Картинка к сочинению анализ стихотворения Запели тесаные дороги
Тематические материалы:
Ошибки в уголовном праве: понятие, виды и значение Арбитражный суд саратовской области Корпоративный договор Корпоративный договор понятие значение виды Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (Гильмутдинов Э Общая характеристика основных криминологических направлений и школ — реферат Завещательное возложение: понятие и особенности составления Что такое завещательное возложение имущественного характера О судебной практике по вопросу освобождения от наказания в связи с болезнью Конфликт интересов на государственной гражданской службе Сравнительная характеристика конфликта интересов и личной заинтересованности
103583
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Сюжет
Сюжет стихотворения описывает возвращение поэта на Родину.
На месте отчего дома он застаёт пепелище, среди односельчан почти не встречает знакомых. Ураган революции перевернул всё вверх дном, и даже «грустная радость» остаться в живых уже не радует героя, ведь её поделиться не с кем.
Теперь сельчане собираются не у церкви, а у волости. Молодёжь распевает политические частушки.
Поэт потрясён и разочарован, это не тот народ, с которым он был прежде дружен. Чувство ненужности вызывает в сознании героя желание уйти, уступить дорогу более молодым, здоровым, не нуждающимся в его поэзии людям. Но сам для себя он решает, что всегда будет воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь».
Система образов
Образы стихотворения тесно связаны с мотивами утраты родины, ущербности происходящего.
«Мельница с крылом единственным» символизирует птицу, которая не может взлететь, — погибающую старую деревню, обескрыленную социальными переменами.
«Зола и слой дорожной пыли» на том месте, где стоял отчий дом – тоже символ невозвратимой потери.
Не узнаёт лирический герой и жителей деревни: «Вокруг меня снуют // И старый, и молодые лица, // Но некому мне шляпой поклониться, // Ни в чьих глазах не нахожу приют». Он давно не бывал в родных краях, стал совсем чужим, городским, а его стихи, известные всей России, здесь, наверное, ещё не читали.
Изменился родной язык. Он стал «корявым, немытым». Поэт специально употребляет просторечия, диалектизмы, искажает привычное звучание слов: «они свою обсуживают жись».
Передавая речь «красноармейца с ликом сонным», автор использует ничего не значащие междометия: «Уж мы его и энтак и разэнтак, // Буржуя энтого, которого, в Крыму…» Это не речь, а какое-то животное бормотание, полная деградация. Даже «клёны морщатся», слыша такое.
Наконец, в конце стихотворения возникает образ лиры – атрибута поэтического ремесла. Автор признаётся, что не отдаст её никому.
Если в пушкинских строках из стихотворений «Вновь я посетил… », «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» присутствует идея преемственности, то в произведении Есенина всё ограничивается текущим моментом.
«Цветите, юные, и здоровейте телом…» — в этом призыве слышится неверие в то, что душа юных может быть здоровой после всего, что произошло в стране. «А я пойду один», — заключает поэт. Он останется наедине со своей главной задачей – песней о «шестой части земли», заповедном и вечном русском пространстве.
2 вариант
Все творчество великого поэта словно пронизано темой природы. Можно сказать, что она является основной составляющей творчества. Неудивительно, ведь Есенин является представителем новокрестьянской поэзии. Любовь к родному краю была впитана им с молоком матери.
В своих творениях литератор воспевает красоту Руси во всем ее многообразии. Образы достаточно трогательны и поистине уникальны. Можно сказать, что Есенин видит красоту во всем – как в бескрайних полях, так и в дремучих лесах, как в деревнях, так и в совершенно безлюдной местности.
Поэт любит Россию такой, какая она есть – лишь потому, что он умеет видеть прекрасное буквально во всем, что видит вокруг.
Также Есенин использует весьма интересные метафоры, аллегории и специфические образы. Допустим, в одном из творений, месяц у него гуляет в голубой траве, подобно кудрявому ягненочку.
Природные явления кажутся живыми – точнее, поэт представляет Мать – Природу вполне реальным, живым организмом, который успешно выполняет свои функции («васильками сердце светится»).
В описании природы Есенина присутствует некая упоенность – можно сказать, что поэт наслаждается красотами родного края как хорошим вином – смакуя каждый глоток, пытаясь извлечь максимальное удовольствие от вкушения купажа.
Природа у Есенина всегда живая, одухотворенная – например, ивы представляются ему в образах кротких монашек, тучи ржут, как сто кобыл и пр.
Но, несмотря на то, что красоты представляются поэту такими милыми, любимыми, родными и до боли знакомыми, периодически автор словно напоминает, что здесь он «случайный гость» – вполне возможно, что это отсылка к тому факту, что все люди на земле лишь гости и век каждого, увы, не бесконечен.
Присутствуют и моменты, когда, видя наступление осени, Есенин прощается с родной природой, которую так любит.
Читая стихотворения поэта, невольно ощущается неимоверная искренность. Простота граничит с красотой – так, что Есенина можно назвать по-настоящему «народным» поэтом. Но это, ни в коем случае, не идет вразрез с возвышенностью – ведь она присутствует в полной мере.
Природа в творениях Есенина переливается яркими красками – она улыбается, плачет, воодушевляется, обретает душевную гармонию вместе с ним самим. Можно сказать, что между литератором и природой присутствует некая незримая связь, которую чувствуют оба.
Достаточно сложно найти автора, который был бы настолько пропитан неподдельной любовью к родному краю и непреодолимым желанием воспевать красоты русской земли.
История создания
В стране повсюду поднимается революционное движение. Поэту явно не безразлична судьба Отчизны, в произведении он указывает на нелёгкую её дорогу, которую он готов с ней разделить.
Его призвали на службу при санитарном поезде.
Жизнь в городе его не прельщала, он тяготился городской суетой, ему ближе была деревня, точнее родной край.
Автору милее были бескрайние дороги, обширные леса и поля, в городе ему было тесно.
Поэт уносится мыслями в село, где прошло его детство, где дед научил его ходить в церковь, молиться, приучил к вере, которая осталась в его душе на всю жизнь.
Заполненное олицетворениями произведения оживляет природные красоты, настраивает на понимание чувств автора, даёт возможность по-новому взглянуть на обычные вещи.
Читайте по теме:
Основная тема — любовь к Отечеству, бескрайние просторы страны, грусть, тяжесть судьбы.
Патриотическая лирика, элегия.
Основная мысль произведения
Основной идеей автора было показать читателю насколько прекрасная у него родина. На её красоту и прелесть не смогли повлиять ни морозы, ни суровая зима. Сергей Есенин смог передать читателю все то величие России, которое мы порой не замечаем и проходим мимо. Ничто не в состоянии омрачить пейзаж за окном
В любое время года и время суток мы живем в прекрасном мире, который достоин того, чтобы люди как можно чаще обращали на него внимание. Там где простой человек способен заметить лишь мороз, стужу и холод – поэт показывает настоящую сказку
Так может быть стоит действительно прислушаться к нему и начать хоть немного чаще смотреть по сторонам?
Пафос
Стихотворение написано с огромной болью и любовью к Родине.
Поэт не мог не огорчаться тем, как мельчает в частушках и агитках народная душа, как предаются традиции прадедов, убираются с полок образа.
Сакральное пространство души становится бездуховным. Живая душа страны (русская деревня) превращается в душу мёртвую. Настроение тоски и уныния сменяется чувством одиночества, полной бесприютностью.
Вслед за ними приходит понимание того, что вернуть прошлое обратно нельзя, наступает смирение. Поэт благословляет грядущие поколения и предчувствует завершение собственного пути.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Когда мечтательно я предан тишине Фета Произведение относится к раннему творчеству поэта и посвящается женщине Марии Козьминичне Лазич, безвременно трагически ушедшей из жизни и ставшей для автора единственной и неповторимой любовью всей его жизни.
- Анализ стихотворения Вдохновение Дельвига Произведение относится к раннему лирическому творчеству поэта и по жанровой направленности представляет собой строгую поэтическую форму сонета в виде стихотворного послания к лицейскому другу.
- Анализ стихотворения Тютчева Сияет солнце, воды блещут… Фёдор Иванович Тютчев — замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение «Сияет солнце…» — пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться
- Анализ стихотворений Фета
- Анализ стихотворения Никитина Поле Ощущения русского человека во многом связаны с ощущениями простора и свободы, внешней и внутренней. Не даром, такой образ как именно русское поле четко закрепился в культуре. Во многом внутреннее пространство
Есенин с. а. — Стихотворение с. есенина запели тесаные дроги. ..
Сергей Есенин… Синь… Осень… В самом звуке его имени уже звучит прохладная музыка спокойного российского раздолья… И строчки его стихов наполнены музыкой русской речи. В них порой слышится «дальний плач тальянки», подпевают «горластые гуси», «глухо баюкают хлюпь камыши», «звенят колосья» и «вызванивают ивы», «тенькает синица», а «на бору со звонами плачут глухари», смеётся «роща зыками с переливом голосов», и под «карусельный пересвист» «плачет смехом бубенец»… У Есенина всегда так: на первый взгляд – радость, многозвучность, ликование, смех, но в них таится грусть, чуть сквозит печаль, где-то глубоко внутри прячется боль. Запели тёсаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. «Запели тёсаные дроги», значит можно чуть передохнуть от тяжёлой крестьянской работы, проехаться, взглянуть на Божий мир; сидишь, свесив ноги, покусываешь травинку; покачиваются, поют «тёсаные дроги», «бредёт мой конь, как тихая судьба», вокруг тебя «бегут равнины и кусты», высоко-высоко в небе заливается невидимый жаворонок, «солнца струганые дранки загораживают синь», и тёплый ветерок с «запахом мёда и роз» ласкает руки и лицо… Господи, хорошо-то как… Но тут же напоминанием о краткости человеческой жизни и хрупкости счастья встают за часовнями «поминальные кресты» на погостах. Но ты-то ещё жив, хотя помнишь, что «пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть», потому что «каждый в мире странник – пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом». Опять я тёплой грустью болен От овсяного ветерка. И на извёстку колоколен Невольно крестится рука. «Спаси, Господи, люди твоя»… Теплая грусть… Тихие, сладкие слёзы… «На душе светло…» И всю твою сущность переполняет «любовь к родному краю», которая «томила, мучила и жгла»: О, Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску. Днём поле изумрудно-зелёное, и река переливается под ярким солнцем ослепительным серебряным блеском — всё привычно и понятно. А вот на заре… Поле вдруг становится малиновым… И вся синь неба, отразившись в зеркале воды, падает в реку… Это буйство и волшебство чистых и нежных красок длится недолго, но такие вот минуты переворачивают всю душу, отравляя её сказочной красотой, наполняя тишиной и взрывая восторгом!.. Синь… Есенин… Россия… Россия никогда не жила легко. Боль и скорбь, глад и хлад, тоска и неволя, сиротская доля, — всё это её понятия. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу. И всей этой юдоли плача и печали именно в России – не меряно. И оттого любишь и жалеешь её (и себя) ещё больше, ещё глубже, ещё преданнее. И невозможно настоящему русскому человеку отказаться от своей Родины, как бы тяжело она ни жила. Да, «не любить тебя, не верить – я научиться не могу». И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылём. Бог с ними, с цепями, приковавшими русскую душу к родной стороне; но даже ковыль, трава степная, не просто бездумно и бездарно шумит, но — звенит, и не абы как, а — молитвой! Чтобы не видеть, не слышать, не верить, чтобы отринуть всё это, нужно просто не иметь души. Чувствующей. Живой. Тоскующей. Русской. Россия… Осень… Синь… Есенин… Слова одного порядка: патриотического, духовного, душевного. За минувший век страна неузнаваемо менялась много раз, реалии жизни стали другими, нынешние образованные люди во многом уже и по-другому смотрят на мир, но Есенин неизменно близок истинно русскому человеку: поющему, читающему, помнящему его строки, сотканные из света, добра и любви. Время над его поэзией не властно. Есенин – вечный певец России. Он — один из лучших, родной, понятный, любимый. Есть на свете места, где теплей и сытней, где спокойнее, мягче и тише, но России моей нет на свете милей. Здесь – живёшь. Здесь – Есенин. Здесь – дышишь.
Анализ стиха «Край любимый! Сердцу снятся»
Стихотворение С.А. Есенина “Край любимый! Сердцу снятся…” было написано в 1914 году и носит горьковатый философский оттенок, характерный для данного периода в творчестве поэта.
Произведение пронизано бесконечной любовью к Родине. Лирический герой с нежностью оглядывает дорогие сердцу просторы, и размышления о красоте родной земли постепенно сменяются философскими мыслями.
Последняя строфа стихотворения навевает грусть, заставляя читателя задуматься о недолговечности человеческой жизни:
Чувства лирического героя по отношению к Родине выражаются различными художественными средствами, используемыми автором: метафорами (“сердцу снятся”, “И вызванивают в четки//Ивы…”), риторическим восклицанием “Край любимый!”.
Эпитеты подчеркивают атмосферу спокойствия и тишины — “лонных”, “тихой”, “кроткие”. Инверсия придает словам размышляющего выразительность:
Перекрестная рифма в сочетании с размером стихотворения (хорей) создает ощущение неспешности, последовательности мыслей лирического героя.
Аллитерация позволяет читателю буквально услышать, как говорит размышляющий — неторопливо, почти шепотом (“счастлив душу вынуть”, “резеда и риза кашки”, “ивы, кроткие монашки”).
Таким образом, стихотворение С.А. Есенина “Край любимый! Сердцу снятся…” выражает типичную для поэта тему любви к Родине, но в сочетании с философскими размышлениями, и создает ощущение недолговечности живущих в этом мире.
Образы и символы
Есенин не зря выбирает для своего стихотворения образ березы, ведь именно это дерево является символом его дорогой родины – России. Описывая всю красоту русской зимы, самого дерева, автор показывает нам, насколько сильно он привязан к родным местам. Он не стыдится своего происхождения, и даже в большом городе воспевает сельскую красоту и восхищается ею.
В образ березы он включил всю красоту русской зимы, которая действительно заслуживает восхищения. Так же автор передает то, насколько сильно он скучает по тем временам, когда будучи ребенком, он мог ежедневно наблюдать ту самую березу за своим окном. В каждое время суток она была по-своему прекрасна. Он мог смотреть на неё с вечера до зари, любуясь её красотой.
В образе лирического героя мы видим самого автора, который безумно любит природу и русскую землю. Он способен найти прекрасное в обыденных вещах, на которые мы даже не обращаем внимания. Он умеет любить и восхищаться, зная, что красоту можно заметить и в мелочах.
Анализ стихотворения «Письмо к матери» Есенина
Письмо к матери (1924) Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери- Родине. Сергей Есенин создал культ родного дома как единственного надёжного пристанища в этом страшном мире и культ матери как единственно родной и преданной души. Для любого человека мать — это и есть родина, начало всех начал.
В этом стихотворении поэт обращается к известной библейской теме — возвращению блудного сына. Но, в отличие от библейского сюжета, у Есенина речь идёт о возвращении сына не к отцу, а к матери, и к тому же возвращение — это всего лишь мечта, которая вряд ли сбудется:
Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад…
Образ сада — символ детства и юности, куда возврата быть не может.
Сын разочарован в жизни, он потерял веру, испытал «слишком раннюю утрату и усталость». Все мечты обманули, кроме единственной: «Чтоб скорее от тоски мятеяснои / Воротиться в низенькии наш дом».
У лирического героя стихотворения осталась последняя надежда, последняя опора в жизни:
Ты одна мне несказанный свет.
Автор включает в текст риторические вопросы («Ты жива ещё, моя старушка?»), пожелания («Пусть струится над твоей избушкой / Тот вечерний несказанный свет»), обращения («Ничего, родная! Успокойся.»).
Намеренно введены в стихотворение просторечные слова: старушка, избушка, шибко. Эта лексика помогает читателю проникнуться атмосферой русской деревни, домашнего уюта, самобытности.
Эпитеты (вечерний несказанный свет; низенький наш дом), передают сыновнюю любовь и нежность к родному дому. В эпитетах словосочетания «в старомодном ветхом шушуне» звучит душевная боль лирического героя, оттого что состарилась без него мать, и чувство вины перед нею.
Автор использует анафоры (не буди; не волнуй; не сбылось; не учи; не надо; не грусти; не ходи). Этот приём, прежде всего, передаёт печаль души лирического героя, его разочарование, тоску по матери.
Стихотворение имеет кольцевую композицию: мы видим практически полное повторение фразы в начале и в конце («Что ты часто ходишь на дорогу / В старомодном ветхом шушуне» — «Не ходи так часто на дорогу / В старомодном ветхом шушуне»).
Сознание своей вины перед матерью, надежда на её прощение знакомы очень многим людям, поэтому так трогают эти стихи.
Самые сокровенные чувства поэт выражает в простых, всем понятных словах.
Композиция
Композиция произведения линейная, трёхчастная.
- Первые 4 четверостишия – вступление, завязка. В них рассказывается о том, как поэт вернулся на малую родину.
- Вторая часть, открывающаяся строкой «Вот вижу я…», содержит развитие действия, описывает сельскую жизнь — развитие действия. Её завершает лирический выпад, напоминающий шквал эмоций: «Вот так страна!». Кульминация произведения: «Моя поэзия здесь больше не нужна…».
- В третьей части произведения звучит личный вывод, сделанный поэтом: «У вас иная жизнь, // У вас иной напев…». Развязка – это уход от настоящего в область вечного, туда, где незыблемо и мощно восстаёт, как феникс из пепла, святая Русь.
Тема родины в творчестве С. Есенина
Сергей Александрович Есенин писал стихи на разные темы, но самое ведущее направление в его творческих шедеврах заняла тема родины. Поэт испытывал безграничную любовь к родному краю и к своей стране, и эти бесценные чувства, он изящно передавал в своих великолепных стихотворениях. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве» С. Есенин
Эти слова часто повторял великий поэт современности. Сложно было не поверить в искренность его изречений, ведь практически в каждом стихотворении Сергея Александровича курируют слова – Родина, Русь и Россия.
Тихие признания поэта о безграничной любви к родине, переданные в творческих работах, настолько естественны и одухотворены, что прочитывая очередной стих этого автора, начинаешь переосмысливать собственные чувства и жизненные ценности. Родина – вторая мать, ее нужно любить, уважать и ставить превыше всего!
Есенин поднялся к вершинам мировой поэзии из простого народа, а родная рязанская земля, стала благородной колыбелью для его творческих достижений. Эта тема позволила юному таланту раскрыть все свои потенциальные, и даже гениальные способности. Поэт просто не смыслил себя вне родины, он не представлял свою жизнь за пределами родной земли. Эта привязанность, сочтенная с яркой любовью, вдохновляла русского поэта. Сергею Есенину удалось написать множество великолепных стихотворений, воспевающих Россию, ее безграничные просторны и живописные виды естественной природы.
Родина для каждого человека начинается с места, где он родился и вырос. Для Сергея Александровича, этим местом стало любимое село в Рязанской губернии, Константиново. Здесь прошли лучшие годы детства, навевающие массу приятных и радостных воспоминаний, о которых он не мог умолчать. Поэт часто воспевал любимый край в своих лучших стихах:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях своих стозвонных!
Даже находясь вдали от родного села, поэт всегда стремился на свою маленькую родину. Здесь он черпал силы и энергию для создания новых работ. Среди живописных видов, отдыхал от бытовых проблем и забывал обо всех неприятных событиях из личной жизни.
Безмятежная и чистая любовь к Родине чувствуется в каждом стихотворении Сергея Есенина. Он выражал ее конкретно, обзирая превосходные картины родных пейзажей. Поэт четко видел все краски природы, ее настроение и живую душу. Он с небывалым энтузиазмом наблюдал за природными изменениями, характерными для смены времени года. Небо, лес, солнце, деревья, речки и другие важные элементы окружающего мира – все это он считал неотъемлемой частью своей Родины, поэтому в его стихотворениях, тема родного края очень точно переплетается с живописными описаниями натуральной природы.
Анализ стихотворения Есенина С.А. «Запели тесаные дроги»
«Запели тесаные дроги»
В стихотворении «Запели тесаные дроги» проявился типичный для С.А. Есенина прием: развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой. В основе данного произведения лежит традиционный для русской классической поэзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой исторического пути России. Отсюда столь динамичное начало, воплощающее семантику движения:
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Дроги — простая повозка без кузова для езды в поле.
В произведении сильны также характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы. Часовни и колокольни — неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а вот определение «молитвословный» ковыль, несомненно, выступает средством создания возвышенного поэтического стиля. С.А. Есенин подчеркивает, что христианство для русского народа даже не столько философские убеждения, сколько традиционный уклад жизни, воспринимающийся как естественный, привычный, а потому «И на известку колоколен Невольно крестится рука».
В стихотворении необычайно много слов с семантикой настроения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озерная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмоциональную насыщенность его переживаний.
Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопряжения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю. Примечателен также пейзаж в третьей строфе, построенный на цветовом контрасте: «малиновое поле И синь, упавшая в реку». Синь — одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цветастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине, на древний манер названной Русью, а не Россией, придать стихотворному повествованию большую значимость и торжественность. Малиновый цвет привносит праздничный оттенок. Известно, что он широко использовался в нарядном народном костюме. Синий и малиновый — яркое, благородное цветовое сочетание, как нельзя более удачно соответствующее образу величавой отчизны.
Цветастость, живописность — характерная особенно есенинского творчества. Технику его словесного рисования, цветописи исследователи часто сравнивают с лубочной бытовой народной живописью. Лубочные картинки отличались красочностью, гармонично подобранными цветовыми сочетаниями, орнаментальностью и особым воздушным характером. Исполнялись они обычно жидкой темперой, которая подобна акварели. Примечательно, что возникновение и распространение рисованного лубка связано с деятельностью старообрядчества, а С.А. Есенин был выходцем из старообрядческой семьи.
В четвертой строфе стихотворения «Запели тесаные дроги» иносказательно выражена тревога о дальнейшей судьбе России:
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
В 1916 году, когда было создано это стихотворение, в стране уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неведением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.
Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу,— восклицает он.
Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, широты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Словно последний аккорд, представлен в стихотворении финальный звуковой образ: «звенят родные степи Молитвословным ковылем». «Звон» — характерный звуковой образ для есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Причем во многих стихотворениях с темой звона связаны изобразительно-выразительные средства языка религиозной тематики. Не есть ли в этих образах своеобразная отсылка к церковному колокольному звону, приглашающему на службу всех христиан и воплощающему в конечном итоге идею соборности, духовного единения?
Анализ стихотворения Есенина С.А. «Запели тесаные дроги»
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
- запели тесаные дроги анализ
- анализ стихотворения есенина запели тесаные дроги
- анализ стихотворения запели тесаные дроги
- есенин запели тесаные дроги анализ
- анализ запели тесаные дроги
Тропы и образы
Современник Есенина мог уловить мотив смерти, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.
Извёстке колоколен (белый цвет) противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь (не Россия!) называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.
В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль (оксюморон). Причина грусти – в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озёрной тоской (метафора).
И всё-таки для поэта Россия остаётся Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.
Конец четвёртой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств (не могу научиться не любить родину и не верить ей), а потом действий, выраженных метафорами (не отдам цепи, не расстанусь с долгим сном).
Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна (смерти) помогает вернуться к мотиву народного её понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля (метафорический эпитет), которым звенят степи (метафора). Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.
Тема родины и природы в лирике С. Есенина
С. А. Есенин — выходец из российской глубинки. Он родился и вырос на Рязанщине, в селе Константиново. С детских лет его окружали русские просторы, и, быть может, именно это определило поразительную широту и удаль его поэзии
Внимание к родной природе, к русской деревне и крестьянскому дому породило в творчестве поэта глубокую любовь к родной земле в широком смысле этого слова. Есенин писал: «Чувство родины — основное в моем творчестве»
И, действительно, вся лирика поэта посвящена России. Кровная связь с землей, его породившей, стала главной особенностью творчества Есенина.
Чувство Родины у Есенина начинается с любви к родному краю, к русской природе. Именно в ней он черпает лиризм и нежность. Одно из ранних стихотворений Есенина «Сыплет черемуха снегом…» (1910) передает возвышенное и радостное настроение лирического героя, приветствующего весну:
Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной.
Перед нами предстает необычайно красочный, чудесный мир, в котором «никнут шелковые травы», «зелень в цвету и росе», «пахнет смолистой сосной». Есенин использует очень интересный прием в этом стихотворении: явление природы (наступление весны) он передает через другое природное явление — снегопад, совмещая таким образом, казалось бы, несовместимое. Весеннее кипение черемухового цвета поэт сравнивает с хлопьями снега. Читая стихотворение, будто оказываешься в сказке: стоит на миг прикрыть глаза, и не сразу разберешь — в зиму ты попал или в лето.
Сравнение дерева с прекрасной девушкой весьма характерно для творчества С. Есенина. Вот и здесь черемуху в цвету он сравнивает с невестой. Кажется, будто весна, а может быть, и юная Русь в белом платье и пышной фате идет к венцу, и птицы поют ей чудесные радостные песни. Олицетворение природы и ее явлений — важная особенность творчества Есенина.
В стихотворениях Есенина мы не увидим статичной, неподвижной природы. Напротив, она в постоянном движении. Вот и здесь «сыплет черемуха снегом», а шелковые травы «никнут». Все движется, и сам лирический герой готов бежать «по полю зыбистым бегом», приветствуя весну, родной край и всю свою Родину, ее поля и раздолья, клены и цветущую черемуху, дубравы и луга.
С бесконечной любовью рисует Есенин свою родину в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914). Он любуется ее полями и лесами, все ему здесь дорого, всюду он видит приметы родного крестьянского быта, который опоэтизирован в стихотворении Есенина и является для него, в сущности, воплощением родины:
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий
Спас. И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Чувство радости охватывает нас, когда «… прозвенит девичий смех». Вместе с лирическим героем мы любуемся открывающейся картиной бескрайней родной земли:
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Синий и все его оттенки: голубой, лазоревый — являются для Есенина символом и образом Руси. Даже белый лебедь из русских сказок становится синим, а песок — голубым. В этом, видимо, заложен большой философский смысл. Голубой цвет — это цвет неба, а синий часто встречается на русских иконах и фресках. Есенин воспринимает Русь как некое святое, небесное место. Здесь «хаты — в ризах образа…», странствуют богомольцы, а в деревне празднуют яблочный Спас.
Конечно, Есенин видит и низенькие околицы, и «звонно» чахнущие тополя — все приметы небогатого крестьянского житья, однако нет для него ничего дороже его родимой стороны, его родины:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Ничто не смогло пошатнуть любви Есенина к Родине: ни поездка по странам Европы, ни трагические события, которые происходили в России. Твердо веря в Русь и ее будущее, он напишет строки, которые имели и будут иметь особенный смысл для любого русского человека:
Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».
Отговорила роща золотая…
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.
Краткий анализ произведения
Есенин в стихотворении «Край любимый! Cердцу снятся» рисует деревенский мир удивительно образным, окуная читателя в мир природы, где цветет резеда, небо нависло как коромысло, ветерок треплет ивы, которые поэт сравнивает с кроткими монашками.
- Стихотворение было написано С.А. Есениным в 1914 году.
- Основная тема произведения — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысления собственного существования.
- Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж.
- Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, тихий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню.
- Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «кроткие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».
Поэт размышляет о быстротечности жизни, о ее радостях и грустных предчувствиях, о воле судьбы, которую приемлет.