Тема стихотворения
Последний год поэт словно предчувствовал смерть и всё чаще возвращался в творчестве к прошлому, всё чаще его стихи стали походить на исповедь. Строки этого стихотворения пишутся ночью на фоне бессонницы, когда прошлое само всплывает перед глазами и сердце рвётся им поделиться.
Последней женщиной Есенина была Софья Толстая, которая искренне любила Сергея, но в ответ получила только уважение. С помощью Софьи автор золотых строк пытался оторваться от прошлого, но вскоре понял, что это невозможно.
Во второй строфе поэт признаётся, что с его стороны отношения игра:
Нет, это не грубая игра, а просто очередная возможность что-то забыть, когда понимаешь, что чувств из себя не вытянешь – их больше нет!
Есенин понимает, что Толстая его любит, но не о такой любви мечтал поэт, в его понимании настоящая любовь может быть только взаимной, без взаимности это просто игра. Софья не сможет его разлюбить, так как и не любила по-настоящему, по-есенински.
https://youtube.com/watch?v=vJ1mE_qW7gs
Образы и символика
Весна и ночь являются самыми любимыми образами писателя. Именно они олицетворяют обновление природы, появление новых надежд на обретение долгожданного счастья. С ними у Фета связана и еще одна очень немаловажная тематика — любовь.
Лирический персонаж — это влюбленный человек, который наблюдает за природой, именно он смог увидеть всю красоту мира, окружающего его. Писатель винил себя в смерти Марии Лазич во время пожара. Вероятно, поэтому во всех любовных произведениях поэта ярко выражено просматривается глубокое ощущение раскаяния.
История создания
Афанасий Афанасьевич все произведения создавал «с натуры». Его стихотворения — это образы и чувства, которые лирик пропускал через свою душу. В основе почти всех творений Фета находятся реальные события.
У стиха «Еще майская ночь» тоже существует своя история написания. Автор его создал в 1857 г., почти сразу же, как женился на Марии Боткиной. К юной жене Фет чувствовал сильную привязанность и симпатию, хоть и понимал, что это совершенно неискренняя любовь. Брак состоялся по расчету, так писатель смог обеспечить для себя безбедную жизнь.
Афанасия в детстве усыновил богатый помещик Шеншинын, однако после его кончины писателя лишили наследства из-за неверно оформленных документов, ему потребовалось уехать из родового поместья, чтобы самому зарабатывать на жизнь. Именно в то время его заставили изменить фамилию — теперь он стал Афанасием Фетом. Так, женившись на Марии Боткиной, он хоть и не смог вернуть себе статус дворянина, но мог безбедно жить благодаря богатому приданому.
Сейчас, получив огромное состояние, писатель рассчитывает на безмятежную жизнь, потому он восхищается всем — и упоительные трели соловья, и шелест листьев березы за окном, и майская ночь: «Какая ночь! На всем какая нега!».
Переживания, личные чувства автор пытается тщательно скрыть, он уверен, что не любовь, а материальное состояние — настоящий залог благополучного брака. Через время писатель поймет сделанную им ошибку, он до конца жизни будет расплачиваться за нее, живя с нелюбимой женщиной. Но в день свадьбы поэт наполнен радужными мечтами, хоть сомнения постепенно начинают закрадываться в душу.
Ему милей смотреть на ночное небо, восхищаясь красотой, нежели быть рядом с женой. О том, как поэт относится к браку, написано в последних строчках стиха, где Фет пишет: «Опять к тебе иду с невольной песней, невольной — и последней, может быть». Он жалеет, что лишился свободы из-за денег. О первой своей любви поэт открыто не говорит, но между строк улавливается сожаление о том, что его женой стала другая девушка.
Анализ стихотворения Есенина Ночь
Это сдержанное и прелестное стихотворение имеет свою судьбу. Написано оно было Сергеем Александровичем еще в юности — собственно, на лоне природы, под вдохновением от родной деревни. Позже, будучи уже известным поэтом и горожанином, Есенин немного переработал свое стихотворение, но все-таки не издал его…
Издано оно было лишь только после смерти поэта, который, видимо, сам не придавал слишком большого значения простым строкам.
Произведение очень ритмично, эпитеты сдержаны, просты. Одушевленная река дремлет. Бор не шумит, ни одна птица не нарушает тишины.
Лишь ручеек журчит, но это не мешает отдыху от жаркого летнего дня, а освежает и успокаивает.
Кроме того, определения часто повторяются. Есть пример единоначалия, когда три строки подряд начинаются с «серебрится»: река, ручей, трава. В середине и в самом конце использованы две одинаковые строки о том, что это луна все серебрит.
Стихотворение само успокаивает, будто колыбельная, и настраивает на умиротворенный, созерцательный лад. В этих строках ровно ничего не происходит, разве что луна серебрит все, а ручей журчит. Стихотворение рисует верную картину ночи спокойствия и отдыха.
Анализ стихотворения Есенина Ночь
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Какая ночь! Я не могу …»
Последние годы жизни Есенина отмечены глубочайшим душевным кризисом. Поэт мучительно искал выход из этого тяжелого положения. Стремясь отгородиться от проблем, он находил утешение в алкоголе и беспорядочных любовных связях. Настоящим спасением для Есенина могла стать С. Толстая – внучка великого писателя. Они познакомились в начале 1925 г. Толстая с первого взгляда безумно влюбилась в скандального поэта, который ответил ей взаимностью
Есенин оценил, с каким вниманием и заботой женщина отнеслась к нему. Он надеялся, что с ее помощью сможет избавиться от своей пагубной привычки и наконец-то обрести покой
Но даже совместная жизнь и официальное заключение брака мало что изменили. Трезвый и плодотворный образ жизни перемежался у поэта с днями тяжелых запоев. После одного из наиболее страшных в ноябре 1925 г. Есенин под давлением супруги и близких друзей лег на лечение в психиатрическую клинику. В ней он написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», которое посвящено С. Толстой. Поэт мучается от бессонницы и размышляет над своими чувствами к жене.
Современники вспоминали, что Толстая боготворила поэта. Многие отговаривали ее от брака, указывая, что Есенин уже неисправим. Но она надеялась на силу своей любви, которая принесет им обоим счастье. В стихотворении поэт обращается к своей последней жене с очень горькими и обидными для нее словами. Он признается, что вся эта затея со свадьбой с самого начала была просто игрой. Есенин знал, насколько женщина ему предана. Поэтому он заявляет, что она уже не сможет его разлюбить. При этом и ее чувство он считает ненастоящим («полюбить ты не сумела»). Поэт высказывает мысль, что любовь к человеку приходит «только раз» в жизни. Про его бесчисленные романы и так известно. Толстая в момент знакомства с Есениным также состояла в браке.
Поэт традиционно обращается к образам природы. Супруги создали в своем воображении иллюзорную картину новой весны, связанную с майским зовом лип. Но «лунный свет» развеял этот фантастический образ, показав, что на липах «не цветы», а всего лишь «снег да иней». Поэтому Есенин называет свою последнюю любовь «недорогой». Принимая горячие ласки жены, он все равно в душе обращается к прошлому. В финале поэт намекает, что до сих пор предан своей первой и единственной любви. Вероятно, он имеет в виду А. Сардановскую.
______________________
«С добрым утром», анализ стихотворения Есенина 4 вариант
Стихотворение «С добрым утром» было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.
«Певец родной деревни», «русской природы» — эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там — в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.
«С добрым утром» — лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет — спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено (чтобы не сказать — перенасыщено) изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.
С самого начала завораживает аллитерация: «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению — автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.
Во второй строфе — развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись», «растрепали», «шелестят», «горят». Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.
И третья строфа — явная кульминация и одновременный финал. «Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром» далее следует олицетворение «качаясь, шепчет шаловливо» и наконец — прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка — четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!
Стихотворение написано пятистопным ямбом, хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.
Ещё по теме: Сергей Есенин ~ Гой ты, Русь, моя родная…(+ Анализ)
Перекрёстная рифма — наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению — спокойное чередование в спокойном повествовании.
Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.
Эпитеты «золотые», «серебряные», «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали», «берёзки улыбнулись», «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.
Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых перистых облачков на востоке.
После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!». повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.
Анализ стихотворения Есенина «Ночь (Тихо дремлет река…)»
Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу Константиново, окружающей природе и людям, с которыми ему доводилось встречаться каждый день. Подобные зарисовки впоследствии неоднократно переписывались и дополнялись, в результате чего получались удивительно красивые и романтические стихи, наполненные чистотой и волнующей безыскусностью. Именно к этим рани произведениям, не омраченным весьма неприятными открытиями из «взрослой» столичной жизни, относится стихотворение «Ночь», черновой набросок которого был создан в 1911 году. Спустя некоторое время, уже находясь в Москве, Есенин вновь вернулся к этому произведению и внес в него некоторые коррективы. Тем не менее, общий смысл стихотворения был сохранен, и перед читателями открывается прекрасный ночной пейзаж на берегу реки, когда вся природа словно бы пребывает в некой дреме. «Темный бор не шумит, соловей не поет», — отмечает поэт. Лаконичные и короткие фразы, умышленно лишенные эпитетов, звучат очень сдержанно. Но в этом кроется особая прелесть стихотворения, при помощи которого поэт пытается донести до читателей, что истинная красота не требует обрамления в виде восторженных слов. Действительно, трудно представить себе более изысканную и волнующую картину, когда «своим блеском луна вес вокруг серебрит». Нарушает тишину лишь журчание ручья, которое нежно вплетается в полупрозрачное полотно ночного безмолвия, создавая особую атмосферу волшебства и романтики. Летние ночи очень коротки, и далеко не всем дается возможность насладиться их красотой. При этом нужно еще уметь видеть в простом и таком знакомом пейзаже черты таинственности и чего-то возвышенного, утонченного. Этим даром в полной мере обладал Сергей Есенин, который на протяжении всей своей жизни то и дело возвращался к пейзажной лирике, даря окружающим возможность приобщиться к удивительному миру родной природы. И стихотворение «Ночь», лишенное налета вычурности, является ярким тому примером, позволяя мысленно перенестись на берег реки, которая окутана серебристым светом луны, таинственной и непредсказуемой в своей первозданной красоте. Сам Есенин, впрочем, не придавал особого значения этому стихотворению, которое было опубликовано лишь после его смерти в 1957 году.
Похожие материалы:
- Кто из героев ближе к толстовскому пониманию национального характера — Тихон Щербатый или Платон Каратаев? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») — —
- Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» — —
- Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» — —
- Философская тематика стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» — —
- Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия» — —
- Тема человека и природы в стихотворении А.А. Фета «Заря прощается с землею…» — —
- Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл — —
- Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл. — —
- РОДИНА И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА — —
- < Назад
- Вперёд >
Тематика и проблематика
В русской литературе множество поэтов поднимали в пейзажной лирике тему весны. У Фета эта тематика тесно переплетается с переживаниями о былой любви. Настроения, которые запечатлены в образах его стихотворений, позволяют раскрыть читателям душу писателя.
Лирический персонаж восхищается этим временем суток, он благодарен родному краю за благодать. Поэт уверен, что чистота и свежесть весны были преподнесены «царством льдов».
Небо ночью безоблачно, герой может полностью насладиться звездами, которые проникают в его душу, от чего воздух становится переполнен высочайшими чувствами и тревогой. Описывает Фет и образ любви — трель соловья.
Также в произведении можно встретить символ русской земли, который описывается в березе. Об этом лирический персонаж рассказывает с особой теплотой. Поэт соблюдает все фольклорные традиции. Он сравнил березу с юной девушкой. Так образ получил в стихотворении значение чистоты и целомудрия. Под фразой «девы новобрачной», скорее всего, подразумевается Мария Боткина.
В последних строчках чувствуются легкие грустные нотки. Возможно, они связаны с Марией Лазич. Любовь к этой девушке не оставляет писателя, потому облик нынешней суженой «томит» поэта. Свой стих Фет называл «невольным», подразумевая под этим, что брак его состоялся не по любви, а по нужде.
Особенности композиции
По своей композиции произведение, которое имеет три строфы-четверостишия, делится на две части. Их разделяет фраза: «Ты, нежная!».
В первой части автор описывает майское ночное небо. Этот пейзаж, напоминающий сон, нежен и поражает красотой. Динамичность изображения подчеркивается словом «толпа», который автор использует для туч, а также рифмой «пролетает-тает», что определяет быстроту их передвижения и тему «растворения». Изменение небосвода, чистого теперь от туч, подтолкнуло лирического персонажа к обобщающему выводу: «Царит весны таинственная сила».
Апогеем этой силы является небо «со звездами на челе». Уникальная образность и простота слога позволили создать удивительную картинку теплой ночи. Изображение пейзажа в произведении является способом описания лирического чувства. К примеру, растаявшие облака под лунным сиянием являются образом мечты о несбывшихся надеждах. Сумерки и героя объединяет понимание сокровенного, которое открывается всем людям только ночью.
Во второй часть произведения описывается интимная тематика. Сила весны позволяет пробудить острые лирические чувства, возрождает в людях воспоминания и грустные ностальгические нотки. Она протягивает невидимую нить к возлюбленной девушке. Осознание счастья, любовь и ночь переплетаются в единое целое. Раздумывая о своей жизни, писатель, будучи уже в престарелом возрасте (во время создания стиха Афанасию Афанасьевичу исполнилось 50 лет), начинает понимать, что высокие чувства и духовное родство двух людей намного важнее любых материальных ценностей «на суетной земле».
Афанасий Афанасьевич тонко умел чувствовать гармонию и красоту природы, потому в стихотворении все детали изображения пейзажа с удивительной точностью раскрывают внутреннее душевное состояние лирического персонажа.
Вариант №2
Тонкая лирическая грусть стихотворения «Какая ночь! Я не могу..» напоминает страшного, рокового «Чёрного человека» Есенина. Казалось бы, каким образом связано спокойное лирическое стихотворение о любви и нелюбви с громовыми раскатами пророческой поэмы?
Ответ прост – «Какая ночь!» так же, как и «Чёрный человек», предрекала гибель поэта. Есенин написал «Ночь» за месяц до своей гибели. Гнетущая тоска, апатия, творческий кризис – у божьей дудки, у самого любимого поэта страны не было ни единого стимула жить. Только любовь могла его вдохновить, только любовью всю жизнь подпитывался поэт – именно благодаря чувствам Есенин творил. В момент же написания «Ночи» Есенин был женат третьим браком на внучке знаменитого Льва Толстого – Софье Толстой.
Есенин всегда тяготел к женщинам известным или власть предержащим, богатым – разумеется, с таким-то даром влюблять поэт мог себе это позволить. Ни одна женщина не могла устоять против обаяния, любовной харизмы и божьего дара Есенина. Ему было из кого выбирать себе жену – сотни влюблённых и тысячи заинтересованных бросились бы к его ногам. Но выбрал он Софью Толстую – скорее всего, из-за её преданности, да и происхождение сыграло не последнюю роль. Эти биографические данные чрезвычайно важны для разбора лирического произведения – «Какая ночь» посвящена Толстой.
В стихотворении Есенин жалеет о зря растраченной юности, а подругу своих лет Софью просит не называть их альянс любовью. Для поэта любви здесь нет, чего он и не скрывал. Софья безмерно обожала его, она готова была любить одна за двоих. Но Есенин не верит в её любовь – он считает, что и она, и он пусты и не способны любить. Софья ему чужая. Ему холодно рядом с ней, и летнее цветение лип рядом с ней холоднее сугроба. Есенин говорит, что отлюбили они давно, и не друг друга.
Поэт вспоминает о женщине, которую любил. И просит об одном:
«Пусть сердцу вечно снится майИ та, что навсегда люблю».
Есенину чрезвычайно одиноко. Он описывает своё гнетущее состояние. Поэт обладал чрезвычайно сильной интуицией на будущие события, можно даже назвать это пророческим даром. В стихотворении нет призыва – ни к женщине, ни к Родине. Только тихая грусть. Много позже такое тонкое сумеречное лирическое настроение будут называть есенинской грустью.
Какая ночь, я не могу
Сейчас читают:
Сочинение «Прогресс — закон природы» (Вольтер) (итоговое сочинение) ЕГЭ
Вольтер утверждал, что «прогресс – закон природы», я полностью согласна с этим высказыванием, человек непосредственно связан с прогрессом. Люди постоянно стремятся к совершенству: осваивают космос,
Тема любви в романе Мастер и Маргарита сочинение
Любовь приходит внезапно
Ей не важно, какие у людей социальные статусы. Мастер бедный, он бывший историк, работал когда-то в музее, совершено один живёт на этом свете — ни родных, ни друзей
Ему вдруг крупно повезло — выиграл в лотерею много денег.
Сочинение на тему Татьяна — русская душою 9 класс по роману Евгений Онегин
Существуют образы в литературе, которые становятся нарицательными, понятными и близкими каждому читателю. Именно к такому типу принадлежит и любимая героиня А.С.Пушкина − Татьяна Ларина
Сочинение Люберцы — мой город
Мой любимый город Люберцы, который находится на территории РФ Московской области. Началом послужила совсем небольшая деревня под названием Либерика. Таким образом в старых книгах зарегистрирована в 1621 году.
Сочинение Летний дождь 4 класс
Наступило долгожданное лето. Летний воздух, теплый и насыщенный ароматами, окутал необъятные просторы. На небе, сменяя белые, в виде барашков, появляются светло-серые, а дальше черно-фиолетовые, сизо-свинцовые облака.
Достойна ли Софья любви Чацкого сочинение рассуждение
Любовь — великолепное чувство, показывающее все грани характера, раскрывает сущность человека. Его использовали многие писатели и А.С.Грибоедов не является исключением.
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения С.Есенина «Цветы мне говорят – прощай!»
Это стихотворение было написано в ноябре 1925 г. русским поэтом Серебряного века Сергеем Есениным.
В основу этого стихотворения легли такие жизненные события в жизни поэта, как его предчувствие близкой гибели, неважно какой насильственной или добровольной, но важно, что – гибели. И в этом раскрывается суть его не только как поэта, но и как пророка, предугадавшего за месяц до смерти ее близость
В стихотворении выражены самые сокровенные чувства поэта, оно является как бы итогом его жизни и творческого пути.
В этом стихотворении четко слышны грустные ноты о чем-то навсегда ушедшем, безвозвратном, неповторимом. Поэту трудно осознавать, что он уйдет и всё, что пело, звучало, дышало и любило, так же уйдет вместе с ним.
Поэтому он, стараясь утешить себя, наивно считает «что всё на свете повторимо». Да, может быть и все, но только не он, не эта яркая, творческая личность, чья самобытность удивляет до глубины души. И он, ясно понимая это, перестает себя обманывать.
Хотя еще и продолжает: «Не все ль равно — придет другой», но за этой строкой следует другая: «Печаль ушедшего не сгложет».
Пускай тот, другой, быть может, и «лучше песню сложит», но ему не заглушить ни печали, ни таланта ушедшего, так как он уже оставил свой «след» на «почве лирики» и в людских душах, он внес свой индивидуальный вклад в поэзию, поэтому его не вычеркнешь из ее списков.
Большое значение имеет ассоциация Есенина с «цветком неповторимым», ведь это максимально точно определяет его сущность в этом мире.
Это лиро-философское стихотворение по праву может считаться своеобразным есенинским «Памятником», по своей философской силе оно сродни «Памятнику» Пушкина и Державина.
С первых же строк погружаешься в печальное и грустное настроение, которым пропитано все произведение, и заодно с поэтом переживаешь его тяжкое прощание с миром. Образ, который проходит красной нитью через все стихотворение,- это образ родины в широком смысле этого слова, России.
Главная причина грусти Есенина заключается в том, что он навеки не увидит ее лицо и «отчий край». Об этом безмолвно, но всем своим видом говорят ему окружающие его люди, которых он сравнивает с цветами, но простыми, обыкновенными, среди которых он один неповторим.
Но он счастлив только потому, что «видел их и видел землю», шестой частью которой является «Русь», и поэтому даже «гробовую дрожь он готов принять «как ласку новую». И пусть придет другой поэт и сложит песню лучше, чем он, но не передать ему ярче печали и страданий уходящего поэта по отношению к родине.
Интересное значение имеет фраза «оставленной и дорогой». Ведь Россия оставлена только им одним, а сколько еще таких, как он, для которых она так же дорога, как для него
Есенин не совсем осознает свою великую важность для Родины, раз неуверенно надеется, что Россия внемлит другим новым песням, другому «любящему» её поэту: «Быть может вспомнит обо мне, Как о цветке неповторимом»
- Главные образы в этом стихотворении – это цветы, как символ человечества, образ Родины, как символ «любимой». Эти образы воплощаются и изображаются в таких картинах :
- «Цветы мне говорят – прощай!
- Головками, склоняясь ниже»
А вот образ Родины: «Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!
- Я видел их и видел землю»,
- «Не все ль равно – придет другой.
- Печаль ушедшего не сгложет,
- Оставленной, не дорогой
- Пришедший лучше песню сложит.
- И, песне внемля в тишине,
- Любимая с другим любимым,
- Быть может, вспомнит обо мне,
- Как о цветке неповторимом».
В этом стихотворении чередуется мужская и женская рифма, она является в основном перекрестной, в первой строфе опоясывающая. Преобладает точная рифма, но есть неточная: «ниже – увижу», «любимым – неповторимом». Размер стихотворения –ямб.
Мысли и чувства автора в этом произведении помогают передать такие поэтическими средства, как: олицетворения, когда цветам дано говорить и кланяться; сравнения, где «любимая» есть Родина, а поэт – «цветок неповторимый»; эпитеты «гробовую
дрожь», «цветокнеповторимый ».