Жанр, литературное направление и композиция
Если говорить о жанровой принадлежности произведения «Нате», оно относится к сатирическим стихам. Маяковский направляет потоки обличительного пафоса на публику, для которой важны только материальные ценности. Именно это и высмеивает автор.
В тексте работы отчетливо прослеживается основная теория русских футуристов. В стихотворении лирический персонаж противопоставляет себя обществу, обрушивая на него поток уничижительных описаний и критики. Маяковский экспериментирует с формами и размерами, создавая шедевры литературы с помощью акцентного стиха. В работе используется перекрестная рифмовка с чередованием различных видов рифмы: неточная женская и точная мужская.
Произведение Маяковского состоит из пятистишья и нескольких четверостиший. Композиционная структура выглядит следующим образом:
- Экспозиция представлена в первой строфе. Поэт подробно обрисовывает декорации. Перед читателями представляется, с одной стороны, сытое и безразличное общество, с другой — автор, раскрывающий перед публикой «шкатулки стихотворений».
- Затем поэт старается рассмотреть окружающих поближе, описывая материальные подробности каждого по типу «излишне нанесенных белил» или «застрявших в усах кусочков капусты».
- Общество сосредоточено на удовольствиях, оно не способно рассмотреть «бабочку сердца поэта». Люди после объединения в толпу становятся для автора «стоглавой вошью», способной в порыве гнева затоптать неугодную личность.
- В последней строфе автор называет себя «транжирой бесценных слов». Таким образом, создается кольцевая композиция, которая достигается посредством возвращения на первый план лирического персонажа. Герой настроен против толпы, он может рассмеяться и плюнуть в лицо каждому из них.
Название произведения звучит, будто вызов. Однако выражение «нате» поэт выбрал вовсе не случайно
При помощи текста он старается привлечь внимание толпы, одновременно выражая презрение обществу, которое погрязло в потребительских удовольствиях и проблемах. Название прекрасно справилось с поставленной задачей
Оно демонстрирует самобытность создателя произведения и самой работы, но при этом имеет пренебрежительный оттенок.
https://youtube.com/watch?v=4GuksRTCYIs
Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Нате!»
Стихотворение «Нате!», написанное в 1913 году, принадлежит к числу ранних произведений поэта. Это один из классических образцов ранней сатиры Маяковского. Основная тема ранней лирики вообще и данного стихотворения в частности — неприятие существующей действительности. Здесь поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. В центре стихотворения — традиционный конфликт поэта и толпы. Публика, толпа принимает поэта за раба, готового выполнить любое ее желание. Но он восстает против нее, провозглашая свою главную цель — служение искусству. Первая строфа рисует окружение лирического героя. Людей поэт изображает в виде «обрюзгшего жира» (символ сытости, перешедшей в самодовольство и тупость). Герой противопоставляет себя этому обществу, потому что его отличительная черта — душевная щедрость, он — «бесценных слов мот и транжир».
Во второй строфе пропасть между поэтом и толпой увеличивается: поэт изображает людей, полностью погруженных в быт и уничтоженных, нравственно убитых им:
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковины вещей.
Третья строфа, как и первая, построена на противопоставлении хрупкой, трепетной «бабочки поэтиного сердца» мерзкой «стоглавой вши», олицетворяющей толпу обывателей. Эпатажное, циничное и грубое поведение героя в финальной строфе вызвано, с одной стороны, тем, что творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду
А с другой — стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным
«В хате», анализ стихотворения Сергея Есенина
Сергей Есенин написал стихотворение «В хате» в 1914-м году. Это произведение вошло в сокровищницу поэта как образец «деревенской поэзии». Автор легко, ярко и образно описывает деревенский быт, просто рассказывает о предметах и окружающем мире, повседневной жизни крестьян. Здесь читатели могут увидеть всё «изнутри», глазами лирического героя, который, безусловно, является не обычным зрителем, а участником происходящего, живёт этой жизнью.
Стихотворение было впервые издано в 1915-м году. Его опубликовали в журнале «Голос жизни», произведение не было озаглавлено. Длительное время стихотворение называли по первой строчке: «Пахнет рыхлыми драчёнами…». но потом оно получило заглавие «В хате».
Современники поэта отмечают, что именно данное произведение Сергей Есенин любил читать. В нём объединились яркие черты творчества автора: оригинальный слог, лёгкий и образный язык, тема деревни и трогательное отношение к животным, запоминающиеся детали и экспрессивные определения.
Сюжет, композиция, тема стихотворения
В стихотворении автор описывает деревенский быт, предметы в хате, обычную жизнь крестьян. Автор и лирический герой едины. Поэт говорит о матери в третьей строфе, просто отмечая, насколько тяжела была работа крестьянки.
Композиция стихотворения линейная, произведение носит описательный характер. Поэт рассказывает о быте в крестьянской хате, хотя и «за порог» тоже выходит: в четвёртой строфе описывается двор с петухами.
Всё стихотворение укладывается в пять небольших строф, но читатель узнаёт из него очень многое, может ярко представить себе в картинках деревенскую жизнь.
Сначала предстаёт образ деревенской нехитрой еды: рыхлых драчён, кваса. Здесь же мы видим точёные печурки и прячущихся в пазах тараканов. Они считались жильцами изб по праву и символизировали относительное благополучие. Известно, что в новую избу тараканов брали с собой, а не оставляли погибать.
Затем читатель может узнать, как готовится пища. Образы заслонки с сажей, печки, солонки на лавке со скорлупой яиц дают представление о быте. Всё это делается женскими руками. Читатели будто воочию могут увидеть мать лирического героя, которая не в силах сладить с ухватами и низко сгибается. У старого кота тоже своё дело. Он крадётся к парному молоку.
Во дворе квохчут куры, поют петухи. В углах избы прячутся кудлатые щенки. Каждый читатель с лёгкостью ощутит себя в обстановке деревенского быта, прочитав это яркое, наполненное многочисленными деталями и запоминающимися образами стихотворение.
Стихотворение имеет перекрёстную рифму: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Написано стихотворение хореем. но при этом на последний слог тоже часто падает ударение.
Художественные средства изобразительности
Стихотворение «В хате» привлекает множеством слов, которые уже во времена Есенина были известны далеко не всем. Это специфическая деревенская лексика. Когда поэт читал это произведение, он пояснял многие слова, поскольку присутствующие даже не представляли себе их значение. Драчёны, дёжка, печурка, ухваты, махотка, соха – все эти слова придают стихотворению особое обаяние, максимально приближают читателя к деревенскому быту.
Всё в этом стихотворении описано у Есенина очень ярко и образно, при этом основным принципом построения текста становится максимальная лаконичность. Здесь нет множества определений, сложных для восприятия символов. При этом читатель с лёгкостью сумеет всё представить в картинках.
Интересно, что происходящее передаётся в динамике, движении. Это придаёт стихотворению ещё большую реалистичность. Тараканы лезут. сажа вьётся. мать нагибается. кот крадётся. щенки заползают. Мы можем даже услышать звуки: квохтанье кур, пение петухов, шум ухватов, шорохи и потрескивание. Сам автор называет всё это «пугливой шумотой». Именно этот яркий образ-символ, включающий в себя окказионализм поэта «шумота», становится в произведении центральным.
Читая стихотворение Сергея Есенина «В хате», каждый сумеет окунуться в деревенский быт, представить себе неповторимую атмосферу крестьянской хаты. Произведение выдержано в едином стиле. Оно написано лёгким слогом, ярким и образным, характерным для поэта. Здесь всё просто, лаконично, доступно и в то же время своеобразно, а специфическая лексика позволяет нам читать о деревне на её языке.
Отклики современников
Уже первая публикация стихотворения шла в сопровождении статьи З. Н. Гиппиус (напечатана под псевдонимом Роман Аренский) «Земля и камень» (Козловский 1995, С. 441).
Зинаида Гиппиус писала в апрельской статье: «В стихах Есенина пленяет какая-то „сказанность“ слов, слитость звука и значения, которая даёт ощущение простоты. Если мы больше и чаще смотрим на слова (в книгах), чем слышим их звуки, — мастерство стиха приходит после долгой работы; трудно освободиться от „лишних“ слов. Тут же мастерство как будто данное: никаких лишних слов нет, а просто есть те, которые есть, точные, друг друга определяющие. Важен конечно талант; но я сейчас не говорю о личном таланте; замечательно, что при таком отсутствии прямой, непосредственной связи с литературой, при такой разностильности Есенин — настоящий, современный поэт» («Голос жизни», 1915, № 17, 22 апреля, С. 12).
В опубликованной 11 июня 1915 года заметке З. Д. Бухарова писала: «Стихи его очаровывают, прежде всего, своею непосредственностью; они идут прямо от земли, дышат полем, хлебом и даже более прозаическими предметами крестьянского обихода…». Приведя далее почти все стихотворение, она завершала: «Вот поистине новые слова, новые темы, новые картины!.. И как недалеко надо ходить за ними!.. В каждой губернии целое изобилие своих местных выражений, несравненно более точных, красочных и метких, чем пошлые вычурные словообразования Игоря Северянина, Маяковского и их присных» (газета «Петроградские ведомости», 1915, 11 июня, № 128).
Высокую оценку давали и другие критики: Н. Венгров (журнал «Современный мир», Петроград, 1916, № 2, февраль, С. 159), П. Н. Сакулин («Мила, бесконечно мила поэту-крестьянину деревенская хата, где „пахнет рыхлыми драченами, у порога в дежке квас, над печурками точеными тараканы лезут в паз“. Он превращает в золото поэзии все — и сажу над заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые запевают „обедню стройную“, и кудлатых щенков, забравшихся в хомуты. Поэзия разлита всюду. Умей только ощущать её» — журнал «Вестник Европы», Пг., 1916, № 5, май, С. 205).
С. Я. Парнок выразила надежду, что «поэт не слишком проникнется городским сознанием интересности деревни и такие эстетские nature mort’ы, как „В хате“, утратят для него заманчивость стихотворной темы» (журнал «Северные записки», Пг., 1916, № 6, С. 220).
Анализ стихотворения «В хате» Есенина
Есенин очень быстро получил признание в литературной среде Москвы и Петрограда благодаря своей «деревенской лирике». В 1914 г. он написал стихотворение «В хате», которое очень любил читать на литературных вечерах. Оригинальная манера чтения поэта производила большое впечатление на слушателей. Еще более непривычным и привлекательным было обращение Есенина к образу деревни. В то время представители поэтической богемы не имели совершенно никакого понятия о самых элементарных народных предметах. Простонародный русский язык был менее понятен, чем иностранный. Современники вспоминали, что после чтения произведения «В хате» Есенину приходилось разъяснять смысл многих слов и выражений.
Поэт описывает бесхитростную обстановку простого деревенского быта. Практически все действие разворачивается в доме. Сразу бросается в глаза огромная теплота и нежность лирического героя по отношению к родной хате.
Хата представляется в образе небольшого самодостаточного мира, в котором действуют особые законы. Все происходящее в нем имеет свой тайный смысл. Даже «лезущие в паз тараканы» не вызывают отвращения, так как являются обязательной деталью обстановки. Перечисляя обычные крестьянские предметы быта (заслонка, ухваты, оглобли), Есенин поднимает их значение, позволяет читателю ощутить притягательность деревенской жизни.
Особый смысл имеет образ родной матери — хранительницы очага. Физическая нагрузка на крестьянскую женщину мало чем отличалась от мужской. Помимо общей работы она должна была заботиться о пропитании всей семьи и воспитании детей. Мать в стихотворении «с ухватами не сладится». Есенин лишь намекает на то, что старшая в семье женщина вставала задолго до зари, проводя весь день в заботах.
Есенин очень любил животных, особенно домашних. Он считал, что крестьяне, проводя всю жизнь бок о бок с нашими «меньшими братьями», намного ближе к познанию всех тайн природы по сравнению с городскими жителями. Общение с животными делает человека чище и добрее. Вторая половина стихотворения целиком посвящена многочисленному крестьянскому животному миру.
«Старый кот» уже давно стал полноправным членом семьи, чувствующим себя хозяином хаты. Во дворе не смолкает кудахтанье множества кур. Пение петухов лирический герой вообще сравнивает с религиозным образом («обедня стройная»). В этом богатом мире повсюду кипит жизнь: «из углов щенки кудлатые заползают в хомуты».
В финале автор использует очень яркий образ — «пугливая шумота». Многие современники отмечали, что он является центральным для всего произведения. Литературовед И. Розанов после очередного публичного чтения Есенина вспоминал, что долго не мог уснуть, продолжая по памяти восхищаться «пугливой шумотой».
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Сюжет, композиция, тема стихотворения
Композиция
стихотворения линейная, произведение носит описательный характер. Поэт рассказывает о быте в крестьянской хате, хотя и «за порог» тоже выходит: в четвёртой строфе описывается двор с петухами.
Всё стихотворение укладывается в пять небольших строф, но читатель узнаёт из него очень многое, может ярко представить себе в картинках деревенскую жизнь.
Сначала предстаёт образ деревенской нехитрой еды: рыхлых драчён, кваса. Здесь же мы видим точёные печурки и прячущихся в пазах тараканов. Они считались жильцами изб по праву и символизировали относительное благополучие. Известно, что в новую избу тараканов брали с собой, а не оставляли погибать.
Затем читатель может узнать, как готовится пища. Образы заслонки с сажей, печки, солонки на лавке со скорлупой яиц дают представление о быте. Всё это делается женскими руками. Читатели будто воочию могут увидеть мать лирического героя, которая не в силах сладить с ухватами и низко сгибается. У старого кота тоже своё дело. Он крадётся к парному молоку.
Во дворе квохчут куры, поют петухи. В углах избы прячутся кудлатые щенки. Каждый читатель с лёгкостью ощутит себя в обстановке деревенского быта, прочитав это яркое, наполненное многочисленными деталями и запоминающимися образами стихотворение.
Стихотворение имеет перекрёстную рифму: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Написано стихотворение хореем
, но при этом на последний слог тоже часто падает ударение.
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения С.Есенина «Цветы мне говорят – прощай!»
Это стихотворение было написано в ноябре 1925 г. русским поэтом Серебряного века Сергеем Есениным.
В основу этого стихотворения легли такие жизненные события в жизни поэта, как его предчувствие близкой гибели, неважно какой насильственной или добровольной, но важно, что – гибели. И в этом раскрывается суть его не только как поэта, но и как пророка, предугадавшего за месяц до смерти ее близость
В стихотворении выражены самые сокровенные чувства поэта, оно является как бы итогом его жизни и творческого пути.
В этом стихотворении четко слышны грустные ноты о чем-то навсегда ушедшем, безвозвратном, неповторимом. Поэту трудно осознавать, что он уйдет и всё, что пело, звучало, дышало и любило, так же уйдет вместе с ним.
Поэтому он, стараясь утешить себя, наивно считает «что всё на свете повторимо». Да, может быть и все, но только не он, не эта яркая, творческая личность, чья самобытность удивляет до глубины души. И он, ясно понимая это, перестает себя обманывать.
Хотя еще и продолжает: «Не все ль равно — придет другой», но за этой строкой следует другая: «Печаль ушедшего не сгложет».
Пускай тот, другой, быть может, и «лучше песню сложит», но ему не заглушить ни печали, ни таланта ушедшего, так как он уже оставил свой «след» на «почве лирики» и в людских душах, он внес свой индивидуальный вклад в поэзию, поэтому его не вычеркнешь из ее списков.
Большое значение имеет ассоциация Есенина с «цветком неповторимым», ведь это максимально точно определяет его сущность в этом мире.
Это лиро-философское стихотворение по праву может считаться своеобразным есенинским «Памятником», по своей философской силе оно сродни «Памятнику» Пушкина и Державина.
С первых же строк погружаешься в печальное и грустное настроение, которым пропитано все произведение, и заодно с поэтом переживаешь его тяжкое прощание с миром. Образ, который проходит красной нитью через все стихотворение,- это образ родины в широком смысле этого слова, России.
Главная причина грусти Есенина заключается в том, что он навеки не увидит ее лицо и «отчий край». Об этом безмолвно, но всем своим видом говорят ему окружающие его люди, которых он сравнивает с цветами, но простыми, обыкновенными, среди которых он один неповторим.
Но он счастлив только потому, что «видел их и видел землю», шестой частью которой является «Русь», и поэтому даже «гробовую дрожь он готов принять «как ласку новую». И пусть придет другой поэт и сложит песню лучше, чем он, но не передать ему ярче печали и страданий уходящего поэта по отношению к родине.
Интересное значение имеет фраза «оставленной и дорогой». Ведь Россия оставлена только им одним, а сколько еще таких, как он, для которых она так же дорога, как для него
Есенин не совсем осознает свою великую важность для Родины, раз неуверенно надеется, что Россия внемлит другим новым песням, другому «любящему» её поэту: «Быть может вспомнит обо мне, Как о цветке неповторимом»
- Главные образы в этом стихотворении – это цветы, как символ человечества, образ Родины, как символ «любимой». Эти образы воплощаются и изображаются в таких картинах :
- «Цветы мне говорят – прощай!
- Головками, склоняясь ниже»
А вот образ Родины: «Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!
- Я видел их и видел землю»,
- «Не все ль равно – придет другой.
- Печаль ушедшего не сгложет,
- Оставленной, не дорогой
- Пришедший лучше песню сложит.
- И, песне внемля в тишине,
- Любимая с другим любимым,
- Быть может, вспомнит обо мне,
- Как о цветке неповторимом».
В этом стихотворении чередуется мужская и женская рифма, она является в основном перекрестной, в первой строфе опоясывающая. Преобладает точная рифма, но есть неточная: «ниже – увижу», «любимым – неповторимом». Размер стихотворения –ямб.
Мысли и чувства автора в этом произведении помогают передать такие поэтическими средства, как: олицетворения, когда цветам дано говорить и кланяться; сравнения, где «любимая» есть Родина, а поэт – «цветок неповторимый»; эпитеты «гробовую
дрожь», «цветокнеповторимый ».
Краткий анализ произведения
В этом произведении поэт рассказывает о своем чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией.
- История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.
- Тема – стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.
- Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережёт голубую Русь”, так любимую Есениным.
- Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.
- Стихотворный размер – произведение состоит из четырёх строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.
- Метафоры – “березняк над прудом теплит… “кто листьев целует дождь”грусть”,м , “седина у отца пролилась в бороде”.
- Олицетворения – “долго петь и звенеть пурге”, “Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге”.
- Эпитеты – “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.
- Сравнение – “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.
Удивительно яркое стихотворение дает читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.
Мне нравится121Не нравится67
Исследование произведения
А. А. Боровская в докторской диссертации отметила, что есенинское «В хате» восходит к стихотворению Спиридона Дрожжина «В избе» 1882 года. По её мнению, Есенин создал произведение, которое «намечает новый синтетический путь в лирической поэзии начала XX в.: отказ от „буквального“ заимствования „прозаических“ жанров и переход к глубинным внутренним преобразованиям поэтической речи за счёт трансформации повествовательного сюжета в лирический и освоения непрямого, „оговоренного“ слова, дистанцирования и ретуширования лирического „я“» (Боровская А. А. Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети XX века. Дис. на соиск. уч. ст. доктора филол. наук. Астрахань. 2009. С. 102, 109).
Анализ стихотворения Есенина Ночь
Это сдержанное и прелестное стихотворение имеет свою судьбу. Написано оно было Сергеем Александровичем еще в юности — собственно, на лоне природы, под вдохновением от родной деревни. Позже, будучи уже известным поэтом и горожанином, Есенин немного переработал свое стихотворение, но все-таки не издал его…
Издано оно было лишь только после смерти поэта, который, видимо, сам не придавал слишком большого значения простым строкам.
Произведение очень ритмично, эпитеты сдержаны, просты. Одушевленная река дремлет. Бор не шумит, ни одна птица не нарушает тишины.
Лишь ручеек журчит, но это не мешает отдыху от жаркого летнего дня, а освежает и успокаивает.
Кроме того, определения часто повторяются. Есть пример единоначалия, когда три строки подряд начинаются с «серебрится»: река, ручей, трава. В середине и в самом конце использованы две одинаковые строки о том, что это луна все серебрит.
Стихотворение само успокаивает, будто колыбельная, и настраивает на умиротворенный, созерцательный лад. В этих строках ровно ничего не происходит, разве что луна серебрит все, а ручей журчит. Стихотворение рисует верную картину ночи спокойствия и отдыха.
Анализ стихотворения Есенина Ночь
Анализ стиха «Я покинул родимый дом»
Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом» кратко по плану:
- История создания. Произведение “Я покинул родимый дом…” было создано С. А. Есениным в 1918 г. Впервые оно было напечатано в харьковской газете “Борьба” (1920 г.).
- Жанр произведения — лирическое стихотворение.
- Основная тема — тоска автора по своей малой родине. Сергей Есенин покинул родную деревню Константиново и переехал в Москву еще в 1913 г. Первое время он очень часто возвращался на родину в гости. Постепенно активная литературная деятельность все больше захватывала молодого поэта, у него совершенно не оставалось свободного времени.
Октябрьская революция и строительство нового социалистического общества необычайно вдохновили поэта. Он полностью погружается в бурную послереволюционную жизнь. Есенин физически не мог вернуться в родное село, но в душе он постоянно обращался к образу семейного очага.
Поначалу Есенин идеализировал революцию, не замечая ее негативные черты и последствия. Поэтому так резко звучит его прощание с родиной: “Голубую оставил Русь”. Поэт словно бы отрекается от своего деревенского патриархального прошлого ради жизни, построенной на совершенно других началах. Все же разом оборвать вошедшую в плоть и кровь связь невозможно.
Лирический герой с печалью вспоминает о своих престарелых родителях, которым нет места в грядущем коммунистическом обществе. В стихотворении появляется пророческое предсказание Есенина: “Я не скоро, не скоро вернусь”.
Поэт действительно несколько лет не был в Константиново. За это время он даже успел совершить заграничное путешествие. Однако предсказание больше относится к духовному возвращению.
Когда первый восторг Есенина перед революцией прошел, он постепенно вновь начинает обращаться к деревенской тематике. Уже в 1918 г. Есенин предчувствовал, что разбушевавшейся в России пурге предстоит еще “долго петь и звенеть”. Поэт чувствовал, что его втягивает в революционный водоворот, впрочем, он и не сопротивлялся этому.
Все же в отличие от настоящих фанатиков революции Есенин сохранял в душе спасительный символ “старого клена”, олицетворяющего собой всю уходящую в прошлое деревенскую Русь.
Как и во многих других своих произведениях, Есенин указывает на неразрывную связь человека с природой. В его понятие родины входят не только село и родители, но и “березняк”, “пруд”, “клен”, “дождь”.
- Композиция стихотворения последовательная.
- Размер произведения — трехстопный анапест с перекрестной рифмой.
- Художественные средства. Есенин использует очень яркие образы, уходящие корнями в русский фольклор. Эпитет “голубая” сразу же вызывает ассоциации с безоблачными чистыми небесами православной Руси.
Необычные метафоры неразрывно связаны с русской природой: “в три звезды березняк”, “золотою лягушкой луна”, “яблонный цвет”. Поэт традиционно широко применяет олицетворения: “березняк… теплит”, “луна распласталась”, “петь и звенеть пурге”.
Центральным символическим образом в стихотворении выступает “старый клен”, связывающий лирического героя с родной землей.
- Главная мысль произведения заключается в том, что каждый человек должен свято хранить память о своих родных корнях. Даже самые значительные общественные потрясения — временное явление.
Они “отзвенят” и исчезнут без следа. Возвращение к нормальной жизни может оказаться очень непростым делом. В этом случае спасительным маяком для человека станет его малая родина.
Мне нравится1Не нравится1
В хате анализ
Стихотворение “В хате” написано Сергеем Есениным в 1914 году после его переезда в Москву. Несмотря на проживание в столице, поэт никогда не забывал о своем простом происхождении, любил связывать свое творчество с образами крестьянской жизни, окунать читателей в картины деревенского быта. Это и является целью написания произведения “В хате”. Поэт без прикрас описывает воспоминания детства — стихотворение не явит читателю живописных пейзажей провинциальной России, но зато покажет сельскую жизнь изнутри. Для того чтобы создать это ощущение “погружения” в крестьянский быт, Сергей Есенин использует простонародную лексику — стихотворение изобилует такими словами, как “махотка”, “дежка”. Тот же результат дает упоминание простоватой еды — сырых яиц и парного молока.
В качестве средства выразительности Есенин использует звукопись, если точнее — аллитерацию. Повторение шипящих согласных и частое употребление слов, включающих в себя букву “х” позволяют передать не только шум непрекращающейся деревенской работы, но и подробнее описать избу. Звук “х” в словах “шелуха”, “соха”, “хомуты” будто царапает слух, и читатель представляет грубоватую деревянную мебель, шершавую поверхность предметов, пола.
Стихотворение написано легким для прочтения слогом, оно лаконично — не перегружено эпитетами, сравнениями или громоздкими речевыми конструкциями. Динамично — автором используется множество глаголов. Все это, как и упомянутая выше звукопись, позволяет воссоздать картину беспрестанной работы, передать ритм крестьянской жизни.
Текст пронизывает нежность лирического героя к родной хате. Это показывает, например, использование уменьшительно-ласкательного суффикса в слове “печурки”. Но большую роль играет наполнение автором описываемого пространствами животными. Известно, что Есенин очень любил животных
Эту черту он передал лирическому герою — последний обращает внимание читателя на “кудлатых щенков”, “беспокойных кур”, не минует взглядом даже тараканов
Наиболее важным является образ матери. Он неконкретен, поскольку необходим, чтобы показать читателю, что каждая деревенская женщина в то время была нагружена тяжелой работой. Примечательно, что описаний других людей в тексте нет. Это намекает на то, что за всем хозяйством мать следила сама.
Отдельно стоит отметить образ “пугливой шумоты”, созданный Есениным. Оставляя такую яркую деталь для последнего четверостишия, поэт завершает картину этого деревенского мирка, окончательно убеждает читателя в том, что хата — место необычное и достойное внимания.
Стихотворение “В хате” гармонично сочетается с другими произведениями этого периода жизни Сергея Есенина. В то время им были написаны “Село”, “Кузнец”, “Пороша”, также обращающиеся к жизни простых людей, изображению сельской местности. На данном этапе жизни поэт только начинал публиковать написанное, входить в литературные круги. Он работал над сотворением амплуа выходца из народа, чему создание этого цикла и поспособствовало.
В хате
Сейчас читают:
-
У каждой части речи свои достоинства сочинение
Многолик и ярок русский язык. Он вобрал в себя целое соцветие слов. Все они делятся по синтаксическим и морфологическим признакам на части речи. Они бывают самостоятельные, которые показывают кто и что они. Какие действия выполняют,
-
Характер Катерины в пьесе Гроза сочинение
Катерину Кабанову можно назвать главной героиней пьесы «Гроза». Она, по словам критика Белинского, является «лучом света в темном царстве». Город Калинов, где она живет вместе с мужем, свекровью и сестрой мужа, не отличается чистой нравов и быта.
-
Кладовая солнца Человек и природа сочинение
Безусловно, никто не станет спорить с тем, что с самого первого дня зарождения человечества и всего живого на Земле, природа очень тесно взаимодействовала с ним.
-
Особенности композиции романа Герой нашего времени 9 класс сочинение
Композицией называется последовательность событий в художественном произведении. Та последовательность, какой ее захотел видеть и расположить автор. А сюжет – это система событий в произведении. Так, как они происходили на самом деле. Могут ли не
-
Сочинение на тему Красота человека ЕГЭ 9 класс 15.3, рассуждение
Бывает красота внутренняя, красота души, и красота внешняя. Вот идёт человек, красивая фигурка, длинные волосы и ресницы. Все оборачиваются вслед. А как только открыл рот, красота сразу куда-то исчезает. Корявая речь, жаргонные словечки, узкий кругозор.
-
Сочинение на тему Жанна д’Арк (жизнь и подвиги)
Самым ярким примером является великая Жанна д’Арк, которую сожгли заживо на костре.
Вариант №2
Во все времена тема деревни привлекала умы представителей разных видов искусств. Деревенская проза в русской литературе нашла особое место в душе великого писателя С. Есенина. Стихотворение «В хате» — своеобразный гимн тем местам, где проводил время сам автор. Передавая мысли лирическому герою, он полностью вкладывает тему и идею, поделившись с читателем сокровенными мыслями.
В центре внимания автора эпизод, связанный с тем укладом, бытом, который существовал в семье обычной крестьянской семьи, которая не могла справиться с бедственным положением. В несколько строф укладывается вся картина происходящего в деревенской избе, где неприглядно описание всего, что занимает место в помещении.
При входе в избу автор чувствует запах пищи. Однако нет и намека, что этот запах вызывает аппетит. Привычные продукты, из которых приготовлены блюда (яйца, квас) — упоминаются автором стиха с нотой грусти, будто ожидая праздника. Кроме того, солонка и шелуха яиц подсказывают, чем питались в этой избе. Признание того, что в избе имеет место сажа («вьется сажа»), также наводят читателя на мысль о некачественных дровах, которые хозяева приготовили для того, чтобы затопить печь. Обстановку деревенского быта уточняет присутствие лаки в доме, домашних яиц на столе.
Центральным образом в стихотворении является женщина. Именно образ матери дорог автору, вызывая жалость («с ухабами не сладится») и нежность. Лишь две строки определяют положение женщины, проживающей в деревне. Ей свойственно беспокойство и о детях, которых надо кормить с утра, и животных, требующих ухода. Поэтому, занимаясь домашними делами с раннего утра, женщина «нагибается низко». Не каждая работа ей под силу («с ухабами не справится»). Но так мил ее образ, что читателю передается от героя его трепетное отношение к ней. Присутствие кота в деревенской избе не вызывает удивления. То, что он пробирается к молоку, также является обычным делом для местных жителей, подтверждая о существовании коровы в хозяйстве.
Обращаясь к следующей строфе, читатель легко представляет двор, наполненный курицами с петухом, которые «запевают» свои песни. Движение щенков также вызывает умиление от того, что перед нами картина хозяйства, где есть и птицы, и другие домашние животные.
Таким образом, стихотворение «В хате» наполнено предметами, имеющими отношение исключительно к быту, традициям в деревне. Для этого автор привлекает немало глаголов («пахнет», «лезут», «вьется», «квохчут» и другие). Действия, которые передает эта часть речи, сопровождают все образы, присутствующие в избе, с утра до вечера. Язык автора прост. Читателю понятен быт хозяйки этого дома, при этом С
Есенин с уважением и нежностью обращает внимание на образ матери, которая трудолюбива
Бесценным и дорогим сердцу автора является представленная в произведении обстановка избы, к которой он имеет прямое отношение. Его любимые люди, животные, все, что связано с приготовлением пищи – навсегда сохранилось в его памяти. Именно простые слова без прикрас и преувеличений способны восстановить картину прошлого, в которой когда-то жил С. Есенин.
Изба, описание которой занимает все стихотворение С. Есенина, представлена небогатым жилищем, но имеющим большую ценность для автора. Таким образом, тема деревне ярким пятном проходит в творчестве писателя.
Письмо матери
Автор написал стихотворение Письмо матери в 1924 году, в это время он уже был известным поэтом, окруженным славой и многочисленными поклонниками.
В этот же период его сильно накрывала тоска по родному дому, съездить туда он по различным обстоятельствам не мог.
Есенин не был на родине около 8 лет, собравшись домой, перед самым отъездом, он написал этот стих.
Мать поэта была простой крестьянской женщиной, и ей была непонятна слава сына, она желала ему обычной жизни, очень переживала за него, об этом есть строки в стихотворении.
Поэт же старается убедить мать, что все же он такой скандалист и хулиган, каким его представляет людская молва. В конце стихотворения автор выражает надежду на счастливую встречу с матерью.