«Стена», краткое содержание новеллы Сартра
«Стена», краткое содержание
Пабло Иббиета вместе с другими арестантами оказывается в просторной белой комнате. За столом сидят четыре субъекта в штатском. Они спрашивают у каждого арестанта фамилию и профессию и лишь изредка задают вопросы о том, не участвовали ли они в краже боеприпасов и чем занимались в определённое время. Пабло спросили, где скрывается Рамон Грис, которого он якобы укрывал у себя. Герой ответил, что не знает, потому что ничего подобного не делал. Конвойные уводят арестантов. По дороге они узнают о том, что это был не допрос, а суд. Приговор им обещают сообщить в камере.
Камера оказывается больничным подвалом. Пабло помещают туда вместе с Хуаном и Томом. Хуан оказывается слишком молодым для бесед. К тому же, он – трус. Том знает испанский и с ним можно говорить. Они обсуждают ситуацию Хуана и надеются, что его не тронут, ведь анархистом является его брат – Хозе, а не он сам.
Том рассказывает, что в Сарагосе «они» (правительственные войска) укладывают людей на мостовую и утюжат их грузовиками. Делается это для экономии боеприпасов, но при этом никто не думает об экономии бензина.
Том – физически крепкий, немного жирный человек – признаётся в том, что его колотит от холода. Он пытается размяться, но не согревается, а только устаёт. Пабло Иббиета считает, что он не озяб, но своих рук и ног герой не чувствует. Кроме того, его не покидает ощущение потери, которое он связывает с отобранной солдатами личной одеждой – курткой, штанами.
В восемь вечера в камеру приходит комендант с двумя фалангистами. Он сообщает, что Стейнбок, Иббиета и Мирбаль приговорены к расстрелу. Хуан Мирбаль говорит, что он ни в чём не виноват, но коменданта это не интересует. Он только спрашивает, не баски ли они все? Они отвечают, что нет. Комендант предлагает им беседу со священником, но это никого не интересует. После его ухода Хуан снова оправдывается и чуть ли не плачет. Том пытается его утешить, но понимает, что это бессмысленно. Тогда он спрашивает Пабло, скольких из «них» он подстрелил? Сам Том убил шестерых, но сделал это практически неосознанно.
В камеру приходит бельгийский врач и говорит, что пробудет с героями до утра. Охранник Педро приносит лампу. Том прячет лицо в ладонях, у Пабло начинает болеть голова, у Хуана – вздрагивать ноздри. Бельгиец меряет пульс Хуана. По подозрительному взгляду врача Пабло понимает, что с ним что-то не так. Оказывается, он истекает потом. В начале он пробует вытираться платком, но потом понимает, что он мокрый – весь! Хуан спрашивает врача, больно ли это и можно ли не умереть с первого залпа?
Том спрашивает Пабло, в состоянии ли он понять то, что должно произойти с ними? Он начинает описывать будущий расстрел и говорит, что его лицо уже сегодня болит от завтрашних ран. Пабло понимает, что Том говорит для того, чтобы не думать. От Тома начинает пахнуть мочой, а у его ног появляется лужа, но он кричит всем, что не боится.
Врач гладит Хуана по голове. Тот берёт его за руку и пытается укусить. Пабло периодически погружается в сонное забытье, в котором снова и снова переживает свой будущий расстрел. Он мог бы уснуть, но хочет бодрствовать, чтобы докопаться до сути. В процессе ходьбы по камере к нему приходят воспоминания. Из них становится понятно, что он прекрасно знал Рамона Гриса – тот был его дядюшкой, а сам герой – с радостью примкнул к анархистам и боролся за свободу Испании.
Бельгиец предлагает передать несколько слов родным. Пабло ничего не хочет говорить своей любимой Конче, поскольку жизнь потеряла для него смысл. Предметы начинают расплываться перед глазами героев. Врач ставит персонажей в известность, что на часах уже полчетвёртого. Хуан голосит от страха, начинает бегать по камере и рыдать.
С рассветом двор оживает. До героев доносятся звуки шагов, затем – выстрелов. Через некоторое время в камеру входит лейтенант с четырьмя солдатами. Том идёт сам, Хуана выносят, Пабло предлагают подождать. Через час его снова вызывают на допрос. Ему предлагают жизнь взамен информации о местонахождении. На Пабло нападает непонятная весёлость. Он решает разыграть своих мучителей и говорит, что Грис скрывается на кладбище. По иронии судьбы последний действительно оказывается там. Гриса убивают. Пабло остаётся в живых.
Помимо краткого содержания «Стены» есть и другие сочинения:
- «Стена», анализ новеллы Сартра
- «Мухи», анализ драмы Сартра
- «Мухи», краткое содержание драмы Сартра
- «Тошнота», анализ романа Сартра
- «Тошнота», краткое содержание романа Сартра
- Философия атеистического экзистенциализма Жана-Поля Сартра
- Жан-Поль Сартр, краткая биография
По произведению: «Стена»
По писателю: Сартр Жан-Поль
«Стена», краткое содержание новеллы Сартра
«Стена», краткое содержание
Пабло Иббиета вместе с другими арестантами оказывается в просторной белой комнате. За столом сидят четыре субъекта в штатском. Они спрашивают у каждого арестанта фамилию и профессию и лишь изредка задают вопросы о том, не участвовали ли они в краже боеприпасов и чем занимались в определённое время. Пабло спросили, где скрывается Рамон Грис, которого он якобы укрывал у себя. Герой ответил, что не знает, потому что ничего подобного не делал. Конвойные уводят арестантов. По дороге они узнают о том, что это был не допрос, а суд. Приговор им обещают сообщить в камере.
Камера оказывается больничным подвалом. Пабло помещают туда вместе с Хуаном и Томом. Хуан оказывается слишком молодым для бесед. К тому же, он – трус. Том знает испанский и с ним можно говорить. Они обсуждают ситуацию Хуана и надеются, что его не тронут, ведь анархистом является его брат – Хозе, а не он сам.
Том рассказывает, что в Сарагосе «они» (правительственные войска) укладывают людей на мостовую и утюжат их грузовиками. Делается это для экономии боеприпасов, но при этом никто не думает об экономии бензина.
Том – физически крепкий, немного жирный человек – признаётся в том, что его колотит от холода. Он пытается размяться, но не согревается, а только устаёт. Пабло Иббиета считает, что он не озяб, но своих рук и ног герой не чувствует. Кроме того, его не покидает ощущение потери, которое он связывает с отобранной солдатами личной одеждой – курткой, штанами.
В восемь вечера в камеру приходит комендант с двумя фалангистами. Он сообщает, что Стейнбок, Иббиета и Мирбаль приговорены к расстрелу. Хуан Мирбаль говорит, что он ни в чём не виноват, но коменданта это не интересует. Он только спрашивает, не баски ли они все? Они отвечают, что нет. Комендант предлагает им беседу со священником, но это никого не интересует. После его ухода Хуан снова оправдывается и чуть ли не плачет. Том пытается его утешить, но понимает, что это бессмысленно. Тогда он спрашивает Пабло, скольких из «них» он подстрелил? Сам Том убил шестерых, но сделал это практически неосознанно.
В камеру приходит бельгийский врач и говорит, что пробудет с героями до утра. Охранник Педро приносит лампу. Том прячет лицо в ладонях, у Пабло начинает болеть голова, у Хуана – вздрагивать ноздри. Бельгиец меряет пульс Хуана. По подозрительному взгляду врача Пабло понимает, что с ним что-то не так. Оказывается, он истекает потом. В начале он пробует вытираться платком, но потом понимает, что он мокрый – весь! Хуан спрашивает врача, больно ли это и можно ли не умереть с первого залпа?
Том спрашивает Пабло, в состоянии ли он понять то, что должно произойти с ними? Он начинает описывать будущий расстрел и говорит, что его лицо уже сегодня болит от завтрашних ран. Пабло понимает, что Том говорит для того, чтобы не думать. От Тома начинает пахнуть мочой, а у его ног появляется лужа, но он кричит всем, что не боится.
Врач гладит Хуана по голове. Тот берёт его за руку и пытается укусить. Пабло периодически погружается в сонное забытье, в котором снова и снова переживает свой будущий расстрел. Он мог бы уснуть, но хочет бодрствовать, чтобы докопаться до сути. В процессе ходьбы по камере к нему приходят воспоминания. Из них становится понятно, что он прекрасно знал Рамона Гриса – тот был его дядюшкой, а сам герой – с радостью примкнул к анархистам и боролся за свободу Испании.
Бельгиец предлагает передать несколько слов родным. Пабло ничего не хочет говорить своей любимой Конче, поскольку жизнь потеряла для него смысл. Предметы начинают расплываться перед глазами героев. Врач ставит персонажей в известность, что на часах уже полчетвёртого. Хуан голосит от страха, начинает бегать по камере и рыдать.
С рассветом двор оживает. До героев доносятся звуки шагов, затем – выстрелов. Через некоторое время в камеру входит лейтенант с четырьмя солдатами. Том идёт сам, Хуана выносят, Пабло предлагают подождать. Через час его снова вызывают на допрос. Ему предлагают жизнь взамен информации о местонахождении. На Пабло нападает непонятная весёлость. Он решает разыграть своих мучителей и говорит, что Грис скрывается на кладбище. По иронии судьбы последний действительно оказывается там. Гриса убивают. Пабло остаётся в живых.
Помимо краткого содержания «Стены» есть и другие сочинения:
- «Стена», анализ новеллы Сартра
- «Мухи», анализ драмы Сартра
- «Мухи», краткое содержание драмы Сартра
- «Тошнота», анализ романа Сартра
- «Тошнота», краткое содержание романа Сартра
- Философия атеистического экзистенциализма Жана-Поля Сартра
- Жан-Поль Сартр, краткая биография
По произведению: «Стена»
По писателю: Сартр Жан-Поль
Мы изучаем — Краткое содержание романа Тошнота Сартра. Подсказки школьнику
Жанровая направленность произведения относит его к разряду социального романа, основная тематика которого заключается в изображении абсурдности и безысходности, возникающих в человеческой жизни, и способов борьбы с ними.
Центральным персонажем произведения является Антуан Рокантен, представленный в образе человека, ведущего дневник.
Сюжетное повествование в романе разворачивается в виде описания нескольких дней жизни главного героя посредством ведения дневниковых записей.
Антуан является не совсем обычным человеком, поскольку воспринимает окружающий его мир и людей через проявление в его организме постоянной тошноты. Молодой человек не может признаться себя в качестве части определенного социума, так как люди для него являются жалкими и пустыми. В своей жизни Антуан является свободным человеком, но это состояние обуславливает его угнетающее и мучительное душевное состояние. Например, Рокантен может испытывать зависть даже к человеку, который страдает от горя, поскольку именно в этом состоянии несчастный проявляет истинные эмоции.
Самой главной мечтой Антуана является настоящая, полная приключений жизнь. В свое время молодой человек совершает путешествие по разным странам, а некоторое время проживает в одном французском городишке с целью создания исторического романа. Именно там он начинает изучение архивных документов в городской библиотеке, где знакомится с письмами и дневниками своего будущего героя, маркиз де Рольбена. Однако через некоторое время это занятие надоедает Антуану, и он начинает испытывать чувство тошноты, от которого молодой человек спасается только с помощью любимой музыки в одном кафе.
Антуан является малообщительным человеком, поэтому у него отсутствуют друзьями, с которыми он мог бы поделиться своими мыслями. Однажды у героя происходит знакомство в библиотечном зале с неким Самоучкой, решившим прочитать все имеющиеся книжные издания в соответствии с алфавитом. Однако взгляды молодых людей сильно разнятся, поскольку Самоучка испытывает к окружающим доброжелательные чувства, а Антуан придерживается мнения о бессмысленности человеческого существования. В общении с Самоучкой Антуан снова начинает испытывать чувство тошноты, поэтому принимает решение о разрыве отношений с ним.
В один из дней Антуан начинает вспоминать о девушке, с которой у него в прошлом были серьезные отношения, и которую он много лет не встречал. Неожиданно от нее приходит письмо с просьбой о встрече, которое вызывает в душе Антуана определенное волнение. Однако при встрече Рокантен испытывает разочарование, поскольку девушка довольно сильно изменилась, к тому же у нее уже начинаются другие романтические отношения.
В отчаянии Антуан отправляется в свое кофе и, слушая любимую мелодию, вдруг понимает истинную цель собственной жизни, заключающуюся в создании литературного произведения, которое затронет душу каждого читателя. Поэтому Рокантен принимает решение о написании романтического истории о маркизе де Рольбоне.
Все сочинения
Краткое описание
Великая китайская стена представляет собой цепь оборонительных сооружений, протянувшихся через Северный Китай от Ляодунского залива Жёлтого моря до песков пустыни Гоби.
Длина китайской стены по прямой, от края до края составляет 2450 км, а если учитывать все изгибы и ответвления, то, по разным оценкам, получается от 6000 до 8850 км
. Наиболее посещаемые туристами участки стены — Бадалин и Симатай — проходят в окрестностях Пекина. Это грандиозное фортификационное сооружение является самым узнаваемым символом Китая.
Надпись, сделанная Мао Цзе-Дуном у входа на реконструированную часть памятника, гласит: «Если ты не побывал на Великой стене, ты — не настоящий китаец». В воображении китайцев извилистая каменная крепость своими очертаниями напоминает взлетающего дракона, что способствует превращению китайской стены в национальный символ.
Стройка тысячелетия
Идею создания Великой китайской стены приписывают императору Цинь Шихуанди. Он объединил враждующие между собой разрозненные царства, установив единоличное господство на территории Китая. Поскольку правители мелких царств много веков (475—221 гг. до н. э.) воевали друг с другом, они первыми начали возводить оборонительные сооружения. И хотя диктатор Цинь Шихуанди стёр с лица Земли границы государств, их стены остались, и тогда он задумал стройку тысячелетия. По замыслу императора, Великая китайская стена должна была чётко обозначить границы китайской цивилизации, упрочить завоёванное единство и защитить Китай от набегов кочевников с севера.
Строительство, начатое в 210 году до н.э., с небольшими перерывами продолжалось вплоть до конца правления династии Мин, то есть до 1640-х годов
. В это время китайская стена приобрела современный облик путём реконструкции — необработанные каменные валуны на некоторых участках заменили кирпичами и каменными плитами.
Экзистенциализм в романе
Прочитав «Тошноту», мы более ясно представляем смысл философии существования, ведь она раскрывается Антуаном как на ладони. Сартр разъединил экзистенциализм на атеистический, к числу представителей которого он и сам относился, и на религиозный. Атеистический экзистенциализм говорит о заброшенности человека, и то, что Антуан не верит в Бога, подчеркивает идею Сартра – спасение от «тошноты» не в вере. Главный герой перебирает возможные варианты, которые могут его спасти: любовь так же не выход. Антуан, как обычный человек под влиянием жестокой и безотрадной эпохи мировых социальных катаклизмов, рассматривает и вариант самоубийства. К сожалению, многие люди поддаются этой слабости, думая, что не смогут смириться с отсутствием истины, но наш герой страдает еще и от осознания своей ненужности этому миру. Возможно, он просто струсил, но, оправдываясь, что его кровь и мертвое тело будут по-прежнему лишними на этой земле, он отвергает и такое «спасение».
Идеи экзистенциализма провозглашают необходимость смириться с бессмысленностью жизни и просто назло наслаждаться ею, но Антуан не примирился, как «посторонний» Камю, а находит свое решение. Основы философии воплощены в романе в возможных вариантах спасения Рокантена и в его мировоззрении, и смело можно утверждать, что от такой «тошноты» найдется верное лекарство.
Китайская стена — гордость древнего Китая
Петляя между горами и долинами, Великая китайская стена протянулась более чем на 6000 км. По преданию, именно такое расстояние пробежал крылатый конь императора Шихуанди за один день. В тех местах, где конь ударил копытом о землю, появились сторожевые башни. В действительности, башни строились через одинаковые промежутки; каждый из них равнялся двум полётам стрелы, выпущенной из лука.
Таким образом, китайцы могли простреливаться на любом участке стены, что обеспечивало хорошую безопасность границы. Также были установлены гарнизонные и сигнальные башни, с которых в случае атаки посылали предупредительные сигналы с помощью огня или барабанного боя. Известие о вторжении неприятеля с одного конца стены на другой можно было передать всего за сутки! Средняя высота стены достигала 7,8 метров, а её ширина позволяла маршировать в ряд пяти пехотинцам или скакать пяти конным всадникам в шеренге
«Стена на костях»
Невозможно подсчитать, сколько людей погибло, возводя Великую китайскую стену. Китайцы говорят: «Каждый камень в стене — это чья-то жизнь». На легендарной стройке трудилось около 1 млн. человек.
Провинившихся рабочих казнили на месте, а их тела зарывали в основание земляного вала. Многими годами позже археологи не раз обнаруживали здесь человеческие останки. Возможно, леденящие душу находки породили легенду о том, будто бы придворный колдун предсказал Шихуанди, что Великая китайская стена будет закончена только тогда, когда под ней будут погребены 10000 жителей Поднебесной или погибнет один человек по имени Ван. Тогда император приказал найти мужчину с таким именем, убить его и замуровать в стене. Такая же участь постигла китайцев, умерших на стройке от истощения.
Их хоронили в вертикальном положении под стеной. Существует поверье, что если приложить ухо к стене, то можно услышать жалобные стоны и плач людей, погибших на стройке.
Образ Елены Николаевны
Обзор романа «Накануне» Тургенева говорит об этой девушке как о незаурядной натуре. Ей всего двадцать лет. Она статная и привлекательная. У девушки серые глаза и темно-русая коса. Однако в ее облике есть нечто порывистое и нервическое, что нравится далеко не каждому.
Душа Елены Николаевны стремится к добродетели, но при этом ничто не способно удовлетворить ее. С самого детства девушка интересовалась животными, а также больными, нищими и голодными людьми. Их положение тревожило ее душу. В 10-летнем возрасте Елена познакомилась с нищей девочкой по имени Катя и стала заботиться о ней, сделав своеобразным предметом своего поклонения. Подобного увлечения не одобряли родители. Но Катя умерла, оставив в душе Елены неизгладимый след.
Уже с 16 лет девушка считала себя одинокой. Она жила самостоятельной, не стесненной никем жизнью, считая при этом, что любить ей некого. В роли своего мужа она никак не представляла и Шубина. Ведь этот юноша отличался непостоянством.
Берсеньев же привлек Елену. Она увидела в нем умного, образованного и глубокого человека. Но Андрей постоянно и настойчиво рассказывал ей об Инсарове – молодом человеке, одержимом идеей освобождения родины. Это и пробудило интерес Елены к личности болгарина.
«Стена»
История эпонима холодно изображает ситуацию, в которой заключенных приговаривают к смерти. Написанная в 1939 году, история разворачивается в истории гражданской войны в Испании , которая началась 18 июля 1936 года и закончилась 1 апреля 1939 года, когда националисты (известные по-испански как националисты ) во главе с генералом Франсиско Франко одолели силы Испанская республика и вступила Мадрид .
Название относится к стене, которую использовали расстрельные команды для казни заключенных. Сама Стена символизирует неизбежность и незнание своей смерти. Главный герой, Пабло Иббьета, вместе с двумя другими в своей камере приговорен к смертной казни. Ему предлагают выход, если он раскроет местонахождение своего товарища Рамона Гриса. Пабло начинает думать про себя и обнаруживает, что его больше не волнует его дело или его жизнь. Пабло продолжает отказываться сотрудничать до самой запланированной казни, когда, не видя в этом никакого вреда, дает властям, как он считает, ложную информацию о местонахождении Рамона Гриса. Рамон Грис переехал из своего предыдущего укрытия в то самое место, где Пабло сообщает властям, что он может быть найден. Таким образом, Рамон Грис застрелен, а жизнь Пабло, по крайней мере временно, спасена от смерти.
есть у когонибуть анадиз рассказа Андреева Стена?
Символическая стена разделяет два мира — старый и новый. Старый воплощен в образе кромешной ночи, в которой пребывают люди разных классов и сословий: ночь «злая» , «она рычала на нас» , «грозно хохотала» , «плакала слезами раскаяния» , гневалась на людей за то, что через непреодолимую стену они хотят перелезть в новый, светлый мир. Люди в старом мире несут в себе все его несовершенство, они чудовищны по своей сути. Это «отчаявшиеся» , «воющие» , «усталые» , «смрадные» , «развратные, как саранча» , «каннибалы» , «убийцы собственных детей» , то есть звери, несущие насилие и хаос. Такой озлобленный, потерявший достоинство человек не может преодолеть «стену» в новый мир. «Отдай мне себя самого! » — кричит прокаженный, но «стена» , «лживая и подлая» , молчала.
Сам Андреев толковал своё произведение так:
«Стена» — это все то, что стоит на пути к новой совершенной и счастливой жизни. Это, как у нас в России и почти везде на Западе, политический и социальный гнет; это — несовершенство человеческой природы с ее болезнями, животными инстинктами, злобою, жадностью и пр. ; это — вопросы о смысле бытия, о Боге, о жизни и смерти — «проклятые вопросы» . Люди перед стеной — это человечество — в его исторической борьбе за правду, счастье и свободу, слившейся с борьбою за существование и узко личное благополучие. Отсюда то дружный революционный натиск на стену, то беспощадная, братоубийственная война друг с другом. Прокаженный — это воплощение горя, слабости и ничтожности и жестокой несправедливости жизни. В каждом из нас частица прокаженного. Относительно голодного и повесившегося или повешенного я поясню примером. Много благородных людей погибло в Великую Революцию во имя свободы, равенства и братства, и на их костях воздвигла свой трон буржуазия. Те обездоленные, ради которых они проливали свою кровь, остались теми же обездоленными — тот умер за голодного, а голодному от него даже куска не осталось. Седая женщина, требующая от стены: отдай мне мое дитя — это мать любой из ваших подруг, или студента, сосланного в Сибирь, или покончивших с собой от тоски жизни, или спившихся — вообще так или иначе погибших в жестокой борьбе. Смысл же всего рассказа в словах: «. Нас много, и жизнь наша тягостна. Устелем трупами землю; на трупы набросим новые трупы и так дойдем до вершины. И если останется только один, — он увидит новый мир» . Довольно верное и хорошее толкование дает «Стене» Геккер («Одесские новости» , 1 мая) . К его статье рекомендую вам обратиться. Очень буду рад, если мои объяснения удовлетворяют вас. Леонид Андреев» . («Звезда» , 1925, № 2, с. 258.)
I
Я и другой прокаженный, мы осторожно подползли к самой стене и посмотрели вверх. Отсюда гребня стены не было видно; она поднималась, прямая и гладкая, и точно разрезала небо на две половины
И наша половина неба была буро-черная, а к горизонту темно-синяя, так что нельзя было понять, где кончается черная земля и начинается небо. И, сдавленная землей и небом, задыхалась черная ночь, и глухо и тяжко стонала, и с каждым вздохом выплевывала из недр своих острый и жгучий песок, от которого мучительно горели наши язвы. – Попробуем перелезть, – сказал мне прокаженный, и голос его был гнусавый и зловонный, такой же, как у меня.
И он подставил спину, а я стал на нее, но стена была все так же высока. Как и небо, рассекала она землю, лежала на ней как толстая сытая змея, спадала в пропасть, поднималась на горы, а голову и хвост прятала за горизонтом.
– Ну, тогда сломаем ее! – предложил прокаженный.
– Сломаем! – согласился я.
Мы ударились грудями о стену, и она окрасилась кровью наших ран, но осталась глухой и неподвижной. И мы впали в отчаяние.
– Убейте нас! Убейте нас! – стонали мы и ползли, но все лица с гадливостью отворачивались от нас, и мы видели одни спины, содрогавшиеся от глубокого отвращения.
Так мы доползли до голодного. Он сидел, прислонившись к камню, и, казалось, самому граниту было больно от его острых, колючих лопаток. У него совсем не было мяса, и кости стучали при движении, и сухая кожа шуршала. Нижняя челюсть его отвисла, и из темного отверстия рта шел сухой шершавый голос:
– Я го-ло-ден.
И мы засмеялись и поползли быстрее, пока не наткнулись на четырех, которые танцевали. Они сходились и расходились, обнимали друг друга и кружились, и лица у них были бледные, измученные, без улыбки. Один заплакал, потому что устал от бесконечного танца, и просил перестать, но другой молча обнял его и закружил, и снова стал он сходиться и расходиться, и при каждом его шаге капала большая мутная слеза.
– Я хочу танцевать, – прогнусавил мой товарищ, но я увлек его дальше.
Опять перед нами была стена, а около нее двое сидели на корточках. Один через известные промежутки времени ударял об стену лбом и падал, потеряв сознание, а другой серьезно смотрел на него, щупал рукой его голову, а потом стену, и, когда тот приходил в сознание, говорил:
– Нужно еще; теперь немного осталось.
И прокаженный засмеялся.
– Это дураки, – сказал он, весело надувая щеки. – Это дураки. Они думают, что там светло. А там тоже темно, и тоже ползают прокаженные и просят: убейте нас.
– А старик? – спросил я.
– Ну, что старик? – возразил прокаженный. – Старик глупый, слепой и ничего не слышит. Кто видел дырочку, которую он проковыривал в стене? Ты видел? Я видел?
И я рассердился и больно ударил товарища по пузырям, вздувавшимся на его черепе, и закричал:
– А зачем ты сам лазил?
Он заплакал, и мы оба заплакали и поползли дальше, прося:
– Убейте нас! Убейте нас!
Но с содроганием отворачивались лица, и никто не хотел убивать нас. Красивых и сильных они убивали, а нас боялись тронуть. Такие подлые!
есть у когонибуть анадиз рассказа Андреева Стена?
Символическая стена разделяет два мира — старый и новый. Старый воплощен в образе кромешной ночи, в которой пребывают люди разных классов и сословий: ночь «злая» , «она рычала на нас» , «грозно хохотала» , «плакала слезами раскаяния» , гневалась на людей за то, что через непреодолимую стену они хотят перелезть в новый, светлый мир. Люди в старом мире несут в себе все его несовершенство, они чудовищны по своей сути. Это «отчаявшиеся» , «воющие» , «усталые» , «смрадные» , «развратные, как саранча» , «каннибалы» , «убийцы собственных детей» , то есть звери, несущие насилие и хаос. Такой озлобленный, потерявший достоинство человек не может преодолеть «стену» в новый мир. «Отдай мне себя самого! » — кричит прокаженный, но «стена» , «лживая и подлая» , молчала.
Сам Андреев толковал своё произведение так:
«Стена» — это все то, что стоит на пути к новой совершенной и счастливой жизни. Это, как у нас в России и почти везде на Западе, политический и социальный гнет; это — несовершенство человеческой природы с ее болезнями, животными инстинктами, злобою, жадностью и пр. ; это — вопросы о смысле бытия, о Боге, о жизни и смерти — «проклятые вопросы» . Люди перед стеной — это человечество — в его исторической борьбе за правду, счастье и свободу, слившейся с борьбою за существование и узко личное благополучие. Отсюда то дружный революционный натиск на стену, то беспощадная, братоубийственная война друг с другом. Прокаженный — это воплощение горя, слабости и ничтожности и жестокой несправедливости жизни. В каждом из нас частица прокаженного. Относительно голодного и повесившегося или повешенного я поясню примером. Много благородных людей погибло в Великую Революцию во имя свободы, равенства и братства, и на их костях воздвигла свой трон буржуазия. Те обездоленные, ради которых они проливали свою кровь, остались теми же обездоленными — тот умер за голодного, а голодному от него даже куска не осталось. Седая женщина, требующая от стены: отдай мне мое дитя — это мать любой из ваших подруг, или студента, сосланного в Сибирь, или покончивших с собой от тоски жизни, или спившихся — вообще так или иначе погибших в жестокой борьбе. Смысл же всего рассказа в словах: «. Нас много, и жизнь наша тягостна. Устелем трупами землю; на трупы набросим новые трупы и так дойдем до вершины. И если останется только один, — он увидит новый мир» . Довольно верное и хорошее толкование дает «Стене» Геккер («Одесские новости» , 1 мая) . К его статье рекомендую вам обратиться. Очень буду рад, если мои объяснения удовлетворяют вас. Леонид Андреев» . («Звезда» , 1925, № 2, с. 258.)
Стена — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Стена», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
version 1.1 — правка документа — Tibioka
Леонид Николаевич Андреев
Я и другой прокаженный, мы осторожно подползли к самой стене и посмотрели вверх. Отсюда гребня стены не было видно; она поднималась, прямая и гладкая, и точно разрезала небо на две половины
И наша половина неба была буро-черная, а к горизонту темно-синяя, так что нельзя было понять, где кончается черная земля и начинается небо. И, сдавленная землей и небом, задыхалась черная ночь, и глухо и тяжко стонала, и с каждым вздохом выплевывала из недр своих острый и жгучий песок, от которого мучительно горели наши язвы.
— Попробуем перелезть, — сказал мне прокаженный, и голос его был гнусавый и зловонный, такой же, как у меня.
И он подставил спину, а я стал на нее, но стена была все так же высока. Как и небо, рассекала она землю, лежала на ней как толстая сытая змея, спадала в пропасть, поднималась на горы, а голову и хвост прятала за горизонтом.
— Ну, тогда сломаем ее! — предложил прокаженный.
— Сломаем! — согласился я.
Мы ударились грудями о стену, и она окрасилась кровью наших ран, но осталась глухой и неподвижной. И мы впали в отчаяние.
— Убейте нас! Убейте нас! — стонали мы и ползли, но все лица с гадливостью отворачивались от нас, и мы видели одни спины, содрогавшиеся от глубокого отвращения.
Так мы доползли до голодного. Он сидел, прислонившись к камню, и, казалось, самому граниту было больно от его острых, колючих лопаток. У него совсем не было мяса, и кости стучали при движении, и сухая кожа шуршала. Нижняя челюсть его отвисла, и из темного отверстия рта шел сухой шершавый голос:
И мы засмеялись и поползли быстрее, пока не наткнулись на четырех, которые танцевали. Они сходились и расходились, обнимали друг друга и кружились, и лица у них были бледные, измученные, без улыбки. Один заплакал, потому что устал от бесконечного танца, и просил перестать, но другой молча обнял его и закружил, и снова стал он сходиться и расходиться, и при каждом его шаге капала большая мутная слеза.
— Я хочу танцевать, — прогнусавил мой товарищ, но я увлек его дальше.
Опять перед нами была стена, а около нее двое сидели на корточках. Один через известные промежутки времени ударял об стену лбом и падал, потеряв сознание, а другой серьезно смотрел на него, щупал рукой его голову, а потом стену, и, когда тот приходил в сознание, говорил:
— Нужно еще; теперь немного осталось.
И прокаженный засмеялся.
— Это дураки, — сказал он, весело надувая щеки. — Это дураки. Они думают, что там светло. А там тоже темно, и тоже ползают прокаженные и просят: убейте нас.
— А старик? — спросил я.
— Ну, что старик? — возразил прокаженный. — Старик глупый, слепой и ничего не слышит. Кто видел дырочку, которую он проковыривал в стене? Ты видел? Я видел?
И я рассердился и больно ударил товарища по пузырям, вздувавшимся на его черепе, и закричал:
— А зачем ты сам лазил?
Он заплакал, и мы оба заплакали и поползли дальше, прося:
— Убейте нас! Убейте нас!
Но с содроганием отворачивались лица, и никто не хотел убивать нас. Красивых и сильных они убивали, а нас боялись тронуть. Такие подлые!
У нас не было времени, и не было ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Ночь никогда не уходила от нас и не отдыхала за горами, чтобы прийти оттуда крепкой, ясно-черной и спокойной. Оттого она была всегда такая усталая, задыхающаяся и угрюмая. Злая она была. Случалось так, что невыносимо ей делалось слушать наши вопли и стоны, видеть наши язвы, горе и злобу, и тогда бурной яростью вскипала ее черная, глухо работающая грудь. Она рычала на нас, как плененный зверь, разум которого помутился, и гневно мигала огненными страшными глазами, озарявшими черные, бездонные пропасти, мрачную, гордо-спокойную стену и жалкую кучку дрожащих людей. Как к другу, прижимались они к стене и просили у нее защиты, а она всегда была наш враг, всегда. И ночь возмущалась нашим малодушием и трусостью, и начинала грозно хохотать, покачивая своим серым пятнистым брюхом, и старые лысые горы подхватывали этот сатанинский хохот. Гулко вторила ему мрачно развеселившаяся стена, шаловливо роняла на нас камни, а они дробили наши головы и расплющивали тела. Так веселились они, эти великаны, и перекликались, и ветер насвистывал им дикую мелодию, а мы лежали ниц и с ужасом прислушивались, как в недрах земли ворочается что-то громадное и глухо ворчит, стуча и просясь на свободу. Тогда все мы молили:
Источник