но, несмотря на это, его обвиняют в умышленном хищении из городской казны. При этом Батлер пытается уговорить дочь бросить Фрэнка, но все безрезультатно. Тогда он идет на крайние меры, нанимает частного сыщика, который выслеживает Эйлин и Каупервуда в доме свиданий.

Оскорбленная Эйлин уходит из дома и поселяется у подруги. Только Фрэнк убеждает ее вернуться домой. Отец понимает, что не в силах повлиять на свою дочь, надеется только на обвинительный приговор для Каупервуда.

О чем это произведение?

Как любят сегодня говорить, это история успеха молодого предприимчивого американца, восходящая кривая его финансового благополучия.

Фрэнк Алджерон Каупервуд сын простого банковского работника и обычной домохозяйки. Обладая врожденным предпринимательским чутьем, он сумел подняться от примитивной перепродажи мыла к рискованным и доходным биржевым сделкам. «Шагая по головам» своих конкурентов, Фрэнк постоянно доказывал свою силу, хитрость, ум и стойкость. Для увеличения своего богатства Каупервуд использовал даже запрещенные и незаконные приемы: скупка акций на подставные компании и фирмы, давление на мешающих ему людей и их полная нейтрализация в бизнесе. «Закон можно повернуть куда угодно…», – так оправдывал герой свои действия и поступки.

В отличие от ровесников Фрэнк Каупервуд рано понял, что эгоизм для бизнесмена – это не порок, а неотъемлемая черта характера. В свои 19 лет он понимал в жизни и о жизни больше, чем 30-летние мужчины. Он знал, чего хочет добиться и, главное, как это сделать. Следуя собственному принципу «Мои желания – прежде всего», в 25 лет Фрэнк уже был миллионером и имел известность в финансовых кругах общества как лучший профессионал своего дела.

Но жизнь все-таки дала ему урок в виде тюремного заключения. И даже после этого упертый и своенравный герой продолжает совершенствоваться в финансовой сфере и преумножать свой капитал.

Единственная слабость, которую автор позволил иметь своему герою – любовь к прекрасному полу. Женщины на всем пути сопровождали миллионера, на двух он даже был женат. Они сходили по Фрэнку с ума, они его боготворили, восхищались им и поддерживали в трудную минуту.

Трилогия желаний по частям

  • Первая книга серии «Финансист», вышедшая в 1912 году, раскрывает лишь самое начало пути будущего миллионера. Здесь можно наблюдать процесс превращения мальчика, жаждущего богатства, в финансового монстра, сметающего все на пути к своей цели. В подробностях в первой части «Трилогии» Драйзер описывает все хитросплетения финансового рынка того времени, взлеты и падения на биржах акций и товаров, панику на финансовой бирже в Чикаго после пожара.
  • «Титан» Драйзера (1914 год) продолжает впечатляющий рассказ о жизни алчного, самоуверенного и эгоистичного Фрэнка Каупервуда. Размах его захватнической и разрушающей деятельности только подтверждает догадки читателя – у этого человека нет никаких границ и рамок, нет душевных и моральных ценностей. Остановить в тот момент бездушную машину, которая корежит судьбы многих людей, смог только чикагский народ.
  • В «Стоике» (1947 год, посмертно), вышедшем с таким большим временным отрывом от первых двух книг, автор уже дает пищу для размышлений над своей жизнью и главному герою, и читателям романа. Оставаясь верным своему аморальному поведению, Фрэнк изменяет любящим его женщинам. Он хочет увековечить свое имя, оставляя в наследство государству дворец и картинную галерею. Но после смерти 62-летнего героя все его наследство распродается буквально за копейки, а память о нем постепенно затухает. Полный крах всему – жизни, надеждам, мечтам…Последняя книга трилогии так и осталась неоконченной, недописанной автором. «Стоик» в таком виде позволяет подумать над смыслом жизни вообще и смыслом жизни одного человека, поддавшегося непреодолимой, пагубной жажде власти и денег.

Параллель в «Трилогии желаний» автором проведена аккуратно и грамотно. Бенерис, последняя и самая молодая женщина миллионера вовремя разглядела разрушительность и бесперспективность деятельности Фрэнка Каупервуда. Она пытается вразумить любимого человека, но чувствуя всю тщетность своих действий, в далекой Индии постигает философию древних йогов и молится о спасении души, своей и любимого. Перейдя к более решительным действиям, Бенерис на вырученные от продажи дома и драгоценностей деньги открывает больницу для бедных детей, а сама становится сестрой милосердия.

Не эту ли мысль хотел донести автор в незаконченном «Стоике»? Пусть и капля в море, но если каждый по такой капле добавит в борьбу с чудовищным индивидуализмом Каупервуда, то можно справиться со всемирным злом, бесправием и нищетой.

Значение и смысл

«Американская трагедия», анализ которой занимает литературоведов уже несколько десятилетий, отображает историко-общественные противоречия США начала прошлого века. Такую реальность сложно понять изнутри, но можно прочувствовать, представив себя на месте главного героя. Реализм автора ценится, благодаря близости к документалистике. Её сплетение с художественной классической литературой стало изюминкой «Американской трагедии», герои и характеры которой показаны максимально достоверно.

Драйзер не приукрашивал события, происходившие в стране, противопоставляя свой роман писателям, рассказывающим в то время невероятные истории любви, которые якобы могли сделать человека из низших слоёв уважаемой в обществе персоной.

Сюжет «Американской трагедии» говорит о том, что эта история опровергает американскую мечту, которая способна затмить совесть и разум как отдельного человека, так и целой эпохи. Тогдашнее искусство вбивало в головы, что любой может овладеть неземными богатствами, даже если он — выходец из самых низов общества. Драйзер же на страницах романа показывает, что подобное возможно, только если постоянно идти на сделки со своей совестью. Именно таким путём и решил пойти и Клайд Гриффитс, и он привёл парня к смерти и позору.

«Американская трагедия» Теодора Драйзера до сих пор популярна, есть несколько экранизаций романа. Одна из них сделана в СССР, и главную роль там исполнил известный актёр Гедиминас Сторпирштис. В этой же ленте сыграли такие легенды советского кино, как:

  • Региминтас Адомайтис.
  • Анна Алексахина.
  • Витаутас Шапранаускас.
  • Альгимантас Масюлис и пр.

Помимо этой, ещё несколько экранизаций были сделаны в США. Это фильмы:

  • «Восход солнца» (1927).
  • «Американская трагедия» (1931).
  • «Место под солнцем» (1951).

В декабре 2005 года в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» был представлена опера по роману. Книга известна во всём мире, её читают онлайн и в бумажном варианте, изучают в некоторых школах на уроках литературы и пишут по ней сочинения и аннотации, выделяют важные цитаты.

Отсылки к книге есть в творчестве многих музыкантов. Так, второй студийный альбом калифорнийской рэпкор-группы Hollywood Undead называется American Tragedy.

Цитаты

  • «Счастье приходит к тому, кто умеет ждать».
  • «Деньги быстро обнаруживают свое бессилие, как только желания человека касаются области чувств».
  • «Людей, которые глубоко и серьезно любят друг друга, мало занимает мнение посторонних».
  • «Не гордись, когда помогаешь бедному. Будь благодарен, что тебе представилась эта возможность».
  • «Ничего нет реального и вечного, кроме сердечной, человеческой доброты».
  • «Мир холодно проходит мимо тех, кто не принимает участия в его безумствах».
  • «Время укрепляет наши привычки, желания и чувства».
  • «Делай добро ради добра, и тогда ты достигнешь полной отрешенности»
  • «Благословен не тот, кому дается, а тот, кто дает».
  • «Глупо давать советы людям, которые не желают их принимать».

Роман с Эйлин

В романе «Финансист» Теодора Драйзера, отзывы о котором в основном, положительные, просматривается и романтическая линия. Между Фрэнком и Эйлин завязывается роман.

У девушки строгое католическое воспитание, но при этом она не считает искреннюю любовь чем-то преступным. Фрэнку же вовсе незнакомы религиозные и моральные предрассудки. Он идет по жизни под девизом «Мои желания — прежде всего».

Тяжелый удар ждет его в 1871 году, когда чикагский пожар практически полностью разрушает его благополучие. Огонь бушует в торговой части города, на бирже возникает паника.

В это время Каупервуд пустил в оборот полмиллиона долларов из городской казны. Стинера нет в городе, поэтому он опасается, что об этом станет известно общественности. Батлер пытается помочь ему выпутаться из этой ситуации и сводит его с двумя влиятельными людьми, каждый из которых видит свою выгоду в происходящем. Оба они сочувствуют Фрэнку, но не считают необходимым помогать.

Мгновенно портятся отношения между Батлером и Фрэнком. Первый получает анонимное письмо о том, что его дочь встречается с Каупервудом. Ирландец в гневе, тем более реакция Эйлин подтверждает, что все это правда. Батлер даже решает утопить Фрэнка.

Характер

Мужчина руководствуется по жизни девизом «Мои желания, прежде всего». Целеустремленность, стремление получить сиюминутную выгоду любой ценой, позволяют ему добиться финансового процветания. Он способен найти общий язык с любым человеком.

В то же время, отсутствие моральных норм, сопереживания другим людям, приводят к тому, что близкие Фрэнка ощущают себя использованными. Он не способен выстроить отношения, основанные на доверие, уважении. Люди для героя – не более чем разменная монета. С одной стороны он ощущает себя хозяином жизни, а с другой – испытывает чувство внутренней пустоты, которую пытается заполнить богатством.

Чему учит нас книга (но это не точно =D)

С первых страниц Драйзер преподносит читателю модель естественного отбора, описывая события, происходящие в аквариуме одной местной рыбной лавки, где постепенно изо дня в день хищный омар поедал беззащитную каракатицу демонстрируя свои навыки и превосходство перед ней. Точно таким же образом главный герой Фрэнк Каупервуд расправлялся с конкурентами на бирже, «откусывая» себе неплохие куски барышей, а так же ловко манипулировал людьми — и точно таким же образом более сильные местные финансовые воротилы однажды расправились и с ним. После блистательного взлета карьеры на Фрэнка Каупервуда обрушились несчастья, и финансовые акулы, вместо того чтобы помочь ему, решили «распотрошить» его состояние, и ежедневно судьба, как хищный омар в том аквариуме, наносила Фрэнку все новые и новые раны, пытаясь сломать этого сильного духом человека и в конце концов…

Видимо, главная идея автора и состоит в том, чтобы донести до наивного обывателя начала 20-го века (а опубликован роман в 1912 г.) идею о том, что человеческое общество подчиняется тем же законам природы, и сильные всегда наживаются на слабых, хитрые на доверчивых: «Омары пожираюткаракатиц и других тварей. Кто пожирает омаров? Разумеется, человек. Да, конечно, вот она, разгадка. «Ну а кто пожирает человека? – тотчас же спросил он себя. – Неужели другие люди? Нет, дикие звери…Он не был уверен в том, что и люди живут один за счет другого, но они убивают друг друга, это он знал. » И вот в эпилоге Драйзер снова заводит тему морских животных и описывает жизнь и предназначение черного морского окуня — Mycteroperca:«…рыба эта заслуживает того, чтобы поговорить о ней в связи со всем, что было рассказано выше.» — рыба, обладающая незаурядными способностями и силой, которой ее наделила природа, казалось бы с благими намерениями:«То хитрое явление, которое мы зовемсозидательной силой и наделяем духом праведности, по нашему представлению всегда устраивает жизнь в этом мире так, что в ней торжествуют честность и добродетель.» , но в итоге делает вывод:«С какой же целью наделила черного окуня этой особенностью всевластная и умная природа? …Или, может быть, при создании Mycteroperca были пущены в ход коварство, вероломство, лживость? Ведь ее можно принять за орудие обмана, за олицетворение лжи, за существо, которому назначено казаться не тем, что оно есть, изображать то, с чем оно не имеет ничего общего, добывать себе пропитание хитростью, против которой бессилен даже самый могучий враг. И такое предположение будет правильно.» И что же Драйзер хотел этим сказать? Что сильными мира сего зачастую движут не благие намерения, а жажда наживы и собственное благосостояние? Когда главный герой попал в беду и обратился к местным «тузам» в надежде, что они спасут его, он сильно просчитался…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: