Особенности стихотворения «Не жалею не зову не плачу…»
Представленное читателям стихотворение – своеобразный монолог автора. Есенин старается поделиться своими раздумьями и чувствами, которые «затаились» у него в глубине души. Стихотворение создано в виде обращения поэта к своему другу, которым в данном случае является читатель. Есенин рассчитывает на понимание, поэтому говорит очень искренно и вдохновенно. Создание иллюзии обращения у Сергея Есенина получилось, это сразу же понятно после прочтения первых строк. Следует отметить, что интонация произведения создана в форме исповеди, где прослеживается доверительное обращение к читателю. Поэт передает всю грусть души, прощается и благодарит все окружающее за то, что оно подарило ему возможность жить на земле.
На протяжении всего стихотворения время от времени выплескиваются наружу различные яркие высказывания, чувства и напор просто захватывают читателя. Фразы просты и искренни, поэтому способны покорить и пленить даже самого скрупулёзного человека. Автор старался создать такой образ, где будет совмещена душа человека, его чувства и натуральность характера природы.
Нимб одиночества
Мало того что один, так никого и не ждёт. Нет, у Есенина даже в последний год жизни, не было недостатка в товарищах, особенно в кабаке, но это было не то, это было «достань, да выкинь». К прочему, в процессе работы над поэмой расстреливают Ганина, а последняя жена Есенина Толстая более друг, чем жена… .
В строках Есенин вспоминает и Дункан:
И несколько раз повторяется про бессонницу, которая приходит на фоне алкоголя и душевного разлада с самим собой. Главного героя поэмы, в котором угадывается сам Есенин, поэт не раз обзывает, то подлец, то вор… . Это показывает недовольство собой на фоне депрессивного состояния.Что доказывает, что главный герой и есть Есенин? Хотя бы эти строки:
Напомню, Есенин «жёлтоволос» с голубыми глазами, а родился в Константиново под Рязанью.
Подробный анализ стихотворения
История создания
История создания стихотворения «Заметался пожар голубой» тесно связана с тем, а, точнее, с той, кому посвящена эта яркая лирическая исповедь.
В августе 23-го года Есенин вернулся из продолжительного путешествия с Айседорой Дункан по США. На тот момент поэт переживал кризис любовных отношений и надеялся на что-то новое, что вольётся в его жизнь и изменит её к лучшему.
Этим веянием перемен стало свидание поэта с актрисой Августой Миклашевской, он написал «Заметался пожар голубой» после первых встреч с этой неприступной женщиной. Стихотворение стало зачином для целого цикла «Любовь хулигана».
А актриса так и осталась равнодушна к Есенину и к его лирике, посвящённой её красоте. Роман двух деятелей искусства продлился совсем недолго и носил почти платонический характер.
Тема
Главенствующей темой стихотворения можно смело назвать «любовь». Причём в случае с «Заметался пожар голубой» — это любовь неразделённая. Встречи с актрисой вызвали в мятежной душе поэта бурю свежих чувств, то, чего ему очень не хватало на тот момент.
Сменивший не одну женщину подле себя, Есенин заговорил о первой любви: «В первый раз я запел про любовь».
Любовных переживаний в строках более чем достаточно, но утверждать тему любви единственной для данного произведения и цикла, который оно открывает, неправильно.
Звонко и убедительно звучит также тема самоанализа. Поэт говорит о себе и своём образе жизни не в самых лестных красках: «был на женщин и зелие падкий». И в то же время он утверждает, что готов измениться и ему «разонравилось пить и плясать».
Лирический герой желает отказаться от прошлого и войти в новое будущее под руку со своей возлюбленной: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил…».
Композиция
Стихотворение напоминает исповедь, в которой поэт признаётся, что все прошлые его увлечения не были похожи на настоящую любовь. Лишь когда он испытал это волшебное чувство, ему стал не нужен прежний образ жизни и он готов кардинально измениться ради любимой.
Произведение закольцовано, то есть в начале его и в конце третья и четвёртая строки похожи:
Таким образом, поэт подчёркивает, что испытываемое им чувство для него совершенно ново.
Жанр
Произведение «Заметался пожар голубой» написано в жанре элегии, трёхстопным анапестом, а его рифма носит перекрёстный характер. Элегии присущи философские, грустные размышления. Строки стихотворения окрашены эмоционально-психологической напряжённостью, в них заметны «внутренние восклицания», созданные с помощью таких приёмов, как повторы и анафоры.
Поэт подчёркивает эмоциональное напряжение, взволнованность героя посредством диссонантных рифмовок: «сад — плясать» или «забросил — осень». Такие рифмы нарушают мелодичность, подчёркивая хаотичность поэтического «пожара».
Средства выразительности
Эмоциональность стихотворения «Заметался пожар голубой» умело передана автором за счёт богатства средств выразительности:
Анафоры: «В первый раз я запел…» — подчёркивается новизна; «Был я весь…» — внимание акцентировано на отказ от прошлого. Эпитеты: «лёгкий стан», «поступь нежная» — подчёркивают восхищение образом любимой женщины
Метафоры: «волос твоих цветом в осень», «глаз златокарий омут» — поэт проецирует свою любовь к осени на любовь к женщине. Инверсии: «пожар голубой» — перестановка слов, подчёркивает акцент на внутреннем мятеже лирического героя. Повторы: «…В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить» — строки открывают исповедь героя и замыкают её. Сравнение: «был я весь как запущенный сад», с помощью сравнения поэт обличает свою прошлую жизнь, о бренности которой он задумался, встретив любовь.
Несмотря на признания и живописания радостной жизни рядом с любимой, поэт говорит о будущем в сослагательном наклонении, что наталкивает читателя на мысль, что, хотя лирический герой уже отказался от прежней жизни и любовь как-то изменила его, в данный момент он всё равно не достиг того счастья, о котором мечтает.
Мне нравится41Не нравится16
Жанр и композиция
Произведение относится к лиро-эпическому жанру, но «Черный человек» не лишен и драматизма — поэма построена на трагическом внутреннем конфликте, который не оставляет лирического героя в покое ни на минуту. Композиция поэмы построена на диалогах так, что ее при желании можно отыграть на сцене. В ней присутствуют:
- роли;
- реплики;
- ремарки от лица автора.
Лирический герой вступает в диалог со своим альтер эго, представленным в образе некоего человека в сюртуке и цилиндре. Действующие лица беседуют, а автору достаются ремарки, в которых он жалуется другу. Стихотворное произведение начинается прологом, заканчивается эпилогом и имеет основную часть, состоящую из двух действий, которые начинаются одинаковыми словами. Эти признаки сходны с театральными. Прием, когда автор обращается к кому-то во вступлении, также используется в пьесах. Поэма включает в себя черты трех видов литературы:
- Эпоса с его линейной композицией и отражением времени, когда происходит действие.
- Лирики, как произведение, написанное в стихах.
- Драмы из-за присущего тексту трагизма.
Стихотворение Есенина С.А.
Живи, как ты живёшь.
Я нежно чувствую
Твою любовь и память.
Ни капли не поймёшь —
И чем я в мире занят.
Теперь у вас зима,
И лунными ночами,
Помыслишь не одна,
Ну как заснуть в метель?
В трубе так жалобно
И так протяжно стонет.
Но видишь не постель,
И — что тебя хоронят.
Как будто тысяча
Поёт она плакидой —
И нет за гробом
Ни жены, ни друга!
Где каждой щепке,
Что не окинешь оком.
Я революцией великой
Страдаю и скорблю,
Я жду и призываю!
Её и в триста солнц
Пока не растопить!
С больной душой поэта
Пошёл скандалить я,
Озорничать и пить.
Она придёт, желанная пора!
Присели у орудий:
Тот сел у пушки,
Забудь про деньги ты,
Ты ли это, ты ли?
Ведь не корова я,
Не лошадь, не осёл,
Из стойла выводили!
Когда настанет срок,
Придётся по планете.
Тебе куплю платок,
Куплю я штуки эти.
Пока ж — идёт метель.
И тысячей дьячков
Поёт она плакидой —
И нет за гробом
Ни жены, ни друга.
Стихотворение Есенина С.А. — Ответ
См. также Сергей Есенин — стихи (Есенин С. А.) :
Отвори мне, страж заоблачный.
Отвори мне, страж заоблачный, Голубые двери дня. Белый ангел этой пол.
Отговорила роща золотая.
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печальн.
Жанр
Произведение «Заметался пожар голубой» написано в жанре элегии, трёхстопным анапестом, а его рифма носит перекрёстный характер. Элегии присущи философия и размышления богатые эмоциями. Строки стихотворения окрашены эмоционально-психологической напряжённостью, в них заметны «внутренние восклицания», созданные с помощью таких приёмов, как повторы и анафоры.
Поэт подчёркивает эмоциональное напряжение, взволнованность героя посредством диссонантных рифмовок: «сад — плясать» или «забросил — осень». Такие рифмы нарушают мелодичность, подчёркивая хаотичность поэтического «пожара».
Текст стиха «Заметался пожар голубой»
Сергей Есенин
Заметался пожар голубой
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь – как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
1923 г.
Смысл
Смысл этого стихотворения — в необыкновенной любви к женщине, поэтому и вспыхивает «пожар голубой» в сердце лирического героя. Этот цвет символизирует необычное чувство, которое ранее лирическому герою не доводилось испытывать. Из контекста становится ясно, что в его жизни вспыхивали только заурядные «огненно-красные» вспышки – земных страстей и земной, плотской любви, а теперь ворвался в его душу пламень небесной любви, ведь голубой — это цвет ясного неба.
В стихотворении лирический герой сравнивает себя с запущенным садом — это в данном случае символ порочной души, намёк на Эдем после изгнания оттуда первых людей. Их души были чисты и непорочны, а после совершения греха и изгнания из райского сада они наполнились пристрастиями и различными духовными нечистотами. У есенинского героя все наоборот: его душа, которую в стихотворении символизирует сад, сначала была грешна. А потом, благодаря женщине, которая стала для него идеалом, его сущность стала возрождаться и очищаться. То есть эта любовь равносильна возвращению в рай из грешной, разгульной, хулиганской жизни на земле.
Тематическая линия изменения собственной жизни чередуется с любовной линией: это понятно из особого расположения строф. Если, допустим, условно обозначить строфы стихотворения об изменении благодаря внезапному чувству буквой А, а строфы о любви буквой В, то получаем такое распределение: АА (1,2) — ВВ (3,4) — АА (5,6)
Из чего видно, что всё же важность преображения преобладает над важностью чувства, об этом же свидетельствует соответствие двух последних строк первой и последней строф. Ведь не о возлюбленной говорит поэт, а о собственном преображении, таким образом, подчёркивая, что раз он изменился — значит, и в самом деле в его жизнь ворвалось что-то великое и необыкновенное
Это — доказательство подлинности чувств путём самопознания.
История создания
1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь развернемся в 1923 год
В это время 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный. Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце
Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.
Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных гастролей, где его одолевала страшная тоска по родине, где казалось, он никому больше не нужен
Считать, что «Черный человек» — предсмертная исповедь поэта, как видите, ошибочно. Есенин как минимум два года жил в том мраке, что описан в произведении.
Средства выразительности
Тропы в поэме «Черный человек» тоже радуют многообразием.
- Повторы. Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора на чёрный создаёт нагнетающее и устрашающее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Нагнетает тоску и страх, это уж точно. Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный».
- Сравнения. «Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Более элегантно расписываться в собственном алкоголизме мало кто мог. «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – пасхалка, что герой уже мертв.
- Метафоричные олицетворения. Каждый нерв в поэте напряжен, органы не чувствуют его, работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений, их в тексте много – «месяц умер, синеет рассвет».
- Эпитеты. Их так много, что можно играть в игру «кто больше найдёт». Они тоже для атмосферы нагнетания. Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительную коннотацию, в этом стихотворении являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности. Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица и т.д.
- Парцелляция и инверсия. Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты».
- Градация. В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.
Тропы и образы
В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк – тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ ещё ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна (метафора), как для апостола Павла смерть — приобретение. Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте, послал бог Гнева и Печали.
Поскольку стихотворение – спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но: не живёт для себя, но умирает для других; его ещё не распяли – но распнут.
Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он. Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.
Антитеза жить для себя – умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.
Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.
Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери», ключевые моменты
Сергей Александрович Есенин… «Письмо матери» — стих этого замечательного творца отечественной поэзии, который, безусловно, заслуживает особого внимания.
В самом имени поэта может послышаться что-то ясное, душевное, чистое, русское. Таким и был Сергей Александрович: русский парень с волосами цвета пшеницы, с голубыми глазами. Его стихи, как и он сам, милы и просты. Буквально в каждой строке можно услышать нежную любовь к родине, её просторам. Его стихи согревают душу любого читателя, никого не оставляют равнодушным. Любовь поэта шла прямо из его сердца, будто из глубины самой России.
Одно из его чудесных стихотворений — «Письмо матери». На нем мы и остановимся подробнее. Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» начнём с обращения к его истории создания, ведь порой без неё нельзя до конца прочувствовать написанные строки.
1924 год (когда было написано стихотворение) – это время относится к последнему периоду творчества поэта, который считается наивысшей точкой мастерства Есенина. Это своеобразное подведение итогов всему.
«Письмо матери» посвящено и одному конкретному человеку, и всем матерям, и Родине.
Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» подразумевает более подробное его рассмотрение. Произведение отличается кольцевой композицией, а это значит, что фраза практически полностью повторяется в начале и в конце. Такое построение говорит о логической завершённости мысли, оно усиливает некоторые смысловые акценты.
Первые две строфы являются завязкой. Она служит неким предисловием к самому стихотворению. Третью строфу можно считать развитием сюжета. Здесь заметим и эмоции, и даже трагизм. Четвертая строфа является кульминацией, показывающей настоящие чувства, которые испытывает герой к своей матери. Становится понятно, что, несмотря на все жизненные невзгоды, человек помнит о своей маме, знает, кому обязан жизнью. Далее сюжет развивается по нисходящей интонации (с пятой по восьмую строфы). Здесь мы увидим некоторые воспоминания из прошлого, подробное описание чувств героя. Последняя строфа является итогом, подведённым после всего вышесказанного.
Чтобы грамотно выполнить анализ стихотворения Есенина «Письмо матери», необходимо выделить главные образы – это, безусловно, герой и его мать. Можно отметить ещё и образ сада, символизирующего весну и детство поэта, и образ дороги (жизненный путь).
В стихотворении использовано большое количество различных выразительных средств. Одним из них является риторический вопрос, который открывает «письмо»: «Ты жива ещё, моя старушка?». Вопрос является риторическим, потому что не требует ответа. Далее следуют строки «жив и я», соответственно, автор заранее знает ответ на заданный вопрос. Скорее, это указание на переживания героя, касающиеся здоровья матери, тоску по ней.
Главная мысль стихотворения заключается в том, что нужно любить свою мать
Необходимо навещать её, уделять внимание, пока есть такая возможность. Ни в коем случае нельзя о ней забывать, ведь материнское сердце переживает, ждёт, тоскует
Герой просит прощения за долгое отсутствие, за свою разгульную жизнь, за кабаки, за драки. Главное, вовремя осознать свои ошибки и попросить прощения у самого близкого и родного человека. Именно мама – это тот человек, который будет любить тебя всю жизнь, несмотря ни на что. Ну и, конечно же, нельзя не выделить образ Родины. Он тоже является ключевой идеей. Любить Родину, восхищаться ею, помнить всегда и везде – на такой патриотический лад настраивает читателя поэт.
Всё-таки остановимся на том, что стихотворение Есенина «Письмо матери» представляет нам двойственный образ героини. Перед нами и один человек, и Родина, любовь к которой начинается именно с любви к родной матери.
Сергей Александровичу Есенин очень любил свой дом, свою маму, поэтому сумел передать все чувства подлинно.
На этом анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» можно считать завершённым, ведь мы раскрыли его основные моменты и идеи.
Анализ стихотворения Есенина. нужна помощь, как говориться)))
Виктор Aфанасьев Мастер (1024), закрыт 8 лет назад
Он бледен. Мыслит страшный путь.
В его душе живут виденья.
Ударом жизни вбита грудь,
А щеки выпили сомненья.
Клоками сбиты волоса,
Чело высокое в морщинах,
Но ясных грез его краса
Горит в продуманных картинах.
Сидит он в тесном чердаке,
Огарок свечки режет взоры,
А карандаш в его руке
Ведет с ним тайно разговоры
Он пишет песню грустных дум,
Он ловит сердцем тень былого.
И этот шум, душевный шум.
Снесет он завтра за целоковый.
Подскажите чего-нибудь. может мыслями, впечатлением поделитесь и т.д.
КРИСТИНА. Высший разум (454119) 8 лет назад
Стихотворения под таким заголовком я не нашла, но всё равно несколько слов скажу.
Не надо знать биографию поэтов—читаем их стихи—и вся их жизнь перед нами!
По содержанию видно, что у Есенина очень плохое настроение, повидимому жизнь идёт под откос, писал он в 1924-25 году, накануне, когда депрессия охватила его полностью. Столько тоски, боли, отчаяния от чувства неудавшейся жизни и полной жизненной неудовлетворённости в каждой строеке. Есенин пишет о поэте, т. е. О СЕБЕ. Чёрный человек уже давно преследует его и везде ему мерешатся зловещие видения, они гложат его нутро, сушат щёки
Волосы всклокочены, лоб высокий избороздили морщины, а ведь ему нет и 30-ти. Поэт отгородилмя от всего мира, ушёл в себя, в свой чердачный мир и только доверяет карандашу.
Что он может радостного написать в таком удручённом состоянии. Ничего! Только может быть одни воспоминания промелькнут о светлой полосе его жизни, о прошедшем счастье. И завтра он продаст эти свои светлые строчки зы гроши, чтобы просто выжить.
Вот такие мои мысли об этом грустном стихотворении, Виктор.
Карина Коваль Ученик (240) 8 лет назад
Стихотворение написано, если я не ошибаюсь, в декабре 1925 года, за несколько дней до смерти, оно навеяно расставанием с любимой женщиной, всеобщим непризнанием, кризисом в творчестве, отсюда и тема: последние минуты жизни одинокого поэта, идея: показать, что в жизни наступил тяжелый момент и поэт не видит выхода. Картина динамична, находится в движении. Использованы приемы олицетворения: карандаш ведет разговоры, ловит сердцем, краса горит, живут виденья. Эпитеты: ясные грезы, тень былого, душевный шум. Мстилистические фигуры: анафора, полисиндетон, преобладание простых предложений. Написано четырехстопным хореем, аллитерация звуков с, ш, л. ну в общем так, кратко
Лариса Тиссен (Козлова) Знаток (427) 8 лет назад
романтизм, грость до скорби, слишком интимные для души чувства, но беспомощность ( в силу возроста или хороктера) приводит человека больше к размышлению но продав говорильню наступает временный хмель забытья. И с какой частотой повторяется эти приливы тем быстрей проходит процесс разрушения.
С НАСТУПАЮЩИМ ВАС НОВЫМ ГОДОМ!
Катёна Гуру (3865) 8 лет назад
Есенин показывает как непросто живется людям, наделенным столь чудесным даром- умением писать. у них нет много денег, они живут не в роскоше и богатстве, а»Сидит он в тесном чердаке».он использует олицетворения: живут виденья, карандаш в его руке
Ведет с ним тайно разговоры, метафора: краса
Горит .и несмотря на убогость окружающего его быта, небогатую одежду, в его голове светлые, чудесные мысли, которые, к сожалению, не будут оценены, он «Снесет он завтра за целоковый»(хотя я не знаю, монго ли это). Для поэта, главноене оплата его труда, а сами стихи, искусство, он творит их, чтоб выразить свои мысли, он ими хочет донести до людей свои мысли.
первый раз читаю этот стих, писала по ходу, но это мои мысли.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Письмо к женщине.
История создания: стихотворение написано в 1924 и является обращением к бывшей супруге поэта Зинаиде Райх
Тема стихотворения: любовь к женщине и к родной стране
Композиция: в стихотворении выделены и разделены отточием две эмоционально полярные части — «прошлое» и «настоящее»
Жанр: письмо-поэма в стихах
Стихотворный размер: вольный ямб
Метафоры: «в ударе нежных чувств», «Земля (Россия) — корабль»
Эпитеты: «грустная усталость», «яростный попутчик»
Сравнения: «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком»
Повторы: «Но вы не знали, что в сплошном дыму…»
Просторечия и вульгаризмы: «пьяный угар», «рвота»